Концептуальная метафора в русском языке советского периода (1917-1956 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Концептуальная метафора в русском языке советского периода (1917-1956 гг.)

Рассматриваются концептуальные метафоры, отражающие идеологические установки советской власти, распространенные в русском языке советского периода (1917-1956 гг.). Выделяются разряды концептуальных метафор, анализируются их фреймовая структура, прагматический смысл.

Conceptual metaphor in the Russian language of the Soviet period (1917-1956).pdf После Октябрьской революции 1917 г. в Россиивместе с новой государственной властью возникаетязык официальной советской пропаганды, которыйвыходит далеко за пределы политической сферы и ока-зывает влияние на все виды словесности.Русский язык советского периода изучается совре-менными лингвистами в различных аспектах: описыва-ется советская словесная культура (А.П. Романенко),(А.Д. Шмелёв), выявляются идеологемы и мифологемысоветского тоталитарного языка (Н.А. Купина), а также«советская» составляющая русской картины мира, ана-лизируются современное состояние советизмов, ихтрансформация (З.С. Санджи-Гаряева) и т.д. Устанав-ливается статус данного языкового феномена: был лиэто особый «официальный», «ритуальный» (М. Крон-гауз) язык или жаргон, «официальный, партийно-государственный вариант русского языка» (Э. Хан-Пира), «советский языковой стандарт» (А.П. Ро-маненко). Большинство исследователей полагают, что«через систему образования и средства массовой ком-муникации соответствующая лексика и фразеологиявнедряются в языковое сознание миллионов, воздейст-вуя таким образом (прежде всего через подсознание) наязыковую картину мира и изменяя ее в желательном длявластей направлении» [1. С. 133]. А.Д. Шмелёв [2.С. 173] подтверждает: язык советской пропаганды былвсепроникающим, и тем самым всепроникающая карти-на мира навязывалась всем носителям русского языка.Первоисточником «советского» языка являются вы-ступления официальных лиц и официальный публици-стический дискурс (прежде всего передовые статьи«Правды»). Особенности функционирования советскойсловесности во многом определялись нормированием ирегламентацией ее партийно-правительственным аппа-ратом, т.е. властью [3. С. 8], отсюда вытекает важнейшаяхарактеристика языка советской пропаганды - партий-ность - обязательная составляющая всех советских про-изведений речи, то общее и принципиально важное, чтоделает произведение речи советским [3. С. 73].«Основная функция политической речи - это изме-нение представлений адресата о политической реаль-ности, своего рода преобразование политического мирав сознании читателей и слушателей. Одно из важней-ших средств такого преобразования - метафорическаямодель, которая позволяет представить какую-то слож-ную проблему как достаточно простую и хорошо зна-комую, сделать ее более значимой либо, наоборот, от-влечь от нее внимание общества, показать один из ва-риантов развития событий как совершенно невозмож-ный или, наоборот, вполне естественный» [4. С. 42].В коммуникативной деятельности метафора - важ-ное средство воздействия на интеллект, чувства и волюадресата [5]. На наш взгляд, исследование концептуаль-ных метафор советского периода (1917-1956 гг.) сделаетболее полной объективную картину жизни нашей стра-ны, поскольку система базисных метафор - это своегорода ключ к пониманию «духа времени».Под концептуальной метафорой мы понимаем «ус-тойчивые соответствия между областью источника иобластью цели, фиксированные в языковой и культур-ной традиции данного общества», где область источни-ка - это «более конкретное знание, получаемое челове-ком в процессе непосредственного опыта взаимодейст-вия с действительностью», а сфера цели - «менее яс-ное, менее конкретное, менее определенное знание» [6.С. 75-76].Материалом для нашего исследования послужилитексты передовых статей газеты «Правда» 1917-1956 гг. и речи И.В. Сталина. Хронологические рамкиисследования определяются ключевыми событиями вистории Советского Союза: 1917 г. знаменует времярождения советской культуры, 30-50-е гг. - время ус-тановления и стабилизации норм этой культуры,1956 г. - ХХ съезд КПСС, после которого начинаетсяотрицание периода «культа личности» [3. С. 35-36].Объектом исследования является концептуальная ме-тафора в русском языке советского периода, предме-том - метафоры, отражающие идеологические уста-новки советской власти.А.П. Чудинов [7] выделяет 4 разряда современнойрусской политической метафоры: антропоморфная,природоморфная, социоморфная и артефактная. В дан-ной статье предпринята попытка на основе этих разря-дов систематизировать концептуальные метафоры, от-ражающие идеологические установки советской вла-сти, в русском языке советского периода и в рамкахкаждого разряда описать метафорические модели, ак-туальные в изучаемый период (1917-1956 гг.).В русском языке советского периода представленывсе названные выше разряды русской политическойметафоры: антропоморфная (представлена метафори-ческими моделями СССР - СЕМЬЯ, СССР - ЧЕЛОВЕ-ЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ), природоморфная (ДЕЯТЕЛЬ-НОСТЬ ПАРТИИ / НАРОДА - ДЕЙСТВИЕ СТИХИЙНЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ и ее вещественных проявленийили элементов), артефактная (СОВЕТСКОЕ ГОСУ-ДАРСТВО - ЗДАНИЕ, ВЛАСТЬ - МАШИНА / МЕ-ХАНИЗМ), социоморфная (СССР - ВОЕНИЗИРО-ВАННОЕ ОБЩЕСТВО), а также пространственнаяметафора (метафорическая модель РАЗВИТИЕ ГОСУ-ДАРСТВА - ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ).Артефактная метафора в русском языке советскогопериода представлена метафорами ЗДАНИЯ И МЕ-ХАНИЗМА. Метафора ЗДАНИЯ не является новой(например, у Пушкина - …и на обломках самовластьянапишут наши имена), но ее активизация и широкоеупотребление, скорее всего, связаны с учением К. Мар-кса и Ф. Энгельса, которые представляли общество ввиде некоего здания, строения и говорили о нем терми-нами строительства.Метафорическая модель СОВЕТСКОЕ ГОСУДАР-СТВО - ЗДАНИЕ структурирована двумя фреймами«Конструкция здания» и «Строительство, ремонт и раз-рушение дома». Возведение государственного зданиябольшевики начали с экономического фундамента, кото-рый был построен в 1931 г.: Именно потому мы в 1931 г.завершим построение фундамента социалистическойэкономики СССР… (Правда. 1931. № 53). В 1937 г., помнению властей, было построено стройное величествен-ное здание социализма: Великое здание построенного,прочно утвердившегося социализма товарищ Сталинувенчал созданием основного закона жизни советскихлюдей - Конституции… (Правда. 1949. № 355).Наиболее структурированным является фрейм«Строительство, ремонт и разрушение дома». На про-тяжении всего периода существования советской вла-сти наиболее активно используются слоты «строитель-ство дома» и «строители». После Октябрьской револю-ции 1917 г. наступило время тотальной стройки. Одни-ми из самых частотных номинативных единиц былистроительство, строить, стройка. Строительство свет-лого здания социализма было разбито на отдельныеучастки / этапы: Десять лет Октябрьской революцииесть десять лет строительства партии, профсоюзов,Советов, кооперации, культурных организаций, транс-порта, промышленности, Красной армии (Сталин.1939. С. 176). Советские граждане являлись строителя-ми новой жизни: Человек, активный строитель новогообщества, - всегда в центре внимания партии…(Правда. 1937. № 191). Архитекторами или зодчимиздания социализма были В.И. Ленин и И.В. Сталин.Употребление высокого синонима подчеркивало вели-кую роль вождей в строительстве социализма и комму-низма, а также создавало ореол почета и бесконечнойблагодарности к партийным лидерам: Прогрессивноечеловечество отдает дань глубочайшего уваженияЛенину как гениальному теоретику, великому зодчемусоциализма (Правда. 1970. № 112).Слот «ремонт дома, его перестройка» регулярно ис-пользовался в русском языке советского периода.В процессе строительства государственного здания по-стоянно что-то перестраивалось: партийно-полити-ческая работа, органы советской власти, руководствоколхозами, народное хозяйство и т.п. Вероятно, из-занепрерывной перестройки так и не было возведено зда-ние коммунизма (в исследуемый период подобная мета-фора нами не была обнаружена). С одной стороны, час-тотность употребления метафоры перестройки, возмож-но, говорит об отсутствии первоначального четкого пла-на строительства, а с другой - о допускаемых ошибках вэтом строительстве и о критическом отношении к дан-ным ошибкам. Недаром в конце существования Совет-ского государства была объявлена последняя, горбачев-ская, перестройка, которая так и не осуществилась.Реже употребляется слот «разрушение дома». Ме-тафора РАЗРУШЕНИЕ СТАРОГО ГОСУДАРСТВЕН-НОГО ЗДАНИЯ И ПОСТРОЕНИЕ НА ЕГО МЕСТЕНОВОГО, СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО была призванапоказать принципиальное отличие советской власти отдореволюционной: Нашей стране, нашему многомил-лионному народу выпала великая честь впервые в ис-тории человечества строить на развалинах разгром-ленного капиталистического строя новый мир… - мирсоциализма (Правда. 1940. № 1). Прагматическийсмысл метафоры ДОМА делал процесс создания ново-го государства личным делом каждого советского гра-жданина, поскольку понятие родного, отчего дома ес-тественно и близко каждому.Метафора МАШИНЫ / МЕХАНИЗМА, по наблю-дениям А.Н. Баранова, А.П. Чудинова, философаЛ. Мэмфорда, немецкого филолога В. Клемперера идругих ученых, появилась задолго до возникновениясоветской власти и существовала во многих странахмира. По мнению Л. Мэмфорда [8], механистическаяметафора (мегамашина в его формулировке) - это не-видимая структура, составленная из живых, но крепкихчеловеческих элементов, каждому из которых предна-значались особая должность, роль и задача, что и обес-печило в конечном итоге громадную производитель-ность и грандиозные проекты этой великой коллектив-ной организации. Иными словами, это представлениегосударства и общества как машины, управление кото-рыми подобно управлению механизмом. МетафораМЕХАНИЗМА для человека предсказуема и абсолютнопроницаема, этим и объясняется ее «долговечность».В 1924 г. Сталин дал метафорическое определениеСоветского государства (фрейм «Машина»): Государ-ство есть машина в руках господствующего классадля подавления сопротивления своих классовых про-тивников. В этом отношении диктатура пролета-риата ничем по существу не отличается от диктату-ры всякого другого класса, ибо пролетарское государ-ство является машиной для подавления буржуазии(Сталин. 1939. С. 29). Осуждалась старая государст-венная машина эксплуататоров как орудие зверскогоподавления народа (Правда. 1937. № 307), в то времякак машина социалистического общества была подвла-стна народу, ранее угнетаемому: Рука рабочего классана рычаге. Машина пущена в ход (Правда. 1920. № 29).В Советском государстве слаженно работают раз-личные механизмы (фрейм «Механизм»): хозяйствен-ный, экономический, государственный: …рабочий,предложение которого даст возможность значитель-ной экономии и улучшение государственного механиз-ма, должен быть поощрен… (Правда. 1928. № 112).Представление экономических, социальных, политиче-ских и других явлений с помощью механизма показы-вало их исправность, отлаженность, действенность.Слоты фрейма «Детали машины / механизма» показы-вают, какую роль играют человек и различные совет-ские реалии в государственной машине. Так, тормозомреволюционного дела было Временное правительство,двигателем социализма в 20-30-е гг. ХХ в. должна бы-ла стать кооперация, внутренняя пружина социалисти-ческого соревнования, по определению Сталина, - тру-довой подъем народа, у руля машины стоит рабочийкласс, люди - винтики, которые держат в состоянииактивности государственный механизм, профсоюзы -главный приводной ремень партии к рабочим массам.Помимо этого, функционировали разнообразные рыча-ги: хозяйственный, организационный, рычаги диктату-ры, рационализации, политико-массовой работы и др.Здесь следует отметить антропоморфизм этой метафо-рической модели. Человек, общественные объединенияценны как часть механизма и необходимы лишь дляисправной работы государственной машины. В струк-туру этой метафорической модели входит фрейм «Го-сударство - корабль». Великий советский корабль ве-дет по точному курсу гениальный кормчий Сталин,враги советской власти выбрасываются за борт, аСССР - неугасимый маяк социалистической демокра-тии: Ленин, вместе с лучшим своим соратником Ста-линым, провел наш государственный корабль в опас-ный период жизни молодой, неокрепшей республикиСоветов (Правда. 1940. № 17).Метафора МАШИНЫ / МЕХАНИЗМА показываетстремление создать идеальное Советское государство,в котором бы исправно работали различные механиз-мы. Антигуманность этой метафоры, отражающейидею тоталитарного общества, в отношении к человекукак к детали машины. В значении этой метафоры вы-деляются следующие семы: функциональность, отла-женность, бездушность.Метафорическая модель ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАР-ТИИ / НАРОДА - ДЕЙСТВИЕ СТИХИЙ НЕЖИВОЙПРИРОДЫ и ее вещественных проявлений или элемен-тов структурирована фреймами «Стихия» и «Элементынеживой природы». Слоты фрейма «стихия» - стихияогня, стихия ветра, стихия воды - значимы в равнойстепени: каждой из этих стихий уподобляются важ-нейшие общественные события (революции, ВеликаяОтечественная война, некоторые советские реалии (со-циалистическое соревнование)): пожар революционнойборьбы, революционный огонь, пожар коммунистиче-ской революции, пламя войны, поджигатели войны,искры военного пожара, волна соревнований, река со-циалистического соревнования, пучина войны, револю-ционная буря, военная гроза, огонь и буря Отечествен-ной войны и др.По нашему мнению, представление революции вобразе стихии должно было показать природную есте-ственность произошедших социальных перемен, а так-же возвеличить революционеров, которые смоглиуправлять стихией революции. Уподобление войныстихии показывает ее страшную разрушительную силу,но в то же время и могущество Красной армии и совет-ского народа, оказавшихся способными ее выиграть.Самый частотный слот фрейма «элементы неживойприроды» - железо / сталь - характеризует партию, еелучших представителей, советский народ. МетафораЖЕЛЕЗА является одной из ключевых метафор совет-ского языка, в ней реализуются такие семантическиепризнаки, как железное единство, железная дисципли-на, железная воля, которые, в свою очередь, относятсяк людям партии.Антропоморфная метафора представлена метафо-рическими моделями СССР - СЕМЬЯ и СССР - ЧЕ-ЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ. Метафора родства поя-вилась задолго до образования СССР (царь-батюшка,Россия-матушка и др.) и была актуальной на протяже-нии всего периода существования советской власти.Эта основополагающая метафора породила стандарт-ный набор символов, представляющих ложную карти-ну организованности, для закрепления строго иерар-хичной государственной структуры [9. С. 73]. Полити-ческие лидеры были «отцами», а менее великие членыпартии «сыновьями».По мнению К. Кларка [9], метафора СЕМЬИ симво-лизировала преемственность власти. В этой модели визучаемый период был широко распространен лишьфрейм «Кровное родство». Все братские народы сим-волически объединялись в одну семью, дружба и кре-пость которой постоянно подчеркивались: Никто не всилах вызвать вражду в братской семье советскихнародов (Правда. 1938. № 63). В большую советскуюсемью входили малые семьи: семья Героев СоветскогоСоюза, семья стахановцев, семья шахтеров, семьягвардейцев и др. Отцом партии был В.И. Ленин: Этисвязи скреплены жизнью Ленина, чье имя, как отцанашей партии и великого вождя коммунизма, оста-нется навсегда в истории человечества… (Правда.1937. № 12). Позже отцом стали называть И.В. Ста-лина. Образ матери - ВКП(б) - встречается гораздореже, видимо, потому, что партия образована полити-ческими вождями, заслуги которых постоянно воспе-ваются. Они [наемники фашизма] пытаются ото-рвать советскую молодежь от ее великой матери -Всесоюзной Коммунистической партии (Правда. 1937.№ 253). Остальные представители партии именуютсясыновьями. Любимыми сыновьями становятся самыедостойные члены партии - С. Киров, Ф. Дзержинский,бесстрашные бойцы Cоветской армии и др.: Злодейскоеубийство Кирова, любимого сына партии Ленина-Сталина, показало, что троцкистско-бухаринскаясвора перешла на фашистский путь, на путь террора,шпионажа, диверсии и вредительства (Правда. 1937.№ 330).Образы братьев и сестер показывают равноправие вбратской семье советских народов, в которой русскийнарод - старший брат: Из письма азербайджанскогонарода т. Сталину: «Обещаем Вам, товарищ Сталин,что мы будем еще сильнее оберегать самое драгоцен-ное наше завоевание - сталинскую дружбу советскихнародов, дружбу со старшим другом и братом - вели-ким русским народом» (Правда. 1945. № 117).Метафора СЕМЬИ выражает оппозицию «свой -чужой», характерную для советской идеологии. Совет-ская семья дружно противостоит капиталистическимстранам, фашистским захватчикам. Прагматическийсмысл метафоры родства - душевная близость, взаимо-помощь - позволял сплотить советский народ для дос-тижения общей цели - построения социалистического,а затем коммунистического общества. В то же времяприоритет имело государство, а не отдельная семья,которой в случае конфликта необходимо было пренеб-речь для достижения общей цели.В метафорической модели СССР - ЧЕЛОВЕЧЕ-СКИЙ ОРГАНИЗМ сферой-источником выступают«наивные» представления о строении человеческоготела, о его частях и органах. Отдельные отрасли народ-ного хозяйства Советского Союза часто представляют-ся в виде человеческого организма (фрейм «Организмчеловека»), что позволяет показать их сложность, сис-темность, взаимозависимость. Экономика - это слож-ный и динамичный организм, развитие которого самопо себе постоянно рождает новые проблемы (Правда.1970. № 112). Номинация различных сфер советскогохозяйства / сторон жизни СССР с помощью человече-ских органов (слоты фрейма «Физиологические орга-ны») показывает их роль в жизни страны, посколькуфизиологические органы всегда функциональны. Так,сердце - центральный орган кровообращения: Дон-басс - сердце тяжелой промышленности и сердце все-го нашего народного хозяйства (Правда. 1931. № 137),Сегодня в красной столице, в сердце строящегося со-циализма, открывается мировой съезд коммунистов(Правда. 1928. № 164); кровь питает весь организм иобеспечивает его жизнедеятельность: Нефть - этодрагоценная кровь, дающая жизненные силы народно-му хозяйству (Правда. 1940. № 299).Физиологическая метафора позволяет человеку на-глядно представить государственную деятельность,соотнося ее с самим собой. Продуктивность этой мета-форической модели объясняется детально структури-рованной сферой-источником, которая дает возмож-ность дополнительного расширения сферы-цели.Концептуальные метафоры, образованные по мета-форической модели СССР - ВОЕНИЗИРОВАННОЕОБЩЕСТВО, были очень значимы в изучаемый пери-од. Фрейм «Организация военной службы» (слот «во-инские подразделения») метафорически структурируетсоветское общество. Очень большое количество людейобозначается как армия, прежде всего речь идет об ар-мии труда: …от добровольческих коммунистическихотрядов мы должны перейти к регулярной армии тру-да… (Правда. 1920. № 15). В Советском государстведействовали и армии строительных рабочих, и армиисоветских специалистов, армии металлургов и горня-ков, рабселькоровская армия и др. Менее крупные во-енные подразделения были представлены боевыми от-рядами строителей, боевыми колоннами тружени-ков,отрядами героического рабочего класса. Фрейм«Военные действия и вооружение» показывает важ-ность, неотложность, значимость государственныхпрограмм СССР (слот «военные действия»): наступле-ние за послевоенный подъем сельского хозяйства, бойс внутренним капитализмом, передовая линия борьбыза досрочное выполнение послевоенной пятилетки идр. Различные области социалистического хозяйстваобозначаются как фронт, на котором ведется непре-рывная борьба: Строительный фронт - важнейшийфронт хозяйства (Правда. 1929. № 150). Большевикииспользуют такие виды оружия, как внутрипартийнаядемократия, самокритика, история ВКП(б), большеви-стская печать и др. Например, Работа с кадрами, за-бота о росте политической сознательности масс, во-влечение трудящихся в социалистическое соревнова-ние - вот сильнейшее оружие парторганизаций в ихборьбе за дальнейший подъем сельского хозяйства(Правда. 1948. № 81). Этапы войны за социализм икоммунизм обозначены слотами фрейма «Начало вой-ны и ее итоги»: от классовых битв, мобилизации массдля выполнения производственного плана (Правда.1940. № 2) до полной победы социализма на Земле(Правда. 1963. № 195).Активное использование военной метафоры, веро-ятно, должно было призвать советских граждан к бес-кровной борьбе в деле построения социализма.Пространственная метафора представлена одной ме-тафорической моделью РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА -ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ. Несмотря на высокую час-тотность и регулярность метафор, образованных по этоймодели, варианты таких метафор немногочисленны.Выделяются фреймы «Цель / направление пути» (мета-форы ПУТЬ К КОММУНИЗМУ, ПУТЬ СТРОИТЕЛЬ-СТВА СОЦИАЛИЗМА), «Характер пути» (например,Сельское хозяйство в истекшем году прочно встало напуть нового крутого подъема (Правда. 1945. № 311),«Препятствия на пути» (РАСЧИСТИТЬ ПУТЬ, СБИТЬС ПУТИ). Ограниченность вариантов метафоры ПУТИ /ДОРОГИ говорит о верном выборе основополагающейидеи и стабильности развития государства.Исследование концептуальных метафор, отражаю-щих идеологические установки советской власти, пока-зало, что в изучаемый период была сформирована ме-тафорическая система в русском языке советского пе-риода. Все описанные метафоры, являясь частью офи-циального публицистического дискурса, обладаютмощным прагматическим потенциалом, выражают ос-новные идеи советского тоталитарного государства.

Ключевые слова

концептуальный, советский, метафора, метафорический, модель, фрейм, conceptual, soviet, metaphor, metaphorical, model, frame

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Разинкина Наталья СергеевнаСаратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевскогоаспирант кафедры русского языка и методики его преподавания Педагогического институтаn-razinkina@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Михеев В.А. Язык тоталитарного общества // Вестник АН СССР. 1991. № 8. С. 130-197.
Шмелёв А.Д. Эволюция русской языковой картины мира в советскую и постсоветскую эпоху // Советское прошлое и культура настоящего: В 2 т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. Т. 2. С. 171-185.
Романенко А.П. Образ ритора в советской словесной культуре: Учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2003. 432 с.
Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале // Русская речь. 2002. № 1. С. 42-46.
Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). Екатеринбург, 2001. 238 с. URL: http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov-01.htm
Баранов А.Н. О типах сочетаемости метафорических моделей // Вопросы языкознания. 2003. № 2. С. 73-94.
Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммункации. I (Глава 1-2). Екатеринбург, 2003. 248 с. URL: http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov-03a.htm
Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. С. 79-97. URL: http://philosophy.mitht.ru/memford1.htm
Кларк К. Сталинский миф о «великой семье» // Вопросы литературы. 1992. Вып. 1. С. 72-96.
 Концептуальная метафора в русском языке советского периода (1917-1956 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Концептуальная метафора в русском языке советского периода (1917-1956 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Полнотекстовая версия