Информативные методы налогового контроля экспортных операций: сущность, критерии оценки результативности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 339.

Информативные методы налогового контроля экспортных операций: сущность, критерии оценки результативности

Информативные методы налогового контроля экспортных операций составляют отдельную самостоятельную группу в совокупности законодательно предусмотренных приемов и способов налогового контроля экспорта. Основная цель их применения - своевременное получение полной, достоверной, актуальной и защищенной от общего доступа информации и результатов ее обработки, необходимых для последующего принятия решений контролирующими органами.

Informative methods of export operations tax control: its meaning, criteria of productivity estimation.pdf Налоговый контроль экспортных операций прово-применение общеизвестных методов и разработка но-дится уполномоченными государственными органамивых в виде сочетания теоретических и практическихсогласно общим положениям об организации налоговогоприемов происходит, главным образом, для достиже-контроля в России, закрепленным в гл. 14 Налоговогония определенных целей это деятельности. При осуще-кодекса РФ [1. Ч. 1. С. 96]. При этом основными форма-ствлении контрольной функции используемые методыми контроля налогообложения экспортной деятельностипредставляют собой правила применения определен-также являются налоговые проверки: камеральная и вы-ных принципов и средств контроля. Следовательно,ездная. На стадии камеральной проверки основная зада-методы налогового контроля представляют собой сово-ча контроля - своевременно обнаружить и не допуститькупность приемов и способов, с помощью которыхнеправомерных потерь бюджета от возмещения экспор-уполномоченные органы осуществляют деятельностьтерам внутренних косвенных налогов. В ходе проведе-по контролю за соблюдением налогоплательщиками,ния выездной проверки проверяется правильность ис-налоговыми агентами и плательщиками сборов законо-числения и уплаты налогов, применение нулевой ставкидательства о налогах и сборах в порядке, установленномпо налогу на добавленную стоимость, соблюдение пра-Налоговым кодексом. В свою очередь, информативныевила ведения раздельного учета в случае осуществленияметоды налогового контроля (при значении слова инфор-налогоплательщиком как операций внутри страны, так имативный - несущий информацию, насыщенный инфор-экспортных операций. В процессе организации налого-мацией, содержательный) - это совокупность приемов ивых проверок уполномоченные контролирующие орга-способов получения информации, необходимой уполно-ны применяют различные методы контроля. Важнуюмоченным органам в процессе проведения налоговогороль при этом играют использование и развитие инфор-контроля. При этом полученная информация должнаямативных методов.соответствовать общим характеристикам объективности,В научной литературе существует множество раз-полноты, актуальности, адекватности и достоверности.личных классификаций групп методов налогового кон-В то же время информативный метод как один из методовтроля. При этом авторы исследований выделяют ин-налогового контроля должен соответствовать его основ-формативные методы как в качестве отдельной само-ным установленным законодательством РФ принципам:стоятельной группы методов налогового контроля, такправомочности, полноты, всеобщности, регулярности,и в составе различных групп, а также в качестве от-единства, соблюдения налоговой тайны, объективности идельных методов. Так, Л.М. Гончаренко относит ин-достоверности.формативные методы к группе специально-правовыхТаким образом, основная цель применения инфор-методов [2. C. 250], В.В. Бурцев рассматривает инфор-мативных методов - своевременное получение полной,мативные методы в составе группы собственно эмпи-достоверной, актуальной и защищенной от общего дос-рических методов [3. C. 88], в нормативно-правовойтупа информации или результатов ее обработки, необ-теории информативные методы относятся к дополни-ходимых для последующего принятия решения субъек-тельным мероприятиям налогового контроля. Много-тами системы налогового контроля.образие сложившихся научных подходов к месту опре-В ходе проведения налогового контроля экспортныхделения информативных методов в общей совокупно-операций уполномоченными органами применяютсясти методов налогового контроля объясняется, в томследующие законодательно установленные информа-числе, отсутствием законодательно установленноготивные методы: получение объяснений, проверка дан-понятия метода налогового контроля. В целом опреде-ных учета и отчетности, истребование документов приления понятия метод как универсального термина на-проведении налоговой проверки, истребование доку-ходят свое отражение в различных общеизвестных сло-ментов (информации) о налогоплательщике, получениеварных источниках. Так, согласно словарю Ушакова,различных сведений согласно запросам налоговых ор-метод (от греч. methodos - путь к чему-либо, просле-ганов, информирование налогоплательщиков.живание, исследование) - способ достижения цели,Информационную базу налоговых органов состав-совокупность приемов и операций теоретического илиляет информация, которую налоговые органы собира-практического освоения действительности, а такжеют сами, а также информация, которую предоставляютчеловеческой деятельности, организованной опреде-налоговым органам другие органы.ленным образом [4. Т. 2. C. 245]. По В. Далю, метод -Следовательно, всю совокупность применяемыхспособ, порядок, основания; принятый путь для хода,информативных методов можно разделить на две груп-достижения чего-либо, в виде общих правил [5.пы по признаку источника полученных данных и све-C. 1687]. Таким образом, в любом виде деятельностидений:1191..Информативные методы, позволяющие получить информацию в процессе проведения контрольных ме-роприятий напрямую от налогоплательщиков (прямые информативные методы).2.Информативные методы, с помощью которых на-логовым органам предоставляются данные о деятель-ности проверяемых налогоплательщиков, прошедшие определенную техническую и аналитическую обработ-ку, от других уполномоченных контролирующих орга-нов (косвенные информативные методы) (рис. 1).Информативные методы каждой группы можно оценить в зависимости от получаемой в результате их применения информации по следующим критериям: правомочность ее получения, полнота и достоверность, оперативность, конфиденциальность, регулярность и единство (табл. 1).Прямые информативные методыКосвенные информативные методыДополнительная информация от проверяемых налогоплательщиков-экспортеров, их основные контрагенты, зарегистрированные на территории РФНалоговые органы всех уровней,проводящие налоговый контрольэкспортных операцийИнформация от уполномоченных органов: ФТС, МВД, банков экспортеров, органы, имеющие полномочия согласно ст. 85 НК РФ [1. Ч. 1. C. 102]Информация, полученная от налоговых органов, представительств ФТС в зарубежных странах путем международного информационного обменаРис. 1. Схема организации информационного обмена в процессе проведения налогового контроля экспортных операцийТ а б л и ц а 1Исследование по определенным критериям путем оценки результативности информационных данных, полученных с помощью прямых информативных методов налогового контроляИсточник информацииИнформацияПравомоч-ностьПолнота и достоверностьОператив-ностьКонфиденци-альностьРегулярность и единствоПроверяемые налогоплатель- щики- экспортерыДокументальные данные, подтверждающие право на вычет по НДС (счета- фактуры, книги покупок и продаж, договоры с контр- агентами)Пп. 3-6 ст. 88 НК РФ [1. Ч. 1. С. 102]Сведения, представляемые налогоплательщиком в виде реестров счетов- фактур, могут быть недос-товерныВ течение 5 дней с мо- мента получе- ния требова- нияДанные пре-доставляются лично налого-плательщиком или его пред-ставителемМетод приме-няется в каче-стве дополни-тельного меро-приятия кон-троляОсновные контрагенты проверяемых налогоплатель- щиков- экспортеровДокументальные данные, подтверждающие взаимоот-ношения с проверяемым на- логоплательщиком-экспортером (счета-фактуры, книги продаж, договоры)Пп. 3-6 ст. 88 НК РФ [1. Ч. 1. С. 102]Сведения, представляемые контрагентами в виде реестров счетов-фактур, могут быть недостоверныВ течение 5 ка- лендарных дней с момен-та получения требованияДанные пре-доставляются лично налого-плательщиком или его пред-ставителемМетод приме-няется в каче-стве дополни-тельного меро-приятия кон-троляТаким образом, прямые информативные методытивности проводимых контрольных операций. Следо-представляют собой дополнительные мероприятия на-вательно, налоговым органам, следуя выполнению ос-логового контроля. Законодательство четко не опреде-новных задач налогового контроля экспортных сделок,ляет перечень дополнительных документов, запраши-приходится запрашивать необходимые дополнитель-ваемых у налогоплательщиков в ходе налогового кон-ные документы, но при этом, даже если проверяемыйтроля, кроме того, исследование сложившейся судеб-налогоплательщик и его основные контрагенты пре-ной практики показало, что если налогоплательщик-доставляют в налоговый орган запрашиваемые доку-экспортер не предоставляет одновременно дополни-менты, сложность определения вероятности достовер-тельный к общему пакету документов, согласно требо-ной информации, заключающейся в них, обусловленаваниям ст. 165 НК РФ [1. Ч. 2. C. 165], то основанноетем, что при установленном методе начисления прина этом отрицательное решение налоговых органоврасчете НДС по сведениям, содержащимся в счетах-относительно возмещения экспортеру налога на добав-фактурах на затраты экспортера, даже если эти доку-ленную стоимость признается неправомерным; в то жементы оформлены с учетом всех требований ст. 169 НКвремя без проведения самой процедуры проверки до-РФ [1. Ч. 2. С. 172], нельзя однозначно определить,полнительных документов, подтверждающих право набыли или нет произведены данные затраты в действи-вычет по НДС с затрат экспортера, положительное ре-тельности. Встречный запрос документов у основныхшение налоговых органов может привести к незакон-контрагентов налогоплательщика-экспортера такженым потерям бюджетных средств, связанных с непра-может привести к результатам неопределенной степенивомерным возмещением налога и в целом к неэффек-достоверности представленных сведений, особенно в120тех ситуациях, когда налоговыми органами установленгается обязанность по доказательству недобросовест-факт взаимозависимости между проверяемым экспор-ности налогоплательщика и предстоящего получениятером и его основными контрагентами на основанииим необоснованной материальной выгоды. Такие дока-положений ст. 20 НК РФ [1. Ч. 2. С. 48]. В большинствезательства налоговые органы собирают с помощьютаких случаев налоговые органы отказывают экспорте-косвенных информативных методов (табл. 2), следова-ру в возмещении НДС; при этом в результате после-тельно, их развитие и совершенствование играют оченьдующих судебных разбирательств проверяемые нало-важную роль в принятии окончательного решения кон-гоплательщики все же получают возмещение, т.к. втролирующими органами, обеспечивая их доказатель-связи с действующей доктриной презумпции невинов-ной базой и возможностью досудебного решения кон-ности налогоплательщика на налоговые органы возла-фликтов с налогоплательщиками [6. C. 36].Т а б л и ц а 2Исследование по определенным критериям путем оценки результативности информационных данных, полученных с помощью косвенных информативных методов налогового контроляИсточник информацииИнформацияПравомочностьПолнота и достоверностьОперативностьКонфиденциаль-ностьРегулярность и единствоТаможенные органы всех уровней во главе с Федеральной таможенной служ- бой, в том числе представительства службы за рубежомВсе необходимые сведения для кон- троля вывоза то-варов с таможен- ной территории РФ и правомерно- сти применения 0% ставки НДСП. 3 ст. 82 НК РФ, ст. 10 ТК РФ [7. C. 34]Предоставление максимально пол- ных и достовер- ных сведенийВыполнение за-проса налогового органа в течение 10 рабочих днейСоблюдение прин- ципов налоговой тайны согласно положениям ст. 102 НК [1. Ч. 1. C. 120]Необходимо создание единой базы для обес- печения непре- рывного обмена информацией между двумя ведомствами и их структурны- ми подразделе- ниямиМинистерство Внут- ренних дел и его региональные орга- ныИнформация о выдаче и замене документов, удо- стоверяющих личность, реестры утерянных и не- действительных паспортов физи- ческих лицПриказ МВД России N 76 от 22.01.2004 [8. C. 12], а также на осно- вании п. 8 ст. 85 НК РФ [1. Ч. 1. C. 97]Предоставление максимально пол- ных и достовер- ных сведенийВ течение 3 дней с момента заявле-ния об утрате документа и в течение 5 дней после выдачи новогоСоблюдение прин-ципа налоговой тайны согласно положениям ст. 102 НК РФ [1. Ч. 1. C. 120]Обязательство для выполнения органами со- гласно п. 8 ст. 85 НК РФ на всей территории РФ [1. Ч. 1. C. 97]Предоставлениемаксимально пол-ных и достовер-ных сведенийСоблюдение прин-ципа налоговойтайны, ст. 102 НКРФ [1. Ч. 1. C. 118]Обязанность банков ст. 86НК РФ [1. Ч. 1. C. 100]Вся информация одвижении средствпо счетамСт. 86 НК РФ [1. Ч. 1. C. 100]В течение 5 днейСистема банков, в которых открыты счета проверяемых налогоплательщи-ков-экспортеровОбязательство для выполненияорганами со-гласно ст. 85 НКРФ на всей территории РФ [1. Ч. 1. C. 100]В зависимости от вида представляе-мых данных со-гласно ст. 85 НКРФ от 5 до 10 дней[1. Ч. 1. C. 100]Соблюдение прин-ципа налоговой тайны согласноположениям ст. 102НК РФ[1. Ч. 1. C. 118]Данные о регист-рации актов граж-данского состоя-нияПредоставлениемаксимально пол-ных и достовер-ных сведенийПоложения ст.85 НК РФ [1. Ч. 1. C. 100]Органы, осуществ-ляющие регистра-цию актов граждан-ского состоянияПрименение косвенных информативных методовметодов контроля необходимо усовершенствованиепозволяет налоговым органам получить полную и дос-самих форм отчетности, в первую очередь формы сче-товерную информацию о проверяемом налогоплатель-та-фактуры путем ограничения возможности оформле-щике, т.к. все участники этого информационного обме-ния с помощью него мнимых сделок. Кроме того, уста-на, действуя, согласно возложенными на них правами иновление расчета НДС по оплате для взаимозависимыхобязанностями, заинтересованы в решении одной об-лиц позволит избежать применения контролирующимищей задачи - пополнение бюджета налоговыми посту-органами мер по запросам дополнительной информа-плениями. Но при этом на сегодняшний день информа-ции от основных взаимозависимых контрагентов про-ция, которой располагают данные уполномоченныеверяемого налогоплательщика.органы, может распределяться неравномерно - обменВ отношении развития степени оперативности полу-между центральными ведомствами и их структурнымичения данных при использовании косвенных информа-подразделениями затруднен из-за отсутствия единойтивных методов Правительством России в 2008 г. былаинформационной базы, необходимой для более опера-одобрена Концепция создания системы контроля вывозативного получения необходимых данных.товаров с таможенной территории Российской ФедерацииТаким образом, дальнейшее развитие информативныхи контроля правомерности применения ставки 0 процен-методов в рамках создания эффективной системы налого-тов по налогу на добавленную стоимость при экспортевого контроля экспортных операций в целом требует уст-товаров № 288-р от 07.03.08 г. [9. C. 2], в рамках которойранения имеющихся недостатков при их применении.предполагается создание единой информационной базыДля решения проблемы получения достоверной ин-путем внедрения в информационное взаимодействиеформации при использовании прямых информативныхкомпьютерных технологий, соответствующих современ-121ному уровню, обеспечения в полной мере техническим иловия для прямого доступа к информационным базампрограммным оборудованием различных государствен-данных из любых субъектов Российской Федерации, чтоных органов, создания сложной системы защиты конфи-позволит существенно сократить время проведения кон-денциальной информации. Подключение налоговых итрольных мероприятий и принять более эффективноеиных органов к единой электронной системе создаст ус-решение налоговыми органами.

Ключевые слова

information, method, export, control, taxes, информация, метод, экспорт, контроль, налоги

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лабунец Юлия ЕвгеньевнаТомский государственный университетаспирантulya.ev_84@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2008 № 288-р «О Концепции создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров».
Приказ МВД России № 76, МНС России № АС-3-06/37 от 22.01.2004 «Об утверждении нормативно-правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».
Таможенный кодекс Российской Федерации, принят ГД СФ 14.05.2003 (с изм. и доп.). 237 с.
Коровяковский Д.Г. Правовые вопросы информационного взаимодействия налоговых органов с таможенными и финансовыми органами субъектов Российской Федерации, МВД России и с банками // Бухгалтер и закон. 2009. № 5.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Цитадель, 1998-2800.
Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова М., 1938. Т. 2.
Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: Методология и организация. М., 2003. 288 с.
Гончаренко Л.М. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. 469 с.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. I, II: По состоянию на 1 июля 2010 года. Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2009. 544 с.
 Информативные методы налогового контроля экспортных операций: сущность, критерии оценки результативности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 339.

Информативные методы налогового контроля экспортных операций: сущность, критерии оценки результативности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 339.

Полнотекстовая версия