Организационное построение современной российской адвокатуры как структуры гражданского общества | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 345.

Организационное построение современной российской адвокатуры как структуры гражданского общества

Раскрывается структурная организация современной российской адвокатуры. Правовое регулирование деятельности этого элемента гражданского общества в нашем государстве происходит в сопоставлении с правовым регулированием заключительного советского периода. Использованный структурно-функциональный подход помог не только рассмотреть функционирование отдельных структурных составляющих российской адвокатуры, но и отметить их недостатки.

Modern Russian advocacy as a civil society structure.pdf Современная российская адвокатура может отсчиты-вать свою историю с даты принятия действующего нынеФедерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре Российской Федерации», вкоторый, кстати, уже внесено значительное число изме-нений, дополнений и поправок. Небезынтересной пред-ставляется и обстановка, сложившаяся в кругах юриди-ческой общественности нашей страны за несколько летдо принятия названного закона об адвокатуре.После принятия Конституции Российской Федера-ции в декабре 1993 г. кардинальное обновление основ-ного массива законодательства России стало насущнойпотребностью. В интересующей нас области юриспру-денции - о деятельности адвокатуры как самостоятель-ной правоохранительной структуры и уголовном про-цессе как сфере, где деятельность адвокатов проявля-ется наиболее ярко, а возможные нарушения прав исвобод человека наиболее остры и значимы, принятиеновых законодательных актов протекало достаточносложно и носило затяжной характер. В результате иновый Уголовно-процессуальный кодекс РоссийскойФедерации, и Закон «Об адвокатской деятельности иадвокатуре в Российской Федерации» были приняты:первый - в 2001 г., а второй - в 2002 г. и вступили вдействие одновременно в один день - 1 июля 2002 г.До этого относительно адвокатуры юридически дейст-вовало Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г., хотяв реальной жизни общества и государства и, следова-тельно, в положении адвокатуры уже происходили не-обратимые процессы обновления и перемен.Развернувшаяся в России в 90-х гг. прошлого века,наряду с другими, правовая реформа не могла не за-тронуть адвокатуру. Существовавшие республикан-ские, краевые и областные коллегии адвокатов сталипроявлять себя как независимые и самостоятельныеобъединения юристов-профессионалов, были отмененыустанавливаемые «сверху» гонорарные тарифы и, са-мое главное, появились новые объединения юристов,занимающиеся оказанием юридических услуг населе-нию и юридическим лицам: правовые кооперативы,альтернативные, «параллельные» коллегии адвокатов,которые регистрировались органами юстиции как са-мостоятельные объединения.Если говорить непосредственно о разработке законаоб адвокатуре, то в результате многочисленных обсуж-дений, в том числе и в Государственной Думе РФ, вно-симых предложений и публикаций в печати появилосьдва основных проекта закона: «министерский» и «ад-вокатский». Главное отличие их друг от друга состоя-ло, пожалуй, в том, что министерский проект преду-сматривал формы контроля государства за деятельно-стью адвокатуры, в то время как адвокатский стремил-ся освободить адвокатуру от какого-либо контроля состороны государственных органов власти. Принятый витоге Государственной Думой РФ закон можно считатьсинтетическим, объединительным актом этих двухпроектов.Принятый 31 мая 2002 г. закон предписывает рассмат-ривать адвокатуру как институт гражданского общества(ст. 3 закона). В ряду других подобных институтов, такихкак профсоюзы, политические партии, Общественнаяпалата Российской Федерации, общество защиты правпотребителей, разного рода организаций правозащитногохарактера, адвокатура занимает особое место в силу сво-его состава и выполняемых ею функций.По своему членскому составу адвокатура являетсяобъединением профессионалов - профессиональныхюристов, чей высокий уровень знаний подтверждается,кроме общего высшего юридического образования,сданным при поступлении в ее состав квалификацион-ным экзаменом, действующей в адвокатуре системойпо повышению квалификации адвокатов, постояннойработой самих адвокатов над собой, над расширениемуровня своих знаний. Уровень профессионализма от-личает работу адвокатов от деятельности членов дру-гих общественных объединений граждан, в том числе иправозащитного характера. Принадлежность к адвока-туре может и должна являться гарантией высокогоуровня юридических знаний у каждого из адвокатов.Главное в предназначении адвокатуры и деятельно-сти адвокатов - это оказание квалифицированной юри-дической помощи каждому нуждающемуся в ней, иосновой успешного выполнения этой задачи являются:хорошее знание права, тщательное исследование об-стоятельств рассматриваемого дела и глубокое изуче-ние личности подзащитного.Общение с адвокатами призвано влиять в положи-тельную сторону на всех обращающихся к ним граж-дан, повышать их уровень правосознания и этим по-вышать уровень правовой культуры населения в целом.Отличительным признаком адвокатуры является то,что эта структура гражданского общества специальносоздана и предназначена для оказания помощи в сфересудопроизводства, где она выполняет достаточно важ-ную государственную функцию - участвует в отправ-лении правосудия. Именно поэтому деятельность адво-катуры регламентируется законом, т.е. государственно-властным предписанием. Государство также оставляетза собой некоторые контрольные функции за деятель-ностью адвокатуры.Казалось бы, что адвокатура как институт граждан-ского общества может обойтись и без государственно-го, на уровне закона, регулирования своей деятельности.В перечне институтов гражданского общества есть не-малое число тех, деятельность которых регулируется негосударственным, а корпоративным нормотворчеством:общество филателистов, собаководов, Союз юристовРоссии и т.д. Однако, поскольку адвокатура выполняетдостаточно важную государственную функцию - участ-вует в отправлении правосудия - сам факт появления(образования) адвокатуры, ее структурное построение,полномочия ее руководящих органов, вопросы взаимо-действия с органами государственной власти и другимиобщественными организациями - все это регулируетсягосударством посредством закона. Подобную картинумы наблюдаем и относительно других, выполняющихдостаточно важные функции общественных образова-ний, являющихся структурами гражданского общества:политические партии, профсоюзы и т.д.Сущностная сторона правовой природы деятельно-сти адвокатуры особенно наглядно проявляется в про-цессе участия адвокатов в уголовном судопроизводст-ве. В том, что адвокатура является институтом (ячейкой)гражданского общества, менее четко, чем государство,структурированным, но более всеобъемлющим сообще-ством людей, заинтересованным в создании лучших ус-ловий жизни для каждого человека, и в том, что именнотакая структура встает на защиту одного из своего со-става - конкретного человека, - кроется глубокийсмысл. Заключается он в том, что обвинение субъекту,совершившему преступление (или подозреваемому в егосовершении), предъявляется государством, от именигосударства, а защиту от обвинения конкретного членагражданского общества осуществляет не государствен-ная, а независимая от него и самостоятельная структу-ра - адвокатура в лице конкретного адвоката - предста-вителя гражданского общества. Причем защита, как ус-тановлено законом, обязана устанавливать и представ-лять лишь те факты и иные доказательства, относящиесяи к событию преступления, и к личности обвиняемого,которые характеризуют последнего с положительнойстороны, свидетельствуют в пользу обвиняемого. Пред-ставлять же доказательства, отягчающие вину обвиняе-мого, усугубляющие его участь, - обязанность другойстороны в уголовном судопроизводстве - стороны госу-дарственного обвинения.Аналогичной должна быть позиция адвоката-защитника и относительно меры наказания обвиняемо-му. Он всегда должен быть за меньшую меру наказаниясвоему подзащитному как одному из сочленов одного сним гражданского общества.По сравнению с прошлым (с положением адвокатурыв советское, да и в царское время) действующий нынезакон четко решает вопрос правового положения адвока-туры как независимой от государства и самостоятельнорешающей свои вопросы структуры гражданского обще-ства, т.е. как негосударственного добровольного объеди-нения юристов-профессионалов, создающегося для луч-шего выполнения их конституционной обязанности -оказания квалифицированной юридической помощи. Этапомощь должна быть оказана каждому обратившемуся кадвокату человеку, а не только гражданину России.И хотя об адвокате (защитнике) говорится лишь вч. II ст. 48 Конституции РФ применительно к задер-жанному, заключенному под стражу и обвиняемому всовершении преступления, т.е. когда человек попадаетв орбиту действия уголовного судопроизводства, оче-видно, что и во всех прочих случаях любой человек,который нуждается в получении квалифицированнойюридической помощи (ч. I ст. 48 Конституции РФ),обращается за ее получением в первую очередь в ка-кое-либо адвокатское объединение к конкретному ад-вокату. Поэтому адвокаты являются главными испол-нителями этого права личности.Оказание квалифицированной юридической помо-щи является, таким образом, конституционно закреп-ленной обязанностью для адвокатуры и адвокатов, в товремя как для каждого человека - это его право полу-чить такую помощь от адвоката, которое ему к тому жегарантируется государством. Государством гарантиру-ется, а адвокатами реализуется, предоставляется.Но юридическая помощь не самоцель - это условие,средство реализации другого конституционного праваличности - права на судебную защиту. В итоге мы име-ем в определенном смысле некую юридическую мозаи-ку, когда право на получение квалифицированной юри-дической помощи само по себе уже является самостоя-тельным конституционным правом каждого. И в то жевремя это право выступает гарантией реализации друго-го конституционного права личности - права на судеб-ную защиту. Обеспечение доступа к правосудию есть нечто иное как обеспечение права на суд, на рассмотрениедела в суде по существу, защита прав и свобод личностипри помощи и посредством судебного разбирательства.В особенности наглядно это проявляется в уголовномсудопроизводстве. В своей тяжбе с государством, в за-щите от предъявленного со стороны государства обви-нения в совершении преступления государство проявля-ет великодушие, оно не оставляет человека в споре сним один на один, а предоставляет этому человеку со-ветника по правовым вопросам, защитника.Поскольку адвокатура является структурой граж-данского общества, а не государственной организаци-ей, работающие там адвокаты не получают никакогосодержания от государства. Они получают гонорар завыполненную ими работу от обращающихся к ним запомощью. Работу адвоката по конкретному делу в пол-ной мере можно отнести к индивидуальной творческойработе. Как индивидуально, уникально по-своему вся-кое дело, настолько же индивидуальна и своеобразнапо нему работа адвоката.Организационное построение современной россий-ской адвокатуры представляет собой сочетание двухначал: наличие ряда непосредственных адвокатскихобразований, в которых осуществляется деятельностьадвокатов с населением, с теми гражданами, которыеобращаются к ним за юридической помощью, и руко-водящие адвокатские структуры, осуществляющие ру-ководство, управление адвокатурой.Непосредственными адвокатскими образованиями,или «формами адвокатских образований», согласност. 20 закона об адвокатской деятельности являются:адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатскоебюро и юридическая консультация.Адвокатский кабинет. Это новая, ранее не известнаяформа адвокатского образования. Отличительным при-знаком его является то, что это организационная формаработы адвоката-индивидуала, т.е. адвоката, решившегоработать в одиночку, и это его индивидуальное решение.Адвокатский кабинет не является юридическим ли-цом.Чтобы учредить такую форму своей работы, адво-кат обязан направить в Совет адвокатской палатысубъекта Федерации уведомление со сведениями о се-бе, с указанием места нахождения кабинета, способахсвязи с ним. Адвокат обязан открыть банковские счета,иметь печать, штампы, бланки с адресом и наименова-нием кабинета с указанием субъекта Федерации, натерритории которого он находится.Адвокатский кабинет можно открыть в своей квар-тире или в другом лично принадлежащем адвокату жи-лом помещении при согласии других проживающихвместе с ним членов семьи, но, разумеется, лучше дляэтого иметь отдельное помещение.Соглашения с доверителями заключаются в адво-катском кабинете и должны регистрироваться в доку-ментах кабинета. Адвокат, учредивший адвокатскийкабинет, обязан встать на учет в налоговом органе.Коллегия адвокатов - одна из форм объединения ад-вокатов. Коллегии адвокатов были и ранее, а по Поло-жению об адвокатуре РСФСР они являлись основнойорганизационной формой адвокатских образований. Поновому закону эта форма объединения адвокатов регла-ментируется по-иному (ст. 22 закона). Если ранее колле-гии адвокатов образовывались органами исполнитель-ной власти субъекта Федерации с согласия Министерст-ва юстиции РСФСР, то по действующему ныне законуее учредителями выступают сами адвокаты (не менеедвух), но уже имеющие статус адвокатов, т.е. внесенныев региональный реестр адвокатской палаты одного изсубъектов Федерации. Кроме учредителей в коллегиимогут состоять и другие адвокаты. Действует она на ос-новании утверждаемого ее учредителями устава и за-ключенного между ними учредительного договора. Вучредительном договоре должны быть определены пра-ва и обязанности учредителей, на каких условиях учре-дители коллегии передают ей свое имущество, в чемзаключается их участие в работе коллегии, в каком по-рядке и на каких условиях в состав коллегии адвокатовмогут быть приняты ее новые члены (п. 4 ст. 22 закона).Таким образом, в коллегии адвокатов получается двекатегории ее членов: члены - учредители коллегии ичлены коллегии, не являющиеся ее учредителями.Закон определяет также требования к сведениям,которые должны содержаться в уставе коллегии адво-катов (п. 5 ст. 22 закона); процедуру учреждения кол-легии и те сведения, которые следует сообщить в Советадвокатской палаты субъекта Федерации с тем, чтобымежду коллегией и палатой адвокатов могла быть ус-тановлена постоянная и надежная связь. К уведомле-нию прилагаются заверенные копии устава коллегии иучредительного договора.Коллегия адвокатов считается учрежденной послеее государственной регистрации в соответствующемфедеральном органе исполнительной власти. Коллегияадвокатов в отличие от адвокатского кабинета являетсяюридическим лицом, но не может являться коммерче-ской организацией. Отказ в государственной регистра-ции коллегии адвокатов, о котором она уведомляется,может быть обжалован в судебном порядке.Коллегия адвокатов обязана открыть счета в банках,иметь печать, штампы и бланки с адресом и наимено-ванием коллегии, с указанием о ее принадлежности ксубъекту Федерации, на территории которого она уч-реждена. Коллегия адвокатов может создавать филиа-лы на территории Российской Федерации и даже в ино-странных государствах, если это разрешено законода-тельством того государства.Соглашение между конкретным доверителем и ад-вокатом об оказании юридической помощи заключает-ся в коллегии адвокатов и регистрируется в соответст-вующей документации коллегии. Это не направлено наограничение независимости адвоката или его личнойпрофессиональной ответственности перед доверителем(п. 16 ст. 22 закона).Адвокатское бюро - еще одна, ранее не встречав-шаяся в деятельности отечественных адвокатов органи-зационная форма их объединения. По порядку учреж-дения и деятельности адвокатское бюро сходно с по-рядком создания коллегии адвокатов. Адвокатское бю-ро могут учредить не менее двух адвокатов, и создаетсяоно путем заключения партнерского договора междуэтими адвокатами. Заключается такой договор в пись-менной форме.Сущность партнерского договора состоит в том, чтопартнеры работают не обособленно, порознь друг отдруга, а решают объединить свои усилия для оказанияюридической помощи от имени всех партнеров, и по-тому все обязательства партнеров перед доверителяминосят общий характер. Отсюда главным в партнерскомдоговоре является порядок принятия партнерами реше-ний, порядок избрания управляющего партнера и егополномочия, срок действия договора. Ведением общихдел в бюро занимается управляющий партнер. Он жезаключает соглашения об оказании юридической по-мощи с доверителями и делает это от имени всех адво-катов-партнеров на основании выданных ему от нихдоверенностей.Поскольку основанием создания и деятельности ад-вокатского бюро является партнерский договор, то ипрекращение существования бюро связано с ним же.Бюро прекращает свою деятельность с истечением срокадействия партнерского договора; с прекращением илиприостановлением статуса адвоката одного из тех, ктоявлялся партнером; договор может быть расторгнут потребованию одного из партнеров, если при этом догово-ром не предусмотрено сохранение партнерских отноше-ний между остальными партнерами (п. 6 ст. 23 закона).Если после прекращения партнерского договора ос-тались невыполненными какие-то общие обязательстваперед доверителями и третьими лицами, оставшиесяадвокаты несут по ним солидарную ответственность.Оставшиеся в бюро адвокаты могут заключить в тече-ние месяца новый партнерский договор и сохранитьбюро или преобразовать его в коллегию адвокатов, приневыполнении названных условий адвокатское бюроподлежит ликвидации.Адвокатское бюро, таким образом, как и коллегияадвокатов, является коллективной формой осуществле-ния адвокатской деятельности, что, пожалуй, следуетпризнать лучшей формой объединений адвокатов, здесьвсегда идет обмен мнениями относительно сложныхюридических ситуаций, возникающих при работе потому или иному делу, а в адвокатском бюро это имеетместо практически по каждому делу. Работа напоминаетситуацию «мозгового штурма», и потому должна прино-сить наиболее эффективные результаты.Юридическая консультация - одна из форм адвокат-ских образований, бывшая весьма распространенной вовремена действия Положения об адвокатуре РСФСР1980 г. Кстати, заметим, что в первоначальном проектезакона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре вРоссийской Федерации» создание юридических кон-сультаций не предусматривалось, и эта форма была со-хранена по настоянию адвокатского сообщества.Однако порядок создания действующих ныне юри-дических консультаций, определенный в Законе об ад-вокатской деятельности, существенно отличается отранее существовавшего.Но откуда и каким образом в юридической консуль-тации появятся уже готовые работать там и имеющиесоответствующий статус адвокаты? Этот вопрос реша-ется п. 5 ст. 24 Федерального закона «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации»,внесенным в этот закон уже после его принятия 20 де-кабря 2004 г. Согласно этому пункту адвокатов дляработы во вновь учрежденную юридическую консуль-тацию направляет Совет адвокатской палаты. Совет жепалаты может предусмотреть дополнительную оплатутаким адвокатам «за счет средств адвокатской палаты».Последнее вызывает некоторое недоумение: юридиче-ская консультация открывается по сути по просьбе ор-гана исполнительной власти субъекта Федерации, ад-вокат может быть направлен на новое место работы ипротив его воли, направляется он для выполнения кон-ституционной обязанности государства по оказаниюкаждому квалифицированной юридической помощи, авозможная доплата адвокату перекладывается почему-то на… адвокатскую же палату, т.е. производится засчет самих же адвокатов.Вообще вопрос о реализации конституционной га-рантии обеспечения каждому квалифицированнойюридической помощи, в особенности в тех случаях,когда такая помощь должна оказываться непременно ив том числе на бесплатной основе, стоит в адвокатскомсообществе достаточно остро, а государство ищет раз-личные способы решения этой проблемы вплоть досоздания в стране сети государственных бесплатных(для граждан) юридических консультаций, так назы-ваемой «муниципальной адвокатуры». В литературеуже высказано аргументированное предложение о при-нятии специального закона «О гарантиях правовой по-мощи по судебным и юридическим делам малоимущимгражданам», направленное на безусловное обеспечениереализации рассматриваемого права каждым челове-ком [1. C. 121].Таковы формы адвокатских объединений в совре-менной России, существующие на основе реализацииположений действующего ныне Закона «Об адвокат-ской деятельности и адвокатуре в Российской Федера-ции». Главной отличительной особенностью рассмот-ренных форм адвокатских образований является то, чтоони предоставляют большую степень свободы адвока-там, создают лучшие условия для проявления ими про-фессиональных и человеческих качеств, а в конечномсчете способствуют повышению уровня отправленияими своего главного предназначения - оказанию ква-лифицированной юридической помощи гражданам,вернее каждому человеку, проживающему на террито-рии нашей страны.

Ключевые слова

адвокатура, права личности, гражданское общество, advocacy, rights of person

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ведерников Андрей НиколаевичРоссийский государственный торгово-экономический университет (г. Москва)докторант кафедры конституционного и государственного праваvedern@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Организационное построение современной российской адвокатуры как структуры гражданского общества | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 345.

Организационное построение современной российской адвокатуры как структуры гражданского общества | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 345.

Полнотекстовая версия