Формы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Сибирской академии финансови банковского дела | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Формы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Сибирской академии финансови банковского дела

Освещены формы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Сибирской академии финансов и банковского дела, которые включают тренинги, дискуссионные клубы, индивидуальное психологическое консультирование и т.д. Главную роль в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса играет психологическая службы академии.

The forms of psychologo-pedagogical support of educational process in Siberian Academy of Finance and Banking.pdf Сибирская академия финансов и банковского делаков - с целью выявления требований к личностным(САФБД) - негосударственное (частное) образователь-качествам их сотрудников.ное учреждение высшего профессионального образо-Большинство руководителей кредитных организа-вания. Академия готовит специалистов экономическогоций отмечают важность наличия у сотрудника банкапрофиля для работы в банках, страховых компаниях, натаких личностных характеристик, как социальная от-биржах, в инвестиционных компаниях, на предприяти-ветственность, порядочность, а также стрессоустойчи-ях различных отраслей экономики, в бюджетных учре-вость и коммуникативная компетентность, в частностиждениях, органах государственной власти и местногоумение слушать, говорить на языке собеседника, раз-самоуправления.решать конфликтные ситуации.В подготовке профессионалов высокого классаТаким образом, важность психолого-педагоги-принимают участие преподаватели, имеющие большойческого сопровождения образовательного процессаопыт педагогической и научно-практической работы,очевидна. Ведь для успеха будущему специалистуведущие специалисты коммерческих банков, аудитор-(бухгалтеру, финансисту, аудитору и т.д.) необходимыских фирм, фондовой биржи, региональной налоговойне только профессиональные знания и навыки, но иинспекции. В вузе реализована система многоуровне-высокий уровень культуры, личностного и духовногового непрерывного профессионального образования.развития.Кроме того, в САФБД активно ведется воспита-Кроме того, мы считаем важным обеспечить сту-тельная работа, в которой особое место занимают про-дентов коммуникативными знаниями и навыками, обу-екты психолого-педагогического характера. Важней-чить методикам разрешения конфликтов, саморегуля-шую роль в этой работе играет созданная в 2006 г. пси-ции, способствовать их самопознанию и саморазвитию.хологическая служба.В САФБД реализуются следующие проекты психо-Опираясь на опыт развития психологическихлого-педагогического сопровождения:служб в вузах страны и за рубежом, сотрудниками1. Тренинг социально-психологической адаптации.академии разработана концепция психологическойДанный тренинг проходит на первом курсе как частьслужбы САФБД, ее структура, методологическоеобразовательного процесса (включен в учебный план).обоснование, профориентационные, коррекционные,Количество учебных часов - 28. Занятия проходят впросветительские и обучающие программы. Миссияигровой форме с большим количеством психологиче-психологической службы САФБД - помочь студентуских упражнений и творческих заданий. В программуосознать себя как субъекта собственной жизни, еевключены методики психодиагностики и мини-творца, а также наиболее полно реализовать свои воз-лекции.можности во всех сферах жизни, в том числе и в про-Цели тренинга:фессиональной деятельности.1) социально-психологическая адаптация студен-В течение трех лет функционирования службы про-тов-первокурсников к обучению в вузе;исходило переосмысление ее сотрудниками и, в целом,2) обучение базовым коммуникативным навыкам:администрацией академии функций и задач психологи-эмпатия, активное слушание, обратная связь.ческой службы с учетом специфики вуза. ИзменяласьВ ходе занятий студенты овладевают важнейшимимодель специалиста: бухгалтера, финансиста, менед-коммуникативными навыками и умениями, которые имжера, банковского сотрудника. Администрацией вузанеобходимы в дальнейшем обучении и профессиональ-не раз поднимался вопрос: «Какими же личностнымином становлении.качествами и компетенциями должен обладать выпу-Кроме того, учащиеся получают возможность близ-скник Сибирской академии финансов и банковскогоко узнать друг друга, в результате занятий повышаетсядела для того, чтобы достичь успеха в профессии?».уровень сплоченности группы, устанавливаются доб-Данный вопрос становится еще более актуальным врожелательные деловые и личные отношения.условиях экономического кризиса, который затрагива-Анкетирование, проведенное нами среди студентовет всех нас не только материально, но и поднимаетпервых и вторых курсов, показало, что на второй годвечные вопросы души, личности, бытия.обучения студенты приходят в составе уже более спло-В 2007-2008 гг. психологической службой САФБДченного коллектива (учебной группы), каждый членпроводилось анкетирование директоров коммерческихкоторого имеет возможность проявить свою индивиду-банков и руководителей других финансовых организа-альность. Видят в этом заслугу психологического тре-ций - потенциальных работодателей наших выпускни-нинга 90% студентов.1852.Тренинг «Лидер» для старост. Психологическаяслужба САФБД проводит активную работу со старос-татом, включающую проведение групповых и индиви-дуальных занятий.Тренинг «Лидер» проводится ежемесячно с 2005 г. сотрудниками психологической службы академии, прошедшими подготовку в области практической пси-хологии. Участники программы - старосты учебных групп, активисты студенческого совета и студенческо-го клуба. В ходе тренинга студенты получают знания, навыки и умения из сферы психологии лидерства.Цели тренинга:1))развитие лидерских качеств, навыков и умений;2)личностный рост;3)помощь старостам в решении текущих проблем. Отмечены следующие результаты тренинга:- студенты реализуют свой личностный потенциал, формируя собственный индивидуальный стиль лидер-ства;- участники тренинга овладевают «лидерскими» психологическими технологиями: постановки целей, мотивации, разрешения конфликтных ситуаций и др.- участники получают помощь в решении возни-кающих трудностей в руководстве коллективом учеб-ной группы.3.Тренинг (психологический клуб) для девушек. Клубсоздан как психологическая группа встреч, где участ-ницы могут заявить о своих актуальных психологиче-ских проблемах, предложить тему для обсуждения. Врамках клуба используются психотехники и упражне-ния, направленные на развитие саморегуляции, само-познание и разрешение внутренних конфликтов.Цели:1))личностный рост;2))раскрытие творческого потенциала и уникальных способов самореализации.В результате посещения занятий:- девушки уверены в себе, могут более эффективно управлять собственным эмоциональным и психофи-зиологическим состоянием, учатся легко и без напря-жения достигать своих целей;- находят желанную сферу самореализации, где мо-гут максимально полно реализовать свой творческий потенциал;- обучаются способности устанавливать и поддер-живать эмоционально теплые контакты, создавать осо-бенное межличностное «пространство» искренности и взаимопонимания.4.Клуб киноманов. В рамках клуба проходит про-смотр и обсуждение художественных фильмов, а такжеорганизуются посещения театров, выставок, выступле-ния участников клуба с сообщениями на темы, связан-ные с культурой и искусством.Цели проекта:1))расширение представлений студентов об окру-жающем мире;2)повышение уровня общей культуры через при-общение к искусству;3))личностный рост и саморазвитие.Клуб киноманов САФБД - это возможность расши-рить представления об окружающем мире, приобщить-ся к миру искусства, получить удовольствие от обще-186ния и стимул к личностному росту. Для просмотра час-то предлагаются интеллектуальные и провокационные фильмы - фильмы из разряда «другое кино». Клуб ки-номанов дает студентам возможность понять, попробо-вать, почувствовать нечто новое. В процессе занятий в клубе участники развивают в себе общий уровень культуры, совершенствуют навыки общения (в том числе умение выразить и доказать свою позицию), по-лучают возможность для эстетического и духовного развития.5. Тренинг «Основы бизнеса и экономики организа-ций» (психологический компонент). Ежегодно с 2005 г. Сибирской академией финансов и банковского дела в рамках прохождения практики для студентов 2-го кур-са проводится тренинг «Основы бизнеса и экономики организаций».Основные цели данного тренинга - помещение сту-дентов в условия, приближенные к условиям реального бизнеса через создание студентами виртуальных пред-приятий. Практические задания включают оформление документов для создания организации, написание биз-нес-плана, создание партнерских отношений между отдельными виртуальными предприятиями, разработку маркетинг-плана, рекламы и т.д.Другими словами, в рамках тренинга студенты ре-шают задачи, с которыми могут столкнуться при соз-дании собственной организации. Сотрудники психоло-гической службы САФБД ежегодно принимают уча-стие в тренинге «Основы бизнеса и экономики органи-заций» в качестве психологов-консультантов.Цели их деятельности:- индивидуальное психологическое консультирова-ние участников тренинга, оказание психологической поддержки;- помощь в разрешении конфликтов в микро-группах и распределении функций;- помощь в формировании профессионально важ-ных личностных качеств;- коучинг участников тренинга (работа с целями и выявление оптимального пути их достижения);- обучение методикам саморегуляции и самовос-становления.Психологическое сопровождение участников тре-нинга «Основы бизнеса и экономики организаций» за-ключается в помощи студентам при определении наи-более важных целей деятельности, обучении их мето-дикам самовосстановления для эффективного и опти-мального достижения поставленных целей.Кроме того, одна из важнейших задач, которые ре-шают психологи в рамках тренинга «Основы бизнеса и экономика организаций», - помочь каждому студенту осознать свои индивидуальные психические особенно-сти и выработать уникальный стиль деятельности, спо-собствующий росту деловой продуктивности и личной удовлетворенности от выполненного дела.Помимо работы со студентами в рамках тренинга активно проводится психологическая подготовка тре-неров-преподавателей, включающая командообразова-ние, обучение навыкам тренинговой работы, обеспече-ние знаниями из области психологии общения.Все вышеперечисленные проекты, а также некото-рые учебные дисциплины (социальная психология,управленческая психология, деловое общение и т.д.),компетентности, стрессоустойчивость и навыки само-реализующиеся в академии, в конечном результатерегуляции, умение работать в команде и с командой,преследуют общую цель - формирование личностистремление к саморазвитию и высокий уровень общейбудущего экономиста, обладающего не только профес-культуры. Данная цель приобретает особую значи-сиональными знаниями и умениями, но и определен-мость сегодня в период экономического кризиса, когдаными личностными качествами и психологическимидеятельность специалистов экономического профилянавыками. Среди них организованность, честность,характеризуется напряженностью и высоким уровнемответственность, высокий уровень коммуникативнойответственности перед населением [1-3].

Ключевые слова

психолого-педагогическое сопровождение, тренинг, психологическая служба, psychologo-pedagogical support, training, psychological service

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фадейкина Ольга АлексеевнаСибирская академия финансов и банковского деларуководитель психологической службыDancingcat2007@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Практическая психология образования: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2007. 592 с.
Меньшикова Л.В. Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в вузе: Дис. ... д-ра психол. наук. М.: РГБ, 2003. 373 с.
Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг. М.: Академический проект, 2006. 165 с.
 Формы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Сибирской академии финансови банковского дела | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Формы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Сибирской академии финансови банковского дела | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 338.

Полнотекстовая версия