Феномен досуга: история и современность | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Феномен досуга: история и современность

Рассматривается феномен досуга, восходящий своими корнями к древнегреческой культуре, и его трансформация в современном мире. Досуг представляется элементом общественного бытия и структурообразующим фактором идеального государства.

Leisure phenomenon: history and modern age.pdf Социально-культурные трансформации, происхо-дящие в современном мире под влиянием процессовглобализации и субкультурной дифференциации, по-влекли за собой изменение всех сторон общественногобытия. Особой трансформации подверглась досуговаясфера жизнедеятельности человека.Феномен глобализации и сложившееся многообра-зие культур усложнили структуру досуга и создалимножество форм и видов досуговой активности и дея-тельности.Первое изменение можно условно назвать «аксио-логическим» или ценностным. Данное изменение свя-зано с формированием ценности свободы личности.Распространение в обществе идеи свободы привело кпоявлению новых стилей и образов жизни в различныхсоциальных группах. Так, в постсоветском пространст-ве эта тенденция определила возникновение различныхмолодежных субкультур, таких как, например, панки,рокеры и т.д., а изменение структуры коллективного ииндивидуального труда сформировало новый наборвидов экономической деятельности. В общественнойжизни наряду с работниками бюджетной сферы появи-лись и кооператоры, коммерсанты, предприниматели,олигархи и фрилансеры, или «свободные работники».Формирование политической и экономической сво-боды общества и научно-технический прогресс приве-ли к появлению нового сектора экономики - индустриидосуга, четко ориентирующейся на целевые группыобщества. Для культурного пространства стали харак-терными многоаспектность и полистиличность.В обществе произошли ценностные переориента-ции, которые сформировали новые картины мира иизменили представления о досуге. Социально-культурная дифференциация детерминировала много-вариантность форм и видов досуга - способов проявле-ния индивидом своей внутренней активности в свобод-ное время. Это определило формирование в нем раз-личных досуговых подпространств и слоев, основу ко-торых стали составлять «индустрии» или различныепроизводства культурных продуктов (кино, медиа, му-зыка, дизайн и т.д.).Второе изменение связано со способом организациидосуговых пространств. Данный тип изменений условноможно назвать «регулятивный», в котором можно выде-лить два типа социально-культурной регуляции - цен-трализованный, реализуемый посредством государст-венной социально-культурной политики, и самооргани-зованный, возникающий хаотично, спонтанно в общест-венной среде. Для последнего типа характерна синерге-тичность, дающая импульс к постоянному развитию иусложнению форм и видов досуговой деятельности.При централизованном типе организация досугаосуществляется в специализированных или мультип-лексных организациях культурно-досугового типа. Какправило, такой досуг регламентирован по времени исодержанию. При самоорганизованном типе досугаповеденческие шаблоны разрушаются, их сутью явля-ются игра и свобода самовыражения. Таким образом,самоорганизованный досуг становится частью нефор-мальной культуры, проникающей в различные слоиобщественного бытия.Третье изменение связано с форматом досуга. До-суговое время стало неоднородным, протекающим втрех параллельных плоскостях - реальной, виртуаль-ной и идеальной. Безусловно, в досуговом пространст-ве эти плоскости зачастую смешиваются, но вместе стем они находятся как бы в обособленном состоянии отобщественного бытия, как игра по концепции Й. Хей-зинги. Одним из первых формальных признаков игрыявляется «пространственная выхваченность этой дея-тельности из обыденной жизни. Некое замкнутое про-странство, материальное или идеальное», которое«обособляется, отгораживается от повседневного ок-ружения» [1. С. 37]. По этому принципу автор сравни-вает игру с неким «сакральным действием», священ-ным культовым действием. Это, в свою очередь, опре-деляет досуг как сакральное игровое действие, осуще-ствляемое в мире реального бытия.Категория «досуг» в своем первоначальном значе-нии восходит к древнегреческой культуре. Досуг былважной составляющей жизни индивидов, занимал одноиз центральных мест в системе социальных институ-тов, восхвалялся Сократом и являлся, по его мнению,«драгоценным состоянием» [2. С. 292], неотъемлемымсвойством жизни древнегреческого общества.На протяжении долгого исторического временидревними философами решался вопрос о том, какимдолжно быть идеальное государство, обеспечивающееполноценную жизнь человека и осуществляющее в немскрытую (латентную) божественную природу. По мыс-ли Платона, составляющими идеального государстваявляются досуг и искусство. Древнегреческие молодыеюноши, у которых не было необходимости в труде, поего описаниям, «большую часть своего досуга прово-дили в занятиях наукой, математикой и философией»[3]. Благодаря развитию в себе высших человеческихкачеств - разумности и мудрости - они находили в до-суге счастье. По мысли Платона, все «войны происхо-дят ради стяжания богатств, а стяжать их нас заставля-ет тело, которому мы по-рабски служим. Вот по всемэтим причинам - по вине тела - у нас и нет досуга дляфилософии» [4].Досуг, таким образом, в античном мире характери-зовал счастье, крепкую государственность, порядок игармонию во взаимодействии индивида с внешним ми-ром.Аристотель усматривал в модели идеального госу-дарства необходимую цикличность. Жизнь, по его мне-нию, «распадается на занятия и досуг, на войну и мир, ався деятельность человека направлена частью на необ-ходимое и полезное, частью на прекрасное» [5. С. 615].Поэтому в идеальном государстве нужно, чтобы «граж-дане имели возможность заниматься делами и вестивойну, но, что еще предпочтительнее, наслаждаться ми-ром и пользоваться досугом, совершать все необходимоеи полезное, а еще более того - прекрасное» [5. С. 615].Бертран Рассел [3] в своем исследовании указывает нато, что при формировании такого мироустройства зако-нодатель должен был обеспечивать возможность право-вого регулирования досуга жителей государства.Решая вопрос об идеальном государстве, Аристо-тель, также как и Платон, отвечает на вопрос о значи-мости досуга в жизни человека. В правильно устроен-ном обществе, по его мнению, цели свободного чело-века и государства должны совпадать или достигатьсогласия и вступать в гармонический консонанс друг сдругом. Досуг необходим для созерцания и мудрство-вания, которые в свою очередь дают счастье, а значит,и нужны для счастья. «Высшее счастье заключается вприменении разума, так как разум более чем что-либодругое, есть человек. Человек не может целиком от-даться созерцанию, но, поскольку он таков, он причас-тен к жизни богов» [3]. «Деятельность божества, буду-чи самою блаженною, есть созерцательная деятель-ность» [3]. Таким образом, применение разума в досу-говое время сближает человека с миром божественно-го, так как в это время осуществляется деятельностьего души, потому что «назначение человека - это нечто иное, как деятельность его души» [6].По мнению Аристотеля, такая деятельность должна«совершаться на протяжении всей человеческой жизни,ибо ни за день, ни даже за краткое время никто не де-лается блаженным и счастливым» [6]. Таким образом,мир и досуг являются необходимыми условиями пре-красного и блаженного существования в правильноустроенном городе.Современный исследователь античного времениЕ.Д. Елизаров характеризует досуг эллинов как «дли-тельный и напряженный труд исполненной благород-ством души» [7]. В данном контексте досуг являетсядля свободно рожденных естественным времяпрепро-вождением. При этом Аристотель считает «художест-венный и эстетический досуг наивысшей добродетельюили, по крайней мере, путем к ней» [8].Свободное время было необходимой составной ча-стью жизни древних греков. Умение им распоряжатьсяс целью достижения мудрости оценивалось достаточновысоко. Это обусловило и этимологическое значениегреческого слова «досуг».По данным исследования Э.Д. Фролова, «этимоло-гия греческого слова прозрачна: scolhv происходит откорня sce/o (cp. формы аориста scei'n и e[scon от глаго-ла e[cein - "держать(ся)", "иметь(ся)"), значение - соб-ственно "задержка", "приостановка (занятий)", отку-да - "отдых (от чего-либо)", "свободное время", «до-суг» [2. С. 293].Исследуя семантическую характеристику слова«схолэ», Э.Д. Фролов выделяет два аспекта, характери-зующих древнегреческое содержание категории «до-суг».В первоначальном значении главным значение схо-лэ был досуг (у Пиндара, Эсхила, Геродота), а второ-степенным - «свобода» или «отдохновение (от чего-либо)» (у Софокла» и «ничегонеделание», «безделье»).В последующем содержание слова «схолэ» транс-формировалось в ряд значений, отражающих его со-держание. На основании литературных свидетельствпозднеклассического и эллинистического времениЭ.Д. Фролов выделяет четыре ряда значений:«...а) вид свободных занятий, которым можно пре-даваться именно на досуге (так уже у Эврипида);б) в особенности ученые, философские занятия,спекулятивные, ведущиеся на отвлеченные темы бесе-ды и рассуждения (у Платона);в) лекции, читаемые философами, и школы как ор-ганизованные группы учеников и учителей (Аристо-тель, Плутарх);г) трактат, составленный наставником, или конспект,написанный учеником (Плутарх)» [2. С. 293-294].Этимологическое содержание понятия «схолэ» в егопервоначальном значении как досуг являлось жизненноважным основополагающим условием, способствую-щим постижению мудрости и развитию разума, и рас-сматривалось как вид гуманитарных занятий, которымможно предаваться в свободное от работы время. Вчасы досуга протекали ученые лекции, философскиебеседы, формировались и функционировали школы какорганизованные группы учеников и учителей. Кромеэтого, организовывались занятия на теоретические,преимущественно гуманитарные темы, обращавшиевнимание учеников на проблемы бытия человека ифункционирования общества, часто обсуждались фи-лософские вопросы об идеальном государстве.Как правило, такой досуг был характерен для «сво-бодно рожденных», или элиты. Рабы и ремесленникине могли иметь досуг, в связи с тем что должны быливести трудовую деятельность.Анализируя содержание категории «досуг»,Э.Д. Фролов выдвигает ряд важных положений, состав-ляющих целостную концепцию схолэ и подчеркиваю-щих ее высокий гуманизм по отношению к человеку.Досуг был мерой оценки не только человеческого вчеловеке, но и сверхчеловеческого - божественного.Критерием для оценки являлись мудрость, интеллекту-альное развитие, достигаемое в досуговое время. Сво-бода мысли, творческого воображения, созидающаячеловека в человеке и приближающая его к подобиюбога, являлась ценностью и в этом смысловом значе-нии была родственна понятию «игра».Игра согласно концепции нидерландского историкакультуры Й. Хейзинги [1. С. 37] являет собой болеедревнее состояние мира, чем культура. Она являетсяпервородной по отношению к человеку, более того,присущая животным, стала фактором превращениянеразумного примата в человека.Если смотреть глубже, от момента создания мира,то по описаниям древних религиозных трактатов и ан-тичной мифологии, можно увидеть, как боги, играя,создавали Вселенную, планету, животных и человекапо образу и подобию своему: словом, делами. Мир бы-тия, а затем и культура изначально разыгрывались бо-гами. Поэтому можно заключить, что игровое началоприсуще и человеку.Хейзинга в своем исследовании определяет игрукак «...добровольное действие или занятие, совершае-мое внутри установленных границ места и времени подобровольно принятым, но абсолютно обязательнымправилам с целью, заключенной в нем самом, сопро-вождаемое чувством напряжения и радости, а такжесознанием "иного бытия", нежели «обыденная жизнь»[1. С. 41].Таким образом, в понятии игры для нас становятсяважными два момента: добровольное действие, илисвобода, а также напряженность, сопоставимая с ра-достью.Выход в свободное пространство досуга приводит квыходу за рамки повседневности, обыденности. В на-стоящее время это, возможно, лишь та единственнаячасть социального времени, позволяющая индивидувстать над бытовым, обыденным уровнем и приблизить-ся к осознанию в себе и вокруг себя божественной илисверхъестественной природы, дающей ему жизнь или ееотнимающей. Исходя из этого, полагаем, что игра позво-ляет нам соприкоснуться с подлинным бытием.Напряжение, возникающее во время досуга, связы-вает человека с миром сверхъестественных сил и выво-дит его в «магическое измерение» среди обыденнойжизни. Если нет риска, если все ясно и известно о том,что впереди, то нет и игры. Игра происходит только втом случае, если есть риск, приводящий либо к пози-тивному, либо к негативному исходу. Это, в свою оче-редь, формирует азарт, интерес к игре.Социально-культурные трансформации, происхо-дившие на рубеже веков, а также продолжающиеся и внастоящее время, привели к тому, что феномен игры,по концепции Й. Хейзинги, выродился в суррогатныевиды деятельности.Опираясь в своих рассуждениях на древнегрече-скую культурную традицию, мы можем утверждать,что сущностью досуга является игра как свободноедействие, сопровождающее человека осознанием «ино-го бытия».Современный исследователь Г.Г. Волощенко [9] вкультурно-исторической традиции выделяет три сферыдосуга: «праздную», «высокую» и «высшую».В настоящее время мы можем наблюдать много-слойность досугового пространства, пронизывающееобщественное бытие. В нем присутствуют как высшая,так и высокая сферы досуга, однако праздная над нимипревалирует. Об этом свидетельствуют многочислен-ные исследования, проводимые учеными в областисоциально-гуманитарных наук.Увеличение количества свободного времени вструктуре социального бытия и развитие научно-технического процесса задали новый вектор развитиядосуга в XX в. Праздная сфера досуга наполниласьмассовой культурой, при которой досуг стал ассоции-роваться с ничегонеделанием, развлечением, расслаб-лением, наслаждением.Феномен массовой культуры рассматривается какследствие кризиса европейской культуры XX в., о ко-тором стали говорить впервые Н. Данилевский,О. Шпенглер, И. Хейзинга, П. Сорокин. Научно-технический прогресс подтолкнул к развитию индуст-рию досуга, при котором высокое элитарное искусствостало ориентироваться на общественные массы и поте-ряло высокие гуманитарные смыслы, ориентируясьлишь на широкий спрос. Так стали распространятьсямедиа- и киноиндустрия, мода, музыкальная индуст-рия, формироваться новые культурные бизнесы - ту-ризм, шоу-бизнес, издательский бизнес, стали разви-ваться новые виды деятельности, как, например, спорт.Французский социолог Дюмазедье отметил в своихисследованиях тенденцию формирования цивилизациидосуга, а Э. Тоффлер стал говорить о будущем общест-ве, которое испытывает при соприкосновении с новойдействительностью постоянный «культурошок» [10].Отказ от сложной культуры, наблюдаемый повсемест-но, примитивизирует общество и усыпляет его потреб-ности в самоактуализации, не смотря на тот факт, чтоиспользование новейших информационных технологийи многочисленные исследования наномира выводятцивилизацию на новый виток развития. Однако пер-спективы развития современного человечества туман-ны и рискованны.Парадоксальность сложившейся ситуации заключа-ется в том, что в формирующихся демократическихгосударствах, главным принципом функционированиякоторых является свобода, люди стали избегать такназываемой свободы. По мнению Э. Фромма [11], сво-боды стало не больше, а меньше. И человек, не замечаяэтого, сам ее избегает.В современном обществе основным критериемоценивания степени свободы стала представленностьв культурном пространстве множественности куль-турных форм и видов деятельности, основу которыхсоставляют категории доступности, простоты в об-ращении, комфорта, удовольствия. Преобладаниемассовой культуры, спорта и других видов досуга, непредполагающих свободы творчества и мышления, атакже удовлетворения личности в развитии разума,лишено существенного признака досуга, а значит,лишено божественной высшей природы. Здесь воз-никает вопрос, поставленный Ф. Ницше в своем фи-лософском трактате «Так говорил Заратустра» [12], оприроде сверхчеловека. Человек, являясь мостоммежду неразумным приматом и сверхчеловеком, мо-жет ли войти в состояние своей сверхприроды?Кризис культуры сформировал недостижимый об-раз идеального государства. Формирование городов-мегаполисов столкнуло современное человечество спроблемами, имеющими глобальный характер, чтоприводит к экстремальным сдвигам в экосреде, к на-рушению сложившихся структур общественного бы-тия и в целом - к нарушению его гомеостаза в реаль-ной и духовной сферах, к последней относится досуг.Скученность в городах-мегаполисах, приводящая кодному из восьми смертных грехов современного че-ловечества, по мнению австрийского ученого-этологаК. Лоренца [13], - к изнеженности человека, опреде-ляет в геометрической прогрессии рост агрессии вмассах, возрастание потребности в противопоставле-нии себя обществу, прежде всего в среде молодежи всилу психолого-педагогических особенностей ее воз-раста. Этим можно объяснить возникновение множе-ства молодежных субкультур различной направленно-сти, в которых досуг представлен различными игро-выми «действами», позволяющими им выходить изкруга повседневности, противопоставляя свою ло-кальную культуру глобальной культуре общества.Часто такой выход находится на грани экстремально-го поведения, т.е. связанного с высокой степеньюриска для собственной жизни и своего здоровья, азначит, обеспечивающего свободу и радость от пре-одоления напряжения.В заключение вышесказанного можно отметить, чтоизменения представлений о досуге связаны с динами-кой развития общества и изменениями представленийоб игре и свободе личности, высшего ее предназначе-ния. Досуг, являясь структурообразующим элементомобщественного бытия, должен находиться в центревнимания государственного управления.

Ключевые слова

досуг, культура, игра, идеальное государство, свобода, leisure, culture, game, Ideal State, freedom

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Андреева Светлана ВикторовнаМинистерство культуры Красноярского краяглавный специалист отдела стратегического развития и целевых программ, ассистент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности Гуманитарного института Сибирского федерального университета (г. Красноярск)svetlaya@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Хейзинга Й. Homo Ludens: статьи по истории культуры / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича. М.: Прогресс-Традиция, 1997.
Фролов Э.Д. Парадоксы истории - парадоксы Античности: очерки. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2004.
Рассел Б. История западной философии [Электронный ресурс] / Подгот. текста и науч. ред. В.В. Целищева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. 815 с. URL: http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html
Платон. Диалоги. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Platon/dial1.php
Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/54591
Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000350/st000.shtml
Елизаров Е.Д. Античный город. М.: Олма-пресс, 2003. 88 с. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/elisarov_antichniy
Лосев А.Ф. История античной эстетики (Аристотель и поздняя классика). М.: Искусство, 1975. Т. 4. URL: http://www.philosophy.ru/library/ losef/iae/iae4.html
Волощенко Г.Г. Досуг как явление культуры: генезис и развитие: Дис. … д-ра культурологии. Омск, 2006. 249 с.
Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. М.: ACT, 2002. 557 с.
Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г.Ф. Швейника, Г.А. Новичковой. М.: Академический Проект, 2007. 272 с.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Пер. с нем. М.: АСТ МОСКВА, 2009. 314 с.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / Пер. с нем. А.И. Федорова, Г.Ф. Швейника; Под ред. А.В. Гладкого; Сост. А.В. Гладкой, .И. Федоров; Послесл. А.И. Федорова. М.: Республика, 1998. 393 с.
 Феномен досуга: история и современность | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Феномен досуга: история и современность | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Полнотекстовая версия