Отмечается, что при проведении государственной политики формирования новой экономики, экономики инновационного типа, стратегические вопросы развития такого сегмента экономики, как малое предпринимательство должны решаться на государственном уровне, а вектор общих усилий должен быть нацелен на реальную поддержку инновационных предприятий. Важнейшим направлением государственной политики России в настоящее время должен стать инновационный путь развития малого предпринимательства, и, прежде всего, путь содействия в решении его проблем с инвестиционной поддержкой. Этот путь предполагает срочное и эффективное создание соответствующей инфраструктуры, в том числе сети специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки
Investment support of small business: problems and prospects.pdf Роль малого бизнеса в развитии инновационноговнедряются преимущественно на крупных предприяти-предпринимательства и построении экономики инно-ях, в то время как доля малых предприятий в этом про-вационного типа в значительной мере зависит от эф-цессе пока незначительна. К основным факторам, от-фективности проводимой в стране экономической по-рицательно влияющим на развитие инновационноголитики, и, прежде всего, по отношению к маломупроцесса с участием малого предпринимательства впредпринимательству как важнейшему институту ин-России, помимо высокого риска, можно отнести:новационно-формирующего характера. В этой связи- недостаточную государственную поддержку;для решения задач, стоящих перед экономическим бло-- низкие инвестиционные возможности негосудар-ком правительства страны, необходима реализацияственных институтов;мер, направленных на обеспечение необходимых усло-- высокие ставки коммерческих банков;вий для стимулирования инвестиционной активности- техническую невостребованность инноваций насубъектов малого предпринимательства. Это, на нашвнутреннем рынке, связанную с недостаточностью ин-взгляд, позволило бы обеспечить производство высоко-вестиционных ресурсов для «запуска» нововведений вкачественной конкурентоспособной продукции с высо-производство.кой добавленной стоимостью, призванной удовлетво-Следовательно, правомочен вывод, что инноваци-рить не только внутренние потребности, но и завоевы-онно-формирующая роль малого предпринимательствавать внешние рынки. Этой задаче отвечает инновацион-в экономике России на данном этапе развития в значи-ный тип производства. Россия унаследовала огромныйтельной мере определяется позицией государства понаучно-технический и интеллектуальный потенциал, и,отношению к этому вопросу. В этом плане важно, что-несмотря на различные негативные процессы, этот по-бы инновационное предпринимательство, особенно втенциал в значительной мере сохранен и способен обес-приоритетных отраслях, развивалось в рамках общего-печить серьезный технологический прорыв.сударственных программ, которые учитывали бы по-Эффективное использование научно-техническоготенциал малого бизнеса. Мировая практика свидетель-потенциала представляется наиболее вероятным путемствует о том, что при проведении государственной по-становления качественно нового производства, реаль-литики формирования экономики инновационного ти-ным фактором, способным перевести экономику в со-па стратегические вопросы развития такого секторастояние устойчивого инновационного развития. Междунациональной экономики, как малое инновационноетем инновационную активность малых предприятий впредпринимательство решаются на государственномсовременной России нельзя признать адекватной тре-уровне, а вектор общих усилий нацеливается на под-бованиям современной экономики. По данным обсле-держку конкретных предприятий. Как нам представля-дования, проводимого Центром экономической конъ-ется, именно такой подход отвечает современным тре-юнктуры при Правительстве Российской Федерации,бованиям развития инновационного производства. Вразличными видами инновационной деятельности вРоссии, как и в других странах, с образованием значи-стране занимаются менее 20-30% предприятий. Работытельного числа производственных малых предприятийпо внедрению новых технологий осуществляются не-важнейшие вопросы научно-технического прогресса,значительной частью малых предприятий, примкнув-реконструкции и модернизации производства сталиших к крупному бизнесу, в основном в химическом инуждаться в целенаправленной координации государ-нефтехимическом производстве. Основным источни-ства. Отсутствие управляемости в этой сфере можетком финансирования инновационной деятельности яв-повлечь за собой углубление технологического отста-ляются собственные средства предприятий, а кредитомвания и в конечном итоге привести к серьезным про-для этих целей пользуется лишь незначительная частьблемам при восстановлении конкурентоспособноймалых предприятий.продукции.Малые предприятия в России практически не поль-Необходимо отметить, что важным условием фор-зуются в этих целях бюджетными средствами и ино-мирования экономики инновационного типа являетсястранными инвестициями. Что касается результатовналичие эффективной системы координации и стиму-инновационной деятельности, то нововведения техно-лирования внедрения научных разработок и производ-149логического характера, по данным того же Центра,ственных нововведений именно в малом бизнесе. Глав-ная проблема здесь состоит в том, чтобы преодолеть недостаточную в условиях России восприимчивость производства к нововведениям. Несмотря на то, что рыночные отношения и конкуренция сами по себе за-ставляют предпринимателей заниматься внедрением новшеств, как нам представляется, со стороны государ-ства должны быть приняты дополнительные меры, стимулирующие инновационную активность, как это делается во многих странах мира.Очевидно, в современных условиях предпочтитель-ной средой реализации нововведений должны быть малые и средние предприятия, поскольку они, как уже отмечалось, имеют ряд преимуществ в инновационной деятельности. Главное из них состоит в том, что их перепрофилирование в связи с внедрением новшеств обходится дешевле, чем крупных предприятий, и оно может быть осуществлено в более короткие сроки. За-рубежный опыт свидетельствует, что именно мелкие и средние фирмы осуществляют основную нововведен-ческую научно-техническую деятельность, поощряе-мую государством. Так, например, в США в законода-тельном порядке стимулируется малый научный бизнес путем привлечения его к реализации государственных научно-технических проектов и исполнению госзака-зов. По оценкам экспертов, потребляя менее 10% об-щего объема средств на НИОКР, малый бизнес обеспе-чивает до 50% нововведений. На одного занятого в сфере НИОКР малые и средние предприятия расходу-ют вдвое меньше средств, чем крупные компании. Приведенные выше факты и проведенный на их основе анализ позволяют сделать вывод о том, что малое предпринимательство, осуществляя инновационную деятельность и стимулируя творчество и инициативу, позволяет находить эффективные способы формирова-ния экономики инновационного типа.Перед российской экономикой стоит острая про-блема привлечения капитала для финансирования ма-лых инновационных предприятий, прежде всего на стартовом этапе их развития, особенно в сфере науко-емких производств. Активную роль в решении данной проблемы может сыграть венчурный капитал. Венчур-ный капитал как растущее направление рискового ин-вестирования, активно заявил о себе в 1970-е гг. К се-редине 1980-х гг. масштаб и ориентация венчурного инвестирования существенно изменились. С появлени-ем новых отраслей производства с качественно новой технологией он начал множиться как по числу участ-ников, так и по объектам инвестирования. Лидерские позиции здесь прочно захватили США. Страны Запад-ной, Центральной и Восточной Европы, а также Япо-ния, Китай, Корея и некоторые другие страны стали предпринимать активные меры по стимулированию развития венчурного капитала, используя опыт США.Малые по масштабам венчурные фирмы успешно действуют в сфере малого бизнеса, связанного с вне-дрением технических и технологических новинок. Фирмы такого рода создаются часто как обычные ин-новационные, но отличаются от последних существен-но более высокими темпами роста за счет восприятия и преодоления более высокого уровня риска. Венчурные фирмы обычно со временем превращаются в крупные акционерные компании или вливаются в другие, более150мощные структуры. Венчурный капитал как важней-ший элемент инновационного механизма получил ши-рокое распространение в Западной Европе, США и Японии. В развитых странах разработаны специальные программы поддержки нововведений за счет стимули-рования малых венчурных предприятий. В рамках этих предприятий устанавливаются, например, направления, объемы и источники финансирования.В соответствии с законодательством США федераль-ные ведомства с бюджетом более 100 млн долларов обя-заны передавать 1,25% своих финансовых ресурсов на поддержание деятельности мелких, как правило, высоко-рисковых, научно-исследовательских фирм.В США под эгидой Администрации по делам мало-го бизнеса действуют венчурные компании трех типов: корпоративные (дочерние компании крупных корпора-ций), крупные независимые компании и фирмы малого бизнеса. На первые два типа в конце 1990-х гг. прихо-дилось около 600 компаний, на третий - около 500. Из федеральных фондов финансируется примерно 1/3 всех расходов мелких компаний на НИОКР. Эти средства распределяются на конкурсной основе в виде безвоз-мездных целевых субсидий. Государство поддерживает субсидиями деятельность многих «инкубаторов» мало-го бизнеса, создает благоприятные условия для вен-чурных фондов, наращивания объема их операций.Таким образом, венчурный бизнес можно охаракте-ризовать как поддерживаемое государством высоко-рисковое аккумулирование инвестиционных ресурсов из различных источников (средства корпораций, инди-видуальных вкладчиков, пенсионеров и другие источ-ники) для осуществления научно-технических проек-тов, от реализации которых ожидаются не только вы-сокие прибыли, но и технологические нововведения.Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что предпринимательские фирмы небольшого масштаба, включая микропредприятия, участвуют в процессе соз-дания новых инновационных производств, практически по всем направлениям современного научно-техни-ческого прогресса, активно содействуя формированию национальных экономик инновационного типа. В этом плане правомочно говорить об их инновационно-формирующей роли.Рост числа малых и средних предприятий в отраслях высокой технологии обусловлен самим характером но-вых наукоемких технологий, определяющих относи-тельно небольшой объем необходимых стартовых веще-ственных инвестиций по сравнению с инвестициями интеллектуальными. Особенно показательно в этом пла-не развитие информационных технологий, открывших множество новых рыночных ниш для малого бизнеса. Микробизнес развивается за счет роста числа индивиду-альных предпринимателей (без образования юридиче-ского лица), формирующихся из инициативных, пред-приимчивых и нередко талантливых инженеров, ученых, программистов, врачей и других специалистов.Малые предприятия активнее проводят исследова-ния, берут на себя риск, эффективнее используют ис-следовательские фонды и оборудование, вносят более весомый удельный (по отношению к издержкам) вклад в инновационный процесс, технологическое обновле-ние производства. На этапе нарастания глобализацион-ных процессов малые инновационные предприятия с их мобильностью в условиях обостряющейся конку-ренции новых товаров, когда решающим фактором становятся темпы обновления выпускаемой продукции, заняли прочное место в системе не только националь-ного, но и мирового хозяйства. Они специализируются на начальных стадиях нововведений, оставляя крупным корпорациям капиталоемкие стадии промышленного серийного производства.Как нам представляется, в целях создания благо-приятных условий для поддержки малого бизнеса, пре-одоления административных барьеров на пути его раз-вития, в качестве уполномоченного субъекта целесооб-разно использовать специализированную организацию, уточнив организационно-правовой статус этой органи-зации, осуществляющей государственную поддержку на федеральном уровне.Новая конструкция специализированной организа-ции должна аккумулировать денежные средства, выде-ленные из бюджетов различных уровней, и направлять их на цели поддержки малого предпринимательства. Это, в свою очередь, будет способствовать минимиза-ции объемов прямой финансовой поддержки из бюд-жетных источников, даст возможность финансирова-ния более широкого круга субъектов малого предпри-нимательства, т.к. порядок предоставления средств фондов проще порядка предоставления средств из бюджета. При этом самофинансирование специализи-рованных организаций позволит задействовать эконо-мические рычаги, активизирующие их работу в целом.На региональном уровне должны функционировать специализированные региональные организации, дея-тельность которых предполагает оказание непосредст-венной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства.Целесообразно также законодательно закрепить право специализированных организаций поддержки малого предпринимательства получать из соответст-вующих бюджетов субсидии и субвенции без привязки к целевым программам. Установление таких норм обу-словлено тем, что согласно Бюджетному кодексу Рос-сийской Федерации субсидии и субвенции вправе по-лучать юридические лица только в случаях, преду-смотренных соответствующими целевыми программа-ми. В то же время предоставление субсидий и субвен-ций только на основании целевых программ осложняет привлечение средств, поскольку не исключены ситуа-ции, при которых программа может быть не принята на соответствующий год, что значительно затруднит осу-ществление финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.Кроме того, предоставление средств федерального бюджета в форме субсидий и субвенций на осуществ-ление целевых расходов в процессе поддержки малого предпринимательства позволит исключить возмож-ность произвольного изъятия расходных сумм, которые могут иметь место при утверждении федеральных це-левых программ. Законодательное закрепление указан-ных положений будет способствовать и более стабиль-ной работе специализированных государственных и муниципальных организаций, ответственных за финан-совую поддержку малого предпринимательства.Перспективным направлением деятельности в об-ласти финансовой поддержки малого предпринима-тельства является разработка и внедрение системы га-рантий (поручительств) по кредитным обязательствам субъектов малого предпринимательства. В то же время реализация системы гарантирования требует разработ-ки соответствующей нормативно-правовой базы, обес-печивающей реализацию системы гарантирования.Одним из наиболее востребованных направлений финансовой поддержки малого предпринимательства являются микрофинансовые услуги, которые обычно предоставляются обществами взаимного кредитования, кредитными союзами, фондами поддержки малого предпринимательства, кооперативами. Наиболее эф-фективно с задачей микрофинансирования справляют-ся специализированные финансовые посредники, про-фессионально занимающиеся финансированием мик-ропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Поскольку операции микрофинансирования представ-ляют собой небольшие по размеру финансовые опера-ции, требующие больших трудозатрат, они неинтерес-ны для коммерческих банков. Институты микрофинан-сирования выполняют эти операции, заполняя образо-вавшиеся бреши.Поскольку рынок микрофинансовых услуг в России еще недостаточно развит, а потребность в микрофи-нансовых услугах по экспертным оценкам достаточно востребована, соответствующие государственные структуры планируют в ближайшей перспективе рас-ширить сеть российских микрофинансовых организа-ций, подключив к процессу микрофинансирования ре-гиональные фонды поддержки малого предпринима-тельства. Реализацию данного направления можно бы-ло бы осуществлять в рамках разрабатываемых в на-стоящее время Федеральных программ государствен-ной поддержки малого предпринимательства за счет средств бюджетов всех уровней.Важным направлением инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства может стать организация специфической инфраструктуры программ кредитных гарантий. Расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам банков невозможно без содействия государства, кото-рое в данном случае могло бы взять на себя часть рис-ков финансовых институтов, неизбежно возникающих при кредитовании малого предпринимательства.Программы кредитных гарантий в настоящее время созданы во многих странах мира. Они успешно решают задачу расширения притока капиталов в реальную эко-номику и, в том числе, в проекты малого бизнеса. Пра-вительства, которые осуществляют такие программы, ограничивают расходы в виде прямых бюджетных ас-сигнований на нужды малого и среднего бизнеса и, в то же время, стимулируют приток капиталов в этот сек-тор. Программа кредитных гарантий в России могла бы облегчить доступ малых предприятий к источникам финансирования, если налажен процесс отбора, при котором гарантии выдаются только в соответствии с принятым порядком их выдачи. На начальном этапе максимальная гарантия могла бы не превышать 60-70% суммы кредита, что позволяет исключить непод-готовленное кредитование заемщиков.151По мнению ряда экспертов, разделяемому автором, в целях упрощения доступа субъектов малого предприни-мательства к финансовым ресурсам целесообразно разра-ботать общегосударственную многоуровневую систему (федерального, регионального и муниципального) пре-доставления гарантий финансово-кредитным организаци-ям по кредитам (и в том числе долгосрочным), которые выдаются субъектам малого предпринимательства, не имеющим возможности предоставить ликвидное обеспе-чение. При этом инструментом инвестирования, который позволяет малым предприятиям получать новые оборудо-вание и технологии, необходимые для расширения и мо-дернизации производства, являлся бы финансовый ли-зинг. В России правительственными структурами в по-следние годы проводилась работа по созданию регио-нальной сети специализированных лизинговых компаний, оказывающих услуги, в том числе субъектам малого предпринимательства. Целью работы является упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к по-ставкам продукции, проведению работ и оказанию услуг для государственных нужд. Система лизинга позволяет малому бизнесу решать такие сложные для него пробле-мы, как непомерные процентные ставки и жесткие требо-вания к обеспечению. Кроме того, лизинг позволяет по-лучать средства на более длительные сроки, чем обычные сроки кредитов коммерческих банков и нередко является единственным источником инвестирования, способом получения основных средств.Перспективным направлением развития механизма финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства является развитие бюджетного субсидирования разницы в процентных ставках по кре-дитам, полученным субъектами малого предпринима-тельства в кредитных организациях. Сам по себе меха-низм субсидирования, как известно, не может влиять на принятие решения финансово-кредитными органи-зациями о выдаче субъектам малого предприниматель-ства и поэтому не упрощает их доступ к инвестицион-Статья представлена научной редакцией «Экономика» 1 ноября 2010 г.ным ресурсам. Но в совокупности с гарантийными ме-ханизмами субсидирование может оказать положи-тельное воздействие на процесс привлечения заемных банковских средств в сектор малого предприниматель-ства. Такую же вспомогательную позитивную роль могла бы сыграть разработка базы данных кредитных историй субъектов малого предпринимательства.Важнейшим направлением государственной поли-тики России в настоящее время, как уже отмечалось, является инновационный путь развития экономики, содействие в решении проблем его финансирования. Этот путь нуждается в срочном и эффективном созда-нии соответствующей инфраструктуры, в том числе сети специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки.В настоящее время в России, как и в большинстве промышленно развитых стран, инновации рассматри-ваются как ключевой фактор успеха малого бизнеса и экономического развития в целом. Это связано с рядом экономических причин и, в первую очередь, темпами технологических изменений, характером современной конкуренции, сокращением сроков действия конку-рентных преимуществ, новыми возможностями полу-чения информации через сеть Интернет, с оперативно-стью принятия решений и, следовательно, с профес-сионализмом управленческих кадров. В условиях оче-видного преобладания инновационного потенциала над результатами инновационной деятельности в России необходимо проведение последовательной политики по формированию экономики инновационного типа, в которой, как показывает мировой опыт, важнейшая роль принадлежит малому бизнесу. Инновационно-формирующая роль малого предпринимательства в России должна стать острым аргументом для принятия государством мер по обеспечению условий наращива-ния инвестиций в этом секторе экономики.152