Особенности методики занятий по физическому воспитанию со студентками Томского государственного университета | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Особенности методики занятий по физическому воспитанию со студентками Томского государственного университета

Применение различных видов оздоровительной аэробики позволяет повысить эффективность занятий по физическому воспитанию и мотивационное отношение к ним студенток Томского государственного университета.

Special features of physical education teaching methods applied to female students.pdf В течение последнего десятилетия многочисленныеданные о низкой физической подготовленности молодежи,а также ограниченное использование средств физическойкультуры говорят о необходимости поиска новых путейповышения физической подготовленности студентов [1-4].Комплексный подход к проведению занятий оздоро-вительной аэробикой со студентками высших учебныхзаведений обусловливается возрастающим интересом кэтому виду физической подготовки, сохранением устой-чивой положительной мотивации занимающихся, появ-лением большого количества направлений аэробики [5].Цель исследования - повышение эффективности за-нятий по физическому воспитанию и мотивационногоотношения студенток Томского государственного уни-верситета на основе использования различных видовоздоровительной аэробики.Исследование проводилось в течение одного учеб-ного года. Для проведения педагогического экспери-мента были созданы экспериментальная (ЭГ) и кон-трольная (КГ) группы студенток первого года обученияпо 25 человек в каждой.На первом этапе проводился теоретический анализлитературы по проблеме исследования, изучался опытспециалистов в ведущих вузах и специалистов фитнес-клубов. Разрабатывалась методика занятий с использо-ванием различных видов оздоровительной аэробики,проводилось анкетирование студенток.На втором этапе проводился педагогический экспе-римент. В экспериментальной группе учебно-воспитательный процесс был организован на основеиспользования различных видов оздоровительной аэ-робики, а в контрольной группе - по общепринятойметодике занятий.На третьем этапе проводили статистическую обра-ботку материалов исследования и обобщение получен-ных результатов.Сравнительный анализ показателей физическойподготовленности студенток ЭГ и КГ первого курса,зачисленных на специализацию «аэробика», проведен-ный в сентябре I семестра 2009/10 учебного года пред-ставлен в табл. 1.Данные табл. 1, свидетельствуют, что контроль-ная группа студенток в начале учебного года стати-стически существенно не отличалась (Р > 0,05) отэкспериментальной по всем исследованным показа-телям физической подготовленности.Т а б л и ц а 1Сравнительный анализ показателей физической подготовленности студенток ЭГ и КГв I семестре 2009/10 учебного годаКонтрольное упражнение Группа Х ± G PКГ 160,16 ± 24,42Удержание ног лежа на спине под углом 45°, сЭГ 170,60 ± 11,11> 0,05Наклон вперед из и.п. «сед ноги врозь», см КГ 57,84 ± 12,20ЭГ 63,12 ± 9,12> 0,05Упражнение «упор присев - упор лежа», КГ 6,76 ± 0,87количество раз ЭГ 6,92 ± 0,49> 0,05Сгибание разгибание рук в упоре лежа, КГ 7,12 ± 5,99количество раз ЭГ 9,16 ± 6,76 > 0,05На основе результатов анкетного опроса можно сделатьвывод, что ведущими мотивами у студенток обеих групп кзанятиям оздоровительной аэробикой являлись: получениезачета по физическому воспитанию - 89%, общение сосверстниками - 88, коррекция фигуры - 86, снятие стрес-са - 73, повышение двигательной активности - 72, укреп-ление здоровья - 68, повышение физической подготовлен-ности - 65, повышение функциональных возможностей -61, интеллектуальное развитие - 48, отказ от вредных при-вычек - 45% (рис. 1).Для того чтобы определить виды аэробики, вызы-вающие наибольший интерес у занимающихся, прово-дили анкетирование инструкторов по аэробике и сту-денток.По анкетным данным было выявлено 12 наиболеепопулярных видов оздоровительной аэробики: класси-ческая аэробика, степ, фитбол, йога, танец живота, тай-бо, слайд, калланетика, пилатес, кору, флекси, стрип-пластика. Эти виды были включены в комплекснуюметодику занятий со студентками экспериментальнойгруппы.В экспериментальной группе в первую неделю за-нятий использовался один вид оздоровительной аэро-бики с постепенным усложнением программы и увели-чением темпа и количества упражнений на последую-щем занятии текущей недели. На следующих неделяхтекущего месяца проводились занятия по другим видамоздоровительной аэробики, также с постепенным ус-ложнением программы и увеличением темпа и количе-ства упражнений. За три месяца были использованывсе выбранные виды оздоровительной аэробики(табл. 2).100Получение зачетапо физическомувоспитаниюОбщение сосвертсникамиКоррекция фигурыСнятие стрессаПовышениедвигательнойактивностиУкреплениездоровьяПовышениефизическойподготовленностиПовышениефункциональныхвозможностейИнтеллектуальноеразвитиеОтказ от вредныхпривычекЭкспериментальная группаКонтрольная группаРис. 1. Мотивационное отношение студентов КГ и ЭГ к занятиям оздоровительной аэробикой в I семестре 2009/10 учебного годаТ а б л и ц а 2Порядок использования видов аэробики на учебных занятияхпо физическому воспитанию со студентками ЭГМесяНеделя Первый Вторцой ТретийПервая 1. Классическая2. Классическая1. Степ2. Степ1. Кору2. КоруВторая 1. Калланетика2. Калланетика1. Пилатес2. Пилатес1. Танец живота2. Танец животаТретья 1. Фитбол2. Фитбол1. Слайд2. Слайд1. Тай-бо2. Тай-боЧетвертая 1. Йога2. Йога1. Стрип2. Стрип1. Флекси2. ФлексиПримечание. 1, 2 - номер занятия.В экспериментальной группе занятия по оздорови-тельной аэробике проводились с использованиемструктурного метода конструирования программ [6].Суть его применения состоит в том, что конструиро-вание программ осуществляется заранее, при этом ис-пользуются специально подготовленные музыкальныефонограммы и разработанные хореографические комби-нации, состоящие из сочетаний различных аэробныхшагов, повторяющиеся в соединении упражнений в оп-ределенном порядке, с заданной частотой, количествомдвижений и в точном соответствии с музыкальным со-провождением. Такие стандартизированные программыповторяются в течение определенного цикла занятий.В целях оптимизации учебного процесса были рас-смотрены особенности реализации программы теоре-тической и методико-практической подготовки длястуденток экспериментальной группы. Основные зада-чи проводимой работы были следующие:1. Овладеть системой необходимых знаний и прак-тических умений в области физической культуры иосознанным их использованием.2. Способствовать формированию потребности врегулярных занятиях физическими упражнениями.3. Способствовать приобретению опыта творческо-го использования знаний, умений и навыков в само-стоятельных занятиях физическими упражнениями.Теоретическая и методико-практическая подготовкастуденток ЭГ осуществлялась посредством лекций,бесед, опросов, методико-практических занятий, ана-лиза результатов тестирования физической подготов-ленности, домашних заданий, ведения дневников само-контроля.Для того чтобы оценить эффективность применяе-мой методики занятий по физическому воспитанию сиспользованием различных видов оздоровительнойаэробики, в конце учебного года проводили повторныйанкетный опрос и сравнительный анализ физическойподготовленности студенток.Анализ результатов повторного анкетного опросамотивационного отношения студенток ЭГ и КГ к заня-тиям по оздоровительной аэробике, проведенный вконце учебного года, позволил сделать следующие вы-воды.Ведущими мотивами у студенток эксперименталь-ной группы за период применения методики занятий сиспользованием различных видов аэробики оказались:укрепление здоровья - 89%, повышение двигательнойактивности - 87, повышение функциональных возмож-ностей - 86, повышение физической подготовленно-сти - 80, коррекция фигуры - 78, отказ от вредных при-вычек - 70, снятие стресса - 69, интеллектуальное раз-витие - 65, общение со сверстниками - 63, получениезачета по физическому воспитанию - 50% (рис. 2).У студенток контрольной группы распределениемотивов за прошедший учебный год не изменилось.Ведущими по-прежнему остались: получение зачета пофизическому воспитанию - 93%, общение со сверстни-ками - 90, коррекции фигуры - 88. Менее значимыемотивы: укрепление здоровья - 74%, снятие стресса -72, повышение двигательной активности - 70, повы-шение физической подготовленности - 68%. Самыминезначительными мотивами оказались: повышениефункциональных возможностей - 60%, интеллекту-альное развитие - 58, отказ от вредных привычек -48% (рис. 2).Анализируя результаты исследования показате-лей физической подготовленности студенток ЭГ запериод применения экспериментальной методикизанятий по физическому воспитанию, можно сказать,что произошли положительные изменения во всехисследуемых показателях.В контрольной группе, напротив, ни в одном изме-ряемом показателе, оценивающем физическую подго-товленность, не наблюдалось положительной динамики.Сравнительный анализ показателей, оценивающихсиловую выносливость мышц брюшного пресса и рук,гибкость позвоночного столба и способность к согла-сованности двигательных действий, выявил статисти-чески существенные (Р < 0,05) различия между ЭГ иКГ. Результаты приведены в табл. 3.0102030405060708090100Получение зачетапо физическомувоспитаниюОбщение сосвертсникамиКоррекция фигурыСнятие стрессаПовышениедвигательнойактивностиУкреплениездоровьяПовышениефизическойподготовленностиПовышениефункциональныхвозможностейИнтеллектуальноеразвитиеОтказ от вредныхпривычекЭкспериментальная группаКонтрольная группаРис. 2. Мотивационное отношение студенток ЭГ и КГ к занятиям оздоровительной аэробикой во II семестре 2009/10 учебного годаТ а б л и ц а 3Сравнительный анализ показателей физической подготовленности студентов ЭГ и КГ во II семестре 2009/10 учебного годаКонтрольное упражнение Группа Х ± G PКГ 146,24 ± 38,48Удержание ног лежа на спине под углом 45°, сЭГ 176,24 ± 8,97< 0,05Наклон вперед из и.п. «сед ноги врозь», см ЭКГГ 4687,,8040 ±± 187,8,239 < 0,05Упражнение «упор присев - упор лежа», КГ 6,40 ± 0,50количество раз ЭГ 7,56 ± 0,58< 0,05Сгибание разгибание рук в упоре лежа, КГ 7,48 ± 5,70количество раз ЭГ 10,68 ± 5,26 < 0,05Результаты исследования подтверждают эффектив-ность применяемой методики занятий по физическомувоспитанию с использованием различных видов аэробикисо студентками Томского государственного университета.

Ключевые слова

физическое воспитание, методика, аэробика, physical education, methods, aerobics, female students

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Беженцева Любовь МихайловнаТомский государственный университетдоцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гимнастики и спортивных игрdelja3@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: Здоровье, молодость, красота, долголетие. М.: Недра Коммюникейшенс Лтд, 1999. 664 с.
Загревская А.И., Загревский О.И. Интегральная технология в физкультурном образовании студентов с ослабленным здоровьем // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири (СИБРЕСУРС-14-2008): Докл. (материалы) 14-й Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. В.Н.
Загревская А.И. Физкультурное образование студентов педагогических вузов на основе интегральной технологии. Томск, 2007. 160 с.
Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: Учеб. пособие. Томск: Томский государственный университет, 2005. 176 с.
Кохан Т.А. Применение гидроаэробики в физическом воспитании студенток технического вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2001. 24 с.
Нестерова Т.В., Овчинникова Н.А. Теория и методика преподавания аэробики: Метод. материалы. Киев: УГУФВС, 1998. 33 с.
 Особенности методики занятий по физическому воспитанию со студентками Томского государственного университета | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Особенности методики занятий по физическому воспитанию со студентками Томского государственного университета | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Полнотекстовая версия