Динамика изменений, происходящих в психо-эмоциональной сфере у детей с ДЦПв процессе физической реабилитации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Динамика изменений, происходящих в психо-эмоциональной сфере у детей с ДЦПв процессе физической реабилитации

Клинико-психологическое исследование проведено у 83 детей, страдающих церебральным параличом, в возрасте 5-16 лет. Изучены особенности эмоционально-волевой сферы в процессе проведения физической реабилитации. Методы физической реабилитации способны обеспечить некоторую психологическую адаптацию детей с детским церебральным параличом, стимулируя развитие работоспособности и стрессоустойчивости.

The dynamics of changes occurring in psycho-emotional sphere of children with cerebral palsy in the processof physical rehabilitation.pdf Детский церебральный паралич (ДЦП) является ве-В ходе исследования выборка испытуемых быладущей причиной детской инвалидности в структуреразделена на две группы.заболеваний нервной системы [1].Первая опытно-экспериментальная группа включа-Ряд авторов, изучая влияние социума на развитиела 41 ребенка-инвалида с детским церебральным пара-детей с церебральным параличом, выявили, что детиличом, к которой в ходе исследования применялисьчастично являются продуктом среды, и что ранняя об-различные специализированные методики по физиче-щественная среда более значима для ребенка с ДЦП,ской реабилитации.чем ранние физиологические факторы [2-4].Группу контроля составили 42 ребенка, соответст-Некоторые исследователи отмечают, что если ребенку свующих основной группе по тяжести заболевания, по-какими-либо затруднениями не будет оказана своевремен-лу и возрасту, к которым методы физической реабили-ная нейропсихологическая помощь, эти трудности пройдуттации не применялись.через все годы обучения, затрудняя полноценное формиро-С помощью метода цветовых выборов Л.Н. Соб-вание не только конкретных форм деятельности, но и нега-чик - модифицированного варианта восьмицветовоготивно влияя на общее развитие ребенка [5].теста М. Люшера - была проведена диагностика пси-Важно учитывать, что в результате двигательныххологического благополучия обследуемых детей. Ин-нарушений дети с ДЦП ограничены не только в пере-дикатором благополучия явились суммарное отклоне-движении, но и в общении с окружающими. У такихние от аутогенной нормы и вегетативный коэффици-детей отсутствует возможность полноценно познаватьент, при помощи которого определялся энергетическиймир и развиваться как личность. В результате чего уве-баланс организма.личивается отрицательное влияние на психическое раз-Исследование проводилось поэтапно. Первый этапвитие и эмоционально-волевую сферу ребенка, стра-включал измерение исходных показателей нервно-дающего ДЦП.психического состояния обследуемых детей.Таким образом, своевременное проведение психо-На втором этапе, после применения методов физи-логической реабилитации и устранение существующихческой реабилитации в экспериментальной группе, бы-барьеров в пределах окружающей среды являются ак-ло проведено контрольное тестирование исследуемыхЦелью нашего исследования являлось изучение влияния физической реабилитации на психо-эмоциональную сферу детей с ДЦП.В процессе реабилитационных мероприятий нами были исследованы особенности нервно-психических состояний у детей, страдающих церебральным пара-личом, посредством метода цветовых выборов Л.Н. Собчик.В заключение оценивалась динамика выявленных изменений в экспериментальной и контрольной груп-пах.Оценка изменений осуществлялась с помощью ана-лиза сдвигов в значениях итогового тестирования по статистическому Т-критерию Вилкоксона.Проведенный анализ показал, что в эксперименталь-ной группе наблюдается увеличение значений по шкалеВ исследовании приняли участие 83 ребенка-инвалида, «Суммарное отклонение от аутогенной нормы» по тестустрадающие церебральным параличом, в возрасте от 5 до М. Люшера, которая отражает уровень нервно-16 лет, выбранные методом типического отбора.психической напряженности у испытуемых (табл. 1).туальной задачей.параметров в обеих группах обследуемых детей.Анализ сдвигов в значениях показателей по тесту М. Люшера в экспериментальной группеТ а б л и ц а 1Показатель по тесту М. Люшера в экспериментальной группеT-критерий Вилкоксона (сумма проранжированных сдвигов в значениях)N 1N 2Достигнутый уровень значимости (р-уровень)Суммарное отклонение от аутогенной нормы (психологическое благополучие)344120,04Вегетативный коэффициент956170,19Примечание. N 1 - количество испытуемых с увеличившимися значениями при повторном исследовании; N 2 - количество испытуемых с уменьшившимися значениями при повторном исследовании.Результаты, представленные в табл. 1, указывают на ной группе показатель «Суммарное отклонение от ау-то, что у большинства испытуемых в эксперименталь- тогенной нормы» при повторном исследовании умень-183шился. Чем выше значение суммарного отклонения, темральным параличом, обладает оптимистичным эмоцио-в большей мере силы ребенка расходуются на поддер-нальным настроем и высоким уровнем работоспособно-жание собственной психической целостности, на борьбусти. В то же время отмечено снижение числа детей сс внутриличностными проблемами. Повторное исследо-повышенной и выраженной непродуктивной нервно-вание выявило, что у 56% детей отмечается незначи-психической напряженностью, количество которых со-тельный уровень непродуктивной нервно-психическойставило 5% в отличие от первичных 10%. Однако в зна-напряженности, в отличие от первичного обследования,чениях вегетативного коэффициента, отражающегогде этот показатель был отмечен у 46% обследуемых.энергетический баланс организма, изменений, которыеКроме того, повторное обследование установило увели-бы имели статистическую значимость, не выявлено.чение количества детей с отсутствием нервно-Результаты, полученные в контрольной группе, ста-психической напряженности до 15% (первично 7%). Втистически значимых изменений не выявили ни в од-этой связи большой процент детей, страдающих цереб-ном исследуемом параметре (табл. 2).Т а б л и ц а 2Анализ сдвигов в значениях показателей по тесту М. Люшера в контрольной группеПоказатель по тесту М. Люшера в контрольной группеT-критерий Вилкоксона(сумма проранжированных сдвиговв значениях)N 1N 2Достигнутый уровень значимости (р-уровень)Суммарное отклонение от аутогенной нормы (психологическое благополучие)561160,3Вегетативный коэффициент441060,2Примечания. N 1 - количество испытуемых с увеличившимися значениями при повторном исследовании; N 2 - количество испытуемых с уменьшившимися значениями при повторном исследовании.В данном случае статистически значимых измене-психической напряженности. Следовательно, в этойний не произошло ни в показателях «Суммарное от-группе у детей преобладает установка на активнуюклонение от аутогенной нормы», ни в «Вегетативномдеятельность. Эмоциональный настрой у обследуемыхкоэффициенте».детей оптимистичный. Более эффективно развит воле-Однако отмечено некоторое увеличение количествавой самоконтроль при незначительном уровне нервно-детей со средним уровнем непродуктивной нервно-психической напряженности в отличие от повышенно-психической напряженности на 7,1% от исходного зна-го и выраженного уровней. При наличии соответст-чения. Процент детей с повышенным и выраженнымвующей мотивации дети способны сохранять интен-уровнем непродуктивной нервно-психической напря-сивную работоспособность в течение длительного вре-женностью не изменился и составляет на 9,4% больше,мени. Кроме того, снижение значений в показателяхчем в экспериментальной группе. Таким образом, в«Суммарное отклонение от аутогенной нормы» приконтрольной группе у 14,2% детей в общем эмоцио-повторном тестировании свидетельствует о наличиинальном фоне преобладают тревожность, неуверен-определенных резервов работоспособности и стрессо-ность в своих силах, разочарование ходом своей жизни.устойчивости у обследуемых детей.Помимо этого дети являются повышенно возбудимы-Таким образом, полученные результаты указываютми, утомляемыми; потенциал их социальной активно-на психологические эффекты, приобретенные в резуль-сти очень невысок.тате проводимых реабилитационных мероприятий, ко-В результате проведенного исследования представ-торые ориентированы не только на компенсацию де-лены данные, которые указывают на наличие в экспе-фекта и приспособление к жизни в обществе, но и спо-риментальной группе у большинства обследуемых де-собствуют, как показал опыт, интеллектуальному итей с ДЦП незначительный уровень нервно-личностному развитию детей с ДЦП.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

детский церебральный паралич, эмоционально-волевая сфера, физическая реабилитация, стрессоустойчивость, cerebral palsy, emotional-volitional, physical rehabilitation, resistance to stress

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лобастова Ирина ВалерьевнаООО «Классик»психологlukyanov@post.tomica.ru
Всего: 3

Ссылки

Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.
Cunningham S.D. et al. Parenting and social functioning of children with and without cerebral palsy // Rehabil. Psychol. 2009. № 54(1). Р. 109-115.
Hammal D. et al. Participation of children with cerebral palsy is influenced by where they live // Dev. Med. Child. Neurol. 2004. № 46. Р. 292-298.
Miceli P.J. et al. Brief report: birth status, medical complications and social environment: individual differences in of preterm, very low birth weight infants // J. Pediatr. Psychol. 2000. № 25. Р. 353-358.
Green L.B., Hurvitz E.A. Cerebral palsy // Phys Med Rehabil Clin N Am. 2007. 18(4).
 Динамика изменений, происходящих в психо-эмоциональной сфере у детей с ДЦПв процессе физической реабилитации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Динамика изменений, происходящих в психо-эмоциональной сфере у детей с ДЦПв процессе физической реабилитации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Полнотекстовая версия