Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности средствами народной педагогикив условиях полиэтнической образовательной среды | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности средствами народной педагогикив условиях полиэтнической образовательной среды

Рассматривается проблема развития поликультурной личности средствами народной педагогики; актуализируется процесс психолого-педагогического сопровождения, реализация которого основана на принципах этнотолерантности, межкультурного диалога, учета национальных особенностей субъектов полиэтнической образовательной среды.

Psycho-pedagogical support of multicultural personality by means of folk education in a multiethnic educational environment.pdf На современном этапе развития России сама жизньтребует от образования выполнения социального заказаобщества и населяющих его этносов передавать под-растающему поколению богатство языка и культурыродного народа, традиции и духовно-нравственныеценности, опыт жизни народов, обогащать его культу-рой народов совместного проживания, приобщать кценностям мировой культуры.Основными идеями, представленными авторамимногочисленных исследований, как теоретических, таки экспериментальных, являются: формирование у вос-питанников необходимых для будущей самостоятель-ной жизни в мультикультурном пространстве толе-рантности взглядов, суждений, признания и развитиякультурного плюрализма, «этносоциальной зрелости»,комплексного осваивания этнокультурного простран-ства, становление положительной этнической иденти-фикации как основы развития поликультурной лично-сти, расширение этнокультурной образованности, раз-витие у учащихся способности к позитивному взаимо-действию с мультикультурной средой и проявлениюэтнотолерантности, оказание учащимся помощи в ихсамоопределении в полиэтнической, в том числе обра-зовательной среде. Понимание важности межкультур-ных проблем взаимодействия помогут психологам ипедагогам осознанно подойти к решению межэтниче-ских, социокультурных проблем в осуществлении пси-холого-педагогического сопровождения развития по-ликультурной личности.Современное этнически диверсифицированное об-щество, представляющее собой социально-психологи-ческий феномен, требует от всех социальных институ-тов нового вектора взаимодействия. Рост миграцион-ных потоков и этнодемографическая трансформациясовременного мира, порождающие увеличение числаэтнически смешанных семей, образование многона-циональных коллективов в различных социальных ин-ститутах, значительно расширяют рамки межкультур-ного и межэтнического общения.Процесс формирования межэтнического взаимодей-ствия следует рассматривать как весьма сложную сово-купность разнообразных, конструктивных и деструк-тивных форм отношений между этническими группамии их представителями. Многочисленными научнымиисследованиями установлено, что вхождение в новуюкультуру и адаптация к ней могут сопровождаться ря-дом негативных явлений: ностальгией и депрессией,повышенной тревожностью, раздражительностью, не-достатком уверенности в себе, психологическим дис-комфортом и стрессами, путаницей в ценностных ори-ентациях, социальной и личностной идентичности, по-терей друзей и прежнего социального статуса, отвер-женностью и т.д. [1].Все вышеперечисленное имеет непосредственноеотношение и к современной России с известными из-менениями в ее общественном и государственном уст-ройстве.Приезжающие на учебу в другую страну (регион)молодые люди, вчерашние школьники, часто попадаютв «новый», неизвестный для себя мир. Это порождаетмассу социально-психологических проблем, связанныхс адаптацией к чужой культуре. Минимизировать егонегативные последствия может адекватная социально-психологическая поддержка, или так называемое пси-холого-педагогическое сопровождение, в целях разви-тия поликультурной личности, базирующееся на науч-ных знаниях в области социальной, педагогической иэтнопсихологии.Вслед за Г.Б. Кучиковой под поликультурной лич-ностью понимается творческий, гуманистический, би-лингвальный, этнотолерантный субъект со сформиро-ванными культурообразовательными ценностями, об-ладающий культурной компетенцией, самоидентифи-кацией, навыками интеркультурной коммуникации вситуации культурной плюралистической среды, адап-тации к иным культурным ценностям, способный соз-давать материальные и духовные богатства. Поликуль-турная личность - это субъект с позитивной Я-кон-цепцией. Ее отличает чувство внутреннего равновесия,положительное отношение к себе и другим людям. Та-кого человека отличают такие личностные качества,как тактичность, отзывчивость, терпимость, откры-тость, доброжелательность, толерантность. Он осозна-ет себя представителем одновременно несколькихкультурных групп (этнической, социальной, террито-риальной, религиозной, гендерной и др.), легко вступа-ет в межкультурный диалог, с пониманием относится ккультурным особенностям и воспринимает культурноеразнообразие как норму их сосуществования. Понятиеполикультурной личности сложно и многоаспектно,оно включает в себя множество компонентов, критери-ев, параметров, целую систему личностных качеств.Развитие такой личности требует от педагогов высоко-го профессионально-личностного уровня развития,знания основ общечеловеческих ценностей мировой инациональной культуры, совокупности профессио-нально-педагогических компетенций.Именно полиэтнический компонент современногообразовательного пространства сегодня настоятельнотребует соответствующей научно-методической разра-ботки. В целом под полиэтнической образовательнойсредой следует понимать часть образовательной средыкакого-либо учебного учреждения, представляющуюсобой совокупность условий, влияющих на формиро-вание личности, готовой к эффективному межэтниче-скому взаимодействию, сохраняющей этническуюидентичность и стремящейся к пониманию других эт-нокультур, уважающей иноэтнические общности,умеющей жить в мире и согласии с представителямиразных национальностей [2].Вследствие этого образовательная среда должна со-действовать тому, чтобы, с одной стороны, учащийсяосознал свои корни и тем самым мог определить своеместо в мире, а с другой - прививать ему понимание иуважение к другим культурам. То есть речь идет о не-обходимости создания и развитии полиэтнической об-разовательной среды, являющейся частью образова-тельной среды в целом. С этой целью в учебно-воспитательном и образовательном педагогическихаспектах необходимо организовать целенаправленноепсихолого-педагогическое сопровождение, направлен-ное на приобретение представителями этническихобщностей знаний об обычаях, нормах, ценностях, сте-реотипах поведения другого народа, а также выработкусоциально-психологических навыков налаживания иподдержания позитивных межэтнических контактов.Психолого-педагогическое сопровождение должносоздавать условия, содействующие воспитанию само-стоятельно развивающегося человека, способного житьв духе миролюбия, этнотолерантности и взаимопони-мания. С позиции современности, поликультурнаяличность должна рассматриваться как цель психолого-педагогического сопровождения.Вслед за И.А. Липским под психолого-педаго-гическим сопровождением мы понимаем циклическоенепосредственное и опосредованное взаимодействиепедагога и воспитанника в условиях социума с цельюгармонизации отношений индивидов, участвующих вовзаимодействии между собой и с социумом в опреде-ленном пространстве и во времени.В процессе такого взаимодействия, в чередованииконкретных жизненных и социальных ситуаций осуще-ствляется развитие человека. По своей сути такое со-провождение является функциональной координациейследствий этих воздействий, т.е. систему действий, иимеет общей целью именно развитие человека средидругих людей как процесс его качественных и количе-ственных изменений, возникновения новых образова-ний, форм деятельности и жизнедеятельности, соци-альных взаимосвязей.В последние десятилетия во всех странах мира в рядстратегических педагогических задач выдвинулась про-блема этнотолерантности. Это обусловлено комплексомфакторов и противоречий, возникших в мировом сообще-стве. Это, прежде всего, противоречия между уровнемразвития науки и техники и уровнем ментальности чело-вечества; противоречия между движением человечества кглобализации (одним из направлений которой являетсякультурная конвергенция) и стремлением народов сохра-нить свою уникальность и самобытность.Таким образом, перед системой образования в Рос-сии выдвигается архиважная задача - развитие «поли-культурной личности», в основе которой лежит этно-толерантность.В современной науке сложились теоретическиепредпосылки, необходимые для постановки и решениярассматриваемой проблемы. Первую группу составля-ют исследования развития личности и самосознания(Б.Г. Ананьев, М.Л. Басов, Б.Ю. Березин, Л.С. Выгот-ский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн,А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.Р. Чамата, И.И. Чесноко-ва); особенностей этнической идентификации и этни-ческого самосознания (А.В. Авксентьев, А.В. Арутю-нян, Ю.В. Бромлей, П.И. Кушнер, Н.М. Лебедева,А.П. Садохин, Т.Г. Стефаненко и др.). Ряд исследова-ний посвящен проблемам этнопсихологии: проблемеформирования толерантного сознания и толерантныхотношений (С.К. Бондырева, А.П. Садохин, И.Б. Грин-шпун), воспитанию толерантной личности через фор-мирование культурной идентичности (Е.Н. Дворнико-ва) этническому самосознанию разных этносов(А.А. Иванова, Ф.С. Эфендиев, Е.М. Аджиева); этноп-сихологическим особенностям различных этносов(В.С. Мукаева, А.С. Обухова, Ф.С. Эфендиев). Имеют-ся исследования посвященные проблемам: приобщениямолодого поколения к ценностям, созданным различ-ными народами (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо,И.Г. Песталоцци); воспитания уважения национальногодостоинства культур, особенностей исторического ипсихологического развития представителей разныхнародов (В. Г. Белинский, П.П. Блонский, А.И. Герцен,А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий); развития диалога ивзаимовлияния этнических культур (М.М. Бахтин,В.С. Библер); развития культуры народов России(Р.Г. Абдулатипов, Ю.В. Арутюнян, Э.А. Багромов,Ю.В. Бромлей, З.Т. Гасанов, Г.Д. Дмитриев, Л.М. Дро-бижева); взаимоотношения представителей различныхкультур (Дж. Бэнке, Н.Б. Крылова, Г.В.М. Уолцер,К. Цюрхер).В теоретическом плане исследования опираются нафундаментальные идеи: концепции мира и человека вмире (М.М. Бахтин), мультикультурное образование(Я. Пей, Р. Люсиер, Палаткина Г.В. и др.); мультикуль-турного подхода к обучению и воспитанию школьников(А.В. Шафикова); педагогические возможности этно-культуры в мультикультурном образовании (Р.Х. Кузне-цова); школы диалога культур (В.С. Библер); теорииполисубъектности в образовании (А.В. Брушлинский,В.И. Слободчиков, Б.А. Сословский и др.).Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтни-ческом пространстве названа в числе приоритетных вдокументах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последне-го десятилетия. Доклад международной комиссииЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образова-ния в XXI в. подчеркивает, что одна из важнейшихфункций школы - научить людей жить вместе, помочьим преобразовать существующую взаимозависимостьгосударств и этносов в сознательную солидарность.Вызовы современной цивилизации ставят переднаукой проблему выявления механизмов перехода ми-рового сообщества от философии воспитания к фило-софии мира. Развитие поликультурности предполагаетвоспитание такого качества, как толерантность. По оп-ределению В.А. Тишкова, толерантность - это «лично-стная или общественная характеристика, которая пред-полагает осознание того, что мир и социальная средаявляются многомерными, а значит, и взгляды на этотмир разнообразные [3].Поликультурная личность характеризуется осозна-нием, осмыслением своего поведения во взаимодейст-вии с представителями различных культур, котороестроится на взаимоуважении, взаимопринятии и взаи-мопонимании, что и проявляется в функции этнотоле-рантности (консенсуса). Этнотолерантность поликуль-турной личности гармонизирует отношения с окру-жающей полиэтнической средой.Психологу Кеннету Кларку удалось уловить сутьтакой нравственной атмосферы этноса и составить сле-дующие рекомендации педагогического сопровожде-ния: следует помочь детям понять истинное значениедемократии; помочь им понять, что подавляя и унижаякого-то, невозможно оставаться вместе; помочь в вос-приятии и осознании социальных ценностей, которыевыражались бы не в словах, а в их поведении, позитив-ном отклике на нужды одноклассников; в пониманииважности сочувствия и уважения; оказывать всякоесодействие в восприятии ценностей, ассоциируемых сэтнотолерантностью в более широком понимании играницах.Необходимо привлекать детей к участию в местных(городских, районных) программах, знакомящих с бо-гатством культур разных (национальных меньшинств)этносов, а также с их повседневными проблемами.Нужно научить непредвзято смотреть на историю сво-ей нации и культуру. Надо знакомить людей с историейдругих культур, рассказывать об их жизни и т.д.Становление открытого гражданского обществаРоссии, продолжение демократических реформ долж-ны опираться на широкую общественную поддержку,консолидацию общества.Человек формируется как личность в определеннойсистеме общественных отношений (в том числе и на-циональных), усваивая принятые в обществе нормы иправила, которые определяют в дальнейшем его линиюповедения и поступки. Однако из этого не следует, чтоличность - пассивный продукт внешних воздействий.Человек имеет относительную социальную самостоя-тельность, взаимодействует с окружающей средой, ак-тивно участвует в преобразовании жизни общества.В то же время установлено, что целенаправленноевоспитание, организуемое обществом (семьей, школой,общественными организациями), протекает тем успеш-нее, чем полнее оно учитывает влияние, которое ока-зывают на человека объективные условия его жизни,социальная среда.Индивид не только объект воздействия обществен-ных отношений, но и субъект, который, усваивая соци-альный опыт, избирательно относиться к окружающейдействительности. Следовательно, воздействие нацио-нальных отношений на человека приобретает значи-мость не само по себе, а через индивидуальную пози-цию личности [4].Психолого-педагогическое сопровождение процессаразвития поликультурной личности включает: опреде-ление общей цели и конкретных задач; ознакомлениеучастников образовательного процесса с системой на-учных знаний о правах и свободах человека и народов,о нациях и их отношениях, о расах и религиозных кон-фессиях, формирование гражданский и общественныхчувств и сознания; развитие разных наций, рас и рели-гиозных конфессий; обеспечение высоконравственноймотивации поступков и поведения учащейся молодежив процессе их общения.Российская Федерация - многонациональное госу-дарство. Отношения людей между собой и другиминародами мира обусловливает цели и содержание раз-вития поликультурности личности.Международные организации в своих основопола-гающих документах рассматривают воспитание людей вдухе мира и дружбы между народами как важнейшуюцель системы воспитания и образования. Определениеобщей цели воспитания в основных международныхдокументах и в правовой системе многонациональногофедеративного государства (воспитание населения вдухе дружбы народов, формирование у него культурымежнационального общения) само по себе имеет огром-ное значение. Правовая система через механизмы властиобеспечивает соблюдение прав и свобод личности, безкаких бы то ни было различий в отношении расы, рели-гии, языка и национальности. Уровни межнациональныхотношений в совокупности представляют собой единст-во общечеловеческого и национального. Национальноеи общечеловеческое соотносятся между собой как общееи особенное. Национальное входит в общечеловеческое(общее) как особенное (его составляющее). Как отмечалН.А. Бердяев, человек входит в человечество через на-циональную индивидуальность, как национальный, а неотвлеченный человек.Говоря, впрочем, о национальности, писал Ф.М. До-стоевский, «...мы не разумеем под него ту националь-ную исключительность, которая весьма часто противо-речит интересам всего человечества. Нет, мы разумеемту истинную национальность, которая всегда действуетв интересах всех народов» [5. С. 19-20].Взаимоотношения народов и стран мира и сложив-шаяся ситуация оказывают реальное воздействие наформирование у людей общечеловеческих норм куль-туры поведения. Воспитание призвано упорядочитьвлияние на личность полиэтнической среды, сформи-ровать у нее собственный позитивный опыт межнацио-нального общения, ослаблять возможное отрицатель-ное воздействие на нее среды.Определенные чувства, сознание и нормы поведе-ния формируются у человека в процессе его взаимо-действия с социальной средой под влиянием множест-ва обстоятельств, реальных отношений, которые скла-дываются между странами и народами мира [6]. В со-временных условиях жизни людей, их будущее во мно-гом зависит от общего положения в мире. БлагодаряСМИ, туризму и прочему, мир «сужается» и восприни-мается как сфера, оказывающая на жизнь, судьбу каж-дого человека реальное влияние.Объединенное человечество стало реальным явле-нием, причем все этносы и страны рассматриваютсякак самоценные части социально-культурного целого.Этому способствует повсеместное распространениеобщих для многих народов моделей и норм поведения,символов и стилей.На наш взгляд, в содержании образования должныбыть следующие направления: этнодемографическиеситуации в различных странах, на материках и в мире вцелом; социально-этнические изменения, прошедшие вмире, единство и неделимость, противоречивость мно-гоэтнического мира; тенденция народов к интеграции вЕвропе и других регионах мира; планетарные процессыи глобальные проблемы народов.Важнейшая задача учебных заведений - сообщениедетям и молодежи определенного круга систематизи-рованных знаний о народах и государствах мира, об ихвзаимоотношениях и взаимосвязях, о взаимозависимо-сти и неделимости мира.Следует учитывать, что народы стремятся не толькок взаимосближению, но и сохранению собственной со-циокультурной идентичности. Происходит как укрепле-ние единства и целостности мира, так и усиление тяги кобособлению его социально-этнических частей.При организации целенаправленного воспитаниянеобходимо исходить из этих объективных процессов,которые и сегодня составляют сердцевину националь-ных отношений как на мировой арене, так и внутримногонациональных обществ.Из этого обстоятельства вытекает конкретная педа-гогическая задача - воспитание у детей и молодежиобщечеловеческих, гражданско-патриотических и по-ликультурных чувств, сознания и поведения.Решение данной проблемы требует международно-го сотрудничества государств в области образования.Педагоги из разных стран ищут пути реализацииэтой задачи. Так, в концепции глобального образования(Р. Хенли и Э. Боткин) предусматривается включение вучебные планы школы таких направлений педагогиче-ской деятельности, как воспитание у учащихся интересаи уважения к культурам народов мира, достижение по-нимания общемирового и специфического в этих куль-турах, воспитание внимания к глобальным, общемиро-вым событиям, понимание их характера и последствий,развитие навыков системного подхода к изучению ми-ровых процессов, воспитание признания равноправнымии равноценными различных точек зрения на мировыеявления. Глобальное образование призвано воспитыватьу учащихся чувство и сознание ответственности за на-стоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно ис-ходит из того, что предрассудки по отношению к чужимкультурам (да и к своей, собственной) возникают из-заотсутствия у людей знаний о народах и их отношениях,о национальных культурах и традициях.В современных условиях ни одно государство неможет успешно развиваться и тем более конкуриро-вать, не опираясь на свою систему образования. Вместес тем система образования каждой отдельной страныможет развиваться лишь при наличии связи с другимистранами и создании единого поликультурного образо-вательного пространства. Поликультурность личностикак цель создает необходимые предпосылки для каж-дого государства в создании и укреплении единого об-разовательного поликультурного пространства.В качестве цели психолого-педагогическое сопро-вождение развития поликультурной личности можетреализоваться и на уровне учебно-воспитательных про-грамм, и на уровне практики межнационального взаи-модействия, являясь исходной системообразующейидей научной психолого-педагогической разработки.Становясь формирующей основой духовно-нрав-ственного развития, поликультурность способствуетформированию исходных мировоззренческих устано-вок личности, определяя тем самым ее отношение вовсем их многообразии и непосредственные конкретныедействия и поступки.Научая каждого человека, стремясь не отягощатьотношения, изначально исходить из уважения к пози-ции другого, мотивам, которыми он руководствуется,полиэтническая образовательная среда становится не-обходимым условием развития поликультурной лично-сти, не только не способной порождать конфликты, нои стремящейся находить совместно с другими путивыбора оптимального для всех решения.Поликультурность как высшая ценность отношенийраскрывает путь принятия совместных решений, орга-низации совместной деятельности, учитывая интересыи желания каждого.Соблюдение прав человека, демократия, поликуль-турность и этнотолерантность должны пронизывать сис-тему образования в целом и распространяться на всеотдельные предметы в частности.Образовательные программы должны учить тому,что каждый - гражданин поликультурного государства,в котором объектом этнотолерантности является инди-видуальный выбор каждого в плане отождествлениясебя с той или иной культурой. Необходимо этнотоле-рантно относиться к существующим индивидуально-стям и к любому выбору, который могут сделать окру-жающие. Подобная свобода и этнотолерантность и со-ставляют то, что называется американским либерализ-мом. Учебные заведения США учат детей всех этниче-ских, религиозных и расовых групп быть либеральны-ми в вышеуказанном смысле, а значит, быть американ-цами.Обучение этнотолерантности - первый, начальныйи очень важный уровень в развитии поликультурнойличности. Этот уровень предполагает развитие в лич-ности терпимости культурных различий и либерально-го отношения к ним, даже если на первый взгляд оникажутся абсурдными. На этом уровне вряд ли можноожидать, что этнотолерантный учащийся будет радо-ваться или восхищаться культурными различиями сво-их сверстников. Но у них появятся начальные росткиуверенности в том, что их отличия в речи, одежде, раз-резе глаз не будут отвергаться и не станут предметомсарказма, иронии и смеха. Быть энотолерантным - зна-чит уже бросать вызов расизму, ненависти, дискрими-нации. Возможно, протест не будет твердым и гром-ким, но, во всяком случае, этнотолерантный человек небудет участвовать в оскорблении человека, чем-нибудьотличающегося от других, не совершит по отношениюк нему насильственных и жестоких действий.Этнотолерантность нужно внедрять в образователь-ную среду, в ее нравственную атмосферу, во все меж-личностные отношения, возникающие в процессе обу-чения.При этом должны преследоваться три группы педа-гогических целей, которые можно обозначить поня-тиями поликультурализм, равенство, объединение. Впервом случае речь идёт об уважении и сохранениикультурного многообразия. Во втором - о поддержкеравных прав на образование и воспитание. В третьем -о воспитании в духе общенациональных политических,экономических, духовных ценностей.Ключевые цели многоступенчаты. Так, при воспи-тании уважения к иным культурам этнотолерант-ность - лишь начало приобщения к иным культурам. Заэтим должны следовать понимание, уважение и, нако-нец, активная солидарность. Далее получают призна-ние основанные на понимании особенностей различ-ных культур такие понятия, как взаимодействие, взаи-мозависимость, взаимообмен [7. С. 198].Обозначим основные умения общения с детьми вполиэтнической образовательной среде: умение анали-зировать конфликтные ситуации, возникшие на нацио-нальной почве, и разрешать их; выявлять и поощрятьпредставителей любой национальности, владеющихнациональной культурой; вовлекать детей разных на-циональностей в проведение национальных праздни-ков; организовывать и проводить познавательные вик-торины и конкурсы; умение организовывать и прово-дить дискуссии по межнациональным темам.А. Кайндлер отмечает, что «дети зачастую бываютнетолерантными потому, что не знают, как восприни-мать культурные различия, а не зная этого, склоннырассматривать отличие как некую угрозу. Поэтому имнеобходимо видеть проявления того, как этническоеразнообразие людей может сделать их жизнь интерес-ной» [8. С. 19].Профессиональная подготовка педагога по развитиюполикультурной личности средствами народной педаго-гики в процессе обучения включает в себя: изучение ми-ровых и российских официальных документов о зада-чах и путях формирования этнотолерантности, поли-культурности; овладение системой научных знаний попроблеме поликультурности; анализ содержания обра-зования с целью выявления психолого-педагогическихвозможностей в развитии поликультурности личности;определение и изучение национального аспекта в обра-зовательном процессе; выявление возможностей и цен-ностей народной педагогики в развитии поликультур-ности; изучение полиэтнической образовательной сре-ды как важной составной части поликультурного обра-зования; овладение способами этнопедагогизации про-цесса обучения и воспитания; овладение технологиейэтнотолерантного педагогического общения; изучениетехнологии и передового опыта использования народ-ных традиций и других элементов этнопедагогическойкультуры в процессе обучения учащихся.Актуализация этнопедагогического диалога культур вполиэтнической образовательной среде включает в себя:педагогические возможности образования в формиро-вании поликультурности учащихся в процессе этнопе-дагогического диалога культур; использование средствнародной педагогики; учебно-методическое обеспече-ние процесса изучения школьниками произведенийнародного творчества, искусства и литературы народовРоссии; информационное насыщение: знакомство уча-щихся с этнокультурной лексикой, с отраженными втекстах национальными реалиями, с этнопсихологиче-скими особенностями народа - необходимые условияпреодоления культурного барьера; формирование зна-ний о культуре, истории, традициях, обычаях разныхнародов - неотъемлимое условие подготовки учащихсяк восприятию инонациональной культуры, искусства ипроизведений народного творчества; комплексное ис-пользование основных дисциплин историко-религо-ведческого и этнолого-этнографического циклов; этни-зация педагогического процесса.Необходимы также в полиэтнической образова-тельной среде: сочетание базовых знаний по этнотоле-рантному мышлению и поведению с индивидуально-практическим опытом учащихся; организация практи-ческого общения с представителями разных конфессийи этнических групп; активизация широких социально-конфессиональных и межэтнических контактов уча-щихся, развитие у них навыков взаимопонимания ивзаимоуважения; демонстрирование учащимися высо-кого уровня и выдающихся образцов этнотолерантно-сти в истории, литературе, этнической и религиознойпрактике, повседневной жизни; включение учащихся вразличные виды научно-исследовательской работы сцелью изучения проблем этнотолерантного поведения.В качестве условий психолого-педагогического со-провождения развития личности средствами народнойпедагогики важно отметить следующие: развитие вучениках гордости за ту культуру, которую они унас-ледовали (традиции, язык, сказания, песни, литерату-ру); включение полиэтнического материала во всехаспектах обучения и воспитания; развитие способностипринятия и уважения этнических различий; создание вклассе атмосферы, в которой ученики не боялись бырассказать о своих проблемах, расистском отношении кним других учеников, о своих переживаниях и оскорб-ленных чувствах; признание равноправия; признаниеобщих, значимых для всех взаимодействующих целей;признание общечеловеческих ценностей; стремление кснижению межэтнической напряженности к мирномуразрешению межэтнических конфликтов; проведениеидеи равенства во всех этнических группах.Основным содержанием психолого-педагогическогосопровождения развития поликультурной личностисредствами народной педагогики являются: анализ вос-питательного потенциала народной педагогики, выявле-ние её возможностей в развитии поликультурной лично-сти, определение общих целей и конкретных задач, пла-нирование системы воспитательной работы; обогащениеучащихся системой знаний из области народной педа-гогики, расширяющих их представления о жизни наро-дов, межнациональных отношениях, этнической куль-туре; демонстрация учащимся отраженных в народнойпедагогике высокого уровня и выдающихся образцовэтнотолерантного поведения представителей различ-ных народов; формирование установок этнотолерант-ного сознания и гражданских чувств; развитие пози-тивного опыта культуры общения с людьми разныхнациональностей на основе знания их этнической (на-родной) культуры; вовлечение учащихся в различныевиды внеурочной деятельности, направленные на ус-воение ценностей народной педагогики; ознакомлениемолодежи с системой научных знаний о правах и сво-бодах человека и народов, о нациях и их отношениях,о расах и конфессиях; развитие позитивного опытакультуры общения с людьми разных наций, рас и кон-фессий.Принципы развития поликультурной личности вполиэтнической образовательной среде:- гуманизация образовательного процесса;- нейтрализация негативных этнических стереоти-пов;- демократизация взаимоотношений между пред-ставителями разных национальностей;- признание приоритета общечеловеческих ценно-стей в культуре.Процесс развития поликультурности личностицелесообразно, на наш взгляд, осуществлять в триэтапа, в каждом из которых есть свои цели, средстваи ожидаемые результаты, так как именно это необ-ходимо для системного процесса любой деятельно-сти.Первый этап - мотивационный. Его цель - создатьположительный эмоциональный настрой на такие об-щечеловеческие ценности, как терпимость, обычаи итрадиции разных народов, вероисповедание, правачеловека и т.д. Это поможет создать определенныйнастрой и скорректировать работу в соответствии сособенностями аудитории, что составит результатданного этапа.Второй этап - познавательный. Цель этого этапаопределяется следующими направлениями и задача-ми: знакомство молодежи с общечеловеческими цен-ностями; критическое анализирование молодежьюматериалов из СМИ, показывающих реальные этниче-ские процессы, и рассмотрение возможных путей ихрешения с точки зрения общечеловеческих ценностей;развитие способности ценить исторический опыт,экономические, культурные, социальные и другиетрадиции; направление молодежи на выработку у себякачеств, необходимых для положительного взаимо-действия с лицами различных национальностей.Средствами достижения этих целей будут являтьсяобщечеловеческие ценности, включенные в учебный ивоспитательный процессы.В результате у учащейся молодежи должно бытьсформированно осознанное отношение к данной про-блеме, уважительное отношение к разным этносам ирелигиям, умение общаться с людьми различных веро-исповеданий.Третий этап - заключительный. Его цель - обоб-щение полученных результатов и программированиедальнейших действий.В процессе развития поликультурной личности осо-бое внимание следует уделять использованию ценно-стей народной педагогики, так как она заключает в себепредставления о формировании совершенного человека(Г.Н. Волков):- совершенный человек как суммарное представле-ние о целях воспитания;- отражение этнической характеристики совершен-ного человека в устном народном творчестве;- общее и этническое своеобразие в образцах со-вершенного человека;- пути формирования совершенного человека в раз-личных культурах;- педагогические средства и методы формированиясовершенного человека;- условия формирования совершенного человека.Народная педагогика включает в себя постулаты одоброте, гуманизме, сострадании, милосердии, готов-ности помочь человеку.В фольклоре реализуется культурно-этническое са-мосознание народа, вырабатываются символы и мифо-логемы, в которых оно кодируется. Фольклорные фор-мы культуры обладают повышенной воспроизводимо-стью, инерционностью, они располагают специфиче-скими каналами обратного воздействия на народноесознание, порождая определенные установки, мотива-ции, ожидания и соответствующие им формы и спосо-бы деятельности.Картина мира, развертывающаяся и закрепляющая-ся в традиционном народном сознании, определяетструктурную систему универсума, упорядочивающуюмировой хаос при помощи принятой иерархии ценно-стей. В эту картину мира входят образ человека, пред-ставления о нем, о его месте и роли в мире, а такжепарадигма его действий в принятой данной культурнойсистеме ценностных координат.Отбор культурных установок, как отмечает Р. Бене-дикт, и делает культуру того или иного народа тем, чемона является. Система установлений данной культурыобратно влияет на избирательность восприятия, отборсимволов и значений, характер отношения народа кмиру, отношение к «чужой» культуре, выбор культур-но обусловленных образцов поведения.Обобщенное представление о мире, отраженное вопределенном образом организованных символах, зна-чениях, понятиях о природе, месте человека в ней, оботношениях к другому человеку, о желательном и не-желательном в межчеловеческих взаимодействиях иотношениях с миром, К. Клакхен называет «обобщен-ной ценностной ориентацией».Выработке этнотолерантного отношения к чужойкультуре могут способствовать практические реко-мендации американских исследователей К. Ситаримаи Р. Когделла: сознавать, что представитель какой-либо культуры не устанавливает мировых стандар-тов; относиться к культуре аудитории с тем же ува-жением, с каким бы относился к своей собственной;не судить о ценностях, убеждениях и обычаях дру-гих культур на основе собственных ценностей; все-гда помнить о необходимости понимать культурнуюоснову чужих ценностей; никогда не исходить изпревосходства своей религии над религией другого;общаясь с представителями другой религии, пытать-ся понимать и уважать эту религию; стремиться по-нять обычаи приготовления и принятия пищи другихнародов, сложившиеся под влиянием их специфиче-ских потребностей и ресурсов; не исходить из цветакожи как «естественной» основы взаимоотношений стем или иным человеком; понимать, что каждаякультура, какой бы малой она не была, имеет, чтопредложить миру, но нет таких культур, которые быимели монополию на все аспекты; не пытаться ис-пользовать свой высокий статус в иерархии культу-ры для воздействия на поведение других представи-телей иной культуры в ходе межкультурных контак-тов; всегда помнить, что никакие научные данные неподтверждают превосходства одной этническойгруппы над другой.В формировании всех данных этнических устано-вок поликультурной личности важно, чтобы людипонимали необходимость как сохранения этническойи культурной идентичности, без которой невозможнонормальное психологическое самочувствие человека,так и развитие поликультурализма. Эти тенденциидолжны разумно сочетаться друг с другом. Толькообладающий позитивной этнокультурной идентично-стью человек способен к этнической и культурнойтолерантности.Следует признать, что психолого-педагогическоесопровождение развития поликультурной личности вусловиях полиэтнической образовательной среды име-ет важное социально-психологическое значение, смыслкоторого состоит в сохранении и укреплении нашегомногонационального мира человеческих отношений.

Ключевые слова

поликультурная личность, сопровождение, образовательная среда, multicultural personality, support, educational environment

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Батарчук Дмитрий СергеевичАстраханский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологииbatarchuk@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Селезнев С.Б. и др. Динамические особенности мультикультурной трансформации студенческой среды Астраханской государственной медицинской академии // Материалы Международной научно-практической конференции «Мультикультурное образование: состояние и перспект
Гуров В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. М., 2004.
Педагогика толерантности / Г.В. Палаткина, Л.В. Янкина, Р.Х. Кузнецова, Е.А. Лукьяненко, Д.С. Батарчук. Астрахань, 2008.
Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения. Волгоград, 2004.
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1984. Т. 20.
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 2004.
Kindler A. Education of Migrant Children in the US // National Clearinghouse of Bilingual Education. 2001. № 8.
 Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности средствами народной педагогикив условиях полиэтнической образовательной среды | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности средствами народной педагогикив условиях полиэтнической образовательной среды | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Полнотекстовая версия