Реклама на страницах периодической печати Восточной Сибири в 1880-е гг. - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 346.

Реклама на страницах периодической печати Восточной Сибири в 1880-е гг. - начале XX в.

Рассмотрены основные тенденции развития рекламного бизнеса в Восточной Сибири в 1880-е гг. - начале XX в., связь развития рекламы с ключевыми процессами социальной, экономической и культурной жизни общества. Рекламные процессы рассматриваются в динамике на примере отдельных периодических изданий. Выделяется классификация рекламы.

Advertisement in the periodical press of Eastern Siberia from 1880s to the beginning of the 20th century.pdf В последней четверти XIX в. реклама в России всту-пила в стадию активного роста. Развитию рекламногодела способствовали общие тенденции социально-экономической жизни России и Восточной Сибири в1880-е гг. - начале XX в. В частности, развитие торго-вых отношений Сибири с Европейской частью России, атакже с Китаем и Монголией, рост сибирских городов,развитие торговли в городах, рост численности торговыхзаведений (складов, магазинов, лавок) - все эти факторыисключительно положительным образом стимулировалирекламные процессы не только в количественном, но и вкачественном отношении. Строительство Сибирскойжелезной дороги и связанный с ним рост золотопро-мышленности способствовали развитию торговли в си-бирских городах, а следовательно, активизировали ирекламу. Следствием общих социально-экономическихпроцессов стала коммерциализация прессы и появлениеряда новых периодических изданий.С момента издания Временных правил о печати1865 г. во всех печатных изданиях появился раздел«Объявления», содержащий в шапке подробные сведе-ния об условиях публикации и адресах приемных пунк-тов, что было исключительно информативно для органи-зации рекламного бизнеса. Реклама в прессе в концеXIX - начале XX в. располагалась во второй, «неофици-альной» части издания. Важнейшую часть доходов до-революционных газет составляли доходы от рекламы. Застрочку петита на первой полосе российских газет ценаколебалась в пределах от 40 до 80 коп. [1. С. 61].По своему объему периодические издания Восточ-ной Сибири были неоднородны. Газета «Иркутскиегубернские ведомости» в 1880-е гг. в объеме достигала32 страниц. Газета «Сибирь» составляла в тот же хро-нологический отрезок времени порядка 16 страниц, каки «Восточное обозрение». Газета «Енисейские губерн-ские ведомости» отличалась от официального изданияИркутской губернии и насчитывала в среднем не более16 страниц, т.е. половины от объема «Иркутских гу-бернских ведомостей».В 1890-е гг. отмечается общая тенденция к сокраще-нию объема периодических изданий Восточной Сибири.Так, объем «Иркутских губернских ведомостей» сокра-щается до 10-12 страниц, объем остальных печатныхизданий в среднем составлял порядка 8-10 страниц, т.е.примерно выровнялся по всем изданиям.На рубеже XIX-XX вв., примерно с 1900 г., среднийобъем всех периодических изданий региона составил4-6 страниц.Размер рекламной площади в разных газетах Вос-точной Сибири в период с 1880 по 1915 г. был неодно-роден, однако можно проследить общую тенденциюувеличения рекламной площади в рассматриваемыйпериод с 10% в 1880 г. до 50% в 1900-1905 гг., достиг-нув максимального размера. Примерно после 1905 г. до1915 г. начинается медленное снижение объемов рек-ламы в периодике с 50 до 25-10% в зависимости отиздания.Итак, своего апогея реклама на страницах периоди-ческой печати Восточной Сибири достигает именно нарубеже двух столетий в 1900 г., занимая не менее (аиногда и более) 50% от общего объема газеты. Тогдаже реклама агрессивно выходит на первые газетныеполосы. Красочная реклама, призывающая приобрестиэлитные французские вина, коньяки, бриллианты илиотдохнуть на курорте, сходить вечером в театр, илиприобрести «чудодейственный бальзам от облысения»,вытеснила публикации официального характера, указыи распоряжения Его Императорского величества, ми-ровые новости на дальний план, вглубь издания. Рек-лама во всех периодических изданиях теперь сталарасполагаться на первой и последней страницах.Однако отметим, что раньше всех других изданийрекламу на первые полосы стали «выпускать» именночастные газеты. В 1880-е гг. одним из первых в Рос-сийской империи газета «Голос» выносит рекламныеобъявления на первую полосу. В Восточной Сибиритаким «первопроходцем» стала газета «Сибирь», напервой странице которой, задолго до 1900 г., в отличиеот газет официального характера («Иркутские губерн-ские ведомости» и «Енисейские губернские ведомо-сти»), появилась реклама еще в 1880-е гг.В 1900-е гг. реклама на первой полосе занимает от. до 1 полосы полностью. А.П. Киселев приводит по-казательное «руководство для типографщиков», издан-ное в 1874 г., где говорится: «Чтобы определить про-странство для литературной части, нужно сначаласверстать объявления и сообразно оставшемуся меступрибавить или убавить статьи» [2. С. 136].По свидетельствам исследователей, на этот пери-од - высшего подъема экономики в России - падаетрасцвет рекламы, связанный с ростом ее доходов. В1896 г. доходы от публикации объявлений составили: в«Новом времени» - 499 807 руб., в «Петербургскойгазете» - 305 812 руб., в «Московских ведомостях» -275 190 руб., в «Петербургском листке» - 157 745 руб.,в «Биржевых ведомостях» - 131 381 руб., в «Санкт-Петербургских ведомостях» - 68 862 руб. [3. С. 141].Динамку рекламных площадей в отдельных издани-ях можно представить следующим образом.В газете «Иркутские губернские ведомости» объемрекламных объявлений составил в 1881 г. - 8%, в1885 г. - 10%, в 1890 г. - 12,5%, в 1895 г. - 25%, в1900 г. - 50%, в 1905 г. - 50%, в 1910 г. - 25%, в1914 г. - 25% [4].Таким образом, отмечается положительная динами-ка роста объема рекламной площади с 8% в 1881 г. до50% в 1900-1905 гг., достигнув максимального разме-ра. С 1905 по 1915 г. отмечается снижение объемоврекламной площади в газете «Иркутские губернскиеведомости» с 50% в 1905 г. до 25% в 1915 г.В газете «Сибирь» объем рекламных объявленийменялся следующим образом: в 1881 г. объем рекламызанимал 25% от общей газетной площади, в 1885 г. -28%, в 1890 г. - 33%, в 1895 г. - 35%, в 1900 г. - 50%, в1905 г. - 50%, в 1910 г. - 50%, в 1915 г. - 30% [5].В газете «Сибирь» также можно отметить положи-тельную динамику в росте объемов рекламных площадейв структуре издания. Однако, в отличие от «Иркутскихгубернских ведомостей», так называемые «стартовые»показатели объемов в 1881 г. были выше: 25% в «Сиби-ри» против 8% в «Иркутских губернских ведомостях».Очевидно, это можно объяснить характером издания -частным, а не официальным. Наивысший пик в динамикеобъема рекламы отмечается также в 1900 г., как во всехбез исключения рассматриваемых печатных изданияхВосточной Сибири. Однако после 1905 г. не отмечаетсяспад в объеме рекламы, как в официальном печатном ор-гане Иркутской губернии. В 1910 г. объемы рекламныхплощадей остаются стабильно высокими, и только к1915 г., в соответствии с общей тенденцией, отмечаетсянезначительное, до 30%, сокращение объемов рекламы.В газете «Восточное обозрение» отмечается сле-дующая тенденция: в 1881 г. объем рекламных объявле-ний составил 10% от общего объема газеты, в 1885 г. -12%, в 1890 г. - 20%, 1895 г. - 30%, 1900 г. - 50%,1905 г. - 50%, в 1910 г. - 45%, в 1915 г. - 45% [6].Таким образом, отмечается стабильная положи-тельная динамика в росте объемов рекламы в данномпечатном органе: с 10% в 1881 г. до 50% в 1900 г.,высшего пика в рассматриваемый период времени. Для«Восточного обозрения» характерен тот факт, что объ-емы рекламы резко не снижаются после 1905 г., как вдругих изданиях Восточно-сибирского региона, незна-чительно теряя 5% (до 45%) в 1910-1915 гг.С 1905-1907 гг. не только сокращается объем рек-ламной площади, но и меняется месторасположение:реклама исчезает с первых полос, уступая место важ-ным политическим новостям. Она вновь занимает по-следние страницы изданий.Еще одним показателем, характеризующим реклам-ный процесс, является так называемая местная и при-возная реклама.В целом по всем периодическим изданиям Восточ-ной Сибири можно отметить следующее.В 1880-е гг. «привозная» реклама занимала примерно70% от общего объема рекламы, остальные 30% - мест-ная. В 1890-е гг. местная реклама составляла не больше10%. В 1900-е ситуация изменилась - реклама товаровили услуг местного производства стала занимать поряд-ка 50-70%, составив конкуренцию товарам и услугам«столичным», из Москвы и Санкт-Петербурга.По своей внутренней классификации рекламу настраницах периодической печати можно разделить натри основные группы.Реклама, касающаяся финансовой сферы, включаетв себя уведомления о банкротствах, о продлении илизавершении сроков договоров, о вызове кредиторов,должников, наследников, отдаче в наем, продаже спубличного торга, о принудительной распродаже име-ний с торгов и т.п.Определенную часть составляли объявления частногохарактера, например о продаже личного имущества.Наиболее многочисленную группу составляли объ-явления о продаже товаров и услуг, в частности рекла-ма печатной продукции (книг, периодики), рекламаодежды и галантереи, реклама парфюмерно-косметической продукции, реклама алкогольной и та-бачной продукции, товаров для дома, реклама благо-творительных акций и некоторые другие.В разные периоды с 1880-х по 1915 г. разные рек-ламные отрасли занимали большее или меньшее местов общем рекламном потоке. Однако возможно выде-лить общие тенденции.Так, в 1880-е гг. основную нишу (более 50%) нарекламном рынке занимала реклама печатной продук-ции (книг и периодики).В 1890-е гг. рекламу печатной продукции стала тес-нить реклама парфюмерно-косметических товаров.Высокое процентное соотношение рекламы косметиче-ской продукции было не столько результатом высокогоудельного веса отрасли в экономике, ее значимости,сколько последствием общих социально-экономи-ческих тенденций.Спрос на парфюмерию и косметику появился потем же причинам, что и на мануфактурные товары вы-сокого качества, красивые модные дамские и мужскиенаряды для посещения публичных мероприятий, балови приемов, на галантерейную продукцию - кожаныеперчатки, шляпки, зонты и прочую атрибутику город-ской светской жизни. Росла численность сибирскихгородов, менялся их облик, становился более европей-ским. Парфюмерия из Франции завоевывала россий-ский рынок, о чем живо свидетельствовала рекламатого периода. Спрос рождал предложение, и предложе-ние не заставляло себя ждать.Реклама парфюмерно-косметической продукции,имея невероятные масштабы ее распространения вкратчайшие сроки, отражала отнюдь не реальные эко-номические показатели развития этой отрасли в рос-сийской экономике, а скорее новые веяния в моде, но-вые ориентиры в культурном и духовном развитии об-щества, сдвиги в социально-экономической структуреобщества. Внешняя красота, эстетическая привлека-тельность, здоровый внешний вид постепенно сталивходить в моду, свидетельствовать об успешности лич-ности, что, является, пожалуй, одной из сопутствую-щих характеристик капиталистического общества, покоторому продолжала развиваться Россия.В период с 1900 по 1905 г. реклама печатной про-дукции была почти абсолютно вытеснена с рынка. Напервое место вышла реклама в сфере услуг (50-70%).На первых полосах регулярно размещались афиши ме-стных театров, реклама развлекательных заведений,курортов и т.п.Однако примерно с 1905 г. отмечается смена пози-ций: к 1909-1912 гг. реклама печатной продукциивновь завоевывает рынок, занимая от 50 до 100% рек-ламной площади в газетах.С 1914 г. рекламное место в печати стали между со-бой делить реклама периодических изданий и благотво-рительных акций. Наиболее широкомасштабная рекламаблаготворительных акций стала проводиться на страни-цах местной периодической печати в связи с началомПервой мировой войны. Благотворительные акции орга-низовывало Иркутское отделение Красного Креста. Вобъявлении от 1 октября 1914 г., опубликованном в«Иркутских губернских ведомостях», председатель ко-митета Красного Креста А. Римский-Корсаков обращал-ся к населению г. Иркутска и Иркутской губернии с при-зывом оказать как материальную, так и денежную по-мощь для оборудования Иркутского лазарета [7. С. 1].Таким образом, реклама способна выступать инди-катором развития определенных социально-экономи-ческих и даже политических процессов в стране, отра-жать нравственные ценности, превалирующие в куль-турной и духовной жизни общества.

Ключевые слова

реклама, периодическая печать, социальное и экономическое развитие, advertising, periodical press, social and economic development

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Малых Светлана ВладимировнаИркутский государственный университетмладший научный сотрудник научно-исследовательской частиsvt19791@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать. М., 1967.
Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702-1917 гг.). М., 1990.
Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. М, 1984.
Иркутские губернские ведомости. 1881-1914.
Сибирь. 1881-1915.
Восточное обозрение. 1881-1915.
Иркутские губернские ведомости. 1914. № 243.
 Реклама на страницах периодической печати Восточной Сибири в 1880-е гг. - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 346.

Реклама на страницах периодической печати Восточной Сибири в 1880-е гг. - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 346.

Полнотекстовая версия