Перспективы формирования культуры толерантности в деятельности куратора | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Перспективы формирования культуры толерантности в деятельности куратора

Для подтверждения гипотезы формирования культуры толерантности будущих специалистов в деятельности куратора были разработаны анкеты и апробированы в Белгородской государственной сельскохозяйственной академии и Курской государственной сельскохозяйственной академии. В исследовании участвовали 482 студента и 105 кураторов. Проведено диагностирование степени развитости толерантности как личностного свойства, выявлено понимание толерантных отношений и их признаков; выявлены формы воспитательной работы, способствующие формированию культуры толерантности; обоснована необходимость формирования культуры толерантности в деятельности куратора.

Typologization of empirical features in institutionalization of educational innovations.pdf Система социального поведения людей регулируетсяваний, нарушение дисциплины, что иногда приводилообычаями, нормами и традициями различных культур.к срывам учебных занятий и многое другое. ПоэтомуМногообразие различий - социальных, расовых, нацио-было бы вполне целесообразно формировать некое це-нальных, возрастных, профессиональных, религиозныхлостное качество, которое, будучи сформированным, ви других - влияет на характер взаимоотношений и не-достаточно раннем возрасте, позволяет личности (аби-редко приводит к непониманию, непримиримости, не-туриент, студент вуза, выпускник, специалист, аспи-терпимости. Нетерпимость к другим людям преврати-рант и т.п.) эффективно и результативно решать каклась в одну из современных проблем. Она отрицает исобственные, так и коллективные социальные и про-подавляет различия между культурами и отдельнымифессиональные задачи.людьми, являясь противником принципа единства вТаким образом, одной из важных установок высту-многообразии. Нетерпимость подрывает принципы де-пает принцип создания особой атмосферы отношений вмократии и нарушает индивидуальные и коллективныебольшом коллективе учебного заведения, в условияхправа человека. В начале XXI в. приходится признать,которой каждый его член независимо от выполняемойчто великие достижения человечества в различных об-им роли, социального статуса, характера, темперамен-ластях не привели к взаимопониманию. Как и прежде,та, национальности, возраста, ценностных ориентацийсильно стремление к единообразию, авторитаризму, ни-ощущал бы свою ценность и необходимость в единомвелированию индивидуальности, которое проявляется ворганизме. Вполне логично было бы начать с пробле-ситуациях повседневного общения.мы формирования в сознании студента представленияОсобенность Российской Федерации в том, что исто-о толерантности как о необходимом условии существо-рически наше государство складывалось как сообществования человечества и его выживания в связи с необхо-разных этносов, культур и религий. На данном этапе вдимостью разрешения множества противоречий. Необ-обществе появилась тенденция к межэтническому рас-ходимо учиться выстраивать добрые и открытые взаи-слоению, обособлению, часто переходящая в националь-моотношения, что является основой культуры толе-ную нетерпимость и непримиримость [1. С. 13-14].рантности [2. С. 94-97].Эти обстоятельства обусловливают определение та-Для подтверждения или опровержения гипотезы фор-ких стратегий мышления и деятельности, которые вмирования культуры толерантности будущих специали-первую очередь способствовали бы установлению истов в воспитательной деятельности куратора студенче-достижению согласия на самых различных уровнях, поской группы были разработаны анкеты и проведены наширокому кругу вопросов и противоречий; это обу-очном отделении факультетов: ветеринарной медицины,словлено, в конечном счете, решением задачи выжива-агрономического, инженерного и технологического Бел-ния человеческого сообщества.городской государственной сельскохозяйственной акаде-Поэтому в условиях обострения большого числамии, и на очном отделении факультетов: ветеринарнойпротиворечий актуально философское осмысление пу-медицины, зооинженерного и агротехнологического Кур-тей достижения согласия, а также их закрепление вской государственной сельскохозяйственной академиивиде законодательных актов, деклараций, межгосудар-имени профессора И.И. Иванова.ственных и общемировых соглашений и, что еще болееЦель экспериментального анализа - обосноватьважно, закрепление в виде общепризнанной системывозможность формирования культуры толерантности вценностей, в основе которой лежат такие общие терми-воспитательной деятельности куратора студенческойны, как согласие, компромисс, взаимоприемлемость, агруппы. Объектом эмпирического исследования вы-также более узкоспециализированные: терпимость,ступили 289 студентов очного отделения Белгородскойненасилие, сочувствие, понимание, сопереживание.государственной сельскохозяйственной академии, за-Интенсивно осуществлявшиеся в последние 10-нятые учебной и трудовой деятельностью, представ-15 лет реформы отечественного высшего образованияляющие весь контингент студентов 1-5-х курсов. Рас-не всегда детально продуманные, последовательные ипределение испытуемых по полу: юноши - 51%, де-целенаправленные, выявили в числе прочих ряд нега-вушки - 49%. Возраст респондентов от 17 до 22 лет.тивных факторов и обстоятельств. Среди них следуетОбразование: незаконченное высшее, средне-специ-особо отметить факты девиантного поведения студен-альное, среднее. Распределение исследуемых по курсамтов, к числу проявлений которого относятся нарушения1-й курс - 23%, 2-й курс - 21%, 3-й курс - 21%,социальных норм поведения в общественных местах,4-й курс - 27%, 5-й курс - 8%. Распределение по фа-невыполнение предъявляемых преподавателем требо-культетам: технологический факультет - 26%, агроно-160мический факультет - 25%, факультет ветеринарной медицины - 23%, инженерный - 26%. А также объек-том исследования являлись 193 студента очного отде-ления Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова, занятые учебной и трудовой деятельностью, представляющие весь контингент студентов 2-5-х курсов. Распределе-ние испытуемых по полу: юноши - 49%, девушки -51%. Возраст респондентов от 18 до 22 лет. Образова-ние: незаконченное высшее, средне-специальное, сред-нее. Распределение исследуемых по курсам: 2-й курс -28%, 3-й курс - 62%, 4-й курс - 9%, 5-й курс - 1%. Распределение по факультетам: зооинженерный фа-культет - 20%, агротехнологический факультет - 12%, факультет ветеринарной медицины - 68%.Общее количество опрошенных студентов выше упомянутых вузов составило 482 человека.Основными задачами данного этапа исследования являлись: 1) диагностирование степени развитости то-лерантности как личностного свойства; 2) выявление понимания толерантных отношений и их отличитель-ных признаков; 3) выявление форм воспитательной работы, способствующих формированию культуры толерантности; 4) подтверждение необходимости фор-мирования культуры толерантности в воспитательной деятельности куратора студенческой группы.Анализируя ответы студентов, можно отметить, что около 15% опрошенных констатируют тот факт, что в их группе есть студенты-иностранцы или представите-ли других национальностей РФ, и почти столько же опрошенных испытывает затруднения в общении с ни-ми. Примерно 34% не общаются с такими студентами, в силу того что в их группе либо просто нет иностран-цев или представителей других национальностей РФ, либо они дистанцируются от таких студентов. Этот факт демонстрирует недостаточную развитость толе-рантности как личностного свойства.Большая часть опрошенных считает необходимым формирование толерантного (терпимого) отношения к представителям других национальностей в вузе (79,5%), однако 20,5% считают, что в этом нет необхо-димости. По регионам: Белгородская государственная сельскохозяйственная академия - 75% (за), 25% (про-тив); Курская государственная сельскохозяйственная академия - 86% (за), 14% (против). Преобладание по-ложительных ответов в этом вопросе студентов Кур-ской государственной сельскохозяйственной академии можно попытаться объяснить. По данным опроса 52% студентов Курской государственной сельскохозяйст-венной академии окончили городскую среднюю школу и 37% - сельскую; Белгородской государственной сельскохозяйственной академии - 57% опрошенных окончили сельскую среднюю школу и 30% - город-скую. Педагогическими условиями формирования то-лерантности, как представляется, выступают гуманиза-ция и гуманитаризация учебно-воспитательного про-цесса. Гуманизация предполагает, прежде всего, ста-новление духовности и гуманистической педагогиче-ской культуры педагогов, способных направить учеб-но-воспитательный процесс на раскрытие самоценно-сти человека, сути субъект-субъектных отношений, приоритетности развития личности, обладающей чув-ством собственного достоинства, внутренней свободой и ответственностью. Гуманитаризация ориентирует на учет такого содержания учебно-воспитательного про-цесса, в котором даже в предметах, далеких от гумани-тарной проблематики (к примеру, физике и математи-ке), присутствуют моменты мировоззренческого харак-тера, ответственности за результаты деятельности, ин-тереса к различным точкам зрения, мнениям, убежде-ниям и способам решений [3. С. 149-150]. Как извест-но, такие условия чаще встречаются в городских шко-лах, где образование, как правило, более качественное. Кроме того, в условиях городской жизни школьник, будущий студент, более коммуникабелен. У него име-ется опыт общения с иностранцами, представителями других национальностей РФ или же он получает боль-ше информации о представителях других культур, о других культурах, мировоззрениях, взглядах. Город-ские школьники, а также студенты имеют возможность выезжать заграницу, или с родителями на отдых, или участвовать в международных, образовательных про-граммах. Представитель сельской школы, будущий студент опыта общения с иностранцами не имеет, ред-ко участвует в обменных, международных программах, если участвует вообще и в целом, не слишком осве-домлен в этом вопросе.При сравнении ответов на вопрос о необходимости формирования толерантного (терпимого) отношения к представителям других национальностей девушки про-явили себя более толерантно: 87% из них ответили утвер-дительно, у юношей эта цифра составила 72%. Разница в ответах, возможно, объясняется личностными качества-ми. Девушки, как известно, более терпимы, им свойст-венны сочувствие, сопереживание, доброжелательность и понимание. В целом они более эмоциональны. Юноши менее эмоциональны, им свойственны категоричность, жесткость, в некоторых случаях агрессия.При ответах на этот же вопрос по курсам, как и сле-довало ожидать, картина сложилась следующая: чем старше студент, тем больше у него познаний в этой об-ласти толерантности. 1-й курс - 73% положительных ответов, 2-й курс - 84%, 3-й курс - 79%, 4-й курс - 81%, 5-й курс - 79%. Студенты 1-го курса Белгородской ака-демии (в большинстве своем окончившие сельскую школу) при ответе на этот вопрос или любой другой, связанный с темой толерантности, писали: «непонятно», «не понятен вопрос», «что это?», или просто ставили знак вопроса, или оставляли вопросы без ответа.При ответах на этот вопрос по факультетам наи-большее количество положительных ответов дал фа-культет ветеринарной медицины - 85%. Люди, вы-бравшие профессию ветеринара, отличаются любовью и состраданием к животным и, следовательно, любо-вью ко всему живому. Эта любовь и сострадание, как думается, распространяется и на людей. Эта мысль хо-рошо отражена в пословице «Врач лечит человека, а ветеринарный врач лечит род человеческий». Наи-меньшее количество у инженерного факультета - 60%, где учатся преимущественно юноши. Как говорилось ранее, им свойственны категоричность, жесткость, в некоторых случаях даже агрессивность.Следующий этап в исследовании - выявление по-нимания толерантных отношений и их отличительных161признаков. Большая часть студентов обеих академий в качестве отличительных признаков толерантных отно-шений указывает: миролюбие, доброжелательность -59% ответов, терпимость - 51%, сотрудничество - 44%. Далее с небольшим отставанием указывается: комму-никабельность, общительность - 33% и совсем немного ответов, включающих эмпатию (сочувствие, сопережи-вание), понимание - 17%. Разные ответы были получе-ны при рассмотрении картины по факультетам. Фа-культет ветеринарной медицины и технологический понимают толерантные отношения, в основном, как миролюбие, доброжелательность и терпимость. Пред-ставители технологического факультета (зооинженеры и технологи) и ветеринарного факультета выбрали про-фессии, связанные с лечением, уходом за животными, их использованием в сельском хозяйстве. Им, в большинст-ве своем, свойственны милосердие, доброжелатель-ность, терпимость, они, следовательно, называют их в качестве отличительных признаков толерантных отно-шений. Студенты агрономического факультета считают, что толерантные отношения необходимо рассматривать, прежде всего, как сотрудничество, а затем уже как ми-ролюбие и доброжелательность. Сотрудничество и со-лидарность в решении общих проблем являются компо-нентами толерантности, это подразумевает деловой под-ход, готовность идти на компромисс, готовность к диа-логу. Студенты инженерного факультета называют в качестве отличительных признаков толерантных отно-шений терпимость. Учитывая специфику этого факуль-тета, можно сказать, что терпимость здесь означает лишь готовность снисходительно относиться к чужому мнению, выражает даже некое превосходство по отно-шению к иным - терпимым - воззрениям. Тогда как то-лерантность предполагает не снисходительность, а доб-рожелательность, готовность к уважительному диалогу и сотрудничеству [4. С. 66].На вопрос о важности формирования многонацио-нального коллектива в вузовской среде были получены следующие ответы: девушки дали больше положитель-ных ответов, чем юноши. Агрономический факультет дал больше положительных ответов, инженерный фа-культет показал наименьшее количество положитель-ных ответов.Одна из задач исследования состояла в выявлении форм воспитательной работы, способствующих фор-мированию культуры толерантности. Студентам обеих академий были предложены десять форм воспитатель-ной работы. Ответы распределились по степени важно-сти следующим образом: в основном были указаны кураторские часы с тематикой толерантности, затем с небольшим отрывом - экскурсии по ближнему зарубе-жью и организация встреч с иностранными студентами, представителями других национальностей РФ. Далее студенты указывают сотрудничество, партнерство ку-ратора и студентов и беседы с куратором о культурном многообразии. В числе последних, с большим отры-вом, указывают следующие виды деятельности: изуче-ние нормативных документов (Декларация принципов толерантности, Федеральная целевая программа «Фор-мирование установок толерантного сознания и профи-лактика экстремизма в Российском обществе», и проч.), встречи с известными учеными различных националь-162ностей, ознакомление с биографиями преподавателей и выпускников различных национальностей через дея-тельность музея истории вуза, организацию рождест-венских балов (католическое Рождество) и Пасхи с иностранцами, привлечение лекторов-иностранцев.Помимо студентов в эмпирическом исследовании приняли участие 60 кураторов студенческих групп Бел-городской государственной сельскохозяйственной ака-демии, а также 45 кураторов студенческих групп Кур-ской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова. Все опрошенные представляли кураторов 1-5-х курсов выше упомяну-тых факультетов. Возраст респондентов 22-55 лет и более. Общее количество опрошенных кураторов со-ставило 105 человек.Большая часть опрошенных кураторов оценивает свой опыт положительно или скорее положительно -93%. У 74% кураторов сложились хорошие отношения с курируемой студенческой группой. Чаще всего кура-торы используют следующие формы воспитательной работы: беседы о личных проблемах, посещение уни-верситетских и факультетских мероприятий, куратор-ские часы различной тематики, участие группы в ре-шении насущных проблем жизни факультета и вуза.Среди трудностей воспитательной работы указыва-ют, прежде всего, недостаток времени. Затем отмечают работу с отстающими студентами, а также затруднения в общении с родителями, решение личных проблем студентов и планирование и осуществление воспита-тельных мероприятий.Более половины кураторов отметили, что учитыва-ют культурные и национальные особенности студентов курируемой ими студенческой группы в своей работе. Однако более трети опрошенных делают это редко или иногда, а порой совсем не учитывают, не считают нуж-ным это делать или не задумываются над этим вопро-сом. На вопрос о возможности формирования культуры толерантности (терпимости) в воспитательной деятель-ности кураторы вышеупомянутых академий, в боль-шинстве своем ответили утвердительно. Кроме того, приблизительно 90% кураторов считают необходимым формировать толерантное (терпимое) отношение к представителям других национальностей у студентов.Таким образом, кураторы обеих академий в боль-шинстве своем подтверждают необходимость форми-рования культуры толерантности (терпимости) в своей воспитательной деятельности, это же подтверждают и ответы студентов. Подтверждение этому можно найти и в косвенных ответах кураторов. Например, указывая условия, способные повысить уровень взаимодействия куратора и студенческой группы, кураторы называют: индивидуальную работу со студентами (75%), сотруд-ничество и партнерство куратора и студентов (67%), работу с родителями и семьями студентов (43%), тер-пимое отношение к недостаткам других (40%), работу с отстающими или «трудными» студентами (32%). Все эти условия связаны с формированием толерантных качеств личности и, следовательно, формированием культуры толерантности.Среди форм воспитательной работы, способствую-щих формированию культуры толерантности, кураторы выделяют, прежде всего, кураторские часы с тематикойтолерантности, далее с большим отрывом идут органи-Анализ полученных результатов позволяет сделатьзация встреч с иностранными студентами, представи-следующие выводы:телями других национальностей РФ и беседы о куль-1. Констатирующий эксперимент позволил диагно-турном многообразии. Затем по степени важности ука-стировать исходное состояние сформированности то-зываются сотрудничество, партнерство куратора и сту-лерантности как личностного свойства и подтвердилдентов и экскурсии по ближнему зарубежью. В числеего недостаточную развитость.замыкающих, по степени важности, идут ознакомле-2. Предпринятые диагностические действия позво-ние с биографиями преподавателей и выпускниковлили получить необходимую диагностическую ин-различных национальностей через деятельность музеяформацию понимания толерантных отношений и ихистории вуза; организация рождественских балов (ка-отличительных признаков. Выявлено недостаточноетолическое Рождество) и Пасхи с иностранцами;понимание толерантности, что позволяет на диагно-встречи с известными учеными различных националь-стическом этапе определить направление проектиро-ностей; изучение нормативных документов (Деклара-вания модели процесса формирования культуры толе-ция принципов толерантности, Федеральная целеваярантности.программа «Формирование установок толерантного3. Выявлены формы воспитательной работы, спо-сознания и профилактика экстремизма в Российскомсобствующие формированию культуры толерантности.обществе») и др.; привлечение лекторов-иностранцев.4. Полученные данные подтверждают необходи-Сравнив указанные студентами и кураторами формымость формирования культуры толерантности в вос-воспитательной работы, способствующие формированиюпитательной деятельности куратора студенческойкультуры толерантности, можно выделить четыре основ-группы.ных. Кураторские часы с тематикой толерантности идут5. Подтверждена необходимость систематической ина первом месте, на них ссылаются все опрошенные (сту-целенаправленной работы по формированию культурыденты и кураторы), на втором месте указывают организа-толерантности в вузе.цию встреч с иностранными студентами, представителя-6. Все вышеуказанные факты подтверждают необ-ми других национальностей РФ. Третье место кураторыходимость разработки программы, а в дальнейшем -отводят беседам о культурном многообразии, студентытехнологии по формированию культуры толерантностивыделяют экскурсии по ближнему зарубежью.в вузе.

Ключевые слова

culture of tolerance, tolerance, куратор, воспитательная деятельность, культура толерантности, толерантность, educational activity, educator

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Вербицкая Светлана АлександровнаБелгородская государственная сельскохозяйственная академиястарший преподаватель кафедры иностранных языковS_Verbitskaya@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Установление культуры мира: универсальные ценности и гражданское общество. Тверь, 2001.
Рогова Н., Гизатуллин Ф. Тема толерантности в педагогическом образовании // Высшее образование в России. 2007. № 11.
Мирошниченко Л., Шарафеева А. Программа воспитания культуры толерантности в университете // Высшее образование в России. 2007. № 9.
Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе: в помощь классному руководителю // Воспитание школьников. 2006. № 1.
 Перспективы формирования культуры толерантности в деятельности куратора | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Перспективы формирования культуры толерантности в деятельности куратора | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Полнотекстовая версия