Предпринимательство в планах выпускников школ | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 343.

Предпринимательство в планах выпускников школ

Статья посвящена готовности подростков (выпускников школ Томской области) к такой форме экономического поведения, как предпринимательство, и основана на результатах ежегодного социологического мониторинга. Особое внимание уделено следующим вопросам: есть ли место в планах выпускников школ предпринимательской деятельности, как оценивают они престиж и востребованность данного вида активности.

Entrepreneurship in plans of graduates.pdf Проблемы предпринимательства, бизнеса, в частно-сти малого бизнеса, востребованы (пусть дискретно)последние двадцать лет, но актуализация этих вопро-сов в контексте модернизации России значительно воз-росла именно сейчас [1-3]. Можно установить датуначала (чему посвящено немало исследовательскихработ) предпринимательства как социально-экономической инновации, но, к сожалению, трудноназвать финальное время. Является ли предпринима-тельство социальной инноватикой в полном смыслеслова? Как преобразуются представления об этом видесоциальной практики, становится ли она социально-культурной нормой или каким-либо из образцов пове-дения для российского населения, особенно молодежи?Вот небольшой перечень вопросов, которые не устаютзадавать государственные служащие и формулироватьисследователи.Так, вопросам готовности молодежи к предпринима-тельской деятельности посвящено немало исследований истатей. Ключевыми факторами подобного интереса, помнению социологов, являются: а) «социокультурные иэкономические особенности современного общества»;б) «исторические особенности формирования российскойбизнес-среды»; в) «вызовы и риски ближайших перспек-тив российского предпринимательства» [4. С. 54].Данная статья посвящена вопросам готовности под-ростков (выпускников школ Томской области) к такойформе экономического поведения, как предпринима-тельство, и основана на результатах ежегодного социо-логического мониторинга (размер генеральной сово-купности две тысячи человек, выборка гнездовая) жиз-ненных планов выпускников школ, проводимого с се-редины 1990-х гг. и по сегодняшний момент областнымЦентром профориентации населения при поддержкедепартамента образования администрации г. Томска. Фо-кус внимания в мониторинге (помимо основных целей)был сосредоточен на следующих вопросах:- есть ли место предпринимательской деятельностив планах и намерениях выпускников школ области;- как оценивают престиж и востребованность дан-ного рода деятельности подростки;- какие свойства труда являются наиболее привле-кательными для выпускников.Неотъемлемой частью планов и намерений подро-стков является профессиональное самоопределение.Выбор профессии превращается в наиболее ответст-венный из всех других выборов, так как он является нетолько предпосылкой самореализации личности в тру-довой деятельности, но и средством обеспечения успе-ха в других сферах жизни. Посредством профессио-нального самоопределения молодой человек включает-ся во множество социальных процессов: формированиеобраза, стиля жизни, адаптация к современным непро-стым условиям, социальная мобильность (перемещениев социальном пространстве) и т.д.Через оценки различных профессий формируется икогнитивный, и поведенческий структурные элементыпредставлений школьников о самих профессиях, их выбо-ре. Сам акт выбора является внутренним компонентомсвободы личности, ее возможностью поступать, включать-ся во внешние обстоятельства в соответствии с внутренни-ми потребностями, а в целом - самореализовываться.Одной из задач мониторинга являлось отслежива-ние динамики отношения респондентов к различнымпрофессиям: школьники отвечали на ряд вопросов,связанных с их желаниями и намерениями относитель-но будущей профессии, а также им было предложенооценить престиж и востребованность той или инойпрофессии на рынке труда.Анализ результатов показал следующее. Постоян-ными лидерами выбора будущей профессии современ-ных выпускников являются профессии экономиста июриста (первое и второе места). Этим профессиям от-дают предпочтение в среднем 6-7% опрошенных изчисла указавших будущую профессию, причем особыхрасхождений в зависимости от пола и места прожива-ния (городские или сельские школьники) не наблюда-ется. Далее расположились программист и врач, но этипрофессии имеют расхождения по гендерному призна-ку. Так, юноши чаще желают быть программистами(1-е место в этой группе), а у девушек эта профессия -только на 9-м месте, и наоборот, профессия врача бо-лее привлекательна для слабого пола (3-е место), уюношей - только 8-е место.В середине рейтинга находятся профессии менед-жера и дизайнера. Эти профессии чаще выбирают вы-пускницы школ областного центра (4-е и 5-е местасоответственно), значительно реже - юноши из горо-дов области (12-е и 14-е места). В зависимости отместа проживания также по-разному оцениваетсяпрофессия инженера, ее чаще выбирают школьникииз городов Томской области (9-е место) и значительнореже - из сельской местности (17-е место). По отно-шению к инженерным специальностям у современныхподростков в последние три года наблюдается устой-чивый интерес. С 2008 г. профессия инженера в груп-пе юношей занимает одну из лидерских позиций(2-е место), да и у девушек с двадцатых мест (в начале2000-х гг.) переместилась на 14-е место (в этом году).Профессия предпринимателя в рейтинге реально вы-бираемых профессий занимает лишь двадцатые места(табл. 1).Т а б л и ц а 1Рейтинги профессий по оценкам школьников (по годам)Реально выбираемая Престижная ВостребоПрофессия 1996 2001 2005 2009 1996 2001 2005 2009 2001 2005 ванна2я0 09Экономист 1 1 1 1 2 2 2 2 2 7 4Юрист 2 2 3 2 1 1 1 1 4 5 3Программист 7 3 2 3 5 4 3 3 3 1 2Врач 4 5 4 4 3 6 7 4 1 2 1Менеджер 15 6 7 5 15 3 5 6 17 11 9Дизайнер - 18 10 6 - 15 9 9 - 17 12Инженер 10 5 6 7 14 11 10 8 15 7Нефтяник - 16 9 8 - 17 6 5 7 3 8Психолог 9 8 5 9 9 5 13 11 15 16 14Учитель 5 7 14 10 6 16 17 12 5 4 6Предприниматель 19 21 23 24 16 7 8 7 13 8 14С одной стороны, рейтинг профессии предпринима-тель (хотя предпринимательство в узком смысле неявляется профессией, это скорее вид активной соци-альной практики, позволяющей реализовать свои мате-риальные и социокультурные потребности, но школь-ники могли указывать на этот вид деятельности как напрофессию) как выбираемой желаемой профессии набудущее не очень высок.Но рейтинг предпринимателя как престижной про-фессии в последние годы значительно возрос. Так, еслив конце 1990-х «предприниматель» по своей значимо-сти занимал в перечне престижных профессий только16-е место, то в 2001 г. в рейтинговых «гонках» за пре-стиж вышел на 7-е место и последние три года удержи-вал эти позиции, опережая такие профессии, как жур-налист, бухгалтер, психолог и дизайнер.Данный факт роста престижа предпринимательстванемаловажен, так как на выбор профессии, помиморазличных факторов, влияет такая характеристика про-фессии, как престиж, которая выражает социальнуюзначимость профессии, ее публичное признание, явля-ется основой социального статуса и социального влия-ния. Обеспечивается это влияние за счет того, что пре-стиж как ценность вида деятельности (важность заня-тия) предоставляет индивиду возможности, которыхнет у других, дает доступ к получению тех или иныхсоциальных благ. Тем самым для молодых престижспециализированной деятельности может являться не-кой точкой отсчета, которая определит вектор выборабудущей профессии, следовательно, перспективы пред-принимательства как желаемого профессионально-экономического поведения молодежи неограниченны.Имея возможность сравнить рейтинг выбираемых ипрестижных профессий, можно установить частотусовпадений, которая свидетельствует о том, что обще-ственное признание, популярность профессии в значи-тельной степени влияет на профессиональные намере-ния современных школьников. Практически полноесовпадение в оценках имеют «лидеры выбора» - эко-номист, юрист, программист, врач, менеджер. Профес-сия предпринимателя, наоборот, показывает значи-тельные различия в оценках значимости и будущностинамерений школьников, в рейтинге престижных оназанимает 7-е место, но как реальную будущую профес-сию школьники ее практически не рассматривают.Другой характеристикой профессии, влияющей напрофессиональные планы подростка, является ее вос-требованность на рынке труда. Ведь если не учитыватьтого, что сегодня «нужная профессия» за время подго-товки к ней может стать ненужной, непопулярной, то впоследующем потребуются значительные дополни-тельные усилия от индивида, для того чтобы успешновстроиться в социальную жизнь.По мнению школьников, самыми востребованнымичерез пять лет будут профессии врача и программиста,так считают 15-17% респондентов независимо от полаи возраста. Каждый десятый опрошенный предполо-жил, что также необходимыми будут профессии юри-ста и учителя. Предприниматель же опять находится внижнем ярусе рейтинга, занимая 14-е место.Сравнение перечня привлекательных для подрост-ков профессий и необходимых, по их мнению, на рын-ке труда через три-пять лет показывает меньшую сте-пень совпадений. Школьники высказывают сомненияпо поводу спроса на такие профессии, как экономист,менеджер, дизайнер, психолог и предприниматель (всписке востребованных профессий они занимают болеенизкие позиции).Хотя востребованность профессии является некото-рым аргументом в пользу ее выбора, но все-таки доконца эта характеристика не заменяет такие свойствапрофессии, как возможность сделать карьеру, творче-ский характер труда, достойный заработок и т.д. По-этому во взаимодействии человека с профессией суще-ственным являются не только его оценки ее значимо-сти и востребованности, но и характеристики самойпрофессии, а также отношение к ним субъекта выбора.В связи с этим в мониторинге планов школьников от-слеживались мотивы выбора профессии, в качестве кото-рых учитывались следующие характеристики. Прагмати-ческие, обеспечивающие витальные потребности индиви-да (хорошая зарплата, комфортные условия труда и лег-кость трудоустройства); статусно-рыночные (престижпрофессии, возможность сделать карьеру и проявитьпредприимчивость) и социальные (творческий характертруда и возможность приносить пользу людям).В иерархии мотивов выбора профессии лидирующееположение, причем с большим отрывом от других характе-ристик профессии, занимает хороший заработок (табл. 2).Вторые и третьи места принадлежат статусным харак-теристикам: карьере и престижу. Гендерные различиянакладывают отпечаток на оценки привлекательностипрофессии. Среди юношей большая доля тех, кого инте-ресуют прагматические характеристики труда: заработок,легкость трудоустройства и условия труда (в среднем на8-10%).50Т а б л и ц а 2Мотивы выбора профессии (по группам опрошенных, %)Место жительства Пол КлассМотив выбора Томск ГородаобластиРайоныобласти Юноши Девуш-ки 9-й 11-йХороший заработок 68 65 60 68 61 68 63Карьера 46 42 38 40 43 40 40Престиж профессии 39 39 35 35 40 38 36Приносить пользу людям 26 27 37 26 34 34 35Комфортные условия 28 29 29 34 24 28 2Творческий характер 23 25 16 14 27 18 21Легко найти работу 20 17 18 23 15 18 19Требует предприимчивости 7 8 7 7 7 6 10У девушек чаще доминируют аспекты социальной итворческой направленности: приносить пользу людям,возможность заниматься творчеством и престиж про-фессии. Но объединяет и тех и других низкая оценкатакой характеристики работы, как возможность про-явить предприимчивость. Причем мониторинг позволя-ет выявить следующую тенденцию: в мотивационнойструктуре выпускников школ усиливаются из года вгод мотивы материального порядка, а также все болеепривлекательными являются статусные аспекты про-фессиональной деятельности. Такой мотив выборапрофессии, напрямую связанный с предприниматель-ством, как возможность проявить предприимчивость,по сравнению с 2000 г. снизил свои показатели почти вдва раза (так, если в прошлые годы 15% опрошенныхуказывали на него как важное условие выбора профес-сии, то сегодня только 8%).Респондентам также было предложено ответить навопрос в свободной форме, что они понимают подпредпринимательством и хотели бы они заниматьсяэтим видом деятельности. Современные подросткидостаточно полно характеризуют предпринимательст-во, по мнению большинства, это «вид активной эконо-мической деятельности, направленный на получениеприбыли». 57% опрошенных сделали акцент именно наполучение прибыли, каждый пятый, кроме личногообогащения, включает в свое понимание предпринима-тельства «производство товаров или услуг». Часть рес-пондентов дополняют свои описания следующими ха-рактеристиками: «предприниматель работает только насебя», «эта деятельность связана с риском», «она тре-бует самостоятельности», «очень престижна, отражаеттвою независимость и твой статус» и т.д.Из тех, кто ответил на открытый вопрос, большеполовины (61%) выразили не просто свои сомнения поповоду занятия бизнесом, но и высказали определенное«нет». В качестве основных причин треть респондентовуказывала на отсутствие у себя необходимых специ-альных качеств, которые бы позволили заниматьсяэтим родом активности. Некоторые уточняли, что «нехотелось бы брать на себя ответственность». Каждыйдесятый акцентировал внимание на жесткой конкурен-ции и нежелании подвергать себя риску. Часть школь-ников (9%) откровенно высказывались: «бизнес - этослишком сложно» или «мне это не интересно». И, на-конец, 7% респондентов указывали, что в государстве,где «нет гарантий и стабильности», предприниматель-ство «не может быть привлекательной сферой» дея-тельности. «Апофеозом» мнений выпускников школ обесперспективности включения себя в бизнес можетслужить цитата одного одиннадцатиклассника: «откро-венно сырая законодательная база и довольно неопре-деленная политика государства».Таким образом, результаты мониторинга позволи-ли выявить следующее: с одной стороны, высказыва-ния выпускников школ о предпринимательстве схожис интерпретациями исследователей, но с другой - дан-ный вид деятельности явно не входит в планы и наме-рения подростков, не является частью их жизненныхстратегий. Причиной подобного противоречия, на нашвзгляд, является то, что образ предпринимательскойдеятельности не стал частью общественного сознания,неким паттерном поведения, а значит, пока не появи-лись предпосылки (или рано говорить о них, или ужеупущены) для формирования нового социальногосубъекта (актора), способного изменять «заведенныйпорядок» и «изменять социальные структуры».Возможно, через несколько лет предприниматель-ство как будущее поле приложения усилий молодыхбудет не только привлекательно, но и реально; тогда опредпринимательстве можно будет говорить как о со-циально-экономической инновации в полном смыслеэтого слова. Собственно, одна из таких задач и стоитперед нашим обществом.

Ключевые слова

предпринимательство, намерения школьников, востребованность профессии, enterprising, intentions of graduates, demand for profession

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Иванова Вера СтепановнаТомский государственный университеткандидат философских наук, доцент кафедры социологии философского факультетаvcsoc@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В В. Буева. М., 2003. 246 с.
Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2005. 603 с.
Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология. М., 2005. 457 с.
Кашпур В.В. Предпринимательство как жизненная перспектива современной молодежи (на примере Томской области) // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. 2009. № 1 (5). С. 53-68.
 Предпринимательство в планах выпускников школ | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 343.

Предпринимательство в планах выпускников школ | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 343.

Полнотекстовая версия