Общества трезвости в Восточной Сибири (1890-е гг. - 1911 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 340.

Общества трезвости в Восточной Сибири (1890-е гг. - 1911 г.)

Приводятся сведения об обществах трезвости Восточной Сибири в 1890-х гг. -1911 г., раскрывающие положительный опыт их деятельности. (Территория современных республик Бурятия, Саха (Якутия), Хакасия, Забайкальского, Красноярского края и Иркутской области.)

Temperance societies in Eastern Siberia (1890-1911).pdf Современная Россия нуждается в изменении алко-корреспонденции в газеты, упоминания в справочникегольной политики и потребления алкоголя, разруши-деятеля трезвости И.П. Мордвинова [6]. Но таковых со-тельные последствия которых грозят самому существо-хранилось немного. Совокупность источников обрабо-ванию страны (см: [1]). Наиболее тяжкие потери про-тана нами по специальной карточке-анкете (см.: [7.исходят в самых холодных и обширных Сибирском иС. 53-59]). Сведения о населённых пунктах, социальномДальневосточном федеральных округах, где, по под-и национальном составе населения уточнены и дополне-счётам А.В. Немцова, от 32 до 46% всех смертей связа-ны по справочным изданиям (см., например, [8]).ны с употреблением алкоголя [2. С. 95]. Для решенияРезультаты обработки анкеты таковы. На декабрьалкогольного вопроса необходимо изучение и творче-1910 - январь 1911 г. в Восточной Сибири насчитыва-ское применение отечественного исторического опыта.лось 30 обществ трезвости (таблица). Почти все они -Общества трезвости как часть второго российского29 (96,7%) - были церковными, т.е. действовали притрезвенного движения действовали в Сибири в периодправославных храмах; некоторые имели уставы, ут-с начала 1890-х гг. до начала 1917 г. Наибольшую ак-верждённые епархиальным начальством. Одно (3,3%)тивность проявили в 1910-1914 гг. Цель настоящейбыло «гражданским», т.е. действовало по уставу, ут-статьи - дать научный справочник об обществах трез-верждённому гражданской властью.вости, действовавших в Восточной Сибири на декабрьОбращает на себя внимание география обществ:1910 - январь 1911 гг. Приводятся также краткие све-1) подавляющая часть трезвенных объединений - 27дения о них и в предшествующий период, а в отдель-(90%) - находилась в сельской местности и лишь триных случаях - и в последующий (по 1916 г. включи-(10%) - в городах; 2) в каждой из четырёх губерний /тельно). Даты везде приводятся по старому стилю.областей общества непременно имелись в наиболее гус-Восточная Сибирь входила в состав Иркутского ге-тонаселённом, экономически развитом уезде. Это объ-нерал-губернаторства, включавшего в себя Енисейскуюясняется тем, что в таких уездах население проявлялои Иркутскую губернии, Забайкальскую и Якутскуюнаибольшую способность к самоорганизации; 3) большаяобласти. Это был крупнейший в стране, но малонасе-часть обществ - 24 (80% от общего числа) - действовала влённый край. Его площадь равнялась 6 млн 954 тыс. кв.Забайкальской области, где на 100 тыс. жителей прихо-вёрст - 34,9% от площади Российской империи, а насе-дилось 2,76 общества при среднем показателе 1,04 поление в 1911 г. составляло 2 млн 864 тыс. чел. илиВосточной Сибири (таблица) и 0,82 по Сибири. Быть0,4 чел. на кв. версту (см.: [3. С. 39, 88-89]). Сюда на-или не быть обществам - во многом зависело от правя-правлялась небольшая часть переселенцев (в 1906-щего архиерея. Если он не поддерживал церковное трез-1914 гг. - 13,3%) за Урал из Европейской России [4.венное движение, то обществ было мало. Так было вС. 172-174].Иркутской губернии при престарелом архиепископеВремя учёта обществ трезвости обусловлено дати-Иркутском Тихоне (Троицком, 1831-1911). Если жеровкой доступных источников. 28 августа 1910 г. вы-поддерживал, то общества развивались. По-видимому,шел циркуляр директора Канцелярии обер-прокурорамногочисленность обществ трезвости в Забайкалье объ-Св. Синода, который предписывал представить неяснялась их поддержкой со стороны сравнительно моло-позднее января 1911 г. подробные сведения об имею-дого и энергичного епископа Забайкальского и Нерчин-щихся в епархиях церковно-приходских обществахского Мефодия (Герасимова, 1860-1931). Он занималтрезвости с приложением их печатных уставов и изда-забайкальскую кафедру в 1897-1912 гг. Известно, чтоний. В ответ на него в Канцелярию были посланы ра-позднее, будучи в 1913-1914 гг. епископом Томским ипорты секретарей духовных консисторий: Якутской (отАлтайским, он покровительствовал трезвенному движе-30 ноября 1910 г.), Иркутской (11 декабря 1910 г.),нию и участвовал в нём [10; 11. С. 49-50].Енисейской (17 января 1911 г.) и ЗабайкальскойУказания на социальный и национальный состав(20 января 1911 г.) [5. Л. 1-2, 242-249, 256-258, 896-обществ трезвости в источниках очень редки, но име-897]. В них сообщались сведения о местонахождении,ются сравнительно полные сведения о составе населе-названии, числе членов обществ, но почти ничего нения тех мест, где действовали общества. С известнойговорилось об их работе. Последняя прослеживается подолей вероятности можно сказать, что состав обществисточникам, исходящим от самих обществ. Это отчёты,примерно совпадал с составом населения сёл, где они94действовали. В 12 из них жили крестьяне, в девяти -один псаломщик. Обобщая приведённые выше данные,казаки (в Забайкалье); в 18 - русские, в двух - эвенки,можно сделать вывод о том, что зачинателями созданияпо одному поселению приходилось на бурят, хакасов,и руководителями обществ выступали, как правило,якутов. Социальное положение шести известных руко-православные священнослужители, большую же частьводителей обществ: четыре священника, один диакон,рядовых участников составляли крестьяне (казаки).Население и общества трезвости Восточной Сибири на январь 1911 г.*Уезд / губерния (область)НаселениеЧисло обществ трезвостиЧисло членов обществЧисло об-ществ на 100 тыс. жителей Всего (тыс. чело- век)Плотность, чел. на 1 кв. верстуГородскихСельскихВсего граждан-скихцерковныхграждан-скихцерковных Красноярский179,69,511-0,56Ачинский184,33,60Енисейский76,20,20Канский236,53,00Минусинский264,83,31232561,13Туруханский15,40,010Усинский погран. округ9,50,50Енисейская губерния966,40,4211242560,41Читинский228,45,017811203,50Акшинский42,01,022704,80Баргузинский28,20,20Верхнеудинский216,77,233811,38Нерчинский109,72,522841,82Нерчинско-Заводской79,70,8774138,78Селенгинский123,62,711200,80Троицко-Савский40,50,5111722,47Забайкальская область868,81,61232419622,76Иркутский221,33,10Балаганский196,15,611-0,5Верхоленский93,01,20Киренский74,80,20Нижнеудинский135,51,30Олёкминский и Витимский окр.29,20,40Иркутская губерния7501,0110,13Якутский162,80,231190,61Верхоянский15,60,020Вилюйский76,30,090Колымский7,00,010Олёкминский15,40,10Якутская область277,20,081190,36Всего Восточная Сибирь28640,41120273022271,04*Источники: 1) по населению: [3. С.88-89]; 2) пообществам: [5. Л. 242-249,256-258, 896-897; 6. С. 71-72, 180, 189, 191, 197,193, 196, 197,201, 207, 208, 223; 9. 1909. № 171. С. 29]. См. также список обществ.В 28 обществах, о численности которых имеютсяшколу грамоты для взрослых, выдавало беспроцентныесведения, насчитывалось 2227 членов. Эта цифра пред-ссуды, оказывало благотворительную помощь.ставляется приблизительной, т.к. в подсчётах на местахХотя число трезвенников относительно всего насе-были возможны неточности и «приписки». Учитываяления было невелико, общества выполняли важнуюэто, можно заключить, что в Восточной Сибири насчи-роль культурных «маяков», помогающих людям найтитывалось до 2 тыс. членов обществ трезвости.путь к трезвой, здоровой жизни. («Народилась потреб-Имеются сведения о конкретной деятельностиность более разумной жизни, жажда света», - писал8 обществ из 30. Попытаемся из неполных данных вос-руководитель Аскызского общества трезвости священ-становить примерную общую картину. Видимо, в боль-ник-миссионер В. Кузьмин [12. С. 4].) Они являлисьшинстве из 28 объединений, у которых была указанаценным опытом самоуправления народа на уровне цер-численность, проводилась «запись» вступающих иликовного прихода, сельского общества, города и страныже приём торжественного обета трезвости. Без такойв целом. Их работа способствовала оздоровлению, гар-работы учесть число членов было невозможно (прямыемонизации обстановки в социумах. В этом благом делеуказания на неё имеются в пяти случаях). Пять обществсовместно участвовали представители разных народов.вели религиозно-нравственные и противоалкогольныеНиже представлен список трезвенных объединенийчтения; два - беседы и проповеди; два участвовали вВосточной Сибири на декабрь 1910 - январь 1911 г. покампании поддержки в Государственной Думе законо-географическому принципу: в алфавитном порядкепроекта о мерах борьбы с пьянством; одно вело урокиназваний губерний (областей), уездов, волостей, насе-трезвости в начальной школе; одно раздавало литера-ленных мест. (В двух случаях указаны общества, пре-95туру. Аскызское общество содержало воскреснуюкратившие существование до 1910 г. Они помеченызнаком*.) В губернии список начинается с губернского города и уезда. В конце сведений о каждом обществе в скобках указаны источники и литература.Список обществ трезвости Восточной Сибири1..ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Красноярск, город губернский. 1) Красноярское общество трезвости. Гра-жданское. Открыто в 1899 г. В 1902 г. - 230 членов; проведение концертов, гуляний, развлечений, продажа трезвенной литературы; имело чайную. В 1899-1903 гг. - общие собрания. Возможно, перестало суще-ствовать после 1903-1905 гг. 2) в 1907 г. создано Крас-ноярское отделение Казанского (в г. Казань) общества трезвости. Гражданское. Действовало по уставу Казан-ского общества. Вероятно, существовало на январь 1911 г. [6. С. 197; 9. 1902. № 89; 13].2..Минусинский уезд. Минусинск, город уездный. Минусинское Спасское общество трезвости при Мину-синском Спасском соборе. Открыто в 1903 г. Основа-тель - священник Иннокентий Подгорбунский, в 1911 г. товарищ (заместитель) председателя - Ф.П. Степанов. Прихожан 9621. Членов в 1903 г. - 100, к 1 января 1911 г. - 206. Чтения, взаимопомощь. В апреле - июле 1911 г. участвовало в кампании поддержки прохождения в III Государственной Думе законопроекта о мерах борь-бы с пьянством [5. Л. 242, 243; 6. С. 201; 14. С. 198-202.]3..Минусинский уезд. Аскызская (Сагайская) степная дума. Аскызская инородная степная дума. Аскызское [Аскыз, Аскиз], село. Аскызский православный миссио-нерский приход. Аскызское приходское общество трез-вости им. преподобного Серафима Саровского. Образо-вано в феврале - марте 1905 г. Закрыто не ранее 1912 г. Руководитель - русский священник-миссионер Влади-мир Кузьмин. Прихожан 5893: койбалы, сагайцы, бель-тиры (предки хакасов). Крестьяне. Членов общества в 1905 г. и в конце 1910 г. - 30. Чтения, беседы, обеты, выписка литературы. С 1907 г. воскресная школа грамо-ты для взрослых (10-20 учеников). С 9 февраля 1909 г. трезвенную работу вёл Аскызский церковно-приходской совет из 12 «инородцев»: принято постановление о борьбе с тайной продажей и выкуркой вина (корчемни-чеством). В итоге этой работы сократились корчемниче-ство, молодёжное ночное пьянство с драками, стали вы-даваться беспроцентные ссуды нуждающимся деньгами и хлебом. Благотворительная помощь деньгами и веща-ми нуждающимся прихожанам [5. Л. 242, 243; 12].В середине 1911 г. Кузьмин создал в Минусинском уезде Братство молитвы и трезвости во имя св. перво-верховных апостолов Петра и Павла, куда за год всту-пило более 1,5 тыс. чел. В августе 1912 г. он участвовал во Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом в Москве [15. С. 264-265].4..Минусинский уезд. Шунерское (Шунеры), село. Шунерское Никольское общество трезвости. Церков-ное. Открыто в первой половине 1910 г. Прихожан 2419. Членов в начале - 35, к январю 1911 г. - 20. Чте-ния [5. Л. 242, 243].5.ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. Чита, город об-ластной. Общество трезвости при Читинской железно-дорожной церкви. Открыто в 1903 г. Прихожан 10 137. Членов в 1903 г. - 150, к январю 1911 г. - 22 [5. Л. 245].966..Читинский уезд. Бальзинское отдельное сельское общество. Бальзинское, село. Жители - крестьяне рус-ские. Бальзинское Николаевское общество трезвости, церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 2622. Членов в начале - 75, к январю 1910 г. - 80 [Там же].7.Читинский уезд. Зюльзинская волость. Зюльзин-ское, село. Эвенки оседлые. Зюльзинское Предтеченское общество трезвости («Общество трезвости Зюльзинской Предтеченской церкви»). Церковное. Открыто 24 июня 1890 г. Закрыто не ранее 1911 г. Руководитель - приход-ский священник Никандр Титов. Прихожан 2799. Чле-нов в 1890 г. и к январю 1911 г. - 249. Обеты. «Условия открытия» (устав). В апреле 1911 г. участвовало в кам-пании поддержки прохождения в III Государственной Думе законопроекта о мерах борьбы с пьянством [5. Л. 245, 249; 6. С. 191; 14. С. 203, 205].8.Читинский уезд. Зюльзинская волость. Крупян-ский, посёлок. Крупянское общество трезвости, цер-ковное (Зюльзинского прихода). Открыто в 1910 г. Членов 10. Руководствовалось «Условиями открытия» Зюльзинского общества (см. № 7). Обеты. [5. Л. 245, 249.]9.Читинский уезд. Илимская волость. Илимское, село. Эвенки оседлые. Космо-Дамиановское общество трезво-сти. Церковное. Открыто в 1903 г. Прихожан 2086. Чле-нов в 1903 г. - 50, к январю 1911 г. - 48 [5. Л. 245].10..Читинский уезд. Кенонская волость. Верхне-Читинское, село. Крестьяне русские. Верхне-Читинское общество трезвости. Церковное. Прихожан 1580. Чле-нов в 1903 г. - 20, к январю 1911 г. - 23 [Там же].11.Читинский уезд. Николаевская волость. Доро-нинское (Доронино), село. Крестьяне русские. Доро-нинское Богородице-Рождественское общество трезво-сти. Церковное. Открыто 8 сентября 1908 г. Устав ут-верждён 23 февраля 1910 г. Руководитель - священник Иннокентий Серышев. (После его отъезда в 1910 г. председателем стал псаломщик Адриан Буругулов.) По-мощники: три учителя, два псаломщика, диакон, писарь. Прихожан 3672. Членов в начале 1909 г. - 56, к январю 1911 г. - 91. Обеты, проповеди, беседы, чтения, собра-ния. Раздача трезвенной литературы, пополнение ею народных библиотек в сёлах Доронино, Чара, Шехалино и др. Уроки трезвости в школе с. Доронино. Устройство учителем в школе с. Гарекино разумных игр (шашки, викторина) для трезвенников. Улучшение нравов. В 1910 г. проведён праздник трезвенников [5. Л. 245; 6. С. 189; 16. 1909. № 5. С. 71-73. 1910. № 11. С. 481-482].12.Читинский уезд. Тыргетуевская волость. Ново-Доронинское, село. Доронинское Михаило-Архангель-ское общество трезвости, церковное. Открыто в 1897 г. Прихожан 3433. Крестьяне русские. Членов в 1897 г. 510, к январю 1911 г. - 597 [5. Л. 245].13.Акшинский уезд. Станица Дуроевская. Ново-Цурухайтуевский (Ново-Цурухтайский), посёлок. Ка-заки русские. Попечительство трезвости и религиозно-нравственного назидания при Николаевской церкви. Устав утверждён 29 июня 1898 г. Председатель в 1898 г. - диакон Феофил Громов. Прихожан 4554. Чле-нов в 1898 г. - 56, к январю 1911 г. - 50 [5. Л. 245, 247-248; 6. С. 207].14.Акшинский уезд. Станица Дурулгуевская. Ста-ро-Дурулгуевский, посёлок. Казаки русские. Дурулгу-10.евское общество трезвости. Церковное. Открыто в25. Нерчинско-Заводской уезд. Нерчинско-Завод-1897 г. Прихожан 2906. Членов в 1897 г. - 25, к январюская волость. Горно-Зерентуй, село. Крестьяне русские.1911 г. - 20 [5. Л. 245].«Попечительство трезвости при Горно-Зерентуйской15.Верхнеудинский уезд. Верхнеталецкая волость.Вознесенской церкви». Открыто в 1910 г. ПрихожанКульское, село. Крестьяне русские. Кульское Спасское2692. Членов в 1910 г. - 40, на январь 1911 г. - 51 [Тамобщество трезвости. Церковное. Открыто в 1910 г.же].Прихожан 1573. Членов в 1910 г. - 29, к январю26. Нерчинско-Заводской уезд. Олочинская станица.1911 г. - 20 [Там же].Олочинский, посёлок. Крестьяне русские. Олочинское16.Верхнеудинский уезд. Ключевская волость. Клю-общество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г.чевское (Ключи), село. Крестьяне русские. «ОбществоПрихожан 3874. Членов в 1900 г. - 60, на январьтрезвости при Ключевской Иннокентьевской церкви».1911 г. - 73 [5. Л. 245; 6. С. 208].Открыто 23 июля 1908 г. Председатель - приходский27. Селенгинский уезд. Троицкая волость. Брянское,священник Иосиф Барышевцев. Членов при открытии -село. Крестьяне русские. Брянское Михаило-6, в начале 1909 г. - 31, в том числе 3 старообрядца. САрхангельское общество трезвости, церковное. Откры-октября 1908 г. церковный причт и учителя проводилито в 1910 г. Прихожан 2089. Членов - 20 [5. Л. 245].чтения в местных школах. Обеты. Распространение книг28. Троицко-Савский уезд. Кударинская, станица.и брошюр [6. С. 71-72, 196; 9. 1909. № 171. С. 29].Кударинский, посёлок. Казаки-буряты. Прихожан 3625.17.Верхнеудинский уезд. Погроминская волость.Кударинское Троицкое общество трезвости, церковное.Беклемишево, село. Крестьяне-старожилы (русские).Открыто в 1903 г. Членов в 1903 г. - 150, на январьБеклемишевское общество трезвости, церковное. От-1911 г. - 172 [Там же].крыто в 1900 г. Прихожан 499. Членов в 1900 г. и на29. ИРКУТСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Иркутск, город гу-январь 1911 гг. - 30 [5. Л. 245].бернский. 1) «Общество трезвости во имя Святителя18.Нерчинский уезд. Ломовская станица. Ломовской,Иннокентия Иркутского Чудотворца при домовойпосёлок. Казаки русские. Ломовское общество трезвости.церкви Иркутского архиепископа» (Иннокентьев-Церковное. Открыто в 1903 г. Прихожан 4117. Членов вское)*. Существовало с 11 марта 1908 г. по весну1903 г. - 30, к январю 1911 г. - 31 [Там же].1909 г. Председатель - священник Знаменского жен-19..Нерчинский уезд. Онон-Борзинская станица.ского монастыря П. Попов, товарищ (зам.) - препода-Онон-Борзинский, посёлок. Казаки русские. Онон-ватель Иркутской духовной семинарии И.А. Арефьев. Борзинское общество трезвости, церковное. Открыто в10-20 членов. Чтения в Преображенской церковно-1903 г. Прихожан 1758. Членов в 1903 г. - 58, к январюприходской школе, выписка трезвенной литературы. 1911 г. - 53 [Там же].2) Иркутский отдел Всероссийского трудового союза20.Нерчинско-Заводской уезд. Актагучинская во-христиан-трезвенников. Создан 16 июля 1914 г., закрыт лость. Актагучинский, посёлок. Казаки. Актагучинскоене ранее 1916 г. Председатель - ректор духовной семи-общество трезвости, церковное. (Батаканского прихо-нарии протоиерей И.А. Арефьев. 60 членов. [5. Л. 256-да.) Открыто в 1900 г. Членов в 1900 г. - 73, к январю257, 259; 6. С. 193; 17. 1908. № 12-13. С. 390-399; 1909. 1911 г. - 70 [Там же].№ 6. С. 195-197; № 12. С. 385; 1914. № 6. С. 51-55; 18.21..Нерчинско-Заводской уезд. Богдатская станица.С. 50; 19. С. 68-69].Богдатский, посёлок. Казаки русские. Богдатское об-30. Балаганский уезд. Тыреть, село. Тыретское По-щество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. При-кровское церковно-приходское общество трезвости.хожан 2191. Членов в 1900 г. и к январю 1911 г. - 40 [5.Открыто в 1907 г. [6. С. 223]. Вероятно, продолжалоЛ. 245; 6. С. 180].существовать к началу 1911 г.22.Нерчинско-Заводской уезд. Больше-Зеренту-31. ЯКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. Якутский уезд. Боро-евская, станица. Больше-Зерентуевский, посёлок. Каза-гонская инородная управа. Баягантайский улус. 1-йки русские. Больше-Зерентуевское общество трезвости,Баягантайский наслег. Танда (Тандинская, Тандин-церковное. Открыто в 1900 г. Прихожан 3899 (Дучар-ское), село. Якуты. Тандинское Николаевское обществоского прихода). Членов в 1900 г. и к январю 1911 г. -трезвости. Церковное. Открыто в мае 1910 г. Прихожан125 [5. Л. 245].832. Членов на ноябрь 1910 г. - 9 [5. Л. 896-897].23..Нерчинско-Заводской уезд. Дог-Инская станица.32. Якутский уезд. Ботурусская инородная управа. Ушмунский, посёлок. Крестьяне русские. Ушмунское (вБотурусский улус. Чурапча, село. Якуты. Чурапчинское источнике ошибочно указано - «Бунское») обществообщество трезвости*. Гражданское. Открыто в 1904 г., трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Прихожан 1598.после 5 февраля. Зачинатели создания: священник Чу-Членов в 1900 г. - 30, на январь1911 г. - 39 [Там же].рапчинской Вознесенской церкви Авксентий Виноку-24.Нерчинско-Заводской уезд. Красноярская ста-ров, улусный писарь поэт Алексей Елисеевич Кулаков-ница. Красноярский, посёлок. Казаки русские. Прихо-ский, учитель народной школы Егасов, фельдшер Бо-жан 2602. Красноярское Прокопие-Иоанновское обще-рис Оковский, и.о. фельдшера Бартенев и др. Членов ство трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Членов впри открытии не менее семи [20. С. 24]. Вероятно, к 1900 г. - 25, к январю 1911 г. - 15 [Там же].1910 г. уже не существовало.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

Siberia, native people, schools, peasantry, church, history, temperance movement, temperance societies, Сибирь, Россия, коренные народы, школа, крестьянство, церковь, история, справочники, история, трезвенное движение, общества трезвости

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Афанасьев Александр ЛукьяновичТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникикандидат исторических наукafal_2007@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Отчёт Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1916 г. Пг., 1917. 109 с.
Башарин К.Г. Трезвость - норма жизни: к 100-летию Чурапчинского общества трезвости // Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Н. Новгород; Севастополь, 2003. Вып. 12. С. 24-27.
Трезвая жизнь. СПб. 1903-1914.
Иркутские епархиальные ведомости. Иркутск. 1907-1914.
Отчёт Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1914 г. Пг., 1915. 69 с.
Кузьмин В. Об объединении борцов за трезвость из духовенства и народа // Труды Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшегося в Москве 6-12 августа 1912 г. Пг., 1915. Т. 2. С. 260-267.
<http://sibwmo08.narod.ru/prigun/pr8.html>
Челышов М.Д. Пощадите Россию! Правда о кабаке, высказанная самим народом по поводу закона о мерах борьбы с пьянством. Самара: Изд-во М.Д. Челышова, 1911. 232 с.
Кузьмин В. Опыт борьбы с великим злом. Казань. 1910. 6 с.
Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф-690. Общество трезвости. Оп. 1. Д. 1.
Исаков С.А., Дмитриенко Н.А. Томские архиереи: биографич. словарь: 1834-2002. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 112 с.
Вестник трезвости. СПб., 1907-1917.
Поездка Мефодия, епископа Томского… // Томские епархиальные ведомости. 1914. 15 янв. № 2. С. 82.
Список населённых мест Забайкальской области по данным сельскохозяйственной переписи 1916 года. Чита: Типография Забайкальс. обл. правления, 1918. 236 с.
Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907-1914 годы: опыт оздоровления общества. Томск: Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектр. 2007. 196 с.
Мордвинов И. Общество трезвости, жизнь и работа в нём / И. Мордвинов. СПб.: Изд-во Александро-Невского общества трезвости, 1911. 227 с.
Российский государственный исторический архив. (РГИА). Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 80. 2 отдел. 3 стол. Д. 141. Ч. 2. 955 л.
Воробьёв В.В. Формирование населения Восточной Сибири (географические особенности и проблемы). Новосибирск: Наука, 1975. 259 с.
Азиатская Россия. СПб.: Товарищество А.Ф. Маркс, 1914. Т. 1: Люди и порядки за Уралом. VIII. 526 с.
Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России / А.В. Немцов. М.: NALEX, 2003. 136 с.
Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев. М.: ЛЕНАНД, 2008. 376 с.
 Общества трезвости в Восточной Сибири (1890-е гг. - 1911 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 340.

Общества трезвости в Восточной Сибири (1890-е гг. - 1911 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 340.

Полнотекстовая версия