Стратегия оптимизации муниципального управления наукоградом | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Стратегия оптимизации муниципального управления наукоградом

Статья посвящена анализу основных принципов стратегии управления особой категорией муниципальных образований России - наукоградов. Автор исследует возможные пути совершенствования взаимодействия всех управленческих органов хозяйствующих структур наукограда, которые могут способствовать быстрому и эффективному развитию наукограда. Определяются основные цели и задачи стратегического управления наукоградом, принципы стратегии муниципального управления в наукоградах

The strategy of optimization of municipal administration of sciencetowns.pdf В последнее время наблюдается повышенный инте-мической системы; 2) главнейший ее принцип - обще-рес многих муниципальных образований с высокимственное партнерство и взаимодействие органов город-научно-техническим потенциалом к их развитию подского самоуправления с наукой, деловыми кругами,статусом «наукоград Российской Федерации». В проек-жителями города, общественными организациями;те положения о наукоградах России еще в период его3) деятельность органов городского самоуправленияобсуждения научной элитой страны предусматрива-осуществляется в интересах всех слоев населения слось, что на основе имеющейся в них локализованнойодобренными ими целями и направлениями; 4) прин-интеграции инфраструктур (производственной, научно-цип маневренности экономических сфер города озна-исследовательской, образовательной) такие города мо-чает, что все муниципальное хозяйство должно обеспе-гут и должны стать очагами передовой науки, высокихчивать занятость населения, стабильность потока де-технологий и опережающего образования на основенежных ресурсов в сферу обслуживания, бытовую ин-научно-образовательного комплекса высоких техноло-фраструктуру, учреждения образования, культуры игий [1. С. 891-893].т.д.; 5) равнозначное и равномерное развитие всехРешающими условиями при выборе статуса науко-сфер - инновационной, экономической, социальной играда или технопарка, или технополиса, как их назы-других (если этот принцип не соблюдается, социальнаявают за рубежом, являются четыре фактора: 1) наличиесфера становится второстепенной и ее проблемы поро-поблизости крупного университета, научно-производ-ждают общие противоречия); 6) единство стратегии иственного концерна или научного центра, выполняю-тактики в развитии города осуществляется на основещего большой объем исследовательских работ; 2) ис-трансформации миссии стратегии управления в кон-пользование возможностей академических и промыш-кретные программы и текущие планы мероприятий сленных организаций на его территории; 3) наличиешироким обсуждением; 7) маркетинговая стратегиярискового (венчурного) капитала, ассигнующего сред-города обеспечивает выход производимой продукцииства на начальную стадию наукоемких разработок, от-градообразующих предприятий на новые товарныеносящихся к категории повышенного риска, привлече-рынки.ние инвестиций; 4) благоприятная среда, комфортныеПри этом необходимо учитывать, что в разрабатывае-условия жизни, способствующие привлечению высоко-мых концепциях развития наукограда не должны оста-квалифицированных специалистов, наличие рыночнойваться в стороне и социальные проблемы населения.инфраструктуры [2. С. 123-126].В условиях экономической реформы, коснувшейсяУспешному развитию такого муниципального обра-всех сфер производства, сохранение прибыльности взования, как наукоград, помимо наукоемких произ-научно-производственном комплексе наукограда заводств, образовательных и других необходимых длясчет эффективного распространения технологий наинновационной деятельности структур, должна соответ-профильных внутренних, межрегиональных и нацио-ствовать и благоприятная политика местных властей. Инальных товарных рынках представляет собой гораздохотя при этом экономическая сущность таких образова-более сложную задачу, чем только технологическаяний - будь то город химиков, город физиков или городреконструкция производств. На начальном этапе реа-нефтяников - принципиального значения не имеет, стра-лизации административной реформы в Российской Фе-тегия муниципального управления в наукоградах отли-дерации предполагалось, что муниципалитеты в науко-чается специфическими особенностями. Главная изградах будут получать поддержку для проведения пре-них - соединение науки, наукоемких производств и об-образований [4]. Поэтому основные усилия органы ме-разовательных систем в единый многоотраслевой ком-стного самоуправления прежде всего направят не наплекс, и ее нельзя осуществить без высокоорганизован-добывание денег, а на формирование эффективно дей-ной системы муниципального управления.ствующей схемы партнерства с директорским корпу-Опыт первых разработок целевых концепций и ана-сом градообразующих предприятий, с бизнес-лиз появившихся результатов реализации программструктурами, осуществляющими инновационную дея-социально-экономического развития в российских го-тельность.родах со статусом наукограда (Обнинск КалужскойГлавная задача корпоративного взаимодействияобласти, Королев и Дубна Московской области и др.)всех управленческих органов хозяйствующих структур[3] позволяют выделить основные принципы стратегиигорода - добиться устойчивого социально-эконо-муниципального управления наукоградом: 1) стратегиямического развития при сохранении необходимогомуниципального управления отражает опережающееобъема инновационной деятельности. Наукограды как116развитие всей территориальной социально-эконо-центры инновационной деятельности со сложившейсяинфраструктурой, типом хозяйствования и хозяйст-вующими субъектами, населением с определенными навыками и стилем поведения больше, чем другие города, имеют основание для формирования нового типа производственного комплекса - «наука - образо-вание - производство - высокие технологии». Поэто-му муниципалитетам наукоградов связи с обществен-ностью особенно нужны, и только на их основе мож-но добиться успеха в оптимизации муниципальной системы управления при разработке форм и методов ее реализации.Пока даже многофункциональные наукограды, со-хранившие ведущее научное направление, технику и высококвалифицированные трудовые ресурсы, не мог-ли дать ожидаемой концентрации научных исследова-ний и опытно-конструкторских работ [5. С. 33-37]. К тому же имеются трудности в формировании финансо-во-экономической базы, хотя в этом направлении и отмечаются некоторые сдвиги [6]. Однако главным остается то, что в таких организационно-эконо-мических образованиях еще не сформировался новый муниципальный менеджмент. Становится очевидным, что направление на развитие инновационной деятель-ности является стратегически важным, поэтому необ-ходима ориентация на территориальные ресурсы с осо-бым статусом, где прежде всего и осуществляется эта деятельность. Однако развитие наукоградов возможно и на другой материально-правовой основе и с новыми формами управления. Перед научным сообществом стоит задача разработки научных идей, подходов, ме-ханизмов, методов, направленных на создание иннова-ционной концепции управления такими муниципаль-ными образованиями.Важным становится формирование корпоративного взаимодействия и усиления взаимосвязей между наукой -производством, наукой - бизнесом, производством - биз-несом - наукой - образованием; между управленцами, предпринимателями и инвесторами; органами местного самоуправления и органами государственной власти. В основе создания подобной системы взаимодействия прин-цип корпоративного управления становится ведущим в стратегии муниципального управления в наукоградах. На базе новых технологий должны развиваться новые отрасли промышленности, а также маркетинговые системы, обес-печивающие продвижение продуктов и услуг.Стратегические ориентиры устойчивого социально-экономического развития России нельзя разрабатывать без четкого направления оптимизации управления тер-риториальными социально-экономическими системами [7. С. 44-50]. Таким образом, основным направлением оптимизации муниципального управления в наукограде должно стать корпоративное управление функциони-рованием и развитием научно-производственного, об-разовательного и общественно-социального комплек-сов города. В связи с этим справедливо утверждать, что муниципалитет наукограда осуществляет стратегиче-ское управление социально-экономическим и научно-техническим развитием города, а также создает образо-вательный комплекс со специальностями, опережаю-щими их потребность.Статус наукограда сам по себе еще не решает глав-ных проблем - развития инновационной деятельностии эффективного использования создаваемой научно-технической продукции. Стратегия генерального плана его развития предполагает, что функционирование науч-но-технического комплекса на основе инновационной деятельности должно осуществляться не только на произ-водственных площадках институтов и конструкторских бюро, но и на новых территориях - зонах. Такими зонами могут стать индустриальная, деловая (технопарк) и муни-ципальная, которые будут обслуживать все системы ин-новационного территориального комплекса.Органам местного самоуправления в наукограде, помимо развития собственно науки, не менее важна и готовность всех производственных структур научно-производственного комплекса к сотрудничеству с предприятиями, внедряющими их технологические разработки; с вузами, оказывающими консультативные услуги создаваемым компаниям (составление хозяйст-венного плана, создание системы управления персона-лом, использование молодых специалистов, теоретиче-ские основы стратегического планирования, управле-ние проектами и др.); с другими предприятиями, рабо-тающими в городе и готовыми к реализации новой сис-темы управления инновационными проектами; со все-ми управленческими структурами города. Многие во-просы формирования и развития города науки, как центра инновационной деятельности, требуют коорди-нации всех ветвей муниципальной власти; науки и об-разования; всех производств, в том числе и бизнес-структур; поставщиков-инвесторов.Управление функционированием и стратегическим развитием территориальных образований с высоким научно-техническим потенциалом чрезвычайно слож-но. В настоящее время есть ряд обстоятельств, сущест-венно влияющих на результативность решения данной проблемы. Например, способы воздействия государст-венной власти на темпы экономического развития на местном уровне имеют ряд ограничений, накладывае-мых рамками полномочий федерального центра, ре-гиона и муниципального образования. Как сказывается разграничение полномочий на развитии науки, что яв-ляется главным тормозом становления эффективно работающих и экономически развивающихся науко-градов, а в них - бизнес-инкубаторов, муниципальных научно-промышленных зон, каковы реальные возмож-ности их устранения и многие другие вопросы еще предстоит изучить и сделать соответствующие выводы.Модернизация экономики градообразующих пред-приятий - основное условие в развитии научно-производственного комплекса, и для устойчивого его развития необходима экономика нового типа. На гра-дообразующих предприятиях она характеризуется сле-дующими основными параметрами: высокой эффек-тивностью производства; широкомасштабным внедре-нием новых, в том числе информационных технологий; стабильностью финансовой системы и темпов роста; широкими инновационными возможностями; наличием эффективного института собственника; мерами эффек-тивной государственной поддержки. Все это должно учитываться органами местного самоуправления нау-кограда на первоочередных этапах определения страте-гии муниципального управления, стратегического пла-нирования и программно-целевого управления разви-117тием города. Возможные стратегии развития наукогра-дов Российской Федерации должны преследовать одну общую цель - достижение состояния устойчивого раз-вития города, приводящее к положительным конечным результатам.Все разнообразие целей развития наукоградов мо-жет быть представлено в виде спектра, расположенного между двумя крайними позициями. С одной стороны, целью развития наукограда может быть сохранение, воспроизводство и накопление интеллектуального и научно-технического потенциала, который может быть использован в качестве источника социально-эконо-мического развития как самого наукограда, так и стра-ны в целом. В этом случае наукоград сохраняет свою качественную определенность. Изменениям могут быть подвержены лишь: состав субъектов научной, научно-производственной, научно-технической и образова-тельной деятельности, а также отношения между са-мими субъектами и их отношения с органами власти (первая стратегическая цель). С другой стороны, целью развития наукоградов может быть его преобразование в обычный город (городской округ), не претендующий на установление особенностей организации местного самоуправления, присущих наукоградам (вторая стра-тегическая цель). В этом случае наукоград теряет свою качественную определенность.Первая стратегия связана с использованием интел-лектуального и научно-технического потенциала как основного фактора социально-экономического разви-тия наукограда. Для реализации этой стратегии требу-ются специальные меры как со стороны органов мест-ного самоуправления, так и со стороны органов госу-дарственной власти.Вторая стратегия связана с изменениями в структу-ре производственной сферы и, соответственно, занято-сти населения наукограда, направленными на сокраще-ние доли высококвалифицированных рабочих мест, реализующих интеллектуальный потенциал наукогра-да. Неизбежным следствием второй стратегии является утрата наукоградом одной из ключевых особенностей -высокой концентрации интеллектуального и научно-технического потенциала.Таким образом, сохранение интеллектуального и научно-технического потенциала должно стать одним из требований при выборе стратегии развития науко-града. Одно из возможных решений этой проблемы -включение интеллектуального и научно-технического потенциала в экономические отношения. В полной ме-ре условиям сохранения потенциала наукограда удов-летворяет лишь первая стратегическая цель. Вторая стратегическая цель может быть рассмотрена как кон-структивная только при определенных условиях. При условии включения имеющегося потенциала в эконо-мические отношения, если не на территории самого наукограда, то на территории Российской Федерации. При этом дальнейшую судьбу наукоградов необходимо планировать, руководствуясь как интересами местного сообщества, так и интересами государства. Эффектив-ное, в интересах России, использование интеллекту-ального потенциала наукограда - это не только задача местного сообщества, но и государства в лице органов государственной власти. Разработка порядка (процеду-118ры) согласования интересов местного сообщества и государства и его законодательное закрепление явля-ются одной из важнейших задач государственного строительства. При этом следует иметь в виду, что в условиях оттока интеллектуального потенциала из нау-коградов интересы местного сообщества (цели и задачи развития наукограда) могут существенно измениться не в пользу сохранения качественной определенности наукограда - городского округа. В этом случае поиск компромиссного пути развития (и в интересах местно-го сообщества, и в интересах государства) будет значи-тельно затруднен.Приведенный выше анализ факторов, определяю-щих стратегию управления нукоградом как муници-пального образования с высоким научно-техническим потенциалом, позволяет сделать следующие выводы.1..Стратегическое управление является одним из наиболее перспективных методов в формировании це-лей и задач, способствующих развитию регионов и наукоградов в постоянно меняющихся условиях. Сего-дня нельзя быстро и качественно разработать деталь-ные стратегии, однако исследования в сфере общего направления в развитии территориальных экономиче-ских систем, особенно систем с высоким научным по-тенциалом, очень важны и необходимы.2.Экономический рост производства в территори-альных системах обусловлен не только их эффектив-ным функционированием и развитием, но и оптималь-ным алгоритмом управленческих действий. В этом случае необходимо определить последовательность действий на основе совершенствования взаимосвязей основных элементов территориальной социально-экономической системы - наукограда.3.Необходим достаточный объем ресурсов - фи-нансовых, кадровых, материальных и управленческих, обеспечивающих демократическое формирование ме-стной власти на подведомственной территории и осу-ществление ее устойчивого социально-экономического развития.4.Вопросы эффективности и качества управления становятся в наукограде чрезвычайно важными ввиду быстрого развития техники, расширения масштабов обновлений в технологии управления, совершенство-вания принципов иерархического взаимодействия ор-ганов власти на всех уровнях. Поэтому особое внима-ние следует уделять корпоративному управлению, где стратегическое планирование и инновационный ме-неджмент позволяют вырабатывать стратегию развития территориальной социально-экономической системы с высоким научно-техническим потенциалом.5.Многие вопросы требуют координации деятель-ности, при этом большое значение придается выполне-нию основных функций - стратегических направлений координационного центра: защите интересов науки и получению государственной поддержки; современному поиску путей существования и развития наукоградов без государственных дотаций; использованию и разви-тию собственных ресурсов муниципалитетов; сохране-нию и развитию интеллектуальной собственности, на-учно-производственной инфраструктуры, научного и образовательного потенциалов; созданию новой систе-мы образования.1.6. Цель реформирования научно-производственногонаукоград, может стать инновационной, влияющей накомплекса наукограда должна заключаться в созданиирост экономики страны. Только корпоративные и сла-условий для функционирования на градообразующихженные действия директорского корпуса научно-предприятиях динамично развивающихся материально-производственного комплекса городского округа, биз-вещественных, технологических, организационно-нес-структур, системы образования и муниципальногоправовых и самодостаточных финансово-экономи-менеджмента могут дать ожидаемую эффективность -ческих структур. Только в этом случае такая новая тер-устойчивый экономический рост, бездотационное и со-риториальная социально-экономическая система, какциальное развитие наукограда Российской Федерации

Ключевые слова

innovation activity, corporative administration, science town, strategy of administration, инновационная деятельность, наукоград, корпоративное управление, стратегия управления

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Докучаев Андрей ЮрьевичФедеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный научно-производственный центр «Алтай»кандидат технических наук, советник по социальным вопросам генерального директорасоискателькафедры конституционного и международного права юридического факультета Алтайского государственного университетаfnpc_prof@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Любовный В.Я. Города в стратегии регионального развития России // Экономика мегаполисов и регионов. 2005. № 7. С. 44-50.
Рац А.А. Мы строим новый наукоград // Знание и сила. 2005. № 6. С. 33-37.
Об утверждении правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2007 г. № 917 (с послед. изм. от 29 января 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 53. Ст. 6614; 2009. № 6. Ст. 737.
Долголаптев А. Наукоград - это то, где начинается инновационная экономика в стране. URL: http://www.c-society.ru/mainphp?ID=481714(2010. 25 мая).
Доклад Комитета по вопросам местного самоуправления Федеральному Собранию Российской Федерации «О состоянии государственной политики о наукоградах и направлениях ее развития». URL: http://www. innovbusiness.ru/content/document_r_B510AB7E-CA67-4B80-9C77-D8A89 (2010. 25 мая).
Максимов Н., Письменная Е. О создании особых экономических зон и технопарков на основе наукоградов // Профиль. 2005. Май. С. 123- 126.
Перевалов Ю.В. Основа экономического развития // Вестник Российской академии наук. 1988. Т. 68, № 10. С. 891-893.
 Стратегия оптимизации муниципального управления наукоградом | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Стратегия оптимизации муниципального управления наукоградом | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Полнотекстовая версия