Особенности отмывания наркоформированиями преступных доходов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Особенности отмывания наркоформированиями преступных доходов

Описываются характерные стадии и способы отмывания денежных средств, полученных преступным путём.

Peculiarities of criminal profits laundering by organized narcocriminality.pdf В основе любых сфер организованной наркопреступ-ности находятся вопросы финансирования, тесно свя-занные с теневой экономикой. Процесс отмывания денеги использования доходов от преступной деятельностивыполняет особую и важную функцию по сокрытиюследов и последствий преступлений и характерен в тойили иной мере для многих разновидностей традицион-ной организованной преступности и теневой экономики.Однако для лидеров наркоформирований он особеннотипичен и является обязательной составной частью ис-следуемой преступной деятельности, направленной намаксимальное использование «грязных денег» и быстроеобогащение. Эти средства направляются лидерами нар-кобизнеса непосредственно на приобретение сырья дляизготовления наркотиков, создание и совершенствова-ние нелегальных химических лабораторий, вербовкуновых членов преступных организаций, расширение иупрочнение коррумпированных связей и т.п.Независимо от структуры преступного формирова-ния наркобизнес требует обязательного финансирова-ния трёх направлений:1) оплата участникам;2) оптовое приобретение наркотиков;3) коррупционная поддержка преступной деятель-ности (своеобразное страхование).Как правило, значительная часть криминальных капи-талов (наркодоходов) отмывается различными способами исредствами, а затем «отмытые» деньги направляются нар-кодельцами в высокодоходные отрасли легальной эконо-мики. Это может привести ко все более расширяющемусязахвату командных позиций и к их постепенному превра-щению в криминальные. Рост экономического могуществанаркомафии и проникновение в легальные сферы экономи-ки способствуют распространению коррупции и, в конеч-ном счете, к узурпации политических рычагов власти. Пре-зидент России Д.А. Медведев еще в период предвыборнойкампании в своих январских тезисах поставил ряд неотлож-ных задач [1]. При этом он особо подчеркнул, что борьба скоррупцией должна стать национальной программой.Отмывая деньги, полученные от продажи наркоти-ков, преступники достигают следующих целей:1) предание деньгам статуса законно полученных(содержание бесприбыльных предприятий);2) использование законных банковских схем дляперевода денег за пределы РФ (подавляющее количе-ство наркотиков в Россию ввозится с территории со-предельных государств);3) обмен мелких денежных купюр на крупные;4) конвертация (обмен) одной валюты на другую -более приемлемую;5) обеспечение устойчивого наркотрафика (под-держка коррумпированных связей, обустройство тай-ников, оплата услуг перевозчиков);6) приобретение недвижимости, транспортныхсредств и т.д.;7) обеспечение безопасности преступной деятельности.Основополагающим документом ООН, посвящен-ным противодействию отмывания преступных дохо-дов, является Конвенция ООН 1988 г. «О борьбе про-тив незаконного оборота наркотических средств и пси-хотропных веществ».Венская конвенция 1988 г. установила принципыглобального подхода ООН к организации противодей-ствия отмыванию преступно полученных денег, опре-делила понятие отмывания преступных доходов.Согласно Венской конвенции ООН под отмываниемпреступных доходов понимается конверсия, или пере-вод, собственности и доходов, сокрытие или утаиваниеподлинного характера, источников получения, спосо-бов распоряжения собственностью и доходами, полу-ченными в результате преступлений, связанных с неза-конным оборотом наркотиков.Важным исходным моментом здесь является обо-значение того, что считать преступными доходами.Согласно ст. 1 Конвенции преступные доходы - этолюбая собственность, полученная или приобретеннаяпрямо или косвенно в результате совершения преступ-ления, т.е. активы любого рода, материальные или не-материальные, движимые или недвижимые, осязаемыеили неосязаемые, а также юридические документы илиакты, удостоверяющие право на такие активы или уча-стие в них. Под замораживанием или наложением аре-ста понимается временное запрещение перевода, кон-версии, размещения или перемещения собственностиили временный арест или взятие под контроль собст-венности на основании постановления, выносимогосудом или компетентным органом. Конфискация озна-чает изъятие, т.е. лишение собственности по постанов-лению суда или другого компетентного органа.В соответствии со ст. 5 Конвенции необходимопринимать меры, которые могут потребоваться длятого, чтобы выявить и заморозить или арестовать до-ходы, собственность, средства или любые другиепредметы, связанные тем или иным образом с совер-шением преступлений, входящих в сферу действияКонвенции. В случае если доходы были превращеныили преобразованы в другую собственность, указанныемеры применяются в отношении этой собственности, ане доходов. Если доходы были приобщены к собствен-ности, приобретенной из законных источников, такаясобственность без ущерба для любых полномочий, ка-сающихся наложения ареста или замораживания, под-лежит конфискации в объеме, соответствующем оце-ненной стоимости этих приобщенных доходов.Новым шагом в развитии системы противодействияотмыванию преступных доходов стал принятый ООН вноябре 1993 г. Типовой закон об отмывании денег, по-лученных от наркотиков, который, основываясь на за-конодательстве различных стран, содержит рекоменда-ции по предотвращению отмывания денег, выявлениюподобных действий и установлению за них санкций.В нем даются формулировки двух основных составовпреступлений, связанных с отмыванием денег, полу-ченных от незаконного оборота наркотиков (ст. 20);ответственности подлежат:1) лица, которые конвертируют или переводят сред-ства или собственность, полученные, прямо или кос-венно, от незаконного оборота наркотических средств,психотропных веществ или прекурсоров, с целью со-крытия или утаивания незаконного источника этойсобственности или средств либо оказания помощи лю-бому лицу, участвующему в совершении одного изпреступлений, с тем чтобы оно могло уклониться отюридической ответственности за свои деяния;2) лица, которые оказывают содействие сокрытиюили утаиванию характера, источника, местонахожде-ния, способа распоряжения, перемещения или подлин-ных прав в отношении средств, собственности или свя-занных с ними прав, полученных, прямо или косвенно,от незаконного оборота наркотических средств, психо-тропных веществ или прекурсоров [2. C. 22-27].Для достижения вышеописанных целей процесс от-мывания денег в международном масштабе проходиттри основные фазы.1. Вывоз «грязных» денег из страны и, если это необ-ходимо, перевод их на счета в иностранные банки. День-ги могут быть вывезены каким-либо лицом, переведеныпо почте, переправлены в результате нескольких тайныхопераций или отправлены с помощью средств коммуни-каций из одной финансовой организации в другую. Какправило, при осуществлении подобных незаконных опе-раций предусматривается материальное вознаграждениеработникам финансовых учреждений.2. Легализация «грязных» денег путем изменения ихнастоящего происхождения. Операция «отмывание де-нег» может производиться через инвестирование денеж-ных средств в иностранные банки и депонирование ихна сберегательные счета, а также путем открытия фик-тивной корпорации. Деньги могут быть использованыдля оплаты различных расходов нелегального бизнеса.3. Репатриация «отмытых» денежных фондов или воз-вращение их в страну для вливания в легальный бизнес.Профессионализм проведения подобных операцийрастет, усложняются схемы, используемые для отмыва-ния преступных доходов, и отмывание денег становитсясамостоятельной отраслью преступности. Методы отмы-вания денег характеризуются сложностью и изощренно-стью, в частности, организованные сообщества:1) используют несовершенство национальных сис-тем финансового регулирования;2) проводят гибкие и быстрые операции по переводу иперемещению активов через национальные границы;3) умело пользуются отличиями в режимах регулиро-вания предпринимательской деятельности как в рамкахнациональных систем, так и между ними, прежде всего,особенностями многочисленных рыночных структур вразличных странах для сокрытия источников доходов, ихвладельцев и механизмов контроля над ними;4) прибегают к услугам тех категорий государст-венных служащих, деятельность которых чётко не рег-ламентирована, или таких, которые хотя и действуют врамках закона, но не осуществляют самостоятельногоэффективного контроля в случаях нарушений правовыхи морально-этических норм. Сущность коррупции каксоциально-правового явления двуедина. Она выража-ется, с одной стороны, в использовании лицом, осуще-ствляющим те или иные государственные функции,своего официального статуса в целях получения неза-конных преимуществ (продажность), а с другой - впредоставлении этому лицу таких преимуществ заин-тересованным субъектом (подкуп) [3. С. 96].В мировой практике существует несколько основ-ных приемов (способов) отмывания преступных дохо-дов. В связи с тем что львиная доля этих доходов со-стоит из наличных денег, преступники «пропускают»их через банковскую систему в виде «законных» вкла-дов, инвестиций либо платы за приобретение недви-жимого имущества. Для того чтобы избежать контроляправоохранительных органов, лидеры наркобизнеса«дробят» крупные вклады, переводят их небольшимипартиями, открывая счета на доверенных лиц или дажена подставные компании (фирмы).После помещения денег в банк они могут быть пе-реведены в другую страну под видом возврата займа,полученного ранее у какой-либо иностранной фирмы.На эти деньги приобретаются земля, предприятия, не-движимость, золото, они вкладываются в покупку цен-ных бумаг, акций и т.д. Нередко преступники приобре-тают, а затем перепродают недвижимое имущество,придавая вполне легальный вид доходам, полученнымв результате этой операции.Анализируя статистические данные за пять месяцевтекущего года о выявленных преступлениях, преду-смотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, следует отметить,что их количество заметно снизилось. Данные приве-дены в табл. 1.Т а б л и ц а 1Страна, регион 2009 г. 2010 г.Россия 594 432Сибирский федеральный округ 134 86Республика Бурятия 4 7Республика Тыва 1 0Республика Хакасия 1 1Алтайский край 4 4Забайкальский край 8 26Красноярский край 4 7Иркутская область 1 6Кемеровская область 6 10Новосибирская область 83 0Омская область 17 19Томская область 5 6Однако, несмотря на снижение количества выявленныхпреступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ,размер легализованных денежных средств или иного иму-щества вырос как в целом по России, так и по отдельнымтерриториальным органам ФСКН России. Динамика дан-ных показателей отражена в табл. 2 (тыс. руб.).Та б л и ц а 2Страна, регион 2009 г. 2010 г.Россия 109 459 146 448Сибирский федеральный округ 130 17200Республика Бурятия 7 735Республика Тыва 366 0Республика Хакасия 36 18Алтайский край 567 2 156Забайкальский край 84 390Красноярский край 2 082 1 442Иркутская область 250 3 168Кемеровская область 2 913 5 180Новосибирская область 4 387 0Омская область 6 444 4 009Томская область 311 78Способов отмывания денег существует множество, од-нако бесчисленные финансовые манипуляции имеют об-щие характерные черты. Приведем отдельные, наиболеечасто встречающиеся в практике методы [4. С. 187-199].1. При вывозе наличных денег в страну с льготнымналогообложением, в которой соблюдается тайна бан-ковского вклада, субъект может депонировать эти день-ги, затем он переводит их в банк другой страны. Послеэтого обращается в банк своей страны с просьбой вы-дать ссуду, используя в качестве дополнительного обес-печения деньги, находящиеся на депозите в другойстране. Когда полиция или органы налоговой инспекциипросят объяснить его неожиданное богатство, он указы-вает на тот факт, что взял ссуду. Для придания большейубедительности своему объяснению он также можетучредить несколько зарубежных компаний и фирм, ко-торые якобы обладают активами. Фактически же компа-ния или фирма, которую представляет субъект, номи-нально зарегистрирована в зарубежной стране.2. С целью сокрытия незаконно полученных денегсубъект может содержать ресторан, игральные автома-ты, мойку автомобилей и т.д. В заведениях подобноготипа трудно проводить аудиторскую проверку. Так,определить фактическую реализацию продукции иликоличество помытых автомобилей в течение дня, неде-ли, месяца практически невозможно. Таким образом,происходит слияние «грязных» денег, полученных,скажем, в результате сбыта партии наркотиков, с при-былью от легального бизнеса. Это и дает возможностьсубъекту скрыть ту часть суммы, которую он добылпреступным путем.3. Легализированные игорные заведения, такие какказино, скачки и другие увеселительные предприятия,вне всякого сомнения, получают большие суммы налич-ных денег. Эти средства могут быть переправлены вдругие казино, расположенные по всему миру. В резуль-тате не остается никакой документации для проведенияаудиторской проверки. Деньги беспрепятственно пере-правляются из одной страны в другую с использованиембанковских возможностей казино. Здесь они могут бытьконвертированы в другие формы денежного обращенияи депонированы в финансовых учреждениях.4. Большая сумма вклада на банковском счете неиз-бежно привлекает внимание органов налоговой ин-спекции, небольшие же вклады в ряде различных бан-ков могут остаться без внимания. К тому же, используяучреждения по обмену валюты, можно конвертироватьденьги в туристские чеки или перевести их в соответ-ствующие центры по обмену валюты в других странах.5. Еще один метод маскировки источника денежныхсредств осуществляется посредством купли и продажитоваров и услуг. Продавая якобы товары и услуги, субъ-ект может завысить их стоимость. По конторским книгамможно установить сделку по продаже товара, которыйфактически был или не был продан, и получение оплатыза него. Полученные за оплату суммы могут также отра-жать завышенные затраты на страхование, скидки, транс-портные расходы и другие связанные с этим издержки.6. Вывезенные из страны деньги могут быть вложе-ны в законные финансовые учреждения и конвертиро-ваны в ценные бумаги, которые чаще всего сразувключаются в оборот по всему миру и возвращаются ввиде займов и инвестиций, которые легко объяснить.7. При отсутствии возможности или желания выво-зить деньги за рубеж возможно их слияние с законнымдоходом и депонирование как денежных средств фик-тивных фирм или проведение этих денежных средствчерез другие финансовые институты: учреждения пообмену валюты, казино, маклерские конторы и другиеаналогичные заведения.Развитие международной преступной интеграции при-водит к укреплению связей с коррумпированными чинов-никами, что позволяет отмывать преступные доходы в Рос-сии зарубежными наркодельцами и, соответственно, отече-ственной наркомафией в других государствах.Для успешного выявления, раскрытия и расследо-вания фактов отмывания преступных доходов важноезначение приобретает познание субъектами правоохра-нительных органов и суда особенностей функциониро-вания современной финансовой системы, данных оборганизационной структуре и документообороте. Ос-ложняют ситуацию несовершенство и относительнаяновизна уголовного, уголовно-процессуального зако-нодательства, а также противоречивость действующегозаконодательства, регулирующего правоотношения всфере экономики и банковского дела.Изучение практики показывает, что отмеченные не-достатки в деятельности субъектов правоохранитель-ных органов и суда при расследовании преступлений,связанных с легализацией преступных доходов, дефи-цит у них знаний о природе и характере финансовыхопераций в значительной мере способствует сохране-нию высокого уровня латентности таких преступлений.Вследствие отсутствия надлежащего уровня теоре-тической и практической подготовки субъекты право-охранительных органов и суда оказались недостаточноготовыми к борьбе с данными преступлениями.Сказанное выше обусловливает необходимость даль-нейшей научной разработки этой темы исследования.

Ключевые слова

отмывание доходов, наркотики, преступные организации, profits laundering, narcotics, criminal organizations

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Анисимов Евгений БорисовичКомитет Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (г. Новосибирск)зам. начальника отдела управления по Сибирскому федеральному округу аппарата государственного антинаркотическогоanisimov-e@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Российская газета. 2008. 24 января.
Рыхлов О.А. Ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, по уголовному законодательству России: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007.
Попов В.И. Актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности. М., 2004.
Николайчук И.А. Сокрытие преступлений как форма противодействия расследованию. М., 2000.
 Особенности отмывания наркоформированиями преступных доходов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Особенности отмывания наркоформированиями преступных доходов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Полнотекстовая версия