Жизненное самоосуществление человека как проявление самоорганизации психологической системы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Жизненное самоосуществление человека как проявление самоорганизации психологической системы

Представлено понимание жизненного самоосуществления человека как проявления самоорганизации психологической системы. Рассматриваются различные точки зрения на понимание самоорганизации психологических систем: самоорганизация как адаптация, самоорганизация как саморегуляция, самоорганизация как самодетерминация. Исходя из данных точек зрения, показаны содержательные особенности самоосуществления человека как индивидуальной жизненной стратегии, направленной на реализацию жизненного проекта.

Human vital self-fulfilment as psychological system self-organization display.pdf Проблематичность жизненного самоосуществленияповедение, и на способность человека присваивать об-как самоорганизации психологических систем состоит вщечеловеческие ценности, социальные нормативы,том, что «самоорганизационное» мышление ученых-установки, которые «организуют жизнь человека» [2]. психологов не выработало единых подходов к осмысле-По мнению представителей данной группы, адапта-нию явлений психологической реальности, в силу чегоция - это постоянный процесс активного приспособле-«спектр» самоорганизационных механизмов развитияния индивида к условиям среды, а также результат это-систем довольно широк: от адаптации до собственного процесса. Хотя социальная адаптация идет непре-самоорганизации. Представления о человеке как носите-рывно, тем не менее, это понятие обычно связывается сле психики как «органа приспособления» [1. С. 45] непериодами кардинальных изменений деятельности ин-могут вывести науку в проблемное пространство рас-дивида и его окружения. Важный аспект социальнойсмотрения человека как самоорганизующейся системы.адаптации - принятие индивидом социальной роли.Оставаясь в пространстве классических идей, мы выну-Этим обусловлено отнесение социальной адаптации кждены будем признать тот факт, что психика успешноодному из основных социально-психологических ме-справляется и без участия человека в актах приспособ-ханизмов социализации личности. Эффективностьления к изменяющимся жизненным условиям. Пред-адаптации существенно зависит от того, насколькоставления о человеке как субъекте собственной жизне-адекватно индивид воспринимает себя и свои социаль-деятельности, наделенном возможностями саморегуля-ные связи: искаженное или недостаточно развитоеции, хоть и отмечают активность человека как необхо-представление о себе ведет к нарушениям адаптации. димое условие его (само) развития, но «не поднимаютсяВ рамках проблемы социально-психологическойвыше» неклассического идеала рациональности. Пре-адаптации рассматриваются также понятия «адаптив-тендуя на исследование феномена «жизненное самоосу-ность» и «неадаптивность», различающиеся соответст-ществление» человека в контексте системно-вием или несоответствием целей личности и достигае-антропологических идей, необходимо выходить в про-мых ею в ходе деятельности.странство постнеклассического идеала рациональности,Основные типы адаптационного процесса личностиобеспечивающего понимание человека как самооргани-формируются в зависимости от структуры потребно-зующейся системы. Кроме того, постановка проблемыстей и мотивов индивида:такого рода требует выделения такого критерия анализа,1) тип активный - характерен преобладанием ак-который позволил бы выйти за рамки изучаемого фено-тивного воздействия на среду социальную; мена: жизненное самоосуществление человека есть про-2) тип пассивный - определяется пассивным, конформ-дукт становления самой сложной самоорганизующейсяным принятием целей и ориентации ценностных групп. системы - «человек», от взгляда на которую как раз иПри этом обращается внимание на устойчивость какзависит, в призме каких воззрений «этот продукт» мо-характеристику личности, в силу чего многочисленныежет быть рассмотрен. Вот почему в рамках данного ис-исследования такого рода посвящены изучению стрессо-следования этим критерием выступило понимание чело-устойчивости, эмоциональной устойчивости, толерантно-века как открытой самоорганизующейся системы, по-сти как устойчивости к конфликтам и т.д. как характери-зволившее в ходе анализа выделить 3 группы исследо-стике личности. Представители данной точки зрения от-ваний, оформившиеся в отечественной психологии.мечают, что благодаря психологической устойчивости,Первая группа - психологические теории так назы-личность может как противостоять негативному воздей-ваемого адаптивного типа. Несмотря на то, что пред-ствию, так и осуществлять посильные конструктивныеставители данной группы определяют человека какизменения окружающей ее среды и, таким образом, ус-самоорганизующуюся систему, развитие ее они сводяттойчивость обеспечивает продуктивность жизни и дея-к адаптации или соответствию внешнему окружению.тельности, развитие и совершенствование личности, аСаморазвитие личности связывается с совершенство-также и сохранение психического здоровья. ванием психологических механизмов регуляции жиз-Самоорганизационное начало теорий проявляется внедеятельности, с сознательной опорой в процессе ре-системной организации психической адаптации и еегуляции на индивидную особенность приспосабливать-роли в целенаправленной активности индивида. Самся к изменяющимся условиям среды, на личностныепроцесс психической адаптации предполагает воздейст-качества, позволяющие регулировать свое социальноевие не только субъекта на среду, но и среды на субъект169таким образом, что психическая адаптация обеспечивает процесс оптимального соответствия личности и окру-жающей среды в ходе осуществления деятельности, ко-торая позволяет индивиду удовлетворить актуальные потребности. Адаптационные возможности индивида обусловлены сложной многоуровневой структурно-функциональной системой, на каждом уровне регулиро-вания которой действуют преимущественно психологи-ческие или физиологические механизмы.Учеными выделяются следующие уровни психиче-ской адаптации: социально-психологический; психоло-гический (особенности личности, активности, психиче-ские состояния); психофизиологический (интеграция церебральных систем); периферический (вегетативный и гуморальные механизмы). Учитывая это многообра-зие уровней психической адаптации, психическая адап-тивность понимается как интегральное свойство лич-ности, характеризующее ее устойчивость, способность противостоять срывам психической адаптации.В рамках теории самоорганизованной критичности (Кауфман) оформилось мнение о том, что сложные адап-тивные системы допускают хаос, способствуют его по-явлению, потому что он делает их более гибкими, по-датливыми, дает возможность лучше приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды. При этом системы начинают балансировать на краю хаоса, резуль-татом описания этих эффектов явилась красивая мета-фора «самоорганизация на краю хаоса». В силу хрупко-сти сложных адаптивных систем такая самоорганизация очень опасна, потому что любой шаг в направлении улучшения их организации может привести к быстрому спонтанному распаду и гибели. При рассмотрении жиз-ни в контексте теории самоорганизованной критичности обнаруживается, что в основе ее лежит «порядок для свободы», балансирующий на краю хаоса.Таким образом, самоорганизационное начало пси-хологических систем представителями первой группы связывается со способностью системы к адаптации к условиям среды, что обеспечивает системе устойчи-вость на всех ее уровнях в изменяющихся внешних условиях. Жизненное самоосуществление человека в контексте исследований данной группы есть развора-чивающийся в течение жизни процесс адаптации чело-века к постоянно меняющимся условиям окружающей среды на всех уровнях организации психологической системы. Речь идет об одностороннем «приспособле-нии» человека: «внутреннего» к «внешнему», которое определяет успешность жизненного самоосуществле-ния, потому что «осуществиться» здесь - означает «адаптироваться», «приспособиться».Вторая группа - психологические теории, рассмат-ривающие саморазвитие, самоорганизацию человека за счет новообразований, которые выступают «одновре-менно и как обусловленные, и как обусловливающие» движение человека [3]. Формирование новообразова-ний базируется, по мнению представителей данной группы, на ряде способностей личности. Среди тако-вых - способность удерживать, сохранять все позитив-ное в своей истории, аккумулировать результаты раз-вития, актуализировать потенциальное содержание своего сознания, создавать нечто новое в мире и в себе, расширяя сферу потенциального.170В.Г. Буданов отмечает, что идеи, развитые в текто-логии А.И. Богданова, теории систем Л.фон Берталан-фи, кибернетике Н. Винера, позволили сформировать общие представления о системах и их конфигурирова-нии, механизмах поддержания целостности или гомео-стаза систем, о способах управления системами с само-регуляцией [4. С. 7]. В этой связи ключевым понятием теорий данной группы выступает термин «саморегуля-ция», воплощающий способность быть субъектом сво-ей целенаправленной активности и процесс реализации этой способности [5. С. 13].При саморегуляции система функционирует сле-дующим образом: эффект регуляции складывается из совместной работы всех компонентов системы, вслед-ствие чего не нуждается в постоянном контроле, явля-ясь в ресурсном отношении более экономичным. Ис-следователи, разделяющие подобный подход (А. Бан-дура, Ч. Карвер, Дж. Мэттьюз, Б. Циммерман, Д. Шанк, М. Шайер), понимают саморегуляцию как системати-ческий процесс, включающий в себя активные дейст-вия индивида (в чем, собственно, эти теории и превос-ходят теории первой группы) по адаптации к постоян-но изменяющейся среде. Ученые подчеркивают цикли-ческий характер этого процесса.В отечественных исследованиях И.А. Боброва, Ю.В. Готовского, К.Н. Мхитарян самоосуществление рассматривается в контексте организма как частного случая биологической системы, достижение самоиден-тичности которого реализуется через самоосуществле-ние [6]. В рамках проводимых ими исследований, орга-низм выступает как саморегулирующаяся система. Это означает, что его самоосуществление является резуль-татом происходящих в нем процессов саморегуляции. В то же время стремление к самоосуществлению обу-словливает само наличие и характер процессов саморе-гуляции в организме. При этом особенности самоосу-ществления отдельно взятого данного организма обу-словлены структурными особенностями (видовыми и индивидуальными) систем его саморегуляции. Саморе-гуляцию организма, рассмотренную во всем ее объеме и на протяжении всего времени его существования, ученые отождествляют с универсальной формой его (организма) деятельности. Самоосуществление и само-регуляция организма оказываются двумя различными способами описания одного и того же его универсаль-ного свойства - «самобытия», наличие которого и оп-ределяет как целостность организма, так и его само-идентичность. Саморегуляция организма (рассмотрен-ная во всем ее объеме и на протяжении всего времени его существования) является универсальной формой его деятельности, реализация которой приводит к удовлетворению его универсальной потребности - са-моосуществления. Самоосуществление - полное и по-следовательное прохождение всех этапов цикла своего биологического существования и реализации всех био-логически обусловленных целей. Биологически обу-словленными являются, например, такие цели, как вы-живание, воспроизведение потомства, освоение нового пространства, для человека - социализация и т.п. Са-моосуществление представляет собой одновременно универсальную форму деятельности и универсальную потребность организма.Представления о саморегуляции, развиваемые в лабо-ратории саморегуляции ПИ РАО (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий и др.) отличаются су-щественной сложностью в рассмотрении внутреннего строения выделяемых компонент саморегуляции, являясь прямым следствием исходной личностной ориентации исследований. В настоящее время фокус внимания иссле-дователей смещается от общих проблем структуры само-регуляции к разработке ее когнитивных и личностных аспектов, к пониманию того, что за личностными и ког-нитивными конструктами различного порядка стоят спе-цифичные структуры индивидуальных способов органи-зации субъектной активности. Если развитие отечествен-ных исследований идет от общей теории структуры и функций осознанной саморегуляции к исследованию личности и индивидуальных проявлений и форм регуля-ции, то зарубежная психология идет от исследования личности и отдельных сторон регуляции к интегральной теории саморегуляции, к пониманию того, что осознан-ность регуляции - это важнейшее личностное измерение. Не смотря на определенные разногласия в подходах к организации исследования феномена саморегуляции че-ловека, в работах обнаруживается общность понимания саморегуляции как специфической для человека наиболее общей функции его психической активности, позволяю-щей человеку реализовывать себя как творца, исполните-ля, контролера и судью своей деятельности, поступков, жизнедеятельности в целом. В саморегуляции воплоща-ется общая способность человека быть субъектом своей целенаправленной активности, отражающая возможности его психики и реализующаяся в бесконечном множестве и многообразии актов такой активности, осуществляющей реальные отношения субъекта с различными явлениями и сторонами действительности. При этом саморегуляция выступает в двух ипостасях: как общая способность к организации деятельности человека, выступающего субъ-ектом своей активности, и как процесс реализации этой способности в конкретных единичных феноменах дея-тельности, поведения, общения. Однако отечественные ученые замечают, что общей способностью способность к саморегуляции становится лишь по завершению оформ-ления целостной структуры системы осознанного саморе-гулирования, сформированности ее сознательного кон-тролирования - произвольности и переводу ее во внут-ренний план действия. В процессе дальнейшего совер-шенствования системы саморегуляции оформляется и становится все более самодостаточной субъектность че-ловека и, соответственно, закрепляются личностные но-вообразования: уверенность, самодостаточность, ответст-венность, инициатива во всех сферах личностного само-определения.Таким образом, саморегуляция, по мнению представи-телей второй группы, выступает одним из новообразова-ний психологической системы «человек», «регламенти-руя» его отношения с миром и становление других про-явлений само- (самопознание, самоопределение, самораз-витие, самореализация, самоактуализация и т.п.), обеспе-чивающих становление реальности, «где все есть процесс и ничего вне процесса» [7. C. 171]. Самоорганизация пси-хологической системы обеспечивается за счет движения человека, осуществляющего собственную жизнедеятель-ность на различных уровнях, по пути наращивания ново-образований, центральным из которых является психиче-ская саморегуляция. Жизненное самоосуществление в этом контексте представляет собой «овладение» собой в процессе жизни (собственными способностями, потен-циалом развития), которое происходит в актах взаимо-действия «внешнего» и «внутреннего», рождая новообра-зования, необходимые для дальнейшего движения психо-логической системы.Однако системообразующим фактором собственно-го жизненного осуществления в полной мере может выступать только сам человек, с чем в полной мере согласны представители третьей группы - психологи-ческие теории, где под самоорганизующейся системой понимается система, которая сохраняет свою устойчи-вость благодаря взаимодействию с внешней средой и способна к самостоятельной перестройке своей органи-зации под воздействием как внешней среды, так и про-цессов, происходящих в самой системе. Условия обра-зования самоорганизующихся систем, а также основ-ные закономерности и механизмы, такие как диффе-ренциация, интеграция, иерархизация элементов, авто-колебания, обратные связи обусловлены действием системообразующего фактора [8]. Представители дан-ной группы считают, что возникновение любой само-организующейся системы, т.е. объединение элементов, происходит всегда по единственной причине: приобре-тение большей устойчивости этих элементов. Причи-ной, а следовательно, и целью объединения элементов является системообразующий фактор (в понимании авторов данных теорий и в определенном нами контек-сте - человек), благодаря которому целое возникает для устойчивости составляющих его частей. Образо-вавшееся целое - система - может выполнить свою основную функцию лишь при условии достижения то-ждественности с образовавшими его элементами, кото-рые также являются самоорганизующимися системами меньших масштабов. В этом кроется эволюционность становления систем, выступающая онтологической основой синергетики и раскрывающая суть всеобщего философского принципа «все во всем», получившая свое развитие благодаря работам В. Вернадского, П.Т. Шардена, Н. Моисеева и др. Отстаивая позицию, что «человек появился на свет и исторически возраста-ет от всей материи и всей жизни» [9. C. 498], автор де-монстрирует в работе «Христос эволюции» беспово-ротный характер эволюции, утверждая, что жизнь име-ет определенную логику с момента своего зарождения до настоящего: первоначально предъявляя ко всем жи-вущим требования счастливым случаем или каким-то способом выжить, постепенно переходит к предъявле-нию требования к преобразованию мира, а затем - се-бя. Именно эта логика определила, по мнению ученого, способы действия жизни. Среди них изобилие, которое достигается путем эффекта масс; изобретательность, определяющая свободу мира за счет его вариативности; безразличие, проявляющееся в противоречии «между возникшим из множества элементов и множеством, постоянно возникающим из элемента в ходе эволю-ции». В этой связи существенной характеристикой эво-люционности выступает одновременность и равномер-ность «дрейфования» Вселенной в сторону сверх-сложности, сверх-средоточия, сверх-сознания, благо-171даря чему «феномен человека обретает определенный и связный смысл» [Там же].Соглашаясь с этой характеристикой - движением системы в сторону усложнения - мы акцентируем вни-мание на том, что в понимании эволюции наша позиция близка размышлениям А. Бергсона, который утверждал, что «эволюционное движение было бы чем-то простым и мы легко могли бы определить его направление, если бы жизнь описывала одну-единственную траекторию, подобно ядру, пущенному из пушки. Но мы имеем здесь дело с гранатой, внезапно разорвавшейся на части; части эти, сами представлявшие собой нечто вроде гранат, разорвались на новые части, которые вновь должны бы-ли раскалываться, и так далее в течение очень долгого времени. Мы воспринимаем только то, что ближе всего к нам, - рассеянные движения распыленных осколков. Отправляясь от них, мы и должны будем постепенно подняться к начальному движению. Когда разрывается граната, ее дробление объясняется как взрывчатой силой заключенного в ней пороха, так и сопротивлением со стороны металла. То же самое можно сказать и о дроб-лении жизни на особи и виды. Его обусловливают, как нам кажется, два ряда причин: сопротивление, испыты-ваемое жизнью со стороны неорганизованной материи, и взрывчатая сила, которую жизнь несет в себе и которая порождается неустойчивым равновесием тенденций» [10]. Нами сознательно используется такая большая ци-тата, поскольку метафоричное сравнение эволюционно-сти с эффектом разорвавшейся гранаты наиболее точно отражает нелинейность движения системы. Данную идею поддерживает и Е.Н. Князева, которая отмечает, что «хаос лежит в основе механизма объединения отно-сительно простых структур в сложные, механизма со-гласования темпов их эволюции» [11]. Здесь хаос вы-ступает как средство усложнения организации и как средство гармонизации темпов развития различных фрагментов внутри сложной структуры, обеспечивая нелинейность становления систем.В.Г. Буданов, развивая данную точку зрения, пи-шет, что «в процессах самоорганизации происходит качественное сжатие информации как результат быстро протекающего, а потому часто ускользающего от на-блюдения процесса естественного самоотбора, продук-том которого и является становящийся наблюдаемым параметр порядка» [4. C. 40], что «перекликается» с мнением А. Бергсона, утверждающего следующее: если для появления нового вида нужно, чтобы изменение достигло определенной величины и общности, то неза-метно, непрерывно оно совершается в любой момент в каждом живом существе [10].В контексте теорий третьей группы подсистемы взаи-мосвязаны и взаимообусловлены, поэтому особенности структуры и качество организации одной из подсистем может зависеть от структуры и качества организации дру-гой. Переход качественных особенностей от одной под-системы к другой зависит от особенностей организации системных связей и собственно качественных особенно-стей данных подсистем. По этому поводу Э. Ласло отме-чал, что «открытые системы всегда требуют среду опре-деленного типа; это обязательно среда, состоящая из по-токов, в которой богатый и постоянный источник энергии расширяет систему» [12]. Данная точка зрения совпадает172по сути с мнением А.Г. Асмолова, который отмечал, что качества человека, будучи присущими ему как элементу системы, «открываются» только во взаимодействиях в тех или иных системах [13]. В этой связи Е.А. Семенова (2007) считает главным системообразующим фактором развития человека самого человека, а механизмами само-развития, по мнению автора, могут выступать самоплани-рование, саморегуляция, самоорганизация [14].Особое место среди теорий третьей группы занимают психологические теории, где наряду с принципом само-организации используется принцип гетеростаза [15]. Речь идет о высшем уровне системной организации человека -«развитии, выходящем за пределы норм через нормо-творчество» [Там же. С. 54-55]. Представители данной группы отмечают универсальное свойство самооргани-зующихся систем любой природы - самодетерминацию, что позволяет переадресовывать ответственность за вы-бор от внешней причинности или необходимости к само-му человеку. Именно это свойство человека как самоор-ганизующейся системы позволяет рассматривать его как способного «поставить себя на предел... символи-зирующий для него готовность расстаться с самим собой, каким он был до момента события, т.е. изменить самого себя» [16. С. 353], выступая не просто звеном эволюции, а тем, кто ответствен за эволюцию.Таким образом, определив человека как самоорга-низующуюся систему, можно выделить процесс произ-водства, порождения самой системой нового, которое тут же включается в дальнейшую детерминацию само-организации системы как формы, в которой осуществ-ляется ее развитие. Так, В.Е. Клочко отмечает, что че-рез акты такого порождения (порождения самой систе-мой нового) самоорганизующаяся система получает возможность воздействовать на себя. С его точки зре-ния, это и есть «принцип системной детерминации, без которого невозможно объяснить механизмы самоорга-низации и саморазвития системы - как формы, в кото-рой проявляется самоорганизация» [17. С. 4].Акцентируем внимание на том, что жизненное са-моосуществление человека как самоорганизация воз-можно в пространстве, определенном единством мира и самого человека, поскольку «вне нас мир есть взаи-морасположенность без преемственности, внутри нас есть преемственность без внешней рядоположенно-сти», и только единство этих начал образует «процесс организации и взаимопроникновения» [18. С. 492].В этом контексте жизненное самоосуществление человека может быть рассмотрено как проблема само-организации его жизненного пространства, потому как сама жизнь человека выступает как траектория движе-ния самоорганизующейся системы во времени и про-странстве [19].Рассмотрение жизненного самоосуществления че-ловека в контексте идей самоорганизации психологи-ческой системы приводит к пониманию и принятию следующей точки зрения: если система в изменяющей-ся среде в качестве одной из своих внешних функций способна производить свои элементы в качестве алго-ритма для возникновения другой такой системы, но уже с учетом изменений среды, то она будет самоорга-низующейся [20]. Понимание самоорганизации как упорядоченности несет определенную смысловую на-грузку в плане жизненного самоосуществления челове-ние, за которым кроется успешность жизненного само-ка, раскрывающуюся через способность систем к само-осуществления. Результативность самоосуществлениязарождению, саморазвитию, сохранению своей органи-человека зависит от многих психологических качествзации при смене внутренних и внешних условий, вы-личности, развивая которые он увеличивает свою про-ступающих как взаимообусловливающие друг друга,дуктивность [23. С. 6], осваивает различные формы са-обеспечивающих переход систем от одного стационар-моосуществления, сопровождающиеся разным уровнемного состояния к другому с понижением энтропии, авыраженности стремления к личностному росту и разви-значит, с повышением уровня их организации [21].тию, характеристиками мотивационно-потребностнойСобственно, понять жизненное самоосуществлениесферы и установками личности на себя [24. С. 9]. Нарядучеловека как продукт самого человека, его жизни - оз-с личностными качествами среди факторов, способст-начает возможность понять и самого человека - самоевующих эффективному самоосуществлению, авторызагадочное явление мира. В свою очередь, признаваяотмечают высокий социальный статус и уровень образо-живую субъективность как «конкретное единичное все-вания, расширяющие жизненное пространство человека. общее» - живое бытие реальности, понятие «жизнь»Считаем, что именно третья группа исследованийнаполняет жизнедеятельность человека реальным куль-имеет непосредственный выход к исследованию жизнен-турно-историческим содержанием. Вот почему в каждомного самоосуществления человека, понимаемого как рас-отдельном поступке, действии, акте жизнедеятельностиширение возможностей, поскольку рассматривает про-и жизнетворчества человека жизненное самоосуществ-блемы возникновения, существования, преобразования,ление обнаруживает свои сущностные характеристики иразвития и саморазвития человека в их единстве. В рам-приумножает их в непрекращающемся жизненном пото-ках этих исследований появляется возможность рассмат-ке, где человек «ощущает себя частью этого могучегоривать вопросы индивидуальных жизненных стратегий,порыва жизни» [22. С. 305], воплощая в процессе жизниопределяющих вектор направленности и содержание са-творчество, бесконечное становление, необозримое мно-моосуществления человека, которые, в свою очередь,гообразие, выступающие тем бесконечным числом сте-выступают определяющими по отношению к выбраннойпеней свободы, которое определяет безграничные воз-стратегии реализации жизненного потенциала [25. P. 248].можности человека. В точке совпадения возможностиОставаясь в этой логике, мы понимаем жизненное само-человека и условий действительности начинает своеосуществление человека как результат открытости психо-движение «удачная жизнь» человека как гарантия дос-логической системы в мир, в будущее, определяющийтижения цели в осуществлении каждого отдельного дей-интенциональность движения системы, его способность кствия. Вот почему достижение цели человека доставляетвзаимодействию с миром с целью реализации жизненныхему (человеку) величайшее субъективное удовлетворе-выборов.

Ключевые слова

psychological system, self-organization, vital self-fulfilment, психологическая система, самоорганизация, жизненное самоосуществление

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Логинова Ирина ОлеговнаКрасноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьевакандидат психологических наук, доцент, директор Института психологии, педагогики и управления образованиемloginova70_70@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Лукина Е.А. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости: Дис. … канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2006. 172 с.
Deci E.L. The "What" and "Why" of goal pursuits: human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11, № 4. Р. 227-268.
Храмцова Л.Н. Психологические условия самоосуществления личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2003. 20 с.
Пригожин И.Р. Наука, разум и страсть // Знание - сила. 1997. № 9. С. 44-56.
Логинова И.О. Психология жизненного самоосуществления. М.: Изд-во СГУ, 2009. 279 с.
Блауберг И.И. Анри Бергсон. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 672 с.
Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/reale_westphilomoddle/
Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1973. С. 20-37.
Клочко В.Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система // Человек как самоорганизующаяся психологическая система: Материалы регион. конф. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. С. 3-7.
Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки / Под общ. ред. Ю.П. Сенокосова. М.: Лабиринт, 1996. 532 с.
Семенова Е.А. Акмеологические механизмы развития «Я»-концепции профессионала // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Материалы XII симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Волковой. М.: ПИ РАО, 2007. C. 378-381.
Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1991. 372 с.
Ласло Э. Пути, ведущие в грядущее тысячелетие. Проблемы и перспективы. Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/ERVI
Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы // Вопросы психологии. 1986. № 1.
Бергсон А. Творческая эволюция. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/berg/5.html
Князева Е.Н. Балансирование на краю хаоса как способ творческого обновления // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 123-140.
Поддубный Н.В. Структурно-содержательные и функциональные характеристики ритма жизни человека // Мир психологии. 2002. № 3. С. 56-74.
Шарден П.Т. Христос эволюции // Феномен человека: Сб. очерков и эссе / Пер. с фр.; Сост. и предисл. В.Ю. Кузнецов. М.: АСТ, 2002. С. 495-510.
Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск: Изд-во НТЛ, 2007. 252 с.
Бобров И.А. Имплицитное время организма и лечение организма в его имплицитном времени // Тезисы и доклады VIII Международной конференции «Теоретические и клинические аспекты биорезонансной и мультирезонансной терапии». М.: ИМЕДИС, 2002. С. 330-352.
Конопкин О.А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сб. науч. тр. / Под ред. В.И. Моросановой. Москва; Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКАвГТУ, 2007. С. 12-31.
Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 232 с.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.
Кияткина И.В. Ценностно-смысловая организация жизненного проекта. Режим доступа: www.pirao.ru/ru/news
Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 c.
 Жизненное самоосуществление человека как проявление самоорганизации психологической системы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Жизненное самоосуществление человека как проявление самоорганизации психологической системы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия