Обучение композиции в логике компетентностного подхода | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Обучение композиции в логике компетентностного подхода

Рассматриваются концептуальные основы обучения основам композиции, способствующие становлению специальной компетентности студента, будущего художника-педагога. Сформулировано определение специальной компетентности художникапедагога. Определены методологические принципы построения и реализации образовательной программы в логике компетентностного подхода: укрепление фундаментальных теоретических основ художественного образования, усиление межпредметных связей в содержании образования; активизация познавательной деятельности студентов в процессе освоения содержания образовательной программы, т.е. субъектной позиции; активизация и поддержка проявления индивидуальности, актуализация личностных ценностей и смыслов обучающихся основам композиции.

Training composition in the logic of competence approach.pdf Одним из важнейших предметов при обучении спе-- активизация познавательной деятельности студен-циалистов изобразительного, декоративно-прикладного,тов в процессе освоения содержания образовательнойдизайнерского направлений является композиция. Совре-программы: осознанности, способности к выбору, ак-менные представления о результативности образованиятивности, самостоятельности, т.е. субъектной позиции;определяют в качестве результатов не знания, умения и- направленность содержания программы и техно-навыки, а компетентность. Компетентность имеет прак-логии ее освоения на установление интегративных свя-тико-ориентированный характер. Компетентность - этозей между основными сферами личности: ценностно-система знаний в действии. Приобретение, преобра-мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-зование и использование знаний предполагает активнуюволевой и деятельностно-поведенческой;познавательную деятельность, поэтому в структуру ком-- активизация и поддержка проявления индивиду-петентности входят также эмоционально-волевые и моти-альности, актуализация личностных ценностей и смы-вационные компоненты [1. С. 25-26].слов обучающихся основам композиции.В структуре компетентностей выделяют ключевыеСтержень освоения предмета «Основы компози-(надпредметные), межпредметные и предметные компе-ции» - художественная деятельность, составляющимитенции. Одна из значимых компетенций, которая долж-которой являются:на быть представлена в допредметном содержании обра-- эстетическое восприятие искусства;зования, - общекультурная: владение языком культуры,- эстетическое восприятие действительности;средствами познания мира, моделями культурного пове-- собственное творчество обучающихся.дения, опытом деятельности в области национальной иРезультатом обучения композиции является станов-общечеловеческой культуры. Способность человека кление специальной (предметной, или композиционной)творческой деятельности выделяется как одна из важ-компетентности - значимой составляющей профессио-нейших, особенно для специалистов в области культурынальной компетентности художника-педагога. Струк-и искусства. Обучение изобразительному искусствутура специальной компетентности включает в себя:должно быть направлено на творческое развитие лично-1) культуру художественного восприятия:сти, на развитие потребности и готовности к самовыра-- искусства - способность зрителя извлекать из ху-жению, а не формальное овладение изобразительнойдожественной ткани произведения различные по глу-грамотой. Наиболее эффективные условия для развитиябине и наполненности содержательно-смысловые слои;творческих способностей могут быть созданы при обу-- действительности - умение видеть, цельно вос-чении основам композиции.принимать, переживать, переосмысливать и образноКомпозиция как предмет, при изучении которогопередавать действительность;актуализируются знания, умения и навыки, приобре-2) собственное творчество обучающихся - само-таемые при освоении других предметов (рисунка, жи-выражение, самореализация средствами изобразитель-вописи, композиции, истории искусств, мировой худо-ного искусства.жественной культуры и пр.), наиболее эффективноТворческий язык художника определяется миро-способствует формированию не только преметнойвосприятием. Процесс творческого видения, как и про-компетенции, но также межпредметной и надпредмет-цесс художественного восприятия, связан с мышлени-ной компетенции.ем. В процессе обучения композиции решение учебно-Компетентность можно определить как совокуп-творческих задач протекает на основе тесного взаимо-ность личностных качеств, знаний, умений, навыков,действия понятийных, практических (действенных) испособностей, обусловленных опытом деятельности.наглядно-образных компонентов мышления.Исходя из определения компетентности, можно пред-Становление специальной (предметной, или компо-положить, что в основу построения и реализации обра-зиционной) компетентности происходит на основе ов-зовательной программы в логике компетентностноголадения «языком» изобразительного искусства - набо-подхода, в частности программы по основам компози-ром «кодов», позволяющих «дешифровать» информа-ции, должны быть положены следующие методологи-цию, заключенную в произведении искусства, и «пере-ческие принципы:водить» содержание языка искусства на язык человече-- укрепление фундаментальных теоретических ос-ских эмоций и смыслов.нов художественного образования. Усиление меж-При обучении средствам и законам композициипредметных связей в содержании образования;важно раскрывать их выразительные возможности,164каждый образ наполнять содержанием. В результатеНа первом этапе студенты знакомятся со средства-виды изображений (визуальный способ выражениями композиции, которые являются основой понятийно-смысла) нераздельно связывается с определеннымиго аппарата и используются в графических упражнени-понятиями и терминами (вербальный способ выраже-ях: точка, линия, пятно, светотень, цвет и пр.ния). Например, ломаной линии с острыми углами (об-На втором этапе студенты приобретают теоретиче-раз) соответствует понятие колючая, жесткая, агрес-ские знания о законах композиции, которые носятсивная. Художественный образ, способ и форма освое-«объективный» всеобщий характер, устойчивый нания действительности в искусстве, характеризующейсяпротяжении длительного отрезка времени в историинераздельным единством чувств и смыслов, лежат визобразительного искусства: закон цельности (недели-основе образного мышления. Содержанием образногомости) композиции; закон типизации; закон подчинен-мышления является оперирование зрительными образ-ности всех закономерностей и средств композицииами, а результатом - порождение новых, часто абст-идейному замыслу. Следующий шаг - освоение компо-рактных образов, несущих смысловую нагрузку и де-зиционных правил и приемов, которые помогают стро-лающих значение видимым.ить композицию и являются композиционной техникойВажно определить понятие «композиция» (в отли-(ритм, пропорции, контраст и пр.).чие от учебного предмета композиция). Мы рассматри-Знакомство с композиционными средствами, обу-ваем композицию как построение собственного произ-чение основным законам, правилам, приемам, являю-ведения средствами изобразительного искусства, пере-щимся композиционной техникой, важно сочетать снесение в произведение образов, которые еще смутноизучением семантических аспектов применениярисуются в воображении художника, и составление изсредств и закономерностей композиции.них, при помощи средств и приемов, с учетом общихОсобенностью нашей программы по композициизакономерностей, свойственных данной отрасли искус-является увеличение объема теоретической части. Поства, органического целого, выражающего задуманноенашему убеждению, художник должен не только «чув-им содержание.ствовать» композицию, но и, подобно искусствоведу,Основа профессионализма художника-педагога - спе-уметь грамотно анализировать любое произведение.циальная (предметная, или композиционная) компетент-Знание выразительных возможностей средств ком-ность, обусловливающая уровень развития способностипозиции (точка, линия, штрих, пятно, светотень, цвет ивладения композицией на основе развитого композици-пр.), законов композиции, правил и приемов формиру-онного мышления и практической творческой деятельно-ет умение анализировать свое творчество, видеть и по-сти, проявляющийся в умении выражать художественныенимать его сильные и слабые стороны, открывает путьидеи в образной форме средствами композиции.к самосовершенствованию. С целью развития рефлек-Значимое в решении поставленных задач понятиесивных умений программой предусмотрены: коллек-«композиционное мышление» носит комплексный ха-тивный анализ учебных композиций, композиционныйрактер, являясь синтезом как понятийного, так и образ-анализ студентом работы однокурсника в группе. Уме-ного мышления, и рассматривается как психическийние вести полемику, участвовать в дискуссии развива-процесс, направленный на выражение художественнойется также при обсуждении работ на предусмотренныхидеи в образной форме.программой промежуточных просмотрах. КритерийКонцептуальную основу образовательной технологиианализа композиции предполагает, что конструктивныеопределяет цель и система представлений о способах ееи смысловые связи следует рассматривать вместе, гдедостижения. Мы исходили из следующего положения:конструкция выполняет функцию подачи смысла.если построение курса и его педагогическое осмыслениеНа данном этапе также происходит обучение про-сообразуется с этапами (уровнями) становления много-фессиональным терминам, т.к. владение специальноймерного сознания человека (от предметного сознания ктерминологией, осмысленность и правильность ее ис-осмысленному, а потом к ценностному сознанию), то этопользования являются необходимым и значимым пока-закономерно приводит к позитивной динамике становле-зателем специальной компетентности художника-ния специальной компетентности художника-педагогапедагога.(Клочко В.Е., Долгих Н.А., 2006).Следующий этап - практическое освоение студен-Данный учебный курс был апробирован в условияхтами умений и навыков, предусмотренных програм-формирующего эксперимента в течение 4 лет при под-мой. Владение средствами композиции, техниками иготовке студентов специальности «изобразительноематериалами, доведенное до автоматизма, открываетискусство» (квалификация «учитель изобразительногопуть к самосовершенствованию, к виртуозному испол-искусства»).нению, к новым открытиям.Общее построение курса предполагает поэтапноеЗакрепление теоретических знаний при выполненииобучение студентов.практических учебных заданий по композиции сопро-На первом и втором этапах реализуются следую-вождается формированием творческих навыков.щие задачи:Важнейшим критерием оценки учебной работы по1..Формирование понятийного аппарата через системукомпозиции является креативность в выполнении прак-условно схематизированных образов, отражающих ос-тических заданий: умение оригинально раскрыть тему, новное содержание базовых понятий композиции.предложить разнообразные варианты решения темы,2.Развитие способности «видеть» окружающий мирвыразить в композиции свою индивидуальность. При под определенным, предметно специализированнымосвоении программы по композиции важно определе-углом зрения.ние того инварианта профессиональных знаний, уме-165ний и навыков, который обеспечивает в условиях не-дойти до самой глубинной своей сути, форма, в кото-определенности и нестабильности на рынке труда про-рую выливается ваше искусство, для вас совершеннофессионалу надежную возможность найти свое место.не имеет значения. Неважно, будут это слова, краскиНе менее важно одновременно развивать гибкостьили звуки. Это все равно, что ваш собственный голос.мышления, способность специалиста к быстрой пере-Каким бы он ни был, вы миритесь с ним и говорите,стройке сознания и освоению новых видов технологийкак можете, ибо у вас нет выбора. Но важно, что выи способов профессиональной деятельности.говорите. Именно это отличает великое искусство отОсвоение программы по композиции предполагаетвсего остального [3]. развитие умений подбирать и анализировать специаль-Преподаватель, ведущий практические занятия, с од-ную литературу, пользоваться компьютерными источ-ной стороны, организует процесс овладения видом про-никами информации. В программу подготовки к вы-фессиональной (композиционной) деятельности, с другойполнению дипломной работы входит написание рефе-стороны, управляет процессом становления профессио-рата по выбранной на диплом теме (на 4-м курсе), чтонального (композиционного) сознания. Содержание кар-предполагает наличие умений осуществлять учебно-тины непременно включает и эмоциональное содержание,исследовательскую работу. Подготовка к дипломнойкоторое должно быть собрано в единый образ, связаноработе ведется в двух направлениях: практическом иединым смыслом. Важной задачей является развитие спо-теоретическом. Её выполнение и защита - важный этапсобности образного мышления и переложения его на языкв развитии личности, показатель наработанного за годыизобразительного искусства.учебы творческого потенциала, умения объяснять и от-Образное мышление, опирающееся на воображение,стаивать свои позиции, как в устной форме, так и в по-служит средством для рождения оригинальных идей ияснительной записке. «Проговаривание» таких аспектов,самовыражения. Условием развития образного мышле-как выбор темы, работа над образом, ее практическаяния является семантический подход в работе над ком-значимость и психолого-педагогическое обоснование впозицией. Семантический подход при реализации кур-контексте художественного образования в школе воспи-са по основам композиции проявляется в следующем.тывают серьезное, вдумчивое отношение студентов кНа начальном этапе обучения композиции, при изуче-художественно-педагогическому творчеству.нии средств композиции, особое внимание уделяетсяВ целом в результате теоретического и практиче-созданию семантико-графических упражнений. На-ского изучения основных средств композиции и компо-пример, при изучении такого средства композиции, какзиционных понятий у студентов происходит формиро-точка, дается задание на графическое выражение раз-вание художественного вкуса и оценочных критериев,личных семантических понятий при помощи точки иумения воспринимать произведения искусства, пони-точек. Примерные темы (семантические понятия) длямать их язык и смысл. Восприятие художника как ху-заданий: Одиночество, Движение, Падение, Собрание,дожественное восприятие не только проявляется, но иТолпа, Ссора, Дружба и пр.формируется в процессе художественного изображенияРассматривая выразительные возможности линии ивоспринимаемого. Художник научается видеть, вос-семантические понятия, которые возможно выразитьпринимать действительность в соответствии с требова-при помощи линий, студентам предлагаются задания сниями, исходящими из условий ее изображения [2].целью использования теоретических познаний о точке,Студенты начинают воспринимать окружающий мир,линии, для практического выражения в абстрактнойявления под профессиональным, предметно специали-композиции некоторых вербально-смысловых понятий.зированным углом зрения. Происходит переход от бы-Темы: Часы, Дождь, Демонстрация, Поле, Цирк, Скач-тового сознания к профессиональному.ки, Сон, Поворот, Перекресток и т.п.На третьем этапе реализуется задача: развитие во-При изучении такого средства композиции, какображения - основы образного мышления. Работа надпятно, особое внимание уделяется образным, ассоциа-композицией начинается со слова, выражающего не-тивным характеристикам пятна как средства смыслово-кую идею. В процессе создания композиции словеснаяго выражения. При выполнении практических заданийидея трансформируется в визуальный образ, т.е. ком-решается задача: выражение при помощи композици-позиция имеет вполне определенную функцию: пере-онного пятна различных семантических понятий. Важ-дать визуальными средствами какое-то информацион-но выбирать темы (понятия), вызывающие яркие, про-ное послание. Другими словами, композиция - это на-тивоположные ассоциации: Дружок - Змей Горыныч;бор инструментов, которые помогают воплотить в ма-Пресмыкающееся - Птица и др. териал вашу словесную идею, выразить мысль. Един-Далее аналогично изучаются такие композицион-ственное отличие от инструментов в привычном смыс-ные понятия, как формат, композиционный центр, иле - это то, что мы держим их в голове, а не в руках.полученные знания закрепляются в практической рабо-Можно развить хорошие способности в области живо-те над учебными семантико-графическими упражне-писи, рисунка, композиции в академическом и техни-ниями. Темы: Пыльная буря, Газированное молоко,ческом смысле. Но, по словам Дж. Фаулза, эти способ-Косой дождь, Быстрая музыка, Летний отдых, Подвод-ности стоят последним номером в списке достоинствное царство и т.д. Выражение семантических пар (су-личности художника. Хорошая графика, хорошая жи-ществительное + прилагательное) посредством изучен-вопись, хорошая композиция - это еще не живое ис-ных композиционных понятий. кусство. Как бы вы хорошо не научились выражатьДалее рассматриваются некоторые графическиеличность в линии и цвете, ничего не получится, еслиприемы (контур, заливка и пр.), понятие о композици-личность эту незачем выражать, если вы стремитесьонной выразительности. Вербальная выразительность,166многозначность слов, семантическое богатство языка. Графическая выразительность как точное соответствие семантики понятий и графических образов. Графиче-ская однозначность и многозначность. Выразитель-ность композиции как функция семантического соот-ветствия понятий и приемов. Графические упражнения на подбор соответствующих композиционных приемов для выражения понятий. Темы: Радость, Грусть, Родст-венник, Коллега, Возникновение, Ссора, Проникнове-ние, Танец и т.п.Яркой особенностью мышления художника, обу-словленной активным участием в творческом процес-се зрительных образов памяти и воображения, являет-ся его ассоциативность [4]. В заключение курса фор-мальной композиции (основ композиции) предлагает-ся выполнить ряд сложных композиций на создание образов-ассоциаций, образов-фантазий. Примерные темы: Весеннее утро, Ночная музыка цветов, Волшеб-ный день, История на море, Чудо-юдо и пр. Можно также предложить выполнить композиции по впечат-лениям-ассоциациям от прослушанной музыки: Вре-мена года Чайковского, Танец с саблями Хачатуряна, Полет шмеля и пр.Одним из условий развития образного мышления и его основы - воображения, - является экспериментирова-ние с художественными материалами и инструментами.Возможные задания на развитие воображения: до-полнить абстрактное пятно, вырезанное из бумаги, до конкретного образа. При этом в завершенной работе пятно обязательно должно восприниматься, не нужно сглаживать его характерные грани. Создание образа происходит за счет внесения пятен и линий другого цвета и тона как в первоначальное пятно, так и за пре-делы его контура. Аналогичное задание можно выпол-нить и на основе кляксы.Эффективным методом развития образного мыш-ления является использование семантических связей, осуществляемых с помощью системы семантических знаков: аллегории, метафоры, метаморфозы, интер-претации, цитаты, контексты и др. Их функции состо-ят в возведении мостика между различными областя-ми знаний и художественно-творческого опыта, меж-ду контекстами в различных произведениях из исход-ного в последующий, помогая осмыслению новых явлений. Для проекции образной идеи в пластику ху-дожественного материала служит аллегория - иноска-зание, толкование заложенного в произведении смыс-ла. Аллегоричность - одно из важнейших свойств об-разного мышления. Аллегория как знак в семантике образа, как жанр в композиции служит для передачи авторской идеи в форме тропа (иносказания, слова в переносном значении), за которым исторически за-крепился символический, легкочитаемый смысл. Так, например, сюжет с изображением Фауста подводит к мысли, что скрытая идея здесь - сделка человека с дьяволом.Метафоры, аллегории, метаморфозы и другие сим-волические элементы, участвующие в рождении худо-жественного образа, свидетельствуют о возникновении специфического мировоззрения, своеобразного худо-жественно-творческого мышления, выражающегося в использовании контекстов.Для развития способности образного мышления и переложения его на язык изобразительного искусства следует использовать семантические связи как внутри отдельного вида искусства, так и между его различны-ми видами.Завершающим этапом в реализации программы по композиции является выполнение дипломной работы: практической и теоретической части. Выпускники по-казали, что они сознательно владеют композиционной грамотой, умеют выразить идею в форме художествен-ного образа. О работе над картиной «Томские легенды. Свет издалека», студентка пишет: «Главные герои про-изведения - богатырь Эушт и его спутница Белочка. Образ героини символизирует гармонию человека с природой и с самим собой. В центральной части уми-ротворенное выражение лица, длинные, тонкие пальцы Белочки выражают тонкую духовную организацию, хрупкость, чувственность, какой, по моему мнению, должна обладать женщина - хранительница домашнего очага. Игра на дудочке считалась у таежных жителей мелодией, привлекающей добрых духов, живущих в тайге. В данном случае это является символом гармо-нии человека с природой. Справа представлено рожде-ние Белочки из обычной лесной белки, что еще раз подчеркивает ее близость к природе… Фон триптиха условно поделен на три части: земля, вечность, буду-щее. Смысл этих слов - постоянство. Земля - ее люби-ли наши предки, она была для них живой - она посто-янна. Вечность - она бесконечна как постоянно зарож-дающаяся жизнь. Будущее - в данном случае представ-лено будущее томской земли относительно изображен-ного времени. Изображение стилизованных растений, а именно молодого кедра и молодой березы, также явля-ются символами. Кедр - мужское дерево, хранитель таежных тайн, хозяин тайги. Береза - символ плодови-тости для таежных женщин».Результаты освоения программы по композиции: учебно-творческие работы студентов на протяжении всего курса обучения, дипломные работы, большая часть которых получили отличные отметки, свиде-тельствуют об успешности освоения студентами дан-ного курса. В целом можно утверждать, что обучение основам композиции студентов, будущих художни-ков-педагогов, способствует становлению специаль-ной компетентности при выполнении следующих ус-ловий.1..Увеличение объема теоретических знаний при обучении основ композиции.2..Актуализация, укрепление межпредметных свя-зей при определении содержания образования, по-строении образовательного процесса.3.Активизация познавательной деятельности обу-чающихся: осознанности, возможности и способности к выбору, активности, самостоятельности, - субъект-ной позиции.4.Содержание программы, технология ее освоения направлены на установление связей между основными сферами личности: ценностно-мотивационной, интел-лектуальной, эмоционально-волевой и деятельностно-поведенческой.5.Построение курса по композиции и его педагоги-ческое осмысление сообразуется с этапами (уровнями)167становления многомерного сознания человека (от пред-словые связи следует рассматривать вместе, что конст-метного сознания к осмысленному, а потом к ценност-рукция выполняет функцию подачи смысла.ному сознанию).9. Семантический подход в работе над композици-6..Актуализация личностных ценностей и смысловей. Эмоциональное содержание должно быть тесно при обучении композиции, создание условий для лич-связано с предметным (или беспредметным) содержа-ностного содержания образования.нием произведения, создавать единый образ, смысл.7.Поддержка проявления индивидуальности, креа-Особое внимание уделять образным, ассоциативным тивности при выполнении учебно-творческих заданий.характеристикам средств художественной вырази-8.Развитие рефлексивных умений, навыков анализательности (линия, пятно, цвет и пр.). Наряду с обуче-произведений искусства, обучение критериям анализание композиционной технике развитие профессио-композиции, пониманию, что конструктивные и смы-нального (композиционного) сознания.

Ключевые слова

structure of special competence, valuable consciousness, subject consciousness, composite thinking, semantic approach, special competence of artist-teacher, структура специальной компетентности, ценностное сознание, семантический подход, предметное сознание, композиционное мышление, специальная компетентность художника-педагога

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Долгих Николай АндреевичТомский государственный университеткандидат педагогических наук, зав. кафедрой дизайна Института искусств и культурыkulturtsu@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Ветрова И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству: Учеб. пособие. М.: Ижица, 2004.
Кузин В.С. Психология. М.: Агар, 1997.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4.
 Обучение композиции в логике компетентностного подхода | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Обучение композиции в логике компетентностного подхода | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия