Внутригосударственное и международное взаимодействие правоохранительных органов в борьбес фальшивомонетничеством, совершенным организованными преступными группами | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 335.

Внутригосударственное и международное взаимодействие правоохранительных органов в борьбес фальшивомонетничеством, совершенным организованными преступными группами

Отмечается, что фальшивомонетничество наносит ущерб экономическим связям как внутри государства, так и во внешнеэкономической деятельности, представляя тем самым серьезную угрозу. В этой связи автор предпринял попытку рассмотреть способы взаимодействия между сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющих расследования фальшивомонетничества, совершенных организованными преступными группами, а также поднять проблемы, существующие в международном и внутригосударственном сотрудничестве.

Domestic and international cooperation of law enforcement agencies in combating money counterfeiting by organizedcriminal groups.pdf В органах внутренних дел раскрытие преступления зависит в первую очередь от совместных усилий под-разделений трех служб: следствия, оперативно-розыскной и криминалистической. Особенно важно обеспечение надлежащего, основанного на строгом соблюдении закона взаимодействия по делам о пре-ступлениях в сфере экономики [1. С. 19].Проблема взаимодействия органов дознания и предва-рительного следствия активно разрабатывалась видными учёными-процессуалистами и криминалистами: А.Н. Ба-лашовым, Р.С. Белкиным, А.Н. Васильевым, Н.Н. Гапано-вичем, И.Ф. Герасимовым, И.М. Гуткиным, Н.В. Жоги-ным, Л.М. Карнеевой, В.П. Лавровым, A.M. Лариным, В.Ф. Статкусом, А.Р. Ратиновым, Н.П. Яблоковым, Н.А. Якубович и др. Они рассматривали различные ас-пекты взаимодействия органов предварительного следст-вия и дознания преимущественно в рамках методик рас-следования конкретных видов преступлений или при ис-следовании проблем раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников, а также создания и функцио-нирования следственно-оперативных групп. Их научные работы создали теоретический и методологический фун-дамент для дальнейших исследований в этой области.С учетом особого значения проблемы взаимодействия как важного фактора повышения эффективности борьбы с преступностью МВД РФ была утверждена Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб орга-нов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступ-лений, сформулировавшая задачи, нормативно-правовую основу и принципы взаимодействия.Необходимо отметить, что суть взаимодействия за-ключается в организации налаженной системы сбора и обмена необходимой информацией на всех этапах рас-крытия и расследования преступления, т.к. успешность борьбы с фальшивомонетничеством, совершаемым организованными преступными структурами, включая сообщества, предполагает комплексное участие орга-нов внутренних дел, федеральной службы безопасно-сти (ФСБ) и таможенных органов (ФТС). Одновремен-но возникает необходимость в том, чтобы эта деятель-ность не оказалась обезличенной и чтобы соответст-вующие службы каждого правоохранительного органа решали конкретные задачи и несли за них ответствен-ность. Необходимо нормативное закрепление сфер ихдеятельности по борьбе с организованными группами, занимающимися изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков и ценных бумаг, и координация этой деятельности. Сегодня основной груз ответственности за состояние борьбы с фальшивомонетничеством несут органы внутренних дел, а ФСБ и ФТС, наделенные правом ведения оперативно-розыскной деятельности, обеспечивают лишь отдельные направления этой борь-бы. В то время как немалый вклад в раскрытие и пре-сечение фальшивомонетничества может внести взаи-модействие с таможней, т.к. наиболее качественные подделки валют (долларов США и евро) ввозятся из других государств через границу России. На таможен-ных пропускных пунктах происходит выявление и за-держание фальшивомонетчиков. Что касается деятель-ности органов ФСБ, то они должны, используя свои специальные силы и средства и взаимодействуя с дру-гими правоохранительными органами, заниматься рас-следованием самых опасных преступлений этого вида, т.к. фальшивомонетничество используется террористи-ческими организациями в целях подрыва экономиче-ской безопасности государства, а также в целях приоб-ретения оружия и оплаты наемных террористов.Надо сказать, что общая тенденция к обособлению, автономизации, в частности регионов, отражается и на стремлении каждого государственного федерального органа изолироваться от соседа в рамках своей компе-тенции, закрепленной в отдельных нормативных актах.Автор поддерживает точку зрения В.А. Образцова, ко-торый считает, что «разовые, кратковременные, как и тесные, многоплановые, длящиеся контакты могут осу-ществляться по вертикали (с представителями выше-стоящей организации) и по горизонтали (например, с кол-легами из смежных территориальных органов того же уровня). Субъекты следоведения взаимодействуют с офи-циальными и частными лицами, с работниками правоох-ранительных и иных органов (например, контролирую-щих органов), с членами своего коллектива и других тру-довых коллективов. Взаимодействие осуществляется на внутриведомственном и межведомственном, внутригосу-дарственном и межгосударственном уровнях. Все зависит от того, какие задачи должны быть решены на базе объе-динения различных сил, средств, возможностей, каковы масштабы и локализация планируемой деятельности, ка-93кое время отведено на решение поставленных задач, и ряды других обстоятельств» [2. C. 47].Наиболее эффективной формой процессуального взаимодействия следователя с иными участниками слу-жит следственно-оперативная группа. Эту форму ха-рактеризуют следующие черты:- проводимые членами следственно-оперативной группы следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия подчинены единым целям;- все действия членов следственно-оперативной группы обязательно согласуются между собой, в част-ности путем разработки единого плана;- каждый из участников следственно-оперативной группы, действуя в пределах своей компетенции, со-храняет функциональную самостоятельность;- работа в составе следственно-оперативной группы дает следователю возможность незамедлительно исполь-зовать данные, полученные оперативным путем, а опера-тивными сотрудниками - информацию, полученную в ходе проведения следственных действий [3. C. 496].Понятие, задачи, цели и общая характеристика дея-тельности следственно-оперативных групп получили определенное освещение в работах Р.С. Белкина, Л.Я. Драпкина, А.И. Михайлова, В.А Образцова, Н.А. Селиванова и ряда других ученых-криминалистов.По времени функционирования следственно-опера-тивные группы подразделяются на постоянно дейст-вующие и временно функционирующие. Более эффек-тивные результаты на практике показывают постоянно действующие следственно-оперативные группы. Изу-ченные уголовные дела свидетельствуют, что результа-тивность производства следственных действий и рас-следования фальшивомонетничества в целом напря-мую зависит от состава следственно-оперативной группы. В состав следственно-оперативной группы по расследованию преступлений в сфере изготовления и сбыта поддельных денежных знаков и ценных бумаг, совершенных организованными группами, входят: сле-дователи различных ведомств, сотрудники оператив-ных подразделений органа дознания (один из опера-тивных работников назначается старшим), специали-сты-криминалисты, в случае необходимости и иные специалисты. Следует отметить, что изменения в со-ставе группы могут быть произведены лишь начальни-ком, издавшим приказ о ее создании, по согласованию с руководителем следственно-оперативной группы, что, на наш взгляд, является целесообразным, позво-ляющим начальнику контролировать те или иные из-менения, которые происходят в группе.Положительный результат в борьбе с изготовлени-ем и сбытом поддельных денежных знаков и ценных бумаг можно получить только при взаимодействии ор-ганов предварительного следствия со специалистами-криминалистами. Как показывает практика, данное взаимодействие осуществляется формально. Следова-тели в большинстве случаев привлекают специалистов в целях грамотного заполнения протоколов осмотра компьютера, другой техники и поддельных денежных знаков или ценных бумаг. Таким образом, следователи не используют знания специалистов, которые могут позволить повысить эффективность расследования преступлений, предусмотренных ст. 186 УК РФ.Проанализировав качественные и количественные характеристики организованной преступности, зани-мающейся изготовлением и сбытом поддельных де-нежных знаков и ценных бумаг, ее развитие, можно сделать вывод, что эффективное противодействие дан-ному негативному явлению возможно при усилии всех государств. Так как организованные преступные груп-пы, занимающиеся фальшивомонетничеством, изготав-ливая и сбывая свободноконвертируемую валюту (дол-лары США и евро), и не только, тесно взаимодейству-ют и расширяют свою преступную деятельность за пределы региона, государства.Изготовление и сбыт фальшивых денег приобрели в настоящее время характер транснационального бизне-са. Объективными причинами активизации данного вида преступной деятельности являются:- экономическое сотрудничество государств и вза-имные платежи, осуществляемые между ними;- интенсивное развитие международного туризма;- развитие специализации международных пре-ступных организаций разных стран на отдельных ста-диях этого преступного бизнеса - изготовлении, нако-плении, реализации.В этой связи требуется организация оптимального взаимодействия правоохранительных органов разных стран на основе и в соответствии с Женевской конвен-цией 1929 г. по борьбе с подделкой денежных знаков, к которой СССР присоединился в 1931 г. В послевоен-ный период еще около 50 стран присоединились к Же-невской конвенции, что показывает тенденцию роста фальшивомонетничества по всему миру, его междуна-родный характер и желание государств путем взаимно-го информирования бороться с данным преступлением.С.Ю. Петряев справедливо отмечает: «Фальшиво-монетничество является преступлением, которое носит не региональный, а государственный и международный характер, борьба с этим явлением должна носить цен-трализованный характер: необходима централизация для обеспечения координации на государственном и международном уровнях» [4. C. 70].Международная Женевская конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков состоит из 28 статей. В них говорится об основных началах международно-правового сотрудничества в борьбе с фальшивомонет-ничеством, закреплены виды преступлений, относя-щихся к категории фальшивомонетничества (ст. 3), определено положение, закрепляющее принцип меж-дународного рецидива фальшивомонетничества (ст. 6).В соответствии с Женевской конвенцией проводят-ся международные конференции по координации дея-тельности государств, крупнейших банков и эмиссион-ных учреждений в борьбе с подделкой денежных зна-ков и разрабатываются новые направления противо-действия данному явлению.Особую роль при взаимодействии и расследовании фальшивомонетничества выполняет Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Непо-средственно реализацией задач в сфере борьбы с под-делкой денежных знаков занимается одно из самых главных подразделений Интерпола - Международный центр по борьбе с фальшивомонетчиками и подделыва-телями ценных бумаг.94Функции Интерпола заключаются в организации взаимодействия полиций государств-членов для борь-бы с преступлениями, носящими международный ха-рактер. Данный орган обладает огромными информа-ционными ресурсами, доступными правоохранитель-ным органам различных стран. Российская Федерация в силу своей территориальной особенности нуждается в сотрудничестве такого типа. Общеизвестно, что в Россию ввозятся поддельные денежные знаки как из стран Европейского союза, так и из стран СНГ. Поэто-му правоохранительные органы РФ должны расследо-вать и пресекать данный вид преступления путем тес-ного и взаимного сотрудничества с правоохранитель-ными органами соседних государств.Интерпол ведет комплексную статистику случаев фальшивомонетничества для распознания новых подде-лок и оповещения о них стран-членов. Такая обширная информационная база формируется на основе сообщений, исходящих со стороны различных Национальных бюро о фактах совершения фальшивомонетничества.Согласно приказу МВД РФ, Минюста РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ, ФСНП РФ и ФПС РФ от 26 июня 2000 г. «Об утверждении Инструкции об организации информаци-онного обеспечения сотрудничества правоохранитель-ных и иных государственных органов РФ по линии Интерпола», штаб-квартира Интерпола должна быть информирована о каждом факте обнаружения фальши-вой валюты со стороны правоохранительных органов, их обнаруживших, по следующим учетным формам, принятым в международном сообществе.1.Учетно-регистрационная форма 88-1/F «О факте изъятия фальшивых денежных знаков» - оформляется при обнаружении поддельных денежных знаков иностранных государств. В течение 3 суток правоохранительные органы направляют данную форму в НЦБ Интерпола на каждый обнаруженный фальшивый денежный знак.На основании полученных учетно-регистрационных форм НЦБ Интерпола готовит и направляет соответст-вующее сообщение в Генеральный секретариат, где каждой подделке присваивается индекс (индикатив), состоящий из трех частей, например 12.А.2436. Каждая часть этого индекса расшифровывается следующим образом: 12 - валюта (доллар США); буквой «А» в банке данных Генерального секретариата помечаются подделки всех государств Американского континента; последнее число - порядковый номер, под которым зарегистрирована в картотеке конкретная подделка валюты одного и того же государства (в данном случае США).2.Учетно-регистрационная форма 88-2/F «О факте обнаружения нелегальной типографии, печатных и литейных форм». Данная форма также должна быть направлена правоохранительными органами в НЦБ Интерпола в течение 3 суток.На основе анализа международного опыта борьбы с фальшивомонетничеством Интерпол вырабатывает рекомендации по совершенствованию средств защиты национальных денежных знаков, обобщает опыт рабо-ты полиции разных стран по раскрытию фактов под-делки денежных знаков и других платежных средств, выявлению типографий и мастерских, где они произво-дятся, установлению и изобличению изготовителей и сбытчиков, закреплению вещественных доказательств.Международная организация уголовной полиции издает специальный бюллетень «Подделки и подлоги», а также другие справочные издания, которые способст-вуют правоохранительным органам и банкам выявлять фальшивые денежные знаки и ценные бумаги.Особого внимания заслуживает опыт европейского сотрудничества по борьбе с фальшивомонетничеством. В 1992 г. на встрече министров внутренних дел и юс-тиции государств - членов ЕС в Брюсселе была создана региональная полицейская организация, получившая название «Европол». С 1994 г. центр Европола нахо-дится в Страсбурге (Франция). Задачами Европола яв-ляются поддержка и усиление деятельности полицей-ских органов и иных репрессивных служб государств-членов, а также их взаимное сотрудничество в предот-вращении и противодействии тяжкой преступности, затрагивающей два или более государств-членов, тер-роризма и тех форм преступности, которые посягают на общие интересы, выступающие объектом политики Союза [5. C. 27].Государства ЕС организовали единую систему уче-та криминальных сведений. Создан центральный банк электронной информации, аккумулирующий данные о лицах, совершивших преступления или представляю-щих оперативный интерес, в том числе в сфере изго-товления и сбыта поддельных денежных знаков и цен-ных бумаг. Полиция каждого государства - члена ЕС, имея компьютерную связь с центральным банком кри-миналистически значимой информации, может посто-янно получать необходимые сведения.Исходя из соглашения «О сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией», сотрудничество осуществляется в сле-дующих формах:1))обмен представляющей взаимный интерес стра-тегической и технической информацией;2))обмен опытом работы в правоохранительной сфере, в том числе проведение научно-практических конференций, стажировок, консультаций и семинаров;3))обмен нормативными правовыми актами, мето-дическими пособиями, научно-технической литерату-рой и другими материалами, касающимися правоохра-нительной деятельности;4)подготовка кадров. Следует отметить, что в ст. 4 данного соглашенияне предусматривается взаимодействие по борьбе с фальшивомонетничеством, которое представляет опас-ность международного характера и должно пресекаться путем взаимодействия правоохранительных органов РФ и Европола. К тому же данный вид преступления входит в перечень приоритетных направлений развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества в правоохранительной сфере между Россией и Евро-пейским Союзом на десятилетие 2000-2010 гг. [6. C. 35]. На наш взгляд, во взаимодействии по борьбе с фальшивомонетничеством нуждаются обе стороны, как ЕС, так и РФ. В этой связи считаем целесообразным внести изменения в Соглашение «О сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской Поли-цейской Организацией».95В связи с международным характером фальшивомо-нетничества борьба с ним может быть успешной только при условии взаимодействия правоохранительных орга-нов различных стран друг с другом. Противодействие фальшивомонетничеству осуществляется путем обмена имеющейся информации, опытом работы и т.д. Все это помогает в раскрытии преступлений, а также способст-вует предупреждению совершения новых.В заключение хотелось бы отметить, что междуна-родное сотрудничество в области борьбы с подделкойденежных знаков и ценных бумаг находится на высо-ком уровне в связи с эффективным и оперативным взаимодействием правоохранительных органов. В то же время ряд положений Женевской конвенцией 1929 г. по борьбе с подделкой денежных знаков уста-рел, и ее текст требует ревизии. В первую очередь это относится к расширению понятия «денежные знаки», т.к. кроме них подделывается большое количество век-селей, чеков, аккредитивов, знаков почтовой оплаты и других ценных бумаг.

Ключевые слова

cooperation, organized criminal groups, counterfeiting, взаимодействие, организованные преступные группы, фальшивомонетничество

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Асатрян Хачатур АшотовичБайкальский государственный университет экономики и права (г. Иркутск)кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистикиkrest7@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Дипломатический вестник. 1999. № 11. Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.). Хельсинки, 22 окт. 1999 г. С. 20-28.
Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (не вступил в силу). Ст. III-276. C. 343.
Петряев С.Ю. Некоторые возможности борьбы с подделкой и сбытом денежных знаков // Экспертная практика. 1995. № 38. С. 59.
Белкин Р.С. Учебник криминалистики для вузов. М., 2002. С. 994.
Образцов В.А. Выявление и изобличение преступника. М., 1997. С. 347.
Кожевников И.Н. Расследование преступлений в сфере экономики: Руководство для следователей. М., 1999. С. 175.
 Внутригосударственное и международное взаимодействие правоохранительных органов в борьбес фальшивомонетничеством, совершенным организованными преступными группами | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 335.

Внутригосударственное и международное взаимодействие правоохранительных органов в борьбес фальшивомонетничеством, совершенным организованными преступными группами | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 335.

Полнотекстовая версия