Выбор участниками тренинговых групп определённого коммуникативного пространства как проявлениепсихологической готовности к личностным изменениям | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Выбор участниками тренинговых групп определённого коммуникативного пространства как проявлениепсихологической готовности к личностным изменениям

Статья посвящена изучению факторов, влияющих на психологическую готовность к личностным изменениям и их проявлению в особенностях выбора участниками реальных тренинговых групп определенного коммуникативного пространства. Исследование проводилось на реальном опыте тренинговых групп.

Training group participants' communicative space choice as demonstration of psychological readiness for personality changes.pdf В современной психологии можно встретить мно-ных факторов выступает психологическая готовностьжество работ по групповой динамике, психологииучастника тренинга к личностным изменениям.группы, психологии влияния и т.д. Становится очевид-Обращаясь к литературным источникам, можно за-ным внимание психологов в прикладной психологии кметить, что понятие «готовность» трактуется в психо-групповым формам работы (психологическим тренин-логии в основном в двух аспектах:гам, психотерапевтическим группам, группам встреч и1. Объясняющее, т.е. характеризующее круг явленийт.д.). Обобщая традиционные представления об этихи употребляющееся как описательный признак, прояв-формах работы (Д.С. Витакер, И.В. Вачков, Р. Кочюнасление какого-либо феномена. Такая трактовка соответ-и др.) [1], можно констатировать, что групповой пси-ствует личностному подходу, где «готовность» предпо-хологический тренинг представляет собой совокуп-лагается как совершенствование психических процессов,ность активных методов практической психологии,необходимых для эффективной деятельности личности.которые используются для работы с психически здоро-В данном подходе «готовность» не определяется каквыми людьми, имеющими психологические проблемы,самостоятельное явление. Феноменами, характеризуе-в целях оказания им помощи в саморазвитии. Каждыймыми посредством этого понятия, выступают: диспози-тренинг, будучи формой практической психологиче-ция, установка (У. Томас, Г. Олпорт, Д.Н. Узнадзе,ской работы, всегда отражает своим содержанием оп-В.А. Ядов); мотив, личностный смысл, направленностьределенную парадигму того направления, взглядов ко-личности (К. Роджерс, А. Маслоу, В.Н. Мясищев,торого придерживается психолог, проводящий тренин-Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.Г. Асмолов).говые занятия, и для каждого из направлений сущест-2. Самостоятельное психологическое понятие, по-вуют свои важные задачи.нимаемое как многофункциональное, многокомпо-Однако вне зависимости от того, какой парадигмынентное свойство или состояние личности. Даннуюпридерживается психолог, ведущий тренинговуютрактовку можно встретить в различных подходах:группу, какие цели, задачи он выбирает в качествеличностно-деятельностном, где рассматривается взаи-приоритетных, в той или иной степени речь идет омодействие психических компонентов готовности вличностных изменениях, проходящих с ее участника-контексте конкретной деятельности для достижениями. И то, насколько эти изменения реально происходятконкретного результата и характеризует такие феноме-и устойчивы, можно судить об эффективности или не-ны, как: свойство личности, качество личности, психо-эффективности тренинговой программы.логическое состояние активности и т.д. (В.Д. Шадри-В этом и заключается парадокс: человек формиру-ков, М.И. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн); функциональ-ется и развивается в группе, психологические парадиг-ном, где изучаются психические функции, необходи-мы и концепции неоднократно проверены на валид-мые для достижения высоких результатов деятельно-ность, психологические приемы и техники эмпириче-сти, и характеризует такие феномены, как: психологи-ски доказали свою эффективность, и, по логике, психо-ческое состояние активности, обусловленное наличиемлогический тренинг должен быть одним из самых эф-определенных способностей, психофизическое состоя-фективных методов практического психолога как сово-ние функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Н.Д. Ле-купности психологических знаний и опыта. Однако,витов).проведя мини-исследование (проводившееся в течениеТаким образом, можно говорить о том, что «готов-года с различными группами организаций г. Томска:ность» является сложным психологическим образовани-менеджерами по продажам, выпускниками вузов, сту-ем, которым может обозначаться как временная активи-дентами, школьниками, менеджерами по персоналу изации физических и психических ресурсов индивида, такт.д.), мы обнаружили, что если обобщить опыт этихи устойчивые характеристики личности в целом.групп, реально меняли свое поведение через 3 месяцаД. Леонтьев и Д. Сапронов рассматривают готовностьпосле тренинга только 20-25% участников.к личностным изменениям как способность субъекта пре-Изучая роль влияния различных факторов на эффек-одолеть естественные инерционные тенденции (имеютсятивность тренинговой программы для участников: ок-в виду защитные механизмы, реакция на тревогу, связан-ружение, эмоциональную включенность в работу, уро-ную с неопределенностью), связанную с принятием от-вень тревожности в группе, время проведения тренингаветственности. К таким механизмам совладающего реа-и т.д., мы сделали вывод о том, что одним из самых важ-гирования относятся: открытость опыту, толерантность к180неопределенности, спонтанность, способность идти на риск. Неготовность к изменениям - прежде всего «отсут-ствие адекватных механизмов совладающего реагирова-ния на вторжения в его жизнь» [2, 3].Готовность к личностным изменениям понимается нами как способность личности совладать с тревогой, возникающей как реакция на ситуацию неопределенно-сти, осуществлять аутентичный и конгруэнтный выбор, а не обусловленный страхами и защитами, использовать личностные изменения как возможность. Для того чтобы человек смог достаточно гибко реагировать на ситуацию личностного изменения, необходимо постоянное самооп-ределение личности, понимание своих истинных мотивов и целей, для чего важна способность личности осознавать свои чувства и внутренней локус контроля.Тогда встает проблема: как в режиме тренинговой группы проявляется готовность или неготовность че-ловека к личностным изменениям. Мы предполагаем, что готовность к личностным изменениям может про-являться в особенностях коммуникативного простран-ства, которое выбирает участник во время работы. С каким участником он объединяется, на чьи слова реа-гирует, кого считает авторитетом и, соответственно, к кому стремится быть ближе во время работы. Такие знания могут быть использованы в качестве диагности-ческого материала и учитываться при проведении пси-хологических тренингов в целом.Любой психологический тренинг несет в себе эле-менты образовательного процесса, получения новой информации или понимания какого-либо аспекта уже известного. В.И. Кабрин неоднократно отмечает в сво-их работах: «В духовно-психологическом плане обра-зование - это не просто системно-функци-ональная, механическая интеграция участников в коммутатор-ном пространстве, а своеобразное образоподобие ка-ждого и всех ключевой идее - эйдосу, воплощающему-ся в общем коммуникативном опыте. Актуализация универсальной идеи-эйдоса, например идеи добра, ис-тины, красоты, тайны, гармонии… в любом конкрет-ном учебном процессе, любом предмете, делает этот процесс сопричастным духовной сущности Образова-ния Человека» [4].В коммуникативном пространстве, будь то учебная группа или группа психологического тренинга, есть своя определенная динамика и специфика образования так называемых микрогрупп, которые самоорганизу-ются по определенным принципам. Участники комму-никативного пространства зачастую неосознанно де-лают выбор в пользу общества тех или иных людей, отражающий их личностный настрой и приоритеты в данной группе. Как отмечает В.И. Кабрин, при бли-жайшем рассмотрении мы увидим, что каждый чело-век - это сложное созвездие коммуникативных миров. И, следовательно, необходимо понять транскоммуни-кативный процесс их взаимной синхронизации в меж-личностном и внутриличностном планах [4].В различных психологических парадигмах сформу-лирована различная трактовка понимания законов формирования коммуникативного пространства:- в поведенческой психологии центральной можно выделить концепцию выученного обмена, сравнения, контроля [5];- в динамической психологии можно выделить кон-цепцию психологических защит проекций, переносов, контрпереносов и т.д.;- в гештальтпсихологии существует концепция диссонанса, баланса и согласия в общении;- в гуманистической психологии важным аспектом является концепция эмпатического понимания, конгру-энтного личностного принятия и самораскрытия [6];- в экзистенциальной психологии речь идет о аутен-тичном самоопределении и смыслообразующей свобо-де в подлинной экзистенциальной коммуникации и самотрансценденции [7, 8].По утверждению В.И. Кабрина, «реальное же чело-веческое общение как транскоммуникация переживает-ся (но редко осознается) как ежемоментные трансцен-денции за пределы всех выше указанных определен-ностей спонтанными их трансмутациями и метамор-фозами» [4].Для нас стало важным разобраться в основаниях и приоритетах совершения выбора тем или иным участ-ником тренинга определенного коммуникативного пространства и отражение этого выбора на реальных личностных изменениях по результатам работы. Для проверки гипотезы было необходимо выбрать группу, в которой личностные изменения возможно сделать из-меримыми и очевидными, поэтому из всего многообра-зиям тренинговых групп мы остановили свой выбор на группах по коррекции избыточного веса, т.к. в рамках данной группы возможно с достоверной точностью измерить то, насколько человек готов изменяться или нет (ведь для того, чтобы процесс снижения веса был эффективным, человеку необходимо менять свой при-вычный образ питания и как следствие - распорядок жизни: уделять больше времени на себя в ущерб при-вычным делам и заботам).Тренинговые занятия проходили в течение 4 дней подряд, затем проходила завершающая контрольная встреча, на которой и фиксировался конкретный ре-зультат каждого участника программы. Всего в иссле-довании приняло участие более тридцати человек раз-личных социальных статусов, возраста и пола.Наблюдение за изменением коммуникативного про-странства участников тренинговой группы проходило в 3 этапа:1..Вначале занятия тренер озвучил условие, при ко-тором каждый участник должен менять свое местопо-ложение каждый день для активизации процесса пере-мены коммуникативного пространства, и каждое заня-тие помечались перемещения участников по тренинго-вой аудитории.2.На втором этапе, в конце четвертого дня занятия, психолог раздал участникам анкету обратной связи, в которой был сформулирован ряд вопросов, связанных с причинами и основным смыслом перемены или непе-ремены участником своего местоположения. Было 3 основные категории вопросов:1))какое место выбирал участник и что было ре-шающим для него при совершении выбора;2))причины, по которым участник выбирал то или иное местоположение;3)с кем из участников было комфортнее находиться рядом.1813. Третий этап проходил на контрольной встрече через месяц, где сравнивались конкретные результаты участников тренинговой группы (количество скинутых за месяц килограммов в процентном соотношении с желаемым результатом) с теми принципами выбора того или иного коммуникативного пространства за время проведения группы.Результаты были обработаны методом описатель-ной статистики.Для обработки результатов исследования были вы-делены 3 группы людей в зависимости от их личных результатов по итогам группы:- более 25% от желаемой цифры веса - высокие ре-зультаты;- 20-24% от желаемой цифры веса - средние ре-зультаты;- менее 20% от желаемой цифры веса - низкие ре-зультаты.После проведенного анализа были выделены сле-дующие значимые корреляции:1))по принципам выбора места участником: переса-живался на разные места - не удалялся от первона-чального места;2)по причинам, по которым участник выбирал то или иное местоположение: лучше воспринимал ин-формацию, ближе к психологам, дальше от всех;3))по принципу выбора рядом сидящих участников: с тем, кто не мешал; дальше от всех с тем, кто вызывал симпатию, и др.Как показано на диаграмме (рис. 1), ярко выражены значимые различия между участниками групп, из чего можно сделать несколько основных выводов:1. Люди, чьи показатели по результатам работы на тренинги были наиболее высокими, изначально изби-рательны, они выбирали для себя место наиболее ком-фортное, и когда эмпирически удавалось его обнару-жить, в дальнейшей работе придерживались именно этого местоположения независимо от того, как разме-щались другие участники. То есть главным принципом в выборе места являлся личный комфорт, а не социаль-ное окружение.2..Главным основанием, почему участники тренинга с высокими показателями по результатам работы ме-няют свое местоположение, является поиск места, где им более комфортно воспринимать информацию, то есть когда сведены к минимуму отвлекающие факторы. Они пришли за информацией (или изменениями) и ста-раются максимально эффективно использовать отве-денное на работу время. В противоположность им лю-ди с низкими результатами ищут места, более близкие к психологу (или считают, что выбирали такое место, что не всегда соответствовало действительности), т.е. не ориентируясь на личный комфорт и лучшее воспри-ятие информации.3.Главной причиной выбора «соседей по группе», людей с более высокими результатами является выбор тех, кто не мешает им воспринимать информацию и вы-зывает симпатию; таким образом, для них основной за-дачей является нахождение «здесь и сейчас», по воз-можности устраняя отвлекающие факторы. Для людей же, у которых результаты были незначительны, либо вообще не имеет принципиального значение выбор коммуникативного пространства (т.е. общая пассивность и невнимание к личному комфорту), либо выбор по принципу «общности»; в анкетах люди из этой группы отмечали, что они выбирали кампанию тех людей, кто ближе по возрасту, кто озвучивал похожие сложности, кто юмористически комментировал происходящее. То есть такая категория людей не находится в непосредст-венном процессе, они ищут в коммуникативном про-странстве людей, помогающих им оправдывать свое бездействие, т.е. объединяясь в определенную группу.2.2.100 90 80 70 60 50 40 30 20 1001 разные места2 лучше2 ближе квоспринимал психологу информацию3 кто не мешал 3 кто вызывал 3 не имело симпатиюзначения>25%20-24%

Ключевые слова

readiness for personality changes, communicative spaces, психологический тренинг, коммуникативное пространство, готовность к личностным изменениям, psychological training

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Смирнов Сергей ВладимировичТомский государственный университетаспирант, ассистент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологииMuldralles@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление личности. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
Франкл В. Человек в поисках смыла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
Современная зарубежная социальная психология. М.: МГУ, 1984. 255 с.
Кабрин В.И. Психологический универсум образования в транскоммуникативной перспективе // Образование и наука: современные стратегии развития. Томск, 1995. С. 68-76.
Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом (гуманистическая перспектива в постсоветской психологии) / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. 336 с.
Леонтьев А.Н. Ощущения и восприятия как образы предметного мира // Познавательные процессы: Ощущения, восприятия. М., 1982.
Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. С. 66-78.
 Выбор участниками тренинговых групп определённого коммуникативного пространства как проявлениепсихологической готовности к личностным изменениям | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Выбор участниками тренинговых групп определённого коммуникативного пространства как проявлениепсихологической готовности к личностным изменениям | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия