Теоретико-методические подходы к реформированию системы налогообложения некоммерческихорганизаций в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Теоретико-методические подходы к реформированию системы налогообложения некоммерческихорганизаций в Российской Федерации

Система налогообложения некоммерческих организаций Российской Федерации нуждается в корректировке на основе систематизации и упорядочения структуры налоговых преференций в зависимости от видов некоммерческой деятельности. Рассматриваются основные теоретико-методические подходы к реформированию системы налогообложения некоммерческих организаций в России. Предлагается авторский подход к её совершенствованию

Theoretical and methodological approaches to reforming the tax systemfor non-commercial organizations in Russia.pdf Некоммерческие организации - это организации, не2002 г. составляла 0,49% ВВП; занятость в некоммер-ставящие в качестве основной цели своей деятельностическом секторе составила 0,8% от общей численностиизвлечение прибыли и не распределяющие полученнуюзанятых; доля государственной поддержки определи-прибыль между участниками. Главная особенностьлась в размере 1,2%; доходы от экономической дея-некоммерческих организаций, отличающая их от дру-тельности составили 35,8% [2]. Численность неком-гих хозяйствующих субъектов, - это общественныймерческих организаций в 2006 г. достигала почтихарактер деятельности.600 тысяч организаций, в период 2007 г. было зареги-Некоммерческие организации могут создаваться длястрировано 72 068 организаций, в 2008 г. - 75 112, а задостижения социальных, благотворительных, культур-2009 г. их число увеличилось на 95 719 организацийных, образовательных, научных и управленческих целей,[3]. Таким образом, наблюдая прирост численностив целях охраны здоровья граждан, развития физическойНКО, можно отметить их слабую экономическую ак-культуры и спорта, удовлетворения духовных и иныхтивность.нематериальных потребностей, защиты прав, законныхТакая ситуация свидетельствует о том, что эконо-интересов граждан, разрешения споров и конфликтов,мический потенциал некоммерческого сектора в Рос-оказания юридической помощи, а также в иных целях,сии пока не раскрыт. Существующая система налого-направленных на достижение общественных благ.обложения некоммерческих организаций в РоссийскойВ развитых зарубежных странах, НКО, решая различ-Федерации характеризуется отсутствием системногоные социальные задачи, играют значительную роль в эко-подхода к налогообложению НКО, что создает множе-номике. Такое признание деятельности социально-ство трудностей как для самих НКО, так и для жертво-ориентированных организаций стало благодаря их актив-вателей, доноров и благотворителей, тем самым огра-ному росту и развитию. Например, в 2002 г. доля опера-ничивается приток средств в социальную сферу.ционных расходов некоммерческого сектора в валовомСуществующие льготы для некоммерческих орга-внутреннем продукте составляла: в Нидерландах - 15,3%,низаций в России имеют несистемный характер и пре-Израиле - 12,6%, Ирландии - 8,4%, США - 7,5%, Вели-дусмотрены либо для определенных категорий налого-кобритании - 6,8%, Бельгии - 5,6%, Австралии - 5,4%,плательщиков, либо по отдельным видам налогов. САргентине - 5,1%, Японии - 5%, Испании и Германии -момента вступления в силу второй части НК РФ было4%, Франции 3,8%; доля занятых рабочих мест в неком-отменено значительное количество льгот по налогам,мерческом секторе в Нидерландах и Бельгии составлялакоторые учитывали социальные, отраслевые и регио-до 10% от всех рабочих мест; удельный вес государствен-нальные особенности деятельности некоммерческихных и муниципальных средств в финансировании НКОорганизаций. В настоящее время только отдельныесоставлял: в Бельгии - 76,8%, Франции - 57,8%, Герма-группы организаций, например, религиозные объеди-нии - 64,3%, Нидерландах - 59%, США - 30,5% [1].нения, имеют льготы по налогу на добавленную стои-Следует отметить, что в странах с развитой экономи-мость, по налогу на имущество организаций, земель-кой созданы благоприятные законодательные, экономи-ному налогу, по налогу на прибыль организаций.ческие и административные условия для успешного раз-Другими словами, при установлении льготного на-вития неправительственного некоммерческого сектора, алогообложения наблюдается дискриминация НКО потакже осуществляются различные формы поддержки. Чтоформе собственности и организационной структуре,касается налоговых преференций, то основным подходомнапример:к налогообложению НКО являются налоговые льготы: в1) не подлежат налогообложению налогом на до-виде вычетов, налоговых кредитов, налоговых изъятий ибавленную стоимость медицинские услуги, услуги поналогового консультирования.уходу за больными, инвалидами и престарелыми, пре-Совсем иначе происходит рост и развитие НКО вдоставляемые государственными и муниципальнымиРоссийской Федерации. Для сравнения можно привес-учреждениями, в то время как учреждения, созданныети следующие данные: валовая добавленная стоимость,иными собственниками, от налогообложения не осво-созданная некоммерческими организациями, на началобождаются;1402)льготы по налогу на имущество организацийимеют только общероссийские организации инвалидов,в то время как иные организации инвалидов такойльготы не имеют;3))организации, созданные инвалидами, и организа-ции, участниками или работниками которых являются инвалиды, имеют льготы в виде освобожденной от на-логообложения реализации товаров, работ, услуг, про-изводимых и реализуемых ими в целях исчисления НДС, или льготы по земельному налогу в виде освобо-ждения от уплаты земельного налога по участкам, ис-пользуемым ими для уставной деятельности;4))отсутствует единый подход к налогообложению организаций народных промыслов и общин коренных народов, что выражается в наличии льгот по одним налогам и отсутствии их по другим.В этих условиях очевидна необходимость реформи-рования системы налогообложения некоммерческого сектора в Российской Федерации путем создания упо-рядоченной и экономически обоснованной системы налогообложения с присущими ей механизмами про-зрачности и отчетности.Рассмотрим далее основные теоретико-методические подходы к реформированию системы налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации. Предлагаемые в научной литературе мнения специали-стов в области налогообложения направлены на внесе-ние изменений в существующую систему налогообло-жения путем увеличения налоговых льгот и введение нового специального режима для НКО.С. Синельников-Мурылев и И. Трунин [4] рассмат-ривают вариант освобождения от обложения налогом на прибыль (либо применение нулевой ставки данного налога) некоммерческих организаций, удовлетворяю-щих определенным требованиям в области цели созда-ния организации, ее организационно-правовой формы и состава доходов НКО от предпринимательской и про-чих видов деятельности. Второй возможный вариант заключается в применении льготного режима анало-гично действующей процедуре освобождения от ис-числения и уплаты налога на добавленную стоимость. В рамках рассматриваемого подхода существуют аль-тернативные варианты: изменение налогового режима путем освобождения не всей, а части прибыли неком-мерческих организаций, направляемой на развитие ус-тавной деятельности и капитальные вложения, или ва-риант, позволяющий не включать в налоговую базу по налогу на прибыль организаций суммы доходов, от осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности, непосредственно связанных с основной целью организации.Ю.М. Лермонтов [5] предлагает расширить налого-вые стимулы для участников благотворительной дея-тельности и снизить налоговые издержки, связанные с ее осуществлением. Данный подход возможно реали-зовать путем распространения права на получение со-циального налогового вычета по налогу на доходы фи-зических лиц на произведенные налогоплательщиками пожертвования некоммерческим организациям, рабо-тающим в приоритетных, общественно-значимых на-правлениях. Необходимо расширить перечень видов деятельности, гранты, на поддержку которых не учи-тываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и включить в этот перечень программы в области охраны здоровья населения, фи-зической культуры и массового спорта (за исключени-ем профессионального спорта).Множественный подход представлен в совместном проекте Фонда «Институт экономики города», Ассо-циации независимых центров экономического анализа и Центра развития демократии и прав человека [6]. Эксперты проекта считают, что основные направления налоговой реформы должны основываться на принципах экономической целесообразности деятельности НКО. Таким образом, предлагаются следующие походы:1..Пожертвования и любые другие виды безвоз-мездного финансирования в пользу НКО либо не долж-ны признаваться объектами налогообложения на доход (прибыль), либо освобождаться от налогообложения.2.Безвозмездная передача каких-либо средств, ус-луг, имущества в пользу НКО или реципиентов (благо-получателей) НКО либо не должна признаваться объ-ектом налогообложения НДС, либо освобождаться от налогообложения. Должно быть допустимым налого-обложение НДС по сниженной ставке тех товаров и услуг, которые НКО предоставляют на возмездной ос-нове.3.Доходы от «пассивной» экономической деятель-ности (внереализационные доходы в виде процентов, дивидендов; рост стоимости капитальных активов т.п.) должны признаваться объектом налогообложения на доход (прибыль), но освобождаться от уплаты налога на прибыль организаций при соблюдении ряда усло-вий. Например, могут устанавливаться доля расходова-ния процентов от инвестированных активов, вводится ограничения по типам инвестиций и стандартам управ-ления.4.Доходы от «активной» экономической, или пред-принимательской, деятельности должны признаваться объектом налогообложения на доход (прибыль), но в определенных случаях освобождаться от уплаты налога при соблюдении более жестких, чем в случае с «пас-сивной» экономической деятельностью, условий. Должны быть использованы такие критерии, как «на-значение дохода (направление использования прибы-ли)», «деятельность, обеспечивающая доход, связанная или несвязанная с целями организации, направленными на общественное благо» и т.п.5.При введении тех или иных налогов должно обес-печиваться равенство положения равных агентов, дей-ствующих на одном «квазирынке» (например, государ-ственные и негосударственные поставщики общест-венно значимых услуг должны быть в равном положе-нии с точки зрения налогообложения НДС).6.Должны быть гарантированными права граждан, решивших сделать добровольное пожертвование (гра-ждане, решившие сделать пожертвование на общест-венно полезные цели, должны получать одинаковый налоговый вычет, независимо от того, поддерживают они государственное учреждение или НКО).7.Налоговые льготы на пожертвования должныпредоставляться частным и коммерческим юридиче-ским лицам при соблюдении ряда условий. Например,если пожертвование делается в пользу НКО опреде-141ленной категории (общественно полезной организа-США, включающий в себя применение скользящей шкалыции). Также могут быть установлены количественныеставок налогообложения, учитывающей специфику всехили процентные ограничения на пожертвования, накатегорий налогоплательщиков и основанный на различ-которые распространяются налоговые освобожденияных подходах к определению общественной пользы и со-или компенсации по налогам.ответствующих видов осуществляемой деятельности.На наш взгляд, предложенные подходы имеют своиОбобщая изложенные теоретико-методические под-недостатки, т.к. в основном сосредоточены на внесениеходы, представляется возможным сформулироватьизменений по отдельным налогам, например по налогупредложения, касающиеся процесса реформированияна прибыль организаций, НДФЛ и НДС, что не отвеча-системы налогообложения некоммерческих организа-ет требованиям построения современной системы на-ций в Российской Федерации.логообложения некоммерческих организаций в Рос-Во-первых, необходимо более четко выделить ква-сийской Федерации.лифицирующие признаки некоммерческих организа-Отличными от походов, предложенных ранее мож-ций, т.к. существующее деление хозяйствующих субъ-но выделить другую группу авторов, предлагающихектов на коммерческие и некоммерческие организациисоздание нового льготного режима налогообложениявыражает цели их основной деятельности, а не видыдля некоммерческих организаций.деятельности.Ю. Джибладзе (цит. по: [7]) считает, что в Налого-Во-вторых, систематизировать некоммерческие ор-вом Кодексе РФ и соответственно, в целом ряде другихганизации путем использования многокритериальнойзаконов необходимо выделить некоммерческие органи-классификации, в которую будут включены параметры,зации как отдельный вид организаций-налогоплатель-характеризующие некоммерческие организации какщиков, подобно тому, как в НК РФ содержатся отдель-категорию налогоплательщиков, такие как экономиче-ные главы, посвященные налогообложению малыхская цель, виды деятельности, характер услуг, финан-предприятий и разделить их на категории.. При этомсирование, форма собственности, объем прав учреди-одним из условий выделения НКО в особую категориютелей (участников), масштаб деятельности, способявляется то, что некоммерческие организации должныуправления, источники формирования имущества, це-гарантировать прозрачность своей деятельности.левая аудитория, условия финансово-хозяйственнойО. Макаренко [8] предлагает использование специ-деятельности, инструменты деятельности.ального налогового режима, аппелируя к опыту зару-Таким образом, на основе существующих теорети-бежных стран, например опыту США, где деятельностько-методических подходов и систематизации социаль-благотворительных организаций практически вообщено ориентированных организаций требуется разрабо-не облагается налогами, т.к. они выполняют социаль-тать концепцию налогообложения НКО, определив ееные функции вместо государства.базовые принципы, задачи, направления развития иТаким образом, авторы предлагают для создания новыхспособы реализации, которая позволит сформироватьналоговых условий для НКО в России использовать поло-гармоничную систему налогообложения для НКО вжительный опыт зарубежных стран, в частности опытРоссии.

Ключевые слова

non-commercial organizations, reforming, tax system, реформирование, система налогообложения, некоммерческие организации

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Князева Марина ВладимировнаТомский государственный университетассистент кафедры налогов и налогообложенияkmvl9@mail.ru
Гринкевич Лариса СергеевнаТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой налогов и налогообложенияnasty_saturn@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Макаренко О. Проблемы некоммерческого сектора и изменения в налоговом законодательстве. Режим доступа: htpp://www.wildfield.ru/club/c03b000.htm
Темичева Е. Лоббирование налогового законодательства. Опыт и стратегии НКО. Режим доступа: htpp:// www.org.ru/ASI3/main.nsf/0/ 4B6A04ABC171B309C325
Реформы в социальной сфере и налогообложение некоммерческого сектора. Режим доступа: htpp://www.socpolitika.ru/files/424/nko2006.pdf
Лермонтов Ю.М. Тенденции развития налоговой политики в Российской Федерации в 2010-2012 гг. // Все о налогах. 2009. № 8. Режим доступа: htpp://www.consultant.ru
Синельников-Мурылев С., Трунин И. Проблемы налогообложения некоммерческих организаций в России. М.: ИЭПП, 2007. 371 с.
Государственная регистрация и учет налогоплательщиков. Режим доступа: htpp://www.nalog.ru
Национальные счета России в 1995-2002 годах. 2003: Стат. сб. М., 2003. 705 с.
Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России. Аналитический обзор по результатам государственной статистики, баз данных НКО и опросов общественного мнения. Режим доступа: htpp://www.socpolitika.ru/files/424/nko2006.pdf
 Теоретико-методические подходы к реформированию системы налогообложения некоммерческихорганизаций в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Теоретико-методические подходы к реформированию системы налогообложения некоммерческихорганизаций в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Полнотекстовая версия