Инвестиционная поддержка малого бизнеса: проблемы и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 340.

Инвестиционная поддержка малого бизнеса: проблемы и перспективы

Отмечается, что при проведении государственной политики формирования новой экономики, экономики инновационного типа, стратегические вопросы развития такого сегмента экономики, как малое предпринимательство должны решаться на государственном уровне, а вектор общих усилий должен быть нацелен на реальную поддержку инновационных предприятий. Важнейшим направлением государственной политики России в настоящее время должен стать инновационный путь развития малого предпринимательства, и, прежде всего, путь содействия в решении его проблем с инвестиционной поддержкой. Этот путь предполагает срочное и эффективное создание соответствующей инфраструктуры, в том числе сети специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки

Investment support of small business: problems and prospects.pdf Роль малого бизнеса в развитии инновационноговнедряются преимущественно на крупных предприяти-предпринимательства и построении экономики инно-ях, в то время как доля малых предприятий в этом про-вационного типа в значительной мере зависит от эф-цессе пока незначительна. К основным факторам, от-фективности проводимой в стране экономической по-рицательно влияющим на развитие инновационноголитики, и, прежде всего, по отношению к маломупроцесса с участием малого предпринимательства впредпринимательству как важнейшему институту ин-России, помимо высокого риска, можно отнести:новационно-формирующего характера. В этой связи- недостаточную государственную поддержку;для решения задач, стоящих перед экономическим бло-- низкие инвестиционные возможности негосудар-ком правительства страны, необходима реализацияственных институтов;мер, направленных на обеспечение необходимых усло-- высокие ставки коммерческих банков;вий для стимулирования инвестиционной активности- техническую невостребованность инноваций насубъектов малого предпринимательства. Это, на нашвнутреннем рынке, связанную с недостаточностью ин-взгляд, позволило бы обеспечить производство высоко-вестиционных ресурсов для «запуска» нововведений вкачественной конкурентоспособной продукции с высо-производство.кой добавленной стоимостью, призванной удовлетво-Следовательно, правомочен вывод, что инноваци-рить не только внутренние потребности, но и завоевы-онно-формирующая роль малого предпринимательствавать внешние рынки. Этой задаче отвечает инновацион-в экономике России на данном этапе развития в значи-ный тип производства. Россия унаследовала огромныйтельной мере определяется позицией государства понаучно-технический и интеллектуальный потенциал, и,отношению к этому вопросу. В этом плане важно, что-несмотря на различные негативные процессы, этот по-бы инновационное предпринимательство, особенно втенциал в значительной мере сохранен и способен обес-приоритетных отраслях, развивалось в рамках общего-печить серьезный технологический прорыв.сударственных программ, которые учитывали бы по-Эффективное использование научно-техническоготенциал малого бизнеса. Мировая практика свидетель-потенциала представляется наиболее вероятным путемствует о том, что при проведении государственной по-становления качественно нового производства, реаль-литики формирования экономики инновационного ти-ным фактором, способным перевести экономику в со-па стратегические вопросы развития такого секторастояние устойчивого инновационного развития. Междунациональной экономики, как малое инновационноетем инновационную активность малых предприятий впредпринимательство решаются на государственномсовременной России нельзя признать адекватной тре-уровне, а вектор общих усилий нацеливается на под-бованиям современной экономики. По данным обсле-держку конкретных предприятий. Как нам представля-дования, проводимого Центром экономической конъ-ется, именно такой подход отвечает современным тре-юнктуры при Правительстве Российской Федерации,бованиям развития инновационного производства. Вразличными видами инновационной деятельности вРоссии, как и в других странах, с образованием значи-стране занимаются менее 20-30% предприятий. Работытельного числа производственных малых предприятийпо внедрению новых технологий осуществляются не-важнейшие вопросы научно-технического прогресса,значительной частью малых предприятий, примкнув-реконструкции и модернизации производства сталиших к крупному бизнесу, в основном в химическом инуждаться в целенаправленной координации государ-нефтехимическом производстве. Основным источни-ства. Отсутствие управляемости в этой сфере можетком финансирования инновационной деятельности яв-повлечь за собой углубление технологического отста-ляются собственные средства предприятий, а кредитомвания и в конечном итоге привести к серьезным про-для этих целей пользуется лишь незначительная частьблемам при восстановлении конкурентоспособноймалых предприятий.продукции.Малые предприятия в России практически не поль-Необходимо отметить, что важным условием фор-зуются в этих целях бюджетными средствами и ино-мирования экономики инновационного типа являетсястранными инвестициями. Что касается результатовналичие эффективной системы координации и стиму-инновационной деятельности, то нововведения техно-лирования внедрения научных разработок и производ-149логического характера, по данным того же Центра,ственных нововведений именно в малом бизнесе. Глав-ная проблема здесь состоит в том, чтобы преодолеть недостаточную в условиях России восприимчивость производства к нововведениям. Несмотря на то, что рыночные отношения и конкуренция сами по себе за-ставляют предпринимателей заниматься внедрением новшеств, как нам представляется, со стороны государ-ства должны быть приняты дополнительные меры, стимулирующие инновационную активность, как это делается во многих странах мира.Очевидно, в современных условиях предпочтитель-ной средой реализации нововведений должны быть малые и средние предприятия, поскольку они, как уже отмечалось, имеют ряд преимуществ в инновационной деятельности. Главное из них состоит в том, что их перепрофилирование в связи с внедрением новшеств обходится дешевле, чем крупных предприятий, и оно может быть осуществлено в более короткие сроки. За-рубежный опыт свидетельствует, что именно мелкие и средние фирмы осуществляют основную нововведен-ческую научно-техническую деятельность, поощряе-мую государством. Так, например, в США в законода-тельном порядке стимулируется малый научный бизнес путем привлечения его к реализации государственных научно-технических проектов и исполнению госзака-зов. По оценкам экспертов, потребляя менее 10% об-щего объема средств на НИОКР, малый бизнес обеспе-чивает до 50% нововведений. На одного занятого в сфере НИОКР малые и средние предприятия расходу-ют вдвое меньше средств, чем крупные компании. Приведенные выше факты и проведенный на их основе анализ позволяют сделать вывод о том, что малое предпринимательство, осуществляя инновационную деятельность и стимулируя творчество и инициативу, позволяет находить эффективные способы формирова-ния экономики инновационного типа.Перед российской экономикой стоит острая про-блема привлечения капитала для финансирования ма-лых инновационных предприятий, прежде всего на стартовом этапе их развития, особенно в сфере науко-емких производств. Активную роль в решении данной проблемы может сыграть венчурный капитал. Венчур-ный капитал как растущее направление рискового ин-вестирования, активно заявил о себе в 1970-е гг. К се-редине 1980-х гг. масштаб и ориентация венчурного инвестирования существенно изменились. С появлени-ем новых отраслей производства с качественно новой технологией он начал множиться как по числу участ-ников, так и по объектам инвестирования. Лидерские позиции здесь прочно захватили США. Страны Запад-ной, Центральной и Восточной Европы, а также Япо-ния, Китай, Корея и некоторые другие страны стали предпринимать активные меры по стимулированию развития венчурного капитала, используя опыт США.Малые по масштабам венчурные фирмы успешно действуют в сфере малого бизнеса, связанного с вне-дрением технических и технологических новинок. Фирмы такого рода создаются часто как обычные ин-новационные, но отличаются от последних существен-но более высокими темпами роста за счет восприятия и преодоления более высокого уровня риска. Венчурные фирмы обычно со временем превращаются в крупные акционерные компании или вливаются в другие, более150мощные структуры. Венчурный капитал как важней-ший элемент инновационного механизма получил ши-рокое распространение в Западной Европе, США и Японии. В развитых странах разработаны специальные программы поддержки нововведений за счет стимули-рования малых венчурных предприятий. В рамках этих предприятий устанавливаются, например, направления, объемы и источники финансирования.В соответствии с законодательством США федераль-ные ведомства с бюджетом более 100 млн долларов обя-заны передавать 1,25% своих финансовых ресурсов на поддержание деятельности мелких, как правило, высоко-рисковых, научно-исследовательских фирм.В США под эгидой Администрации по делам мало-го бизнеса действуют венчурные компании трех типов: корпоративные (дочерние компании крупных корпора-ций), крупные независимые компании и фирмы малого бизнеса. На первые два типа в конце 1990-х гг. прихо-дилось около 600 компаний, на третий - около 500. Из федеральных фондов финансируется примерно 1/3 всех расходов мелких компаний на НИОКР. Эти средства распределяются на конкурсной основе в виде безвоз-мездных целевых субсидий. Государство поддерживает субсидиями деятельность многих «инкубаторов» мало-го бизнеса, создает благоприятные условия для вен-чурных фондов, наращивания объема их операций.Таким образом, венчурный бизнес можно охаракте-ризовать как поддерживаемое государством высоко-рисковое аккумулирование инвестиционных ресурсов из различных источников (средства корпораций, инди-видуальных вкладчиков, пенсионеров и другие источ-ники) для осуществления научно-технических проек-тов, от реализации которых ожидаются не только вы-сокие прибыли, но и технологические нововведения.Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что предпринимательские фирмы небольшого масштаба, включая микропредприятия, участвуют в процессе соз-дания новых инновационных производств, практически по всем направлениям современного научно-техни-ческого прогресса, активно содействуя формированию национальных экономик инновационного типа. В этом плане правомочно говорить об их инновационно-формирующей роли.Рост числа малых и средних предприятий в отраслях высокой технологии обусловлен самим характером но-вых наукоемких технологий, определяющих относи-тельно небольшой объем необходимых стартовых веще-ственных инвестиций по сравнению с инвестициями интеллектуальными. Особенно показательно в этом пла-не развитие информационных технологий, открывших множество новых рыночных ниш для малого бизнеса. Микробизнес развивается за счет роста числа индивиду-альных предпринимателей (без образования юридиче-ского лица), формирующихся из инициативных, пред-приимчивых и нередко талантливых инженеров, ученых, программистов, врачей и других специалистов.Малые предприятия активнее проводят исследова-ния, берут на себя риск, эффективнее используют ис-следовательские фонды и оборудование, вносят более весомый удельный (по отношению к издержкам) вклад в инновационный процесс, технологическое обновле-ние производства. На этапе нарастания глобализацион-ных процессов малые инновационные предприятия с их мобильностью в условиях обостряющейся конку-ренции новых товаров, когда решающим фактором становятся темпы обновления выпускаемой продукции, заняли прочное место в системе не только националь-ного, но и мирового хозяйства. Они специализируются на начальных стадиях нововведений, оставляя крупным корпорациям капиталоемкие стадии промышленного серийного производства.Как нам представляется, в целях создания благо-приятных условий для поддержки малого бизнеса, пре-одоления административных барьеров на пути его раз-вития, в качестве уполномоченного субъекта целесооб-разно использовать специализированную организацию, уточнив организационно-правовой статус этой органи-зации, осуществляющей государственную поддержку на федеральном уровне.Новая конструкция специализированной организа-ции должна аккумулировать денежные средства, выде-ленные из бюджетов различных уровней, и направлять их на цели поддержки малого предпринимательства. Это, в свою очередь, будет способствовать минимиза-ции объемов прямой финансовой поддержки из бюд-жетных источников, даст возможность финансирова-ния более широкого круга субъектов малого предпри-нимательства, т.к. порядок предоставления средств фондов проще порядка предоставления средств из бюджета. При этом самофинансирование специализи-рованных организаций позволит задействовать эконо-мические рычаги, активизирующие их работу в целом.На региональном уровне должны функционировать специализированные региональные организации, дея-тельность которых предполагает оказание непосредст-венной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства.Целесообразно также законодательно закрепить право специализированных организаций поддержки малого предпринимательства получать из соответст-вующих бюджетов субсидии и субвенции без привязки к целевым программам. Установление таких норм обу-словлено тем, что согласно Бюджетному кодексу Рос-сийской Федерации субсидии и субвенции вправе по-лучать юридические лица только в случаях, преду-смотренных соответствующими целевыми программа-ми. В то же время предоставление субсидий и субвен-ций только на основании целевых программ осложняет привлечение средств, поскольку не исключены ситуа-ции, при которых программа может быть не принята на соответствующий год, что значительно затруднит осу-ществление финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.Кроме того, предоставление средств федерального бюджета в форме субсидий и субвенций на осуществ-ление целевых расходов в процессе поддержки малого предпринимательства позволит исключить возмож-ность произвольного изъятия расходных сумм, которые могут иметь место при утверждении федеральных це-левых программ. Законодательное закрепление указан-ных положений будет способствовать и более стабиль-ной работе специализированных государственных и муниципальных организаций, ответственных за финан-совую поддержку малого предпринимательства.Перспективным направлением деятельности в об-ласти финансовой поддержки малого предпринима-тельства является разработка и внедрение системы га-рантий (поручительств) по кредитным обязательствам субъектов малого предпринимательства. В то же время реализация системы гарантирования требует разработ-ки соответствующей нормативно-правовой базы, обес-печивающей реализацию системы гарантирования.Одним из наиболее востребованных направлений финансовой поддержки малого предпринимательства являются микрофинансовые услуги, которые обычно предоставляются обществами взаимного кредитования, кредитными союзами, фондами поддержки малого предпринимательства, кооперативами. Наиболее эф-фективно с задачей микрофинансирования справляют-ся специализированные финансовые посредники, про-фессионально занимающиеся финансированием мик-ропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Поскольку операции микрофинансирования представ-ляют собой небольшие по размеру финансовые опера-ции, требующие больших трудозатрат, они неинтерес-ны для коммерческих банков. Институты микрофинан-сирования выполняют эти операции, заполняя образо-вавшиеся бреши.Поскольку рынок микрофинансовых услуг в России еще недостаточно развит, а потребность в микрофи-нансовых услугах по экспертным оценкам достаточно востребована, соответствующие государственные структуры планируют в ближайшей перспективе рас-ширить сеть российских микрофинансовых организа-ций, подключив к процессу микрофинансирования ре-гиональные фонды поддержки малого предпринима-тельства. Реализацию данного направления можно бы-ло бы осуществлять в рамках разрабатываемых в на-стоящее время Федеральных программ государствен-ной поддержки малого предпринимательства за счет средств бюджетов всех уровней.Важным направлением инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства может стать организация специфической инфраструктуры программ кредитных гарантий. Расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам банков невозможно без содействия государства, кото-рое в данном случае могло бы взять на себя часть рис-ков финансовых институтов, неизбежно возникающих при кредитовании малого предпринимательства.Программы кредитных гарантий в настоящее время созданы во многих странах мира. Они успешно решают задачу расширения притока капиталов в реальную эко-номику и, в том числе, в проекты малого бизнеса. Пра-вительства, которые осуществляют такие программы, ограничивают расходы в виде прямых бюджетных ас-сигнований на нужды малого и среднего бизнеса и, в то же время, стимулируют приток капиталов в этот сек-тор. Программа кредитных гарантий в России могла бы облегчить доступ малых предприятий к источникам финансирования, если налажен процесс отбора, при котором гарантии выдаются только в соответствии с принятым порядком их выдачи. На начальном этапе максимальная гарантия могла бы не превышать 60-70% суммы кредита, что позволяет исключить непод-готовленное кредитование заемщиков.151По мнению ряда экспертов, разделяемому автором, в целях упрощения доступа субъектов малого предприни-мательства к финансовым ресурсам целесообразно разра-ботать общегосударственную многоуровневую систему (федерального, регионального и муниципального) пре-доставления гарантий финансово-кредитным организаци-ям по кредитам (и в том числе долгосрочным), которые выдаются субъектам малого предпринимательства, не имеющим возможности предоставить ликвидное обеспе-чение. При этом инструментом инвестирования, который позволяет малым предприятиям получать новые оборудо-вание и технологии, необходимые для расширения и мо-дернизации производства, являлся бы финансовый ли-зинг. В России правительственными структурами в по-следние годы проводилась работа по созданию регио-нальной сети специализированных лизинговых компаний, оказывающих услуги, в том числе субъектам малого предпринимательства. Целью работы является упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к по-ставкам продукции, проведению работ и оказанию услуг для государственных нужд. Система лизинга позволяет малому бизнесу решать такие сложные для него пробле-мы, как непомерные процентные ставки и жесткие требо-вания к обеспечению. Кроме того, лизинг позволяет по-лучать средства на более длительные сроки, чем обычные сроки кредитов коммерческих банков и нередко является единственным источником инвестирования, способом получения основных средств.Перспективным направлением развития механизма финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства является развитие бюджетного субсидирования разницы в процентных ставках по кре-дитам, полученным субъектами малого предпринима-тельства в кредитных организациях. Сам по себе меха-низм субсидирования, как известно, не может влиять на принятие решения финансово-кредитными органи-зациями о выдаче субъектам малого предприниматель-ства и поэтому не упрощает их доступ к инвестицион-Статья представлена научной редакцией «Экономика» 1 ноября 2010 г.ным ресурсам. Но в совокупности с гарантийными ме-ханизмами субсидирование может оказать положи-тельное воздействие на процесс привлечения заемных банковских средств в сектор малого предприниматель-ства. Такую же вспомогательную позитивную роль могла бы сыграть разработка базы данных кредитных историй субъектов малого предпринимательства.Важнейшим направлением государственной поли-тики России в настоящее время, как уже отмечалось, является инновационный путь развития экономики, содействие в решении проблем его финансирования. Этот путь нуждается в срочном и эффективном созда-нии соответствующей инфраструктуры, в том числе сети специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки.В настоящее время в России, как и в большинстве промышленно развитых стран, инновации рассматри-ваются как ключевой фактор успеха малого бизнеса и экономического развития в целом. Это связано с рядом экономических причин и, в первую очередь, темпами технологических изменений, характером современной конкуренции, сокращением сроков действия конку-рентных преимуществ, новыми возможностями полу-чения информации через сеть Интернет, с оперативно-стью принятия решений и, следовательно, с профес-сионализмом управленческих кадров. В условиях оче-видного преобладания инновационного потенциала над результатами инновационной деятельности в России необходимо проведение последовательной политики по формированию экономики инновационного типа, в которой, как показывает мировой опыт, важнейшая роль принадлежит малому бизнесу. Инновационно-формирующая роль малого предпринимательства в России должна стать острым аргументом для принятия государством мер по обеспечению условий наращива-ния инвестиций в этом секторе экономики.152

Ключевые слова

modernisation, institutional transformations, innovative economy, credit resources, investment support, investment, small business, модернизация, институциональные преобразования, инновационная экономика, кредитные ресурсы, инвестиционная поддержка, инвестиции, малое предпринимательство

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лисин Виктор Васильевичадминистрация Пушкинского муниципального района Московской областиprorektorsv@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Инвестиционная поддержка малого бизнеса: проблемы и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 340.

Инвестиционная поддержка малого бизнеса: проблемы и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 340.

Полнотекстовая версия