К вопросу о творческой деятельности будущего учителя музыки | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

К вопросу о творческой деятельности будущего учителя музыки

Раскрыта специфика музыкально-педагогической деятельности, обозначены задачи профессионально-педагогической направленности учебного процесса.

On creative activity of the future teacher of music.pdf Педагогический труд во все времена был творче-ским, ведь основное его назначение - сотворение, со-зидание личности, развитие, утверждение духовногоначала в человеке. Кроме того, деятельность педагогаосуществляется в постоянно изменяющихся ситуациях,требует учета всех условий.Обладая крепкой профессиональной базой, современ-ный учитель должен иметь представление о творческомхарактере своего труда, быть подготовленным к педаго-гической деятельности как к творческому процессу, обла-дая значительным личностным, профессиональным итворческим потенциалом. Чтобы творить, создавать но-вое, учителю необходимо развивать и совершенствоватьсвои творческие способности, существенную роль в вы-явлении и развитии которых может сыграть высшая шко-ла. Творчество как компонент формирования личностиучителя должно присутствовать на всех этапах ее станов-ления, стать ведущим системообразующим компонентомучебно-воспитательного процесса. Сформировать творче-скую индивидуальность учителя музыки, готовность косуществлению художественно-педагогического процес-са как творчества, заложить основы создания творческойлаборатории педагога-музыканта - актуальная задачавысшего музыкально-педагогического образования.Именно во время учебы в вузе у будущего учителя музы-ки имеются наиболее благоприятные условия для успеш-ной интеграции теории и практики, анализа передовогоопыта и достижений науки, собственной профессиональ-ной, включающей в себя концертно-исполнительскую иисследовательскую, деятельности.Профессия педагога-музыканта сочетает в себе разно-стороннюю деятельность, которая включает умения инавыки педагогической, воспитательной, организатор-ской, просветительской, методической, исполнительскойработы. Эти направления в деятельности преподавателямузыки играют важную роль в решении специфическихзадач, ориентированных на формирование музыкальнойкультуры не только обучаемых, но и постоянное лично-стное совершенствование самого педагога.Современная мировая музыкальная культура пред-ставляет собой своеобразный сплав, в котором можновыделить множество традиций, стилей, направлений. За-дача педагога состоит в том, чтобы донести до обучаемо-го многообразие музыкального произведения, научитьвидеть и понимать специфические особенности музыки,другими словами - научить «чувствовать музыку».Специфика музыкально-педагогической деятельно-сти заключается в том, что она решает педагогическиезадачи средствами музыкального искусства, которыеобъединяют комплекс специальных, психолого-педа-гогических, общенаучных, методологических знаний,умений, навыков при ведущей роли общепедагогиче-ских способностей. Музыкальная деятельность -структура многогранная и заключает в себе педагоги-ческую, хормейстерскую, музыковедческую, музы-кально-исполнительскую, исследовательскую работу,основанную на умении самостоятельно обобщать исинтезировать полученные знания [1, 3-12].Специфичность этой профессии обусловлена слож-ной многогранной структурой самой деятельности учи-теля музыки, общеобразовательной школы, обога-щающей духовный мир подрастающего поколения,развивающей и формирующей в нем столь важныенравственно-эстетические взгляды, чувства, приви-вающие потребность, интерес к познанию достиженийнациональной и мировой культуры и искусства. По-этому учитель музыки должен быть не просто грамот-ным, образованным специалистом, но прежде всеготворческой личностью. Учитель музыки должен ощу-щать себя первооткрывателем раннее неизвестной му-зыки, сохраняя творческое отношение к каждой пьесе,песне. Педагог-музыкант должен быть личностью ввысоком общественном значении этого слова.Специфика профессии педагога-музыканта, преждевсего, связана с творческой деятельностью. Проблемамтворчества в деятельности учителя уделяли вниманиеВ.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик,Ю.Л. Львова, Н.Д. Никандров, Н.Ю. Посталюк.Подготовка будущих учителей к творческой дея-тельности была исследована Ю.К. Бабанским,В.В. Краевским, В.Г. Максимовым, В.А. Сластениным,В.И. Загвинским. Значительный вклад в разработкутеории творчества внесли известные ученые Л.С. Вы-готский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.Творчество, творческое преобразование действи-тельности, творческий взгляд на мир, творческий про-цесс в человеческой деятельности - явления загадоч-ные, не до конца познанные и вечно притягательныедля сознания человека. Философы, психологи, социо-логи и педагоги изучают этот удивительный феномен,высказывая разные, порой весьма противоречивые точ-ки зрения на природу и сущность творчества.Под творчеством в философии и социологии пони-мают деятельность, посредством которой создаютсяновые, общественно значимые материальные и духов-ные ценности. Результатом творческой деятельностиможет быть появление нового продукта, внесение объ-ективной новизны в технологию или организацию тру-довой деятельности, конструкцию или предмет труда.В определении сущности творчества прослеживаютсядве основные тенденции: первая - творчество есть созда-ние чего-либо принципиально нового, вторая тенденцияпредполагает возможность субъективного творчества.Творчество всегда связано с порождением чего-либо но-вого, пусть даже и субъективного: это может быть новоезнание, открытие неизвестных связей между предметамии явлениями, изменение и расширение ранее сложивших-ся парадигм, решение профессиональных задач-ситуаций,умение связать несвязуемое, что является в свою очередьсущностью самого творчества.Деятельность - это важнейшая форма проявления ак-тивного отношения человека к действительности. Дея-тельность - представляет собой процесс, в ходе которогочеловек творчески преобразует природу, делая тем самымсебя деятельным субъектом, а осваиваемые им явленияприроды - объектом своей деятельности. Именно матери-ально преобразующей предметной деятельности, трудуобязан человек как своим первоначальным становлениям,так и сохранением и развитием в ходе историческогопроцесса всех человеческих качеств [2].Вопросам определения структуры деятельности посвя-щены работы многих психологов и педагогов (А.Н. Ле-онтьев, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина,Д.Б. Эльконин и др.). Разделение труда, естественно, влечетза собой выделение практической (материальной) деятель-ности и теоретической (умственной). Любая творческаядеятельность связана с поиском новых путей в познании иотмечена элементом новизны и оригинальности. Педагоги-ческую деятельность издавна квалифицируют как творче-скую потому, что в ней присутствует субъективная новизнамыслей, позиций, оценок, чувств, которые неразрывно сли-ты с учебно-воспитательным процессом, иначе говоря,сотворчеством учителя с учеником, ученика с учителем,ученика с одноклассниками и т.д.Качества, свойства личности, педагогические уме-ния, определяющие творческую деятельность учителя,относятся к характеристике творческой деятельностипедагога-музыканта.Музыкально-педагогическая деятельность характери-зуется нерасторжимым единством педагогики и музы-кального искусства, общепедагогических и специальныхмузыкальных способностей, целесообразной зависимо-стью, которые и определяют профессионально-педагоги-ческую направленность личности педагога-музыканта.Музыкально-исполнительская деятельность как оп-ределенный вид творческой деятельности реализуетсяв двух формах: духовно-практической - формированиехудожественного замысла и деятельностно-практи-ческой - воплощение этого замысла в звуках, его обра-ботке и в исполнении музыки. Музыкально-исполни-тельская деятельность основывается на интерпритациимузыкальных произведений. Система индивидуальногообучения музыке в вузе (основной инструмент, кон-цертмейстерский класс, дирижирование, постановкаголоса) заключает в себе благоприятные многообразныевозможности для исполнительской деятельности. В ис-полнительстве особенно ярко выражается творческаянаправленность личности будущего педагога, ибо этотвид деятельности дает возможность полнее раскрыть егоиндивидуальность, развивает творческую самостоятель-ность, активизирует прошлый эстетический опыт, при-влекает нужные ассоциативные связи.Процесс формирования профессиональной готовно-сти непосредственным образом зависит от развитоститворческих качеств личности, от реализации творче-ских проявлений личности в процессе профессиональ-ной подготовки, через которые происходит процессстановления и развития творческой деятельности бу-дущих специалистов.Профессионально-педагогическая направленностьучебного процесса должна учитывать специфику буду-щей профессии и решать общие задачи музыкальной под-готовки учителей музыки высшей квалификации, инымисловами, специалиста с широкими профессионально-педагогическими и музыкальными познаниями и интере-сами. Главной задачей в профессионально-практическойподготовке студентов в вузе является формированиетворческой самостоятельности, успех которой возможенлишь при условии целостного единства профессиональ-ной подготовки: методов изучения, профессиональных ипознавательных систем знаний, способность к самостоя-тельному освоению, оценке достижений.Овладение музыкальной культурой активизируетпрофессиональную направленность деятельности учителямузыки. Современный учитель обязан не только передатьновым поколениям опыт предыдущих, вооружить своихучеников знаниями, но и сформировать у них потреб-ность в постоянном обновлении, привить навыки самооб-разования. Обладая крепкой профессиональной базой,современный учитель музыки должен иметь представле-ние о творческом характере своего труда, быть подготов-ленным к педагогической деятельности как к творческомупроцессу, обладать значительным личностным, профес-сиональным и творческим потенциалом, использоватьнестандартный подход к решению педагогических задач.Обогащение теории и практики воспитания и обучения иесть педагогическое творчество. Каждый учитель имеетсвой особый стиль профессиональной деятельности, аучитель-исследователь - собственную лабораторию. Что-бы создавать новое учителю музыки необходимо разви-вать и совершенствовать свои творческие способности.По-настоящему высокого, творческого уровня пре-подавания сегодня может достичь лишь тот педагог-музыкант, который обладает достаточно развитым диа-лектическим стилем мышления, способен к объектив-ному и всестороннему осмыслению педагогическойдеятельности, к ее самостоятельной критической оцен-ке и творческому преобразованию.

Ключевые слова

деятельность, учебный процесс, музыкальная культура, творчество, activity, educational process, musical culture, creativity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Самсонова Оксана ВикторовнаЕлецкий государственный университет им. И.А. Бунинаассистент кафедры теории и методики музыкального воспитания и исполнительства, аспирантaspelsu@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. М., 1984.
Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохов. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 1314.
Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.
Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика. 1992. № 3-4.
Базиева Ф.У. Дидактические условия самореализации будущего учителя в процессе его подготовки в вузе. Волгоград, 2004.
Нейгауз Г.Г. Искусство фортепианной игры. М., 1967.
Выготский Л.С. Психология творчества. М., 1986.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.
Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапатина. М., 1989.
Бордовская Н.В, Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2000.
Вислогузова М.А., Сушкова Ф.Б. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. М., 1995.
Современный философский словарь / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2004. 864 с.
 К вопросу о творческой деятельности будущего учителя музыки | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

К вопросу о творческой деятельности будущего учителя музыки | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344.

Полнотекстовая версия