Развитие корпоративного образования в системе инновационной экономики на основевзаимодействия бизнеса и государства | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Развитие корпоративного образования в системе инновационной экономики на основевзаимодействия бизнеса и государства

Для формирования инновационно-ориентированной стратегии развития экономики России следует объединить государственные и частные возможности, технологии, знания, капиталы на взаимовыгодных условиях для того, чтобы сохранялся баланс интересов общества, государства и экономических агентов на рынке образовательных услуг

Development of corporate formation in innovative economy on the basis of businessand state interaction.pdf С институциональной точки зрения инновационныйИнновационная активность и глобальная информа-процесс может быть представлен как совокупностьтизация экономики коренным образом изменили прин-специализированных научных и финансовых учрежде-ципы организации компаний. Появление новых орга-ний, промышленных фирм, финансовых рынков, обес-низационных форм инновационной деятельности вы-печивающих создание, освоение и диффузию нововве-звано необходимостью установления взаимодействиядений, трансформацию сбережений в инвестиции наи-между академическо-вузовским сектором и промыш-более эффективными способами.ленным производством, формирования наукоемких иПод инновационной политикой государства пони-высокотехнологичных производств, внедрения научно-мается совокупность форм, методов и направленийтехнических и технологических новшеств.воздействия на бизнес с целью интенсификации разра-Инновационные структуры должны способствоватьботки и выпуска новых видов изделий и технологий.вхождению науки в рыночную среду, развитию пред-Инновационная политика включает долговременную ипринимательства в научно-технической сфере. Инно-текущую политику. Государственная инновационнаявационные структуры аккумулируют финансовые ре-политика направлена на создание благоприятных усло-сурсы, действуя как инвестиционный механизм инно-вий для осуществления инновационных процессов.вационных процессов. Они объединяют капиталы ин-Процессы внедрения в сознание и в общественнуюституциональных инвесторов. В настоящее время су-жизнь необходимости инновационного развития имеютществует большое число видов организаций, зани-под собой объективную, следовательно, не зависящуюмающихся в различной степени инновационной дея-от обстоятельств основу.тельностью: НИОКР, освоением производства продук-Целостность науки, эффективность научного поиска иции, собственно производством, коммерциализациейразвитие науки непосредственным образом зависят отнаучно-технической деятельности.качества содержания информационных массивов. Осо-Это организации, занимающиеся научными исследо-бенно это касается фундаментальных исследований.ваниями и опытно-конструкторскими работами. Резуль-Инновационная экономика - это экономика дейст-таты фундаментальных и прикладных исследований на-вия, а не рассуждения. По мнению зарубежных специа-учных центров воплощаются в изобретениях, патентах,листов [1, 2], те страны, в которых высокоразвиты фун-методах и ноу-хау. На стадии опытно-конструкторскихдаментальные исследования, налажены процессы созда-работ проводится конкретное воплощение результатовния новых технологий, как правило, отстают в сфереНИР в конструкторскую документацию.коммерциализации данных технологий, напротив, стра-К важнейшим принципам инновационной политикины-имитаторы не способные развивать фундаменталь-финансовых компаний относятся: стимулирование раз-ные исследования на высоком современном уровне, дос-вития прикладных научных исследований; развитиетигают во многих случаях высокого коммерческого ре-корпоративных научных бизнес-школ; создание инстру-зультата от внедрения заимствованных технологий. Ос-ментов для формирования конкурентоустойчивой пози-новной причиной их успеха является грамотная полити-ции на рынке на основе инновационной деятельности;ка, осуществляемая в направлении решения конкретныхинтеграция науки и образования; развитие целостнойзадач, а именно в направлении преодоления барьеров насистемы подготовки и переподготовки кадров всехпути их экономического развития.уровней; увеличение стоимости нематериальных акти-Сегодня Россия в результате стагнации инноваци-вов на основе развития интеллектуального капитала.онной деятельности оказалась на периферии мировогоГосударство должно финансировать фундаменталь-рынка высоких технологий. Для прорыва в высокотех-ную науку и на кооперационной основе - прикладныенологичном секторе необходима новая - социально-исследования. Если дело доходит до создания иннова-технологическая парадигма, в основе которой долженционного предприятия, роль государства сводится клежать социальный фактор. К главным задачам госу-созданию комфортных налоговых, кредитных и прочихдарственной инновационной политики относятся:условий. На следующем этапе, когда предприятие про-- подготовка и осуществление «прорывных» инно-демонстрировало конкурентоспособность, поддержкойвационных разработок;является размещение государственного заказа.- углубление специализации и развитие коопераци-Высокая рискованность инновационных процессов,онных связей предприятий с организациями, занимаю-обусловленная неопределенностью их внутренних па-щимися разработкой наукоемких технологий, развити-раметров, усиливается непредсказуемой динамикойем новых форм знания и информации, адаптации их квнешней экономической среды.уже существующим инновационным и информацион-Однако, несмотря на то, что инновационное разви-но-сетевым обучающим технологиям.тие организации характеризуется высоким уровнем145риска, вопросы управления рисками остаются мало-вания и контроля четко определенной последовательно-изученной областью стратегического менеджмента.сти этапов генерации нововведений, к выпадению неко-Как правило, в теории управление при формировании иторых этапов линейной модели. В соответствии с этимреализации стратегии инновационного развития орга-необходим переход к системно интегрированным сете-низации эта проблема носит поверхностный характер.вым моделям организации инновационного процесса,На практике данные задачи решаются интуитивно, безсхема которого представлена в табл. 1.достаточного научного обоснования.Классификация инноваций должна кроме чистоВ современных условиях в связи с возрастающей не-теоретического упорядочивания признаков отражатьупорядоченностью и случайностью создания инновацийпроцесс создания инновации, которым необходимопоявляется возможность поливариантности новаторскихуправлять. Предлагаемая классификация приведена врешений, что приводит к изменению концепции планиро-табл. 2.Т а б л и ц а 1Параметры управления инновационным и маркетинговым процессами в финансово-кредитных институтахСоздание инновацииУчастники инновационного процесса потребительпоставщикИдеяАнализ потребностейАнализ накопленной информации Научные исследованияКонцепцияМаркетинговые исследованияПланированиеРазработка МоделированиеПроизводствоИнвестицииУправление инновационным процессомРеализация Классификация инноваций по практическим критериямТ а б л и ц а 2КритерийХарактеристикаИсточник появленияВнутренние потребности (потребности производства, организации, региона, отрасли). Внешние потреб-ности (потребности рынка)Причина возникновенииРеактивная (адаптивная). СтратегическаяКонечный результатПродуктовая. ПроцесснаяМесто применения новацийНа «входе». На «выходе». Для внутреннего потребления. Для накопления и продажСтадия жизненного цикла продукта (услуги), на которой внедряется новшествоСтратегический маркетинг. Разработка и оформление новшества. Разовое внедрение. Тактический мар-кетинг. ДиффузияТип новацииОрганизационный. Технологический. Информационный. Финансовый. КомбинированныйСтепень новизныБазисная. Улучшающая. ПсевдоинновацияОжидаемый эффектФинансово-экономический. Инженерно-технический. Организационно-социальный. КомбинированныйИсточник финансированияСобственные средства. Заемные средства. Государственное финансирование. Комбинированное финан-сированиеВ «экономике знаний» обязанность креативного пове-Наряду со сдельными и повременными системамидения вменяется не только инновационным подразделе-вознаграждения существует и проектная. Проектноениям крупных компаний, но и простым менеджерамстимулирование хорошо тем, что, помимо известныхсреднего звена. Интеллектуальный капитал, вложенный вмеханизмов типа «fix + бонус», подразумевает и неко-продукт, не связанный ни с собственностью, ни с физиче-торое авторство участников - право на имя и право наским трудом, но связанный с авторскими энергетически-плату за имя. Проект имеет начало и конец - проектми тратами (знакомыми ремесленнику и не знакомымиконечен и локален, проект становится кейсом. Проект ипролетарию), сегодня опять оказывается важным для реа-его участники могут получить общественную оценку.лизации конкурентных стратегий развития компании.Участие в проекте становится фактором капитализацииВ креативных компаниях наступает противоречиеего участников.между безликой индустриальной системой вознаграж-Модель маркетингового или финансового управле-дения и требованием отдавать компании свою творче-ния, инновационный или инвестиционный проект, вскую, авторскую энергию, отдавать или убивать своеотличие от рутинной работы, могут иметь авторство. Вимя. Отсюда постоянная неудовлетворенность лучших,наиболее значимых страховых и банковских подразде-ведущих специалистов. Индустриальные схемы оплатылениях необходимо организовывать работу по проект-труда всем известны: повременная или сдельная зар-ному принципу. Что же касается специалистов по ин-плата с бонусами за период (квартальные, «тринадца-вестиционным проектам, то иностранные компаниитые» и прочие премии) или за объем продукта (процен-предлагают им компенсационные пакеты качественнотовки, комиссионные и т.п.).иного уровня, нежели наши банки, дополнительно уве-Рассмотрим направления развития инструментов иличивая зарплаты этих специалистов в целом по рынку.механизмов мотивации в новых условиях, когда рольКроме того, иностранные компании аккумулируютавторского участия работника в продукте резко возрос-значительную часть рынка инвестиционного банкинга,ла. Особенно этот вопрос актуален для наиболее инно-что увеличивает доходы их специалистов (за счет бо-вационных подразделений страхового бизнеса и бан-нусной части). При этом работодатели в банках не146ковской сферы.смогли использовать переход на рубли для сниженияуровня оплаты своих работников: конкурентная ситуа-ция на рынке труда не позволила. В докризисной эко-номике в целом по финансовому сектору зарплаты рос-ли на 20-30% в год. В частности, за последние три года выросли зарплаты:- IT-специалистов - на 70%;- специалистов по работе с клиентами - на 50%;- менеджеров, привлекающих клиентов, - более чем на 100%;- кредитных аналитиков и риск-менеджеров - на 70%;- специалистов кредитного администрирования - на 50-80%;- специалистов бэк-офисов в подразделениях пла-тежей, валютного контроля - на 50-60%;- стажеров, специалистов стартовых позиций - на 50-60%.Не поддается статистическому описанию динамика роста доходов банковских инвестиционщиков, сейлзов и трейдеров. Мотивационные схемы для этих специа-листов постоянно усложняются, но эксперты едино-душно отмечают, что стоимость хорошего специалиста в этой сфере выросла за последние два-три года в пол-тора-два раза. Поскольку специалистов с опытом и именем здесь не так много, то практикуется их пере-купка. А перекупка - это всегда опережающий рынок, скачок стоимости работника, что тоже приводит к еще большему разогреву общего фона.Специалистов и менеджеров банка можно оценить по степени авторского и творческого участия по убы-ванию в следующем порядке:- независимый директор совета директоров (наблю-дательного совета) банка;- специалист по операциям на торговых площадках (фондовые, валютные дилеры, трейдеры, брокеры и т.п.);- специалист в области проектного финансирования и инвестиций;- кредитный консультант-менеджер по привлече-нию заемщиков;- менеджер по привлечению корпоративных клиентов;- персональный менеджер VIP-клиента;- специалист по разработке и внедрению банков-ских продуктов;- специалист по рекламе;- финансовый аналитик.Для людей творческих, «принимающих авторские решения», общественное признание, удовлетворение их творческих амбиций подчас не менее важно, чем мате-риальное поощрение. Чем более банк заинтересован в привлечении и удержании специалистов такого качест-ва, тем более разнообразными должны быть формы и механизмы морального поощрения. Современная ин-формационная среда, в которой работают банки, предос-тавляет огромные возможности - от информирования коллектива банка о достижениях своего коллеги в элек-тронном или печатном корпоративном издании до пуб-ликаций в банковских информационных интернет-ресурсах и профессиональных печатных изданиях.Администрация банка может использовать и такие поводы, как общефедеральные и корпоративные празд-ники, завершение финансового года, личные даты со-трудника (день рождения, годовщина работы в банке,повышение в должности и т.п.). Можно учредить внут-рикорпоративные награды (дипломы, знаки, медали), воспользоваться наградами банковских ассоциаций, выдвинуть специалиста на конкурсы «Менеджер года», «Банкир года» и им подобные. Главное для творческой личности - чтобы общественность знала его как автора решения, принесшего успех.От специалистов высокого уровня многое зависит, и их не очень много. Поэтому в условиях дефицита хоро-ших профессионалов банки пытаются перекупать спе-циалистов друг у друга. Если пытаться искусственно устанавливать лимит вознаграждения, то те, кому такой специалист нужен, придумают механизмы вознагражде-ния - премии, бонусы, оплата социальных благ и т.д.Для формирования конкурентоустойчивой страте-гии необходимо готовить специалистов в самих компа-ниях, брать на работу творческих молодых людей и интегрировать их посредством обучения в систему ор-ганизационного капитала компаний. Существует риск, что, обучившись, специалист уйдет в другую компа-нию. Но, во-первых, этот риск естественен, а во-вторых, когда дефицит специалистов несколько спадет по той или иной причине (или станет больше специа-листов, или станет меньше работодателей), процесс роста заработной платы станет контролируемым.Выделим основные задачи модернизационного про-екта интеграции науки, образования и финансового бизнеса:- увеличение выпуска инновационных финансовых продуктов;- диверсификация структуры организационного ка-питала финансовых компаний в сторону информатиза-ции бизнес-процессов на основе модели реинжинирин-га, что позволит заложить основу для дальнейшего роста, основанного на инновациях.- рост ресурсов, направляемых на исследования и разработки систем управления рисками, привлечение новых источников финансирования, что позволит обеспечить финансовую устойчивость компаний;- развитие новых технологий формирования ком-муникационно-организационных компаний на основе систем взаимодействия государства и бизнеса.Данная стратегия позволяет рационально использо-вать постоянно и объективно ограниченные ресурсы образовательных центров, университетов, бизнес-школ, корпоративных обучающих центров, применяя их для достижения решающих преимуществ в конкурентной борьбе благодаря увеличению средств, идущих на НИОКР, подготовку и переподготовку персонала, за-купку наиболее передового оборудования и наем на работу лучших менеджеров, инженеров и коммерсан-тов. С другой стороны, это обеспечивает быстрый рост эффективности предприятия при небольших затратах капитала и упрощенной структуре управления.В системе инновационного образования формиро-вание корпоративных университетов на основе обра-зования союзов, коалиций или ассоциаций приводит к возникновению организационной структуры более высокого порядка расширенного предприятия, когда за счет нелинейных, синергетических эффектов объе-динения предприятий у них образуются новые качест-ва и расширенные возможности. Такая стратегия дает147супераддитивный эффект (целое оказывается большекоплением негативных последствий социального нера-составляющих частей) и, следовательно, большуювенства и др.прибыль.С другой стороны, в рыночной экономике, особенноОдним из возможных направлений такого сотруд-на этапе формирования «экономики знаний», основнымничества, на наш взгляд, является система националь-мотором прогресса должен быть бизнес, снижающийного бизнес-образования, основанная на формированиииздержки своего развития и реализующий для выходанациональных институтов развития и масштабногона траекторию роста инновационный потенциал.государственно-частного партнерства, а также перехо-Следовательно, для формирования инновационно-да от стратегии управления затратами к стратегии про-ориентированной стратегии развития экономики Рос-ектного управления результатами. Мировой опыт сви-сии следует объединить государственные и частныедетельствует, что переход от стратегии управлениявозможности, технологии, знания, капиталы на взаимо-затратами к стратегии проектного управления резуль-выгодных условиях для того, чтобы сохранялся баланстатами - принципиальное условие обеспечения нацио-интересов общества, государства и экономическихнальной конкурентоспособности в современном мире.агентов на рынке образовательных услуг.С одной стороны, у государства недостаточноНеобходимо конструктивное взаимодействие, что-средств, чтобы решить стоящие глобальные проблемы,бы бизнесу было выгодно развиваться в русле нацио-среди которых можно назвать восполнение колоссаль-нальных стратегических интересов, повышая уровеньного отложенного инвестиционного спроса, измеряе-компетенций своих специалистов, реализуя стратегиимого триллионами рублей; преодоление негативнойнакопления информации и знаний в нематериальныхдемографической динамики; обеспечение нашим ком-активах своих компаний. Как показывает опыт разви-паниям выхода на доходные и динамичные сегментытия экономик инновационного типа, эти и другие зада-мировых рынков для своих наиболее рентабельныхчи решаются в рамках государственно-частного парт-сырьевых товаров; решение проблем, связанных с на-нерства.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

корпоративное образование, государственно-частное партнерство, corporate formation, state-private partnership

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Прждецкая Наталья ВитовнаДонской государственный технический университеткандидат экономических наук, доцент кафедры экономикиsovetd212.209.01@inbox.ru
Рыбалкина Елена ВалентиновнаТомский государственный университетассистент кафедры финансов и учета экономического факультетаsovetd212.209.01@inbox.ru
Всего: 2

Ссылки

Вельфенс П. Основы экономической политики. СПб.: ДБ, 2002. С. 210.
Друкер П. Эффективное управление / Пер. с англ. М., 2003. С. 127.
 Развитие корпоративного образования в системе инновационной экономики на основевзаимодействия бизнеса и государства | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Развитие корпоративного образования в системе инновационной экономики на основевзаимодействия бизнеса и государства | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Полнотекстовая версия