Об эффективности использования психологического знания о человеке в правовых науках | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Об эффективности использования психологического знания о человеке в правовых науках

Рассмотрены факторы соответствия знаний о человеке требованиям научного подхода. Особое внимание уделено роли доктрины в исследованиях личности.

On efficient use of psychological knowledge about the person in legal science.pdf Сформированность психологического знания (ко-Так, категории «человек», «личность» являются на-нечно, в той части, в какой вообще можно говорить остолько всеобъемлющими, что в научном исследова-сформированности научного знания) предполагает обя-нии становятся логически пустыми. Если для философ-занность ученого привлекать знания науки о душе вского подхода исследования природы человека пред-исследованиях, в которых в той или иной степени фи-ставляют интерес, несмотря на достаточно сомнитель-гурирует человек.ные результаты подобной работы, то в научной сфереПсихологическое знание будет способствовать про-подобные исследования ради исследования представ-цессу познания человека в его сути и всех проявлениях,ляются нецелесообразными. Отметим, что к подобно-если будет учтен ряд факторов, которые будучи неуч-му, может быть, несколько категоричному выводу мытенными понижают эффективность использования пси-пришли, анализируя практику рецепции антропологи-хологического знания. Мы сгруппировали эти факторы вческого знания в научные дисциплины современности.относительно самостоятельные блоки, содержание кото-В большинстве случаев ссылки на авторов-философоврых определяется наличием в науке о человеке:наблюдаются у изучающих личность авторов, которые1))единого взгляда на природу человека;в силу какой-либо причины не сочли необходимым или2)доминанты холистского подхода;возможным проведение практических исследований.3))степени конкретности психологического знания;Ни один из вышеперечисленных подходов к приро-4))проявлений доктринального диктата.де личности не истинен абсолютно, в силу многоас-Единый взгляд на природу человека. На первыйпектности психики человека, многофакторности усло-взгляд наличие этого требования может оказаться не-вий, в которых он существует. Поэтому каждый кон-реализуемым. Действительно, в персонологии на сего-кретный подход должен применяться в той сфере чело-дняшний день сложилось такое громадное количествовеческой деятельности, для которой он изначально раз-подходов, что попытка найти общие взгляды даже врабатывался, или в той, где он проходил адаптацию.наиболее признаваемых концепциях природы личностиТак, основатель психоаналитического направлениякажутся в принципе нереализуемыми. Действительно,З. Фрейд в основном работал с невротиками, поэтомупсиходинамическое (З. Фрейд), диспозициональноекогда основные положения своей теории он применил(Р. Кеттел), бихевиоральное или бихевиористкоев исследованиях детской психики (сначала невротиче-(Б.Ф. Скиннер), социально-когнитивное (А. Бандура),ской, а потом и нормальной), то в результате получилфеноменологическое (К. Роджерс), гуманистическоеобраз некоего «антиангелочка», из которого просто(А. Маслоу) направления содержат порой противопо-обязан вырасти будущий пациент психоаналитика. По-ложные и взаимоисключающие положения. Для полно-ложения теории К.Г. Юнга достаточно близко приле-ты картины добавим сюда психогенетическое и палео-гают к мистике и ориентированы на потребность чело-психологическое направления. Что же, поиск единоговека в приобщении к высшим образам. Сам К.Г. Юнгподхода в познании природы человека заранее обреченполагал, что подобная «самореализация» доступнана неудачу? Ведь кажется неразрешимой дилемма: столько способным и высокообразованным людям,одной стороны, существует большое количество раз-имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Со-ных подходов к природе личности, а с другой - боль-ответственно для остальных представителей рода чело-шинство из них подтверждено практическими исследо-веческого этот подход не актуален. Кто-то из авторовваниями и многолетней практикой применения.отрабатывал свои исследования на малолетних, кто-Личность - весьма многогранное понятие, к томуто - на несовершеннолетних, кто-то - на лицах, полу-же относительно динамичное. Действительно, находясьчающим высшее образование, кто-то - на профессио-в разных возрастных группах, социальных ролях, имеяналах в различных областях человеческой деятельно-разные биологические предпосылки, принадлежа ксти. Соответственно, повторимся: для исследованияразличным стратосам, люди весьма радикально отли-конкретной формы проявления психического необхо-чаются друг от друга.димо использование конкретного психологическогоПсихологическая наука относительно недавно вы-подхода к личности, использование же этого подхода вделилась из знания философского, поэтому еще ориен-других аспектах нецелесообразно. Указанное положе-тируется порой на понятия, допустимые для ненаучно-ние и составляет содержание принципа единства взгля-го знания, но неприменимые для познания научного.дов на природу человека.95Доминанта холистского подхода. Нет сомнений, что личность образование целостное, однако исследо-вания личности преступника в криминалистической науке должны быть ориентированы на элементалист-ский подход. Элементализм - позиция в персонологии, согласно которой личность может быть объяснена только путем исследования каждого фундаментального аспекта поведения отдельно, независимо от остальных. В противовес элементализму сторонники холистского подхода считают, что поведение человека можно объ-яснить только путем изучения индивида как единого целого. Если взять наиболее типичных представителей холистского подхода (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, Э. Фромм, Г. Олпорт, Д. Келли, А. Маслоу), то можно констатировать слабую эмпири-ческую подтверждаемость теоретических построений этой группы исследователей [1. C. 137-138, 187-188, 208, 239-240, 254, 295-296, 457, 506-507], что не ха-рактерно для теорий сторонников элементалистского подхода (Р. Кеттел, Г. Айзенк, Б.Ф. Скинер, А. Бандура, Д. Роттер) [1. С. 313, 322-325, 357-358, 397, 422-423]. Возможно, когда-нибудь будет создана холистская тео-рия, которая будет впоследствии плодотворно исследо-вана и эмпирически подтверждена, однако до этого мо-мента следует пользоваться теориями пусть и не столь «красивыми» как холистские, но реализуемыми в сфере практической - теориями элементалистскими.Степень конкретности психологического знания о человеке. Данный фактор определяется элементом математизации в психологических исследованиях. На входе в платоновскую Академию была написано «Не геометр да не войдет». Впоследствии данный тезис вызвал достаточно большое количество споров в прак-тике научных исследований. Гегель говорил о нецеле-сообразности абсолютизации количества как одной из ступеней развития идеи (пусть даже и очень важной). А. Эйнштейн полагал, что «самая блестящая логиче-ская математическая теория не дает сама по себе ника-кой гарантии истины и может не иметь никакого смыс-ла, если она не проверена наиболее точными наблюде-ниями» [2. С. 124]. Спектр мнений по данному вопросу весьма разнообразен. Если рассуждать в методологиче-ском ключе, то мы согласимся с мнением эффективно-го использования математических методов только в тех случаях, когда знаковые системы не вторгаются в сфе-ру понятийную. Однако мы уверены, что сущностный поиск достижения определенного уровня всегда объек-тивно выходит на уровень знаковой формализации, поэтому исследования не могут быть логически завер-шенными, если не были использованы математические методы. Очень показательно в этом плане судьба гума-нистического направления в персонологии (концепция А. Маслоу), в которой недостаточная строгость форму-лировок, расплывчатость критериев степени удовле-творенности потребностей различных уровней, боль-шое количество исключений из иерархической схемы мотивации человека привели к невозможности эмпи-рической проверки его теоретических положений. Од-на из базовый персонологических теорий, не получив математического «обеспечения», приобрела уникаль-ный «доверительный» статус: хочешь использовать в своих исследованиях гуманистическое направление96персонологии - используй, только ссылайся не на эм-пирическую состоятельность, а на авторитет А. Мас-лоу, который достаточно высок у ученых-теоретиков.Мы искренне верим, что подобное признание заслуг ориентируется не на возможность трактовки достаточ-но общих положений рассматриваемой теории, а на признание целесообразности пропаганды идеи челове-ческой креативности. Однако, несмотря на это, видим в подобном проявление негативной тенденции помещать в основу новых теорий эмпирически несостоятельные положения, единственное преимущество которых явля-ется этическая и эстетическая привлекательность.В завершение сказанного вспомним фразу Ф. Ниц-ше: «Нести при себе золото в неотчеканенном виде связано с неудобствами; так поступает мыслитель, ли-шенный формул» [3. С. 62].Наличие доктринального диктата. История суще-ствования человеческого общества содержит в себе громадное количество идейных концепций, существо-вание которых обеспечивает монолитность общества в лучшем случае и его сбалансированность в худшем. Религиозные (христианская, мусульманская, иудаист-ская и т.д.), социально-философские (коммунистиче-ская, фашистская, демократическая и т.д.), социо-этические (гуманистическая, коллективистская, тота-литарная и т.д.) концепции постоянно внушаются лю-дям в зависимости от определенного хронологического периода, снижая уровень недовольства властью (дейст-вительный или мнимый). Мы не говорим о наличии специально законспирированных структур государства, ведающих идеологической обработкой современного общества, их волевое создание не обязательно и проис-ходит в интуитивно-стихийном порядке, детермини-рующийся необходимостью в стабильном существова-нии общества. Речь не идет об оптимальности формы существования общества, подобный интуитивно-стихийный порядок не направлен не на добро, не на зло, он действует в рамках уже существующего обще-ства, отражая его уровень эволюции.До сих пор, к примеру, не доказано, что тоталитар-ная парадигма хуже/лучше парадигмы демократиче-ской, поэтому ученый, являясь также объектом воздей-ствия социума, в своих исследованиях должен четко отграничивать фактор доктринальный от фактора на-учного либо обязательно указывать на природу их пе-ресечения, если таковая присутствует.В отличие от трех вышеназванных факторов фактор доктринального диктата как бы пронизывает гумани-тарное знание, встраиваясь в его аксиоматическую со-ставляющую.Независимо от непосредственного объекта исследо-вания (проявления особенностей человеческой психики в той или иной правовой области), чтобы уменьшить вероятность ошибочных суждений, уже в начале работы целесообразно соотнести доктринальный «поправочный коэффициент», вытекающий из содержания базовых доктрин, доминирующих в исследованиях личности.Первая доктрина обозначена по имени архонта Фесмофета Драконта, кодифицировавшего в 621 г. до н.э. нормы права. Данная кодификация иногда назы-вается законом Дракона. Ставшая нарицательным в силу наличия ряда очень строгих санкций за деликты,данная кодификация взята за точку отчета в рамкахохранительных органов, однако сама семантика терми-первой рассматриваемой доктрины. Драконовская док-на «право» в идеале не предполагает значимых психи-трина своей идейной базой может содержать одну изческих аберраций у работников, его поддерживающих.двух установок.Если же учитывать, что отклонения от нормальногоУстановка 1. Человек зол по своей природе, поэто-мировосприятия продуцируются также на микросоци-му люди, преступающие закон, злы вдвойне, т.к. стано-ум (семью), то можно констатировать сомнительнуювятся в каком-то смысле «бешенными животными».целесообразность рассматриваемой доктрины сегодня.Отметим, что с научной точки зрения данная установкаРечь, конечно, идет о стратегическом, а не тактическомкак идея имеет право на существование, т.к. ее неис-руководстве драконовской доктриной.тинность еще не доказана и сомнительно, что она вГуманистическая доктрина в своей идейной базепринципе доказуема или опровержима в силу слабойсодержит установку на позитивизм человеческой при-степени изученности биологической детерминантыроды. Лицо, совершившее преступление, по этой кон-человеческой природы современной наукой о человеке.цепции понимается как оступившееся, но сохранившееУстановка 2. Человек добр, но иногда встречаютсясвою позитивную природу. Как и предыдущая концеп-исключения, поэтому эти исключения подлежат унич-ция, вследствие базирования на этической материи, онатожению, чтобы не создавать трудности в жизни обыч-недоказуема и неопровержима с научной точки зрения.ных людей. Несмотря на столь значительную содержа-Необходимо отметить, что гуманистическая доктрина втельную нагрузку, данные установки достаточно тож-современном мире является наиболее признанной.дественные по природе выводов.Идея прав человека как некоей позитивной сущностиКак правило, декларируется вторая установка в си-пропагандируется европейской философией с XVIII в.,лу того, что у лиц, генерирующих доктринальные идеи,хотя справедливости ради отметим, что подавляющеесуществует восприятие мира соответствующее первойбольшинство из отцов данной идеи пропагандировалиустановке. Вероятно, подобное происходит в силу на-её только в своих философских работах, но не в собст-личия психологических проблем у приверженцев рас-венной личной жизни. Так, например (самый безобид-сматриваемой доктрины. Суть данной доктрины сво-ный пример), отец современной гуманистической педа-дится к тому, что тяжесть преступления должна соот-гогики Ж.-Ж. Руссо в отношении своих детей руково-ветствовать тяжести наказания плюс степень сущност-дствовался иными взглядами, которые отрицаются да-ного зла в человеке, т.е. наказание должно быть большеже этикой XXI в. Но это, конечно, частности.преступления. Для иллюстрации этого вспомним от-Суть гуманистической доктрины сводится к тому,ветственность за коммунистические убеждения в СШАчто тяжесть преступления равно наказанию минус фак-первой половины ХХ в., за кражу сельхозпродукции втор позитивной природы человека, т.е. наказаниеСССР в 30-40 гг. ХХ в., за безбилетный проезд в Гер-должно быть меньше преступления, т.к. мы верим, чтомании того же периода. Обыватель считает даннуювиновный с высокой степенью вероятности встанет надоктрину наиболее оптимальной, хотя, если бы это бы-путь исправления, если будет уверен в нашем довери-ло так, то данная доктрина давно бы искоренила самотельном отношении к нему. Наиболее эффективнойявление преступности, т.к. именно она лежала в основедемонстрацией целесообразности гуманистическойзаконодательства древних цивилизаций - Египта, Ин-доктрины наказания является проблема рецидивнойдии, Китая, Майя. Рассматриваемая доктрина обладаетпреступности в России (особенно среди несовершенно-двумя серьезными недостатками, детерминирующимилетних преступников). Число рецидивистов не являетсяее значительную непригодность в современном обще-секретом, и было бы не плохо, если бы сторонники гу-стве. Речь идет:манистического подхода перед своими исследованиями1.Об объективно сосуществующей с данной доктри-вспоминали бы о нём.ной атмосферой страха. «От сумы и от тюрьмы не заре-Может показаться, что мы крайне негативно отно-кайся». У каждого человека существует вероятностьсимся к гуманистической доктрине, однако это не так.совершения неумышленного преступления или преступ-Идея гуманизма по своей духовной величественностиления в состоянии аффекта. Бессознательная готовностьможет уступать только идее коммунизма, однако прак-ответить за, пусть маловероятный, но возможный про-тика реализации этих идей по ряду причин радикальноступок будет тем больше, чем больше ответственностьотличается от прогнозируемых ожиданий. Представля-за данный проступок. Эра НТР требует мобилизации отется, что причины этого сводятся к следующему:человека его ресурсов, а интеллектуальная мобильность1. Обыватель не приемлет объективности данной док-плохо сочетается с постоянным бессознательным стра-трины. Опрос 300 человек показал, что граждане не счи-хом наказания. Сказанное детерминирует спорную эф-тают себя обязанными государству, которое в силу гу-фективность существования драконовской доктрины вманного отношения к преступникам не может защититьсовременном техногенном обществе.от последних законопослушных граждан. «Право» и2.О необходимости содержания в карательном ап-«справедливость» - термины с общим генезисом, не веря парате государства достаточно большого количествав справедливость (как она подается гуманистической докисполнителей приговоров, которые в силу своей жест-триной), обыватель не верит и в право. Не следует, верокости внесут в психическую жизнь исполнителей уста-ятно, указывать, что подобное положение, в свою оченовки, недопустимо искаженные. Достаточно смягчен-редь, является сильным криминогенным фактором.ный вариант подобного отражения мы можем просле-2. Понижается эффективность функционированиядить в чувстве юмора практикующих хирургов и рав-правоохранительных органов, особенно органов рассле-нодушном спокойствии работников кладбищ и право-дования и дознания. Из 74 работников следствия 69 зая-97вили, что в силу излишне гуманного наказания лиц, со-можности ее развития и, как следствие, применения ввершивших преступления, они не осознают цели своейсовременном обществе. В основе доктрины талионапрофессиональной деятельности. Надо ли говорить, чтоположена идея адекватности наказания совершенномуподобная мотивация достижения позитивно сказаться напоступку. Первые формы реализации доктрины талио-деятельности правоохранительных органов в принципена отличаются достаточно жестокими, с точки зренияне может. Фактор также криминогенный.сегодняшней морали, мерами наказания, но необходи-3. Нарушается механизм ротации представителеймо отметить, что это не свойство доктрины талиона какпреступного мира в обществе. Лица, совершающиетаковой, а демонстрация уровня развития рассматри-преступления, находятся в одной из трех стадий: ониваемой доктрины в тот период времени.вне поля зрения закона (первая стадия), они под следст-Несмотря на то что в некоторых странах идеи та-вием (вторая стадия), она отбывают наказание (третьялиона встречаются до сих пор (например, обычай каст-стадия). Понятно, что вследствие гуманизации наказа-рации за совершенное изнасилование, практикуемое вния, особенно вследствие широкого распространенияАфганистане представителями движения Талибан), вусловного осуждения, условно-досрочного освобожде-своем первозданном виде она малопригодна. Однакония, назначения наказания по минимальному размеруидея адекватности наказания проступку, как лишённоесанкций, ротация криминального контингента должнанеформализуемого этического содержания, а бази-происходит в основном в первых двух стадиях. Учиты-рующаяся на фактической измеримой основе, пред-вая, что увеличивающийся объем работы следователейставляется наиболее целесообразной. В основу доктри-значительно не подкрепляется увеличением профессио-ны талиона (далее доктрины адекватности) положенанализма их штатов (соразмерно криминальной статисти-идея о том, что человек не является эманацией ни зла,ке, а не позициям бюджета государства), нахождениени добра, его природа лежит вне плоскости этическихлиц с криминальными наклонностями концентрируетсякритериев. Человек - существо, наделенное свободойв стадии «вне поля зрения закона». Решительно этотволи, и отвечающее в силу этого за все свои поступкифактор также является криминогенным.«здесь и сейчас». Одновременно государство в рамкахИдея гуманизма бесконечно прекрасна, но ее реализа-данной доктрины выступает в роли «строгого, но спра-ция в форме даже доктринальных положений ещё ожида-ведливого» арбитра.ет своих объективных исследователей. Данная доктринаОсновная проблема, свойственная доктрине талионадолжна реализовываться в современном обществе, но,заключается в сложности разработки системы наказа-вероятно, ее реализация должна происходить в формения, в которой преступники будут чувствовать спра-локальных экспериментов, а не в форме наводнения.ведливость лишений в силу осознания адекватностиДоктрина талиона. Третья доктрина генетически непроступка и его последствий в виде пенитенциарныхсвязана с двумя предыдущими. В основу драконовскойлишений. Определение индивидуальной доли страда-и гуманистической доктрины положены правила или,ний не негативно воспринимаемых отбывающими на-точнее аксиомы этического порядка. Доктрина талионаказание лицами - вот стратегическая задача, котораяне является промежуточной между двумя вышеназван-стоит перед доктриной адекватности.ными, а образована самостоятельным вектором в науч-Исследования личности в современной правовойно-исследовательской мысли. Талион как принцип на-науке должны базироваться на учёте четырех описан-казания, в основе которого положено правило «око заных факторов. Без сомнения, пока не будут проведеныоко», встречается в писанных законах первых цивили-полноценные исследования соотносимости описанныхзаций. Так, в законе Хаммурапи и законах Ману ужедоктрин в рамках проведения целевых научных иссле-активно используется как символический, так и мате-дований в области права, результаты этих исследова-риальный талион. Доктрина талиона наиболее древняяний с точки зрения научности будут соответствоватьв истории права, что совершенно не исключает воз-лишь уровню философских поисков.

Ключевые слова

science, doctrine, личность, наука, доктрина, person

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ахмедшин Рамиль ЛинаровичТомский государственный университетдоктор юридических наук, профессор кафедры криминалистики Юридического институтаraistt@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применения. СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. 320 с.
Злая мудрость. Томск, 1999. 120 с.
 Об эффективности использования психологического знания о человеке в правовых науках | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Об эффективности использования психологического знания о человеке в правовых науках | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия