Благоустройство г. Томска в конце XVIII - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Благоустройство г. Томска в конце XVIII - начале XX в.

Рассмотрены вопросы благоустройства г. Томска с позиций государственной градостроительной политики конца XVIII - начала XX в., приведены данные о системе организации и исполнения благоустроительных работ. Большое внимание уделено различным мероприятиям по благоустройству. Определены качественный и количественный уровни работ в сравнении с другими сибирскими городами.

The development of the city of Tomsk at the end of 18 - beginning of 20 century.pdf С начала XVIII в. российское государство большоеПерестройка города по регулярному плану, упоря-внимание уделяло планировке и застройке городов.дочивание улиц и площадей благоприятно отразилисьПолитика по упорядочиванию городской застройки нана благоустройстве Томска. Основным источникомпринципах регулярного градостроительства предъяв-финансирования благоустроительных работ в началеляла более строгие требования к благоустройству вXIX в. были различные налоги, обеспечивающие кон-целях оздоровления городской среды, приведения вцентрацию средств. На содержание Московско-порядок городского хозяйства. В крупных европейскихСибирского тракта, проходившего через Томск, сгородах России еще с петровских времен проводились1815 г. использовался «повозный сбор», который взи-систематические мероприятия по благоустройству:мался с каждого воза товаров, провозимого через го-санация городской территории, мощение и облицовкарод. Известно, что в 1815 г. сбор составлял достаточнокамнем улиц и набережных, установка фонарей длябольшую сумму - 30 коп., а его аккумулированныевечернего освещения улиц, разбивка парков, бульваровсредства направлялись на содержание улиц тракта ии озеленение, устройство городских водопроводов идругие благоустроительные работы в Томске. В 1820 г.канализационных стоков.учреждается «попудный сбор», «исходатайствован-В сибирских городах основной круг планомерных ме-ный» Сибирским генерал-губернатором И.Б. Пестелем.роприятий по внешнему благоустройству обозначился сЭтот сбор составлял 1,5 коп. с каждого пуда клади, дос-конца XVIII - начала XIX в. Они включали в себя меры,тавленной по воде. Полученные средства также расхо-обеспечивающие нормальное состояние дорог, устройст-довались на благоустройство города [3. С. 26, 28].во и укрепление набережных, взвозов, мостов и переправ.Первым крупным мероприятием по благоустройст-Только к рубежу XIX-XX в., благодаря деятельности го-ву Томска можно считать работу инженеров путей со-родских общественных управлений, некоторые наиболееобщения, которые трудились в Томске по направлениюкрупные сибирские города имели общественные водо-от своего ведомства и осуществляли техническое руко-проводы, электрическое освещение, уложенные брусчат-водство инженерно-строительными работами. Еще вкой центральные улицы, благоустроенные сады, парки и1816 г. томский губернатор Д.В. Илличевский поручилбульвары. В Томске ситуация с городским хозяйством иДуме «…осмотреть в городе Томске взвозы, мосты иблагоустройством в определенной степени являлась бла-площади, с тем предположением, чтобы произвести ихгоприятной, но по многим параметрам уступала крупнымв надлежащую исправность» [4. Д. 885. Л. 256.]. Работагородам европейской части России.была поручена инженер-полковнику Лукину, которомуВ 1913 г. санитарный врач Томска К.М. Гречищевприказали «привести в положенную известность вседал следующую ироничную характеристику благоуст-находящиеся в губернском городе неустройства и за-ройства города: «На протяжении столетий благоуст-труднения в проездах, и площади». В качестве насущ-ройство Томска было, можно сказать, предметом попе-ных мер предполагалось застилать площади, «напитан-чения одних лишь стихийных факторов - пожаров иные везде грязью и мокротою с вредным для здоровьянаводнений» [1. С. 22]. В этом выводе он повторяллюдей испарением и великою неудобностию» специаль-описание Томска, сделанное немецким ученымно заготовленным «фашинником» и насыпать «дрес-П.С. Палласом в 1770 г. после пожара, уничтожившеговою». Осмотр Лукина показал масштабность необходи-значительную часть застройки города: «Главная частьмых благоустроительных работ, в результате чего в Ду-города лежит внизу горы вдоль по Томе, коей большаяме был намечен план благоустройства Томска. Город-половина с тремя церквами в бывшем прошлого годаское начальство планировало «привести в исправность»пожаре выгорела. Нельзя себе ничего беспорядочнееВоскресенский и Юрточный взвозы, спуски по Москов-представить как узенькие кривые и одна другую пере-скому тракту, площади возле гауптвахты, «против Рыб-секающие улицы, домы, один другой загораживающие,ного ряда и Калашного», Благовещенскую, Гостинод-и скверные лачужки, которые, как еще по остаткамворскую, а также построить новые мосты через р. Ушай-видно, все сие многолюдное место составляли. И какку и р. Исток [4. Д. 885. Л. 332-333].счастие города, что после пожара принудили жителейВ связи со смертью полковника Лукина в Томск внекоторым образом, против их упорства, выстроитьмарте 1817 г. был направлен молодой инженер-капитанпожарища регулярными улицами и по новому плану.ведомства путей сообщения Г.С. Батеньков, которыйНо как все сие строение еще не совершенно, то весьоткорректировал работу своего предшественника игород от пожарищ и погребных остатков и проч. имеетсоставил общий план инженерных работ в центральнойвесьма жалостный вид. В нижней части города грязьчасти города (рис. 1). Работы включали в себя целыйчрезмерная, так что кареты в оной вязнут по самыекомплекс мер: укрепление берегов р. Ушайки и возве-ступицы…» [2. С. 428].дение мостового перехода через нее, профилирование92улиц с необходимыми насыпями и канавами, устройст- работы выполняли ссыльные «колодники», заключен-во водных бассейнов (в целях пожаробезопасности), ные в Томском остроге «по неважным преступлениям» укрепление взвозов [5. С. 92-97]. Все строительные [4. Д. 885. Л. 331].Рис. 1. План инженерных работ по благоустройству центральной части г. Томска, составленный инженером путей сообщения Г.С. Батеньковым в 1817 г. (архив ТОКМ)В последующем все работы по благоустройству го-На главных улицах Томска устраивались деревянныерода контролировались Думой и относились к обязан-мостовые для пешеходов (настилы и тротуары), проез-ностям городового архитектора, должность которогожая часть посыпалась гравием и «шоссировалась», ме-была установлена для Томской строительной комиссиижду пешеходной и проезжей частями вырывались ка-в 1830-х гг. [6. С. 30]. В 1850-х гг. был создан специ-навы для отвода воды. Домовладельцам предписыва-альный Комитет по устройству города, членами кото-лось содержать участки улиц в эксплуатационном со-рого являлись гласные Думы и городовой архитектор.стоянии: «Против дома своего… содержать улицу доСтроительные работы по благоустройству в XIX в.половины ширины ее в исправности и чистоте, зарав-выполнялись в основном за счет ссыльных заключенных,нивая образующиеся на ней выбоины» [8. С. 261].осужденных за незначительные преступления. В 1840 г. вВ начале ХХ в. в городской управе было сформирова-Томске была создана арестантская рота гражданскогоно несколько комиссий, в том числе Комиссия по благо-ведомства, куда направляли способных к работе бродяг,устройству города (председатель - профессорлиц, приговорённых к заключению за мелкие уголовные иЕ.Л. Зубашев), водопроводная, противопожарная комис-политические преступления и проступки. Арестанты под-сии. В городской управе в 1911 г. на муниципальнойчинялись военной дисциплине, а за проводимые работыслужбе трудились специалисты, в той или иной степенине получали никакого вознаграждения. Рота находилась взанимавшиеся благоустройством Томска: городской ар-ведомстве губернской строительной комиссии, при ротехитектор с несколькими помощниками, городские инже-действовал кирпичный завод, выпускавший кирпич снер, техник по водопроводу, землемер [9. С. 7-8].клеймом «Т.А.Р.», столярная, слесарная и бондарная мас-Более современный вариант благоустройства с мо-терские, кузница [7. Д. 1206. Л. 1]. Известно, что в Томскещением улиц и устройством вертикальной планировкиарестанты активно привлекались на рытьё дренажныхпланомерно был начат лишь в 1902 г. До этого времениканав, сооружение мостов, мощение улиц, строительствоулицы и площади, за исключением Базарной, «и недеревянных тротуаров, на заготовку бутового камня,мостились настоящим образом, а многократно засыпа-щебня, брусчатки и т.п. [7. Д. 524, 618, 766]. В концелись галькой, …на что было зарыто в землю много де-XIX - начале XX в. работы по благоустройству проводи-сятков тысяч городских денег, в результате не оказа-лись подрядным способом.лось ни мостовых, ни средств на их устройство» [9.Важной проблемой городского благоустройстваС. 236]. Такое состояние улиц было настолько неудов-было состояние проезжей и пешеходной частей улиц.летворительным, что из бюджетной статьи на благоус-93тройство города в 1902 г. почти треть денежных средств пошла на мощение и «шоссировку» улиц. В этом году была замощена основная часть торговой Ба-зарной площади, а с 1903 г. было начато мощение цен-тральных улиц. Булыжная мостовая на улицах уклады-валась на основание из песка по типу «мозаичной» или «рижской» мостовой, состоящей из отколотых, грубо обработанных камней прямоугольной формы. В 1913 г. Томск имел 86 улиц и 65 переулков общей протяжен-ностью более чем в 100 верст. Из них только четыре улицы были широкими - 20-27 саж. (42,6-57,5 м), ос-тальные имели ширину 10-12 саж. (21,3-25,6 м), а пе-реулки были узкими и не превышали размеров 6 саж. (12,8 м). В 1913 г. было замощено 22,3 версты цен-тральных городских улиц, что составило более 20% от их протяженности [10. С. 10-25].В начале XX в. качество проведения работ по мо-щению курировали городской инженер и десятники, а устройство мостовых сдавалось на подряд с торгов. Строительный материал, а именно щебень, гравий и булыжник, поставляли городские каменные карьеры -карьер № 1 напротив Толстого мыса в районе совре-менных ул. Алтайской и Красноармейской, карьер № 2 по берегу Ушайки на заимке купцов Кухтериных, ис-пользовались также карьеры «Степановка», Заварзин-ский и Чернореченский [10. Д. 2817]. В каменоломнях карьеров работали заключенные арестантской роты.Значительные городские средства тратились на осу-шение городских мест, находящихся на болотистых и затопляемых территориях. Смета городских расходов на «мощение и чистоту улиц и публичных мест» в 1849 г. составляла 408 руб. 21 коп. серебром, из которых 294 руб. было затрачено только на строительство канав для осу-шения «гостинодворской и маркитанской площадей». В этом же году заключенными Томской арестантской роты были проведены работы по осушению болота на Собор-ной площади близ Матасовского взвоза (современная площадь Батенькова и начало ул. Крылова. - Т.М.) [7. Д. 766]. Устройство дренажных канав было актуально для районов города, ежегодно затапливаемых во время весен-него половодья. Одним из таких районов была террито-рия, расположенная в пойме р. Ушайки под Воскресен-ской горой. Так, в 1850 г. инженером-поручиком Томской строительной комиссии М.И. Бедрягой был составлен проект со сметой «на устройство подземных водосточных труб для осушения болотистых частей подгорной местно-сти города Томска» [7. Д. 775. Л. 8-9]. Инженер В.К. Фа-деев в 1860 г. в акте осмотра Базарной площади высказал предложение о ее дренаже и вертикальной планировке -«произвести планировку оной с самым незначительным скатом к реке Ушайке, осушение канавами или трубами» [7. Д. 1440. Л. 16].Ночное освещение улиц и площадей Томска как со-ставная часть его благоустройства требовало постоян-ного финансирования и технического совершенствова-ния. Еще в 1832 г. последовало постановление Томской городской думы об освещении масляными фонарями трактовой дороги, проходившей по городу. Вдоль нее было поставлено 89 фонарей «от Московского до Ир-кутского шлагбаумов» [3. С. 31]. Вплоть до 70-х гг. XIX в. город освещался подобными фонарями, которыепостепенно были заменены на керосиновые. В начале XX в. были установлены более совершенные керосинока-лильные лампы, а с 1896 г. центральная часть Томска ос-вещалась 25 электрическими лампочками (по 1200 свечей). Электрическое освещение стало возможным благодаря контракту муниципалитета с проектно-строительной фирмой «Технико-промышленное бюро», которое обязалось безвозмездно обеспечивать световой энергией центральную часть Томска [9. С. 236]. В других сибирских городах электростанции были построены поз-же: в 1899 г. - Бийск, в 1906 г. - Чита, в 1910 г. - Иркутск, в 1912 г. - Тобольск, в 1915 г. - Новониколаевск [11. С. 40]. Однако в 1910 г. уличное освещение Томска (всего 297 различных фонарей) уступало Тюмени - 535 фонарей и Красноярску - 343 фонаря [12. С. 1028, 1096].Одной из самых важных проблем Томска было строительство городского водопровода, поскольку от-сутствие источников чистой питьевой воды неодно-кратно грозило эпидемиями чумы и холеры. Большин-ство населения города в качестве питьевой использова-ло воду из рр. Ушайка и Томь, куда сбрасывались сто-ки промышленных предприятий, скотобоен, торговых бань. Санитарная комиссия при городской управе не-однократно проводила осмотр этих заведений, издавала предписания о строительстве очистных прудов и ре-зервуаров, однако анализ воды зачастую бывал неудов-летворительным, а существовавших обустроенных ис-точников ключевой воды было недостаточно. Кроме того, большое количество деревянных жилых зданий и хозяйственных построек требовало соблюдения проти-вопожарных мер, согласно которым поблизости долж-ны быть запасы воды для тушения пожаров.В 1898 г. городская Дума приняла решение о строи-тельстве водопровода хозяйственным способом за счет облигационного займа. Строительные работы по его уст-ройству были начаты в августе 1903 г., после подписания договора между муниципалитетом и московской фирмой «Общество механических заводов братьев Бромлей» [9. С. 240-242]. В марте 1905 г. строительство было законче-но, в марте 1906 г. водопровод по основным магистралям был принят в эксплуатацию, а в октябре 1908 г. полно-стью введен в действие. Было уложено 34 км водопро-водных труб, построены водозаборная станция на берегу р. Томи, водонапорная башня в районе Белого озера и 15 водоразборных будок в разных частях Томска, выстро-ен фонтан в городскому саду. Для сравнения, чистая вода в сети водопроводов в Тобольске появилась с 1901 г., в Иркутске - с 1906 г. В Красноярске первая водоносная сеть начала работать с 1913 г., а в Омске и Тюмени не-много позже - с 1915 г.В 1899 г. городское управление заключило с Рус-ским электрическим обществом «Унион» договор на устройство в городе электрического трамвая. В проекте договора излагались утвержденные Министерством внутренних дел технические условия устройства рель-совых дорог «по улицам, переулкам и площадям» и содержания подвижного состава. Городской бюджет, согласно договору, ежегодно должен получать 3% с валового дохода. По прошествии 20 лет город имел право выкупить предприятие, а по истечении 45-лет-него срока эксплуатации общество «Унион» обязалось94безвозмездно передать Томску в рабочем состоянииВсе это привело к тому, что в начале ХХ в. Томсктрамвайные пути и вагоны [10. Д. 2545]. Несмотря напо количеству зеленых насаждений на одного жителяогромные организационные усилия городского обще-(0,2 кв. саж.) превосходил многие российские города, вственного управления, проект устройства трамвайноготом числе и Москву (0,1 кв. саж.). В ведении городскойсообщения в Томске остался нереализованным.управы в 1912 г. находилось около 20 тыс. кв. саж. об-Внимание городских властей к озеленению Томскащественных садов. В 1911 г. было зарегистрированообозначилось лишь в конце XIX в. Среди муниципальных616 усадеб с садами, причем в некоторых усадьбах са-достижений в области озеленения был организованный вды представляли собой целые рощи [1. С. 24].1891 г. Городской сад на Ново-Соборной площади, Пуш-Таким образом, с конца XVIII в. в Томске намети-кинский сквер, Лагерный сад, который планировался каклись мероприятия по благоустройству города, кото-будущий «народный парк с проектируемым в нем музеемрые были связаны с системным упорядочиваниемна открытом воздухе», площадка Общества содействияпланировочной структуры российских городов и ихфизическому развитию на Соляной площади, Всеволодо-застройки по новым регулярным генеральным планам.Евграфовский бульвар. В городской Думе было принятоВ процессе деятельности органов местного само-специальное обязательное постановление об озелененииуправления благоустройство Томска улучшалось и вулиц. Санитарный врач города К.М. Гречищев подгото-начале XX в. приобрело черты планомерности и регу-вил для Думы доклад, в котором предложил резервирова-лярности. Его состояние, по сравнению с другиминие «для садов и скверов необходимых участков земли…сибирскими городами, в определенной степени явля-путем приобретения и отчуждения» [9. С. 255].лось благоприятным (электроснабжение, водопровод,Большую помощь в озеленении города оказывалозеленение, мощение улиц и площадей), но по многимпрофессор ботаники университета П.Н. Крылов. Бота-параметрам уступало крупным городам европейскойнический сад университета был своеобразным питом-части России. Характер и эффективность работы вником и поддерживал контакты с десятками садоводовобласти благоустройства в значительной степени за-России, обмениваясь с ними растениями и семенами. Ввисели от государственной политики, административ-городе имелись частные сады «Буфф» (владелецного статуса города, его бюджета, численности насе-В.Л. Морозов) и «Эрмитаж» (владелец А.С. Ефимов), аления и объемов застройки, социально-эконо-также ухоженные сады в усадьбах домовладельцев.мического развития региона и России в целом.

Ключевые слова

municipal economy, city planning and development, городское хозяйство, благоустройство, планировка и застройка городов

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Манонина Татьяна НиколаевнаТомский государственный архитектурно-строительный университетсоискатель кафедры истории России и политологииvzal@mail.tomsknet.ru
Всего: 1

Ссылки

Города России в 1910 г. (Статистический сборник). СПб., 1914.
Алексеев В.В. Электрификация Сибири: Историческое исследование. Ч. 1. Новосибирск, 1973.
Город Томск. Томск, 1912.
ГАТО. Ф. 233. Оп. 2.
ГАТО. Ф. 6. Оп. 1.
История общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX - начала XX века. Новосибирск: Сова, 2006.
Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX - начало XX века). Томск, 2004.
Баландин С.Н. Декабрист Г.С. Батеньков - инженер-строитель. Вып. 2. М., 1975.
Государственный архив Томской области. Ф. 127. Оп. 1.
Дмитриенко Н.М. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска в XVII-XX столетиях. Томск, 2003.
Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Ч. 2. Кн. 2. СПб., 1786 [репринт].
Памятная книжка Томской губернии за 1913 год. Томск, 1913.
 Благоустройство г. Томска в конце XVIII - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Благоустройство г. Томска в конце XVIII - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Полнотекстовая версия