Институционализация ресоциализации несовершеннолетних осужденных в условиях реформированияуголовно-исполнительной системы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Институционализация ресоциализации несовершеннолетних осужденных в условиях реформированияуголовно-исполнительной системы

Рассматривается необходимость внедрения службы ресоциализации; анализируется внедрение в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы службы пробации, к задачам которой относится и ресоциализация несовершеннолетних осужденных; рассматриваются спорные моменты подведомственности центров ресоциализации, а также возможные региональные модели ресоциализации.

Institutionalisation of resocialisation of convicted minors in the conditions of reforming of criminal executive system.pdf Осуществление эффективного процесса ресоциали-гие авторы отмечают необходимость создания такойзации возможно при соответствующей политике госу-службы при органах местного самоуправления, что, подарства, создании, развитии и функционировании со-нашему мнению, в существующей в настоящее времяответствующих институтов.ситуации не представляется возможным, т.к. сложноПравовое обеспечение ресоциализации и внедрениеотнести такую функцию к имеющимся полномочиямслужбы, занимающейся ресоциализацией, являетсяорганов местного самоуправления. Кроме того, подве-основным условием ее эффективности.домственность службы ресоциализации органам мест-Необходимость создания специализированнойного самоуправления лишает ее возможности межве-службы, занимающейся ресоциализацией (постпени-домственной координации.тенциарной адаптацией, реабилитацией), отмечаетсяДругие авторы отмечают необходимость созданиямногими авторами [1, 2].системы социальных органов, способных оказать содей-Существует иная позиция на природу существова-ствие молодым людям, освободившемся из мест лише-ния именно специализированных служб для ресоциа-ния свободы, в процессе их адаптации к изменившимсялизации несовершеннолетних осужденных, которые,условиям жизни [5. С. 9], а также создание региональ-как считают некоторые авторы, выделяют осужденныхных социально-адаптационных департаментов и, соот-из других групп, тем самым увеличивается риск дис-ветственно, социально-адаптационных служб на местахкриминации (как позитивной, так и негативной) осуж-[6. С. 149]. По нашему мнению, органы социальной за-денных/бывших осужденных [3].щиты имеют возможность осуществлять ресоциализа-Бесспорно, что наиболее эффективной была бы сис-цию только при сотрудничестве с уголовно-исполни-тема ресоциализации, встроенная в систему общих со-тельной системой либо осуществлять ресоциализациюциальных, образовательных и иных служб, однако, во-исключительно в отношении обратившихся.первых, специфика рассматриваемого контингента (не-Необоснованной представляется позиция выполне-совершеннолетние осужденные) не позволяет утвер-ния функций ресоциализации освобождающихся попе-ждать наличие потенциальных самостоятельных воз-чительскими советами территориальных органов уго-можностей для ресоциализации при помощи имеющихсяловно-исполнительной системы, в том числе и посред-в обществе институтов. Во-вторых, приходится конста-ством привлечения соответствующих служб (предста-тировать, что в современных условиях законодательнойвителей органов образования, службы занятости, здра-регламентации, например социально-реабилитаци-воохранения, брачных агентств, средств массовой ин-онных центров для несовершеннолетних, центров пси-формации и т.д.) [6. С. 132]. Попечительские советы,холого-медико-социального сопровождения и другихкак и общественные советы при начальниках террито-служб, потенциал ресоциализации которых регламенти-риальных органов ФСИН России, являются общест-рован законодательно, такая работа не осуществляется свенными формированиями, не обладающими соответ-данной категорией несовершеннолетних именно в силуствующими ресурсами, в том числе и надлежащимспецифики работы с ними, отсутствия возможностиуровнем компетенции для осуществления ресоциали-блокирования их отрицательного воздействия на всехзации. Как показывает практика, чаще всего введениеостальных несовершеннолетних.представителей различных служб в такое обществен-Считаем важным уточнение вопроса о названии та-ное объединение является принудительным и, соответ-кой службы. Думается, что конкретизация в названииственно, не позволяет избежать формализма в работе, аслужбы категории несовершеннолетних и молодыхразобщенность различных структур между собой и на-людей как осужденных породит стигматизацию и, со-личие собственных рейтингов в работе не позволятответственно, скажется на потенциальных возможно-сформулировать общие критерии эффективности ресо-стях службы по ресоциализации. Так, международноециализации. Таким образом, у общественных объеди-сообщество призывает государства использовать в на-нений не достаточно объективных условий для осуще-звании таких служб термины «образовательное учреж-ствления ресоциализации осужденных.дение» или «учреждение реабилитации», избегая пря-Обоснованным представляется, что такая службамого указания на совершение преступлений клиентамидолжна относиться к уголовно-исполнительной систе-таких структур [4].ме. Следует отметить, что одни авторы считают, чтоПодведомственность службы ресоциализации опре-такая служба должна относиться к уголовно-деляется неоднозначно. В.А. Авдеев [1. С. 208] и дру-исполнительной системе, не отмечая необходимости115выделения ресоциализации как цели уголовного нака-зания [2. С. 162]. Другие считают, что целью наказания является не исправление осужденного, а его ресоциа-лизация [6. С. 128], и решение задач ресоциализации относится к компетенции уголовно-исполнительной системы [6. С. 131] или конкретно к уголовно-исполнительным инспекциям (функции специализиро-ванного государственного органа по контролю и одно-временно оказанию помощи в социальной адаптации освобождаемым) [7. С. 21].В настоящее время в рамках реформирования уголов-но-исполнительной системы обсуждается внедрение службы пробации (преобразование уголовно-исполни-тельных инспекций), когда в ходе «…уголовного надзора осуществляется не только контроль за поведением под-надзорных и исполнением возложенных на них судом обязанностей, но и принимаются меры по их социальной адаптации, оказанию им необходимой помощи, обеспечи-вается социальное сопровождение…» [8. С. 43]. Служба пробации, как предполагается [8. С. 43], будет решать следующие задачи:- исполнение наказаний в виде исправительных ра-бот, обязательных работ, лишения права занимать оп-ределенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы;- социально-реабилитационная и контролирующая деятельность в отношении условно осужденных, ус-ловно-досрочно освобожденных и осужденных бере-менных женщин и женщин, имеющих малолетних де-тей, которым судом отсрочено отбывание наказания;- независимый от следственных органов доклад су-ду о социальной опасности гражданина в процессе су-дебного следствия; досудебным докладом может быть информация, которая характеризует клиента пробации, готовится работниками службы пробации по запросу суда или прокуратуры;- организация процедур примирения и восстанов-ления (медиации);- организация разработки программ коррекции со-циального поведения;- оказание лицам, освобожденным из исправитель-ных учреждений, постпенитенциарной помощи.Вышеперечисленные задачи можно подразделить на две группы: контроля за поведением, исполнения нака-заний и социальной помощи/сопровождения. Разделение и сочетание функционала социальной помо-щи/сопровождения и контроля за поведением - залог успешности ресоциализации, при этом каждая из дан-ных функций вполне равноценна, т.е. не должна иметь приоритетности. Задача контроля за поведением осуж-денного без изоляции от общества и освободившегося в течение какого-то периода времени должна осуществ-ляться с целью обязательности участия в ресоциализа-ции. Без решения задач оказания социальной помо-щи/сопровождения не представляется возможным пре-дупредить совершение преступлений данным лицом в будущем.Считаем, что выполнение функции социальной по-мощи/сопровождения, в том числе посредством при-влечения различных структур к ресоциализации осво-бодившегося, не возможно исключительно посредст-вом создания специализированной службы, т.е. службы116пробации в структуре уголовно-исполнительной сис-темы, необходима законодательная регламентация на федеральном и региональном уровнях вопросов взаи-модействия различных структур в процессе ресоциали-зации осужденных без изоляции от общества, освобож-дающихся, освободившихся, в том числе самостоя-тельной системы ресоциализации несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества, освобождаю-щихся и освободившихся из воспитательных колоний.В структуре службы пробации должно быть создано специализированное подразделение ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Необходимость именно специализированной службы определяется ря-дом обстоятельств: специфика целевой группы - несо-вершеннолетние, обладающие присущими данной группе психологическими и иным особенностями; спе-цифика субъектов, осуществляющих работу с ними, -прежде всего, субъекты системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних; спе-цифика организации работы с ними (оказание влияния на семью, референтную группу и др.).Реформирование уголовно-исполнительной систе-мы предполагает закрепление на уровне федерального закона механизма социальной адаптации лиц, освобо-дившихся из мест лишения свободы. Однако именно на региональном уровне должна быть закреплена регио-нальная система взаимодействия службы пробации с различными структурами, в том числе и общественны-ми организациями. Необходимость принятия именно регионального нормативно-правового акта аргументи-руется следующими положениями. Во-первых, рефор-мирование органов исполнительной власти в субъектах РФ (в соответствии с Федеральным Законом от 6 ок-тября 1999 г. «Об общих принципах организации зако-нодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ») породило разнообразие подведомственности тех или иных органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, которые в том числе и в аспекте законодательной рег-ламентации ФЗ № 120 не соответствуют его термино-логии. Во-вторых, региональная специфика сложив-шихся, апробированных направлений, внедренных ювенальных технологий по ресоциализации несовер-шеннолетних осужденных и/или лиц, освобождающих-ся из воспитательных колоний, разнообразна, и, счита-ем, не требуется ограничивать ее рамками федерально-го законодательства.Наряду со службой пробации существует необхо-димость функционирования специализированных цен-тров ресоциализации (адаптации, реабилитации). Не-обходимость их организации также отмечается в рам-ках реформирования уголовно-исполнительной систе-мы. На практике в течение нескольких лет обсуждается вопрос о необходимости создания специализированных учреждений - центров ресоциализации (другие вариан-ты - реабилитации, адаптации), освобождающихся из пенитенциарных учреждений.Рассмотрение вопроса о подведомственности цен-тров ресоциализации связано непосредственно с во-просом о том, будут ли они промежуточной формой работы с осужденными с целью их подготовки к жизни в обществе или же они будут касаться исключительнопостпенитенциарного этапа, будет ли к их компетен-ции относиться работа с осужденными без изоляции от общества.Позитивные аспекты и некоторые проблемы можно обнаружить во всех перечисленных моделях. Так, Н.А. Крайнова определяет целесообразность подчине-ния специализированных центров социальной адапта-ции осужденных Главному управлению исполнения наказаний (ныне ФСИН России) тем, что «…ресоци-ализация бывших заключенных может рассматриваться как часть исполнения наказания, его завершающий этап, …достижение указанных в УК РФ целей наказа-ния во многом зависит от успешности процесса соци-альной адаптации, и подчинение данных органов Минюсту России, т.е. органу государственной власти, позволит контролировать этот процесс» [9. С. 42]. Од-нако существующая проблема ведомственной замкну-тости, думается, будет являться препятствием для ре-социализации. С другой стороны, абсолютная авто-номность центров от пенитенциарной системы (что чаще всего имеет место в настоящее время в деятель-ности подобных учреждений, например религиозных организаций) приведет к нерациональности с точки зрения использования возможностей пенитенциарного этапа для подготовки к освобождению.Центр ресоциализации может рассматриваться как учреждение открытого типа, являющееся конечным этапом отбывания наказания, обязательным для всех осужденных к лишению свободы (срок пребывания в котором включается в общий срок наказания), подве-домственен уголовно-исполнительной системе, в кото-ром работу по ресоциализации ведет соответствующая специализированная служба. Международные стандар-ты обращения с несовершеннолетними, лишенными свободы, также закрепляют необходимость создания открытых исправительных учреждений для несовер-шеннолетних. Открытые исправительные учреждения представляют собой учреждения, в которых меры безопасности отсутствуют или ограничены. Число лиц, находящихся в таком учреждении, должно быть как можно меньшим [10]. В настоящее время открытых исправительных учреждений в российском уголовно-исполнительном законодательстве не предусмотрено, однако, как показывает зарубежный опыт, они могли бы стать эффективной формой ресоциализации несо-вершеннолетних осужденных. Реформа уголовно-исполнительной системы предусматривает введение исправительных учреждений открытого типа, к кото-рым относятся: колонии-поселения и колонии-поселения с усиленным наблюдением [8. С. 26], однако эти учреждения не предназначены для отбывания нака-зания несовершеннолетними.Необходимо отметить, что в рамках реформирова-ния уголовно-исполнительной системы предполагается преобразование воспитательных колоний в воспита-тельные центры для несовершеннолетних. В них будут отбывать наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных центрах до достижения ими возраста 20 лет. Предположительно, воспитательные центры будут разделены на две категории. В воспитательных центрах первой категории (общего режима) будут от-бывать наказание несовершеннолетние, впервые осуж-денные к лишению свободы. В воспитательных цен-трах второй категории (усиленного режима) будут от-бывать наказание несовершеннолетние, ранее отбы-вавшие наказание в виде лишения свободы. В рамках реформирования пилотным проектом охвачена Брян-ская воспитательная колония УФСИН России по Брян-ской области, которая будет перепрофилирована в вос-питательный центр, включающий в свою структуру помещение, функционирующее в режиме следственно-го изолятора, участок тюрьмы общего режима, а также реабилитационный центр (льготные условия отбывания наказания) за пределами учреждения под надзором, но без охраны, для эффективной подготовки несовершен-нолетних осужденных к освобождению. При условии внесения изменений в действующее законодательство, можно предположить, что созданные реабилитацион-ные центры станут учреждениями открытого типа, яв-ляющимися конечным этапом отбывания наказания, обязательным для всех осужденных, отбывающих на-казание в ВК (срок пребывания в котором включается в общий срок наказания), подведомственным уголовно-исполнительной системе, в котором работу по ресо-циализации будет проводить соответствующая специа-лизированная служба - служба пробации.Наиболее рациональным, по нашему мнению, в усло-виях проводимой реформы было бы внедрение специали-зированных центров ресоциализации несовершеннолет-них и молодых осужденных, подведомственных службе пробации, к компетенции которых относится не только работа с освободившимися, но и с теми, кто осужден без изоляции от общества и осужден условно.В условиях современной российской действитель-ности (при ограниченности финансовых средств, выде-ляемых в рамках реформирования и возможности ис-пользования уже имеющихся ресурсов), после внедре-ния службы пробации и создания в ней специализиро-ванных подразделений, занимающихся вопросами ре-социализации несовершеннолетних и молодых осуж-денных, возможно внедрение центров ресоциализации, относящихся:1))к органам социальной защиты населения - специа-лизация социально-реабилитационного центра на регио-нальном уровне, в рамках которого создаются помимо перечисленных в п. 8 Примерного Положения (Утвер-ждено Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896) о социально-реабилитационном центре подразделений, отделение по работе с семьей несовер-шеннолетнего, отделение ресоциализации (выполняющее координацию остальных подразделений центра и взаимо-действие с иными субъектами системы профилактики, в том числе с территориальным органом ФСИН России по соответствующему субъекту РФ, с соответствующей службой пробации; ВК);2))к органам образования - специализация образо-вательных учреждений для детей, нуждающихся в пси-холого-педагогической и медико-социальной помощи (например, центров психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилита-ции и коррекции), либо создание отделений ресоциали-зации как самостоятельного структурного подразделе-ния в рамках имеющихся центров;1173) представляется возможным, чтобы соучредите-реждений, общественных организаций, семьи, лиц ана-лем подобного учреждения явился территориальныйлогичной возрастной группы, образовательных учреж-орган ФСИН России по соответствующему субъектудений намного шире; с другой - подчинение службеРФ, что не противоречит п. 6-7 Типового Положенияпробации гарантирует эффективность исполнения уго-об образовательном учреждении для детей, нуждаю-ловного наказания, контроль за поведением. Такой под-щихся в психолого-педагогической и медико-ход соответствует международным стандартам.социальной помощи; п. 5 Примерного положения оРеформирование воспитательных колоний, вне-социально-реабилитационном центре.дрение службы пробации требуют тщательного изу-Наиболее эффективным, по нашему мнению, являет-чения, апробирования в пилотных регионах не толькося модель центра совместной компетенции уголовно-модели воспитательных центров и преобразованных висполнительной системы и органов образования/органовслужбу пробации уголовно-исполнительных инспек-социальной защиты, т.к., с одной стороны, ресоциализа-ций, но и технологий работы с несовершеннолетним иция и субъекты ресоциализации не будут подчинятьсямолодыми осужденными, региональных моделейобщей рейтинговой оценке учреждений уголовно-взаимодействия различных субъектов системы про-исполнительной системы, их возможности по привлече-филактики с целью выработки более эффективныхнию к ресоциализации различных государственных уч-форм.

Ключевые слова

probation service, centre of resocialisation, convicted minors, reforming of criminal executive system, resocialisation, центр ресоциализации, служба пробации, реформирование уголовно-исполнительной системы, ресоциализация, несовершеннолетний осужденный

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Садовникова Марианна НиколаевнаИркутский государственный университетпреподаватель кафедры уголовного права Юридического институтаuventa2001@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Крайнова Н.А. Некоторые способы решения проблем ресоциализации многократно судимых в России // Следователь. 2002. № 3.
Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы // Гарант: справочно-правовая система.
Евтушенко И.И. Условно-досрочное освобождение в аспекте ресоциализации осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. 22 с.
Реорганизация системы учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы // Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический проект / Под общ. ред. А.А. Реймера. М.: Рязань: Академия ФСИН России, 2009. 72 с.
Павленко О.В. Постпенитенциарное поведение лиц, отбывавших наказание за корыстные посягательства: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2003. 196 с.
Назаров А.Д., Соколова Е.Н. Возвращение домой (опыт ресоциализации личности несовершеннолетнего) // Общество и преступность несовершеннолетних: Сб. ст. СПб., 2007. 260 с.
Потерянные для правосудия. Восточная Европа и Центральная Азия: дети в конфликте с законом. Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). 2008. 63 с.
Шмидт В.Р. Интеграция подростков в конфликте с законом: зарубежный опыт. М., 2007. 123 с.
Крайнова Н.А. Проблемы ресоциализации неоднократно судимых лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. 255 с.
Авдеев В.А. Механизм правового регулирования посткриминального поведения несовершеннолетних. Иркутск: Оттиск, 2001. 237 с.
 Институционализация ресоциализации несовершеннолетних осужденных в условиях реформированияуголовно-исполнительной системы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Институционализация ресоциализации несовершеннолетних осужденных в условиях реформированияуголовно-исполнительной системы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия