Лечебная физическая культуракак форма реализации учебного процесса по физическому воспитанию студентов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Лечебная физическая культуракак форма реализации учебного процесса по физическому воспитанию студентов

Система образовательного процесса в высших учебных заведениях не позволяет полностью компенсировать общий дефицит двигательной активности, особенно у студентов, имеющих хронические заболевания и низкий уровень физического развития, что создает предпосылки для поиска новых форм и средств физической культуры оздоровительной направленности. Внедрение в практику физического воспитания Томского государственного университета форм лечебной физической культуры позволит повысить уровень двигательной активности студентов, освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья, будет способствовать повышению уровня здоровья, адаптации к учебной деятельности и как следствие - качества подготовки специалистов.

Therapeutic physical culture as a formof implementation of the learning process in physical education students.pdf Одной из актуальных проблем высшего профессио-ны полностью здоровыми и отнесены к основной ме-нального образования является изучение состояниядицинской группе, 24% - к подготовительной, 30% - кздоровья студентов, путей его сохранения и укрепле-специальной медицинской группе и 19% полностьюния. Процент выпускников средних школ, имеющихосвобождены от занятий физическим воспитаниемнизкий уровень здоровья, растет. В вузе таким студен-(рис. 1).там трудно адаптироваться к условиям обучения [5, 6].Среди заболеваний, явившихся причиной ограниче-Типичная для учащихся гиподинамия, с каждым годомний к занятиям физической культурой у студентов спе-растущая учебная нагрузка, нерациональное питание,циальной медицинской группы, ведущую роль играютбольшой объем работы с компьютером, социальныйзаболевания сердечно-сосудистой системы (30%) идискомфорт, действие различных психоэмоциональныхопорно-двигательного аппарата (29%), на 3-м месте -факторов вызывают напряжение систем адаптации. Всезаболевания органа зрения (рис. 2).это приводит к тому, что с каждым годом увеличивает-Аналогичные результаты были получены и прися доля студентов, испытывающих трудности обуче-анализе причин полного освобождения студентов отния, связанные с ухудшением физического и функцио-занятий физической культурой (рис. 3): на первом мес-нального состояния организма в процессе адаптации кте - заболевания сердечно-сосудистой системы (40%),учебным нагрузкам [1, 4].на втором - опорно-двигательного аппарата (25%).Важным условием формирования и совершенствованияС учетом характера заболеваний и индивидуальногомеханизмов адаптации, в том числе и к умственнымуровня здоровья нами была разработана программанагрузкам, является двигательная активность. Однакомероприятий по оптимизации режима двигательнойсистема образовательного процесса в высших учебныхактивности студентов, освобожденных от занятий фи-заведениях не позволяет полностью компенсироватьзической культурой. Предпочтительной формой заня-общий дефицит двигательной активности, особенно утий с указанным контингентом является организациястудентов, имеющих хронические заболевания и низ-специализированных групп лечебной физической куль-кий уровень физического развития, что создает пред-туры (ЛФК).посылки для поиска новых форм и средств физическойЗанятия по ЛФК целесообразно проводить 2 раза вкультуры оздоровительной направленности [2].неделю, длительность урока - 45-50 минут, количествоОдним из путей решения названной проблемы явля-студентов в группе - 10-12. Курс обучения включает:ется организация групп лечебной физкультуры, занятиятеоретический раздел в форме лекций и семинаров;в которых проводятся с учетом индивидуального здо-методический раздел в форме разработки комплексовровья и направлены на коррекцию нарушений. Органи-упражнений ЛФК с учетом особенностей заболевания изация подобных групп показала положительную дина-индивидуального уровня здоровья; практический раз-мику функционального состояния студентов после за-дел, предусматривающий выполнение упражненийнятий лечебной физкультурой [3].комплекса ЛФК под контролем преподавателя.Цель настоящей работы - обоснование проекта поКроме того, программа предусматривает самостоя-внедрению форм лечебной физической культуры длятельную работу студентов: подготовку рефератов иулучшения показателей физического развития и оздо-выполнение упражнений комплекса ЛФК во внеучеб-ровления студентов Томского государственного уни-ное время.верситета (далее - ТГУ), освобожденных от занятийНеобходимо учитывать ряд принципиальных осо-физической культурой по состоянию здоровья.бенностей, которые характерны для внедрения формОбъект и методы исследования. Объект исследо-ЛФК в вузе [5]:вания - процесс физического воспитания студентов- на занятиях одновременно присутствуют студен-ТГУ. Для оценки состояния их здоровья и проектиро-ты с различными заболеваниями;вания содержания учебного процесса по физическому- у значительной части студентов (до 31%) выявле-воспитанию было проанализировано 6580 медицинскихно по две, а иногда и по три патологии, которые тре-карт студентов, поступивших в университет в 2007-буют специальной коррекции средствами ЛФК;2009 гг.- подавляющее большинство занимающихся ЛФКРезультаты и их обсуждение. По результатам ме-студентов в школе были полностью освобождены от174дицинского обследования лишь 27% студентов призна-занятий физической культурой, в результате чего онине имеют практических навыков техники выполнения даже самых простых упражнений;- как правило, формируются смешанные группы, т.е. девушки и юноши занимаются вместе;- в группах чрезвычайно важными являются эмо-циональный компонент, доверительные отношения с преподавателем, акцент на успехах студентов.Из форм проведения ЛФК, кроме комплексов спе-циальных упражнений, лечебной гимнастики, целесо-образно использовать утреннюю гигиеническую гим-настику, самостоятельные занятия физическими уп-ражнениями. В начале учебного года, а также в весен-ний период рекомендуется оздоровительная ходьба по пересеченной местности в парковой зоне стадиона с целью тренировки кардиореспираторной системы. Кроме того, предполагается применение специальных упражнений для глаз, спины, стоп, дыхательной гимна-стики. В качестве инвентаря используются резиновые мячи, большие теннисные мячи, фитболы, гимнастиче-ские палки.Рис. 1. Распределение студентов 1-го курса по группам здоровьяРис. 2. Распределение студентов 1-го курса (специальная медицинская группа) по видам заболеванийDЗаболевания сердечнососудистой системыЫЗаболевания опорно двигательного аппарата■ Заболевания желудочно-кишечноготрактаГЛ Заболевания, связанные с нарушением зрения□ Прочие заболеванияРис. 3. Распределение студентов 1-го курса (с полным освобождением от занятий физической культурой) по видам заболеваний175Следует исключить такие виды упражнений, какных измерений ЧСС и артериального давления, апрыжки, полные приседы, упражнения на задержкуврачебные осмотры в зависимости от состояния здо-дыхания и натуживание. Следует избегать статическо-ровья могут проводится от 1 раза в неделю до 1 разаго напряжения мышц больше 10 с, большого количест-в месяц.ва повторов упражнений на мышцы брюшного пресса;Внедрение в практику физического воспитания сту-кроме того, необходимо корректировать время выпол-дентов ТГУ форм ЛФК позволит повысить уровеньнения упражнений в положении стоя.двигательной активности студентов, освобожденных отВажным компонентом системы ЛФК в вузе явля-занятий физической культурой по состоянию здоровья,ется регулярный контроль функционального состоя-будет способствовать повышению уровня здоровья,ния организма с применением специальных методов:адаптации к учебной деятельности и как следствие -во время занятий необходимо проведение контроль-качества подготовки специалистов.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

лечебная физическая культура, физическое воспитание, студенты, therapeutic physical culture, physical education, students

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дьякова Елена ЮрьевнаТомский государственный университеткандидат медицинских наук, доцент, преподаватель факультета физической культурыffk@mail.tsu.ru
Капилевич Леонид ВладимировичТомский государственный университетдоктор медицинских наук, профессор кафедры физического воспитаниячлен-корреспондент МАН ВШ, врач функциональной диагностики высшей категорииffk@mail.tsu.ru
Шилько Татьяна АлександровнаТомский государственный университеткандидат медицинских наук, доцент кафедры рекреации и спортивно-оздоровительного туризмаffk@mail.tsu.ru
Балтаева Ольга ХалдурдыевнаТомский государственный университетстудентка 5-го курса факультета физической культурыffk@mail.tsu.ru
Лалаева Галина СергеевнаТомский государственный университетстудентка 3-го курса факультета физической культурыgalinalalaeva@mail.ru
Захарова Анна НиколаевнаТомский государственный университетстудентка 3-го факультета физической культурыwave_an@sibmail.com
Всего: 6

Ссылки

Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2003. 28 с.
Шилько В.Г. Педагогические основы формирования физической культуры студентов. Томск: Том. гос. ун-т, 2001. 188 с.
Капилевич Л.В., Солтанова В.Л., Давлетьярова К.В. Коррекция нарушений функции равновесия у студентов посредством лечебной физической культуры // Бюллетень сибирской медицины. 2009. № 3. С. 23-27.
Капилевич Л.В., Солтанова В.Л., Давлетьярова К.В. Организация занятий лечебной физической культурой с освобожденными от физического воспитания студентами // Теория и практика физической культуры. 2008. № 7. С. 29-32.
Загревская А.И. Методология построения содержания физкультурного образования студентов специальной медицинской группы педагогического вуза // Теория и практика физической культуры. 2008. № 10. С. 17-21.
Загревская А.И. Инновационный подход к физкультурному образованию студентов специальной медицинской группы в вузе // Адаптивная физическая культура. 2007. № 1. С. 4-8.
 Лечебная физическая культуракак форма реализации учебного процесса по физическому воспитанию студентов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Лечебная физическая культуракак форма реализации учебного процесса по физическому воспитанию студентов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Полнотекстовая версия