Гендерная проблематика и управление как предмет исследования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 342.

Гендерная проблематика и управление как предмет исследования

Анализируются гендерные стереотипы и гендерные представления персонала организации. Они касаются таких вопросов, как сфера деятельности мужчин и женщин, социальные роли, возможность совмещения разных ролей, личностные характеристики руководителей. Выявленные гендерные аспекты сознания получают авторскую интерпретацию.

Gender problems and management as an object of research.pdf Гендерная проблематика относится к числу акту-альных тем в рамках социогуманитарного знания. Ин-терес к ней объясняется выявлением новых закономер-ностей в теории и практике гендера. Одна из таких за-кономерностей проявляется в способности гендерауправлять мужчинами и женщинами на макросоциаль-ном и микросоциальном уровнях. Вторая закономер-ность связана с тем, как гендер, проявляющийся намакросоциальном уровне, влияет на микросоциальныйуровень - сознание индивидов. Это отражает систем-ный характер гендера, а следовательно, невозможностьбыстрого изменения как самого характера влияния ген-дера, так и связанных с ним последствий. Рассмотримкратко обе закономерности.Управление гендера на макросоциальном уровнесостоит в том, что он иерархически организует соци-альную систему и, как указывают Е.А. Здравомысловаи А.А. Темкина [1, 2], выступает одним из базовых из-мерений социальной структуры общества наряду склассовой принадлежностью и возрастом. Его особен-ностью является то, что, включаясь во все социальныеинституты и приобретая вследствие этого постоянство,гендер выступает как фактор стратификации индиви-дов в зависимости от пола. Иными словами, он пред-ставляет собой одну из форм социального неравенст-ва - форму неравенства возможностей мужчин и жен-щин как представителей гендерных групп во всех сфе-рах жизнедеятельности. Гендер как стратификацион-ный феномен управляет повседневной практикой идеятельностью индивидов на уровне общества, соци-альных институтов.Аналогичная картина, а именно управление генде-ра, наблюдается и на уровне сознания индивидов, намикросоциальном уровне. Здесь он выступает как ог-раничитель субъектности личности в индивидуальноми социальном планах. Субъектность мы рассматриваемкак свойство личности, которое позволяет ей реализо-вать свой внутренний потенциал, участвовать в техсферах и видах деятельности, которые представляютдля нее интерес, исполнять те социальные роли, кото-рые удовлетворяют ее актуальные потребности. Имен-но гендер выступает как имплицитный барьер для че-ловека в реализации индивидуальной и социальнойсубъектности.Гендер влияет на то, что личность не может полно-ценно производить изменения в себе, в мире, реализо-вать свои профессиональные и иные виды способно-стей. При этом вряд ли кто-то связывает трудностисвоей личностной реализации с проявлениями гендера.В этом кроется одна из серьезных проблем, обуслов-ленных влиянием гендера на индивидов. И здесь мывыходим на вторую закономерность. Дело в том, чтогендер укореняется в сознании с раннего детства в видегендерных представлений и гендерных стереотипов.Последние имплицитно «встроены» в нормы, правила иценности гендерной культуры как социально детерми-нированные представления о специфичности женского имужского, о распределении социальных ролей междумужчинами и женщинами, о соотношении их социаль-ных статусов. Таким образом, сознание индивидов(микросоциальный уровень) оказывается под влияниемгендерных аспектов макросоциального уровня.Особенностью гендерного воздействия макросоци-ального уровня посредством гендерной культуры явля-ется то, что она, складываясь и закрепляясь в опытеконкретных поколений, передается потомкам и благо-даря процессу наследования воспринимается как есте-ственная. Такой подход к гендерной культуре согласу-ется с теорией наследования, разработанной академи-ком Н.П. Дубининым [3]. Согласно этой теории в при-роде человека существуют две программы наследст-венности - биологическая и социальная. Социальнаяпрограмма наследования не записана в генах, но вы-ступает как внутренний фактор развития личности.Таким образом, существующая гендерная культураспособствует тому, что созданные на основе гендерныхпредставлений нормы и правила взаимных отношениймежду полами воспринимаются как естественные. Ген-дерная культура управляет всеми без исключения ин-дивидами, регулируя отношения между полами черезсовокупность правил и норм социального взаимодейст-вия, воплощенных в ценностях и традициях общест-венной жизнедеятельности.Итак, на основании указанных закономерностейможно говорить о том, что гендер управляет через цен-ности и нормы гендерной культуры каждым челове-ком. Индивид выстраивает систему своих взаимоотно-шений с окружающим миром на основе приобретенныхим гендерных представлений и гендерных стереотипов.Взаимодействуя с другими, он лишь получает под-тверждение принятым в культуре нормам и правилам,касающимся специфически ценностного характеравзаимодействий между мужчинами и женщинами.Представления и стереотипы в результате не толькомногократно подкрепляются, но и выступают как ори-ентирующая, управляющая сила в его взаимодействиис другими людьми. Проблема в данном случае состоитв том, что гендер имплицитно ориентирует на то, ка-кими должны быть мужчины и женщины как предста-вители гендерных групп, пола: в каких сферах реализо-вывать свой потенциал, какой деятельностью зани-маться, какими чертами характера обладать. Такая не-явная предписанность и своего рода предопределен-ность, с одной стороны, задает рамки одобряемой вданном обществе деятельности мужчин и женщин какпредставителей пола, с другой - вызывает когнитивныепротиворечия и целый комплекс связанных с ними моде-лей поведения, в том числе негативных. Однако истокиэтих скрытых рамок деятельности для мужчин и женщин,а также истоки когнитивных противоречий чаще всего нерассматриваются в аспекте влияния гендера.Чтобы выяснить, присутствуют ли в сознании ин-дивидов гендерные представления и гендерные стерео-типы, а если присутствуют, то каким образом влияютна них, нами было проведено социологическое иссле-дование организаций малого бизнеса г. Новосибирска.Выбор объекта эмпирического исследования обуслов-лен тем, что значительное число работающих сосредо-точено в организациях рассматриваемого типа. Так, поданным Госкомстата по Новосибирской области, в2007 г. в Новосибирске функционировало более 82 тыс.организаций малого бизнеса.Для формирования выборочной совокупности ис-пользовался кластерный двухступенчатый отбор. Напервой ступени генеральная совокупность подвергласькластерному отбору, где в качестве кластерного при-знака выступил вид экономической деятельности орга-низаций малого бизнеса. За основу были взяты стати-стические данные об организациях малого бизнесаг. Новосибирска, представленные в соответствии с«Общероссийским классификатором видов экономиче-ской деятельности» (ОКВЭД). Он входит в состав Еди-ной системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РоссийскойФедерации (ЕСКК). Из выделенных кластеров необхо-димые для исследования организации отбирались про-стым случайным выбором. На второй ступени произве-ден систематический стратифицированный отбор рес-пондентов. В качестве страты нами рассматривалсякаждый второй по счету отдел организации. Необхо-димость стратифицированного подхода к выборке вы-явилась в ходе пилотажного исследования. Нами былиопрошены 1 354 респондента.Выявление гендерных представлений и гендерныхстереотипов мы осуществляли через блоки вопросов,которые включали в разные разделы анкеты.Генерирование идейМы предположили, что в сознании индивидов присут-ствуют гендерные представления и гендерные стереоти-пы относительно того, что в одних сферах признаетсяприоритет за мужчинами, в других - за женщинами. Со-ответственно, именно в этих областях они будут высту-пать как лучшие генераторы идей. Респондентам былипредложены следующие сферы: финансы, управление,корпоративный отдых, охрана труда. Оказалось, что боль-шинство респондентов рассматривают мужчину как луч-шего генератора идей в области финансов (69,9% мужчини 47,5% женщин). Аналогичная картина наблюдается и вотношении сферы управления: в пользу мужчин высказа-лись 83,6% мужчин и 68,5% женщин. Указанное распре-деление вполне соответствует общепринятым представ-лениям о том, что финансы и управление - это «мужская»сфера приложения сил.В сфере корпоративного отдыха респонденты пре-имущество отдают женщинам (50,0% мужчин и63,9% женщин). Это снова укладывается в рамки ген-дерных представлений. Дело в том, что традиционносфера «работа» воспринимается как мужская, а сфера«дом и семья» - как женская. Предполагается, чтоименно здесь каждый из полов может себя максимальнореализовать. Домашняя (семейная) сфера включает нетолько работу по выполнению основных обязанностей,но и организацию семейного досуга. Вероятно, поэтомусчитается, что женщины, обладая большим репертуароммоделей организации этой сферы в семье, могут высту-пить и лучшими генераторами идей в организации.В сфере охраны труда предпочтение отдается муж-чинам. За ними признают лучшее генерирование идей64,6% мужчин и 54,5% женщин. Безусловно, охранатруда воспринимается как «мужская» сфера приложе-ния сил по той причине, что именно с мужчинами ас-социируется охрана и защита в целом; распределение впользу мужчин лишь подтверждает гендерные пред-ставления.Таким образом, нами было выявлено, что в созна-нии респондентов присутствуют гендерные представ-ления, касающиеся вопросов «мужской» и «женской»сфер приложения сил. Респонденты осуществляют пе-ренос знаний, умений и навыков, ассоциируемых с кон-кретной сферой, характерной для мужчин или женщин,и на другие выполняемые ими виды деятельности. Врезультате предлагаемая сфера оценивалась респон-дентами как успешная с точки зрения более виртуозно-го применения имеющегося багажа знаний, умений инавыков.Семья и работаРеспондентам были предложены вопросы, касаю-щиеся отношения к работе и семье. Вначале необходи-мо было оценить место работы как главной сферы в ихжизни, затем - первостепенность семьи по сравнению сработой и, наконец, ценность работы и семьи. Предла-гая оценить работу как главную сферу деятельности,мы ориентировались на уже рассмотренное гендерноепредставление: профессиональная сфера деятельностирассматривается как главная мужчинами, с ней онисвязывают свой успех, благополучие, стабильность.Для женщин такой сферой является семья.По данным исследования оказалось, что для 29,8%мужчин и для 39,0% женщин семья и работа представ-ляют равную значимость. Для 21,2% мужчин и27,9% женщин на первом месте располагается семья, ана втором - работа. Нужно отметить, что ответы рес-пондентов не укладываются в гендерные рамки. При-чем это характерно для обеих групп. Вероятно, мыимеем дело с неосознанным желанием мужчин и жен-щин уйти из-под влияния гендерных стереотипов.Именно поэтому женщины чаще говорят о равнознач-ности двух жизненно важных сфер, а пятая часть муж-чин свидетельствует о высокой значимости для нихсемьи и только после этого - работы.Сопоставляя ответы на два вопроса, мы склоняемсяк тому, что имеем примеры когнитивных противоре-чий, которые обусловлены влиянием гендера. Дело втом, что гендер вызывает множество негативных по-следствий как на индивидуальном уровне, так и науровне общества. Одним из наиболее серьезных послед-ствий, по нашему мнению, является противоречивостьсознания и самосознания индивидов, касающаяся вбольшей степени женщин. Гендер управляет областьюсознания через ценности гендерной культуры, которыеучаствуют в утверждении гендерной асимметрии.Гендерная асимметрия - это нарушение согласо-ванности, соразмерности в социальных взаимных от-ношениях, в результате которого возникают суборди-нация и господство мужской общности над женской впротивовес интеграции и сотрудничества. Э. Гидденсписал: «Нет таких обществ, в которых в ряде аспектовсоциальной жизни мужчины не имели бы больше бо-гатства, статуса и влияния, чем женщины» [4. С. 357].Отличительной особенностью гендерной асимметрииявляется то, что она обладает всепроникающим нача-лом, охватывает всю совокупность общественных от-ношений. Итак, гендерная асимметрия представляетсобой форму субъектно-объектных отношений, в кото-рой взаимодействующие индивиды находятся в поло-жении социального неравенства, неравенства возмож-ностей мужчин и женщин как представителей мужскойи женской общностей. Неравенство возможностей -это не умозрительная конструкция, это реальные огра-ничения женщин как представителей женских общно-стей во владении, пользовании ресурсами во многихсферах жизни.Именно гендерная асимметрия вызывает противоре-чивость сознания и самосознания. При поверхностномподходе можно сделать вывод о том, что произошлатрансформация гендерных представлений. Однако, какнам представляется, в данном случае мы наблюдаем нетрансформацию как таковую, а желание женщин дока-зать свою профессиональную состоятельность, а такжестремление мужчин уйти от давления фактора «работа».Такое предположение делается не случайно. Нами былосуществлен анализ многих эмпирических исследованийколлег-социологов, проведенный под углом зрения ген-дерной проблематики. Сопоставление результатов раз-ных исследований, размышления над ними и позволилисделать такие выводы.Женские роли и сферы деятельностиНаличие в сознании гендерных стереотипов и ген-дерных представлений нами было проверено также приоценке мнений респондентов, которые они представи-ли в отношении некоторых высказываний. Значитель-ное число высказываний изначально носило выражен-ный гендерно-стереотипизированный характер. Шкалаответов предполагала четыре варианта: полное согла-сие, несогласие, частичное согласие и затруднения сответом. С помощью высказывания «Женщины не мо-гут одновременно хорошо выполнять и роль работни-цы, и роль жены и матери» мы стремились выявитьукорененность представлений не просто о ролях жен-щины, но о противопоставлении публичных (роль ра-ботницы) и приватных (роль жены и матери) ролей.Мнения респондентов разделились на две группы:группа женщин, несогласных с высказыванием, игруппа мужчин, высказавшихся в пользу высказыва-ния. К числу первых относится 54,7% несогласныхженщин. Во второй группе полностью согласны с этиммнением 40,7% мужчин. Как видим, существеннаячасть мужской аудитории сомневается в качественномисполнении женщинами публичных и приватных ро-лей. Сомнения могут спровоцировать необходимостьдоказательства женщинами своего эффективного со-вмещения ролей, что может проявиться в более высо-ких требованиях по отношению к женщинам в сфересоциально-трудовых отношений. Мнение женщин объ-ясняется реальной женской практикой.Предлагая респондентам вопрос о том, что «Жен-щине совсем не обязательно "делать карьеру", для нееглавное - дети и семья», мы стремились учесть два ас-пекта. Первый состоял в выявлении гендерных пред-ставлений о женских ролях, второй - в выявлениивлияния гендера. Этот вопрос также вызвал разнообра-зие мнений. Свое полное согласие с этим высказывани-ем выразили 35,5% мужчин, а 49,3% женщин - своеполное несогласие с тем, что для женщины главное -дети и семья, 4,7% женщин частично согласились, аостальные респонденты не смогли определиться с от-ветом. Как видим, значительная часть женской аудито-рии выступила за расширение сфер деятельности жен-щин. Интерпретировать ответы респондентов можноследующим образом. Поддержавшие предложенноемнение пребывают в рамках гендерных представленийи стереотипов. А вот респонденты, не поддержавшиеэтого мнения, считают, что женщины, не осознаваятого, образно говоря, борются с гендерной асимметри-ей и стремятся доказать свою состоятельность в разныхсферах.Итак, анализ данных по блоку вопросов, выявляв-ших гендерные представления и гендерные стереотипыпредпочтительных женских ролей и сфер деятельности,показывает, что и женщины, и мужчины оказываютсяпод влиянием гендера; для тех и других его воздейст-вие проявляется имплицитно.Маскулинность - феминностьГендерные представления и стереотипы касаютсявопросов маскулинности - феминности. Маскулин-ность - феминность предстают как нормативные пред-ставления о личностных свойствах, поведенческих мо-делях, характерных для мужчин и женщин. Маскулин-ность связывается с доминантностью мужчин, фемин-ность - с покорностью женщин. Поэтому для мужчинпредпочтительными являются активность, жесткость,предприимчивость, а для женщин - пассивность, мяг-кость. Для выявления гендерных представлений маску-линности и феминности респондентам было предложе-но несколько высказываний.Вопрос, поддерживают ли респонденты мнение отом, что мужчины боятся потерять свою маскулин-ность, выявлял наличие гендерных представлений истереотипов о некой гипотетической мужской маску-линности, которая стереотипно воспринимается какпротивостоящая женской феминности. Для подчерки-вания различий между маскулинностью и феминно-стью мы последовательно разместили вопросы: «Со-гласны ли Вы с мнением о том, что мужчины боятсяпотерять свою маскулинность (мужественность)?»;«Согласны ли Вы с мнением о том, что женщины боят-ся быть неженственными?». Вопрос об опасении утра-тить маскулинность вызвал следующее распределениеответов: 40,4% мужчин выразили свое несогласие, а31,6% женщин согласились с предложенным высказы-ванием. Такая картина все же не позволяет нам сделатьвывод об отсутствии гендерных представлений в соз-нании респондентов, несмотря на то, что многие несогласились с высказыванием.Подтверждением наличия гендерных стереотиповмаскулинности в когнитивных моделях мужчин могутслужить ответы на вопрос о том, что «женственные»мужчины вызывают жалость. Значительно количествореспондентов высказывают свое полное согласие: 42,0%мужчин и 39,6% женщин. Эти данные свидетельствуют остереотипизированности сознания респондентов, о нали-чии в нем гендерных представлений маскулинности.Опрошенным предлагалось высказать свое мнениетакже относительного того, что «маскулинные» жен-щины часто бывают хорошими руководителями, нопри этом страдают их женская привлекательность, мяг-кость и обаяние. Выразили полное согласие 40,3%мужчин и 37,5% женщин. Это позволяет нам сделатьвывод о том, что в сознании большинства присутствуетвыраженная дифференциация: маскулинное - фемин-ное. При этом маскулинное ассоциируется с мужским,активным, успешным в сфере руководства, с агрессив-ным; феминное - с женским, пассивным, успешным всфере подчинения, с покорным.Вопрос об отношении к мужской маскулинности на-ми был проверен также с помощью высказывания поповоду того, что мужчины боятся быть непринятымикак профессионалы. Это высказывание содержит сте-реотипизированный посыл, суть которого сводится ктому, что маскулинные мужчины должны всегда иметьуспех в своей главной сфере - профессиональной. Утра-та успешности может расцениваться как несостоятель-ность мужчины в аспекте его маскулинности - мужест-венности. Вновь опрошенные оказались согласны с этиммнением: 40,5% мужчин и 32,2% женщин. Полученныеданные позволяют говорить о преимущественной сте-реотипизированности сознания респондентов. А это оз-начает, что от мужчин будут востребованы доказатель-ства успешности в профессиональной сфере. Безуслов-но, для самих женщин также важен статус профессиона-ла. Однако стереотипы таковы, что они допускают при-емлемость невысокого профессионализма у женщин.Следует особо подчеркнуть, что гендер весьма не-гативно управляет индивидами через рассмотренныйгендерный стереотип. С одной стороны, гендер оказы-вает существенное влияние на сознание мужчин в на-правлении исполнения гендерных стереотипов и ген-дерных представлений, а с другой - социальная прак-тика доказывает невозможность быть всегда преуспе-вающими в сфере профессии. Скрытость негативноговоздействия гендера состоит в акценте внимания на том,что мужчины всегда должны быть успешными. Но еслиони не могут быть таковыми (а мужчины действительноне всегда могут быть преуспевающими, практика свиде-тельствует об этом), то гендер «заставляет» сомневатьсяв их маскулинности, состоятельности в разных сферах, втом числе и профессиональной. Отсюда в сфере созна-ния мужчин возникают разного рода противоречия. Им-плицитно возникающие на основе гендера когнитивныепротиворечия прорываются затем в самые разные фор-мы мужской девиации. Но, как мы уже указывали, врядли кто-то ищет истоки девиации в гендерной пробле-матике.Отношение к мужской маскулинности мы выявля-ли также и через мнение о том, что мужчина - приро-жденный лидер, он должен занимать первые позиции.Женская аудитория высказалась против данного мне-ния (42,6%). Мужская часть респондентов высказаласвое полное согласие с ним (52,5%). Полученные ре-зультаты вполне соответствуют гендерным стереоти-пам и гендерным представлениям мужчин: мужчинадолжен быть первым, лидером. А вот несогласие жен-ской аудитории отражает выдвигаемую нами идею:гендер управляет индивидами, вызывает гендернуюасимметрию и, соответственно, желание женщин про-тивостоять мужскому лидерству. В результате дейст-вия гендерной асимметрии каждый аккумулирует це-лый комплекс когнитивных противоречий, которыеразрешаются самыми разными способами. Одним изних является стремление женщин участвовать в борь-бе с мужчинами за власть, в конкуренции. Поэтомупростое высказывание о мужском лидерстве вызываетрезкое несогласие у женщин и актуализирует состоя-ние конкуренции. По нашему мнению, это состояниене имеет, образно говоря, «здоровой» основы дляборьбы. Конкуренцию в данном случае не следуетрассматривать как борьбу профессионалов, посколькув ней могут присутствовать скрытые мотивы (напри-мер, желание женщин доказать свое лидерство по от-ношению к мужчинам).Итак, анализ мнений респондентов в отношениивопроса маскулинности - феминности обнаруживаетстереотипизированность сознания в гендерном аспекте.Кроме того, мы выявили также когнитивные противо-речия, обусловленные воздействием гендера на созна-ние и социальную практику индивидов.Образ руководителяОбраз руководителя всегда связывался с мужчиной,его личностными качествами, способностью быть ве-дущим. Согласно гендерным представлениям хорошийруководитель должен обладать «мужскими» качества-ми, чтобы добиться успеха. Женщине-руководителютакже важно обладать этими качествами.Нужно отметить, что само по себе данное представ-ление противоречиво: успешная женщина-руко-водитель, обладающая качествами, которые категори-зируются как «мужские», не перестает быть женщиной.Противоречие в данном случае в том, что с точки зре-ния пола она рассматривается как женщина, но про-фессионально оценивается как мужчина.Для выявления гендерных стереотипов, а вместе сними и когнитивных противоречий мы предложилиреспондентам оценить важность следующих качествруководителя, необходимых и мужчине, и женщине:уверенность в себе, стремление к успеху, готовность кконкуренции, ответственность, высокие адаптивныеспособности, готовность рисковать в условиях неопре-деленности, умение подать себя, профессионализм,жесткость, предприимчивость, решительность, умениепринимать решения. Шкала ответов состояла из четы-рех вариантов - «очень важно», «важно», «не оченьважно», «затрудняюсь с ответом».В таблице приведены результаты только одного извариантов ответов, который описывает максимальнуюважность качества через такую позицию в шкале, как«очень важно».Оценка личностных качеств, необходимых мужчине-руководителю и женщине-руководителю, %Мужчина-руководитель Женщина-руководительРеспондентЛичностное качество руководителя ыМужчины Женщины Мужчины ЖенщиныУверенность в себе 82,7 68,2 75,0 76,5Стремление к успеху 63,7 54,3 65,7 64,1Готовность к конкуренции 49,5 45,8 52,6 53,4Ответственность 69,2 58,6 58,9 58,9Высокие адаптивные способности 44,4 32,6 46,6 44,4Способность к риску в условиях неопределенности 47,6 42,9 45,7 42,9Умение подать себя 46,4 37,7 63,0 61,1Профессионализм 60,5 68,3 63,5 70,3Жесткость 29,5 19,5 16,7 29,2Предприимчивость 53,0 41,6 50,0 47,9Решительность 64,7 50,5 61,3 58,6Умение принимать решения 72,6 72,3 69,7 68,3Ум 60,9 62,4 60,6 66,3На основании полученных данных можно сказать,что образы руководителей разных полов оказалисьвесьма отличающимися в группах опрошенных муж-чин и женщин.Характерной является ситуация, когда в одних слу-чаях большинство респондентов женской аудиториивыступают в поддержку какой-либо черты, тогда какмужчины преимущественно считают, что она не оченьважна. Либо ситуация меняется на прямо противопо-ложную: мужчины указывают на важность того илииного качества, женщины же так не считают. Так,44,4% мужчин высказываются за такую черту мужчи-ны-руководителя, как высокие адаптивные способно-сти, только 32,6% женщин полагают, что эта черта ру-ководителям необходима.Такое же соотношение ответов женской и мужскойаудитории наблюдается и при оценке таких качествмужчины-руководителя, как решительность, жест-кость.На основании табличных данных можно сделатьследующие выводы:1. Возросла доля женщин, оценивающих необходи-мость тех или иных черт женщины-руководителя посравнению с их же оценкой качеств мужчины-руководителя.2. Снизился процент опрошенных мужчин, оцени-вающих такие качества женщины-руководителя, какуверенность в себе, ответственность, жесткость.3. И мужчины, и женщины в 1,5 раза чаще высказы-ваются за важность такой черты для женщины-руководителя, как умение подать себя.4. Женщины-респонденты высказываются чаще за на-личие таких качеств женщины-руководителя, как стрем-ление к успеху и высокие адаптивные способности.Итак, нами обнаружено, что увеличилось числоженщин-респондентов при анализе черт женщины-руководителя. Это косвенно может свидетельствоватьо скрытом гендерном представлении: женщина должнаобладать несравненно большим «запасом» энергии,активности, решительности и т.д., чем мужчина, чтобыдобиться успеха.Таким образом, в вопросе об образе руководителя иоценке его личностных черт имеют место гендерныепредставления и гендерные стереотипы. Их наличие всознании мужчин и женщин может вызывать более кри-тичное отношение к деятельности женщины-руко-водителя, более пристальное внимание к организации иопределять оценку ее деятельности (успешная или неус-пешная).Подводя итоги, следует отметить, что в эмпириче-ском исследовании нашли подтверждение многие изгендерных представлений и стереотипов. Однако ос-новная проблема в том, что на индивидов негативновоздействует и присутствие гендерных представленийи стереотипов, и последствия, вызываемые гендером. Кэтому стоит добавить, что за гранью анализа истоковмногих кризисных вопросов находятся понимание иоценка гендера как управляющей силы в жизни инди-видов, групп, организаций и общества. В связи с этимвесьма актуальной является просветительская работапо гендерной проблематике на индивидуальном и об-щественном уровнях сознания.

Ключевые слова

gender roles, leadership, management, gender perceptions, gender stereotypes, руководство, гендерные роли, управление, гендерные стереотипы, гендерные представления

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ильиных Светлана АнатольевнаНовосибирский государственный университет экономики и управлениядоктор социологических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций и социологии управленияili.sa@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». М., 1997. С. 84-89.
Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. № 3-4. С. 171-182.
Дубинин Н.П. Философские социологические аспекты генетики человека // Вопросы философии. 1971. № 1. С. 36-45.
Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социология: хрестоматия. Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1998. С. 338-374.
 Гендерная проблематика и управление как предмет исследования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 342.

Гендерная проблематика и управление как предмет исследования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 342.

Полнотекстовая версия