Деятельность осведомительных и культурно-просветительных органов Российского правительства адмиралаА.В. Колчака по объединению и координации антибольшевистской пропаганды: ведомственные и межведомственные совещания | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 341.

Деятельность осведомительных и культурно-просветительных органов Российского правительства адмиралаА.В. Колчака по объединению и координации антибольшевистской пропаганды: ведомственные и межведомственные совещания

Рассматриваются основные мероприятия правительственных, военных и общественных учреждений и организаций белой Сибири по объединению и координации осведомительной, культурно-просветительной и издательской работы.

THE ACTIVITIES OF THE INFORMATIVE AND CULTURAL AND EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE RUSSIAN GOVERNMENT OF ADMIRAL A.V. KOLCHAK ON UNITING AND COORDINATING ANTIBOLSHEVIST PROPAGANDA (SPRING - AUTUMN 1919): THE DEPARTMENTAL AND INTERDEPARTMENTAL MEETINGS.p Важной отличительной чертой Гражданской войныность» [2. 20 марта.]. В составе Управления деламив России стало лежавшее в ее основе столкновение по-Совета министров существовал отдел печати (руково-литических убеждений, конфликт мировоззрений.дитель - А.И. Манкевич). Функционировали отделыИменно этот идеологический разлом общественныхпечати и в целом ряде министерств. Военное ведомствосил, вовлекший в свою орбиту многомиллионное насе-располагало осведомительным отделом и отделом пе-ление великой империи, придал противостоянию осо-чати при Главном штабе. В конце января при штабебенно ожесточенный и непримиримый характер. ВВерховного главнокомандующего была образованаборьбе за обывателя и «красные» и «белые» довольноОсобая канцелярия (Осканверх), которую возглавилактивно использовали пропаганду, на практике пости-штабс-капитан П.Н. Зубов. При штабах отдельных ар-гая законы и оттачивая методы информационной вой-мий действовали агитационные (информационные)ны.отделы, в начале марта преобразованные в особые кан-«1. Агитация должна внушать доверие, - говори-целярии (осканармы). В этих условиях необходималось в одной из инструкций Русского бюро печати. -была целенаправленная и планомерная работа по упо-Она должна быть согласована с действиями. Она нерядочению и согласованию деятельности всех пропа-должна быть скомпрометирована узкопартийными це-гандистских учреждений Омского правительства, раз-лями и отнюдь (подчеркнуто в документе. - Д.Ш.) неграничению сфер их полномочий.может быть соединена с такими учреждениями, какМожно согласиться с утверждением А.Л. Посад-разведывательный или контрразведывательный от-скова о том, что «ранняя весна 1919 г. стала опреде-дел…ленным рубежом в развитии аппарата белой пропаган-2..Агитация должна быть понятна и поставлена вды в Сибири». Именно в это время, считает он, «полу-определенных границах…чила оформление идея государственного руководства3..Агитация должна действовать на ум и чувство…печатной и устной агитацией на фронте и в тылу» [3.4..Агитация - это искусство, а поэтому канцеляр-С. 94]. Действительно, для решения вопросов в области ские приемы к ней неприложимы…печати Совет министров Омского правительства 7 мар-5.Как всякое дело, сопряженное с деньгами, агита-та 1919 г. принял постановление о создании специаль-ция должна руководствоваться законами экономии, ноного, постоянно действующего органа. В его состав забыть экономию ради экономии» [1. Л. 4-5].вошли управляющий делами Верховного правителя иСущественными составляющими эффективной про-Совета министров Г.Г. Тельберг, фактически возгла-паганды являются целенаправленность, последователь-вивший его работу (в конце августа его сменилность и массированный характер убеждающего воздей-Г.К. Гинс), министр финансов И.А. Михайлов (в даль-ствия. Кроме того, необходима планомерность и ско-нейшем его заменил Л.В. фон Гойер), военный министрординированность действий всех звеньев идеологиче-П.А. Степанов (впоследствии его сменил генерал-ского аппарата.лейтенант А.П. Будберг), а также управляющие мини-В начале 1919 г. Омское правительство и Ставкастерствами: внутренних дел - А.Н. Гаттенбергер (позд-располагали довольно разветвленной структурой ин-нее его сменил В.Н. Пепеляев) и иностранных дел -формационно-пропагандистских органов. «Общепри-И.И. Сукин. Практически на всех заседаниях присутст-знанная необходимость самой интенсивной работы пововал помощник управляющего делами Верховногоширокой информации населения России и ее армии, -правителя и Совета министров Т.В. Бутов. В ряде засе-писала в марте 1919 г. газета Русская Армия, - вы-даний участвовали товарищ министра внутренних делдвинула за последнее время ряд неотложных вопросовМ.Э. Ячевский, начальники Осведверха Г.И. Клерже иоб организации возможно большего числа информаци-Д.Н. Сальников, 2-й генерал-квартирмейстер штабаонных учреждений, преследующих цели, как чистойВерховного главнокомандующего П.Ф. Рябиков.информации, так и культурно-просветительной дея-На следующий день состоялось его первое заседа-тельности среди различных слоев населения, испыты-ние, а с 7-го заседания (29 апреля) вновь созданныйвающих острую потребность в таковой. За последнееорган стал называться Совещанием по делам печативремя работа по организации вышеозначенных учреж-(СДП). На Урале и в Сибири это был, по мнениюдений ведется все с большей энергией. Уже удалосьА.Л. Посадскова, «координационный центр белойсоздать ряд информационных и культурно-просвети-идеологии» [4. С. 196]. На территории Поволжья, Ура-108тельных ячеек, проявляющих интенсивную деятель-ла и Сибири Совещание возглавляло всю издательскуюдеятельность. Оно определяло общий правительствен-ный курс в области печати, осуществляло финансовую поддержку газет, журналов и издательств официально-го направления, решало кадровые вопросы, руководило пропагандистской работой за границей.Анализ журналов заседаний Совещания позволяет выделить основные направления его деятельности: ор-ганизация и финансирование акционерного общества «Русское общество печатного дела»; решение вопро-сов, так или иначе направленных на преодоление бу-мажного дефицита. Распределение бумаги по ведомст-вам и между печатными органами; финансирование проправительственных периодических изданий; орга-низация и финансирование Особого отдела по дезорга-низации советского тыла при Управлении делами Со-вета министров; финансирование различных проправи-тельственных пропагандистских структур, созданных за границей с целью формирования положительного образа колчаковского режима. Всего с середины марта по конец октября 1919 г. на организацию пропаганды Совещанием по делам печати было израсходовано свыше 20 млн рублей [5. Л. 3, 6].С конца лета 1919 г. СДП включается в работу по организации взаимодействия пропагандистских учреж-дений белой Сибири. Так, 9 августа на заседании Со-вещания рассматривался вопрос «об объединении ра-бот по агитации и пропаганде», в рамках которого бы-ло заслушано сообщение начальника Осведверха пол-ковника Г.И. Клерже.Участники совещания пришли к заключению о том, что «в связи с событиями на фронте нет возможности осведомительному отделу (имеется в виду Осведверх. -Д.Ш.) самостоятельно наладить дело распространения литературы на фронте и что поэтому является необхо-димость в помощи со стороны частных учреждений (Русское бюро печати), а также Особого отдела Управ-ления делами Российского правительства». Русскому бюро печати было предоставлено 157 500 руб. на орга-низацию «распространительного аппарата по линиям железных дорог в прифронтовой полосе: Омск - Тю-мень, Омск - Челябинск и Омск - Новониколаевск».Распространение пропагандистской литературы в прифронтовой полосе от линии железных дорог долж-но было осуществляться «при содействии Особого от-дела Управления делами Российского правительства» [6. Л. 44]. 18 сентября на заседании СДП с докладом выступил представитель Осведомительного управле-ния штаба Верховного главнокомандующего. Совеща-ние признало «необходимым принятие энергичных мер к согласованию деятельности учреждений, работаю-щих в деле агитации и пропаганды (Русское бюро пе-чати, Особый отдел Управления делами Российского правительства) в целях избежания дублирования и конкуренции в работе». Было принято решение о соз-дании особой комиссии из представителей трех пропа-гандистских ведомств белой Сибири (Осведверх, РБП и Особый отдел) для «предварительного обсуждения вопроса о разграничении сфер деятельности и согласо-вания работ сих учреждений» [6. Л. 55]. В то же время анализ журналов заседаний Совещания наглядно де-монстрирует, что оно не являлось в полном смысле идеологическим центром Омского правительства. Дан-ная структура не только не имела никакого отношения к выработке общей идеологической линии, но и не проявляла особого интереса к содержательной стороне пропагандистских изданий.С середины марта 1919 г. при Главном штабе ста-ли периодически проводиться межведомственные со-вещания по делам печати. Вплоть до начала лета, ко-гда отдел печати Главного штаба был передан в со-став Осведверха, было проведено не менее 10 таких совещаний. При этом, как писала газета «Русская Ар-мия», каждое новое заседание привлекало «все боль-шее количество представителей от органов информа-ции и печати различных министерств». Так, начиная с 6-го по счету совещания (1 апреля 1919 г.), в его рабо-ту активно включились Главное управление по делам вероисповеданий и Книжная палата. В центре внима-ния участников совещаний были, главным образом, два вопроса.Во-первых, это «взаимное ознакомление с ходомработы». Сотрудники различных пропагандистскихведомств обменивались информацией, демонстрирова-ли свою печатную продукцию. Например, 29 апреляпредставительГеографическогообществаИ.И. Ульянов сделал сообщение о подготовленном к печати сборнике песен для войск. Идея подобного сборника вызревала у колчаковских пропагандистов с конца 1918 г. На том же заседании Н.В. Устрялов озна-комил аудиторию с изданными правительственным пресс-бюро пасхальными плакатами-воззваниями, ад-ресованными как «бойцам нашей молодой победонос-ной армии», так и «изнемогающему под кровавой вла-стью большевиков несчастному населению советской России» [2. 1 мая]. С целью взаимной информации обо всей издаваемой ведомственными органами печати продукции по инициативе начальника отдела печати Главного штаба были введены особые регистрацион-ные карточки и установлен обмен ими между прави-тельственными учреждениями.Во-вторых, регулярно обсуждался круг вопросов, связанных с распространением агитационно-пропа-гандистских материалов среди войск и населения. В конце марта участники совещания сформировали ко-миссию для подготовки проекта организации специ-альных губернских и уездных комиссий, которые слу-жили бы неким передаточным аппаратом для распро-странения печатных изданий. Планировалось также создание передвижных вагонов-библиотек. На совеща-нии 29 апреля рассматривался вопрос о совместном устройстве транспорта пропагандистской литературы на фронт.С созданием осведомительного отдела штаба Вер-ховного главнокомандующего (Осведверха), вобравше-го в себя все пропагандистские подразделения военно-го министерства и Ставки, сложившаяся традиция межведомственных совещаний по делам печати была продолжена. «Для сближения осведомительно-пропа-гандной работы военного ведомства с таковой же раз-личных учреждений гражданского ведомства, - писал в своих мемуарах генерал П.Ф. Рябиков, - периодически организовывались совещания, в которых кроме 2-го генерал-квартирмейстера и начальника осведомитель-ного отдела принимали участие начальник канцелярии109Совета министров Тарас Васильевич Бутов, бывший всегда крайне энергичным и весьма полезным членом совещаний и во всем шедший навстречу делу пропа-ганды, Борис Андреевич Деминов, работавший, глав-ным образом над вопросами изучения Советской Рос-сии и пропаганды в ней, представители Пресс-бюро и РТА, а иногда и профессор Устрялов. Последний в те времена был горячим сторонником белого движения и обыкновенно много говорил, выдвигая различные про-екты улучшения работы. В общем, на этих совещаниях вырабатывались желательные дальнейшие мероприя-тия по осведомлению и печати; представители граж-данских учреждений на совещаниях осведомлялись о тех факторах, которые были по текущим военным мо-ментам наиболее важны для проведения их путем печа-ти и пропаганды среди населения» [7. Л. 16об-17].Одно из первых таких совещаний, под председа-тельством 2-го генерал-квартирмейстера Ставки П.Ф. Рябикова, состоялось в Омске в здании Коммер-ческого училища, где размещался тогда Осведверх, 26 июня 1919 года. По сообщению «Русской Армии» в его работе приняли участие «ряд деятелей печати и информации, представители военного ведомства и ми-нистерств» [2. 29 июня]. Представители казачества ука-зали на «необходимость, помимо посылки на места печатной информации, командирования туда также людей, которые живым словом могли бы дополнить написанное, разъяснить непонятное, ибо на опыте оба докладчика убедились в действительности и целесооб-разности такого рода информации населения, зачастую неграмотного или полуграмотного». Кроме того, в ходе совещания было высказано пожелание привлечь к аги-тации вернувшихся из германского плена через Совет-скую Россию, которые «своими глазами видели те ужа-сы, тот развал государства, к которому привело гос-подство большевиков, и поэтому их правдивые расска-зы особенно авторитетны для народа». В качестве средств наглядной агитации предлагалось использовать материалы об осквернении большевиками храмов и икон, т.к. «при рассматривании фотографических снимков, изображающих указанные кощунства, кресть-яне приходят в ужас и отчаянье, нередко плачут». Для распространения среди сибирского казачества реко-мендовалась брошюра с описанием «подвигов ураль-ских казаков», поскольку «рассказы об их геройской борьбе... производят большое впечатление». В целом на совещании был сделан вывод о том, что «в послед-нее время как военными, так и гражданскими учрежде-ниями осведомления и печати произведена уже значи-тельная работа».Установившаяся практика проведения межведомст-венных совещаний по делам осведомления и печати, вначале при Главном штабе, а затем при Осведверхе, наглядно продемонстрировала необходимость, «в це-лях полного согласования деятельности всех централь-ных органов осведомления», создания постоянно дей-ствующего координационного центра. «Ибо, - как от-мечала Русская Армия, - опыт показал, что совеща-ния, собирающиеся периодически, не могут вполне заменить собой постоянную практическую работу и что для объединенного руководства делом осведомле-ния в стране необходим специальный быстродейст-110вующий аппарат» [2. 11 июля]. В дальнейшем Освед-верх планировал организовать специальное «Бюро ме-ждуведомственной связи». Сообщения об этом появи-лись на страницах периодической печати, однако даль-нейшего развития этот проект не имел.9 июля 1919 г. в Екатеринбурге было проведено со-вместное совещание сотрудников Осведверха и Рус-ского бюро печати, посвященное «постановке инфор-мационного и просветительного дела в действующей армии». В его работе приняли участие представители периодических изданий официального направления, в том числе редакторы таких газет, как «Отечественные ведомости» (Екатеринбург) - Е.С. Синегуб и «Отечест-во» (Пермь) - М.М. Кузнецов. Председательствовал на совещании профессор Лондонского университета Б. Пэрс, ведущий британский специалист по истории России, в годы Первой мировой войны работавший корреспондентом «Daily Telegraph» на Восточном фронте.«Вся наша разрозненная и ведущаяся по-разному в разных частях устная и печатная работа по распро-странению здоровых и национально-патриотических идей в армейской массе, - отмечалось в отчете по итогам совещания, - должна быть объединена как в смысле практически-организационном, так - что главное - и со стороны внутреннего своего содержа-ния. Большевистской пропаганде, демагогической и лживой, но сильной своей планомерностью, обилием и настойчивым единообразием, должна быть проти-вопоставлена столь же планомерная и единообразная, одухотворенная общей идеей, работа осведомления и убеждения» [8. Л. 33].Участники совещания пришли к выводу, что с це-лью упорядочения пропагандистской работы в дейст-вующей армии необходимо создать «особый централь-ный информационный штаб», подчиненный непосред-ственно Верховному правителю и получающий от него руководящие указания. В своей деятельности «цен-тральный информационный штаб» должен был опи-раться на подчиненные ему «в смысле общего руково-дства» «армейские особые штабы» или особые канце-лярии.В качестве образца подобного учреждения приво-дилась особая канцелярия информационного отдела при Южной армии. «От армейских штабов или осо-бых канцелярий, говорилось далее в отчете, - исходит им подчиненная сеть полевых особых штабов, веду-щих работу непосредственно в боевых частях». Имен-но работа полевых штабов должна была стать «душой всего дела», поскольку в их задачу входило не только распространение материала, поступающего из центра, но и организация лекций, проведение устных бесед с солдатами, выпуск воззваний в соответствии с об-стоятельствами времени и т.д. Армейское командова-ние не должно было препятствовать работе особых штабов всех уровней, если их деятельность не проти-воречила директивам Верховного правителя. По мне-нию участников совещания, крайне необходимо, что-бы информационно-просветительная работа на фрон-те велась рука об руку с деятельностью государствен-ных, общественных и союзнических организаций, рассчитанных на улучшение жизненных условий на-ходящихся на фронте солдат (питательные пункты, чайные, бани, летучки, передвижной театр и т.п.).13 июля 1919 г. начало свою работу, которая про-должалось несколько дней, совещание военно-пропагандистского аппарата с участием представите-лей осведомительных органов армий (осканармов), тыловых округов (осведокров) и казачьих войск. Про-грамма совещания включала вопросы общего руково-дства осведомительной работой, постановки издатель-ского дела, экспедиции и устной агитации. Руководил работой совещания генерал-майор П.Ф. Рябиков. «Стремление 2-го генерал-квартирмейстера во что бы то ни стало добиться улучшения дела осведомления, -писал он впоследствии в своих воспоминаниях, - за-ставило [его] созвать в Омске съезд армейских и ок-ружных представителей службы осведомления для раз-работки мероприятий, которые бы... это дело и практи-чески и реально двинули бы... вперед» [7. Л. 18 об]. Открывая первое заседание, генерал Рябиков «указал на важность широкой постановки дела осведомления в частях войск и населения», сравнив «присутствие на-лаженных осведомительных аппаратов в части с при-сутствием тяжелой артиллерии» [9. С. 225].Для планомерной и целенаправленной работы, на-правленной на «подъем духа» на территории, занятой колчаковскими войсками, и разложение фронта и тыла Советской России, особенно важным были признаны подбор кадров, мобилизация «интеллигентных работ-ников» (профессоров, учителей, учащейся молодежи). При этом рекомендовалось «не ограничиваться, а мо-жет быть, и избегать назначать на такую ответствен-ную работу офицеров». Совещание признало целесооб-разным привлечение к изданию агитационных мате-риалов специалистов-литераторов, «обладающих, кро-ме знания дела, способностью просто, ясно и живо из-лагать затронутые темы». Из участников совещания была организована комиссия по выработке штатов ос-ведомительных органов армий, внутренних (как в ар-миях) и тыловых округов, корпусов, дивизий и полков. Разработанные комиссией штаты были одобрены гене-рал-майором Рябиковым, причем для штаба Омского ВО было предложено применить штаты тыловых окру-гов, т.к. на его территории располагался центральный военно-пропагандистский орган - Осведверх, и вслед-ствие этого он находился в более выгодном положении.Для координации усилий в области внешкольного образования и воспитания было намечено провести Совещание по объединению культурно-просве-тительной работы правительственных и общественных организаций. По инициативе министров финансов, иностранных дел и народного просвещения Совет ми-нистров Омского правительства на заседании 24 июня 1919 г. принял решение созвать его 20 июля. На сове-щание намечалось пригласить 150 участников. Про-должительность работы была определена в две недели [2. 26 июня].8 июля правительство приняло новое постановле-ние, в соответствии с которым начало совещания было перенесено на 15 августа, а количество участников увеличено до 180 в связи с предоставлением 30 мест уездным земствам. Было принято решение о том, что на совещании будут представлены все типы сибирскихшкол, включая профессиональные [2. 12 июля]. Кроме того, была образована подготовительная комиссия под председательством министра народного просвещения и утверждено «Положение о Совещании». По положе-нию целью данного съезда было «рассмотрение дея-тельности правительственных и общественных органи-заций в области культурно-просветительных меро-приятий и создание плана этой работы на ближайшее будущее».На совещание предполагалось пригласить минист-ров народного просвещения, земледелия, торговли и промышленности, военного, морского, иностранных дел, финансов, путей сообщения, внутренних дел, тру-да, главноуправляющего по делам вероисповеданий, государственного контролера или их заместителей; по одному представителю от губернских земств, казачьих войск и высших учебных заведений; 30 делегатов от уездных земств, 15 - от губерний и других крупных городов, столько же от кооперативов и губернских учительских организаций, 6 - от губернских объеди-ненных родительских комитетов, 8 - от организаций, работающих по вопросам инородческого образования, 25 представителей ведомств.Совещание было полномочно: «...а) рассматривать план и деятельность ведомств в области культурно-просветительной работы; б) делать правительству представления о необходимых мероприятиях в этой области; в) обсуждать разработанные надлежащими ведомствами законопроекты по вопросам, касающимся культурно-просветительной деятельности обществен-ных организаций» [10. 2 авг.].28 июля СДП постановило ходатайствовать о вклю-чении в состав предстоящего совещания представителя от Русского бюро печати [6. Л. 41]. В ходе развернув-шейся подготовительной работы состоялось два засе-дания организационной комиссии с участием предста-вителей министерств, земств, городов, кооперативов и учительских организаций, а также 23 заседания межве-домственных комиссий, в результате которых было достигнуто соглашение относительно устройства и программы совещания [2. 12 июля]. В газетах даже появилось сообщение, что организациям-участникам уже разосланы приглашения [11. 11 июля (28 июня)]. Однако постановлением Совета министров от 25 июля начало совещания вновь переносится, на этот раз на «неопределенное время». Сделано это было «принимая в соображение исключительную трудность в настоящее время передвижения по железной дороге и переполне-ние не только города Омска, но и других городов Си-бири беженцами» [11. 30 (17) июля]. И хотя сообща-лось, что «сама мысль о созыве указанного совещания отнюдь не оставлена», больше к этому вопросу не воз-вращались.Попытку выработать единую стратегию и тактику культурно-просветительной работы в войсках и среди населения предпринял Совет культурно-просвети-тельных организаций города Омска. Инициатива исхо-дила как со стороны Совета, который на одном из засе-даний постановил «вывести совет из состояния органи-зации и направить на путь реальной работы среди на-родных масс» [11. 16 сент.], так и от Акмолинской об-ластной земской управы. В конечном счете было реше-111но провести совещание с участием представителей ом-ских культурно-просветительных учреждений, как входивших в совет, так и автономных осведомитель-ных органов и земств. Целью совещания была выра-ботка общей программы. Предполагалось также заслу-шать сообщения об условиях работы на местах.Совещания прошло в конце сентября 1919 г. Боль-шинство докладчиков - В.Е. Парунин (председатель Акмолинской областной земской управы), С.И. Акер-блом (редактор «Известий министерства земледелия»), Садвакасов (от казахской культурно-просветительной организации «Жаз-Азамат»), В.А. Словохотов (от зем-ства), О.А. Мирослав-ская (министерство народного просвещения), И.Я. Блинов-ский (Центросибирь) и другие - акцентировали внимание собравшихся на не-обходимости «объединить силы и средства всех орга-низаций, занимающихся культурно-просветительской деятельностью, чтобы планомернее, целесообразнее и экономнее использовать их».Представитель Осведверха В.В. Рябов указал на «почти полный распад культурно-просветительных организаций вследствие мобилизации культурных ор-ганизаций». Тем не менее он настаивал на консолида-ции «организаций в деле просвещения и политического воспитания солдат и населения» и обещал помощь со стороны осведомительного отдела техническими сред-ствами. Сотрудник редакции газеты «Русь» В.А. Анзи-миров обратил внимание на необходимость печатного органа «объединенной общественности».Подводя итоги, председатель совещания В.Е. Пару-нин резюмировал: «1) Культурно-просветительная ра-бота на местах среди населения возможна и ведется, хотя и встречает большие и весьма серьезные затруд-нения; 2) с целью устранения этих затруднений необ-ходимо объединить все силы и средства культурно-просветительных организаций и необходимо сосредо-точить главное внимание на тех видах и формах про-светительной деятельности, которые наиболее соответ-ствуют переживаемому моменту» [2. 25 сент.].Однако процесс объединения затянулся. Только к концу сентября 1919 г. общее собрание осведоми-тельных и культурно-просветительных организаций города Омска одобрило для внесения в Совет минист-ров проект положения о центральном совете. «Цен-тральный совет, - отмечалось в положении, - имеет своей целью объединение деятельности учреждений и организаций правительственных, общественных, коо-перативных и иных, ведущих осведомительную и культурно-просветительную работу, и ставит своими задачами способствовать направлению и согласова-нию деятельности объединившихся учреждений и организаций в целях распространения и углубления среди населения идеи демократической государствен-ности, принятию правосознания и развитию чувства гражданственности».Создаваемый совет должен был содействовать раз-витию деятельности учреждений и организаций, «ве-дущих осведомительную и культурно-просвети-тельную работу и способствовать наиболее экономич-ному и продуктивному использованию культурных сил и технических средств объединившихся учреждений и организаций. Входящие в Совет учреждения и органи-112зации остаются автономными в определении задач, средств и форм своей специальной деятельности».В состав Совета предполагалось включить пред-ставителей «правительственных центральных учре-ждений и организаций, военных центральных, ар-мейских, корпусных и войсковых казачьих учрежде-ний, общественных учреждений и организаций, коо-перативных и профессиональных объединений и ученых учреждений государственного значения», ведущих осведомительную или культурно-просветительную работу. Совет должен был разраба-тывать общий план деятельности этих учреждений и организаций, решать вопросы, связанные с осведо-мительной и культурно-просвети-тельной деятельно-стью, распределять между ними технические средст-ва. Помимо этого, он должен был взять на себя по-средничество между учреждениями и организация-ми, как объединившимися в Совет, так и не вошед-шими в него, заниматься издательской деятельно-стью (книги, брошюры, периодические издания), а также распространять эту печатную продукцию [2. 28 окт.]. Однако и этот проект не был реализован.Почему же ни Омскому правительству, ни Ставке не удалось упорядочить, скоординировать работу пра-вительственной и проправительственной прессы, мно-гочисленных военных осведов и подразделений Рус-ского бюро печати, придать им вид стройной систе-мы?Идеология антибольшевизма не была оформлена в целостную систему идей, в основе которой лежала бы определенная философская концепция. «Генеральная идеология, - отмечал в своих воспоминания один из руководителей РБП В.Н. Иванов, - жесткая, опреде-ляющая была только у коммунистов. Она насчитывала за собой чуть не целый век развития. А что у нас было? Москва - золотая маковка? За века русской государст-венности никто не позаботился о массовой русской идеологии». Отсутствие четких идеологических уста-новок не только препятствовало объединению усилий осведомительных и культурно-просветительных учре-ждений белой Сибири, но и в целом затрудняло пропа-гандистскую работу. «Трудность составления яркого, убедительного и вполне близкого сердцу, желаниям и понятиям войск и населения осведомительного мате-риала, - писал генерал Рябиков, - лежала в том, что не была достаточно определенно и ясно выявлена идея освободительного движения в Сибири и нельзя было вполне конкретно писать, что же даст в смысле устрой-ства освобожденной России и Сибири, что даст населе-нию, крестьянину, рабочему» [7. Л. 16].Значительным препятствием для консолидации антибольшевистских сил, расширения социальной базы контрреволюции являлась расплывчатая поли-тическая программа, что также в значительной сте-пени затрудняло работу органов пропаганды. Как признавал руководитель Осведверха полковник Г.И. Клерже, «в этом вопросе трудно было регулиро-вать всю программу работы сверху, ибо самая поли-тическая установка, как говорят обычно больше-вики, в правительстве адмирала А.В. Колчака стра-дала серьезной неустойчивостью, противоречиями и подвергалась различным внешним и внутреннимвлияниям». Таким образом, отсутствие продуманной ской доктрины лишало омских пропагандистов са-политической программы и целостной идеологиче- мой основы для их деятельности.

Ключевые слова

propaganda, cultural and educational zations, informative bodies, Siberia, Meeting on press affairs, the White movement, the Civil war, пропаганда, культурно-просветительные организации, осведомительные органы, Совещание по делам печати, Сибирь, Белое движение, Гражданская война

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шевелев Дмитрий НиколаевичТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной историиshev-dn@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

ГАРФ. Ф. Р-5793. Оп. 1. Д. 1г.
ГАРФ. Ф. Р-952. Оп. 1. Д. 6.
Красный архив. 1928. Т. 3 (28).
Правительственный вестник (Омск). 1919.
Сибирская речь (Омск). 1919.
ГАРФ. Ф. 4910. Оп. 1. Д. 19.
ГАРФ. Ф. 4910. Оп. 1. Д. 14.
Посадсков А.Л. Совещание по делам печати как идеологический центр колчаковского правительства (по рассекреченным материалам ГАРФ) // Региональные процессы в Сибири в контексте российской и мировой истории: Тез. докл. Всеросс. науч. конф. Новосибирск, 1998.
Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 3: 1917-1930 гг. Новосибирск, 2002.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-4626. Оп. 1. Д. 27.
Русская Армия (Омск). 1919.
 Деятельность осведомительных и культурно-просветительных органов Российского правительства адмиралаА.В. Колчака по объединению и координации антибольшевистской пропаганды: ведомственные и межведомственные совещания | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 341.

Деятельность осведомительных и культурно-просветительных органов Российского правительства адмиралаА.В. Колчака по объединению и координации антибольшевистской пропаганды: ведомственные и межведомственные совещания | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 341.

Полнотекстовая версия