Повышение эффективности рынка общеобразовательных услуг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Повышение эффективности рынка общеобразовательных услуг

Быстрое вхождение России в мировое сообщество, соответственно, вхождение отечественной образовательной системы в международное образовательное пространство способствует увеличению предъявляемых населению общеобразовательных услуг. В этой связи проблема повышения эффективности общеобразовательных услуг является актуальной и требует развития ее теоретических основ и разработки практических рекомендаций, адекватных рыночным условиям хозяйствования.

Increase of general educational services market efficiency.pdf На современном этапе постиндустриального разви-поддержание социального мира и предотвращение дез-тия общество ставит новые задачи в совершенствова-интеграции общества. Важно подчеркнуть, что «эконо-нии содержания и форм общеобразовательного процес-мическая» и «социальная» функции образования неса [1].являются разнонаправленными, равенство доступа кНа наш взгляд, главной задачей современного обра-образованию повышает качество человеческого капи-зовательного процесса является оптимизация взаимо-тала страны.действия рынка труда и сферы образования.Рынок образовательных услуг - это совокупностьПо мнению Ю.И. Рагозина и В.В. Лукина [2], опти-образовательных организаций, предлагающих образо-мизировать взаимодействие рынка труда и сферы обра-вательные услуги, а также потенциальных потребите-зования в РФ возможно, если использовать инноваци-лей и покупателей этих услуг [4].онный подход в образовательном процессе, для этогоНами отмечены следующие преимущества рыночныхнеобходимо:методов функционирования сферы общеобразовательных- пересмотреть системы управления образователь-услуг перед административно-плановыми методами:ными учреждениями, требований к составлению учеб-- во-первых, на рынке каждый производитель услугных планов и образовательных стандартов;имеет равный со всеми другими производителями шанс- осуществить переход к непрерывному образованию;на их реализацию;- развить рынок образовательных услуг.- во-вторых, каждый потребитель услуг получаетНизкий уровень доходов населения в целом поравные со всеми другими потребителями возможностистране сдерживает рост покупательной способности иприобретения необходимых ему услуг;является в настоящее время главным тормозом разви-- в-третьих, только на рынке при помощи товарно-тия рынка общеобразовательных услуг. В этих услови-денежных, рыночных отношений определяются обще-ях требуется государственное регулирование и обяза-ственно необходимые затраты на производство и реа-тельное установление паритета цен на общеобразова-лизацию услуг;тельные услуги, предлагаемые населению.- в-четвертых, именно рынок позволяет выявить ре-Представители неоклассического направления ис-ально существующие в обществе и постоянно меняю-пользовали для объяснения ценообразования различ-щиеся потребности, а главное - ориентирует произво-ные теории: предельной полезности, спроса и пред-дителей услуг на их удовлетворение;ложения, издержек производства. Первым наиболее- в-пятых, рынок является наиболее демократиче-известным опытом синтезирования этих подходовской экономической формой налаживания обратнойстала теория трех факторов производства Ж.Б. Сэясвязи от потребителя к производителю услуг.[3], который считал, что в создании стоимости равно-Российский рынок общеобразовательных услуг вправно участвуют труд, земля и капитал, а услуги ка-настоящее время функционирует по своим законам,ждого из них оплачиваются соответственно заработ-никем явно не контролируется и не управляется. От-ной платой, рентой и прибылью.сутствует специализированная система оказания об-А. Маршалл [3] внес наиболее существенный вкладщеобразовательных услуг с необходимыми элемента-в теорию труда. Среди факторов, повлиявших на ос-ми финансово-кредитного обеспечения и страхованиялабление рыночных позиций труда со стороны егосделок. Отсутствие четкого структурирования рынкапредложения, выделим лишь два - отсутствие «рынкапо формам организации производителей услуг приве-капитала для труда» и неотделимость самого работникало к отсутствию реальной информации о емкостиот услуг своего труда. Именно А. Маршалл сконцен-рынка по уровню их потребления в целом по России итрировал внимание на проблеме рынка образователь-ее регионах.ных услуг в связи с инвестированием в человеческийВ целом объем и качество произведенных общеоб-капитал. Ему принадлежит утверждение, что «самыйразовательных услуг в России при традиционных тех-ценный капитал - это тот, который вложен в человече-нологиях их производства не может обеспечить по-ские существа».требность населения. Данное обстоятельство открываетСфера образования входит одновременно и в эко-большие возможности для внедрения, системы повы-номическую, и в социальную системы. Развитие обра-шения эффективности общеобразовательных услуг назования - долгосрочный приоритет социальной поли-основе внедрения инновационных технологий и ин-тики, поскольку в рыночной экономике именно обра-формационно-консультационного обслуживания обра-зование призвано вносить решающий вклад в обеспе-зовательных учреждений.чение социальной мобильности и равных стартовыхПовысить спрос на качественные образовательныевозможностей для выходцев из всех слоев населения, вуслуги можно путем расширения потребления, что мо-136жет быть достигнуто на основе роста доходов населе-ния. В свою очередь производитель услуг должен по-высить ее качество и снизить цену, что возможно толь-ко при существенном увеличении их объемов.Реализация данных направлений потребует повы-шения устойчивости экономических отношений в сфе-ре общеобразовательных услуг, что неизбежно приве-дет к решению следующих организационно-экономи-ческих проблем.1.Повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений. Повышение качества и объемов производства услуг неизбежно связано с привлечением инвестиций и кредитных ресурсов. Однако в настоящее время банки и инвесторы отказываются финансировать инновационные проекты, связанные с образованием. Основная причина это - необеспеченность залога при оформлении кредита.Низкая инвестиционная привлекательность сферы общеобразовательных услуг не способствует привле-чению инвестиций. Поэтому весьма актуальной являет-ся разработка мероприятий по совершенствованию ин-новационно-инвестиционной деятельности на базе дей-ствующих в России законов и нормативных актов.На наш взгляд, решение данного вопроса возможно путем привлечения собственных финансовых ресурсов. При этом необходимо создать модель структуры сферы услуг, способной объединить усилия разработчиков инновационных проектов, инвесторов и производите-лей услуг и их потребителей. Связующим звеном в та-кой структуре могла бы стать отраслевая консультаци-онная служба.2.Организация отраслевых информационно-консультационных служб. По мере развития рыночных отношений у работников сферы общеобразовательных услуг возникают потребности в получении новой информации об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное использование которых позволит перевести производство услуг на более высокий организационный и технологический уровень. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках организаторы учебного процесса сталкиваются с проблемой поиска инвестиций, новых форм хозяйствования. В новых экономических условиях от сферы общеобразовательных услуг требуется не только поиск новых подходов при производстве услуг, но и оценка достигнутых результатов, для сравнения внедренных инновационных проектов и учебнометодических мероприятий.Основные направления развития сферы общеоб-разовательных услуг должны основываться на инте-грации и кооперации научных, образовательных и финансово-кредитных структур, которые обеспечат, при соответствующей поддержке органов управле-ния, развитие отраслевых информационно-консуль-тационных служб, ускоренное продвижение в про-изводство достижений научно-технического про-гресса. Отраслевые информационно-консультацион-ные службы (ИКС) должны выполнять следующие функции:- создание базы данных о нормативно-правовых ак-тах, инновационных проектах и их разработчиках, по-тенциальных инвесторах и рынках;- консультационная деятельность по образователь-ным (учебно-методическим), экономическим и право-вым направлениям;- обучение кадров в системе дополнительного про-фессионального образования и курсах, созданных при консультационных службах регионов;- инновационно-инвестиционное обслуживание ор-ганизаций общеобразовательного профиля.По мнению В.В. Жилина и Н.В. Бесчастновой [5], разработанная нормативно-правовая база слабо коор-динируется между собой, не учитывает взаимодействие информационно-консультационных служб с научными, образовательными и другими структурами, а некото-рые положения вошли в явное противоречие с сущест-вующей законодательной и налоговой базой. В этих условиях назрела необходимость принятия федераль-ного Закона об ИКС в области образования.Для организации своей деятельности ИКС форми-руют собственные средства за счет:- предоставления общеобразовательных услуг;- разработки и внедрения инновационных проектов;- консультационного обслуживания граждан.Являясь юридическим лицом, ИКС имеет право объединяться в ассоциации (союзы). Объединение ИКС России на базе федеральной ассоциации позволит:- использовать свободные денежные средства для разработки и внедрения инновационных проектов;- организовать российский рынок общеобразова-тельных услуг;- финансировать отраслевую науку, консультаци-онную службу и обучение кадров;- привлечь потенциальных инвесторов, в том числе и государство к финансированию инновационных про-ектов.Таким образом, объединение ИКС России на базе федеральной ассоциации позволит на базе экономиче-ских рыночных отношений повысить инвестиционную привлекательность сферы общеобразовательных услуг и обеспечит ее инновационное развитие.3. Финансирование образовательной деятельно-сти. Президентом Российской Федерации 3 ноября 2006 г. был подписан Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [6]. Он предусматри-вает возможность создания нового типа учрежде-ний - автономных учреждений, которые по своему статусу существенно отличаются от классического учреждения, которое ранее было предусмотрено за-конодательством.Возникает закономерный вопрос, выгодно ли появ-ление автономных учреждений обществу, образова-тельной системе, как это скажется на управлении, фи-нансировании, процессе обучения, работниках и обу-чающихся. Рассмотрим основные положения, характе-ризующие статус автономного учреждения, и попробу-ем оценить учреждения нового типа.Автономное учреждение имеет право брать плату за услуги, относящиеся к своей основной деятельности, если порядок установлен законом, причем не совсем ясно, какой порядок - оказания услуг или взимания платы. Данные платные услуги оказываются сверх по-лученных учреждением заданий. Если подразумевают-ся платные дополнительные образовательные услуги,137то автономное учреждение может оказывать их в силу положений Закона РФ «Об образовании». Вероятно, можно рассматривать положения этого закона как ус-танавливающие порядок оказания платных образова-тельных услуг, и автономное учреждение может ока-зывать платные услуги за рамками реализуемых им основных образовательных программ и государствен-ных стандартов.И бюджетное, и автономное учреждение могут по-лучать доходы от разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Доходы учреж-дения любого типа поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения це-лей, ради которых оно создано. Данные доходы при этом формально являются собственностью соответст-вующего публичного образования, т.к. учреждение может иметь имущество лишь в оперативном управле-нии (на праве самостоятельного распоряжения), но не в собственности.Бюджетное законодательство практически не огра-ничивает автономные учреждения в распоряжении внебюджетными доходами. Однако отметим, что это относится главным образом к внебюджетным доходам. Обязанность целевого использования бюджетных суб-сидий и субвенций в соответствии с их назначением сохраняется. Сохраняется и финансовый контроль над использованием бюджетных денежных средств.Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях. И в этом его большой плюс, поскольку бюджетные учреж-дения могут иметь лишь лицевые счета в казначействе.Для бюджетных учреждений это означает, что все доходы и расходы проходят через казначейский счет, даже если они и поступают в самостоятельное распо-ряжение, а процедура расходования средств для оплаты необходимых товаров, работ, услуг столь сложна и не-удобна, что многие учреждения разрабатывают специ-альные схемы с тем, чтобы исключить проведение средств через казначейский учет, или же попросту за-водят «черную кассу».Однако, с другой стороны, вряд ли можно ожидать «банкротства» казначейства. Банкротство же кредит-ной организации, отзыв у нее лицензии, а то и мошен-ничество с ее стороны, к сожалению, весьма распро-страненные явления российской действительности. И в этой ситуации денежные средства могут быть потеря-ны для автономного учреждения.Кроме того, выгода от упрощенной процедуры рас-поряжения средствами на счетах в кредитных органи-зациях есть только в том случае, если эти средства зна-чительны. Если же речь идет лишь о собранных роди-телями деньгах на охрану или на покупку нового ви-деопроектора, то риски открытия счета в кредитной организации, возможно, перевесят все выгоды от воз-можности оперативного их расходования.Если учреждение имеет твердую уверенность в сво-ей конкурентоспособности, желание модернизировать образовательный процесс, выйти на рынок образова-тельных услуг, побороться за бюджетные и внебюд-жетные средства, имеет навыки поиска дополнитель-ных финансовых источников, сложившуюся практику получения существенных внебюджетных доходов, го-138тово взять на себя риски самостоятельной деятельно-сти, и потому для него форма автономного учреждения выгодна. Конечно, в процессе столь масштабной ре-формы неизбежны некоторые шероховатости, которые будут устраняться при их обнаружении. Обнаружат их именно первые автономные учреждения, которые и станут своего рода испытательным полигоном для от-работки новых форм финансирования и реализации прав по распоряжению имуществом.Не случайно законодательство предусмотрело воз-можность обратного перехода из автономного учреж-дения в бюджетное в таком же порядке.При финансировании государственного или муници-пального заказа на оказание образовательных услуг на-селению вероятна конкуренция между различными об-разовательными учреждениями, особенно в крупных городах. Бюджетные средства будут сосредоточиваться в наиболее эффективных современных учреждениях, внедряющих инновационные технологии, что может привести к реструктуризации сети образовательных уч-реждений и ликвидации наиболее слабых ее элементов.Перевод муниципальных общеобразовательных уч-реждений в автономные позволит создать собственный инновационно-инвестиционный фонд за счет:- средств республиканского бюджета (субвенций и субсидий);- кредитов коммерческих банков;- собственных средств.В целях обеспечения зависимости заработной платы педагогических работников от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, повышения самостоятельности и ответственности руководителей за результаты деятель-ности учреждений с января 2009 г. все учреждения об-разования Республики Башкортостан переведены на новую систему оплаты труда.В соответствии с ежемесячным мониторингом со-стояния выплаты заработной платы по новой системе оплаты труда в 2009 г. в государственных образова-тельных учреждениях Республики Башкортостан сред-немесячная заработная плата работников увеличилась на 24,8% по сравнению с 2008 г.В текущем году будет уделено особое внимание по-казателям эффективности, реализации новой системы оплаты труда работников учреждений образования с дальнейшим продолжением мониторинга состояния выплаты заработной платы, с выявлением проблем, сдерживающих ее рост, а также осуществлением вы-платы заработной платы работников в пределах средств, предусмотренных по фонду оплаты труда.4. Совершенствование организационной структуры сферы общеобразовательных услуг. Оценивая общее состояние рынка общеобразовательных услуг можно уверенно сказать, что на сегодняшний день он не сба-лансирован и не насыщен. Таким образом, из анализа состояния рынка общеобразовательных услуг России следует, что на внутреннем рынке в ближайшие 10-20 лет не следует ожидать острой конкуренции, но это не приведет к увеличению объемов услуг. Таким обра-зом, дальнейший рост производства общеобразова-тельных услуг возможен только при решении двух ос-новных задач:- во-первых, повышения инвестиционной привле-На основании проведенных исследований намикательности сферы общеобразовательных услуг;предложена общероссийская организационная струк-- во-вторых, создания рынка общеобразовательныхтура сферы общеобразовательных услуг в условияхуслуг.инновационного развития (рис. 1).Министерство образования и науки Российской ФедерацииСтруктурные подразделения МинобрнаукиФедеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент)Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)Департамент государственной научно-технической и инновационной политикиГоловной центрконсультированияМинистерстваобразования инауки РоссийскойФедерацииОбучение персоналаИнформационная базаДепартамент комплекснойкоординации программв сфере образования и наукии организации бюджетногопроцессаКонсультационное обслуживаниеДепартамент государственной политики в образованииДепартамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детейИнновационно-инвестиционное обслуживаниеРис. 1. Общероссийская организационная структура сферы общеобразовательных услуг в условиях инновационного развитияДо реформы экономики регулирование иннова-В современных условиях, когда экономика страныционной деятельностью выполняла планово-встала на путь рыночных реформ, научно-техническаяраспорядительная система.деятельность оказалась не подготовленной к работе вБазовые инновации создавались государством,новых условиях. Как и прежде, результаты научно-внедрение новаций обеспечивалось централизациейтехнической деятельности не всегда становятся инно-и концентрацией необходимых ресурсов на приори-вационным продуктом с высокой степенью готовноститетных и важнейших направлениях развития наукик производству и эффективной реализации в связи си техники.тем, что инновационные проекты:139- являются сложными и дорогими;Таким образом, внедрение отраслевой информаци-- не имеют реальной прибыли от внедрения;онно-консультационной службы позволит объединить- не учитывают системный подход при разработке;усилия разработчиков инновационных проектов, инве-- не имеют интегральные критерии, которые моглисторов, производителей общеобразовательных услуг ибы оценить их эффективность.их потребителей.

Ключевые слова

information-consultation centres, general educational services, общество, общеобразовательные услуги, информационно-консультационные центры

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Алешкина Ольга ВячеславовнаБашкирский институт социальных технологий (Филиал Академии труда и социальных отношений) (г. Уфа)преподавательaleshkina_o@mail.ru
Жилин Валерий ВасильевичБашкирский институт социальных технологий (Филиал Академии труда и социальных отношений) (г. Уфа)доктор экономических наук, доктор сельскохозяйственных наук, профессорaleshkina_o@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Опубликовано 8 ноября 2006 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/11/08/zakon-doc.html
Жилин В.В., Бесчастнова Н.В. Организационно-экономические аспекты повышения эффективности консультационных услуг. Уфа: Гилем, 2009. 184 с.
Кликич Л.М. Эволюция сферы услуг: особенности закономерности, формы государственного регулирования: Дис. ... д-ра экон. наук. Уфа, 2005. 260 с.
Рагозин Ю.И., Лукин В.В. Информатизация рынка труда и образования. Режим доступа: hppt://laboumarket.ru/conf3/vietopic.php?t=43
Валиев Ш.З., Сухочев В.И. Рынок образовательных услуг. Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2008. 84 с.
Валиев Ш.З. Рынок образовательных услуг. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 139 с.
 Повышение эффективности рынка общеобразовательных услуг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Повышение эффективности рынка общеобразовательных услуг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия