Философия культуры в метафизическом поиске. Статья 1. Культура - Разума творение. Метафизическая стратегияклассической трансцендентальной философии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 341.

Философия культуры в метафизическом поиске. Статья 1. Культура - Разума творение. Метафизическая стратегияклассической трансцендентальной философии

Статья посвящена истории метафизических исканий философии культуры. Философию культуры в целом отличает подлинно философское стремление к обретению трансцендентального статуса, поэтому изначально ведущей для философского постижения культуры выступает традиционная метафизическая концепция классической философии, опора на которую всегда будет необходимой и неизбежной. Философское наследие классического трансцендентализма приобретает особую ценность в современной, весьма сложной и нестабильной культурной ситуации и вызывает потребность переосмысления в современных философско-культурологических контекстах.

PHILOSOPHY OF CULTURE IN METAPHYSICAL SEARCH. ARTICLE 1. CULTURE AS A PRODUCT OF MIND. METAPHYSICS OF CLASSICAL TRANSCENDENTAL PHILOSOPHY.pdf Вечный и потому всегда своевременный «основнойклассической трансцендентальной философии и на про-философский вопрос» наук о культуре и духе - Чтотяжении XIX столетия постепенно обретает научнуюесть Культура? - давно имеет традиционный, обре-самостоятельность с выделением в качестве домини-тенный историческим опытом и ныне общепринятыйрующих двух направлений: философии жизниответ: Культура - способ человеческого бытия-в-мире.(Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер,Основополагающим здесь всегда был и остается смы-А. Бергсон) и неокантианства с его ведущими немецки-словой контекст человеческого с глубинным ключевымми школами (марбургской - Г. Коген, П. Наторп,философско-антропологическим смыслом самопозна-Э. Кассирер и баденской - В. Виндельбанд, Г. Риккерт).ния, самоопределения и совершенствования Человека,Содержание научно-исследовательских монографийгде слышится отзвук древнейшего «Познай самого се-и учебников по циклу философско-культуро-бя» - призыва мудрецов всех мировых религий (иуда-логических дисциплин до сих пор в большинстве слу-изма, буддизма, конфуцианства, христианства) и отго-чаев организуется вокруг личностей, оставивших за-лосок «Ищу человека!» мыслителей Древней Греции.метный след в истории философии культуры, и являетСмысл культивирования как воссоздания, отличного отмногообразие философских концепций культуры, чащеприроды ее инобытия, особой человеческой природы,всего выглядящих изолированными друг от друга.как выхода за пределы физики в метафизическое про-В современной исследовательской ситуации философ-странство, освоения, очеловечивания Мира и возвыше-ских поисков такое «школьное» толкование представ-ния, свершения Человека («взращивания человечно-ляется весьма ограниченным. Культура в целом отра-сти» - Д.С. Лихачёв) оказывается изначальным: Куль-жает многообразие жизни человеческой, историческоетура = Человечность, cultura = humanitas.движение межкультурной общности и межнациональ-Потому философия культуры во все эпохи ее исто-ного взаимодействия различных культур, являет собойрического развития разворачивала исследование вокругжизненно-динамическую целостность. Потому в со-философско-антропологической проблематики, пред-временном гуманитарном познании уже не вызываетпринимала попытку постижения «тайны Человека»сомнений многозначность концепта «культура», и(Ф.М. Достоевский), вела антропологический поискпроисходит непрерывное расширение сферы значенийподлинной Человечности в ее истоке и первопроявле-и области смыслов.ниях, естественно продолжающийся и на современномСейчас наиболее актуальной становится концепцияэтапе. При этом внимание философии культуры на-постижения Культуры как «Жизненного Мира» Чело-правлено именно на метафизическую сущность чело-вечества, разрабатываемая на основе философскойвека. Вопросы «что такое Человек?» - «что такое Куль-идеи жизни [1-3]. Так выражается стремление совре-тура?» - «что такое метафизика?» состоят в глубокомменных философов следовать традиции философииродстве: метафизика исконно присуща человеческойжизни и положить «жизнь» в основание философииприроде. Поэтому основные этапы становления фило-культуры. Однако в отличие от других дисциплинсофии культуры всегда совпадают с деконструктивны-культурологического цикла специфика философиими процессами в области метафизики, важнейшимикультуры в том, что она всегда была и остается сосре-«метафизическими поворотами», неоднократно проис-доточенной на трансцендентальной способности, бла-ходившими в истории философского мышления. Фило-годаря которой происходит сознавание и познание Ми-софия культуры всегда пребывает в метафизическихра, становится возможным самопознание и самовыра-исканиях, обретает себя в поиске метафизических ис-жение Человека, следовательно, - сотворение Культу-токов, выявляя «сущность» метафизики (в хайдегге-ры, человеческого «метафизического жилья». Никем неровском смысле). Это касается и современной, весьмаотрицается наличие в Культуре, пребывающей в потокепроблематичной эпохи ее развития.изменений, элемента постоянства, вознесенного надВ отечественной историко-культурологической ли-жизнью, жизненными процессами в качестве трансцен-тературе долгое время сохранялся узкий взгляд на фи-дентального идеала. В живом культурном многообра-лософию культуры как одну из философских дисцип-зии, межкультурных различиях всегда присутствует56лин, которая исторически появляется в лоне немецкойсверхжизненный, сверхэмпирический уровень высшихценностей, задающий трансцендентальное измерение Культуры, абсолютную, всемирную, общечеловече-скую культурную реальность. Потому следует отчетли-во понимать трансцендентальный статус философии культуры и мыслить ее именно в качестве «трансцен-дентальной философии», в ракурсе общефилософской трансцендентальной проблематики, не упуская при этом из внимания достижения философии жизни. Это и представляет проблему для современного философа культуры.В современных философско-антропологических контекстах пересматривается вопрос о природе и ста-тусе Трансцендентального субъекта, вводится и обос-новывается понятие трансцендентальной способно-сти: «…необходимо уточнить понятие трансценден-тальной способности. Термин субъект… в данном случае не самый подходящий. Трансцендентальная способность не субъектна, а субстанциальна, будучи укорененной не в личности, а в родовой сущности че-ловека. Субъектом познания является личность, однако всякая личность… является представителем опреде-ленной культуры и человеческого рода в целом… Ми-ровая культура как универсальный фон, душа народа в качестве особенного - это субстанция, которая держит и содержит личность… Познает конкретная человече-ская личность, укорененная при этом в своей родовой (человеческой, народной, культурной) субстанции» [4. С. 180-181, 187]. В связи с этим наблюдается появле-ние философских исследований истории трансценден-тальной философии в целом, и не случайно возрастает количество работ, посвященных переосмыслению трансцендентального идеализма, классических версий трансцендентализма и подробному рассмотрению дальнейшего развития трансцендентальной традиции философии в неклассическую эпоху [5-8].Повышенное внимание современных ученых при-влекает расширение сферы трансцендентального, свя-занное именно с философско-жизненной, антропологи-ческой направленностью неклассического философст-вования, и вызванное этим изменение стратегии транс-цендентальной философии, появление иных вариантов трансцендентализма. В центре трансцендентальной философии в целом находится, по сути, единственный вопрос - вопрос о природе познания: как возможно о-сознание Мира и познание как таковое? Классиче-ским направлением трансцендентальной философии была предложена версия чисто разумного познания, и сама философия как таковая понималась в качестве гносеологии, как чисто разумное знание, полностью ориентированное на объяснение процесса познания. Познание возможно исключительно силой Чистого Разума, и Мир - данность Чистого Сознания - органи-зуем лишь чистой мыслью. Cogito, Гносеологический субъект, Трансцендентальный субъект как Сознание вообще, формируя Разумный Мир и упорядочивая его по законам строгой логики, авторитарно устанавливал единую, абсолютную и вечную Истину.С выходом философии за узкие границы гносеоло-гии в философию жизни трансцендентальная традиция не утрачивается и поддерживается. Однако у филосо-фов неклассической эпохи, философов жизни, вызыва-ет интерес не сам по себе Чистый Разум, но погранич-ная природа Разума в процессе познания, соприкосно-вение разумного знания с иным, иррациональным: жиз-ненной мудростью, религиозным откровением, сердеч-ным переживанием, воображением, воспоминанием, творческой интуицией и т.д. В центре их внимания оказывается не Чистое Сознание, но Сознание, пребы-вающее в изначальном единстве с Миром; возникает потребность рассмотрения соотношения Сознания и Языка, Сознания и Бессознательного, Сознания и Па-мяти, Сознания и Тела, понимания того, как постигает Мир целостное человеческое существо в совокупности всех его познавательно-творческих возможностей. Классический идеал чисто рационального познания сме-няется идеалом цельного знания, живого знания: познает человек, живое человеческое существо, живая человече-ская личность со всем богатством ее духовно-душевного мира, разумными возможностями, творческими способ-ностями, уникальными человеческими переживаниями, жизненным и национально-культурным опытом. Так происходит расширение философами жизни сферы трансцендентальной философии и появление новых ва-риантов трансцендентализма в области «наук о культу-ре и духе».Иметь в виду непрерывность трансцендентальной традиции философии, взаимоотношение и преемствен-ность в ней классического и неклассического направ-лений философствования принципиально важно имен-но сейчас, когда философия выступает самосознанием Культуры. Философия выполняет функцию самоопре-деления человека в ситуации культурной открытости, культурного плюрализма, с проблематичностью одно-временного пребывания на пересечении множества равноценных уникальных культур - своей, других, чу-жих, непонятных, близких, далеких и вытекающей отсюда сложностью культурной самоидентификации. В ситуации нестабильности, возможной утраты самобыт-ности Культуры, обесценивания Человечности от фи-лософии культуры как самостоятельной философской области знания требуется определенность, потому во-прос о метафизических основаниях Культуры стано-вится приоритетным и трансцендентальная способ-ность человека попадает в исследовательский центр философско-культурологических наук.Метафизический поиск современной философии культуры предполагает постоянное обращение к бога-тому историко-философскому опыту метафизики, на-копленному философией в течение тысячелетий разви-тия человеческой культуры, и внимание к ведущим метафизическим программам. Именно с такой пози-ции - внимательного рассмотрения возможных вариан-тов метафизики, предложенных философским мышле-нием, и выявления их значимости на современном этапе создания метафизики культуры - следует ставить и ре-шать проблему метафизических оснований и метафизи-ческих истоков Культуры. Соответственно, приходит понимание философии культуры как обширного всеох-ватного философского течения, имеющего многовеко-вую историю, уходящую корнями в глубокую древ-ность, к древнейшим истокам человеческой мысли, в целом соотносимую с историей развития человечества.В качестве основополагающей в философских нау-ках принято выделять традиционную классическую57метафизическую программу, подготовленную серьез-ной философской работой Парменида и древнегрече-ской школы элеатов, идеализмом Платона, логико-метафизическими исследованиями Аристотеля, рацио-нализмом Декарта, доведенную до высшего совершен-ства Кантом и немецкой трансцендентальной филосо-фией в эпоху Просвещения. Классическая метафизика всегда ориентирована на вопрошания «что есть сущее само по себе?», «что есть сущее в его предельных ос-нованиях?», т.е. на поиск «архэ», первоначал и перво-причин, фундаментальных оснований. Результат такого вопрошания - обретение Единого, обнаруживающего себя в единстве Истины - Добра - Красоты, утвер-ждение Абсолютной, Универсальной, Вечной Истины, носителем которой является Трансцендентальный субъект, Всеобъемлющий Разум в его трансценден-тальной чистоте.Идеей Единого проникнута вся мировая философия, причем для метафизики культуры, нацеленной на обоснование единства и гармонии человеческой куль-туры, эта идея - важнейшая. Другой вопрос, какими смысловыми гранями она открывается в истории фило-софских исканий, какой смысловой оттенок становится самым значимым: Единое само по себе, вечное и абсо-лютно неизменное или Единое во многом, Единое, раз-личаемое в себе самом, Всеединство как живая всеоб-щая взаимосвязь мироздания.Метафизика в древнегреческом духе («первая фило-софия», по Аристотелю) полагает Бытие, истинно-сущее, всегда равное самому себе, однородное, непод-вижное, неделимое, неизменное и совершенное - со-гласно определяющим его признакам Парменида; от-крывает изначальное и вечное единство мысли и всего мыслимого: сама мысль о сущем есть уже бытие сущее, мысль тождественна чистому бытию. «Все едино» и «Единое есть Бог», по мысли Ксенофана, другого пред-ставителя Элейской школы.Метафизика Бытия, благодаря стремлению к точно-сти, ясности, отчетливости, вводит принципиально важ-ный момент оформления и упорядочивания Мира, со-зерцает явленный Мир в гармонии прекрасных форм, определяет его границы и делает умопостигаемым. Здесь вместо стихийных, хаотичных, бессознательных, неконтролируемых импульсов вступают в силу и начи-нают действовать основания формы. Порядок в про-странстве, соразмерность и определенность Аристо-тель мыслил в качестве главных форм проявления Кра-соты. С.Н. Трубецкой в лекциях, посвященных метафи-зике Аристотеля - учению о сущем, - комментирует: «Материя не может существовать без формы: там, где… она обладает какой-либо действительностью, она обла-дает определенной формой. Форма, наоборот, как чистая энергия, может быть мыслима и без материи - в мысля-щем разуме. Разум есть форма всех форм: это наивыс-шая совершенная форма, которая определяется как чис-тая энергия абсолютно осуществленная ...Все возможное здесь действительно в деятельности чистой мысли, чис-того божественного Разума... Все возможное стремится к своему осуществлению, вся материя стремится к фор-ме, к бытию, ибо бытие есть всеобщее благо» [9. С. 428].Метафизическая программа, основанная на древне-греческом учении об абсолютно совершенном Едином,58составила базу для становления трансцендентальной философии, и в таком классическом варианте выступа-ет изначально ведущей для философского постижения Культуры, хотя, как будет показано далее, одновременно во многом проблематичной. Философию культуры в це-лом всегда отличает подлинно философское стремление к обретению трансцендентального статуса, устремленность к метафизическим пределам: Культура должна быть об-основа-на, о-предел-ена и о-форм-лена, потому опора на традиционную метафизическую концепцию классической философии всегда будет необходимой и неизбежной: именно здесь можно увидеть методологический подход к исследованию Культуры, выявлению культурных архэ, установлению культурных идеалов, рассмотрению куль-турных трансценденталий.Немецкой классической философии с ее философ-ско-методологическим центром - трансценденталь-ным идеализмом Канта - было присуще определение Культуры как Мира самоосуществления и величия Человеческого Духа. В критическом учении Канта о Разуме были заложены основания классического на-правления философии культуры и намечены даль-нейшие перспективы и возможности ее развития. «…метафизика природы и нравов и в особенности предварительная (пропедевтическая) критика разума, отваживающегося летать на собственных крыльях, составляют, собственно, все то, что можно назвать философией в подлинном смысле. Она все ставит в связь с мудростью… метафизика есть также и за-вершение всей культуры человеческого разума …В самом деле, она рассматривает разум с точки зрения его начал и высших максим…», - четко сформулиро-вано в «Критике чистого разума» [10. Т. 3. С. 692]. Если философия в целом понимается как строгая нау-ка, оперирующая абстрактными понятиями, трансцен-дентальными схемами, знание a priori, то, следова-тельно, задача философии культуры в этом ракурсе видится в выяснении предельных оснований Культу-ры, установлении абсолютно-ценностного культурно-го уровня, формировании гармоничного мирового порядка и в итоге - проектировании идеальной обще-человеческой Культуры, создании идеи Культуры.Что представляет собой философско-антропологи-ческая составляющая философии «культуры человече-ского разума»? Философское учение Канта, основанное на рациональности, логичности, строгой системности, устремленное к целостному и всеохватному мировиде-нию, все пронизано вопрошанием о Человеке. Вопрос «что такое человек?» Кант, как известно, объявил ос-новным, чем, по сути, совершил антропологический поворот мировой философской мысли, целенаправил философию к антропологическому поиску. Трансцен-дентальная философия Канта в целом - философия вы-явления чистых сущностей: чистый разум, чистая мо-раль, чистая красота, чистая человечность [11. С. 66]. Философско-антропологическая стратегия немецкой классики всегда сохраняет авторитет для философии культуры в плане определения человеческого как тако-вого, выяснения самой природы человека: что суть «чисто человеческое», «абсолютная человечность». Принципиально важными для нас здесь являются два ключевых момента, вокруг которых далее обозначитсяпроблемное поле и будут намечены пути развития фи-лософско-культурологических исследований.Во-первых, главное антропологическое достижение классической философии - открытие и обоснование трансцендентальной способности, выделившей Чело-века из природного мира, отличившей его как Челове-ка. Человек только в качестве свободного существа, т.е. наделенного сознанием и самосознанием, индивиду-альностью, личностностью, самостоятельно мысляще-го и обладающего разумной самодостаточностью, спо-собен создать свой человечески мыслимый мир - Куль-туру, в кантовском варианте рассуждения - Культуру Разума.Классическая философия, по сути, долгим путем усилий философской мысли выявила трансценденталь-ную способность и утвердила ее в качестве основопо-лагающей в Культуре. Проблема состоит в том, что трансцендентальная способность у философов-классиков оказалась тождественной способности гно-сеологической, была полностью сведена к познанию, причем под познавательными возможностями понима-лись исключительно возможности Чистого Сознания. Мир был явлен Сознанию, логически охвачен и гео-метрически строго оформлен Мыслью, созерцаем в гармонично упорядоченном облике, представлен ис-полненным красоты, ценности, значимости, смысла. Трансцендентальной философия, состоявшись в клас-сическом варианте, все подчинила концепции Транс-цендентального субъекта, дарующего свыше эмпири-ческим субъектам идеал истинного, доброго, прекрас-ного, справедливого, нравственного, Универсального Разума, вечным и неизменным законам которого сле-дует человеческий разум. Однако это достижение клас-сики и затем его постоянное переосмысление в фило-софско-культурологических контекстах является пер-востепенно важным для философии культуры, и на современном этапе ее становления обладает особой философской ценностью. Человек, сознающий себя и Мир, Человек мыслящий, Человек, имеющий «мужест-во пользоваться собственным умом» - именно здесь исток Культуры, воспитания и совершенствования че-ловека, именно так для человечества возможно созда-ние Единой Мировой Культуры в соответствии с ра-зумными законами.Во-вторых, Кант рассмотрел Человека во всеобщ-ности идеи, установил трансцендентальный идеал Че-ловека подобно тому, как Платон полагал единственно подлинный мир идей над кажущимся многообразием действительности. Человек у Канта мыслится в проекте должного, в ракурсе целеполагания, для себя самого выступает в качестве высшей и последней цели. Чело-век, согласно своей - чисто человеческой - природе, устремлен к идеалу; в непрерывном совершенствова-нии, самовоспитании, самотворении - специфика чело-веческого бытия. «Идея означает, собственно говоря, некое понятие разума, а идеал - представление о еди-ничной сущности, адекватной какой-либо идее... Толь-ко то, что имеет цель своего существования в себе са-мом, а именно человек, который разумом может сам определять себе свои цели… только человек, следова-тельно, может быть идеалом красоты, так же как среди всех предметов в мире только человечество в его лицекак мыслящее существо может быть идеалом совер-шенства» [10. Т. 5. С. 236-237]. Соответственно, Куль-тура в контексте классической философской програм-мы мыслится как способ не просто человеческого, но именно «чисто человеческого» бытия, средоточие Че-ловечности в человеке, как трансцендентальная реаль-ность общезначимых идеалов, этических норм, разум-ных законов, высших ценностей, прекрасных творений Человеческого Духа; покоится на незыблемых принци-пах всеобъемлющего и всеобщего Разума. «Приобрете-ние разумным существом способности ставить любые цели вообще (значит, в его свободе) - это культура. Следовательно, только культура может быть последней целью, которую мы имеем основание приписать при-роде в отношении человеческого рода…» [10. Т. 5. С. 464]. Телеологическая направленность философии культуры, согласно которой в жизни постоянно пре-бывает трансцендентальный идеал, раскрывается некий подлинный смысл, к которому человек, народы, чело-вечество, человеческий род в его едином историческом развитии стремятся как к Истине, является характерной для всех представителей классического трансцендента-лизма.Философская ситуация «возврата к классике» («На-зад к Канту!») возникает в интеллектуальной истории постоянно, в эпохи кризиса классическая метафизиче-ская программа оказывается особенно действенной, потому вновь и вновь происходит обращение к фило-софии Платона, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля, осознается необходимость более внимательного «про-чтения» авторитетных мыслителей. Все крупные фило-софы культуры XIX-XX столетий являются и остаются кантианцами именно в смысле признания авторитета кантовского наследия, все они воспитаны на классиче-ской трансцендентальной философии, прошли серьез-ную школу философского мышления в немецких уни-верситетах, неокантианских центрах. Непревзойденный кантовский идеал системно-логического построения, гегелевский идеал энциклопедической системы фило-софских наук никогда не отвергался философией куль-туры. В стремлении выстроить логику «наук о культуре и духе» философы изначально опирались на традицион-ную метафизическую концепцию классики (см., напри-мер, «Логику наук о культуре» Э. Кассирера [12], созда-вавшуюся под одновременным влиянием философии Канта и Гегеля и философии жизнетворчества Гете).Трансцендентальный идеализм всегда сохраняет непреходящее значение для философов и одновре-менно вызывает потребность переосмысления и поис-ка иных путей развития философской мысли, превра-тившись, по сути, в непрерывное течение трансцен-дентальной философии культуры. Современная фи-лософия культуры не просто «должна базироваться» на философско-антропологических достижениях классики, но в корне исходит из традиции классиче-ской философии и трансцендентального идеализма в его классическом варианте, т.к. размышляет о ценно-сти Культуры как таковой и помнит о глубинной потребности человека в осмысленности его бытия, в разумном обосновании его жизни, в совершенствова-нии как стремлении к идеалу Человечности, в творче-стве как преображении Мира. При всей актуальности59толкований Культуры как динамично развивающегосяско-антропологическая концепция. Мир может бытьуниверсума, Жизненного Мира Человечества право-только Человеческим миром, т.е. сознаваемым и мыс-мерным остается убеждение, что и сегодня философиялимым человеком, формируемым человеческим разу-культуры должна начинаться с рассуждения о Чело-мом. Человек упорядочивает природу, Человек уста-вечности - именно так, как ее мыслили философы-навливает моральные законы общества, Человек тво-классики Платон, Декарт, Кант и др., с бытия Челове-рит Бога - согласно трансцендентальной философиика в идеальном мире, мире Абсолютного, ЕдинстваКанта. Только Человек способен любоваться красотойИстины - Добра - Красоты. Значимость Человека взвездного неба, осознавая свою всемирную, вселен-Мире - по такому серьезному акценту с антропологи-скую сущность и бытийное предназначение. И Куль-ческим достижением классической трансценденталь-тура - Разума творение - самим своим явлением сви-ной философии несравнима никакая другая философ-детельствует о величии и достоинстве Человека.

Ключевые слова

transcendental ability, unity, transcendental philosophy, transcendental subject, culture, metaphysics of culture, human, трансцендентальная способность, трансцендентальный субъект, трансцендентальная философия, метафизика культуры, Единое, культура, человек

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Панова Ольга БорисовнаТомский государственный университеткандидат филологических наук, докторант кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультетаobp73@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. С. 7-155.
Кант И. Собр. соч.: В 6 т. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1964-1966.
Зиммель Г. Кант. 16 лекций, прочитанных в Берлинском университете // Зиммель Г. Избранное. М.: Юрист, 1996. Т. 1. С. 7-157.
Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. 576 с.
Семёнов В.Е. Трансцендентальные основы понимания (И. Кант и неокантианство). Владимир: Изд-во Владимир. гос. ун-та, 2008. 228 с.
Демидов Ф.Д. Трансцендентализм Канта: эволюция идеи в западноевропейской философии XIX-XX веков. М.: Изд-во РАГС, 2007. 391 с.
Шуман А.Н. Трансцендентальная философия. Мн.: Экономпресс, 2002. 416 с.
Ойзерман Т.И. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования. М.: Канон +, 2008. 518 с.
Бурлака Д.К. Мышление и откровение. Систематическое введение в христианскую метафизику. СПб.: Изд-во РХГА, 2007. 448 с.
Фундаментальные проблемы культурологи: В 4 т. СПб.: Алетейя, 2008. Т. 1. 432 с.
Культурология как наука: за и против // Вопросы философии. 2008. № 11. С. 3-32.
Визгин В.П. Жизнь как философская идея: Дильтей - Ницше - Бергсон. К постановке проблемы // Философские науки. 2010. № 4. С. 5-15.
 Философия культуры в метафизическом поиске. Статья 1. Культура - Разума творение. Метафизическая стратегияклассической трансцендентальной философии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 341.

Философия культуры в метафизическом поиске. Статья 1. Культура - Разума творение. Метафизическая стратегияклассической трансцендентальной философии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 341.

Полнотекстовая версия