Организационная модель внутренней ревизии финансовой системы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Организационная модель внутренней ревизии финансовой системы

Рассматривается ревизия как наиболее действенная форма последующего контроля. Ее основная цель - изучить специальными приемами документального контроля и контроля исполнения экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций, проводимых как государственными службами в соответствии с законом, так и в коммерческих организациях. Ревизия является важным средством вскрытия и предупреждения различных злоупотреблений, нарушений финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.

Organizational model of financial system internal audit.pdf Как известно, одним из наиболее важных участков- политика привлечения новых финансовых ресурсов;управленческого учета и контроля на предприятии яв-- управление структурой капитала предприятия;ляется ревизия финансовой системы [1-13]. Причем- уровень и динамика финансовых результатов дея-если обычно для ревизии финансово-хозяйственнойтельности предприятия;деятельности предприятия за год (осуществляемой ре-- имущественное и финансовое состояние предпри-визионной комиссией) основной целью является либоятия;подтверждение достоверности данных, содержащихся- деловая активность и эффективность деятельностив годовом отчете общему собранию участников пред-предприятия.приятия, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях иМетодика ревизии включает в себя следующиеубытках, либо выявление нарушений порядка веденияэтапы:бухгалтерского учета и представления финансовой от-1. Выяснение (методами анкетирования и интер-четности, а также правовых актов Российской Федера-вьюирования персонала, беседы с руководством, сборации, то для ревизии финансовой системы или системыи анализа документации и т.д.):управления финансами предприятия главной целью- целей и финансовых стратегий предприятия (об-является помощь исполнительному органу управлениящих и по структурным составляющим), финансовыхили совету директоров в осуществлении контроля эф-программ развития;фективности различных звеньев финансовой системы.- внешних и внутренних факторов функционирования.В этом случае ревизионная комиссия (ревизор)2. Анализ:осуществляет проверки деятельности различных звень-- организационно-распорядительной документацииев финансовой системы, предоставляет обоснованныепредприятия, регламентирующей бухгалтерскую и фи-предложения по устранению выявленных недостатков,нансовую деятельность (положения, инструкции, при-дает рекомендации по повышению эффективности фи-казы и т.д.);нансового управления.- форм финансового и управленческого учета и отчет-Организационная модель ревизии имеет следую-ности (бухгалтерскую отчетность, бюджеты, платежныещую структуру:календари, бизнес-планы, отчеты о структуре затрат, от-- объект ревизии;четы об объемах продаж, отчеты о состоянии запасов,- критерии эффективности состояния или функцио-балансы оборотных средств, ведомости-расшифровкинирования объекта ревизии;задолженности дебиторов и кредиторов и т.д.);- методика ревизии.- кредитных соглашений, договоров, кредитных зая-Она схематична в связи с тем, что информационнаявок, гарантийных писем, залоговых свидетельств, реест-перенасыщенность может привести к затруднениям вров акционеров, эмиссионных документов, счетов-практическом использовании. Например, в элементе «ме-фактуры, платежной документации и иных документов,тодика ревизии» указаны лишь главные или принципи-регулирующих финансовые отношения между предпри-альные технологические процедуры (шаги). Более детали-ятием и иными юридическими (физическими) лицами.зированные методики разрабатываются отдельно по каж-3. Процедура контроля финансовой политики пред-дому вопросу (объекту) ревизии системы управления.приятия в зависимости от объекта ревизии включаетОрганизационная модель как наиболее общий рег-ряд направлений, таких, например, как система безна-ламент контроля финансовой политики:личных расчетов.- может быть использована в практической работеНеобходимо проанализировать и оценить исполь-как ревизоров, так и финансовых менеджеров (в целяхзуемую на предприятии систему безналичных расче-самоконтроля);тов, а именно:- может служить основой при разработке более де-- структуру различных форм расчетов по договорамтализированных методик.включая: а) относительно факта совершения сделки:Объектами ревизии являются:предоплату и т.д., б) с точки зрения условий оплаты:- система безналичных расчетов;акцептную, аккредитивную и т.д., в) по используемым- системы бюджетирования и бизнес-планирования;платежным средствам: без использования платежных- управление финансовыми рисками;средств, т.е. расчеты требованиями, поручениями и т.д.;- управление оборотными средствами;- уровень исполнения предприятием своих платеж-- управление капиталом, вложенным в основныеных обязательств, уровень исполнения платежных обя-140средства (основным капиталом);зательств перед предприятием;- применяемые методы обеспечения платежныхМетодикой ревизии являются: выяснение приме-обязательств (залог, гарантии и т.д.);няемых процедур работы с дебиторами; анализирова-- своевременность и надлежащее оформление рас-ние организационно-нормативных документов, регла-четно-платежной документации, своевременность рас-ментирующих порядок погашения дебиторской задол-смотрения причин отказа контрагентов выполнить своиженности покупателей; а также наблюдение за испол-платежные обязательства, результативность претензи-нением утвержденных процедур соответствующимионной работы.работниками (начальник финансового отдела, началь-Политика коммерческого кредитования. Объектник расчетного бюро финансового отдела, начальникревизии: коммерческое кредитование (здесь имеется вдоговорно-правового бюро отдела сбыта и др.).виду предоставление коммерческого кредита формыИнвестиционная политика. Объектом ревизии«открытый счет», предусматривающего погашениевыступают варианты и процедуры управления инве-дебиторской задолженности покупателя частями в ин-стиционной деятельностью организации (инвестици-тервалы, обусловленные договором, или по истечениионная политика). Инвестиционная политика организа-определенного срока после отгрузки отдельных партийции должна обеспечивать: достижение экономическогопродукции). Критерии эффективности формально оп-(получение прибыли на инвестируемый капитал), на-ределены и должным образом соблюдаются: парамет-учно-технического, экологического и социального эф-ры (суммы, сроки) коммерческого кредитования дляфекта; достижение устойчивого потока денежныхзаказчиков; нормативы кредитоспособности заказчи-средств, позволяющего поддерживать финансовуюков; объемы кредитования, подлежащие санкциониро-стабильность; согласование проектов по объемам вы-ванию (принятие соответствующей резолюции последеляемых ресурсов и срокам реализации исходя изпроведения детального анализа финансового состояниякритерия достижения максимального общего эффекта;и деловой порядочности заказчика) на совете директо-эффективное распоряжение средствами на осуществле-ров (правлении, общем собрании руководителей орга-ние бесприбыльных инвестиционных проектов; соот-низации); предоставление коммерческого кредитаветствие законодательным и нормативным актам, регу-санкционируется должностным лицом, независимым (влирующим инвестиционную деятельность в Россий-целях предотвращения злоупотреблений) от начальни-ской Федерации. Также следует учесть, что намечае-ков отделов сбыта или маркетинга (например, началь-мый объем инвестиций должен соотноситься с объема-ником финансового отдела или, при превышении пара-ми активов и не может в случае неудач приводить кметров кредитования конкретному заказчику, замести-утрате прав собственности на предприятие.телем директора по экономическим вопросам либо наМетодика ревизии - выяснить (методами анкетиро-совете директоров).вания и интервьюирования персонала, беседы с руко-Методика ревизии:водством, сбора и анализа документации и т.д.) цели и1..Анализ организационно-нормативных докумен-стратегии развития организации, ее внешние и внут-тов, регламентирующих предоставление коммерческихренние факторы. Также следует проанализировать до-кредитов заказчикам (покупателям).кументы, предоставляемые руководству для принятия2.Установление уровня фактического исполнениярешения об инвестициях (ТЭО, бизнес-планы, бюдже-предписанных регламентов, а именно:ты для организации в целом и по центрам ответствен-- наличие соответствующих санкций (виз) на доку-ности и т.п.), отчеты об инвестициях; оценить их соот-ментах;ветствие установленным требованиям.- наличие материалов, свидетельствующих об ана-Необходимо установить:лизе финансового состояния (платежеспособности) и- какие сферы (капитальное строительство, иннова-деловой порядочности заказчиков;ции, финансовый капитал) и объекты инвестиционной- соответствие сумм и сроков предоставленных кре-деятельности преобладают;дитов установленным группам риска заказчиков или- какие стоимостные границы инвестиций распре-нормативам кредитоспособности и т.д.делены по центрам ответственности (подразделениям);Инкассационная политика. Объектом ревизии явля-- какие источники (собственные, заемные, привле-ется методика погашения дебиторской задолженностиченные и т.д.) и методы (акционирование, кредитова-покупателей. Критерии эффективности формально опре-ние, лизинг и т.д.) инвестирования преобладают. Про-делены, целесообразны и реально выполняются следую-анализировать и оценить процедуры принятия инве-щие процедуры, направленные на своевременное и пол-стиционных решений (методы оценки инвестиционныхное погашение дебиторской задолженности покупателей:проектов, организационные процедуры их изучения и- рассылка дебиторам напоминаний об оплате;принятия решений, в том числе зависимость процедур- ежемесячные сверки дебиторской задолженностиих согласования от стоимостных границ критерии вы-(направление покупателям актов сверки для подтвер-бора воспроизводственных альтернатив, анализ рисков,ждения числящейся за ними задолженности и порядкаучаствующих в принятии решений должностных лиц,ее погашения);этапы процедуры принятия решений, информация для- своевременное истребование задолженностей впринятия решений, варианты оптимизации инвестици-полном соответствии с претензионным и судебнымонных портфелей и т.д.) и контроля их выполнения.порядком урегулирования споров;Проанализировать и оценить целесообразность прини-- передача дел в организацию, специализирующую-маемых решений о приобретении новых активов (вся на взыскании долгов (при необходимости), факто-целях обновления имеющейся материально-техни-ринг и т.д.ческой базы, наращивания объемов производственной141деятельности, освоения новых видов деятельности,- эффективность инвестирования средств предпри-рыночных сегментов и т.д.).ятия в те или иные ценные бумаги, их инвестиционноеТакже необходимо оценить:качество.- экономическую, научно-техническую, экологиче-Дивидендная политика. Объект ревизии: начисле-скую и социальную эффективность отдельных инве-ние и выплата дивидендов. Критерии эффективности:стиционных проектов, их согласованность и общий- при оценке дивидендной политики следует учи-эффект;тывать следующее ключевое противоречие:- устойчивость потока денежных средств от инве-а) максимизация и стабильность выплаты дивиден-стиционной деятельности;дов способствуют росту курсовой цены акций, повы-- эффективность распоряжения средствами на осу-шению производительности труда (если акциями вла-ществление бесприбыльных инвестиционных проектов.деют работники);Проконтролировать соответствие законодательным иб) максимизация выплаты дивидендов сокращаетнормативным актам, регулирующим инвестиционнуюдолю прибыли, реинвестируемой в развитие производ-деятельность в Российской Федерации. Определитьства. Следовательно, необходима оптимизация объемовстепень соответствия основных направлений инвести-и сроков дивидендных выплат в соответствии со стра-ционной политики целям, стратегиям и возможностямтегическими целями, задачами и программами разви-организации (с точки зрения внешних и внутреннихтия предприятия (основные критерии при принятиифакторов ее функционирования) российскому законо-соответствующих решений могут быть следующими:дательству об инвестициях.потребность средств для развития производства, лик-Управление портфелем ценных бумаг. Объектомвидность, стабильность дивидендов, возможности ис-ревизии выступает портфель ценных бумаг.пользования заемных средств, риск потери контроля вКритерии эффективности:результате новой эмиссии, ограничения на выплату- портфель считается эффективным, если он обес-дивидендов со стороны заимодавцев и т.д.);печивает наилучшие соотношения параметров- в полной мере должны соблюдаться законода-риск/доход или, иными словами, обеспечивает мак-тельные ограничения, исполняться принятые решениясимальную ожидаемую доходность при некоторомпо выплате дивидендов по акциям (процентов по обли-заданном уровне риска или минимальный риск пригациям) предприятия.заданном уровне доходности. Следовательно, фор-Методика ревизии.мирование портфеля должно быть направлено на1. Проанализировать:максимизацию дохода при одновременном снижении- документы, содержащие сведения об основании,уровня риска;учреждении организации и ее правовой форме;- кроме того, необходимо учесть следующие требова-- документы, содержащие общие сведения об ак-ния: оптимальный портфель ценных бумаг - диверсифи-ционерах;цированный, он должен обладать высокой степенью лик-- организационно-распорядительную и учетно-видности (т.е. способностью в кратчайшие сроки транс-финансовую документацию, подтверждающую приня-формироваться в денежные средства), расходы, связанныетие решений и фактические выплаты дивидендов.с его управлением, должны быть минимальны.2. Выяснить и оценить:Методика ревизии - выяснить цели и финансовые- факторы, влияющие на дивидендную политикустратегии предприятия, финансовые программы разви-(темпы роста предприятия, доходность, стабильностьтия, направления долгосрочных финансовых вложенийдоходов, стремление удержать контроль над деятель-в ценные бумаги. Проанализировать организационно-ностью предприятия, степень финансирования за счетраспорядительную и учетно-финансовую документа-заемного капитала, возможность финансирования изцию по управлению ценными бумагами.внешних источников, репутация предприятия, рыноч-Установить:ная цена акций и т.д.);- цели портфеля (сохранность и приращение капи-- порядок принятия решений по выплатам дивиден-тала, доступ через ценные бумаги к имущественным идов (методики начисления, механизмы согласованиянеимущественным правам, расширение сферы влияния,сумм, уровня выплат и т.д.), порядок объявления о вы-страхование от рисков и т.д.), оценить их адекватностьплатах, степень соблюдения установленного порядка;целям и стратегиям;- порядок (условия, временные параметры, очеред-- тип портфеля (например, портфель роста, ориен-ность и т.д.) и форма (деньгами, имуществом) выплатытированный на быстрорастущие в курсовой стоимостидивидендов, степень его соблюдения (фактические вы-акции, портфель дохода с ориентацией на получениеплаты);высоких текущих доходов, портфель рискованного ка-- соблюдение законодательно-установленных огра-питала, состоящий из акций молодых компаний, сба-ничений на выплату дивидендов (неоплата уставноголансированный портфель и т.д.);капитала, невыкуп акций, признаки банкротства и др.);- виды организации управления (самостоятельное- мотивы выкупа акций (рост прибыли на акцию иуправление, передача в доверительное управление),др.);процедуры и операции по управлению портфелем, ме-- цели и сроки облигационных займов, процентныетоды оптимизации портфеля. Оценить достигнутыеставки, формы выпуска, обеспеченность (залог имуще-результаты, оптимальность принятых портфельныхства, поручительства и гарантии третьих лиц, без обес-стратегий, оптимальность сочетания различных цен-печения), надежность (рейтинги), порядок (способы)ных бумаг в портфеле;выплаты доходов и погашения, степень его соблюде-142ния (фактические выплаты). Установить и оценить причины невыплаты (или сокращения выплаты).Система принятия финансовых решений.Объектом ревизии выступают:- процедуры принятия решений (финансового ха-рактера) и распределение полномочий управленческого персонала;- система информационного обеспечения принятия решений.Критерии эффективности - процедуры принятия решений и распределение полномочий:1..Разделение полномочий менеджеров и процедуры принятия решений по финансовым вопросам соответст-вуют основным принципам внутреннего контроля, отве-чают организационной структуре предприятия, принятым целям и стратегиям его развития и обеспечивают гибкое реагирование на быстро изменяющиеся внешние условия;2.Систему принятия решений можно признать эф-фективной (условно), если она привела как минимум к следующим результатам: устойчивому потоку доходов в долгосрочном периоде; росту (высоким ставкам) доход-ности активов, доходности собственного и совокупного (или инвестированного) капиталов; росту рыночной стоимости и доходности акций; росту рыночной стоимо-сти собственного капитала; высоким социальным ре-зультатам в части, относящейся к работникам предпри-ятия и членам их семей; достижению оптимальных (нормативных) значений специфических отраслевых социально-экономических показателей деятельности.3.Функционирует адекватная система контроля ка-чества информационного обеспечения процесса приня-тия решений.О качестве информации, предоставляемой системой, следует судить по следующим основным критериям:- необходимость характеризуется содержательно-стью информации и степенью ее использования в непо-средственных целях управления;- достаточность характеризуется полнотой охвата, количественного и качественного описания явления, фактов, а также существенностью информации, зави-сящей от возможности ее практического применения в процессе обработки и представления для управления;- истинность - достоверность (доказательность и обоснованность) и надежность данных учета (опреде-ляется источником получения, качеством технических средств измерения и контроля, технологии получения, обработки и хранения управленческой информации);- своевременность получения информации - управ-ленческая информация (в том числе об отклонениях) должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения, в максимально короткие сроки;- аналитичность зависит от степени глубины, де-тальности и подробности отображения фактов хозяйст-венной деятельности (регламентируется в зависимости от управленческих запросов);- организованность - уровень технологии формиро-вания информации, понятности и удобства ее пред-ставления (системная структурированность данных), правильности оформления; целесообразность приме-няемых учетных форм.Методика ревизии: изучить особенности организа-ции, вытекающие из специфики отрасли, видов дея-тельности, перечня реализуемой продукции, рынков сбыта и т.д. Проанализировать:- документы, содержащие сведения об основании, учреждении организации и ее правовой форме;- документы, содержащие сведения об учредителях, акционерах, инвесторах;- важные договоры (договоры о совместной дея-тельности и т.д.);- протоколы заседаний совета директоров, правле-ния и собраний акционеров;- регламенты (организационно-нормативные доку-менты) и директивы управленческих звеньев организа-ции и вышестоящих инстанций;- плановую и отчетную финансово-хозяйственную документацию;- схемы управления организацией (филиалы, про-изводственные участки, торговые секции и т.д., орга-низационные схемы управления, структуру исполни-тельного органа, порядок взаимосвязи и взаимозависи-мости основных подразделений).Требуется изучить внутренние инструкции и поло-жения по филиалам, службам, отделам, участкам, клю-чевым должностным лицам. Выделить области ответ-ственности и полномочий управленческого персонала (администрации), области интересов и полномочий собственника-государства, а также оценить рациональ-ность процедур принятия решений.В целях этого требуется выполнить следующие дей-ствия:- определить сложившийся стиль принятия реше-ний, оценить его логику;- проследить реальные механизмы подготовки и принятия решений (на примерах);- изучить систему оценки принятых решений с точки зрения их последствий, оправдавшихся ожиданий и т.д.;- проанализировать несколько решений (по круп-ным сделкам) с точки зрения процедур их принятия;- установить, насколько процедуры обоснованы, соответствуют схеме разделения обязанностей и пол-номочий.Также необходимо выяснить:- как среди представителей высшего менеджмента распределены права и ответственность за решения по использованию активов и принятию стратегических планов;- какой стиль управления преобладает (авторитар-ный, кооперативный, смешанный);- как устроен процесс принятия решений: какие лица вовлечены в процесс подготовки и принятия ре-шений, какие решения принимает высшее руково-дство (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегод-но, вне четкой периодизации), какие модели принятия решений существуют на каждом уровне управления (описательные, аналитические, имитационные и т.п.), рассматриваются ли альтернативы, по каким критери-ям и какими методами осуществляется выбор альтер-нативы, анализируются ли риски, прогнозируются ли результаты;- как достигается компромисс между «группами влияния», т.е. теми, кто инициирует и продвигает ре-шение проблем (лидеры), и теми, кто тормозит их ре-шения (оппоненты);143- какие существуют механизмы согласования при-нимаемых решений;- насколько соответствуют формальные и реальные процедуры, какова доля интуитивных или импровизи-рованных решений (т.е. принятия решений без их сис-тематической подготовки);- проводится ли систематический контроль и анализ последствий принятых решений;- каким образом распределены ответственность и интерес (личные доходы) среди руководителей;- какая информация и каким образом поступает к лицам, принимающим решения; как она готовится, контролируется, обрабатывается, используется; какие структуры обеспечивают руководство информацией;- существуют ли определенные требования к пре-доставляемой информации или зависит ли это от уров-ня управления (если да, то чем это обосновано);- на каких показателях и для каких уровней управ-ления делается акцент;- всегда ли соблюдаются установленные требова-ния к системе информационного обеспечения.Оценить:- значение экономических и социальных показателей эффективности управления акционерным капиталом, специфических отраслевых показателей деятельности (сравнив их с нормативными либо оптимальными);- качество системы информационного обеспечения принятия решений. В целях этого: а) проанализировать основные информационные источники, процедуры сбо-ра, обработки, контроля, передачи и хранения информа-ции; б) изучить действующую в организации норматив-ную документацию, регулирующую функционирование информационной системы и регламентирующую про-цессы принятия решений и контроля их выполнения.Эмиссионная политика. Объект ревизии - эмиссия ценных бумаг. Критерии эффективности: выполняются законодательно установленные требования к порядку иусловиям эмиссии ценных бумаг предприятия (порядок регистрации, сертификаты акций для документарной формы), ведению реестров акционеров. Методика ревизии:1..Выяснить цели и финансовые стратегии предпри-ятия, финансовые программы развития.2..Проанализировать:- документы, содержащие сведения об основании, учреждении организации и ее правовой форме;- документы, содержащие общие сведения об учре-дителях, акционерах, инвесторах;- организационно-распорядительную и учетно-финансовую документацию, подтверждающую приня-тие решений и фактическую эмиссию ценных бумаг (отчеты о выпусках ценных бумаг и т.д.).3.Выяснить и оценить:- структуру и виды ценных бумаг (акций, облига-ций и др.), выпущенных предприятием;- общий объем выпуска (по номинальной стоимо-сти), количество размещенных ценных бумаг;- права владельцев ценных бумаг и степень их со-блюдения;- порядок и условия выпуска акций и степень его соблюдения;- степень выполнения законодательно установлен-ных требований к эмиссии ценных бумаг предприятия (порядок регистрации, сертификаты акций - для доку-ментарной формы, проспект эмиссии и т.д.), ведению реестров акционеров.4. Каждая коммерческая организация имеет свои технологические, экономические и региональные осо-бенности, что должно найти отражение в специфике ее ревизии. Поэтому следует отметить, что любая органи-зационная модель или методика ревизии представляет собой абстракцию, т.е. шаблон, который необходимо конкретизировать исходя из специфики ревизуемой организации.

Ключевые слова

контроль, проверка, ревизия, финансовая система, политика, отчетность, financial system, policy, audit, inspection, control, reports

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Казаков Владимир ВладимировичТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор кафедры финансов и учета экономического факультета ТГУ, проректор по социальным вопросамprorektorsv@mail.ru
Корецкая Елена МихайловнаТомский государственный университетстарший преподаватель кафедры финансов и учета экономического факультетаprorektorsv@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит. М.: Книжный дом, 2005.
Церпенто С.И. Теория бухгалтерского учета: Практикум. М.: Финансы и кредит, 2010.
Хамидуллина Р.П. Ревизия и контроль на предприятиях торговли. М.: ФилинЪ КноРус, 2005.
Мельник М.В. Ревизия и контроль. М.: КноРус, 2009.
Продакова Н.А. Контроль и ревизия. Практикум. М.: Феникс, 2006.
Макоев О.С. Контроль и ревизия. М.: Юнити-Дана, 2006.
Евдакимова А.В. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации. М.: Дашков и К, 2010.
Жминько С.И. Внутренний аудит. М.: Феникс, 2008.
Кононова И.Я. Контроль и ревизия в организации. М.: Феникс, 2004.
Волков А.Г. Контроль и ревизия: Учеб. пособие. М.: МЭСИ, 2006.
Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2010.
Булыгин Р.П. Основы аудита. М.: Феникс, 2010.
Контроль и ревизия: Электронный учебник / Под ред. М.Ф. Овсейчук. М.: КноРус, 2010.
 Организационная модель внутренней ревизии финансовой системы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Организационная модель внутренней ревизии финансовой системы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Полнотекстовая версия