Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в XXI в.

Предпринята попытка обзора исследовательской работы по проблеме развития навыков и умений учебной автономии при обучении иностранному языку в России. Автор сформулировал собственное определение термина «учебная автономия», выделить его компоненты, а также условия, необходимые для обеспечения активного процесса обучения иностранному языку,сопровождаемого личной ответственностью обучающегося.

Learner autonomy as an essential component of foreign language teaching in the 21st century.pdf В современных условиях стремительного развитиянауки, образования, информационно-коммуника-ционных технологий, возрастающей интеграции рос-сийских вузов в мировую систему образования однойиз главных задач становится развитие в человеке ус-тойчивой потребности к непрерывному самообразова-нию. Для этого в первую очередь необходимо научить-ся работать «по собственному сценарию», т.е. разви-вать учебную автономию. В последнее время проблемаразвития навыков и умений учебной автономии приобучении иностранному языку вызывает повышенныйинтерес отечественных и зарубежных исследователей(Н.Ф. Коряковцева, Е.Н. Соловова, Т.Ю. Тамбовкина,Х. Холек, Д. Литтл и др.). В процессе интерпретацииданного термина ученые используют такие понятия,как «independence» (самостоятельность), «learnercenteredcurriculum» (программы, ориентированные наученика), «self-directed learning» (самостоятельность вучении/познавательной деятельности/самообучение),«learning to learn» (учись учиться) и др., в качестве си-нонимичных.Учебная автономия трактуется по-разному: как сво-бода от контроля преподавателя, от ограничения дея-тельности обучающихся положениями учебной про-граммы, как желание и способность обучающихсявзять на себя управление своей учебной деятельностьюпри обучении иностранному языку и даже как свободавыбирать, что учить, а что не учить, но при этом дан-ное понятие всегда имеет положительную коннотацию.Среди российских исследователей в области методикипреподавания иностранного языка, занимающихсяданной проблемой, можно назвать А.Е. Капаеву,Н.Ф. Коряковцеву, И.В. Лукшу, Е.Н. Соловову,Т.Ю. Тамбовкину и др.Так, А.Е. Капаева использует термин «самообуче-ние» иностранному языку, который определяет каксамостоятельную учебную деятельность. Данная дея-тельность возникает и направляется учебно-познавательной мотивацией. Важно также формиро-вать у обучающихся умение самомотивировать своюдеятельность (заинтересоваться, убедить себя в необ-ходимости осуществлять ее, увидеть важность дея-тельности и ее результатов для себя лично). Кроме то-го, чтобы осуществлять самообучение иностранномуязыку, следует научиться регулировать свою познава-тельную деятельность, т.е. определять цель, осуществ-лять выбор условий соответственно очередной задаче,подбирать способы преобразования исходной ситуа-ции, оценивать поученные результаты и корректиро-вать свою деятельность, если в том есть необходи-мость. По утверждению данного автора, способностьобучающихся регулировать производимое ими дейст-вие указывает на наличие самоконтроля, который дол-жен осуществляться не только по окончании, но и впроцессе деятельности.А.Е. Капаева выделяет три степени готовности косуществлению самостоятельной учебной деятельно-сти при обучении иностранному языку: 1) готовность ккопирующей деятельности (преобладание внешнеймотивации, низкий уровень саморегуляции, форма ус-воения действий - подражание, осмысленное копиро-вание действий преподавателя, выполнение упражне-ний под его руководством); 2) готовность к воспроиз-водящей деятельности (преобладание внешней мотива-ции, средний уровень саморегуляции, самостоятельноевоспроизведение обучающимся приема, усвоенногосовместно с преподавателем, использование усвоенно-го приема в аналогичных условиях деятельности);3) готовность к собственно самостоятельной деятель-ности (преобладание внутренней мотивации, высокийуровень саморегуляции, самостоятельное выполнениеупражнений, применение усвоенного приема в новых,не аналогичных условиях деятельности) [1].По мнению Н.Ф. Коряковцевой, развитие навыков иумений учебной автономии обучающегося при обуче-нии иностранному языку как способности осознаватьсебя в качестве субъекта деятельности непосредствен-но связано с развитием его способности отра-жать/рефлексировать свой опыт учебной деятельности,пропуская его через призму индивидуального сознанияи формируя на этой основе индивидуальный опыт.Данная способность может рассматриваться как пока-затель сформированности обучающегося как субъектаучения, а также степени развития автономии обучаю-щегося в учебной деятельности при обучении ино-странному языку. Вышеназванный исследователь го-ворит о двух степенях учебной автономии обучающего-ся (частичная/ограниченная, полная) и дает следующееопределение его автономии в учебной деятельностипри обучении иностранному языку: «это способностьсубъекта самостоятельно осуществлять свою учебнуюдеятельность, активно и осознанно управлять ею, осу-ществляя рефлексию и коррекцию учебной деятельно-сти, и, накапливая индивидуальный опыт, ответственнои независимо принимать квалифицированные решенияотносительно собственно учения в различных учебныхконтекстах при определенной степени обособленно-сти/независимости от преподавателя и принятии насебя его функций» [2. С. 12].И.В. Лукша использует в своем исследовании тер-мин «учебная автономия», под которым понимаетсяосознание ответственности каждого обучающегося запроцесс и результат собственной учебной деятельно-сти. С этой точки зрения обучающиеся прежде всегоявляются равноправными партнерами преподавателя вобразовательном процессе, имеющими право выбораиндивидуальной траектории обучения.Учебная автономия приравнена к умению учиться, кналичию у человека потребности в самообразовании.Данный исследователь также уточняет, что существуетчетыре типа учебной автономии: ограниченная учебнаяавтономия, частично ограниченная учебная автономия,полная учебная автономия. И.В. Лукша также отмеча-ет, что учебная автономия характеризуется самостоя-тельностью обучающегося в принятии решений, в вы-боре способов учебной деятельности, форм работы,способов контроля и самоконтроля, а также в переносерезультатов учебной деятельности в новый учебный илипрофессиональный контекст. Основным условием дляреализации учебной автономии при обучении иностран-ному языку определена деятельность преподавателя,связанная с разработкой новых обучающих программ иучебных пособий, системы контроля и оценивания авто-номной учебной деятельности обучающихся [3].С точки зрения Е.А. Насоновой, автономная учебнаядеятельность при обучении иностранному языку включа-ет в себя четыре компонента: психологический, методи-ческий, социальный и когнитивный. Используя термин«учебная автономия», данный автор дает ему следующееопределение: «желание и способность личности высту-пать в качестве ответственного субъекта процесса учения,осуществлять самостоятельную учебную деятельность исаморазвиваться в образовательном и профессиональномаспектах» [4. С. 15]. По мнению данного исследователя,процесс развития навыков и умений учебной автономиипри обучении иностранному языку включает в себя дея-тельность обучающихся вне учебного плана и не предпо-лагает участия преподавателя.К.В. Симонян использует термин «самостоятельнаяучебная деятельность» и дает ему следующее опреде-ление: «это учебная деятельность, характеризующаясясамостоятельностью обучающегося, его активностью,развитием определенных умений и навыков организа-ции учебного труда, способностью обучающегося ини-циировать свою учебную деятельность, способностьюуправлять этой деятельностью, способствующая фор-мированию познавательной самостоятельности, управ-ляемая оцениваемая и контролируемая обучающимся спомощью компьютерных технологий» [5. С. 12]. Само-стоятельная учебная деятельность рассматриваетсяданным исследователем как ступень, подводящая сна-чала к относительной, а затем и к полной учебной ав-тономии, создающая условия для саморазвития и само-реализации обучающегося как свободной творческойличности. В самостоятельной учебной деятельностименяется характер труда преподавателя, его роль вучебном процессе. Преподаватель становится инструк-тором, консультантом и координатором. Такой видсотрудничества предоставляет обучающимся бόльшуюсвободу и вместе с тем повышает их ответственность закачество и результаты учебной деятельности.Далее рассмотрим более подробно точку зренияЕ.Н. Солововой по проблеме развития навыков и уме-ний учебной автономии при обучении иностранномуязыку. Е.Н. Соловова относит себя к группе педагогов,которая соединила понятие «учебная автономия» с по-ниманием ответственности каждого обучающегося зарезультат и процесс учебного труда. Ключевыми тер-минами данного понятия выступают разделенная от-ветственность, возможность выбирать, гибкость в по-строении собственной академической траектории, са-моконтроль, рефлексия. Данный автор делает акцент навосприятии обучающихся не как пассивных и послуш-ных исполнителей воли преподавателя, готовых при-нимать все условия, предписываемые заданной моде-лью обучения, а как равноправных партнеров, имеющихправо выбора индивидуальной учебной траектории уче-ния. Данный автор также отмечает особую роль препо-давателя. Поскольку рассчитывать на способностьобучающихся действовать полностью автономно в рам-ках решения поставленных задач, даже при наличииписьменных памяток-инструкций, представляется уто-пичным, Е.Н. Соловова обращается не к традиционно-му видению преподавателя как «транслятора знаний», апедагога как стратега, консультанта, эксперта и простопартнера по общению, особенно межкультурному [6].Т.Ю. Тамбовкина употребляет термин «самообуче-ние иностранному языку» (СИЯ), целью которого явля-ется самостоятельное изучение языков. По мнениюданного исследователя, компетенция самообученияиностранному языку относится к ключевым, обеспечи-вающим потребность человека в непрерывном овладе-нии новыми знаниями и умениями. Данный автор свя-зывает сущность обучения с когнитивными процесса-ми. Те обучающиеся, которые выходят в своем интел-лектуальном развитии и самообучении на метакогни-тивный уровень, т.е. могут самостоятельно ставить пе-ред собой цели, вырабатывать собственную тактику истратегию их реализации, осуществлять промежуточ-ный и итоговый самоконтроль, достигают уровня под-линно автономного самообучения или уровня автоди-дакта. Это происходит путем постепенного развитиякомпетенции самообучения, под которой понимаетсяспособность к самостоятельному планированию, регу-лированию и контролю мыслительных процессов, ле-жащих в основе процесса учения и сопровождающихего. Т.Ю. Тамбовкина также делает вывод о том, чтосамообучение иностранному языку представляет собойособый вид естественной познавательной деятельностиличности, нацеленной на автономное изучение языкапутем самостоятельного развития компетенции само-обучения иностранному языку и создания индивиду-альной модели самообучения на базе приобретенногоречевого опыта [7].Не менее интересной представляется точка зренияТ.Ю. Терновых. Обращаясь к вопросу организацииавтономной учебной деятельности при обучении ино-странному языку, она придерживается определенияучебной автономии в узком понимании: более интен-сивное управление обучающимися своим процессомучения и ответственность за него в рамках учебногопроцесса. Учебная автономия рассматривается какпроцесс учения, в котором обучающиеся самостоя-тельно принимают решения в области выбора способовучебной деятельности, форм работы, установлениясроков ее выполнения, способов контроля и оценива-ния своей работы, переноса ее результатов в новыеучебные контексты. Т.Ю. Терновых акцентирует своевнимание на необходимости сознательного использо-вания учебных стратегий обучающимися при обучениииностранному языку, которому должен научить препо-даватель. Важными факторами, влияющими на успеш-ность автономной учебной деятельности при обучениииностранному языку, являются мотивация обучающе-гося и осознание им зависимости успешности ученияот собственного стиля учения, поскольку положитель-но мотивированный обучающийся придает личностноезначение каждому заданию, получаемому извне, а этоповышает эффективность процесса развития навыков иумений учебной автономии. Т.Ю. Терновых такжеподчеркивает, что нельзя недооценивать работу препо-давателя. Его основной задачей является обеспечениеусловий для активного процесса обучения [8].И.Н. Хмелидзе в своем исследовании придержива-ется определения термина «учебная автономия», сфор-мулированного Н.Ф. Коряковцевой. С точки зренияданного автора, автономный подход выполняет разви-вающую функцию, которая заключается в повышениимотивации к предмету «Иностранный язык» через раз-витие мышления, познавательных и языковых способ-ностей, формирование осознанного, творческого отно-шения к изучению иностранного языка. При этом дея-тельность обучающихся должна быть направлена нетолько на достижение того или иного результата,оформленного в виде конкретного индивидуальногопрактического выхода-продукта, но и на организациюпроцесса достижения этого результата. Этот процессдолжен быть достаточно технологически проработан,чтобы создать для обучающихся ситуации, которыестимулируют их к самостоятельной деятельности поформированию стратегий [9].На основе анализа научных исследований, посвя-щенных проблемам развития навыков и умений учеб-ной автономии при обучении иностранному языку, на-ми было сформулировано собственное определениеданного термина, в котором мы хотим сделать акцентна определенный перечень учебных действий, выпол-няемых обучающимися при обучении иностранномуязыку. На наш взгляд, учебная автономия - этоспособность обучающегося, выступающего в качествесубъекта процесса учения, самостоятельно ставитьцель деятельности, планировать свои действия,выбирать способы учебной деятельности и формыработы, осуществляя при этом рефлексию,самоконтроль и самокоррекцию, а также нестиполную ответственность за результаты своейучебной деятельности и переносить их в новыйучебный контекст. При этом представляетсянеобходимым подчеркнуть, что учебной автономиинельзя научить или научиться, ее можно постепенноразвивать через сознательное отношение к процессуобучения.Вслед за Т.Ю. Терновых мы также обращаемвнимание на особую роль преподавателя, которая за-ключается не столько в руководстве учебным процес-сом, сколько в создании определенных условий дляразвития у обучающихся навыков и умений учебнойавтономии. При этом имеется в виду, чтопреподаватель выполняет роль стратега, помощника,консультанта, эксперта, партнера по общению. Здесьже хотелось бы отметить, что мы согласны с мнениемтех исследователей, которые считают, что при всейпомощи преподавателя основной составляющей успехав обучении является личный труд обучающегося, егоактивность, трудолюбие, умение самостоятельно орга-низовать свою учебную деятельность (Н.Ф. Коряковце-ва, К.В. Симонян и др.).В ходе исследования нами были выделены следую-щие компоненты учебной автономии при обучениииностранному языку:1) психологический (мотивация, рефлексия, само-контроль, самокоррекция);2) методологический (овладение способами и прие-мами самостоятельной деятельности, самоуправлениеучебной деятельностью);3) коммуникативный (способность обсуждать воз-никшие вопросы в ходе учебного процесса с препода-вателем и сокурсниками).В зависимости от сформированности каждого компо-нента нами выделяются две степени учебной автономии:ограниченная и полная. При этом мы признаем, что вконтексте российской действительности (особенностименталитета обучающихся, система образования и т.д.)возможно развитие только ограниченной степени учебнойавтономии. Также следует отметить, что для развитиянавыков и умений учебной автономии при обучении ино-странному языку необходимо создание определенныхусловий для обеспечения активного процесса обучения,сопровождаемого личной ответственностью обучающе-гося. На наш взгляд, среди этих условий основнымиявляются следующие четыре:1) организовать учебную подготовку обучающихсяпо развитию навыков и умений учебной автономии;2) научить преподавателя выполнять новые для себяроли (инструктор, фасилитатор, помощник);3) предоставить обучающимся возможность бытьавтономными;4) создать эффективную образовательную среду,необходимую для автономного обучения.Таким образом, в результате проведенного обзораисследовательской работы становится очевидным, чтона сегодняшний день проблема развития навыков иумений учебной автономии при обучении иностранно-му языку активно изучается российскими исследовате-лями. Актуальность исследования данной проблемыобусловлена требованиями, прописанными в Нацио-нальной доктрине образования в Российской Федера-ции, среди которых особо выделены необходимостьповышения образования в течение всей жизни, созда-ние максимально благоприятных условий для развитиятворческих способностей, формирования самообразо-вания и самореализации личности [10]. К сожалению,несмотря на большой интерес, ученые так и не пришлик единому определению термина «учебная автономия»,но, независимо от нюансов, которые вкладывает в дан-ное понятие каждый конкретный исследователь, общаяидея едина. Она связана с большей независимостью,большей ответственностью, которые возлагаются наобучающихся в процессе обучения, способностью ор-ганизовывать свое обучение (планировать цели, задачи,способы работы и т. д.) и оценивать его результаты, т.е.с навыками и умениями, которые обучающиеся смогутв дальнейшем перенести в другой учебный, а позже ипрофессиональный контекст. Данные навыки и умениястанут залогом подготовки квалифицированного спе-циалиста, востребованного и конкурентоспособного нарынке труда, а также одним из компонентов профес-сиональной компетентности выпускника вуза.

Ключевые слова

учебная автономия, автономное обучение, мотивация, фасилитатор, метакогнитивные стратегии, автономный обучающийся, learner autonomy, autonomous learning, motivation, facilitator, metacognitive strategies, autonomous learner

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Аникина Жанна СергеевнаТомский политехнический университетпреподаватель английского языка кафедры иностранных языков Энергетического институтаjaneanikina@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. № 3.
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М., 2002.
Лукша И.В. Языковая лаборатория как средство оптимизации учебной автономии в мультимедийном профессионально-ориентированном контексте (на примере факультета иностранных языков педагогического вуза): Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008.
Насонова Е.А. Обучение профессионально-ориентированному диалогическому общению студентов в условиях учебной автономии средствами Интернет-чата (неязыковой вуз, английский язык): Автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2008.
Симонян К.В. Методика использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы студентов (языковой вуз, начальный этап): Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008.
Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. М., 2004.
Тамбовкина Т.Ю. Самообучение иностранным языкам как подсистема вузовского лингвистического образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007.
Терновых Т.Ю. Методика формирования стратегий автономной учебной деятельности у студентов-первокурсников в работе с иноязычным текстом (языковой факультет, немецкий язык): Дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
Хмелидзе И.Н. Обучение иноязычной письменной речи студентов неязыковых специальностей на основе автономного подхода (немецкий язык, базовый курс): Афтореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2009.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства РФ 4 октября 2000 г. № 751. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46741
 Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Полнотекстовая версия