Региональный политический консалтинг: особенности, проблемы и перспективы развития | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Региональный политический консалтинг: особенности, проблемы и перспективы развития

Рассматриваются особенности, проблемы и перспективы развития регионального политического консалтинга.

Regional political consulting: peculiarities, problems and perspectives of development.pdf Появление политического консалтинга на россий-ской почве связано с проведением избирательных кам-паний в 1994-1995 гг. С этого момента начинается дея-тельность российских политических консультантов,политтехнологов, имиджмейкеров.В современной научной литературе получили отраже-ние различные аспекты развития политического консал-тинга на федеральном уровне. Изучению теоретических ипрактических проблем политического консалтинга в Рос-сии посвящены работы О.А. Матвейчева, Д.В. Ольшан-ского, В.Ф. Пенькова, Ф.И. Шаркова [1 и др.].Проблемы политического консалтинга отражены вряде статей. Так, например, С.А. Марков, рассматриваястановление политического консалтинга в России, ут-верждает: «Несмотря на относительно недавнее появле-ние в России политического консалтинга, он выделилсяв особую сферу профессиональной деятельности» [2].В.Э. Гончаров, определяя перспективы политическогоконсалтинга в России, заявляет, что наиболее перспек-тивным направлением в нашей стране становится «внут-ренний» консалтинг [3]. По мнению А.В. Гребен-никовой, сегодня в России ведущие газеты не уделяютдолжного внимания работе ведущих центров политиче-ского консультирования, таких как: Центр политическо-го консалтинга «Николло М» (председатель Совета ди-ректоров И.Е. Минтусов), Центр политических техноло-гий (генеральный директор И.М. Бунин), Центр полити-ческой конъюнктуры России (директор А.А. Чесноков),Фонд «Политика» (президент В.А. Никонов), Фонд«ИНДЕМ» (президент Г.А. Сатаров) и др. [4].Выяснению сути определения «политическое кон-сультирование» посвящена статья А.В. Гуськова «Копределению понятия «политическое консультирова-ние». По мнению автора, политическое консультирова-ние - очень широкое понятие, если его отождествлять сконсультированием политиков [5].Особый интерес представляет статья И.Б. Даченко-ва «Тенденции и перспективы политического консал-тинга в России». Автор анализирует подходы россий-ских исследователей к определению понятия «полити-ческий консалтинг», выделяет тенденции и определяетперспективы его развития.Так, по мнению И.Б. Даченкова, российские иссле-дователи А.П. Ситников и Е.Г. Морозова определяютполитическое консультирование как профессиональ-ную деятельность по интеллектуальному и организаци-онному обеспечению политических кампаний посред-ством создания и реализации высокоэффективных тех-нологий, способных компенсировать слабость тради-ционных, т.е. партийно-политических, методов реали-зации лидерства, мобилизации поддержки, осуществ-ления информационно-пропагандистской, индоктри-альной и символизирующей функций кампаний [6].Г.В. Пушкарева под политическим консультирова-нием понимает процесс оказания профессиональнойпомощи политикам-практикам в решении ими опреде-ленных политических задач [6, 10].Иной точки зрения придерживается А.И. Соловьев.Он считает, что политическое консультирование - раз-новидность профессиональной помощи руководителями персоналу политических организаций в решении ихспециализированных задач на основе снижения рискових деловой деятельности [6].В статье И.Б. Даченкова выделены тенденции иперспективы развития политического консалтинга вРоссии. Как считает автор, в современной России име-ет место пересечение политического консалтинга с ря-дом дисциплин и направлений PR-отрасли. Оно прояв-ляется по двум линиям развития: отношения с органа-ми власти; пересечение социального и региональногоPR. Далее автор отмечает, что вполне возможно про-вести демаркацию между ними по объекту, целям изадачам, технологиям работы, а также по аудиториямкоммуникативного воздействия.И.Б. Даченков считает, что развитие политическогоконсалтинга в современной России будет связано с пози-ционированием и продвижением имиджа конкретногополитика, с продвижением конкретных политическихинтересов в структурах власти, с проведением региональ-ных референдумов, участием в создании новых общест-венно-политических движений, в политических меро-приятиях федерального и регионального уровня, специ-альных политических проектах.Основной фактор, который будет воздействовать наразвитие политического консалтинга в России, - это со-стояние развития профессионального рынка.В качестве тенденций развития рынка политическихуслуг в России И.Б. Даченков выделяет следующие [6]:- снижение капитализации рынка политическогоконсалтинга за счет выборного сегмента;- уменьшение количества профессиональных поли-тических консультантов, их переход в бизнес-струк-туры и смежные отрасли консалтингового рынка;- сокращение выборного направления и развитие дру-гих (партийное строительство, специальные проекты);- введение единого дня голосования - второе вос-кресенье марта и октября, что привело к дефициту ква-лифицированных кадров;- переход от «полиполярной» к «биполярной» или«монополярной» модели выборного процесса; это про-явилось в том, что победители заведомо определены,побеждают те, кого поддерживают власти;- изменение взаимоотношений между заказчикамии исполнителями. Заказчики могут обращаться к раз-ным исполнителям, каждый из которых занимаетсяопределенным направлением работы. В итоге заказчикэкономит деньги и имеет возможность выбирать, комупоручить тот или иной вид работы;- наличие крупных консалтинговых фирм и специа-листов-одиночек: кто быстрее и дешевле;- сужение функционального поля и в связи с этимуменьшение заказов.Останавливаясь на перспективах развития полити-ческого консалтинга в России, И.Б. Даченков отмечает,что многое будет зависеть от дальнейшей логики раз-вития политической системы, экономической ситуациив стране, общего развития рынка консалтинговых ус-луг. В качестве главной тенденции развития политиче-ского консалтинга в России автор называет медленнуюэволюцию этого процесса в сторону дальнейшей спе-циализации рынка [6].Несомненно, выводы И.Б. Даченкова заслуживаютвнимания. Однако они касаются политического кон-салтинга на федеральном уровне. Как нам представля-ется, аналогичные моменты наблюдаются и в развитиирегионального политического консалтинга. Однако вразвитии регионального политического консалтингаимеют место некоторые особенности. К их числуможно отнести:- постоянные изменения количества и качествапредоставляемых политических услуг;- значительное сокращение тех, кто пользовался ус-лугами политических консультантов, в связи с перехо-дом к новой процедуре назначения-избрания губерна-торов, новой процедуре выборов депутатов региональ-ных законодательных органов на основе смешаннойизбирательной системы;- преобладание специалистов-одиночек, оказываю-щих политические услуги, и недостаток крупных кон-салтинговых фирм в регионах;- отсутствие у представителей региональных вла-стей стратегии развития центров по оказанию полити-ческих услуг, в состав которых могли бы войти социо-логи, политологи, политические консультанты.В большинстве регионов России постепенно полу-чают развитие отдельные элементы системы политиче-ского консалтинга, позволяющие решать ряд сложныхпроблем (проведение на качественно новой основе из-бирательных кампаний, политико-административныхреформ). Важно понять, каково состояние, тенденции иперспективы развития регионального политическогоконсалтинга.В статье П.А. Колосова «Политический маркетинг:региональный аспект» автором проанализирован опытоказания политических услуг в ходе избирательнойкампании по выборам губернатора Кемеровской облас-ти А.Г. Тулеева в октябре 1997 г. [7. С. 180-186]. Авторприходит к выводу, что использование политическогоконсалтинга дает политикам возможность добиватьсяпобеды над конкурентами с большим преимуществом.В кандидатской диссертации М.С. Холодилина«Проблемы становления политико-избирательного мар-кетинга в России: региональный аспект» обобщаютсяособенности использования политического консалтингав Башкортостане [8. С. 23]. При этом обращается внима-ние на то, что в каждом конкретном регионе проявляют-ся специфические черты использования политическогоконсалтинга, в числе которых - увлечение опросаминаселения в ущерб аналитическим исследованиям про-цесса выборов, недостаточное внимание к анализу пред-выборных программ региональных отделений политиче-ских партий и др.В исследовании Д.В. Нежданова «Политическиймаркетинг: вчера, сегодня, завтра» дан краткий анализразвития рынка политических услуг в ряде регионовРоссии, в частности в таких крупных городах, как Мо-сква, Санкт-Петербург, Екатеринбург [9. С. 15]. Помнению автора, политический консалтинг достаточноэффективно используется в крупных мегаполисах, таккак в них созданы и функционируют крупные консал-тинговые центры, в большинстве же городов Россиитакие центры пока не созданы.Отдавая должное работе, проделанной авторами поизучению отдельных вопросов развития регионально-го политического консалтинга, мы должны признать,что пока не появилось специального научного исследо-вания, в котором бы всесторонне рассматривались кактеоретико-методологические, так и практические ас-пекты развития регионального политического консал-тинга. В данной статье обращается внимание на рас-крытие именно этих аспектов.Для понимания проблем регионального политиче-ского консалтинга очень важно выяснить содержаниеэтого понятия, выделить основные этапы в его разви-тии, определить эффективность использования напрактике и перспективы.На наш взгляд, региональный политический кон-салтинг - это сфера интеллектуальной деятельности,связанная с оказанием комплекса политических услуг,учитывающая специфику и особенности политическойжизни региона и направленная на помощь политикам-практикам при решении ими конкретных политическихзадач. Необходимо отметить, что политический кон-салтинг может пересекаться с PR-структурами, но приэтом имеет свой объект воздействия, свои сферы дея-тельности, набор собственных методов и технологий.Главное в деятельности консалтинговых фирм - этоинформационно-аналитическое сопровождение изби-рательных кампаний, а не установление прямых кон-тактов и связей органов власти и общества.Политические услуги оказывают прежде всего кон-салтинговые фирмы. В их числе можно назвать «Си-бирь-форум» в г. Новосибирске, «Ультра-Ви» вг. Екатеринбурге и другие. Кроме того, политическиеуслуги в регионах оказывают центры по изучениюобщественного мнения, которые функционируют в Ир-кутской и Кемеровской областях. При этом каждыйзанимается своим конкретным делом. Консалтинговыефирмы оказывают следующие услуги:- анализ результатов социологических исследований;- составление прогнозов по проведению избира-тельных кампаний;- формирование имиджа кандидатов, политическихпартий.Опыт работы консалтинговых фирм в регионах ужепозволяет определить положительные результаты их дея-тельности и недостатки. В качестве положительных ре-зультатов можно отметить возросший уровень организа-ции и проведения избирательных кампаний в соответст-вии с современными требованиями. Избирательные кам-пании в регионах носят относительно цивилизованныйхарактер, проходят в условиях развивающейся конку-рентной борьбы. Вместе с тем в связи с отсутствием пра-вовых основ в деятельности консалтинговых фирм имеетместо использование технологий и методов, которые но-сят незаконный характер. Имеется практика привлечениястоличных специалистов в области политического кон-салтинга, вследствие чего выборы становятся борьбойкошельков, а не идей и предвыборных программ.Консалтинговые фирмы мало внимания уделяют ор-ганизации и проведению выборов на муниципальномуровне. Видимо, это связано с тем, что на муниципальныевыборы выделяется значительно меньше финансовыхсредств, нежели на федеральные и региональные.Центры по изучению общественного мнения выяс-няют отношение тех или иных социальных групп кпроводимым избирательным кампаниям, определяютрейтинг популярности и узнаваемости кандидатов, по-литических партий.Сегодня существуют проблемы по оказанию поли-тических услуг в регионах России. Эти проблемы ус-ловно можно разделить на две группы. К первой груп-пе относят те, которые имеют внешний характер и незатрагивают содержания политических услуг.Во-первых, существует недостаток профессионаловв области политического консалтинга. Так, например, вработе «Политическое консультирование и избира-тельный процесс» Е.Г. Морозова отмечает: «Россиястрадает пока не избытком, а недостатком профессио-нальных и порядочных консультантов, особенно в про-винции» [10. С. 85].Во-вторых, в регионах России отсутствуют центрыпо подготовке профессиональных кадров в областиполитического консалтинга.В-третьих, у представителей властных структур от-сутствует желание иметь в регионе широкий круг спе-циалистов в области политического консалтинга.Ко второй группе проблем можно отнести те, кото-рые раскрывают содержание процесса оказания поли-тических услуг.Во-первых, это качество предоставляемых полити-ческих услуг. Политические услуги в отдельных случа-ях оказывают лица, не имеющие специальной подго-товки, это неизбежно приводит к тому, что услуги при-обретают кустарный характер.Во-вторых, политические услуги все чаще имеютокраску политических манипуляций. Ряд специалистовв области политических услуг, в их числе Г. Почепцов,А. Цуладзе, В. Никонов, считают, что манипулирова-ние политическим сознанием российских граждан про-водилось всегда, но приобрело систематический харак-тер после проведения президентской кампании 1996 г.В-третьих, на сегодня в России не существует пра-вовой основы для оказания политических услуг. Нетконкретных правовых актов, в которых были бы опре-делены права и обязанности тех, кто оказывает поли-тические услуги.На наш взгляд, причины имеющихся проблем в об-ласти развития регионального политического консал-тинга состоят в следующем:- отсутствие на федеральном уровне закона о поли-тическом консалтинге;- региональные власти не стремятся создавать центрыпо подготовке специалистов в области политическогоконсалтинга, так как не видят в этом необходимости;- региональные власти не ведут поиск финансовыхресурсов для развития регионального политическогоконсалтинга;- у властей отсутствуют стратегии развития регио-нального политического консалтинга;- уровень политических, правовых и психологиче-ских знаний у граждан еще очень низкий.Каковы же могут быть перспективы развития ре-гионального политического консалтинга?Во-первых, необходимо на федеральном уровнепринять закон о политическом консалтинге, в которомчетко определить права и обязанности консалтинговыхфирм, всех тех, кто оказывает политические услуги.Во-вторых, в регионах необходимо создавать цен-тры по подготовке профессиональных кадров полити-ческих консультантов при университетах.В-третьих, важно создать из профессионалов неза-висимые специализированные службы по оказаниюполитических услуг, обеспечив при этом их финансо-вую независимость.В-четвертых, региональным властям необходиморазработать и принять стратегический план по оказа-нию политических услуг.В-пятых, следует обращать внимание на формиро-вание у граждан региона политической, правовой куль-туры. С этой целью необходимо восстановить системумассового политического просвещения и повышенияправовой культуры граждан, используя возможностиизбирательных комиссий всех уровней, функциони-рующих на территории региона.Наиболее перспективным направлением в развитиирегионального политического консалтинга можетстать развитие сети структур регионального полити-ческого сервиса. Региональный политический сервисдолжен включать весь спектр политических услуг, при-чем речь должна идти не о количестве, а о качестве по-следних. Для того чтобы можно было оценивать качест-во предоставляемых политических услуг, необходимо напрактике вводить единые критерии их оценки, иметьединые стандарты, вводить лицензирование предостав-ления политических услуг. В качестве основных крите-риев оценки политических услуг могут быть установле-ны следующие:- комплексный анализ конъюнктуры политическогорынка;- внедрение современных технологий политическо-го маркетинга в избирательный процесс;- высокий уровень явки населения на выборы;- активное участие граждан в деятельности регио-нальных органов власти.В качестве единых стандартов оказания полити-ческих услуг могут быть следующие:- соответствие уровня предоставляемых политиче-ских услуг характеру и уровню избирательных кампа-ний в регионе (выборы президента, выборы депутатовфедерального, регионального и муниципального уров-ня);- наличие и описание всего перечня политическихуслуг, предоставляемых консалтинговыми фирмами.Лицензирование политических услуг должны про-водить независимые эксперты, имеющие специальнуюподготовку и право на проведение такой деятельности.Рассматривая вопросы развития региональногополитического консалтинга, необходимо четкопредставлять, каковы могут быть основные этапыего становления и развития. На наш взгляд, общеепредставление об этапах становления и развитияполитического консалтинга дает приведенная нижесхема.Основные этапы становления и развития регионального политического консалтингаИз приведенной схемы видно, что региональныйполитический консалтинг проходит четыре этапа ста-новления и развития, а именно: анализ; планирование;контроль; социальные последствия. Каждый этап име-ет определенные особенности. На первом этапе вы-ясняется, в каком состоянии находится развитиерынка политических услуг. Исходя из этого опреде-ляется, какие конкретно политические услуги необ-ходимо оказывать в регионе. Затем консалтинговыефирмы решают, какие использовать методы, техно-логии для достижения конкретных целей. На основецелей формируется стратегия регионального поли-тического консалтинга.На втором этапе определяется стратегия, котораяпредполагает достижение конечных результатов дея-тельности консалтинговых фирм и центров по изуче-нию общественного мнения; осуществляется планиро-вание.Третий этап в развитии регионального политиче-ского консалтинга включает процесс реализации кон-кретных мероприятий и контроль за реализацией этихмероприятий.Четвертый этап (заключительный) показывает, ка-кие изменения могут произойти в социально-поли-тической ситуации региона. Эти изменения могут про-явиться в повышении или снижении политической ак-тивности граждан региона, в итогах выборов и результа-тах проведения политико-административной реформы.Как показывает политическая практика, те полити-ческие партии, которые обращаются к помощи консал-тинговых фирм, центров по изучению общественногомнения, проводят мониторинг общественного мнения,выясняют отношение граждан к предвыборной про-грамме, корректируют свои действия в ходе выборов, вконечном итоге добиваются положительных резуль-татов в период проведения избирательных кампаний ипри проведении политико-административной реформы.В качестве конкретного примера использования техно-логий политического консалтинга могут быть рассмот-рены выборы в областной Совет народных депутатовКемеровской области третьего созыва, прошедшие12 октября 2008 г.Региональное отделение ВПО «Единая Россия» входе предвыборной кампании постоянно проводиломониторинг общественного мнения и исследованиеконъюнктуры на политическом рынке, опираясь нарезультаты социологических исследований, организо-ванных Кузбасским центром по изучению обществен-ного мнения. В итоге представители «Единой России»получили поддержку 84,79% избирателей, пришедшихна выборы. Другие же региональные отделения поли-тических партий, опираясь лишь на идеологическийресурс и проигнорировав технологический ресурс, по-лучили поддержку значительно меньшего числа изби-рателей. Так, к примеру, представители региональногоотделения политической партии «Справедливая Рос-сия» получили только 5,51% голосов избирателей, запредставителей регионального отделения ЛДПР прого-лосовало только 4,66%, и только 3,47% отдали своиголоса за представителей регионального отделенияКПРФ [11. С. 6]. В результате 35 депутатских мест за-няли представители политической партии «Единая Рос-сия» и только одно место досталось представителюпартии «Справедливая Россия».Прошедшие 14 марта 2010 г. выборы в регионахРоссии еще раз показали, что использование отдель-ными региональными отделениями политических пар-тий, технологий политического консалтинга позволилоим получить большинство мест в региональных зако-нодательных органах.Приведенные данные электоральной статистики по-казывают, какова сегодня цена использования совре-менных политических технологий, какую помощь мо-гут оказать на выборах политтехнологи, политическиеконсультанты.Важным направлением развития регионального по-литического консалтинга может стать совершенст-вование системы органов местного самоуправления.Как известно, в регионах России проводится реформаорганов местного самоуправления; основная ее цель -приблизить органы местного самоуправления к нуждами запросам населения. Для реализации этой цели ре-гиональные органы власти могут и должны использо-вать приемы и методы политического консалтинга исформировать систему обратной связи между органамиместного самоуправления и населением.Заслуживает внимания опыт администрации Кеме-ровской области по совершенствованию деятельностиорганов местного самоуправления.На современном этапе в регионе сложилась системаобратной связи между органами местного самоуправ-ления и населением. В ряде городов и районов области,при содействии ученых-социологов и политологов,созданы и успешно функционируют Советы общест-венности при администрациях городов и районов. Вкачестве примера можно привести деятельность Советаобщественности, созданного при главе администрацииг. Мариинска и Мариинского района. Работа Советаобщественности позволяет объединить интересы пред-ставителей разных политических сил для решения об-щих проблем города и района.Определенный научный и практический интереспредставляет опыт взаимодействия между исполни-тельными органами власти и политическими партия-ми по подготовке и проведению выборов, накоплен-ный в Томской области. В апреле 2006 г. был создан иуспешно функционирует политический консультатив-ный совет при губернаторе Томской области. Его ра-бота позволяет на высоком организационном уровнепроводить выборы в регионе, анализировать ход иитоги избирательных кампаний, определять пути со-вершенствования процесса оказания политическихуслуг [12].Анализ развития политического консалтинга в ре-гионах России позволяет утверждать, что сегодня ре-гиональные органы власти осуществляют поиск эффек-тивных форм и методов оказания политических услуг.Очень важно добиться, чтобы оказание политическихуслуг в регионах стало нормой политической жизни.Решение проблемы повышения качества оказания по-литических услуг в регионе должно стать общим деломвластей и представителей гражданского общества. В свя-зи с этим есть смысл подумать о создании в регионахРоссии политических консультативных советов с привле-чением в их состав всех основных участников избира-тельного процесса, в том числе ведущих специалистов вобласти политического консалтинга, ученых политологов,социологов. Основные функции таких советов: анализпроцесса оказания политических услуг, разработка реко-мендаций по совершенствованию этого процесса.

Ключевые слова

региональный политический консалтинг, особенности, проблемы, перспективы развития, regional political consulting, peculiarities, problems, perspectives of development

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кисляков Михаил МихайловичКемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета (г. Кемерово)доцент, кандидат исторических наук, профессор кафедры социально-экономической историиM.Kislyakov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Матвейчев О.А. Что такое политический консалтинг. Екатеринбург: РАН, Урал. отд., Ин-т философии и права, 1999. 295 с.
Марков С.А. Политические профессии // Полития. 1999. № 2. С. 8-19.
Гончаров В.Э. Политический консалтинг в России : конец эпохи всемогущества // Полития. 1999. № 2. С. 40.
Гребенникова А.В. Центры политического консультирования в зеркале прессы // Полития. 1999. № 2. С. 41.
Гуськов А.В. К определению понятия «политическое консультирование» // Политика и политология: актуальный ракурс. Москва; Тула, 2005, С. 278-286.
Даченков И.Б. Тенденции и перспективы политического консалтинга в России. 2009.07.07. URL: www.dacchenkov.ru
Колосов П.А. Политический маркетинг: региональный аспект // Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование: Материалы Республ. науч. конф. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. С. 180-186.
Холодилин М.С. Проблемы становления политико-избирательного маркетинга в России: региональный аспект: Автореф. дис. … канд. полит. наук. Уфа, 2007. 23 с.
Нежданов Д.В. Политический маркетинг: вчера, сегодня, завтра. СПб.: Питер, 2004. С. 15.
Морозова Е.Г. Политическое консультирование и избирательный процесс. М.: РЦОИТ, 2001. С. 85.
Выборы депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области третьего созыва 12 октября 2008 г. Протокол № 2 избирательной комиссии Кемеровской области о результатах выборов по единому избирательному округу // Кузбасс. 2008. 17 октября. С. 6.
Томская область. Официальный информационный сервер Администрации Томской области. Политический консультативный совет при Губернаторе Томской области. URL: tomsk.gov. ru…/consultative _counsil.html
 Региональный политический консалтинг: особенности, проблемы и перспективы развития | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Региональный политический консалтинг: особенности, проблемы и перспективы развития | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Полнотекстовая версия