Позиция администрации Дж. Кеннеди по вопросу о вступлении Великобритании в ЕЭС (март-сентябрь 1961 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Позиция администрации Дж. Кеннеди по вопросу о вступлении Великобритании в ЕЭС (март-сентябрь 1961 г.)

Рассматривается отношение администрации Дж. Кеннеди к проблеме вступления Великобритании в Общий рынок. В данный период Правительство США было готово поддержать вступление Великобритании в ЕЭС при условии ее полного согласия с положениями договора, учреждающего ЕЭС, и отсутствии специальных условий для стран ЕАСТ и Содружества. Американские политики рассчитывали на то, что присоединение Великобритании к Общему рынку будет способствовать либерализации торговой политики сообщества и укреплению трансатлантических отношений

J.F. Kennedy's Administration position on the issue of Great Britain joining the EEC (March-September 1961).pdf Послевоенные администрации США последова-обеспечивала надежную привязку ФРГ к Западу, так ительно поддерживали развитие процессов европейскойчленство Великобритании в Европейском экономиче-интеграции и с пониманием относились к тому, чтоском сообществе должно было гарантировать егоэкономическое и финансовое положение и широкиепрочные отношения с Соединенными Штатами [5.обязательства Великобритании не позволяли ей участ-С. 274]. Однако для этого Великобритания должна бы-вовать в создании первых Европейских сообществла вступить в сообщество в качестве полноправного[1. С. 878]. Более того, стиль поведения Великобрита-члена, что требовало от британского правительствании в отношении первых планов европейского строи-принять все политические и институциональные обяза-тельства сформировал у американских политиков ус-тельства, вытекающие из договора о создании Общеготойчивое недоверчивое отношение к ней, через призмурынка. По мнению американских политиков, расшире-которого рассматривались британские предложения вние Европейских сообществ не должно было произой-отношении объединения Европы. Администрацияти ценой размывания Римских договоров. Правитель-Д. Эйзенхауэра постоянно подозревала Великобрита-ство Дж. Кеннеди выступало против торговой ассоциа-нию в попытках сорвать планы «шестерки» [2. С. 38-ции Великобритании с ЕЭС, заключение такого согла-39] сначала путем выдвижения проекта создания зонышения привело бы к дополнительной дискриминациисвободной торговли в Европе, а затем предложений опротив американского экспорта в Европу и одновре-заключении соглашения между Европейским экономи-менно ослабило «шестерку»[6. С. 5, 19].ческим сообществом (ЕЭС) и Европейской ассоциаци-Британские политики стремились прояснить отно-ей свободной торговли (ЕАСТ).шение администрации США к вопросу о вступленииПровал планов «наведения мостов» между ЕЭС иВеликобритании в ЕЭС. С этой целью в конце мартаЕАСТ с целью формирования общеевропейской зоны1961 г. председатель Экономического комитета Европысвободной торговли способствовал кардинальному пере-Ф. Ли пригласил заместителя госсекретаря СШАсмотру политики Великобритании. «Успех Общего рынкаДж. Болла встретиться с Э. Хитом и другими англий-и поддержка ЕЭС Соединенными Штатами заставилискими политиками. Дж. Болл, который в это время на-британских политиков засомневаться в дальнейшей целе-ходился в Лондоне, охотно принял предложение.сообразности политики отстраненности, которая долгоеВ ходе беседы американский политик дал понять своимвремя превалировала в отношении Великобритании кбританским коллегам, что правительство США желаетевропейскому движению, и осознать необходимостьвидеть Великобританию в Общем рынке. Дж. Болл от-большей политической вовлеченности в дела континента,метил, что членство Великобритании в ЕЭС внесетесли Великобритания хотела сохранить свое влияние вбольшой вклад в укрепление единства стран Запада [2.Европе» [3. С. 1363]. К концу 1960 г. глава британскогоС. 54-55]. В отправленном по итогам встречи мемо-правительства Г. Макмиллан, взвесив все «за» и «про-рандуме для президента Дж. Кеннеди американскийтив», принял окончательное решение в пользу вступленияполитик писал, что администрации США в ходе запла-Великобритании в ЕЭС [4. С. 4]. 27 февраля 1961 г.нированного на 4-9 апреля визита Г. Макмиллана вЭ. Хит, выступая на заседании Совета министров Запад-Вашингтон не стоит прямо настаивать на вступленииноевропейского союза, заявил о том, что ВеликобританияВеликобритании в Общий рынок, но следует заверитьнамеревается фундаментально пересмотреть свой подходангличан в том, что Соединенные Штаты приветствуютк Общему рынку и готова участвовать в политическихсогласие Великобритании с условиями Римских дого-консультациях с «шестеркой».воров. Как подчеркивалось в меморандуме, решениеК началу 1960-х гг. Общий рынок вполне доказалВеликобритания должна была принять сама. При этомсвою жизнеспособность. Таким образом, в отличие отправительство США не собиралось согласиться с лю-администрации Д. Эйзенхауэра, которая опасалась, чтобым принятым ею решением [6. С. 6].вступление Великобритании в ЕЭС может привести кВ ходе своего визита в Вашингтон Г. Макмилланподрыву сообщества, правительство Дж. Кеннеди под-зондировал почву по поводу американской реакции надержало стремление Великобритании присоединитьсяизменение европейской политики Великобритании. Вк Общему рынку. Американские политики рассчитыва-ответ на вопрос британского премьер-министра, что онли на то, что членство Великобритании в ЕЭС приведетдумает о вступлении Великобритании в ЕЭС, Дж. Кен-к либерализации торговой политики Общего рынка,неди повторил основные положения, изложенные всозданию противовеса франко-германской оси в сооб-меморандуме Дж. Болла. В свою очередь госсекретарьществе и усилит поддержку американской политики вД. Раск отметил, что будущее «особых» американо-Европе. Подобно тому, как европейская интеграциябританских отношений будет всецело зависеть от сте-93пени готовности Великобритании сотрудничать с но-вой администрацией США в достижении большего западного единства [7. С. 219-220]. Однако если анг-личане рассчитывали на то, что присоединение Вели-кобритании к ЕЭС будет способствовать укреплению ее «особых» отношений с Соединенными Штатами, то «европеисты» в госдепартаменте США считали, что на смену «особым» американо-британским отношениям должны придти тесные отношения Великобритании с Европой, и были склонны рассматривать ее как всего лишь одно из европейских государств [8. С. 78-79]. Администрация США старалась не афишировать свою заинтересованность в присоединении Великобритании к ЕЭС, чтобы не осложнить положение Г. Макмиллана внутри страны или его отношения с французским ли-дером Ш. де Голлем.В апреле-мае 1961 г. в ходе различных встреч с чи-новниками ЕЭС и лидерами европейских государств госдепартамент США старался уточнить позицию стран «шестерки» по поводу вступления Великобрита-нии в Общий рынок. Расширение ЕЭС вызвало опасе-ния у председателя Комиссии ЕЭС В. Хальштейна, ко-торый считал, что британский стиль переговоров мо-жет ослабить роль Комиссии и превратить ее в кон-сультативный орган. Он подчеркивал, что Великобри-тания рассматривает ЕЭС только как экономический союз и, объединившись с Францией, может подорвать наднациональный характер сообщества. В. Хальштейн полагал, что целесообразнее было бы принять Велико-британию в ЕЭС позднее, после перехода сообщества к принятию решений большинством голосов, чтобы она не могла применить свое право вето [6. С. 14].24 мая 1961 г. Дж. Болл, беседуя с канцлером ФРГ К. Аденауэром, подчеркнул, что Великобритания нахо-дится на пути принятия решения, означающего карди-нальный пересмотр нескольких сотен лет ее отношений с континентом. В ответ К. Аденауэр, указав пальцем на Дж. Болла, сказал: «Мистер Болл, неужели Вы не знаете, что это именно то, что говорили мне Черчилль и Иден. Они тоже заявляли, что пересматривают сотни лет политики в отношении Европы, а затем основали Западноевропей-ский союз, который до сих пор находится в состоянии трупа» [6. С. 22]. Канцлер заявил, что не верит в то, что правительство Г. Макмиллана примет решение о вступ-лении Великобритании в ЕЭС. Он отметил, что недавно обсуждал этот вопрос с президентом Франции Ш. де Гол-лем, и оба они пришли к выводу о том, что в ближайшее время Великобритания не намерена присоединиться к Общему рынку, и поэтому решили ускорить процесс соз-дания Европейского политического союза.Позиция К. Аденауэра, связанная с влиянием Ш. де Голля, собственными опасениями канцлера об опасно-сти размывания сообщества в результате его расшире-ния, а также недоверием к британской политике в связи с Берлинским кризисом, не разделялась другими чле-нами его правительства. Большинство германских по-литиков, промышленные круги и средства массовой информации ФРГ поддерживали членство Великобри-тании в ЕЭС как возможность усилить экономические отношения Западной Германии со странами ЕАСТ и преодолеть раскол Европы на две конкурирующие эко-номические группировки. Наибольшую поддержку94изменение политики Великобритании в отношении Европейских сообществ встретило в «малых» странах «шестерки», которые надеялись на то, что членство Великобритании ослабит франко-германское домини-рование в ЕЭС и позволит сформироваться другой оси, кроме оси Париж-Бонн. Со своей стороны, правитель-ство Италии выразило готовность помочь Великобри-тании преодолеть ее проблемы с Содружеством и по-купать масло не у Венгрии и Югославии, а у Новой Зеландии [6. С. 26; 9. С. 165].Достижение неофициального взаимопонимания с французским правительством являлось абсолютно не-обходимым предварительным условием для успеха переговоров о вступлении Великобритании в ЕЭС [10. C. 105]. Г. Макмиллан возлагал особые надежды на встречу американского президента с Ш. де Голлем, намеченную на 31 мая - 2 июня 1961 г., рассчитывая, что Дж. Кеннеди удастся прояснить отношение фран-цузского лидера к членству Великобритании в ЕЭС. Накануне визита американского президента в Париж Дж. Кеннеди попросил Г. Макмиллана составить спе-циальный меморандум, суммирующий британскую позицию в отношении Европы. Отправленный 28 апре-ля 1961 г. меморандум расходился с теми рекоменда-циями, которые были получены британским премьер-министром во время его визита в США. Вместо безого-ворочного согласия с принципами Римского договора в документе излагались специальные условия по защите интересов британского сельского хозяйства и стран -членов ЕАСТ. Вскоре после своего возвращения из Вашингтона Г. Макмиллан информировал послов стран-членов ЕАСТ о том, что в ближайшем будущем Великобритания может подать заявку о вступлении в ЕЭС. Дания и Норвегия были готовы последовать при-меру Великобритании, а нейтральные государства -члены ЕАСТ решили исследовать возможность заклю-чения с ЕЭС двусторонних соглашений об ассоциации.В своем письме Дж. Кеннеди глава британского пра-вительства затронул еще один важный вопрос, касаю-щийся сотрудничества Англии и Франции в развитии общих сил ядерного сдерживания. Поскольку ядерная программа играла ключевую роль в политике Ш. де Гол-ля, направленной на восстановление международного престижа Франции, Г. Макмиллан рассчитывал, что предложение технической помощи со стороны Велико-британии в развитии французских ядерных сил (в форме передачи технической информации или ядерных боего-ловок) может смягчить позицию генерала по вопросу о вступлении Великобритании в ЕЭС. Однако условием предоставления такой помощи являлось американское согласие. В своем письме Г. Макмиллан подчеркивал, что Великобритания готова помочь Франции при усло-вии, что французское правительство не будет использо-вать стратегическое ядерное оружие без проведения предварительных консультаций с правительствами США и Великобритании и передаст свои тактические ядерные силы под контроль НАТО [11. С. 323-324].В начале мая Дж. Болл вызвал посла Великобрита-нии в США Г. Кассию, чтобы обсудить с ним детали новой политики Великобритании в отношении ЕЭС. Дж. Болл постарался донести до мнения своего британ-ского коллеги, что США выступают против заключе-ния двусторонних преференциальных соглашений ЕЭС со странами ЕАСТ, которые увеличивают дискримина-цию американских товаров на европейских рынках без политических выгод в виде укрепления политического единства ЕЭС. Администрация США была готова под-держать только индивидуальное вступление в ЕЭС Да-нии и Норвегии, являвшихся также членами НАТО [6. С. 11]. Правительство Дж. Кеннеди довело свое мнение до правительств стран - членов ЕАСТ. Тем не менее, на состоявшемся позднее 28-29 июня 1961 г. заседании Совета министров ЕАСТ в Лондоне Великобритания взяла на себя обязательства по защите интересов стран-членов ассоциации.22 мая 1961 г. Дж. Кеннеди отправил ответное письмо Г. Макмиллану. Письмо было составлено в бла-гожелательных тонах. Президент обещал оказать со-действие британским интересам во время переговоров с Ш. де Голлем, но в такой форме, чтобы не вызвать впечатления о давлении на позицию французского ли-дера. Дж. Кеннеди, однако, подчеркнул, что Соединен-ные Штаты не готовы нести экономическое потери, вытекающие из преференциальных соглашений, без соответствующей политической компенсации. Прези-дент заметил, что вступление Великобритании в Об-щий рынок не должно предваряться урегулированием отношений между ЕЭС и ЕАСТ [6. С. 20-21]. Одно-временно Дж. Кеннеди отверг предложение британско-го премьер-министра об оказании помощи Франции в развитии ее ядерных возможностей и средств доставки ядерного оружия. Вашингтон не был намерен платить столь высокую цену за согласие Франции на вступле-ние Великобритании в ЕЭС [12. С. 70]. Результаты бе-седы Дж. Кеннеди и Ш. де Голля оказались разочаро-вывающими. Французский лидер не выразил особого энтузиазма по поводу членства Великобритании в ЕЭС [6. С. 24]. В свою очередь Дж. Кеннеди, ввиду отсутст-вия официальной заявки от Великобритании, обладал слабыми переговорными возможностями, чтобы поста-раться убедить французского лидера в том, что некото-рые уступки Великобритании следует рассматривать как технические детали, а не как возможность блокировать вступление Великобритании в ЕЭС путем выдвижения неприемлемых для нее условий [13. С. 978]. Решение подать заявление о вступлении в ЕЭС было принято на специальном заседании ключевых министров британ-ского правительства в загородной резиденции премьер-министра 18 июня 1961 г. и подтверждено официально 22 июля после завершения тура британских эмиссаров в страны Содружества. 28 июля 1961 г. Г. Макмиллан ин-формировал президента Дж. Кеннеди о принятом бри-танским правительством решении. В ответном письме Дж. Кеннеди заверил британского лидера в твердой аме-риканской поддержке вступления Великобритании в ЕЭС и обещал содействие американского правительства во время переговоров настолько, насколько это будет возможным [4. С. 12, 16-17; 6. С. 31].31 июля 1961 г. Г. Макмиллан объявил в палате об-щин о решении правительства подать официальную заявку о вступлении в Общий рынок в соответствии со ст. 237 Римского договора о создании ЕЭС. Выступле-ние премьер-министра было составлено в таких тонах, чтобы убедить парламентариев в том, что будущие пе-реговоры будут носить предварительный характер и будут направлены скорее на исследование условий, на которых Великобритания может присоединиться к ЕЭС. Макмиллан заявил, что Великобритания присое-динится к Общему рынку только в том случае, если смогут быть разработаны удовлетворительные меры для обеспечения особых требований Соединенного Королевства, стран Содружества и государств - членов ЕАСТ [14. Col. 928-931]. В ответ на вопрос депутата Тертона, почему правительство выбрало присоедине-ние Великобритании к ЕЭС, а не ассоциированное членство в соответствии со ст. 238 Римского договора, британский премьер-министр подчеркнул, что в по-следнем случае Великобритания получила бы точно такие же проблемы с Содружеством, но без усиления своего политического влияния в Европе [14. Col. 933].После двухдневных дебатов палата общин поддер-жала решение правительства подать официальную за-явку о вступлении Великобритании в ЕЭС при усло-вии, что достигнутые соглашения не должны задевать специальные интересы и суверенитет Великобритании [14. Col. 1782, 1786]. 10 августа 1961 г. правительство Великобритании в соответствии с обозначенной в Рим-ском договоре процедурой направило официальное письмо председателю Совета министров ЕЭС Л. Эр-харду. В середине сентября был определен состав бри-танской делегации на будущих переговорах, которую должен был возглавить посол Великобритании во Франции П. Диксон. До своего назначения в Париж П. Диксон выполнял обязанности британского пред-ставителя в ООН, где «приобрел репутацию талантли-вого, хотя и упрямого переговорщика». Общее руково-дство было возложено на Э. Хита, работу правительст-венных департаментов должен был координировать Ф. Ли [15. С. 1049].Администрация США оценила решение Великобри-тании вступить в ЕЭС как «одно из наиболее важных решений, принятых Макмилланом». Американские политики надеялись, что Великобритания со временем станет лидером единой Европы, и «особые» американо-британские отношения смогут перерасти в «особые» отношения между США и ЕЭС [6. С. 1050]. В августе 1961 г. Дж. Кеннеди поручил госдепартаменту США, министерству финансов и экономическим советникам президента исследовать экономические последствия вступления Великобритании в ЕЭС и необходимые ответные меры в свете политических интересов США. В подготовленном под руководством Дж. Болла мемо-рандуме говорилось, что американские интересы будут ущемлены, если действующая в странах Содружества система имперских преференций распространится на страны ЕЭС. Дж. Болл отмечал, что при свободном или преференциальном доступе стран Содружества на ры-нок ЕЭС ожидался ущерб американскому сельскохо-зяйственному экспорту в Западную Европу, при сво-бодном или преференциальном доступе ЕЭС на рынки стран Содружества должен был пострадать американ-ский экспорт промышленных товаров в данные страны. Однако в целом госдепартамент США отмечал положи-тельный эффект расширения ЕЭС для торговли с дан-ным регионом, так как развитие Общего рынка должно было обеспечить растущий спрос на американские про-95мышленные товары. Присоединение Великобритании кзом, перед администрацией США стояла задача не про-ЕЭС, по мнению Дж. Болла, должно было привести ксто способствовать успеху переговоров между Велико-уменьшению степени аграрного протекционизма в Ев-британией и ЕЭС, а постараться минимизировать крат-ропе из-за политики Великобритании [6. С. 35].косрочные экономические потери от вхождения Вели-Госдепартамент США был разочарован условнымкобритании в Общий рынок и использовать откры-характером заявления Великобритании о вступлении ввающиеся возможности для организации экономикиЕЭС. По мнению американских политиков, выдвину-западных стран [16. С. 413, 415].тые Великобританией условия: учет интересов стран14 сентября 1961 г. заместитель госсекретаря Дж. БоллСодружества и государств - членов ЕАСТ - должныи посол США в Великобритании Д. Брюс встретились вбыли породить длительные и непростые переговоры сБрюсселе с Э. Хитом и П. Диксоном, чтобы обсудить бу-«шестеркой». Эксперты госдепартамента полагали, чтодущие переговоры Великобритании с ЕЭС. Американ-экономические проблемы стран ЕАСТ, вытекающие изские политики подчеркнули своим британским коллегам,вступления Великобритании в ЕЭС, идентичны про-что в свете собственных экономических проблем, такихблемам третьих стран, как, например, США или Кана-как дефицит платежного баланса и высокий уровень без-ды, и должны решаться в рамках ГАТТ [6. С. 42-44]. Вработицы, правительство США настроено особенно чув-составленной в начале сентября 1961 г. памятной за-ствительно по отношению к заключению торговых со-писке госдепартамента говорилось, что правительствоглашений, носящих дискриминационный характер. ОтСША «выражает глубокую надежду на благоприятныйзащиты американского сельскохозяйственного экспорта висход переговоров» Великобритании с ЕЭС, которыеЕЭС, заметил Дж. Болл, во многом будет зависеть под-не будут противоречить американским экономическимдержка новой торгово-экономической программы адми-интересам. В своей оценке результатов данных перего-нистрации Дж. Кеннеди в конгрессе. Американский по-воров администрация США придавала большое значе-литик также выразил опасение, что в свете выдвинутыхние тому, чтобы: 1) система преференций Великобрита-Великобританией условий переговоры могут привести нении со странами Содружества не была включена в новыеболее чем к созданию Европейской зоны свободной тор-соглашения; 2) в систему специальных торговых отно-говли. Э. Хит и Дж. Болл договорились на протяжениишений ЕЭС с развивающимися странами не были вклю-переговоров поддерживать тесные неофициальные кон-чены новые члены; 3) уровень единого внешнего тарифатакты друг с другом [6. С. 41-42].ЕЭС не привел к дискриминации третьих стран на рынкеВ октябре 1961 г. начались переговоры между Ве-ЕЭС; 4) новые соглашения не подорвали доступ на ры-ликобританией и ЕЭС, которые оказались длительны-нок ЕЭС товаров из третьих стран [6. С. 38-39].ми и непростыми, как и предполагали американскиеВ отличие от администрации Д. Эйзенхауэра, кото-эксперты. На практике администрация США распола-рая поддерживала установление преференциальныхгала слишком малыми средствами для того, чтобы га-отношений ЕЭС с бывшими европейскими колониямирантировать их успешный исход. Любое открытое про-в Африке, экономические советники Дж. Кеннеди от-явление американской заинтересованности в присое-давали предпочтение единому подходу индустриальнодинении Великобритании к Общему рынку могло уси-развитых стран к оказанию экономической помощилить подозрения французского лидера Ш. де Голлястранам третьего мира. Американские политики отри-относительно намерений Великобритании играть рольцательно относились к ассоциации бывших итальян-«троянского коня» США в Европе. Пресс-конференцияских, французских и бельгийских колоний с ЕЭС, ноШ. де Голля 14 января 1963 г., во время которой фран-еще более категорично были настроены против подпи-цузский политик решительно заявил о том, что Вели-сания преференциальных соглашений ЕЭС со странамикобритания не готова вступить в ЕЭС, перечеркнулаСодружества. В Вашингтоне опасались, что европей-надежды американских политиков и почти на десяти-ская интеграция может привести к фрагментации эко-летие оставила вопрос о членстве Великобритании вномики остальной части свободного мира. Таким обра-Общем рынке открытым.

Ключевые слова

transatlantic relations, European integration, EC, Common Market, трансатлантические отношения, Общий рынок, ЕЭС, европейская интеграция

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лекаренко Оксана ГеннадьевнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультетаolekarenko@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Diebold W. Jr. Britain, the Six and the World Economy // Foreign Affairs. 1961. Vol. 40.
The Parliamentary Debates. Official Report. House of Commons. 2nd session of the 42th Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. Session 1960-1961. Vol. 645. 24th July - 4th August, 1961. L., 1961.
Economist. September 16, 1961.
Economist. June 3, 1961.
Steiness K. The European Challenge: Britain's EEC Application in 1961 // Contemporary European History. 1998. Vol. 7, pt. 1.
Маклэйн Д. Внешняя политика Англии после Суэца. М., 1972.
Ward S. Kennedy, Britain, and the European Community // John F. Kennedy and Europe / Ed. by D. Brinkley and R.T. Griffiths. Baton Rouge, 1999.
Giauque J.G. Grand Designs and Visions of Unity: the Atlantic Powers and the Reorganization of Western Europe, 1955-1963. Chapel Hill; London, 2002.
FRUS. 1961-1963. Vol. 13: Western Europe and Canada. Wash., 1994.
Economist. April 15, 1961.
Kissinger H. The Troubled Partnership: a Re-appraisal of the Atlantic Alliance. N.Y., 1965.
Economist. December 31, 1960.
Macmillan H. At the End of the Day, 1961-1963. L., 1973.
Winand P. Eisenhower, Kennedy and the United States of Europe. Houndmills, 1997.
Britain and European Integration 1945-1998. A documentary history / Ed. by D. Gowland and A. Turner. London; New York, 2000.
Foreign Relations of the United States (FRUS). 1950. Vol. 3: Western Europe. Wash., 1974.
 Позиция администрации Дж. Кеннеди по вопросу о вступлении Великобритании в ЕЭС (март-сентябрь 1961 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Позиция администрации Дж. Кеннеди по вопросу о вступлении Великобритании в ЕЭС (март-сентябрь 1961 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Полнотекстовая версия