Типологические особенности самоорганизации деятельности | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344.

Типологические особенности самоорганизации деятельности

По результатам психологического тестирования вычислены нормативные значения показателей «Опросника самоорганизации деятельности». Выявлены типологические особенности самоорганизации деятельности у представителей разных типов, определяемых на основе типологии К. Юнга. Обсуждается проблема соотношения между склонностью к самоорганизации и личностным потенциалом.

Typological features of self-organization of activity.pdf В современной сложной производственной илиуправленческой деятельности важнейшим свойствомспециалиста, безусловно, следует считать его склон-ность к самоорганизации. Действительно, стабиль-ность его эффективной деятельности во многом опре-деляется тем, в какой степени он, ориентируясь навнутренние принципы, сам «вкладывается» в органи-зацию процесса этой деятельности и самостоятельносоздает условия для её оптимизации. Анализ совре-менной литературы и собственный эмпирическийопыт показывают, что склонность человека к самоор-ганизации следует рассматривать в качестве важнойсоставляющей его личностного потенциала, которыйявляется системной характеристикой, включающейспособность противостоять нежелательным измене-ниям (устойчивость) и одновременно инициировать иосуществлять желательные (гибкость) [1]. С нашейточки зрения, высокий личностный потенциал чело-века может обеспечить в случае необходимости мно-гократную мобилизацию его интеллектуальной, креа-тивной и прочих видов активности, способствуя дос-тижению продуктивности и результативности дея-тельности [2, 3].Очевидно, что при решении задачи прогнозиро-вания индивидуальных особенностей человека, во-влекаемого в какую-либо сложную деятельность,необходимо учитывать степень выраженности у негосклонности к самоорганизации. Одним из хорошозарекомендовавших себя методов количественнойоценки этой склонности является «Опросник самоор-ганизации деятельности» (ОСД), разработанныйЕ.Ю. Мандриковой [4]. В структуру этого опросникавходит 6 шкал: шкала «Планомерность» измеряетстепень вовлеченности человека в тактическое еже-дневное планирование, «Целеустремленность» -чувство цели в жизни человека и стремление к еедостижению, шкала «Настойчивость» определяетсклонность человека к приложению волевых усилийдля завершения начатого дела и упорядочения своейактивности; шкала «Фиксация» - склонность субъек-та к фиксации на запланированной деятельности,привязанность к ней, ригидность в отношении пла-нирования; шкала «Самоорганизация» - склонностьсубъекта при самоорганизации обращаться к помощивнешних средств (справочной литературе); шкала«Ориентация на настоящее» определяет временнỳюориентацию человека на настоящее.Высокий общий суммарный балл по ОСД свиде-тельствует о том, что человеку свойственно ставитьцели, планировать свою деятельность, в том числе спомощью внешних средств, и, проявляя волевые каче-ства и настойчивость, идти к ее достижению, что ино-гда может приводить к негибкости и «зацикленности»на структурированности и организованности. Низкийобщий суммарный балл по ОСД означает, что человексвое будущее представляет достаточно туманно, ему несвойственно планировать свою ежедневную активностьи прилагать волевые усилия для завершения начатыхдел. Но это, в свою очередь, позволяет ему достаточнобыстро перестраиваться на новую деятельность, не «за-стревая» структурированности и на текущих ощущени-ях [4].За последние несколько лет нами накоплен значи-тельный опыт использования «Опросника самооргани-зации деятельности» в психологических исследовани-ях, в которых участвовали различные группы респон-дентов в возрасте от 18 до 50 лет (средний возраст27,8±9,6 лет). Целью данной статьи стало обобщениеэтого опыта.Статистическая обработка собранных данных по-зволила вычислить нормативные значения показателейОСД (таблица). Следует обратить внимание на то, чтоэти значения несколько выше тех, которые приводитЕ.Ю. Мандрикова [4].В результате проведения кластерного анализа (ис-пользовался Word's method с вычислениемкоэффициента корреляции Пирсона в качествеметрики) было установлено, что показатели ОСД об-разуют 3 кластера. Показатель «Ориентация на на-стоящее» выделился в самостоятельный кластер, по-казатели «Наличие целей» и «Настойчивость» образо-вали один кластер, а показатели «Планирование»,«Фиксация» и «Самоорганизация» - другой. Как след-ствие, с учетом обнаруженной структуры кластеров,были предложены два суммарных индекса - «целе-устремленность» и «рациональность». Первый индексотражает то, в какой степени деятельность человекарегулируется его стратегическими целями и устрем-лениями, второй - то, в какой степени деятельностьчеловека носит рациональный характер, обусловлен-ный его склонностью к повседневному планированиюи организации процесса деятельности. Средние значе-ния этих индексов представлены в таблице.Поскольку «целеустремленность» и «рациональ-ность» могут комбинироваться различным образом взависимости от типов людей, их следует учитыватьсамостоятельно при характеристике индивидуальности(в целом) и отдельных групп респондентов.Средние значения шкал «Опросника самоорганизации деятельности» в баллах (n=2170)Шкалы СреднеезначениеНижнийквартильВерхнийквартиль Станд. отклонениеПланирование 21,36 18 26 6,12Наличие целей 38,30 36 42 4,96Настойчивость 26,50 23 32 6,72Фиксация 21,16 17 25 5,76Самоорганизация 11,10 7 15 4,80Ориентация на настоящее 10,01 8 12 3,12Суммарный показатель 128,4 116 143 19,72Индекс Целеустремленность 32,40 29,5 36 5,01Индекс Рациональность 17,88 15,3 20,7 4,09Примечание. Индекс «целеустремленность» - среднеарифметическое показателей «Наличие целей» и «Настойчивость»; Индекс Рациональ-ность - среднеарифметическое показателей «Планирование», «Фиксация» и «Самоорганизация».Такая точка зрения подтверждается результатамиисследования, в котором участвовали 125 студентовдвух технически ориентированных факультетов (ввыборке 40% девушек и 60% юношей). Одной из це-лей этого исследования было проведение типологи-ческого анализа склонности к самоорганизации.Следует уточнить, что хотя у студентов основнаядеятельность является учебной, именно в этой дея-тельности, по нашему мнению, легче выявить типоло-гические особенности, поскольку на нее еще не влия-ет масса трудно учитываемых переменных, которыемогут иметь место в профессиональной деятельностив различных организациях.В исследовании использовалась типологическая ме-тодика ТОП-ЮНИТ (Агентство «Гуманитарных техно-логий», Москва), по итогам выполнения которой сту-денты были отнесены к одному из 16 типов, выделен-ных К. Юнгом. Представители этих типов по опреде-ленным критериям объединялись в различные типоло-гические группы [5], психологические различия междукоторыми оценивались с применением дисперсионногоанализа ANOVA-MANOVA.В ходе этого анализа было обнаружено, что группарациональных типов (n = 72) от группы иррациональ-ных типов (n = 53) отличается более высокими сред-ними значениями индексов «целеустремленность»(32,4 и 27,0 баллов, соответственно; p

Ключевые слова

личностный потенциал, самоорганизация деятельности, целеустремленность, рациональность, типология К. Юнга, personal potential, self-organization of activity, purposefulness, rationality, Jung's typology

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Богомаз Сергей АлександровичТомский государственный университетдоктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой организационной психологиифакультета психологииbogomazsa@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н., Плотникова А.В., Рассказова Е.И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. Москва; Обнинск, 2007. № 1. С. 8-31.
Богомаз С.А., Каракулова О.В. Креативность и личностный потенциал победителей молодежного научно-технического конкурса // Психология интеллекта: Традиции и инновации: Материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, 7- 8
Богомаз С.А., Каракулова О.В. Личностный и коммуникативный потенциал инновационно- и предпринимательски-ориентированных субъектов // Сибирский психологический журнал. 2010. № 37. С. 48-51.
Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности. М.: Смысл, 2007.
Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителей. Новосибирск, 1995. 192 с.
Васильев В.Н., Рамазанова А.П., Богомаз С.А. Познай других - найди себя (Лекции о психологических типах). Томск: Изд-во ТГУ, 1996. 185 с.
Богомаз С.А. Модель психических ориентаций и психофизиологические типы // Пути становления субъекта в информационном обществе: Материалы Всероссийской научной Internet-конференции (22-26 марта 2004 года). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. С. 20-26.
Богомаз С.А. Алгоритм оценки психологических эффектов гиперсоциализации и его использование в экспериментальных исследованиях // Сибирский психологический журнал. 2006. Вып. 23. С. 49-55.
Тренькаева Н.А., Богомаз С.А. Личностные особенности молодых людей с коммуникативным типом, существенно отличающимся от их психофизиологического типа // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 300 (I). С. 197-204.
Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 с.
Нос Е.Ю. Способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения
 Типологические особенности самоорганизации деятельности | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344.

Типологические особенности самоорганизации деятельности | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344.

Полнотекстовая версия