Концепция социального предпринимательства в контексте современной российской действительности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Концепция социального предпринимательства в контексте современной российской действительности

Рассматриваются теоретические подходы к пониманию сущности социального предпринимательства и практические аспекты данного феномена в условиях современного российского общества, а также определяются основные технологии социального партнерства.

The social entrepreneurship concept in modern Russian reality.pdf Когда речь заходит о социальном предпринима-тельстве, необходимо помнить, что корни его лежат впредпринимательстве вообще как особом типе поведе-ния на рынке. Термин «предпринимательство» исполь-зуется в экономическом и деловом контексте уже дос-таточно давно. Как правило, под предпринимательст-вом понимают инициативную самостоятельную дея-тельность граждан, направленную на получение при-были или личного дохода, осуществляемую от своегоимени, под свою имущественную ответственность илиот имени и под юридическую ответственность юриди-ческого лица [1. С. 313]. Предпринимательское поведе-ние в социальной сфере, решающее социальные про-блемы, получило название «социальное предпринима-тельство».Несмотря на высокий интерес научного сообществак явлению «социального предпринимательства», насегодняшний день не существует единого мнения от-носительно интерпретации содержания данного фено-мена и, соответственно, экспликации содержания поня-тия.В первую очередь, исследователи пытаются пре-одолеть терминологическую путаницу. Данная опера-ция требует обращения к этимологии слова «предпри-нимательство», так как слово «социальное» просто ука-зывает на вид. Известно, что «предпринимательство»имеет как положительные, так и отрицательные конно-тации. С положительной стороны оно ассоциируется сособой врожденной способностью чувствовать и ис-пользовать возможности сочетанием нестандартногомышления и стремления создать или принести в жизньчто-то абсолютно новое. С отрицательной стороны этотермин ex post [2], означающий свершившееся собы-тие, поскольку необходимо, чтобы после предпринима-тельской деятельности прошло некоторое время, преж-де чем станет ясен ее действительный результат.Французский экономист Жан-Батист Сэй в началеХIХ в. описывал предпринимателя как человека, который«переводит экономические ресурсы из области низкойпродуктивности в область высокой продуктивности иболее высокой доходности» [3]. Позже австрийский эко-номист Йозеф Шумпетер, основываясь на концепции соз-дания ценностей, дополнил определение Сэя и определилпредпринимателя как основную движущую силу эконо-мического прогресса, без которой экономика была быстатичной, структурно неподвижной и подверженнойразложению [4. С. 82-85]. По мнению П. Друкера, «пред-приниматель всегда ищет изменений, реагирует на них ииспользует их как возможность» [5. С. 28].Тем не менее теоретики сходятся во мнении, чтопредприниматель должен обладать способностью ви-деть и использовать новые возможности, активностьюи мотивацией, которые необходимы, чтобы находитьэти возможности и решительность в принятии неиз-бежных рисков. Заметим, что тем самым предпринима-тель встраивается в социальные практики. Он выпол-няет роль активного социального субъекта, способногоизменять социальные практики.Пытаясь эксплицировать содержание понятия «со-циальное предпринимательство», мы должны учестьобозначенную роль предпринимателя в социальныхпрактиках, а также характер предпринимательскогоповедения. Однако, несмотря на сложную интерпрета-цию понятия, «социальное предпринимательство»,скорее всего, содержит положительную коннотацию.Термин «социальное предпринимательство» началиспользоваться в литературе по социальным изменени-ям в 60-70-е гг. прошлого века, а широкое распростра-нение получил в 1980-90-х гг. Сегодня можно выде-лить как минимум три подхода к феномену [6]:1. Первая группа определений делает акцент на том,что социальное предпринимательство - это созданиекоммерческих предприятий с социальной целью. Не-достаток такого подхода заключается в том, что «соци-альному предпринимательству» фактически будет со-ответствовать любая деятельность, доходы от которойбудут направлены на решение социальных проблем.Таким образом, под социальным предпринимательст-вом может пониматься и корпоративная социальнаяответственность, и частные пожертвования богатыхлюдей, и получение доходов некоммерческой органи-зации, что является ошибочным.2. Вторая группа определений подчеркивает значи-мость инновационной деятельности социальных пред-принимателей, направленной на достижение значимогосоциального эффекта. В рамках этого подхода оченьчасто инновационность в решении общественных про-блем ставится во главу угла по отношению к финансо-вой жизнеспособности предприятия. Такое социальноепредприятие может вообще не приносить никакогодохода, ценность его деятельности будет заключаться втом, что оно мобилизует ресурсы для решения важныхпроблем.3. В рамках третьей группы определений особен-ность социального предпринимательства заключается втом, что это способ катализировать общественныетрансформации, которые приведут к гораздо более ши-роким долгосрочным изменениям, чем изначальныйфокус решаемой проблемы. В данной традиции соци-альные предприниматели влияют не только на решениеодной проблемы, но и на весь общественный контекст,связанный с нею, таким образом провоцируются мас-штабные и устойчивые трансформации, без которыхисходная проблема была бы навеки законсервирована.В целом, анализируя подходы к изучению феномена«социальное предпринимательство», мы пришли к вы-воду, что некоторые из них определяют социальноепредпринимательство через основные качества пред-принимателей, некоторые - через поиск различий поотношению к традиционному бизнесу или традицион-ной благотворительности, некоторые - как искусствосочетания коммерческой устойчивости и «социальногодохода от инвестиций».Для более полного понимания феномена социально-го предпринимательства и его определения необходи-мо очертить его границы, т.е. отделить социальноепредпринимательство, с одной стороны, от чистой бла-готворительности или некоммерческой общественнойдеятельности, с другой стороны, от социально-ответ-ственных бизнес-структур. Различия между даннымиорганизациями можно проиллюстрировать через кате-гории целей, отчетности и распределение прибыли. Утрадиционной некоммерческой организации, неком-мерческой организации, ведущей деятельность, прино-сящую доход, и социального предприятия целью явля-ется выполнение миссии, применяется принцип отчет-ности перед партнерами - стейкхолдерами, а прибыльреинвестируется в социальные программы, т.е. направ-ляется на достижение миссии - решение социальнозначимых проблем.В противовес этому социально-ответственный бизнеси традиционное коммерческое предприятие главной це-лью определяют получение прибыли. Отчетность в такихорганизациях осуществляется перед акционерами, а при-быль распределяется между пайщиками.Учитывая определенные нами границы, мы можемвыделить два основных критерия, определяющих соци-альное предприятие:1) социально-ориентированная цель или миссия,ориентация на производство социального изменения,решение социальных проблем;2) предпринимательский характер: деятельность,приносящая доход и построенная на основе использо-вания бизнес-технологий.Таким образом, наиболее оптимальным представля-ется определение, данное Дж. Дис. Грегори в [7].В настоящее время в России социальное предпри-нимательство как социальная практика только начина-ет развиваться, число реально действующих социаль-ных предприятий невелико, и зачастую они даже самине воспринимают себя в таком качестве. Какие-либосущественные меры государственной или обществен-ной поддержки данного движения также пока отсутст-вуют. В том, что социальное предпринимательство вРоссии находится в зачаточном состоянии, нет ничегоудивительного. В СССР социальная сфера была моно-полизирована государством и поэтому о том, чтобыпередать часть его функций кому-то еще, не моглобыть и речи. Российской спецификой является тотфакт, что социальное предпринимательство в нашейстране, по сути, не институционализировано - в феде-ральном законодательстве нет такого понятия. По сло-вам юриста А. Акрамовской, «ссылка на него встреча-ется в нормативных и правовых актах местного харак-тера, где употребляется применительно к двум группамсоциальных предприятий. Во-первых, к организациям,предоставляющим товары, работы и услуги социальнонезащищенным гражданам по сниженным ценам, и, во-вторых, социально-ориентированным коммерческимпредприятиям, которые можно отнести к категориисоциально-ответственного бизнеса, или предприятиям,представляющим большую социальную значимостьдля региона» (Цит. по: [8]).Тем не менее независимые наблюдатели полагают,что у России появился реальный шанс стать страной,где социальное предпринимательство станет движущейсилой позитивных перемен.В целом в России, по мнению экспертов, обнаружи-ваются четыре подхода к пониманию практики соци-ального предпринимательства.1. Социальное предпринимательство как способ со-циальной поддержки определенных групп населения.2. Социальное предпринимательство как механизмсодействия экономическому развитию, поддержкипредпринимательства.3. Социальное предпринимательство как альтерна-тивный государственному механизм решения социаль-ных проблем.4. Социальное предпринимательство как социально-ориентированный бизнес.Сейчас осуществляются первые попытки отобратьорганизации - кандидаты в социальные предпринимате-ли. Анализ этой работы показывает, что во многих слу-чаях успешные некоммерческие организации и органи-зации малого бизнеса, откуда и осуществляется «набор»,еще очень далеки от лучших образцов социальногопредпринимательства, которые встречаются на Западе ив странах третьего мира. Существуют и естественныебарьеры для этого, связанные с молодостью и недостат-ком профессионализма НКО, которые еще не научилисьвести свои дела с деловой сметкой, подобной бизнесу.У малого бизнеса свои недостатки. Имея социаль-ную цель в качестве проекта, предприятия малого биз-неса легко с ней расстаются ради прибыльного дела.Поэтому для них социальный проект - скорее способразложить яйца по разным корзинам, чем устойчиваясоциальная миссия.Тем не менее большинство экспертов придержива-ется той точки зрения, что в роли социальных пред-принимателей сегодня выступают в основном неком-мерческие организации, которые развивают свою хо-зяйственную деятельность. Таким образом, именноэтот сегмент может быть базой для формирования иразвития социальных предприятий. Дополнительнойхарактеристикой таких НКО является сфера их дея-тельности: она должна допускать возможность реали-зации предпринимательских принципов.В условиях, когда и практика, и понимание соци-ального предпринимательства только формируются,было бы полезно выявить некоторые общие характери-стики, свойственные уже сложившимся или потенци-альным социальным предпринимателям. Ключевымихарактеристиками тех организаций, которые уже зани-маются социальным предпринимательством, были на-званы следующие [9]:1) хорошая репутация в местном сообществе, широ-кий круг партнеров на местном уровне из органов вла-сти, бизнеса, СМИ, других НКО;2) ориентированность на наиболее актуальные,«злободневные для территории» социальные темы (на-пример, образовательные программы, реформированиеЖКХ);3) обеспеченность базовыми техническими и адми-нистративными ресурсами (помещением, штатом по-стоянных сотрудников, офисной оргтехникой) и в тоже время ограниченность финансовых ресурсов, дик-тующая мотивацию к поиску внешних инвестиций;4) особенности руководителей таких организаций:высокая активность, владение инновационными техно-логиями, наличие опыта работы в бизнес-секторе;5) очевидный формальный признак: возможностьзаниматься предпринимательской деятельностьюдолжна быть зафиксирована в уставных документахорганизации. Другим характерным признаком такихпредприятий часто является применение упрощеннойсистемы налогообложения, что позволяет повыситьдоходность коммерческой деятельности.Однако сегодня существует широкий круг проблем,возникающих на пути развития социального предпри-нимательства в России.1. Первая группа проблем связана с непониманиемприроды социального предпринимательства со сторо-ны основных групп общества. Социальное предприни-мательство является на сегодняшний день новым явле-нием, его логику не понимают ни общество, ни основ-ные субъекты общественных отношений, в том числеорганы налогового и законодательного регулирования,и именно с этим связаны основные барьеры на пути егоразвития.2. Вторая группа проблем отражает трудности зако-нодательного и административного продвижения идеисоциального предпринимательства. Во-первых, от при-нятия законов на федеральном уровне до их внедренияна уровне регионов, местных сообществ обычно про-ходит очень много времени; во-вторых, на местах про-сто может не оказаться достаточных ресурсов для реа-лизации законодательных актов.3. Третья группа проблем связана с противоречиямив психологии социального предпринимательства, аименно с объективными различиями в логике предпри-нимательской и общественной деятельности.Российские начинающие социальные предприни-матели сталкиваются с проблемой сочетания социаль-ных целей с долгосрочной и устойчивой самоокупае-мостью. С теми же проблемами - противоречия меж-ду социальным и коммерческим результатом - стал-кивались и сталкиваются социальные предпринимате-ли и в других странах, особенно в странах с разви-вающейся экономикой. Однако за годы работы соци-альные предприниматели и организации, их поддер-живающие, выучили несколько уроков, знание кото-рых помогает им преодолеть «кризис идентичности»социального предприятия - бизнес или благотвори-тельность - и выстроить тот самый мост между обще-ственным и коммерческим интересом, который такнеобходим России для достижения социального мираи благополучия.4. Наконец, последняя группа проблем - это про-блема привлечения финансовых средств на первом эта-пе развития предпринимательства, отсутствие специ-альных кредитных и займовых программ. Социальномупредприятию, как и любому другому бизнесу, необхо-димы инвестиции. В Европе и США эти инвестициипришли в форме венчурной филантропии - вклада всоциальное предприятие под низкий процент, без про-цента, на условиях возврата части суммы или в формепрограммно-ориентированных инвестиций также с ми-нимальным возвратом. В США источником венчурногосоциального капитала стали частные благотворители, втом числе частные фонды. В Европе, помимо частныхсредств, доступные кредиты и инвестиции в социаль-ное предпринимательство представляет и осуществляетгосударство.Подводя итоги, стоит отметить, что положитель-ные сдвиги в экономическом развитии России - раз-витие некоммерческого сектора, расширение практи-ки социальной ответственности в среде российскогобизнеса, его склонность быстро перенимать междуна-родный опыт - являются хорошими предпосылкамидля развития социального предпринимательства. Это,в свою очередь, является серьезным шагом на путирешения социальных проблем современной Россиипутем объединения ресурсов основных секторов об-щества.

Ключевые слова

социальное предпринимательство, НКО, межсекторное социальное партнерство, social entrepreneurship, NGO, cross-sector social partnership

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лебедева Инна СергеевнаНовосибирский государственный университет экономики и управленияаспирант кафедры социальных коммуникаций и социологии управленияis_lebedeva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997. 864 с.
Осберг С. «Социальное предпринимательство» - определение понятия. М., 2008. URL: http://www.nb-forum.ru/thanalitic_391_76
Грегори Дж. Дис. Значение социального предпринимательства. М., 2001. URL: http://www.fuqua.duke.edu/centers/case/documents
Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия: Пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. М.: Экономика, 1995. 540 с.
Drucker P. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles (1985). Русскоязычное издание: Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007. 432 с.
Антоникова Н.А. Использование концепции социального предпринимательства для решения социальных проблем: применимость в российском контексте. М., 2007. URL: http://www.nb-forum.ru/thanalitic_391_3
Грегори Дж. Дис. Бизнес без границ: смысл термина «социальное предпринимательство». URL: http://www.nb-forum.ru/thanalitic_391_74
Преображенская Е. Зарабатывать, чтобы отдавать, или Что мы знаем о социальном предпринимательстве. URL: http://www.nbforum. ru/thanalitic_391_14
Возжова Н.П., Комисаров А.А., Шубина Л.В. Исследование «Информационный поиск и анализ вторичных источников о проектах, реализующих принципы социального предпринимательства в российских регионах». URL: http://www.zircon.ru/russian/project/3_4_2.htm
 Концепция социального предпринимательства в контексте современной российской действительности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Концепция социального предпринимательства в контексте современной российской действительности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Полнотекстовая версия