Проблемы правового статуса наукоградов Российской Федерации в аспекте реализации Федерального законаот 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Проблемы правового статуса наукоградов Российской Федерации в аспекте реализации Федерального законаот 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Анализируются проблемы правового регулирования статуса наукоградов Российской Федерации. Исследуются содержание федеральных законов и иных нормативных актов, определяющих формирование правовой основы организации и функционирования особой категории муниципальных образований - наукоградов. Предлагаются возможные пути оперативного совершенствования существующего на сегодня механизма правового регулирования статуса наукограда.

Problems of the juridical status of science towns of the Russian Federation in aspect of realization of the Federal Lawfrom October 6, 2003 № 131-FL On general principles of organization of local self-administration in the Russian Federation.pdf Развитие интеграционных процессов науки и про-вая регламентация возникающих отношений не можетизводства, формирование эффективной системы мест-осуществляться одним законом или правовым актом.ного самоуправления в последнее десятилетие способ-Для должного правового регулирования необходимствовали появлению в Российской Федерации новыхкомплекс правовых актов, способных обеспечить эф-типов территориальных производственно-организаци-фективность существующих норм.онных образований, известных сегодня под названиемВ соответствии с Федеральным законом от 7 апреля«наукоград» - город науки регионального и(или) феде-1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Фе-рального значения. Предполагалось, что введение осо-дерации» правовое регулирование статуса наукоградабого статуса наукограда будет направлено как на сти-осуществляется в соответствии с Конституцией Россий-мулирование развития высокотехнологичного произ-ской Федерации, федеральными законами об общихводства, призванного обеспечить вывод России на пе-принципах организации местного самоуправления, оредовые позиции в мире в тех направлениях, по кото-науке и государственной научно-технической политике,рым имеется значительный научно-технический задел,иными федеральными законами, конституциями, уста-так и на развитие собственно территорий - наукоградоввами и законами субъектов Российской Федерации [4].и регионов [1. С. 89-91].Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗВыделяют семь основных специализаций наукогра-«Об общих принципах организации местного само-дов России: 1) авиа-, ракетостроение и космическиеуправления в Российской Федерации» [5] был разрабо-исследования; 2) электроника и радиотехника; 3) авто-тан и принят в соответствии с установками посланияматизация, машино- и приборостроение; 4) химия, хи-Президента Российской Федерации от 18 апреля 2002 г.мическая физика и создание новых материалов;[6] с целью реализации норм Конституции Российской5) ядерный комплекс; 6) энергетика; 7) биология и био-Федерации о гарантиях местного самоуправления втехнология [2].Российской Федерации. Федеральный закон от 6 ок-По смыслу федерального законодательства науко-тября 2003 г. № 131-ФЗ признал наукограды в качествеград имеет двойственную правовую природу: с однойособой категории городов и установил за ними правостороны, является муниципальным образованием -на особенности осуществления местного самоуправле-городским округом с присущими ему территориальны-ния, которые должны регулироваться федеральнымми, экономическими и организационно-правовыми ос-законом. Данный закон установил, что наукограды яв-новами (компетенцией и организационными структу-ляются городскими округами. Однако каких-либо до-рами); с другой - является научно-инновационнымполнительных признаков или критериев, из которых быцентром, с профильными приоритетными направле-вытекали требования к особенностям осуществленияниями науки, технологий и техники, организационноместного самоуправления в наукоградах, Федеральныйоформленным в виде градообразующего научно-закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. не определил. Та-производственного комплекса [3].ким образом, важнейшим следствием принятия Феде-Проблемы правового статуса наукоградов - город-рального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Обских округов заключаются не в их особом высокомобщих принципах организации местного самоуправле-интеллектуальном, научно-техническом и производст-ния в Российской Федерации» является требование овенно-техническом потенциале, а в особенностях пра-необходимости принятия федерального закона, регули-вового регулирования статуса наукограда, которые оп-рующего особенности осуществления местного само-ределяются спецификой субъектов, участвующих вуправления в наукоградах.отношениях, возникающих при организации жизнедея-В августе 2004 г. в Федеральный закон от 7 апрелятельности наукоградов, входящих в общую систему1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российскоймуниципальных образований Российской Федерации. ВФедерации» внесены изменения, установившие крите-этих общественных отношениях участвуют органырии присвоения муниципальному образованию статусагосударственной власти Российской Федерации, орга-наукограда Российской Федерации [7]. В соответствиины государственной власти субъектов Российской Фе-со ст. 2.1 данного закона муниципальное образование,дерации, органы местного самоуправления и организа-претендующее на присвоение статуса наукограда Рос-ции, входящие в состав научно-производственногосийской Федерации, должно иметь научно-производ-комплекса наукограда. Правовой статус всех участни-ственный комплекс, расположенный на территорииков данных правоотношений различен, поэтому право-этого муниципального образования. Научно-производ-111ственный комплекс должен быть градообразующим и отвечать критериям: 1) численность работающих в ор-ганизациях научно-производственного комплекса со-ставляет не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования; 2) объем научно-технической продукции (соответст-вующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стои-мостном выражении составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципально-го образования, или стоимость основных фондов ком-плекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположен-ных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.В научно-производственный комплекс входят юри-дические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального обра-зования: 1) научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и ин-новационную деятельность, экспериментальные разра-ботки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, техно-логий и техники Российской Федерации при наличии у них, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредита-ции; 2) организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство про-дукции, выполнение работ и оказание услуг, при усло-вии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приори-тетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшест-вующих трех лет, составляет не менее 50% их общего объема производства.Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации закрепляет за дан-ным муниципальным образованием права на государ-ственную поддержку. Процедурные вопросы рассмот-рения Правительством Российской Федерации предло-жений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации регламен-тируются постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2004 г. № 681 «Об утвержде-нии порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Рос-сийской Федерации и прекращении такого статуса» [8].Логика указанных государственных решений за-ключалась в следующем:- главная задача в реформировании российской науки - приближение субъектов научно-производ-ственной деятельности к субъектам экономической деятельности реального сектора экономики;- эффективность деятельности субъектов научно-производственной деятельности во многом определяет-ся состоянием социально-экономического развития среды, в которой они функционируют.112Научно-техническая среда влияет на экономику не только непосредственно через создание и реализацию конкретных прикладных разработок, но само ее сущест-вование и функционирование являются необходимыми (хотя и недостаточными) условиями экономического роста. Основная идея программ развития наукоградов заключается в реализации дополнительных правовых условий, которые предоставляет муниципальному обра-зованию статус наукограда Российской Федерации. Ис-ходя из этой идеи, базой экономического развития нау-кограда должен был стать научно-производственный комплекс города - имеющиеся на территории муници-пального образования научно-исследовательские орга-низации и высокотехнологичные производственные предприятия. Основной потенциал таких организаций и предприятий - это превращение научно-производ-ственного комплекса города в ресурс развития в эконо-мической реальности путем создания условий для его эффективного функционирования за счет включения научных разработок и новых технологий в экономиче-ские отношения. При этом предполагалось, что меры государственной поддержки как со стороны федераль-ного центра, так и со стороны субъекта Российской Фе-дерации, на территории которого располагается науко-град Российской Федерации, определяются индивиду-ально в каждом конкретном случае.В соответствии с Федеральным законом от 6 октяб-ря 2003 г. № 131-ФЗ «Об основных принципах органи-зации местного самоуправления в Российской Федера-ции» наукоград как городской округ вправе решать вопросы местного значения, образовывать для решения местных экономических, социальных и культурных вопросов органы местного самоуправления с ограни-ченными ст. 3, 4, 17, 36, 37, 38 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. полномочиями.При этом органы местного самоуправления город-ского округа - муниципального образования могут быть наделены отдельными государственными полно-мочиями Российской Федерации или субъектов Рос-сийской Федерации при соблюдении определенных условий, среди которых важное значение имеет осуще-ствление финансового обеспечения переданных госу-дарственных полномочий за счет предоставляемых бюджету городского округа субвенций из федерально-го или регионального бюджета (ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.).Наукоград как научно-производственный комплекс, в отличие от наукограда - городского округа, имеет иную правовую природу. В Федеральном законе от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ говорится о наукоградах Рос-сийской Федерации как о своеобразных территориаль-ных высокоэффективных научно-технологических цен-трах федерального уровня. В то же время наукоград -городской округ, как и все муниципальные образова-ния в России (кроме городов федерального значения -Москвы и Санкт-Петербурга), является муниципаль-ным образованием соответствующего субъекта Феде-рации. Статус наукограда присваивается на определен-ный срок (от 5 до 25 лет); в противоположность этому статус муниципального образования, в том числе го-родского округа, бессрочен. Важное значение для со-поставления обычного муниципального образования(городского округа) и наукограда имеет и то, что по-следний включает в себя высокотехнологичные пред-приятия с значительной концентрацией кадровых и материальных научно-технических ресурсов, исполь-зование которых подчинено централизованной системе государственного управления. Вместе с тем органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, их структура определяется населением самостоятельно в уставах муниципальных образований.Особого внимания заслуживает интегрированный правовой статус городского округа - наукограда, имеющего свою специфику. Данная специфика заклю-чается в том, что наукограды от обычных городских округов отличаются высокой концентрацией интеллек-туального и научного потенциала, имеющего обще-государственное значение; узкой специализацией ин-теллектуального потенциала, состоящей в том, что в конкретном наукограде научные исследования и экс-плуатация оборудования осуществляются, как правило, не более чем по одному-двум направлениям развития науки, технологий и техники. Большая часть работо-способного населения занята на государственных на-учно-производственных предприятиях. Стабильность экономического положения наукограда находится в зависимости от государственной политики по развитию науки, высоких технологий и по другим направлениям, связанным с обеспечением конкурентоспособности и безопасности страны. В связи с этим, муниципальное образование, которому присвоен статус наукограда, должно иметь свой, отличный от обычных муници-пальных образований такого вида (городских округов) правовой статус. Однако ни Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г., ни Федеральный закон № 70-ФЗ от 7 апреля 1999 г., ни иные федеральные зако-ны и подзаконные акты таких отличий не устанавливают.Региональное законодательство и местное нормо-творчество не могут восполнить этот пробел. В данных условиях сохраняется вероятность конфликтных си-туаций между органами местного самоуправления и руководящими структурами градообразующего науч-но-промышленного комплекса либо подмены само-управления на местах централизованной системой го-сударственного управления. Для устранения данного пробела в законодательстве необходимо законодатель-но уточнить особенности статуса наукограда, делая акцент, прежде всего, на формирование органов и про-цедур координации функционирования органов мест-ного самоуправления и структур научно-производ-ственного комплекса, совместных организационно-правовых, экономических и социально-культурных мерах по реализации программы развития муници-пального образования. При этом необходимо учиты-вать, что особенности правового регулирования ста-туса наукограда во многом определены спецификой субъектов отношений, складывающихся в процессе деятельности наукоградов. Следовательно основной, базовый закон о наукоградах должен находиться в непосредственной связи с иными федеральными зако-нами и подзаконными актами, конкретизирующими отдельные стороны организации и функционирования наукоградов.Выше отмечалось, что срок присвоения муниципаль-ному образованию статуса наукограда Российской Феде-рации устанавливается Правительством Российской Фе-дерации исходя из целей и задач программы комплексно-го социально-экономического развития муниципального образования. Однако установление 25-летнего или 5-лет-него периода пребывания соответствующего муници-пального образования в статусе наукограда выпадает из общего правила бессрочного регулирования положения самого муниципального образования. Кроме того, наме-тившаяся с 2005 г. практика присвоения статуса науко-града Российской Федерации на пятилетний срок сужает возможности реализации стратегии долгосрочного инно-вационного развития наукоградов; затрудняет создание и реализацию системных программ развития наукоградов и инфраструктурных проектов в производственной, научно-исследовательской и образовательной сферах; затрудняет привлечение негосударственных инвестиций.Очень важным является и вопрос о том, в каком статусе будут пребывать муниципальные образования после утраты ими статуса наукограда. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ указывает, что в случае досрочного прекращения статуса наукограда либо в случае отказа в сохранении статуса наукограда городское поселение, имевшее статус наукограда, со-храняет статус городского округа (п. 4 ст. 5). Но в слу-чае «возвращения» наукоградов в разряд обычных го-родских округов первые могут утратить свою специ-фику и качественную определенность с присущими им критериями высокотехнологичных центров. По-види-мому, будет целесообразным продлить таким муници-пальным образованиям статус наукограда бессрочно до тех пор, пока он будет соответствовать критериям, ус-тановленным действующим законодательством. Даль-нейшая судьба наукограда должна быть тесно связана с проведением политики, которая обязана учитывать как интересы местного сообщества (населения), так и ин-тересы государства. Создание оптимальных механиз-мов правового регулирования экономических, соци-альных, научно-технических и организационных основ функционирования наукоградов, согласование эффек-тивной модели самоуправления и управления науко-градом на местном, региональном, территориальном и федеральном уровнях, закрепление их в российском законодательстве должны составлять одну из важней-ших задач государственного строительства.Таким образом, определяя проблемы правового стату-са наукоградов Российской Федерации в ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», можно сделать следующие выводы.1.Развитие интеграционных процессов науки ипроизводства, формирование эффективной системыместного самоуправления в последнее десятилетиеспособствовали появлению в Российской Федерацииновых типов территориальных производственно-организационных образований, известных сегодня подназванием «наукоград» - город науки регионального и(или) федерального значения.2.Анализ процесса формирования и развития зако-нодательной базы, определяющей правовой статус нау-113коградов Российской Федерации, дает основание ха-закона, регулирующего особенности осуществлениярактеризовать этот процесс в целом как противоречи-местного самоуправления в наукоградах.вый и непоследовательный. Основным противоречием4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г.является большое расхождение между официальными№ 131-ФЗ необходимо дополнить положениями о на-документами и практикой их реализации.делении органов местного самоуправления наукогра-3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г.дов Российской Федерации отдельными государствен-№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации ме-ными полномочиями (с передачей соответствующихстного самоуправления в Российской Федерации»финансовых и материальных ресурсов) по развитию напризнал наукограды в качестве особой категориитерритории наукограда инфраструктуры, обеспечениягородов и установил за ними право на особенностиинновационной деятельности, созданию условий дляосуществления местного самоуправления, которыеразвития научно-производственного комплекса и при-должны регулироваться федеральным законом. За-влечения инвестиций.кон установил, что наукограды являются городски-5. Учитывая специфику природы наукограда Рос-ми округами, каких-либо дополнительных призна-сийской Федерации, предлагается внести изменение вков или критериев, из которых бы вытекали требо-Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «Ования к особенностям осуществления местного са-статусе наукограда Российской Федерации» в частимоуправления, закон не установил. Таким образом,присвоения муниципальному образованию статусаважнейшим следствием принятия Федеральногонаукограда бессрочно, до тех пор пока он будет соот-закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ является тре-ветствовать критериям, установленным действующимбование о необходимости принятия федеральногозаконодательством.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

city district, science town, judicial status, reform of local self-administration, городской округ, наукоград, реформа местного самоуправления, правовой статус

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Докучаев Андрей ЮрьевичФедеральный научно-производственный центра «Алтай»кандидат технических наук, советник по социальным вопросам генерального директораfnpc_prof@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2004 г. № 681 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 48. Ст. 4804.
О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 35. Ст. 3607.
Путин В.В. «России надо быть сильной и конкурентоспособной». Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 18 апреля 2002 г. // Российская газета. 2002. 19 апреля.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
О статусе наукограда Российской Федерации. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 15. Ст. 1750.
Мокрый В. Как расти наукоградам? // Парламентская газета. 2006. 28 июня.
Доклад Комитета по вопросам местного самоуправления Федеральному Собранию Российской Федерации «О состоянии государственной политики о наукоградах и направлениях ее развития». URL: //http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_B510AB7E-CA67-4B80-9C77-D8A8992A6DFA.html (2010. 25 мая).
Резникова А.В., Котрин В.В. Направления оптимизации муниципальной системы управления наукоградом // География и природные ресурсы. Социально-экономические вопросы географии. 2006. № 4. С. 89-91.
 Проблемы правового статуса наукоградов Российской Федерации в аспекте реализации Федерального законаот 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Проблемы правового статуса наукоградов Российской Федерации в аспекте реализации Федерального законаот 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Полнотекстовая версия