Сочинение Мэргэн-гэгэна «Устав монастыря Мэргэн» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Сочинение Мэргэн-гэгэна «Устав монастыря Мэргэн»

Рассмотрен Устав монастыря Мэргэн, расположенного во Внутренней Монголии. Автором сочинения является третий настоятель монастыря Мэргэн-гэгэн Лубсандамбижалцан. Монастырь примечателен тем, что в нем проводились буддийские службы на монгольском языке. Описываются внутренний уклад монастырской жизни, проводимые хуралы, также затронуты вопросы монашеской этики.

Charter of Mergen monastery by Mergen-Gegen.pdf Уратский Мэргэн-гэгэн Лубсандамбижалцан (1717-листов и содержало 129 сочинений. В 1998 г. во Внут-1766) - третий настоятель монастыря Шашнийг бадруу-ренней Монголии (г. Хухэ-хото) сумбум Мэргэн-гэгэналагч. Данный монастырь более известен как Мэргэн-Лубсандамбижалцана был переиздан в 5 томах с прило-сумэ (монастырь Мэргэн), называемый так благодаряжением 4 аудиокассет с записью религиозных служб натитулу первого его настоятеля Архат Мэргэн-даянчимонгольском языке. В пятый том вошли сочинения, неДинвы. Мэргэн-сумэ - хошунный монастырь урат бару-включенные в первое издание сумбума.ун гун хошуна (на территории современного Баяннур-Внутреннему устройству, распорядку служб, прави-ского аймака Внутренней Монголии, Китай), основанлам поведения монахов монастыря Мэргэн посвященоприблизительно во второй половине XVII в. Реконст-сочинение из первого тома сумбума под № 9 «Dotuү-a-руирован в 1702-1705 гг. Официальное название мона-du ey-e-ber tökegerekü jüil-ün sanaү-a kemen dürimleküстыря - Шашныг бадруулагч-сумэ («Монастырь, рас-bičig orušiba» - «Письмо наставление, называемое раз-пространяющий религию Будды») - пожаловано вные размышления о внутреннем согласии» (Ff. 24v).1773 г. Согласно преданию титул «мэргэн-гэгэн» былСлева на полях приведено краткое название: dotuүaduпожалован Динве за его мудрую проповедническую иey-e. Пагинация двойная: внутри каждого сочинения, иврачебную деятельность в кочевьях хорчинов. Мэргэн-сплошная пагинация тома: Ff. 53-76v. Это своего родагэгэн - это титул, данный первому настоятелю монасты-устав монастыря Мэргэн, так называемые предписанияря Мэргэн, ученику Нейджи-тойна Аригун (Архат) Мэр-монахам. Данное сочинение состоит из двух частей: пер-гэн-даянчи Динве, где «мэргэн» в переводе с монголь-вая - собственно устав, где перечислены правила и обя-ского языка означает «мудрый, меткий», а «гэгэн» -занности монахов, а также календарь проведения хура-«святой, светлый». Согласно исследованиям А.М. Позд-лов и перечень молитв, которые зачитываются при технеева, титул «гэгэн» даровался богдыханом (маньчжур-или иных хуралах-служениях. Вторая часть сочиненияским императором) хубилганам за проявленные граж-представляет собой текст назидательного содержания соданские доблести и сопровождался выдачей специаль-ссылками на изданные указы маньчжурского двора, вного рескрипта в противовес титулу «хутукта», которыйкоторых говорится о необходимости почитания лиц ду-присуждался за отличную деятельность на пользу церк-ховного звания, также рассматривается система наказа-ви и религии [1. С. 248]. В дальнейшем настоятеляминий за те или иные проступки духовных лиц.монастыря назначались перерожденцы Динвы, которыеВ колофоне сообщается, что данное сочинение, со-также наследовали и его титул. Из восьми перерожден-стоящее из двух писем, было составлено 15 числа сред-цев наиболее прославился третий настоятель монасты-него осеннего месяца 15 года Тэнгэрийн Тэтгуксэнаря - Лубсандамбижалцан, которого часто называют про-(Цзян Луна, 1750). Среди инициаторов написания этогосто Мэргэн-гэгэн или Мэргэн ламаийн гэгэн.наставления для монахов и послушников монастыряМэргэн-гэгэн Лубсандамбижалцан является авторомМэргэн перечисляются управитель Балсан, совмещаю-значительного числа религиозных и светских сочиненийщий должность первенствующего ламы, гебкуй Жамса,на монгольском языке. На протяжении всей своей жизниГунга и другие старшие ламы. Следует отметить, чтоон претворял политику по внедрению монгольскогоцинским правительством издавались специальные ука-языка в совершение религиозных служений. До сих порзы, регламентирующие внутренний уклад жизни мона-сохранилось и используется в ряде монастырей Внут-стырей, но, тем не менее, в каждом монастыре сущест-ренней Монголии (Китай), Республики Монголия егововали собственные нормы и особенности. Сочинениесобрание сочинений - сумбум «Wčir dhara mergenМэргэн-гэгэна является ярким тому примером.diyanči blam-a-yin gegen-ü gbum jarliγ kemegdeküПо поводу организационного устройства монасты-orušibai» («Собрания учения гэгэна Очир дхара Мэргэнря, а также избрания и назначения на монастырскиедаянчи-ламы»), изданное после смерти автора в 1780-должности в уставе монастыря Мэргэн говорится сле-1783 гг. в Пекине. В издании сумбума отразилась сфор-дующее: «Весь монастырь делится на 4 аймака. От ка-мированная канонизация обрядовых текстов и буддий-ждого аймака выбирается один человек и назначаетсяской литургии на монгольском языке. Первоначальностаршим аймака, на проведение молебнов выбираются:собрание сочинений Мэргэн-гэгэна состояло из 4 томоводин старший гэбкуй, один младший гэбкуй, двое гэю-общим объемом в 1300 печатных ксилографическихков, двое цабарчи. Также назначаются по одному умза-78ду, из них один старший, один - младший, а двое сул умзад - гарайба. Для управления монастыря выбирают-ся: первенствующий лама, шэрээ лама и дэд лама. Если собирается много кандидатов на должность шэрээ лама, то из них выбирают троих старших, а остальных усажи-вают в самом начале, на почетных местах. Первенст-вующий лама из них старшинствует по знаниям во вре-мя обучения, а при разборе дел старшинствует по зани-маемой должности. В других случаях старшинствует по принятым обетам или установленным традициям. Ниже первенствующего ламы находятся два хошунных стар-ших дэмчи, два младших дэмчи. В каждом сане [казне] один нирба, один дэмчи, свыше них других не назнача-ют. Вообще о любых делах старших лам и хувараков сообщается первенствующему ламе, в ведении которого они находятся. Делами касательно обучения и молит-венных чтений ведают ламы и умзады. Первенствующий лама, гэбкуй и старший дэмчи имеют права решать, принимать, указывать, поправлять и т.д. Внутренние и внешние дела по сохранению, преумножению, ревизии и т.д. относятся к ведению гэюка, цабури, нирба. Дела, связанные с посылкой дальней и близкой «корреспон-денции» и других решают дэмчи, младший дэмчи. Большая часть дел, связанных с проведением больших хуралов, относится к компетенции гэбкуя, умзада, гэю-ка, которые соответственным образом следят за испол-нением... О принятых решениях, постановлениях и дру-гих делах доводят до сведения на общем собрании. Что касается назначения помощника: если первенствующий лама и другие при выполнении обязанностей становятся немощными, старший дэмчи и другие назначают в по-мощники какого-нибудь способного человека... чтобы не было мыслей по быстрой смене, имеются следующие сроки избрания: шэрээ лама, дэд лама - 9 лет, гэбкуй, умзад, гэюк, нирба, цабарчи - 7 лет, дэмчи - 5 лет. Од-нако если их помыслы и дела были только хорошие, то они могут переизбираться трижды. За это время, если их выдвигают на более высокие должности, то назначают. Если же нет, по окончания третьего срока сменяют. От шэрээ ламы и до дэмчи назначает монастырское началь-ство. Первенствующего ламу и ниже до старшего дэмчи назначает засаг. Младшего дэмчи назначает первенст-вующий лама. Первенствующий лама выбирает старше-го и младшего дэмчи по природному характеру и других критериев нет» [2. Л. 2-3v].Как видно из приведенного отрывка, в избрании должностных лиц монастыря принимает участие свет-ский управитель - засаг, на подчиненной территории которого находится монастырь. В монастыре должна быть жесткая дисциплина, у каждого ламы определен свой круг обязанностей и ответственности, все ламы должны придерживаться общего монастырского по-рядка. Нередко в своих сочинениях Мэргэн-гэгэн под-черкивает необходимость сохранения обетов в чистоте, что важно для дальнейшего распространения Учения. Одним из моментов в дисциплине монаха и монастыря в целом являлось, по-видимому, обязательное обраще-ние к начальству за разрешением об отпуске или дру-гом отлучении из монастыря. «Если возникает потреб-ность выезда, то разрешение на отсутствие меньше 3 дней испрашивают у шэрээ ламы. До 15 суток - у первенствующего ламы» [2. Л. 3r]. За опоздание и воз-вращение позже назначенного срока предполагались различные виды наказаний: «Если из предоставленной возможности задержался, то, посчитав дни, назначают выплатить пять частей имущества, а если бедный, то сделать сто поклонов» [2. Л. 4v]. Опоздание или отсут-ствие во время проведения хурала «собажунг» много-кратно увеличивает проступок, ввиду чего назначается уже не сто, а тысяча поклонов. Если возникает необхо-димость отсутствовать в монастыре более 15 суток по делам, не касающимся монастырских дел, то монах должен преподнести угощение - манза всем ламам мо-настыря во время хурала. После же своего возвраще-ния, ему также следует сделать угощение и внести в казну монастыря пожертвование.Все члены монашеской общины должны быть внесе-ны в списки, которые хранятся у первенствующего ламы и гэбкуя. Однако если в монастырь обратится человек, не имеющий разрешения от светского управителя, то ему не дают обеты и не записывают в монастырскую книгу. Также в Уставе подробно описывается порядок занятия мест во время богослужений: «От двух передних сидений занимают места по аймакам. Передние места занимают умзад и другие хорошо читающие ламы, геб-куй. Установленные места без дела не меняют. На сво-бодное место оставляют пространство» [2. Л. 5r]. Со-гласно монастырской книге также определяется число частей, назначаемых при распределении пожертвований, пищи и других доходов: «Первенствующему ламе -6 частей, дэд ламе, старшему гэбкую, старшему умзаду, старшему дэмчи - 4 части, младшему гэбкую, младшему умзаду, нирбе - 3 части, сул умзаду (гарайбе), гэюк, ца-бари - 2 части, дэмчи, младшему дэмчи - полторы час-ти, старшим аймаков и другим подобным полагается по 3 и 2 с половиной части. Следует твердо усвоить также, что бурээчинам, бишгигурчинам полагается еще одна часть. Исполняющему обязанности полагается сверх его нормы еще одна или две части. В общем все распределя-ется на 100 частей и раздается участникам хуралов, пришлым ламам, принимавшим участие в богослуже-нии, выделяется одна часть, пришлым, но не участво-вавшим в хурале ламам выделяется полчасти. Доходы, какие бы ни были, большие или маленькие, распределя-ются без предвзятости» [2. Л. 5v-6r].Что касается самих богослужений и читаемых мо-литв, то в сумбуме Мэргэн-гэгэна Лубсандамбижалца-на имеется несколько сочинений, разъясняющих дан-ный вопрос. Согласно Уставу проводимые в монастыре Мэргэн хуралы подразделяются на постоянные и вре-менные. Постоянные службы читаются регулярно, изо дня в день, причем имеется определение, в какое время читать какие молитвы. К постоянным службам отно-сятся: «Рано утром - Итэгэл, Билиг барамид, Лама йо-га, Мигзэм, Ямандага, Эрлиг хан; в полдень - Ламын тахил, Насны тарни, Сутры, Цаган балин; вечером -21 Дара эхэ, 10 Билиг барамид, Арслан тэригуту, Балин эргэх, Шашин бадарангуй, Улзей оршил и другие. Эти молитвы читают возле святыни по 4 человека от каж-дого аймака, сменяясь помесячно» [2. Л. 6v].По поводу временных хуралов Мэргэн-гэгэн дает подробное описание правил проведения хуралов по дням, перечисляет читаемые молитвы, а также необхо-димые подношения: «В первый день белого месяца79рано утром проводятся три хурала, посвященные вла-дыке трех миров святой Окин Тэнгри. Необходимые для проведения хурала предметы собирают от каждого аймака. Рано утром второго дня нового года проводят два хурала, посвященные сахиусанам, также на средст-ва со всех санов. Утром третьего дня служат два хура-ла, посвященные Эрлиг Номун хану, Сулдэ Тэнгри, Муна Хайрхан. Во дворе ставят воскурение и вывеши-вают хий морин. Во время проведения этого большого хурала устраивают борьбу - праздник 64 борцов. Ут-ром 4-го дня в Цогчен дугане проводят общий обряд ухиал, после которого ламы возвращаются по аймач-ным санам и проводят обряд ухиал своим сахиусанам. Утром 5-го дня каждый аймак по отдельности почитает хозяев местности. 6-го и 7-го числа читают Цаган ши-куртэй. Восьмого числа в два хурала проводят Йехэ хариулга» [2. 6v-7r]. С 9 по 14 числа проводят еже-дневно три хурала: утром - Ламын тахил, Мэгзэм, Лам бурхны залбарил; в обед - Укиал, Насны тарни, Цаган балин; вечером - Риди хубилганы магтаал, Юрол, Дара экэ и читают другие молитвы. 13, 14 и 15 числа в Цог-чен дугане (в тексте он также называется старым хра-мом) шестеро лам проводят службу «гурим».К временным хуралам также относятся: «...служба Хангал, проводимая каждый месяц 29 числа в Цогчен дугане; 15 числа второго месяца читают Зан уйлэ хурал; 15 числа 3-го месяца читают Бирузана ван. 13-14 числа 4-го месяца читают Ганджур, 15 числа читают хурал, по-священный Ямантаке. 15 числа 5-го месяца по лунному календарю проводят хурал Аюшийн ван, раздают абише-ки-посвящения всем желающим... С 8 по 15 числа 6-го месяца читают хурал Мани. В нем различают внеш-ний и внутренний хуралы... 15 числа 8-го месяца прово-дится хурал Тысяча пожертвований. 15 числа 9-го ме-сяца - Оточи. В этот день жертвуют лучшую часть от урожая зерновых в большую казну... 15 числа 10-го меся-ца проводят чтение Аюши. 23, 24, 25 числа - Зула хурал... В какое время читать ту или иную книгу, сколько делать подношений, на средства какой казны проводить хурал и другие вопросы решаются совместно первенствующим ламой, умзадом и нирбой» [2. Л. 8-9r].Помимо сведений, содержащихся в Уставе, как уже говорилось, есть еще два сочинения, непосредственно посвященных проводимым хуралам и читаемым молит-вам. Это «Mergen süm-e-yin qural-un ungšilү-a nom-un toү-a bičig kemekü orušiba» (Перечень хуральных книг монастыря Мэргэн) и «Mergen süm-e-yin qural-un ungšilү-a-yin temdeg bičig orušiba» (Памятка хуральных чтений монастыря Мэргэн). В них также приводятся сведения, какие молитвы следует знать наизусть мона-хам, для чтения во время хуралов, а также по требам верующих. «Если талантливый лама будет читать Ганд-жур и Данжур наизусть - то это хорошо» [3. Л. 2r]. Для обязательного чтения наизусть Мэргэн-гэгэн Лубсан-дамбижалцан называет следующие молитвы: «Хорошо выучить полностью самые важные книги, которые чи-тают, находясь внутри и за пределами монастыря. Итэ-гэл, Цогт зандан, Дара эх, Билиг барамид, Арслан тэри-гутэн, Очир бирузана, Дорма эргэх, Ухиал, Магтал, Цан-сум, Цаган балин, Цайн тахил, Мэгзэм и др. Ламын та-хил, Таван юрол, Цаган шикуртэй.., Шажин бадарангуй, Ухугсэн амидийн юрол и др. читают при обращении,80имея на то право-посвящение, с хорошими мыслями три, шесть раз или при глубокой вере много раз» [4. Л. 1r]. Также следует знать наизусть молитву Богдо ламы и другие молитвы для самостоятельного чтения.Мэргэн-гэгэн подробно остановился на одном спор-ном вопросе в образе жизни монахов - об употребле-нии мяса. «Здесь остановимся на самом противоречи-вом - забойном мясе. Хотя оно и не является пищей для принявших обеты, но так как об установлениях употребления специального мяса во время принятия пищи руководства свободны, то во время хуралов, кро-ме сушеного мяса, другого не применять... В котле, в котором варится пища для монахов, не варить мясо» [2. Л. 10r]. К другим запретам и ограничениям, предъяв-ляемым к ламам, автор относит употребление спирт-ных напитков и допущение женщин на ночлег в мона-стыре: «В монастыре не хранят водки. Не оставляют ночевать женщин. Если есть необходимость заноче-вать, то извещают об этом лам и гэбкуя» [2. Л. 10v].Правила поведения во время хурала также строго рег-ламентированы в сочинении Мэргэн-гэгэна. Согласно Уставу «для сбора монахов на хурал большого собрания звучит раковина с крыши дугана. После чего монахи со-бираются перед дверями Цогчен дугана (Соборного хра-ма) в 4 шеренги по аймакам... После того как монахи со-берутся у дверей Цогчен дугана, цогченский умзад начи-нает читать Мэгзэм, в это время в дуган входят гэгэны и хубилганы и занимают свои места. По окончании третье-го звука раковины трижды ударяют в дверную харанга -гонг, после чего входят остальные монахи и рассажива-ют ся по местам» [2. Л. 10r]. «Во время хуралов, кроме принятых поклонений, другие поклонения не производят. Если необходимо поклониться, то без ведома старшего ламы не совершать. Вообще без большой надобности не следует отходить от проведения хуралов, не оставлять принадлежности хуралов, жанши-одеяние. Не опаздывать после трех ударов дверной харанга. Во время богослуже-ний не затевать беспорядок. Не следует толпиться во вре-мя выхода и входа в храм. Во время рассаживания при-держиваться порядка по принятым обетам или по знани-ям, а по возрасту старшие и младшие не должны толкать-ся. …Нельзя менять установленное место. Во время хура-ла нельзя сидеть, вытянув руки и ноги. Не надо раскиды-вать одеяние. Также нужно аккуратно поправлять одея-ние, не размахивать руками, не суетиться. Во время про-ведения хурала нельзя развлекаться, смеяться, разговари-вать, ругаться, кашлять, отхаркивать мокроту; пить чай и другое совершать без лишнего шума ...» [2. Л. 11]. «Лю-дей небогатых, простых не притеснять. Не распускай сплетни внутри и за пределами аймака. Не способствуй возникновению ненависти в человеке. Вкратце: воспиты-вай себя, уважай порядок, помогай другим, живите друж-но и хорошо» [2. Л. 12v]. Строго регламентируется жизнь духовных лиц и вне хуралов - богослужений: монахи должны вставать рано, а во время пребывания дома чи-тать молитвы, изучать книги.Первая часть сочинения «Dotuү-a-du ey-e-ber tökegerekü jüil-ün sanaү-a kemen dürimlekü bičig orušiba» заканчивается на листе 15r стихотворным отступлени-ем, далее следует вторая часть, в которой содержатся предписания не духовного характера, а светского. Вто-рая часть Устава составлена на основе письма, направ-ленного засагам - управителям хошунов 9 числа новойобетов. Однако возможность прощения и обновлениялуны первого весеннего месяца 2-го года Найралтуобетов имела ограничения: «Если позорный проступоктова (Юн Жен, 1724). В нем говорится о роли религииповторится трижды, кроме назначения штрафа - яла, ли-в жизни общества, о том, что следует поддерживать вшают навсегда обетов и изгоняют из монастыря» [2.чистоте Учение и пресекать неподобающее поведениеЛ. 19r]. За тяжкий проступок, как правило, назначали на-некоторых монахов. В наказе также отмечается необ-казание палками, обход монастыря против солнца, лише-ходимость воздержания от совершения 10 черных гре-ние духовного сана и выдворение из монастыря. За совер-хов и необходимость в накоплении 10 белых доброде-шение проступков в состоянии алкогольного опьянениятелей. Данное письмо распространялось во всех мест-назначали 9 яла (штраф, выплачиваемый скотом) и 5 тысячностях, среди всех монастырей и лам. Основная егопоклонов, при раскаянии обеты обновлялись. При этом,мысль заключается в том, что духовные лица должныесли нет возможности внести яла скотом ввиду бедногоследовать проповедованным Цзонхавой степеням путиимущественного положения, то яла заменялось на 100 уда-совершенствования, следовать принятым обетам, по-ров кнутом. Старший аймака также нес ответственность задавлять в себе гнев, алчность и невежество.проступки своих подчиненных: «Допустившего проступокВо второй части сочинения уделяется особое внима-главу аймака оштрафовать конем» [2. Л. 19v].ние уровню знаний учителей. Так, согласно наказу следу-За неуважение учителя, за ссору во время проведе-ет подвергать экзаменации учителей раз в три года. Изния хурала и т.п. назначалось 9 яла и три тысячи по-числа достойно выдержавших проверку выбирают луч-клонов, за неимением скота - 80 ударов плетью. За наших и под их руководство вверяют учеников, которыхрушение монастырских правил, неприсутствие на хо-также раз в три года экзаменует уже сам учитель. Несоот-шунных хуралах, занятие торговлей и другие неприем-ветствие званию и положению учителя, равно и как уче-лемые дела назначалось наказание в одну лошадь иника, приравнивается в сочинении Мэргэн-гэгэна к со-1000 поклонов, за неимением скота - 50 ударов плетей.вершению одного из 10 черных грехов. Подробно рас-За смуты и ссоры, сокрытие неблаговидных поступковсматриваются некоторые проступки лам, а также системадругого человека, распространение водки как лекарст-наказаний. Проступки духовных лиц, согласно Уставу,ва, торговлю водкой без ведома гебкуя и лам, отноше-подразделялись на два вида - тяжкие и менее тяжкие.ния с женщиной, принятие пищи гелуном или гецуломЕсли духовные лица преступали нормы как светских, таквечером и другие проступки предполагался штраф ви духовных законов, то они наказывались согласно уста-размере в один лан серебра и совершение 300 покло-новленным светским законам. Небольшие провинностинов. Для должностных лиц в равной мере применялисьмонахов в свою очередь подразделялись по степени тяже-все виды наказаний, а также уменьшение их доли до-сти на три группы и отдавались на суд духовных иерар-ходов на год, месяц и другой срок.хов. При небольшой провинности назначались сто покло-Таким образом, основными видами наказания были:нов перед большим собранием лам и уборка территорий.совершение поклонов, слушание службы на коленях,При вине средней тяжести помимо поклонений и раская-пожертвования на угощения лам, внесение яла в казнуния в грехе в наказание полагалось угощение духовенствамонастыря, удары палками. В колофоне сообщается, чтои пожертвование в казну монастыря. Если же проступокданное сочинение, состоящее из двух писем, было со-был большой, то провинившийся лишался обетов, нака-ставлено 15 числа среднего осеннего месяца 15-го годазывался избиением палками и изгонялся из монастыря.Тэнгэрийн Тэтгуксэна (Цзян Луна, 1750). Среди инициа-Отдельно оговаривается ответственность должно-торов написания этого наставления для хувараков мона-стных лиц: «Если подчиненный управитель, первенст-стыря Мэргэн перечисляются управитель Балсан, со-вующий лама, дэмчи, гэбкуй будут управлять не стро-вмещающий должность первенствующего ламы, гебкуйго, не поучать, будут попустительствовать и это под-Жамса, Гунга и другие старшие ламы. Сочинениетвердят уважаемые люди, то подчиненный управитель,«Dotuү-a-tu ey-e-ber tökegerekü jüil-ün sanaү-a kemenпервенствующий лама, дэмчи, гэбкуй виновны» [2.dürimlekü bičig orušiba» отражает миропорядок, царив-Л. 18v]. За допущенные промахи в исполнении своихший в ряде монастырей Внутренней Монголии, являетсяобязанностей, попустительство и т.п. должностнымценным источником по истории монгольского буддизма,лицам также назначалось наказание в виде раскаяния,буддийской монашеской этике. В условиях возрождениявнесения пожертвования и угощение духовенства. Од-буддизма и при попытках утверждения монголь-ним из обязательных моментов в разборе провинностейской/бурятской литургии многогранное творчество Мэр-являлось всеобщее обсуждение. За серьезные проступ-гэн-гэгэна уратского представляет определенный инте-ки, как правило, лишали обетов, но если виновный рас-рес не только для источниковедов, литературоведов, нокаивался, то он проходил через процедуру обновленияи буддологов, философов, культурологов.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

monastic ethics, the monastery charter, Buddhism, монашеская этика, устав монастыря, буддизм

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Аюшеева Марина ВасильевнаИнститут монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии науккандидат исторических наук, младший научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографовayagma@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Mergen süm-e-yin qural-un ungšil Р -a nom-un toү-a bičig kemekü orušiba // Wčir dhara mergen diyanči blam-a-yin gegen-ü gbum jarliγ kemegdekü orušibai. Т. 1. Kökeqota, 1998. . 86-87.
Mergen süm-e-yin qural-un ungšilү-a-yin temdeg bičig orušiba // Wčir dhara mergen diyanči blam-a-yin gegen-ü gbum jarliγ kemegdekü orušibai. Т. 1. Kökeqota, 1998. Р. 83-85.
Dotuү-a-tu ey-e-ber tökegerekü jüil-ün sana Р -a kemen dürimlekü bičig orušiba // Wčir dhara mergen diyanči blam-a-yin gegen-ü gbum jarliγ kemegdekü orušibai. Т. 1. Kökeqota, 1998. . 53-76
Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями последнего к народу. Элиста, 1993.
 Сочинение Мэргэн-гэгэна «Устав монастыря Мэргэн» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Сочинение Мэргэн-гэгэна «Устав монастыря Мэргэн» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Полнотекстовая версия