Спецкурс «Библиография культуры Сибири (1990-2010 гг.)» в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 343.

Спецкурс «Библиография культуры Сибири (1990-2010 гг.)» в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы

Представлена концепция спецкурса «Библиография культуры Сибири (1990-2010 гг.)», преподаваемого будущим специалистам библиотечно-информационной сферы. Охарактеризованы основные направления, источники, особенности, значение библиографии культуры Сибири. Отмечены общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые у студентов. Особое место уделяется формированию библиографической культуры, без овладения которой невозможна подготовка специалиста библиотечно-информационной сферы.

Course «the Bibliography of culture of Siberia (1990-2010)» in training library experts.pdf В настоящее время наблюдается значительный ин-терес к краеведческой деятельности. Статистика вы-пуска краеведческой литературы в нашей стране в по-следние годы свидетельствует о ее непрекращающемсяросте. Постоянную необходимость в краеведческойинформации испытывают работники органов местногосамоуправления, специалисты сферы образования,культуры и искусства, руководители учреждений иорганизаций, а также все те, кто интересуется историейи культурой края, его настоящим и будущим.Публикация краеведческой литературы в Россииимеет давние традиции: уже первые русские летописи,по словам исследователей, «изобилуют фактами крае-ведческого содержания» [1. C. 17]. Значительный росткраеведческих изданий наблюдается в XVIII в., чемуспособствовали территориальное и хозяйственное ос-воение страны при Петре I, исследовательская деятель-ность российских ученых И.К. Кириллова, В.Н. Та-тищева, М.В. Ломоносова, С.П. Крашенинникова,П.И. Рычкова. В XIX в. происходит расширение и уг-лубление краеведческих исследований, что связано сразвитием науки, ростом самосознания. Исследования-ми в то время занимались Общество любителей исто-рии и древностей Российских; Императорское Русскоегеографическое общество; Общество любителей есте-ствознания, антропологии и этнографии; государствен-ные и военные ведомства; губернские статистическиекомитеты; научные учреждения Академии наук и уни-верситеты. Неоценимый вклад в описание быта и куль-туры различных слоев общества внесли писателиП.И. Мельников-Печерский, В.Г. Короленко, Н.С. Лес-ков, Г.И. Успенский и др. Исследования в областикраеведения неразрывно связывались с публикациямикниг, газет, журналов, географических словарей и т.д.[2. C. 28].В советское время расцвет краеведения первых двухдесятилетий сменился идеологическим давлением накраеведческие организации. Но несмотря на это, на мес-тах деятельность краеведов-любителей продолжалась.Ведущую роль в краеведческой работе в советское вре-мя играли школы, благодаря которым организовывалиськонференции, экскурсии, экспедиции, краеведческиекружки, музеи, чтения, вечера и т.д. [2. C. 36].В настоящее время на волне активизации краевед-ческой деятельности публикуются многочисленные иразнообразные краеведческие материалы. Под этимпонятием объединяются книги, брошюры, журналы,газеты, статьи из сборников, продолжающихся изда-ний, журналов, газет, листовки, плакаты, музыкально-нотные, картографические материалы, авторефератыдиссертаций и другие произведения печати, полностьюили частично (раздел, глава, параграф и т.п.) посвя-щенные краю. Большой массив документных и элек-тронных публикаций сложно обрабатывать; становитсявсе труднее обеспечивать полноту охвата краеведче-ских источников. Поэтому важная роль в системе ин-формационных ресурсов России принадлежит краевед-ческой библиографии, являющейся частью краеведенияи в то же время выполняющей функцию его докумен-тального обеспечения.Изучение различных аспектов краеведческой биб-лиографии представляется значимым включать в про-грамму подготовки специалистов библиотечно-ин-формационной сферы.Предлагаемый студентам кафедры Библиотечно-информационной деятельности Института искусств икультуры Томского государственного университетаспецкурс «Библиография культуры Сибири (1990-2010 гг.)» посвящен библиографии культурной жизниСибири - региона, уникального по обширности своейтерритории, по культурному, этническому и конфес-сиональному многообразию.На территории Сибири проживают русские, татары,селькупы, ханты, манси, хакасы, тувинцы, алтайцы,шорцы, буряты и другие народы. Конфессиональнаякарта Сибири представлена православием (в том числеи старообрядчеством), католицизмом, протестантиз-мом, исламом, буддизмом, традиционными верования-ми коренных народов.Не менее многообразная и уникальная библиогра-фия культурного капитала Сибири, безусловно, нужда-ется в изучении, разработке теории и методики.По словам специалиста по краеведческой библиогра-фии И.И. Михлиной, «…территориальные рамки крае-ведческих пособий должны устанавливаться не путемпростого механического выделения большего или мень-шего территориального комплекса. Библиографическиепособия составляются по территориям, представляющимсобой единство, спаянное экономической, природной,исторической общностью» [3. C. 39]. В соответствии свышесказанным спецкурс «Библиография культуры Си-бири (1990-2010 гг.)» разделен на две части. Первая частьпосвящена библиографии культурной жизни тесно взаи-мосвязанных в историческом и культурном отношенииАлтайского края и Республики Алтай, Кемеровской, Но-восибирской, Омской, Томской, Тюменской областей,Республики Хакасия и Республики Тыва. Во второй частирассматривается библиография культуры Красноярскогокрая, Иркутской области, Забайкальского края, Республи-ки Бурятии, Республики Саха (Якутии).Хронологические рамки изучаемой библиографии:1990-2010 гг. Выбор нижней хронологической грани-цы обусловлен переменами, произошедшими в жизнинашей страны в начале 1990-х гг., благодаря которымсложилось новое государство с новыми приоритетамив культурной политике.В библиографии отражены такие направления, какобщие тенденции культурной политики; образование;физическая культура, спорт и туризм; деятельностьсредств массовой информации; библиотечное и книж-ное дело; музейное и архивное дело; художественнаялитература; изобразительное искусство, дизайн, архи-тектура; музыка и зрелищные искусства; культурно-досуговая деятельность; этносоциальные и этнокон-фессиональные процессы. Помимо этого приведенабиблиография законодательных актов в области куль-туры и искусства; делопроизводственных материалов;статистических и аналитических сборников.Несмотря на то что основные направления библио-графического исследования были заданы унифициро-ванно, в отношении каждой из областей региона обо-значился круг связанных исключительно с ней вопро-сов. К примеру, сохранение архитектурного наследиястаринных сибирских городов - Тобольска, Томска,Омска, Тары; верования, обряды и обычаи алтайцев,хакасов, тувинцев, их народная медицина и быт; непо-вторимое тувинское горловое пение; вопросы этнокон-фессиональной идентичности тобольско-иртышских итомских татар; богатейшие рекреационные ресурсыАлтая и Бурятии и др.Обозначились и междисциплинарные, сквозные те-мы: феномен сибирской городской культуры; культур-ное и социальное пространство города; культурнаяжизнь сибирского студенчества; молодежные субкуль-туры; проблемы формирования политической и право-вой культуры населения; охрана природных и истори-ческих памятников; менеджмент в сфере культуры.При работе над библиографией были использованы:- ресурсы Научной библиотеки Томского государ-ственного университета;- ресурсы Томской областной универсальной науч-ной библиотеки им. А.С. Пушкина;- информационные базы данных: Всероссийскогоинститута научной и технической информации Россий-ской академии наук (ВИНИТИ РАН), Государственнойпубличной научно-технической библиотеки (ГПНТБ),Государственной публичной научно-технической биб-лиотеки Сибирского отделения Российской академиинаук (ГПНТБ СО РАН), Института научной информациипо общественным наукам Российской академии наук(ИНИОН РАН), «Информкультура», «Авангард», «Кон-сультант Плюс: региональное законодательство» и т.д.;- электронные каталоги библиотек: Российской го-сударственной библиотеки (РГБ), Российской нацио-нальной библиотеки (РНБ); ГПНТБ СО РАН; Алтай-ской краевой универсальной научной библиотекиим. В.Я. Шишкова; Научной библиотеки Алтайскогогосударственного университета; Научной библиотекиКемеровского государственного университета культу-ры и искусства; Омской государственной областнойнаучной библиотеки им. А.С. Пушкина; Научной биб-лиотеки Тюменского государственного университета;- Интернет-сайты областных администраций, уни-верситетов, музеев, библиотек, театров и т.д.На основе библиографических данных можно выде-лить региональные центры, занимающиеся исследова-ниями в области культуры: ГПНТБ СО РАН; Новоси-бирский областной краеведческий музей; Тюменскийгосударственный университет; Тюменский областнойкраеведческий музей им. И.Я. Словцова; Омский госу-дарственный университет им. Ф.М. Достоевского; Ом-ский государственный педагогический университет;Кемеровский государственный университет культуры иискусств; Кемеровская областная научная библиотекаим. В.Д. Федорова; Томский государственный универ-ситет; Томский областной краеведческий музей; Ал-тайская государственная академия культуры и ис-кусств; Алтайский государственный краеведческиймузей; Хакасский государственный университетим. Н.Ф. Катанова. Данные центры проводят научныеконференции, регулярно публикуют монографии исборники статей; университеты имеют собственныенаучные исторические и культурологические школы,занимающиеся краеведением.Среди издательств, выпускающих литературу покультуре Сибири, можно выделить центральные(«Наука», «Литературная Россия», «Пашков дом»,«Научно-информационный издательский центр», «Из-дательство Государственного Эрмитажа», «Наследие»)и местные («Аныяк», «Тувинское книжное издательст-во», «Хакасское книжное издательство», «Якутскоекнижное издательство», издательство ГПНТБ СО РАН,издательства Алтайского, Омского, Томского, Тюмен-ского, Хакасского университетов). При этом доля ме-стных издательств заметно преобладает.Следует отметить, что монографий, посвященныхкультурной жизни Сибири, немного, в основном изу-чению этих вопросов посвящены статьи в журналах,сборниках докладов и тезисов научных конференций.Таким образом, исследование культурной панорамырегиона носит событийный, очерковый характер, цело-стного осмысления темы пока не произошло. Это дела-ет библиографический материал еще более ценным инеобходимым для дальнейших исследований культур-ного пространства Сибири.Рассмотрим основные группы библиографическихисточников.Среди обобщающих монографий, посвященныхкультуре Омской области, можно выделить следующиеисследования: Н.А. Миненко «Омск в панораме веков»(1999); Н.А. Гулиева «Туризм региона» (2002); В. Но-викова «Омская область на пороге тысячелетий: поли-тика, экономика, культура» (2003); И.Ф. Петрова «Ле-генды и мифы старого Омска. Заметки краеведа»(2003); В.С. Шарова «Омск: краткая история города»(2006).Панорама культурной жизни Алтайского края пред-ставлена в монографиях В.В. Кузнецова «Земля Руб-цовская: События. Факты. Люди» (1999); А.Д. Остапо-ва «Курорт Белокуриха» (2006); Ю.М. Гончарова«Очерки истории города Бийска» (2009).Культурное наследие Тюменской, Томской и Кеме-ровской областей рассматривается в работах Г. Сквор-цова «Храмы Томска» (1990); В.М. Кимеева «Экому-зеология. Национальные экомузеи Кузбасса» (1996);В.Ф. Похабова «Культурное наследие русских Кузбас-са» (2000); Ю.К. Штальбаума «Театральное искусствоКузбасса» (2000); Н.А. Миненко «Тюмень: летописьчетырех столетий» (2003); Ю.А. Дворяшина «Пости-жение Сибири: очерки просвещения и культуры Тю-менского края» (2004); Л.С. Романовой «Здесь начи-нался Томск. Прошлое, настоящее, будущее» (2004);Т.Ю. Куперт «Музыкальное прошлое Томска (в пись-мах к А.Г. Рубинштейну)» (2006); А.В. Палилей «Тра-диции шорского национального танца в творческойдеятельности балетмейстеров» (2007).Этническое и культурное своеобразие республик Ха-касия и Тува представлено в следующих монографиях:П.А. Троякова «Героический эпос хакасов и проблемыизучения: исследования и приложения» (1991);З.К. Кыргыс «Песенная культура тувинского народа»(1992); В.А. Карамашевой «Становление хакасской про-зы: жанр, проблематика, характер» (1996); Б.И. Тата-ринцева «Тувинское горловое пение. Проблемы проис-хождения» (1998); О.М. Хомушку «Религия в историикультуры тувинцев» (1998); В.Я. Бутанаев «Этническаякультура хакасов» (1998); З.В. Анайбан «Межнацио-нальные отношения в Туве в 1990-е гг.: (по материаламэтносоциологических исследований)» (1999); Е.Т. Тано-вой «История возникновения и развития печати Тувы»(2006); О.В. Субраковой «Язык хакасского героическогоэпоса» (2007); Ю.А. Шибаевой «Одежда хакасов»(2008); С.И. Вайнштейна «Загадочная Тува» (2009).Культуре Восточной Сибири посвящены монографииВ.Ц. Найдановой «Буддийская мистерия цам в Бурятии»(1997); А.Г. Лукиной «Традиционная танцевальнаякультура якутов» (1998); Г. Лопаткина «Летопись градаАчинска» (2000); Е.В. Кислова «Памятники природыКяхтинского района» (2001); В.М. Булаева «Образ жиз-ни населения как пример отражения национальной са-мобытности (на примере бурят Забайкалья)» (2002);В.П. Барабаш «Страницы истории Красноярского крае-вого училища культуры» (2003); Т.К. Солодухиной «Эт-нокультурное образование русских школьников в Буря-тии: опыт разработки и реализации концепции» (2005);«Музыкальная культура Красноярска» (2009).Значительная часть публикаций содержится как вцентральных, так и в местных научных журналах: «Со-цис», «Наше наследие», «Библиотековедение», «Биб-лиотека», «Библиосфера», «Культура Сибири», «Си-бирское богатство», «Сибирская старина», «Сибирскийсоциологический вестник», «Наука в Сибири», «Вест-ник Тюменского государственного университета»,«Омский научный вестник», «Вестник Омского госу-дарственного университета», «Вестник Томского госу-дарственного педагогического университета», «Вест-ник Кемеровского государственного университетакультуры и искусств», «Ученые записки Алтайскогогосударственного института искусств и культуры»,«Вестник Алтайского государственного аграрного уни-верситета», «Труды Алтайского государственногокраеведческого музея», «Ямал», «Вестник Бурятскогоуниверситета», «Забайкалье: наука, культура, жизнь»,«Вестник Иркутского лингвистического университета»,«Труды Братского государственного технического уни-верситета».Большую роль в формировании библиографическойбазы играют материалы международных, всероссий-ских и региональных научных конференций: «Маку-шинские чтения» (1990-2009); «Язык - миф - культуранародов Сибири» (Якутск, 1991); «Урбанизация икультурная жизнь Сибири» (Омск, 1995); «Россия иХакасия: 290 лет совместного развития» (Абакан,1998); «Культура. Образование. Духовность» (Бийск,1999); «Культура и интеллигенция России: интеллекту-альное пространство (Провинция и Центр): ХХ в.» (Омск,2000); «Культура и экономика региона» (Тюмень, 2000);«Духовные истоки русской культуры» (Рубцовск, 2001);«Экономика. Сервис. Туризм. Культура» (Барнаул, 2002-2009); «Сибирская деревня: история, современное состоя-ние, перспективы развития» (Омск, 2002); «Библиотека идуховная культура нации» (Новосибирск, 2002); «Исто-рико-культурное развитие Западной Сибири в XVII-XX вв.» (Томск, 2002); «Макарьевские чтения» (Горно-Алтайск, 2004-2009); «Проблемы и перспективы подго-товки специалистов для отрасли культуры и искусств»(Омск, 2004); «Книга, общество, читатель: современныеаспекты» (Новосибирск, 2004); «Университеты как ре-гионообразующие научно-образовательные комплексы»(Омск, 2004); «Стратегия и тактика культурного туризма»(Улан-Удэ, 2004); «Русский вопрос: история и современ-ность» (Омск, 2007); «Этносоциальные процессы в Сиби-ри» (Новосибирск, 2007); «Молодежь - Барнаулу» (Бар-наул, 2009).Дополняют библиографическую картину регионаматериалы сайтов областных администраций, област-ных департаментов (министерств) культуры, универси-тетов, колледжей культуры и искусств, библиотек, му-зеев, архивов, театров, филармоний, домов творчества,центров культуры.Обширная библиография, демонстрирующая различ-ные аспекты культурного капитала Сибири, безусловно,окажется полезной для исследований в области истории,культурологии, истории культуры, искусствоведения,социологии, религиоведения, этнологии, а также для всехинтересующихся культурной жизнью сибирского регио-на. Собранный материал является богатой базой для на-писания рефератов и курсовых работ, для самостоятель-ной исследовательской работы студентов.Основная цель профессионального образования -подготовка квалифицированного специалиста соответ-ствующего уровня и профиля, конкурентоспособногона рынке труда, компетентного, ответственного, сво-бодно владеющего своей профессией. В настоящеевремя центральным понятием в теории высшего обра-зования становится понятие «профессиональная ком-петентность». Под профессиональной компетентно-стью специалиста понимается интегральная характери-стика личности специалиста, представляемая комплек-сом компетенций в профессиональной сфере деятель-ности, включающая его личностное отношение к ней ик предмету. Компетентность направлена на формиро-вание у учащегося способности и готовности приме-нять свои знания и умения на практике при решениипрофессиональных задач, на формирование желания испособности учиться самому.Основные задачи спецкурса «Библиография культу-ры Сибири (1990-2010 гг.)»: стимулировать мысли-тельную деятельность студентов, способствовать фор-мированию высокой библиографической культуры иинтереса к истории и культуре Сибири.В ходе изучения спецкурса студенты занимаютсянаписанием рефератов и курсовых работ. Предлагают-ся темы как по библиографии культурной жизни от-дельных областей с учетом их культурно-историческихособенностей, так и обобщающие темы: источникибиблиографии; тенденции развития документопотокапо книжной культуре; библиография периодическихизданий; официальные административные сайты; вы-явление информационных ресурсов по музейному, ар-хивному, библиотечному делу, музыкальному, изобра-зительному искусству и т.д. В практических заданияхстудентам предлагается проанализировать отраслевуюсистему научной информации в области культуры;оценить степень изученности отдельных регионов Си-бири; сформировать файл Интернет-адресов учрежде-ний культуры; провести тематический библиографиче-ский поиск; подготовить библиографический обзор.Курс направлен на формирование общекультурныхкомпетенций: культуры мышления; способности к обоб-щению, анализу социально значимых проблем и процес-сов; овладение основными методами, способами и сред-ствами получения, хранения, переработки информации.Среди профессиональных компетенций, формируемыхспецкурсом, можно выделить следующие: способностьсоздавать и предоставлять краеведческую информацию,отвечающую запросам пользователей; способностьформировать документные фонды, базы и банки данных,обеспечивать их эффективное использование и сохран-ность; способность к изучению и анализу библиографи-ческого материала; готовность к использованию науч-ных методов сбора и обработки информации; готовностьк формированию информационной культуры пользова-телей библиотеки; готовность к реализации библиотеч-ных программ в соответствии с региональными приори-тетами культурной пол, а также образовательных икультурных программ для населения, созданию благо-приятной культурно-досуговой среды.Особое место среди профессиональных компетен-ций уделяется формированию библиографическойкультуры, без овладения которой невозможна полно-ценная подготовка специалиста.Традиционно под термином «библиографическаякультура» понимается показатель уровня распростра-ненности библиографических знаний в обществе, обес-печенности потребностей средствами библиографии,умения находить, оценивать и использовать эту ин-формацию [4. C. 78]. Библиографическая культура оп-ределяется таким уровнем специализированных знанийи умений студента, который позволяет ему максималь-но полно удовлетворить свои потребности в информа-ции и овладеть способами ее использования.Библиография является одновременно и средствомформирования библиографической культуры, и носи-телем технологии, дающей возможность пониманиязакономерностей формирования документных пото-ков, массивов. Библиографическая культура тесносвязана с коммуникативной культурой и в значитель-ной степени способствует ее развитию: расширяетпредставления студента о документированных фор-мах информации, обогащает его эрудицию. Библио-графическая культура помогает развитию у учащихсякультуры письма и чтения, умения действовать в ус-ловиях избыточной информации, оценивать ее каче-ственную сторону, критически переосмысливать.Библиографическая культура способствует более ус-пешной и результативной научной деятельности сту-дента, помогая вести самостоятельный научный по-иск, оформлять результаты научного исследования,использовать библиографические поисковые системы,грамотно составлять список литературы при написа-нии контрольной, курсовой, дипломной работы, науч-ной статьи, доклада.Таким образом, спецкурс краеведческой библио-графии - важная часть профессиональных знаний биб-лиотекаря, которыми должен владеть каждый специа-лист. Данный спецкурс показывает особенности разви-тия библиографии Сибири, формирует общекультур-ные и профессиональные компетенции, библиографи-ческую культуру, представление о крае как об истори-чески сложившейся природно-социальной системе,интерес и уважение к культуре родного края.

Ключевые слова

библиография, краеведение, Сибирь, культура, bibliography, study of local history, Siberia, culture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кузоро Кристина АлександровнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыclio-2002@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Мамонтов А.В., Щерба Н.Н. Краеведческая библиография. М.: Книга, 1978. 166 с.
Косова Л.С. Краеведение. Томск: СКК-Пресс, 2006. 314 с.
Михлина И.И. Краеведческая библиография. М.: Либерея-Бибинформ, 2008. 176 с.
Зиновьева Н.Б. Основы современной библиографии. М.: Либерея-Бибинформ, 2007. 104 с.
 Спецкурс «Библиография культуры Сибири (1990-2010 гг.)» в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 343.

Спецкурс «Библиография культуры Сибири (1990-2010 гг.)» в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 343.

Полнотекстовая версия