Лингвистический, психологический и психолингвистический подходы к изучению речи в криминалистике | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Лингвистический, психологический и психолингвистический подходы к изучению речи в криминалистике

Рассматриваются особенности устной речи, голоса, которые позволяют идентифицировать личность человека. Даны описание сущности основных подходов к изучению устной речи: лингвистического, психологического и психолингвистического; сравнительный анализ вышеуказанных подходов, плюсы и минусы каждого из них. Сделан вывод о необходимости дальнейшей подготовки теоретической базы для психолингвистики на основе лингвистических и психологических исследований. Ни один из подходов нельзя считать лучше или хуже другого, так как при исследовании устной речи они должны дополнять друг друга.

Linguistic, psychological and psycholinguistic approaches to the study of speech in criminalistics.pdf Самым распространенным средством общения лю-дей является устная речь. Она оставляет изменения вматериальной среде, которые принято называть звуко-выми следами. Звуковые следы нередко используютсядля раскрытия, расследования и предупреждения пре-ступлений, позволяют установить личность преступни-ка и иные обстоятельства, подлежащие доказыванию.Роль звуковых следов человека существенно возросла впоследнее время. Это обусловлено тем, что традицион-ные средства фиксации - письменные документы - всечаще заменяются звукозаписью и видеосъемкой. Рас-ширилось их использование и в повседневной жизни.Можно сформулировать следующие теоретическиепредпосылки методики идентификации личности пофонограммам устной речи:- голос человека индивидуален. Это обусловленоспецифической формой и размерами ротовой и носовойполости, горла, органов дыхания. Поэтому физическиехарактеристики звуков - частота, длительность, интен-сивность - у каждого человека строго индивидуальны;- акустическая характеристика голоса относительноустойчива во времени и остается индивидуальной дажепри морфологических и патологических измененияхорганов речи;- речь человека характеризуется чертами, присущи-ми только ему, и определяется социальными и психиче-скими факторами. Сформировавшиеся в юности (при-мерно к 20 годам) особенности речи, интонации и вооб-ще манера говорить становятся привычными и почти неменяются в течение всей жизни.В основу методики фоноскопических исследованийположен лингвистический анализ устной речи. Лин-гвистический анализ в целом направлен на исследова-ние устной речи, отражающей социальные, интеллек-туальные, психофизиологические и другие личностныехарактеристики человека.Лингвистика, языкознание традиционно понимаетсякак наука о языке - основном средстве коммуникации,социального общения. При этом ее предмет, как прави-ло, четко не определяется. Очевидно, что объектомлингвистики является и речевая деятельность, речевыеакты, речевые реакции. Но лингвист выделяет в ней тообщее, что есть в организации всякой речи любого че-ловека в любой ситуации, т.е. те средства, без которыхвообще невозможно представить внутреннее строениеречевого акта. Предметом лингвистики является систе-ма языковых средств, используемых в речевом обще-нии, коммуникации. При этом в общем языкознанииделается акцент на системности этих средств, характе-ризующих строение любого языка, а в прикладной лин-гвистике - на индивидуальной специфике того илииного конкретного языка: русского, немецкого, китай-ского и др. [1].Лингвистический подход ориентирован на выявле-ние таких характеристик, которые можно назвать внут-ритекстовыми, поскольку они описывают способывнутренней организации структуры текста. В самомделе, выделены так называемые сверхфразовые един-ства, включающие последовательности предложений.Связность, цельность и семантическая завершенностьрассматриваются как основные признаки текстовыхединиц. Выделяются грамматические, лексические иинтонационные средства, обеспечивающие основнойтекстообразующий признак - связность. К грамматиче-ским средствам относят такие, как соотнесенностьпредложений по виду, времени и наклонению глаголов,их роду и числу. Лексические формы связи - это по-втор отдельно значащих слов, употребление скоорди-нированных местоимений, синонимических замен, со-относительных слов и т.п.Можно считать, что лингвистика, использующая длясвоего анализа речевой продукт, берет для исследованияречевые проявления в коммуникативном контуре, соот-носит наблюдаемый материал с источником (внутрире-чевой блок), постулирует наличие языковой системы вэтом источнике, по возможности полно описывает упот-ребляемые формы, устанавливает их регулярности, ти-пы, классы и т.п. Предметом интереса является такжесоотношение речевых форм коммуникантов, как этонаблюдается в диалоге или полилоге. Границы лингвис-тического исследования могут быть расширены. Извест-ны психологические направления в лингвистике. На-пример, Ф. де Соссюр, трактуя языковедческие пробле-мы, нередко обращался к вопросам чисто психологиче-ским, таким как отношение мысли к речи [2].Психологическое направление в языкознании возник-ло как реакция на учения представителей натуралистиче-ского и логического направлений. Его истоки мы находимв концепции В. фон Гумбольдта, который подчеркнулактивный и семантической характер речевой деятельно-сти. Связь мыслительной деятельности с психологиейречи характерна для всех школ лингвистического психо-логизма. Однако на протяжении более чем 100-летнегоразвития возникли различные аспекты психологии речи иучения о деятельности и речевом поведении.В середине XIX в. традиционное логическое языко-знание признаётся несоответствующим новым исследо-вательским целям. Внимание языковедов переключаетсяс проблемы инвариантности внутренней структуры че-ловеческого языка вообще на проблему бесконечногоразнообразия отдельных языков. Их не интересует те-перь универсальный механизм организации и внутрен-ней устойчивости языков, поиски направляются на дока-зательство неслучайного характера изменчивости язы-ков, их разнообразия во времени и пространстве, на объ-яснение причин бесконечного варьирования. Этим ибыло обусловлено обращение к наукам, изучающим ли-бо законы биологической эволюции (биология), либозаконы, управляющие духовной деятельностью человекаи языкового сообщества (индивидуальная и этническаяпсихология, зависящие от психологии культурная ан-тропология, социология, эстетика и т.п.).Возникает стремление исследовать живой язык вего реальном функционировании, в процессах речевойдеятельности, но без ориентации на её физиологиче-ские и психофизиологические аспекты. Язык начинаеттрактоваться как феномен психологического состоянияи духовной деятельности человека или народа, что взначительной степени вытекало из философии языкаВ. фон Гумбольдта.Необходимо отметить, что лингвистические иссле-дования текста ориентированы на описание в большоймере его внутренних самодостаточных особенностей.Понятно, что с психологической точки зрения можнопосмотреть на текст гораздо шире. Уже элементарныйжизненный опыт обнаруживает, что через текст, черезречевую продукцию мы можем понять и почувствоватьчеловека, его позицию, мысль, настроение, воспитание.Поэтому задача психологического исследования текстагораздо шире лингвистического: найти пути характе-ристики тех или иных психологических свойств чело-века на основе его текстовой продукции.В первую очередь возникает вопрос о психологиче-ской информативности содержательной стороны рече-вой продукции (текстов). Понятно, что в речевой фор-ме человек может выразить все или почти все, что оннаходит в окружающей действительности и в самомсебе. Переработанная человеком информация об окру-жающем мире, выраженная в речевой форме, необхо-димо несет на себе печать человеческой психики. Еслине тотальные, то отдельные аспекты содержания речимогут быть использованы в психологических целях.Так, психоанализ по характеру речевых проявлений(течение ассоциаций, оговорки) уже давно производитпсихологическую операцию выделения болезненныхструктур подсознания. К. Юнг использовал описаниесновидений, тексты поэтического творчества и т.д. длявыделения архетипов в подсознании человека.С психологической точки зрения речь - это психо-физиологический процесс, включенный в контур об-щения людей и состоящий в передаче смысла с помо-щью материальных средств (в устной речи - звуков).Поэтому анализ речевых форм, их типов и классов,система языка осмысливаются психологом с естест-венной точки зрения как феномены, реализуемые рабо-той мозга. Поэтому же психолога меньше интересуютпроблемы таксономии языковых форм, полного описа-ния существующих лингвистических явлений, но затодля него важны наиболее крупные языковые факты,позволяющие обратиться к принципам организацииречеязыкового механизма.Речь - средство общения, включенное в коммуни-кативный контур и состоящее в передаче смысла. Этозначит, что она рассматривается в гуще человеческихотношений и психики человека в целом. В психологи-ческую проблематику входит отношение речи к мысли,перцептивным процессам, эмоциям, состояниям чело-века, личности в целом. В ней отражаются социальныеи личностные позиции, отношения людей друг к другу.Сказанное позволяет считать, что психологическийподход по количеству охватываемых отношений болееполон, чем лингвистический. Вместе с тем очевидно,что лингвистика располагает большим опытом и нако-пленной информацией в описании языковых явлений иформ. В общем можно видеть взаимную пользу обоихподходов друг для друга, а где-то и достаточное совпа-дение оценок и концепций.Попытка выявить различие и сходство психологии илингвистики при изучении речи имеет предваритель-ный характер. Накопление фактов даст возможностьпрояснить этот вопрос.Ни лингвистический, ни психологический подходыне исчерпали себя, так же как ни один из них и все онив совокупности не образуют еще полного знания изу-чаемого объекта. Подлинно системное его знание мо-жет быть достигнуто, если будут найдены формы взаи-мопереходов между описаниями разных звеньев и сто-рон единого механизма, причем определенное место вэтой модели должны занять психофизиологическиепредставления. По-видимому, единственно надежнымпутем движения в указанном направлении может бытьдальнейшее развитие знаний в каждом из обозначив-шихся аспектов при постоянном сохранении представ-ления об общей структуре [2].Исследования лингвистического и психологическо-го подходов в области изучения речи имеют большуюзначимость для криминалистики, в частности для кри-миналистической тактики, так как основным следст-венным действием остается допрос, который произво-дится первоначально в устной форме.В настоящее время многие языковеды признают,что для более полного понимания некоторых фактовязыка необходим выход за рамки лингвистики в сферутех психических процессов индивида, посредствомкоторых языковой материал организуется в человече-ском мозгу и в нужный момент извлекается. Эти пси-хические процессы и являются предметом психолин-гвистики [3].В 50-е гг. прошедшего столетия внимание ученых кпроцессам речевой деятельности значительно возраста-ет, что связано не только с теоретическими потребно-стями ряда наук, прежде всего лингвистики, семиотики,психологии, но и с сугубо практическими социальными«нуждами»: происходящими в обществе расширением ивидоизменением информации, со всеобщим обучениемграмоте, с проблемами диагностики и лечения психиче-ских заболеваний, преодоления речевых нарушений ит.д. При этом на характер изучения речевой деятельно-сти оказали существенное влияние различные направле-ния развития научной мысли: функционализм, гештальт-психология, ассоционизм, бихевиоризм и др. [1].В последние три десятилетия, особенно в последние10-15 лет, в «традиционной» лингвистической среде за-метно растет интерес к психолингвистической проблема-тике. Не случайно с 1985 г. в официальной номенклатурелингвистических специальностей, утвержденной Высшейаттестационной комиссией, есть специальность, опреде-ленная как «общее языкознание, социолингвистика, пси-холингвистика». Психолингвистика становится наукойвсе более популярной среди исследователей.Многие лингвисты, исчерпав возможности тради-ционных подходов к изучению языка, именно в психо-лингвистике ищут ответы на волнующие их вопросы.Сейчас многие исследователи пишут о необходимо-сти комплексного подхода к исследованию закономер-ностей функционирования языкового механизма чело-века. При его изучении исследователь демонстрируеточевидные преимущества выхода за рамки лингвисти-ки и использования достижений смежных наук, в част-ности психолингвистики.Психолингвистика как самостоятельная наука сло-жилась относительно недавно. Основными чертами, от-личающими ее от лингвистики, являются, во-первых,фактор ситуации, в которой речевые высказывания кон-струируются и воспринимаются; во-вторых, фактор че-ловека, производящего или воспринимающего речь [4].Так, при лингвистическом подходе к изучению текстаученого интересуют в первую очередь те языковыесредства, с помощью которых передается общий замы-сел и эмоциональное содержание текста. При анализе жетекста с позиций психолингвистики в центре вниманияоказывается языковая личность, процессы порождения ивосприятия текста рассматриваются как результат рече-мыслительной деятельности индивида, как «способ от-ражения действительности в сознании ...с помощьюэлементов системы языка» [5. С. 13]. Если лингвистикарассматривает текст как «реально высказанное (напи-санное) предложение или совокупность предложений...могущее... служить материалом для наблюдения фактовданного языка» [6. С. 365], то в психолингвистике текстпринято определять как «опредмеченную форму актакоммуникации, минимально необходимыми компонен-тами которой являются предмет коммуникации, автор иреципиент» [7. С. 6]. Следовательно, любой текст дол-жен рассматриваться в рамках конкретной коммуника-тивной ситуации, при этом форма и содержание текстовопределяются психологическими особенностями инди-видов - участников коммуникации.В этом плане особого внимания заслуживает работаВ.П. Белянина [5]. В данной работе представлена пси-холингвистическая типология художественных текстовпо эмоционально-смысловой доминанте. На основеданных об акцентуациях сознания автора и читателяученый выделяет разные типы текстов - «светлые»,«темные», «веселые», «печальные», «красивые»,«сложные». Разрабатывая данную типологию,В.П. Белянин основывался на том, что каждый языко-вой элемент, из которых состоит текст, обусловлен нетолько лингвистическими, но и психологическими за-кономерностями: структуру любого художественноготекста можно соотнести с тем или иным типом акцен-туации человеческого сознания [5. С. 54].Наблюдения В.П. Белянина показали, что на каж-дом типе акцентуации - паранойяльном, эпилептоид-ном, маниакальном, депрессивном, истероидном - ба-зируется та или иная эмоционально-смысловая доми-нанта. Поэтому, создавая текст, человек, обладающийопределенным типом акцентуированного сознания,описывает действительность через призму своих соб-ственных представлений о ней. При этом он используеттакие элементы языка, которые имеют для него лично-стный смысл. Следовательно, для каждого типа текстаможно выявить определенный набор тем - объектовописания материального, социального и эмоциональ-ного мира личности, составить список предикаций,которые характеризуют эти объекты. По мнениюВ.П. Белянина, эти предикации выражаются наборамилексических единиц, которые встречаются наиболеечасто в текстах одного и того же типа, а в тексте дру-гих типов имеют иные смыслы.Что касается восприятия и понимания определен-ных типов текстов, то наиболее адекватно смысл текстаинтерпретируется тем индивидом, психологическаяструктура сознания которого максимально приближенак психологическим особенностям личности автора [3].Психолингвистика - наука, изучающая психологи-ческие и лингвистические аспекты речевой деятельно-сти человека, социальные и психологические аспектыиспользования языка в процессах речевой коммуника-ции и индивидуальной речемыслительной деятельно-сти. Предметом исследования психолингвистики явля-ется, прежде всего, речевая деятельность как специфи-чески человеческий вид деятельности, ее психологиче-ское содержание, структура, виды, способы, в которыхона осуществляется, формы, в которых она реализует-ся, выполняемые ею функции. Как отмечает основопо-ложник отечественной школы психолингвистикиА.А. Леонтьев, «предметом психолингвистики являетсяречевая деятельность как целое и закономерности еекомплексного моделирования».Другим важнейшим предметом изучения психолин-гвистики выступает язык как основное средство осуще-ствления речевой и индивидуальной речемыслительнойдеятельности, функции основных знаков языка в про-цессах речевой коммуникации. В психолингвистике вфокусе постоянно находится связь между содержани-ем, мотивом и формой речевой деятельности и междуструктурой и элементами языка, использованными вречевом высказывании. Наконец, еще одним основнымпредметом исследования психолингвистики являетсячеловеческая речь, рассматриваемая как способ реали-зации речевой деятельности; речь как психофизиоло-гический процесс порождения и восприятия речевыхвысказываний, различные виды и формы речевой ком-муникации. Наличие не одного, а сразу несколькихпредметов исследования психолингвистики обусловле-но спецификой этой области научного знания, тем, чтопсихолингвистика является «синтетической», ком-плексной наукой, возникшей на основе своеобразногои уникального объединения, частичного слияния двухдревнейших наук человеческой цивилизации - психо-логии и науки о языке - лингвистики.В одной из своих работ последнего периодаА.А. Леонтьев указывает, что целью психолингвистикиявляется «рассмотрение особенностей работы меха-низмов порождения и восприятия речи в связи с функ-циями речевой деятельности в обществе и с развитиемличности». В связи с этим предметом психолингвисти-ки «является структура процессов речепроизводства иречевосприятия в их соотношении со структурой язы-ка». В свою очередь, психолингвистические исследо-вания направлены на анализ языковой способностичеловека применительно к речевой деятельности, с од-ной стороны, и к системе языка - с другой. Какого-либо одного общепринятого определения предметаисследования психолингвистики в отечественной изарубежной науке до сих пор нет; в разных направле-ниях и школах психолингвистики он определяется по-разному. Вместе с тем некоторые отечественные ис-следователи и многие педагоги высшей школы исполь-зуют обобщенное определение предмета психолингви-стики, предложенное А.А. Леонтьевым: «Предметомпсихолингвистики является соотношение личности соструктурой и функциями речевой деятельности, с од-ной стороны, и языком как главной "образующей" об-раза мира человека - с другой». Объектом исследова-ния психолингвистики выступают человек как субъектречевой деятельности и носитель языка, процесс обще-ния, коммуникации в человеческом обществе, основ-ным средством осуществления которого и выступаетречевая деятельность, а также процессы формированияречи и овладения языком в онтогенезе в ходе индиви-дуального развития человека. Как указывает А.А. Ле-онтьев, «...объектом психолингвистики всегда являетсясовокупность речевых событий или речевых ситуаций.Этот объект - общий у нее с лингвистикой и другими"речеведческими" науками». При этом важнейшимобъектом исследования психолингвистики являетсясубъект речевой деятельности - человек, использую-щий эту деятельность для овладения окружающей дей-ствительностью: идеальной и материальной [1].Психолингвистическое направление является пер-спективным в плане дальнейшей его разработки. Ведьнельзя до конца постичь всю глубину лингвистическихявлений, отраженных в тексте, изучая текст сам по се-бе, без обращения к психологическим характеристикамобщающихся индивидов, которые и определяют внеш-нюю форму и смысловую структуру текста [4].Психолингвистика, несомненно, найдет своё прак-тическое применение в криминалистической тактике, вчастности в идентификации личности по устной речи,составлении психологического портрета, определенииложности или правдивости показаний.Однако наукой с четко очерченными границамипсихолингвистика не стала и в настоящее время, такчто дать исчерпывающий ответ на вопрос, какие аспек-ты языка и речи эта наука изучает и какими методами сэтой целью пользуется, едва ли возможно. Для под-тверждения этого достаточно открыть любой учебникпо психолингвистике. В отличие от учебника по лин-гвистике, где обязательно будет говориться о фонетике,лексике, грамматике и т.п., или учебника по психоло-гии, где непременно будут освещаться проблемы вос-приятия, памяти и эмоций, содержание учебного посо-бия по психолингвистике в решающей степени опреде-ляется тем, в какой научной и культурной традициинаписан данный учебник.Лингвистика служит той основой, от которой оттал-киваются психолингвистика и психология в изученииречи человека. Она больше проработана в теоретиче-ском плане, имеет большую сферу применения. Досто-инство лингвистики в том, что теоретические и прак-тические основы исследований в области лингвистикиразрабатываются и применяются к любым языкам иязыковым средствам, используемым человеком.Исследования психологии в области речи позволиликонкретизировать и углубить положения лингвистики,так как психологию интересовала речь не только каксобытие, факт, но и как причина. Появился интерес ктому, почему тот или иной человек произносит слова вопределенной последовательности, как происходит про-цесс речевого акта. Исследования в области речи при-близились, благодаря психологии, к идентификацииличности по произносимому тексту. Большая детализа-ция и разработка вопросов идентификации личности поустной речи стала возможна благодаря возникновениюпсихолингвистики и ее практическим исследованиям.Психолингвистика изначально имела прикладнуюнаправленность исследований, что было обусловленореалиями жизни и стремлением как можно большенайти практическое применение научным исследова-ниям в разных областях.Лингвистика и психология, в отличие от психолин-гвистики, - это сформировавшиеся науки со своимпредметом, объектом и методами исследования,имеющие к тому же внушительную базу практическихнаучных работ. Любые практические исследованиядолжны основываться на хорошо проработанной тео-ретической базе, которой у психолингвистики пока нет.В этом видится перспектива и актуальность дальней-ших исследований в области не только психолингви-стики, но и изучения устной речи в целом.

Ключевые слова

речь, лингвистический подход, психологический подход, психолингвистика, speech, linguistic approach, psychological approach, psycholinguistics

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Алексеева Татьяна АлександровнаТомский государственный университетсоискатель кафедры криминалистики Юридического институтаtanyaalek@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ; Астрель, 2006.
Краткий очерк истории психологии речи. URL: http://www.scipsychology.ru/ctr/1115.html
Зорькина О.С. О психолингвистическом подходе к изучению текста // Язык и культура. Новосибирск, 2003. С. 205-210.
Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 54 с.
Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. М.: Тривола, 2000. 248 с.
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Наука, 1966. 608 с.
Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1977. 24 с.
 Лингвистический, психологический и психолингвистический подходы к изучению речи в криминалистике | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Лингвистический, психологический и психолингвистический подходы к изучению речи в криминалистике | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Полнотекстовая версия