Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала

Обсуждаются понятие личностного потенциала и его критерии в контексте проблемы психологической безопасности, переживаемой современными молодыми людьми. Выявлены положительные связи между параметрами психологической безопасности и такими личностными критериями, как жизнестойкость, целеустремленность, автономия, личностный рост и управление окружающей средой

Psychological security as a condition of development of personal potential.pdf Современный период развития общества характеризу-выделены следующие критерии личностного потен-ется глубокими и многоплановыми преобразованиями.циала: жизнестойкость как система убеждений в собст-Все они сопровождаются кардинальной ломкой стереоти-венных возможностях преодолевать трудные жизнен-пов в сознании, деятельности и образе жизни людей. Мирные ситуации, целеустремленность как способностьставит перед ними множество выборов, проблем, ситуа-ставить цели и достигать их, личностный рост как про-ций, в которых необходимо принять «правильное» реше-грессивная динамика внутреннего мира человека, авто-ние, опираясь на сложившуюся в ходе личностного раз-номия как стремление к самоуправлению, а также спо-вития систему внутренних принципов, убеждений и цен-собность к управлению жизненными событиями.ностей. В переходный период общественного развитияД.А. Леонтьев отмечает, что лучше всего понятиюособенно тяжело юношам и девушкам, у которых подоб-личностного потенциала соответствует понятие «жиз-ная система еще только начинает формироваться. Длянестойкость» (hardiness). По мнению С. Мадди, кото-того чтобы иметь возможность оказать психологическуюрый ввел это понятие в психологию (цит. по: [5]), жиз-помощь современным молодым людям в сложных длянестойкость является той базовой характеристикойних жизненных обстоятельствах, нам представляетсяличности, которая опосредует воздействие на сознаниеважным оценить особенности их личностного развития.человека и его поведение всевозможных благоприят-Эта оценка была осуществлена нами на примере ву-ных и неблагоприятных факторов, от соматическихзовской молодежи с привлечением понятия «личностныйпроблем и заболеваний до социальных условий. В ос-потенциал», который рассматривается в качестве одногонове жизнестойкости лежит система убеждений чело-из важных результатов развития личности [1]. За основувека о возможности собственного эффективного функ-этого понятия было взято определение Д.А. Леонтьева [2],ционирования в широком спектре жизненных обстоя-которое, на наш взгляд, наиболее полно отражает сутьтельств. Жизнестойкость включает в себя три сравни-феномена. Личностный потенциал понимается даннымтельно автономных компонента - вовлеченность, кон-автором как интегральная системная характеристика ин-троль и риск. Вовлеченность определяется как «убеж-дивидуально-психологических особенностей личности,денность в том, что вовлеченность в происходящеележащая в основе способности личности исходить из ус-дает максимальный шанс найти нечто стоящее и инте-тойчивых внутренних критериев и ориентиров в своейресное для личности». Контроль представляет собойжизнедеятельности и сохранять стабильность деятельно-убежденность в том, что борьба позволяет повлиять насти и смысловых ориентаций на фоне давлений и изме-результат происходящего, пусть даже это влияние неняющихся внешних условий.абсолютно и успех не гарантирован. Принятие рискаД.А. Леонтьев рассматривает личность как наибо-основано на убежденности человека в том, что все то,лее интегральную высшую психическую функцию, ачто с ним случается, способствует его развитию за счетпод личностным потенциалом, связанным с ценностно-знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивногосмысловой регуляцией, понимает системную организа-или негативного [5].цию личностных особенностей, образующих «стерженьГоворя о факторах, влияющих на развитие личност-личности» и отражающих уровень личностной зрело-ного потенциала, на наш взгляд, необходимо обратить-сти. Личностный потенциал лежит в основе личност-ся к понятию «психологическая безопасность». Амери-ной автономии, самодетерминации и саморегуляцииканская исследовательница Ронни Янов-Бульман уве-личности. Он включает в себя три подсистемы, соот-рена, что здоровое чувство безопасности является од-ветствующие трем функциям саморегуляции. Перваяним из базовых ощущений нормального человека. Оно,из них, функция реализации, обеспечивает успешнуюв свою очередь, основано на трех категориях базисныхреализацию поставленных целей; вторая, функция ори-убеждений, составляющих ядро субъективного мираентации, обеспечивает выбор целей, гибкое переклю-человека: 1) на вере в то, что в мире больше добра, чемчение с одних на другие и своевременный отказ от ис-зла; 2) убеждении в том, что в мире есть смыслы;черпавших себя или дискредитировавших себя целей,3) убеждении в ценности собственного «Я». Их станов-т.е. саморазвитие, самосовершенствование; третьяление происходит в раннем детстве посредством взаи-функция сохранения обеспечивает устойчивость подмодействия со значимыми взрослыми [6, 7]. Высокийдавлением неблагоприятных обстоятельств [3, 4].уровень психологической безопасности способствуетНа основании определения этих функций, с учетомличностному росту, а также усиливает стремление че-156результатов анализа литературных данных, нами былиловека к достижению целей. В связи с этим мы выдви-нули предположение о том, что формирование пози-тивных базисных убеждений, а соответственно и чув-ства психологической безопасности, является одним из важнейших условий для развития личностного потен-циала современных молодых людей.Для подтверждения данной гипотезы было прове-дено исследование с участием студентов младших кур-сов вузов (возраст от 16 до 21 года, n = 495). Для изме-рения параметров личностного потенциала мы исполь-зовали тест Жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой) и «Шкалу психоло-гического благополучия» Кэрол Рифф (ШПБ, в адапта-ции П.П. Фесенко) [8], с помощью которой измерялись «автономия» респондента, его «личностный рост», «целеустремленность» и «способность к управлению повседневной жизнью».Для оценки психологической безопасности была использована Шкала базисных убеждений, разработан-ная Ронни Янов-Бульман (ШБУ, в адаптации О. Крав-цовой). Методика выявляет восемь частных убежде-ний: в благосклонности мира, в доброте людей, в спра-ведливости мира, в контролируемости мира, в случай-ности как принципе распределения происходящих со-бытий, в ценности собственного «Я», в самоконтроле (контроль над происходящими событиями), в удаче или везении [6, 7].Результаты тестирования были организованы в элек-тронную базу данных и обработаны статистически с ис-пользованием компьютерной программы STATISTICA.Анализ полученных данных свидетельствует о том, что студенты младших курсов характеризуются сред-ним уровнем развития базисных убеждений и личност-ного потенциала.По параметрам базисных убеждений получены сле-дующие значения в баллах: «благосклонность мира» (4,80±2,62), «доброта людей» (4,42±2,38), «справедли-вость мира» (4,19±2,21), «контролируемость мира» (4,49±2,45), «случайность как принцип распределения происходящих событий» (4,02±2,48), «ценность собст-венного «Я» (4,89±3,13), «степень самоконтроля (кон-троля над происходящими событиями)» (4,72±2,77), «степень удачи или везения» (4,43±2,49), «суммарный индекс базисных убеждений» (3,50±1,87). Эти данные говорят о том, что современные молодые люди убеж-дены в том, что мир к ним благосклонен и положи-тельно настроен, что люди в большинстве своем доб-рые, что, как правило, в мире все происходит справед-ливо. Им свойственна убежденность в том, что жиз-ненные события происходят не случайно, а контроли-руются и подчиняются законам справедливости, при-чем они сами способны контролировать свою жизнь. Также полученные результаты свидетельствуют о том, что юноши и девушки убеждены в собственной ценно-сти и значимости для других людей. Свойственна им убежденность и в собственной «везучести» в жизни.По вычисленным средним значениям жизнестойко-сти можно сделать заключение о том, что для молодых людей характерна средняя степень убежденности в том, что имеет смысл вовлекаться в различные жиз-ненные ситуации (35,9±8,73 баллов), и идти на риск, не будучи уверенными в позитивном исходе неопреде-ленной ситуации (18,39±5,11), средняя степень убеж-денности в способности эффективно контролировать экстремальные ситуации (30,67±7,2). И соответственно, как показывает суммарный индекс жизнестойкости (84,96±18,9 баллов), они способны справиться с не-предвиденными обстоятельствами, если таковые поя-вятся в их жизни.Вместе с тем у молодежи наблюдается и средняя сте-пень выраженности всех параметров, которые входят в структуру психологического благополучия. Так, показа-тель «позитивные отношения с окружающими» составил в исследуемой выборке 62,00±9,14 балла, «автономия» -58,3±8,58, «управление средой» - 57,43±7,83, «личност-ный рост» - 65,83±7,24, «цели в жизни» - 64,40±8,63, «самопринятие» - 59,92±9,75, суммарный индекс -61,32±6,39 балла. Следовательно, наши студенты вузов способны к эмпатии, любви и близости, они независимы, способны противостоять социальному давлению в своих мыслях и поступках, умеют сами выбирать и создавать условия, удовлетворяющие личностным потребностям и ценностям, ощущают собственный личностный рост и стремятся реализовать свой потенциал, у них есть убеж-дения, придающие жизни смысл, и они позитивно отно-сятся к себе и своему прошлому.В целом их параметры личностного потенциала нахо-дятся в пределах нормативных значений, что весьма бла-гоприятно для данного возраста и открывает большие возможности для дальнейшей продуктивной жизни.Для проверки наличия связи между базисными убе-ждениями и параметрами личностного потенциала нами был проведен корреляционный анализ. В результате мы обнаружили ряд значимых корреляций. Так, суммарный индекс базисных убеждений с высокой значимостью коррелировал почти со всеми показателями психологи-ческого благополучия: с «компетентностью» (r = 0,407, p = 0,000), «личностным ростом» (r = 0,350, p = 0,000), «целями в жизни» (r = 0,362, p = 0,000) и «самоприняти-ем» (r = 0,385, p = 0,000). Это говорит о том, что от уровня психологической безопасности зависит вера че-ловека в собственную компетентность, в свои возмож-ности самосовершенствования, желание ставить и дос-тигать цели в жизни и способность принимать себя со всеми достоинствами и недостатками.В свою очередь, суммарный индекс психологиче-ского благополучия оказался зависим от таких показа-телей базисных убеждений, как «благосклонность ми-ра» (r = 0,333, p = 0,000), «ценность собственного «Я» (r = 0,396, p = 0,000), «степень удачи или везения» (r = 0,317, p = 0,000). То есть психологическое благопо-лучие тем выше, чем больше молодой человек уверен в том, что мир хорош и положительно настроен к нему, чем выше он оценивает самого себя, и чем более он уверен в собственной удачливости. С показателем цен-ность собственного «Я» ШБУ оказались также связаны показатели «компетентности» (r = 0,331, p = 0,000) и «самопринятия» (r = 0,417, p = 0,000) ШПБ. Очевидно, убеждение в собственной ценности помогает юношам и девушкам быть уверенными в своей эффективной способности управлять повседневными делами, созда-вать условия для эффективной деятельности и сохра-нять положительное отношение к себе.157Как видно из предыдущих корреляций и корреля-ми жизнестойкости не было обнаружено (коэффициен-ций суммарных индексов данных методик (r = 0,430,ты корреляции составили от 0,17 до 0,20 при р = 0,000).p = 0,000), наличие у молодых людей высокого уровняЭто навело нас на предположение о том, что базисныепсихологической безопасности сопровождается и вы-убеждения и убеждения, которыми детерминируетсясоким уровнем психологического благополучия и, со-жизнестойкость, могут представлять две относительноответственно, личностного потенциала.самостоятельных подсистемы убеждений человека.Другими словами наше предположение о том, чтоВажные результаты были получены нами в ходепсихологическая безопасность может рассматриватьсяпроведения факторного анализа. В него были включе-как важное условие развития личностного потенциала,ны 17 показателей базисных убеждений, жизнестойко-частично подтверждается результатами проведенногости и психологического благополучия. Для выявленияэмпирического исследования. Такие параметры лично-факторов использовался метод «principal components» сстного потенциала, как целеустремленность, автоно-ротацией факторов «varimax normalized». В качествемия, личностный рост, компетентность, самопринятиекритерия значимости показателя была использованадействительно находятся в прямой зависимости от па-факторная нагрузка более 0,40. В процессе факториза-раметров психологической безопасности.ции выделено 5 факторов, которые объясняют 64,6%Вместе с тем важно отметить, что значимых корре-вариативности исходной корреляционной матрицыляций показателей базисных убеждений с показателя-(таблица).Матрица факторной структуры, полученная на основе анализа показателей жизнестойкости, психологического благополучия и базисных убеждений, вычисленных для выборки студентов младших курсов (n = 483)ПоказательФактор 1Фактор 2Фактор 3Фактор 4Фактор 5Вовлеченность0,2979280,0262430,836880,1023670,013394Контроль0,3091510,0918540,8399270,0706270,141038Риск0,1662150,0112080,8580010,1650690,034714Позитивные отношения0,663451-0,087380,0465860,278236-0,14579Автономность0,549547-0,077780,237872-0,088730,389345Компетентность0,7319080,1181650,3285290,1254170,049011Личностный рост0,6292460,2058010,1249630,1341840,264486Целеустремленность0,7672340,191240,1961740,0362150,086935Самопринятие0,7727350,0643820,2447240,1618820,006607Благосклонность мира0,2041720,1285530,2167750,7764480,034491Доброта людей0,155684-0,044080,0067110,788820,136748Справедливость мира-0,009580,5491940,0371220,5051270,135412Контролируемость мира0,0437120,796220,0353970,1298210,21599Случайность в мире-0,0913-0,0499-0,08767-0,09567-0,83202Самоценность0,4679650,0068040,1316620,328726-0,07872Самоконтроль0,1794440,7562860,036937-0,06261-0,26118Везучесть0,2757020,2775550,2026710,494365-0,2537Expl.Var3,4750041,7255632,5398132,0519011,189994Prp.Totl0,2044120,1015040,1494010,12070,07При этом в первом факторе с высокими нагрузками объединились показатели «позитивные отношения», «автономия», «компетентность», «личностный рост», «целеустремленность» и «самопринятие» ШПБ. К ним присоединился показатель базисных убеждений «само-ценность». Следовательно, можно предположить, что это убеждение вносит максимальный вклад в развитие личностного потенциала у юношей и девушек.Остальные показатели базисных убеждений попали в другие факторы (фактор контролируемости, фактор природы мира и везучести в нем, фактор случайности жизненных событий). Параметры жизнестойкости так-же попали в отдельный фактор. Это укрепило наше заключение по поводу того, что базисные убеждения и убеждения, на которых основывается развитие жизне-стойкости, - это две разные, относительно самостоя-тельные подсистемы убеждений. Базисные убеждения, очевидно, характеризуют отношение человека к миру, к людям и к себе «вообще», отношения к событиям обычной повседневной жизни, и характеризуют его как работника, специалиста, друга, любящего человека. Эти убеждения и связанная с ними психологическая безопасность, по-видимому, оказываются важным ус-ловием «повседневного», «эволюционного» развития158человека, позволяющего ему ставить далекие цели, планировать пути для их поэтапного достижения, адек-ватно организовывать собственное поведение и дея-тельность и переживать чувство субъективного благо-получия.В отличие от этого, жизнестойкость основывается на убеждениях человека относительно экстраординар-ных, экстремальных, стрессовых и новых жизненных ситуаций. Эти убеждения характеризуют человека как борца, способного не только справиться с проблемами, но и «использовать» возникшие проблемные условия для достижения личных значимых целей [9]. Поэтому жизнестойкость как важный показатель личностного потенциала, по нашему мнению, может лишь в слабой степени быть связана с базисными убеждениями и с психологической безопасностью.Таким образом, в ходе исследования мы рассмотре-ли понятия личностного потенциала и психологиче-ской безопасности, выдвинули гипотезу о влиянии по-следней на личностный потенциал, провели тестирова-ние студентов томских вузов, обработали данные с по-мощью корреляционного и факторного анализа. Полу-ченные результаты позволяют говорить о том, что у современной вузовской молодежи, несмотря на труд-ности и проблемы переходного периода российского этого развития является чувство психологической общества, наблюдается адекватное развитие личност- безопасности, степень выраженности которой в данный ного потенциала. У молодых людей важным условием период соответствует нормативным значениям.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

hardiness, basic belief, psychological security, personal potential, жизнестойкость, базисные убеждения, психологическая безопасность, личностный потенциал

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Богомаз Сергей АлександровичТомский государственный университетпрофессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой организационной психологииbogomazsa@mail.ru
Сметанова Юлия ВалерьевнаТомский государственный университетстарший преподаватель кафедры психологии личнsmetanova@mail.ru
Будакова Анна ВасильевнаТомский государственный университетстудентка 3-го курса факультета психологииbogomazsa@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Богомаз С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. 2009. Вып. 32. С. 23-28.
Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 29 с.
Богомаз С.А. Оценка психологической безопасности выпускников школы // Сибирский психологический журнал. 2009. № 34. С. 58-62.
Богомаз С.А., Гладких А.Г. Психологическая безопасность и ее измерение с помощью Шкалы базисных убеждений // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 318. С. 191-194.
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 c.
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
Леонтьев Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста // Культурно-историческая психология развития / Под ред. И.А. Петуховой. М.: Смысл, 2001. С. 154-161.
Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н. и др. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. Москва; Обнинск, 2007. № 1. С. 8-31.
Попов А.А. Социально-философские аспекты современных программ открытого образования // Философия образования. 2007. № 3(20). С. 83-88.
 Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Полнотекстовая версия