Реализация федеральной региональной политики на основе кластерной организации отраслевых рынков региона | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Реализация федеральной региональной политики на основе кластерной организации отраслевых рынков региона

Анализируется возможность формирования системы отраслевых рынков региона на основе кластерного подхода. Рассматриваются основные конкурентные преимущества региона с позиции информационного обеспечения региональных рынков товаров и услуг. Делается вывод о необходимости формирования региональных отраслевых баз данных на основе комплексных моделей качества и конкурентоспособности отдельных предприятий и производственных комплексов.

Implementation of the federal regional policy based on a cluster of branch markets in the region.pdf В 2005 г. Министерством регионального развитияРФ была предложена новая концептуальная основа«поляризованного регионального развития РФ». «По-ляризация» предполагает концентрацию всех ресурсовв «опорных регионах» в целях последующего развитияинновационной активности в других регионах на осно-ве конкуренции территорий. Институциональное раз-деление регионов на «локомотивы» и «не локомотивы»в условиях ограничения возможностей последних ичетких норм прямого воздействия на них не всегда мо-жет способствовать экономическому росту отстающихрегионов [1-2].Концепция «поляризации» реализуется в формесоздания на конкурсной основе особых экономическихзон. В конце 2005 г. победителями конкурса технико-внедренческих зон стали наиболее благополучные ре-гионы Санкт-Петербурга, Москвы и Московской об-ласти, в том числе и Томская область. Томская областьвошла в число 25 регионов-лидеров.Новейшая концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до2020 г., опубликованная в октябре 2008 г. Министерст-вом экономического развития РФ, предлагает сбалан-сированное территориальное развитие каждого регионана основе повышения конкурентоспособности и ком-плексного развития их экономик [3]. Сбалансирован-ность должна быть достигнута в результате проведениярегиональных политик одновременно по трем основ-ным направлениям:1. Создание новых центров роста на основе конку-рентных преимуществ как стимулирующий фактор.2. Учет специфики пространственного развития иресурсного потенциала при координации инновацион-ных стратегий.3. Рост человеческого потенциала всех регионов и со-кращение дифференциации в качестве и уровне жизни.Данная концепция базируется на оптимистическомсценарии инновационного развития, центром которогоявляются повышение эффективности использованиячеловеческого потенциала и развитие высокотехноло-гичных сфер производства. Инновационный сценарийпозволит Российской Федерации выйти на уровень со-циально-экономического развития развитых стран мира.Новейшая региональная политика должна обеспе-чить стимулирование экономического роста всех регио-нов РФ, особенно проблемных, опираясь, в первую оче-редь, на развитие их производственной инфраструктуры,а не социальной. Промышленные предприятия являютсянаиболее устойчивыми объектами российской экономи-ки, определяющими ее институциональную, производ-ственную, финансовую и социальную основу.Развитие производства товаров и услуг должнообеспечиваться направлением федеральных инвести-ций и привлечением инвесторов на основе предостав-ления им налоговых льгот, субсидий, льготных креди-тов. Такой подход используется при формированиирегиональной политики развитых стран мира [2]. Раз-витие производственной базы на основе максимальноэффективного использования имеющегося потенциалаявляется одной из главных задач каждого региона.Прогнозируется, что доля инновационного секторав валовом внутреннем продукте (ВВП) повысится с10,9% в 2007 г. до 17-18% в 2020 г. при снижении долинефтегазового сектора с 18,7 до 11% [3].Региональное развитие в период до 2012 г. будетхарактеризоваться уже сформированными зонами опе-режающего экономического роста, к которым относит-ся Томская область. Томская область является регио-ном с высоким уровнем развития человеческого капи-тала и инновационных технологий. В современныхусловиях интеллектуальный потенциал региона являет-ся главным его конкурентным преимуществом - осно-вой создания экономики инновационного типа на базеинтеграции образования, науки и производства.Решено создать особые экономические зоны техни-ко-внедренческого типа в четырех регионах России: вМосковской области (г. Зеленоград, г. Дубна), Санкт-Петербурге и Томской области (г. Томск). В особыхэкономических зонах Томской области будут развивать-ся технологии: информационно-коммуникационные,электронные, производства новых материалов, меди-цинские, нанотехнологии и биотехнологии.Предполагаемыми резидентами будут являться65 компаний, в том числе: «Сибур», «ВАВС», «Фазо-трон», НПО «Вирион». К 2015 г. предусматриваетсясоздание свыше 10 тыс. рабочих мест.В настоящее время социально-экономическая си-туация в различных регионах сильно отличается. Госу-дарственные программы определяют лишь основныенаправления экономического развития субъектов Рос-сийской Федерации, на основе которых разрабатыва-ются региональные стратегии, при этом нет единогоупорядоченного процесса по их разработке.Единым аспектом при формировании стратегии у всехрегионов является достижение конкурентоспособностиэкономики, так как все они конкурируют за ресурсы, ка-питалы, рынки сбыта и квалифицированные кадры.Реализация Концепции социально-экономическогоразвития Российской Федерации до 2020 г. возможнатолько при условии развития конкуренции.Основой конкурентной политики является Про-грамма развития конкуренции, разработанная в соот-ветствии с основными направлениями деятельностиПравительства Российской Федерации на период до2012 г. и утвержденной от 19 мая 2009 г. № 691 [4].В Программе определены основные задачи конку-рентной политики: сокращение вмешательства органоввласти в конкурентную среду; совершенствование сис-темы антимонопольного регулирования; развитие ин-фраструктуры; информационное обеспечение рыноч-ной деятельности, в том числе увеличение прозрачно-сти ценообразования, упрощение системы поискаконтрагентов; активная поддержка развития конкурен-ции на основе таможенно-тарифного и налогового сти-мулирования. Выполнять поставленные задачи пред-стоит в сложных условиях отсутствия как системы на-блюдения состояния конкурентной среды, так и систе-мы показателей и критериев ее оценки.Все немногочисленные маркетинговые исследованияпоследнего десятилетия в основном ориентировались накачественные показатели оценки опрошенных предпри-нимателей и не давали возможности объективно количе-ственно оценить состояние существующих рынков.Система количественных показателей оценки кон-куренции на отраслевых рынках давно определена тео-рией организации отраслевых рынков. К количествен-ным показателям можно отнести, в первую очередь,рыночную концентрацию и силу монопольной власти.Они определяются на основе сравнения реальных рын-ков с рынками совершенной конкуренции.Предмет теории отраслевых рынков связан с рыноч-ным подходом, согласно которому потребители и произ-водители действуют в соответствии с ценовыми сигна-лами, порожденными взаимодействием предложения испроса на более или менее свободно функционирующихрынках. Теория отраслевых рынков изучает механизм,приводящий общественную производственную деятель-ность в соответствии с общественными потребностями.Изучается поведение фирм в системе отрасли, а регионрассматривается как пространственная составляющаяотрасли. Анализ оптимального количества фирм в от-расли проводится с учетом размеров рынка.В мировой практике используют две основные на-учные концепции формирования и функционированияотраслевых структур. Первая была предложена еще в1930-е гг. Эдвардом Мейзоном и Джоем Бейном и впо-следствии получила название парадигмы «структура -поведение - результат» («structure - conduct - performance»). Вторая получила название концепции теориицен, использует микроэкономические модели для объ-яснения поведения экономических субъектов и струк-туры рынков. Современное состояние теории отрасле-вых рынков сочетает эти концепции по принципу сис-темного подхода [5].В рамках первой парадигмы функционирование отрас-ли зависит от поведения продавцов и покупателей, котороеопределяется структурой рынка. Структура отрасли зави-сит от таких фундаментальных условий, как технология испрос на продукт. Исследования, которые ведутся в рамкахэтой модели, ставят своей целью проверить, действительноли определенные характеристики отраслей (например, не-большое число продавцов) оказывают устойчивое влияниена конкурентные стратегии, положение фирм и покупате-лей на соответствующих рынках.Концепция теории цен исследует проблему эконо-мического выбора всех производящих и потребляющихэкономических агентов рынка. Данная концепция изу-чает вопросы принятия эффективных управленческихрешений во всех областях деятельности фирмы,влияющих на ее рыночное положение. Одним из пер-вых исследователей, применивших микроэкономиче-скую теорию к анализу рынков, был Джорж Стиглер.Он считал, что микроэкономическая теория, используяэмпирические данные о рынках, должна ответить навопросы относительно причин и последствий государ-ственной промышленной политики. Одной из наиболееактуальных проблем данной концепции являютсяфункционирование и результативность квазимоно-польных и квазиконкурентных рынков [5-6].В настоящее время данный вопрос является весьмаактуальным, так как существуют серьезные противоре-чия промышленной и конкурентной политик на макро-и мезоуровнях.Квазимонопольными называют рынки, на которыхмонопольная власть существует, несмотря на относитель-но низкую концентрацию продавцов. Экономическаяприбыль фирм на рынках с низким уровнем концентра-ции служит убедительным аргументом в пользу концен-трации этих рынков. Отсутствие жесткой связи междурыночной долей фирмы и ее экономическим положениемнуждается в объяснении. Кроме того, необходимо иссле-довать процесс возникновения на рынках доминирующихпродавцов, обладающих монопольной властью [6].Особенности квазимонопольных рынков описыва-ются двумя теориями: трансакционных издержек и ква-зиконкурентных рынков. Трансакционные издержкивлияют на ценовые стратегии фирм, снижая ценовуюконкуренцию, повышая монопольную власть и увели-чивая барьеры на рынках с асимметричной информа-цией. Квазиконкуренция - это «монополистическаяконкуренция», для которой характерен свой специфи-ческий механизм, приводящий в гармоническое соот-ветствие производственную деятельность рыночныхструктур с изменением спроса. При этом начинает ут-верждаться рынок заказов, отвергающий традиционныеформы обособленной деятельности фирм и работы нанеизвестного потребителя. Механизм взаимодействияпродавца и покупателя основывается на новых формахвзаимоотношений, таких как: заказы индивидуальныхпокупателей; межфирменные заказы и договоренности;государственный заказ коммерческим фирмам; кон-трактные заказы крупных фирм мелким - субподряд-чикам; внутрифирменные формы производства по зака-зу своих подразделений.Таким образом, государственная политика в отно-шении отраслевых рынков должна базироваться намакроэкономической политике и реализовываться наоснове постоянных эмпирических исследованиях от-раслей и рынков по основным показателям на мезо- имикроуровнях.Отслеживать экономическое положение фирм нарынке в условиях информационного дефицита весьмапроблематично. Поэтому наиболее остро стоящей про-блемой является наличие информационных барьеров,созданных на основе непрозрачных отношений междуучастниками рынка, отсутствия доверия, наличия не-формальных, коррупционных отношений, незрелойпрофессиональной аналитики.На практике отсутствие информационной инфра-структуры регионов породило негативное последствиедля развития конкуренции рынков, такое как формиро-вание вертикально-интегрированных компаний (хол-дингов). Недостаток информации для изучения потен-циальных рынков, дефицит доверия, низкая культураведения бизнеса (опыт неплатежей) привели к боязнипартнерских отношений, какими бы перспективнымиони ни были. Крупные и средние фирмы стали созда-вать собственные структуры поставки (предприятия подобыче и переработке сырья) и сбыта готовой продук-ции (дистрибьюторские компании). Вертикальная ин-теграция использует ограниченную конкурентнуюпрактику, делит рынок по территориальному принци-пу, использует закрытые тендеры, ограничивает коли-чество независимых участников рынка и в целом пре-пятствует развитию конкуренции.Кроме того, реальной угрозой конкуренции являет-ся высокая концентрация производства в ключевых дляроссийской экономики сырьевых отраслях: нефтяной,металлургической, нефтехимической и др. В этих от-раслях сохраняется преобладание крупных и сверх-крупных компаний. Данная тенденция в последние го-ды усилилась благодаря слияниям и созданиям круп-ных сетей дистрибьюторских организаций. Представи-тели малого бизнеса видят реальную для себя угрозу в«монополизации рынков» крупными компаниями. Темне менее крупный бизнес может служить опорой раз-вития малого и среднего бизнеса при использованиикластерной организации отраслевых рынков.В последние 10 лет особую популярность приобре-ла концепция кластерного управления экономикой нанациональном и региональном уровнях. В концепциисовременного экономического развития на базе эффек-тивных форм конкуренции М. Портера «кластер» являет-ся базовой категорией. М. Портер сформулировал своюконцепцию кластеров на основе анализа стратегий и кон-курентных преимуществ фирм [8].Региональным или межрегиональным «кластером»является группа (комплекс) взаимосвязанных предпри-ятий «профилирующих» и «дополнительных» отраслей(поставщиков, потребителей, производителей соответст-вующего оборудования и услуг), которые характеризуют-ся общими потребностями в технологии, инфраструктуреи реализуют «совместный» процесс производства [9].Кластер представляет территориальную концентра-цию ресурсов достаточно ограниченного союза крупных,средних и малых предприятий, производящих функцио-нально связанные товары и услуги, имеющих общуюсырьевую базу и доступ к местным сырьевым материа-лам. Кластер характеризуется высокой конкурентоспо-собностью. Так, например, в Италии прибыльность фирм,входящих в кластер, в среднем возрастает от 2 до 4%.Кластеры образуют базовую организационно-экономическую единицу территориального характера:у них единый географический рынок, они создают но-вые экономические виды деятельности, производятпродукцию с высокой долей добавленной стоимости,способствуют росту деловой активности, повышаюттемпы роста и уровень заработной платы. Территори-альные кластеры благодаря своей организационнойформе способствуют проникновению новых идей, рас-пространению информации и стимулированию инно-ваций. Они способны лучше адаптироваться к измене-нию внешних условий и выживать в любых ситуациях.Кластер позволяет выжить малым фирмам и противо-стоять в конкурентной борьбе крупным. Кластеризацияявляется своеобразным инструментом формированиястратегического взаимодействия отраслей региона.Они способны совмещать специализацию и интегра-цию, конкуренцию и кооперацию, обеспечивая соци-ально-экономическое развитие региона.В современной зарубежной литературе наиболее ак-туальными являются исследования по выявлению на-личия территориальных кластеров, направленных наускоренное конкурентное развитие [10-11].Число и размер территориально-производственныхкластеров зависит от концентрации промышленности идоминирующих отраслей региона. Основные характе-ристики кластеров весьма динамичны. Для выявлениякластеров необходимо проанализировать все сформи-рованные и потенциально возможные рыночные струк-туры отраслей и основных видов экономической дея-тельности с учетом собственных потребностей и ини-циатив региона.В России прогнозируется сформировать не менее 6-8территориально-производственных кластеров в урбани-зированных регионах до 2020 г. [3]. Томская областьвходит в число сырьевых баз для формирования лесо-промышленных кластеров. Согласно программе страте-гического развития Томской области до 2020 г. все сек-торы экономики, обеспечивающие занятость населения,были разделены на три основные группы: базовые, под-держивающие отрасли и бюджетная сфера [12].В группу базовых отраслей входят: нефтегазовыйсектор; газонефтехимическая, атомная, машинострои-тельная, электротехническая, сельскохозяйственная ипищевая промышленности; научно-образовательный илесопромышленный комплексы; информационные,телекоммуникации и биологические технологии, а также инновационный бизнес.К основным поддерживающим отраслям, опреде-ляющим структуру и развитие базовых, относятся:энергетика, транспорт, строительство и ЖКХ. Данныегруппы были сформированы на основе оценки привле-кательности и вероятности успешного развития отрас-лей на территории области с учетом глобальных и на-циональных тенденций.Выделены следующие группы показателей привле-кательности.1. Экономические (вклад в объем региональногопроизводства, налоговые поступления в бюджет облас-ти, потенциал создания рабочих мест, уровень среднейзаработной платы).2. Кластерообразующие (потенциал влияния пред-приятий отрасли на развитие смежных отраслей про-изводства и видов экономической деятельности).3. Отраслевые (риски изменения спроса, издержек,барьеров и др.).При выборе данных показателей использовался ме-ждународный опыт формирования микроэкономиче-ского фундамента развития территорий на основе «кла-стерных инициатив».В программе стратегического развития Томской об-ласти отмечены основные экономические проблемы,препятствующие её развитию [12]:1. Нерациональное использование местных природ-ных ископаемых.2. Подавление развития малых предприятий круп-ными, особенно в недропользовании.3. Недостаточно развитая связь инновационной на-учной деятельности с производственным сектором.4. Энергодефицитность области.5. Отсутствие собственной отраслевой аналитики.Структура государственной статистической информа-ции не соответствует потребностям отраслевой аналитики.Одним из первых шагов на пути формирования отрас-левых рынков и решения проблемы информационногодефицита явилось введение в действие с 1 января 2003 г.на территории страны Общероссийского классификаторавидов экономической деятельности (ОКВЭД). ВнедрениеОКВЭД позволит получить количественную оценку со-временной отраслевой структуры России. ОКВЭД пред-назначен для решения основных задач, таких как класси-фикация и кодирование видов экономической деятельно-сти; определение основных и дополнительных фактиче-ски осуществляемых видов производства; разработканормативных правовых актов государственного регули-рования; количественное описание отраслевой структуры;информационное обеспечение потребностей управления;подготовка статистической информации для сопоставле-ния на международном уровне [13].По ряду позиций методология определения видадеятельности по ОКВЭД существенно отличается отранее действовавшей методологии Общероссийскогоклассификатора отраслей народного хозяйства(ОКОНХ).На сегодняшний день переход на ОКВЭД считаетсяофициально выполненным. Вновь регистрирующиесяпредприятия определяют вид своей деятельности со-гласно новому классификатору, а предприятиям, клас-сифицированным по ОКОНХ, рекомендуется перейти киспользованию ОКВЭД. В региональных статистиче-ских органах проводится масштабная разъяснительнаяработа. Создаются коммерческие организации, осуще-ствляющие помощь предпринимателям по вопросамиспользования ОКВЭД. При возникновении затрудне-ний в определении вида деятельности того или иногопредприятия посылается запрос в вышестоящие органыФедеральной службы государственной статистики, ко-торые высылают соответствующие рекомендации, со-гласованные с Минэкономразвития России.В XXI в. предстоит сделать рынок информацион-ным. Этому способствует Федеральная целевая про-грамма «Электронная Россия», утвержденная Поста-новлением Правительства Российской Федерации от28 января 2002 г. № 65 [14]. Целью этой программыявляется создание инфраструктуры для реализацииинформационных технологий во всех сферах экономи-ки и общественной жизни. Программа стала первымкомплексным проектом создания нового информаци-онного пространства. В рамках программы сформиро-ван справочно-информационный портал государствен-ных услуг (www.gosuslugi.ru), направленный на разви-тие электронного документооборота и перехода на ока-зание услуг в электронном виде.Электронные услуги возможны только при наличииотлаженного механизма межведомственного обменаинформацией. В настоящее время отсутствует единаяинфраструктура электронного правительства, а следова-тельно, и четкое разграничение ответственности междуорганами федерального, регионального и местногоуправления. Кроме того, во многих регионах отсутству-ет качественный (высокоскоростной) Интернет. Очеред-ным этапом развития электронного документооборотастанет создание единой национальной электронной пла-тежной „ю:системы2011-2018 гг.», которая может быть представлена на ут-верждение Правительства РФ в мае 2010 г. [14].Попытка задействовать парадигму «электронногоправительства» была осуществлена ранее, в 2001 г., вЧувашской Республике. Там был создан проект «Рес-публиканская информационно-аналитическая система»(РИАС) Чувашской Республики, реализуемый с начала2001 г. в рамках Программы реформирования системыуправления общественными финансами под эгидойМинфина России в пяти регионах России. ОсновойРИАС являются открытые «Интернет»-технологии иравноправный информационный обмен между государ-ственными органами, бизнесом и гражданами. РИАСсостоит из двух крупных разделов [16. С. 13].Первый - экономический регистр, содержит ин-формацию о предприятиях и организациях различныхотраслей хозяйства и бюджетной сферы на республи-канском и муниципальном уровнях. Состоит из под-систем: «Мониторинг бюджетных отраслей», «Финан-сы», «Закупки», «Предприятия», «Собственность»,«Лицензирование», «Банкротство», «МониторингЖКХ», «Образование», «Кадры госслужащих».Второй - регистр населения, содержит персональныерегистрационные данные граждан и системы их учета.Состоит из подсистем: «Паспорт», «ЗАГС», «Пенсия»,«Пособия», «Медицина», «Налоги».Главный эффект от реализации данной системы какбазиса «электронного правительства» состоит в том,что информационные системы органов власти интегри-руются в единое информационное пространство, кото-рое способно объединить информацию из разных ис-точников в единое хранилище. Наличие хранилищаданных позволит выявить взаимосвязи и основные тен-денции развития социально-экономических процессови, тем самым, повысить эффективность принятияуправленческих решений на мезо- и микроуровне.В конце 1990-х гг. был создан республиканскийбизнес-портал chuvashia.com. На портале представленыбазы данных по предприятиям, товарам, ценам, корпо-ративные новости и прочие деловые ресурсы. Основ-ной подсистемой портала является «Каталог», которыйпредназначен для организации в Интернет-простран-стве аналога традиционной выставки, на которой отКомплексная технико-экономическая оценка долж-на учитывать все критерии, отражающие технологиче-ские, технические, экологические и экономическиехарактеристики. В модели показана взаимосвязь кон-курентоспособности и качества готового керамическо-го продукта от характеристик и свойств исходного сы-рья и выбранной технологии по логической схеме:свойства сырья - свойства готового продукта - цена намакро-, мезо-, микроуровне.Качественным сырьем принято считать то, из которо-го можно получить по традиционным технологиям кон-диционный продукт без корректировки составов. Основ-ными экономическими критериями являются себестои-мость и оптовая цена готового керамического продукта.В настоящее время в Сибири испытывается острыйдефицит глинистого сырья для всех видов строитель-ной керамики, включая керамический кирпич, облицо-вочную плитку, санитарно-технический фаянс и фар-фор. Все это ставит в качестве первоочередной задачистроительного комплекса формирование сырьевых базв регионах и на местах с учетом вторичного (техноген-ного) и попутно добываемого сырья.Таким образом, новая концепция долгосрочного со-циально-экономического развития Российской Федера-ции до 2020 г. предлагает сбалансированное террито-риальное развитие каждого региона на основе повыше-ния конкурентоспособности.Региональное развитие определяется уже сформи-рованными зонами опережающего экономическогороста, к которым относится и Томская область.В силу различий социально-экономических ситуацийрегионов необходимо разработать единый упорядоченныйпроцесс выбора конкурентных стратегий их развития.«Кластер» является базовой категорией при формиро-вании стратегий и конкурентных преимуществ регионов.Кластеризация выступает своеобразным инструментомстратегического взаимодействия отраслей региона.Для определения территориально-производствен-ных кластеров необходимо сформировать систему соб-ственной отраслевой аналитики регионов. В настоящеевремя в регионах не сформирована система наблюде-ния состояния конкурентной среды и нет системы по-казателей и критериев ее оценки.В систему количественных показателей оценкиконкуренции отраслей, согласно теории отраслевыхрынков, могут входить показатели концентрации про-изводства и показатели монопольной власти, основан-ные на сравнении реальных рынков с рынками совер-шенной конкуренции. Отслеживать состояние данныхпоказателей в условиях информационного дефицитаочень сложно. Государственная статистическая инфор-мация в настоящее время не соответствует рыночнымтребованиям. Существуют информационные барьерымежду участниками рынка.Необходимо сформировать региональные отрасле-вые базы данных на основе комплексных моделей ка-чества и конкурентоспособности отдельных предпри-ятий и производственных комплексов в целом.Одним из вариантов такой модели может быть ком-плекс технико-экономических показателей исходныхсырьевых материалов и готового продукта, включаягруппы химических, минералогических, технологиче-ских, технических, экологических и экономических по-казателей. При этом основным индикатором результа-тивности и конкурентоспособности производств должнабыть рыночная цена производимых товаров и услуг намировом, российском и региональном уровнях.Существующая дисперсия региональных цен свиде-тельствует о разобщенности региональных рынков, чтоограничивает конкуренцию.

Ключевые слова

региональные отраслевые рынки, кластерный подход, территориально-производственный кластер, отраслевые рынки, конкурентоспособность региона, конкурентные преимущества региона, комплексная модель качества, regional industry markets, cluster approach, geographical-industrial clusters, industrial markets, region's competitiveness, competitive advantages of region, integrated model of quality

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кащук Ирина ВадимовнаТомский государственный университетдоцент, кандидат технических наук, доцент кафедры национальной экономики экономическогофакультетаIrusiya_Kashuk@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Климов А.А. Асимметрия пространственного развития страны и подходы к реабилитации проблемных территорий // Российский экономический журнал. 2006. № 7-8. С. 93-97.
Шевцов А. Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политике: о сложившейся ситуации, необходимости и путях изменения // Российский экономический журнал. 2006. № 5-6. С. 14-35.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации // Министерство экономического развития РФ. 2008. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/pressservice/eventschronicle/doc129662993566 (дата об
Программы развития конкуренции в Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/concuration/ programconcur/doc091228_1644 (дата обращения 08.05.10).
Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 1997. 698 с.
Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс / Пер. с англ. А.Д. Шведа. Минск: Новое знание, 2003. 356 с.
Клейнер Г.Б. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия. М.: Наука, 2001. 516 с.
Портер М.Э. Конкуренция. М.: Вильямс, 2001. 495 с.
Пилипенко И. Кластерная политика в России // Общество и экономика. 2007. № 8. С. 28-31.
Блунк Ф. Профессор Джакомо Бекаттини исследует промышленные районы Глазго. URL: http://www.competitiveness.org/article/ author/view/3/published/20 (дата обращения 07.03.07).
Блудова С.Н. Региональные кластеры как способ управления внешнеэкономическим комплексом региона // Вестник Северо-Кавказского государствееного университета. Сер. экон.-2004. № 2. С. 42-44.
Долгосрочная стратегия развития Томской области. URL: http://www.tomskergebiet.ru/ru/strategiay.html (дата обращения 20.11.08).
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Федеральная служба государственной статистики. Банк готовых документов. 2007. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b02_60/Main.htm (дата обращения 14.03.2007).
О Федеральной целевой программе «Электронная Россия «2002-2010 годы» (редакция на 01.08.2008 г.). URL: http://www.internetlaw. ru/intlaw/laws/e-rus.htm (дата обращения 08.05.2010).
Госуслуги в Интернете: новые онлайн-сервисы и безопасность (редакция на 30.04.2010 г.). URL: http://itnovelty.ru/state-online-services.html (дата обращения 08.05.2010).
Воротников А.М. Развитие региональных информационных систем // Российский экономический журнал. 2001. № 11-12. С. 11-17.
Верещагин В.И., Кащук И.В., Назиров Р.А., Бурученко А.Е. Расширение сырьевой базы
 Реализация федеральной региональной политики на основе кластерной организации отраслевых рынков региона | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Реализация федеральной региональной политики на основе кластерной организации отраслевых рынков региона | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Полнотекстовая версия