Обзор методологий моделирования бизнес-процессов предоставления государственных услуг в области кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 346.

Обзор методологий моделирования бизнес-процессов предоставления государственных услуг в области кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости

Особое внимание уделено обзору методологий моделирования бизнес-процессов, системы управления на уровне каждого бизнес-процесса, системы качества, описывающих комплексную модель учреждения, представляющего государственные услуги в области кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости.

Review of methodologies for modelling business process of public services provision in cadastreand real estate registration.pdf Работа по созданию и оптимизации административ-ных регламентов (АР) не будет иметь желаемых резуль-татов, потому что проводится на основе анализа «бу-мажных» государственных функций («титулов функ-ций»), а не реальных бизнес-процессов (БП) [1-4]. Ис-ходя из этого комплексное реформирование органовисполнительной власти потребует гораздо более мас-штабной работы для оптимизации АР, поскольку необ-ходимы дополнительные усилия по внедрению в их дея-тельность новых подходов к управлению (процессногоподхода) и формализации БП на основе современныхсредств моделирования.При оптимизации административных регламентовдолжны быть проведены следующие работы:- упрощение БП и процедур;- уменьшение длительности цепочек рабочих шагов БП;- уменьшение точек контактов между различнымипользователями процессов;- максимальное исключение итераций;- уменьшение цикла реализации и «времени ожида-ния» выполнения очередных шагов.Процессный подход позволяет описать всю дея-тельность учреждения в виде набора бизнес-процессов.Моделирование БП представляет собой определенныйнабор правил обработки первичной информации (ме-тодология моделирования) для визуализации БП (нота-ция). Методология и нотация не связаны непосредст-венно с электронными средствами моделирования, онизадают требования работы с информацией.Структура системы управления, включая и управле-ние качеством, построенная на основе процессного под-хода, состоит из двух уровней, а именно: управления врамках каждого бизнес-процесса, а также управлениягруппой бизнес-процессов на уровне всего учреждения.Особое внимание должно быть уделено разработкекомплексной модели учреждения как основы для ана-лиза, оценки и совершенствования бизнес-процессовоказания государственных услуг.Комплексная модель учреждения, как правило, со-стоит:- из моделей бизнес-процессов;- моделей системы управления на уровне каждогобизнес-процесса и выделенных групп бизнес-процессов;- модели системы качества.Методология создания модели БП представляет со-бой совокупность способов, при помощи которых объ-екты реального мира (например, деятельность по пре-доставлению государственной услуги в области госу-дарственного кадастрового учета и регистрации объек-тов недвижимости) и связи между ними отображаютсяв виде модели.Рассмотрим перечень основных вопросов, на кото-рые должна давать ответ методология:- методология должна давать четкие сведения обуровнях детализации, используемых при создании мо-дели, и их основных пользователях;- для каждого из уровней детализации имеется на-бор правил, определяющих процессы и организацион-ные единицы, которые должны присутствовать на каж-дом из уровней детализации, а также те, которые недолжны присутствовать;- методология должна раскрывать вопросы, связан-ные с декомпозицией объектов (БП, организационныхединиц) и распределением степеней ответственности закаждый из уровней;- методология должна обладать понятной структу-рой, обеспечивать связь между уровнями, посколькусоздаваемая модель должна быть структурированной,строгой и целостной;- для каждого типа модели должен существовать на-бор инструкций, описывающих не только правила созда-ния, но и методы сбора необходимых для ее построенияданных и взаимосвязь этой модели с другими моделями.Цели описания бизнес-процессов оказания государ-ственных услуг в области кадастрового учета и регист-рации объектов недвижимости следующие:1) формирование новых регламентирующих доку-ментов по итогам описания БП (административныерегламенты, должностные регламенты);2) оптимизация бизнес-процессов на основе:- назначения ответственных за выполнение БП;- оптимизации временных и стоимостных харак-теристик;- точек административного усмотрения и т.д.;- анализа соответствия системе целей и показате-лей результативности;- анализа соответствия БП существующей организа-ционной структуре и распределению полномочий;3) формирование технической документации на ав-томатизацию процессов (создание электронных адми-нистративных регламентов).Для моделирования бизнес-процессов и админист-ративных регламентов применяется множество мето-дов, предоставляющих разработчику определенныйязык описания объектов реального мира при помощиспециально разработанного синтаксиса (ряд графиче-ских символов), отражающего реальные объекты и свя-зи между ними, а также способ описания деятельностиучреждения.Определенная проблема заключается в том, что в ана-лизе БП и административных регламентов принимаютучастие две группы специалистов: специалисты в пред-метной области (область государственного управления) испециалисты в области ИТ и программных систем.Исходя из этого использование одинаковых илиочень близких методов и инструментов этими группа-ми специалистов облегчило бы понимание проблемы ипозволило бы применить общие программные продук-ты в процессе моделирования БП и АР.Модели бизнес-процессов, системы управления исистемы качества учреждения могут быть разработаныс использованием различных CASE-средств в различ-ных графических нотациях.В настоящее время на российском рынке присутст-вует достаточно много программных инструменталь-ных средств, с помощью которых можно строитьфункциональные, информационные, стоимостные иимитационные модели бизнес-процессов, системыуправления и системы качества учреждения.Разработанные методы анализа и визуализации БП,такие как ARIS, BPWin, IDEF, Microsoft VISIO, доказа-ли свою эффективность в практической деятельностикоммерческих организаций. Естественно стремлениеиспользовать аналогичные методы в области модели-рования бизнес-процессов и создания на их основе оп-тимизированных административных регламентов пре-доставления государственных услуг.В самом начале этапа анализа БП необходимо ре-шить, будут ли использоваться специализированныепрограммные продукты моделирования (например,ARIS, BPWin, IDEF, Microsoft VISIO). По большомусчету, важны не только инструменты, выбранные дляописания бизнес-процессов, но и поддерживаемые имистандарты на эти описания. Выбранные инструментыдолжны поддерживать общие выбранные конструкциимоделирования и уметь обмениваться этими моделямис другими инструментами.Рациональный выбор возможен только при понима-нии руководством учреждения и его специалистаминескольких важных аспектов:- целей новаций (что, для чего, каким образом пред-полагается менять в учреждении);- требований к информации, характеризующей биз-нес-процессы и необходимой для анализа и принятиярешений в рамках конкретного проекта;- возможностей программных продуктов по доку-ментированию БП.Задачи моделирования решаются инструментамибизнес-моделирования и анализа. Таких инструментовв настоящее время имеется достаточно много, причемвсе они обладают различной функциональностью ииспользуют различные методологии.К числу наиболее распространенных относятся ме-тодологии моделирования БП (Business Process Modeling),методологии описания потоков работ (Work FlowModeling) и методологии описания потоков данных(Data Flow Modeling).Наиболее широко используемой методологией опи-сания БП является стандарт США IDEF0. Подход IDEF0был разработан на основе методологии структурногоанализа и проектирования SADT. С момента разработкистандарт не претерпел существенных изменений. В на-стоящее время развитие методологии IDEF0 сопряженос развитием поддерживающих ее инструментов - про-граммных продуктов для моделирования БП (например,BPWin 4.0, ProCap, IDEF0/EM Tool и др.).Методология IDEF0 предоставляет аналитику воз-можности для описания деятельности учреждения наверхнем уровне с акцентом на управление бизнес-процессами. Нотация позволяет отражать в модели БПобратные связи различного типа: по информации,управлению, движению материальных ресурсов.Другой важнейшей методологией описания процессовявляется методология IDEF3. Формально она называетсяWork Flow Modeling (методология описания потоков ра-бот), что отражает ее сущность. Стандарт IDEF3 предна-значен для описания рабочих процессов, или, говоря дру-гими словами, потоков работ. Методология описанияIDEF3 очень близка к алгоритмическим методам построе-ния схем БП и стандартным средствам построения блок-схем. Следует отметить, что стандарт IDEF3 включает двасущественно различающихся метода описания процессов.Основа методологии IDEF3 состоит в построении моделейпроцессов по принципу последовательно выполняемых вовремени работ (функций, операций).Еще одной группой методологий, активно исполь-зуемых на практике, являются нотации DFD (Data FlowDiagramming). Эти нотации предназначены для описа-ния потоков данных. Они позволяют отразить последо-вательность работ, выполняемых по ходу процесса, ипотоки информации, циркулирующие между этимиработами. Кроме того, нотация DFD позволяет описы-вать потоки документов (документооборот) и потокиматериальных ресурсов (например, движение материа-лов от одной работы к другой). Методология DFD мо-жет эффективно использоваться для описания процес-сов при внедрении процессного подхода к управлениюорганизацией, так как позволяет максимально снизитьсубъективность описания бизнес-процессов.В последние годы активно развивается спецификацияUML (Unified Modeling Language). Методология UMLпредназначена для описания функционирования сложныхпрограммных продуктов, основанных на объектно-ориентированных языках программирования. Хотя в рам-ках этой методологии рассматривается ряд диаграмм (на-пример, Activity Diagram), которые можно использоватьдля описания процессов, в целом UML не предназначенадля описания бизнес-процессов учреждения.Одной из современных методологий описания про-цессов является методология ARIS.Рассмотрим инструментальную среду ARIS каксредство поддержки процессной системы управления.Использование ARIS-технологий для создания исопровождения системы управления учреждениемимеет ряд преимуществ, а именно:- проведение классификации бизнес-процессов;- создание полных и согласованных моделей биз-нес-процессов и их автоматизированная поддержка вактуальном состоянии;- автоматическое документирование бизнес-про-цессов;- мониторинг выполнения бизнес-процессов и ана-лиз отклонений (Process Performance Management);- автоматизированная поддержка создания и сопро-вождения документации по системе управления каче-ством;- автоматизированное предоставление информациидля проведения аудита;- возможность использования единого информаци-онного пространства для выполнения таких проектов,как реинжиниринг бизнес-процессов, проектированиеединой федеральной информационной системы, функ-ционально-стоимостной анализ, имитационное моде-лирование и др.;- возможность автоматизированной поддержки про-цесса перехода от менеджмента качества к глобально-му управлению качеством (TQM);- создание и управление корпоративными знаниямии опытом.С точки зрения стратегических целей комплекс про-граммных средств серии ARIS целесообразно исполь-зовать для учреждения среды, в которой функциониру-ет процессная система управления учреждением.ARIS (ARchitecture of Integrated Information System,Архитектура интегрированных информационных сис-тем) - это методология и базирующееся на ней семействопрограммных продуктов, разработанных компанией IDSScheer AG (Германия) для структурированного описания,анализа, последующего совершенствования бизнес-процессов учреждения и управления ими, а также подго-товки к внедрению сложных информационных систем.Система ARIS является наиболее полнофункцио-нальной из существующих систем. Согласно отчетурейтинговой компании «Gartner Group» за 2004 г. ком-пания IDS Scheer AG и ее инструментальная системаARIS занимают лидирующее положение на рынкесредств моделирования бизнес-процессов, удерживае-мое в течение 10 лет:Методология ARIS - это современный подход кструктурированному описанию деятельности учрежде-ния и представлению ее в виде взаимосвязанных ивзаимодополняющих графических моделей, удобныхдля понимания и анализа. Методология ARIS основы-вается на концепции интеграции, предлагающей цело-стный взгляд на процессы, и представляет собой мно-жество различных методик, интегрированных в рамкахсистемного подхода. Достоинством такого подходаявляется то, что появляется возможность описыватьпроцессы и их окружение с различных, взаимодопол-няющих точек зрения.Методология ARIS позволяет отразить в виде моде-лей основные подсистемы учреждения, а именно:- организационную подсистему БП;- подсистему входов / выходов;- информационную;- подсистему целей учреждения;- подсистему средств производства;- подсистему человеческих ресурсов;- подсистему рисков.Все подсистемы учреждения в реальности и в моде-лях должны быть связаны между собой. МетодологияARIS дает возможность описывать эти достаточно раз-нородные подсистемы государственного органа в видевзаимоувязанной и взаимосогласованной совокупностиразличных моделей.В отличие от прочих методологий ARIS предпола-гает хранение всей информации в едином репозитории,что обеспечивает:- целостность и непротиворечивость процесса мо-делирования и анализа;- получение и использование набора моделей, пред-ставляющих собой эталон деятельности учреждения наданный интервал времени.Эти модели дадут возможность:- работникам учреждения принимать управленче-ские решения, основанные на реальном положении дел;- многократного использования результатов моде-лирования.Накопленное корпоративное знание обо всех аспек-тах деятельности учреждения может быть в дальней-шем использовано для актуализации и оптимизациибизнес-процессов, а также для обучения нового персо-нала учреждения.Очень важно рассчитывать стоимость выполнениябизнес-процессов. Не менее важно сравнивать эффек-тивность работы разных вариантов одного процесса ииметь возможность динамически моделировать работубизнес-процессов.Многие современные инструментальные средствапозволяют визуализировать бизнес-процессы отдельнодруг от друга.При этом иногда можно связывать данные процессымежду собой при помощи систем документооборота итехнологии гиперссылок. Но очень сложно и дорогообновлять эти процессы, гарантируя непротиворечи-вость их содержания, и, тем более, управлять ими.Поэтому в лучшем случае таким образом можно полу-чить сети документов, но не интегрированную процесснуюархитектуру. Но именно процессная архитектура обеспе-чивает очень важное добавленное качество, потому чтопозволяет получить интегрированную логическую сетьбизнес-процессов, переплетающихся друг с другом и сэлементами организационной структуры. Такое интегриро-ванное представление данных об бизнес-процессах воз-можно только при использовании программных продуктов,основанных на методологии управления процессами и ра-ботающих с единой упорядоченной базой данных.Постоянный доступ к полному набору программныхпродуктов и модулей ARIS обеспечивает использованиеподходящих методов и инструментов при работе с про-цессами. Это значит, что обеспечивается гибкий доступ кинтегрированному описанию системы взаимосвязанныхбизнес-процессов учреждения в любой момент времени,позволяющий фокусировать усилия на процессах, добав-ляющих стоимость конечного продукта.Методология ARIS дает возможность описыватьдостаточно разнородные подсистемы в виде взаимо-увязанной и взаимосогласованной совокупности раз-личных моделей, которые хранятся в едином репозито-рии. Именно взаимоувязанность и взаимосогласован-ность моделей являются отличительными особенно-стями методологии ARIS.Таким образом, в настоящее время можно выбратьметодологию из нескольких стандартных, использоватьпростейшие блок-схемы или, наконец, разработать соб-ственную форму описания. Выбор методологий долженбазироваться на понимании их возможностей и недос-татков, целей использования создаваемых моделейпроцессов.Рассмотрим возможности этих методологий приме-нительно к решаемой задаче построения модели биз-нес-процессов. Потребителями модели бизнес-процес-сов будет очень широкий круг лиц вплоть до рядовогопользователя. Из этого автоматически вытекает основ-ное требование, которое накладывает существенныеограничения на используемую методологию: представ-ленная модель должна быть максимально наглядной идоступной для понимания рядового пользователя, незнакомого с методологией, т.е. модель должна бытьинтуитивно понятной.Перечислим также и другие требования:- методология должна обеспечивать полноту моде-лирования, включать четкие правила деления моделипо уровням детализации и правила связи между ними;- положительной характеристикой является поддерж-ка различных стандартов создания отдельных моделей;- инструментальная среда должна обладать воз-можностями генерации отчетной документации на ос-новании созданной модели (должностные регламенты,административные регламенты, основное наполнениетехнического задания);- инструментальная среда должна обеспечивать воз-можности проведения анализа модели;- методология должна быть известной, многократнопроверенной и доказавшей свою эффективность напрактике.Остановимся на некоторых из вышеперечисленныхтребований подробнее.Диаграммы процессов в нотации еЕРС ARIS содер-жат большое количество информации, а правила по-строения диаграммы жестко регламентированы. Стро-гость правил построения диаграммы дает определен-ные преимущества, а большое количество отображае-мой информации на диаграммах ARIS расцениваетсякак исключительная информативность.Методологию IDEF0 достаточно просто понять, ноиспользовать ее в целях донесения до пользователяинформации проблематично, поскольку IDEF0 служитдля отображения структурной модели процесса с пока-зом управляющих воздействий, используемых ресур-сов, процессов обмена данными, в то время как гораздочаще требуется донести информацию о происходящихпроцессах с учетом именно временного аспекта и логи-ки. Этот вопрос IDEF0 решить не может.Одним из главных назначений модели служит по-следующая оценка и анализ на ее основе БП. Модельизучается компетентными сотрудниками либо консуль-тантами с целью выявления источников ошибок плани-рования и источников операционных рисков. Для обес-печения такой возможности модель должна быть по-нятной тому, кто ее анализирует, а представлениедолжно максимально способствовать облегчению ра-боты по выявлению и устранению недостатков. Мето-дология в этом случае должна обеспечивать предостав-ление сведений о бизнес-процессах, их исполнителях,сведений об ответственных за процесс, используемыхресурсах и потоках данных, а также последовательно-сти выполнения административно-управленческихпроцессов и возможных сценариях протекания процес-са. В дополнение к сказанному стоит отметить, чтоочень серьезных результатов при оптимизации можнодобиться, анализируя взаимосвязи объектов: бизнес-процессов и их исполнителей, процессов и используе-мых ресурсов и т.д.; в этом случае ключевую рольопять играют наглядность и правила построения диа-граммы. В результате можно заметить, что IDEF0 невсегда соответствует предъявляемым требованиям, таккак не отображает динамику процессов.Методология ARIS предполагает целостный подходк формализации информации о деятельности учрежде-ния и представление ее в виде графических моделей,удобна для понимания и анализа.Выше говорилось, что не стоит забывать о нотацииUML, которая является особенно удобной для исполь-зования при проектировании информационных систем.Помимо этого, с помощью методологии UML можнотакже проводить оптимизацию использования ресур-сов. Поэтому инструментальные среды ARIS (IDSScheer) и Corporate Modeler (Casewise), в отличие отBPWin, поддерживают возможность создания диа-грамм в соответствии с нотацией UML.Очень важным аспектом любого проекта по автома-тизации деятельности является управление требова-ниями. Цель управления требованиями состоит в том,чтобы заказчик и исполнитель смогли полностью со-гласовать требования, выдвигаемые к проекту. Целямиуправления требованиями являются:- установление контроля над системными требова-ниями к конечному продукту в целях формированиябазовой линии, используемой проектной командой ируководством проекта;- поддержка согласованности планов разработки,продуктов и операций с системными требованиями,отнесенными к конечному продукту проекта.Модель, в свою очередь, включает в себя большойобъем информации, полезной для управления требова-ниями, поэтому Casewise и ARIS имеют средства инте-грации с системами управления требованиями, такимикак Rational Requisite Pro, Telelogic DOORS. Подход кописанию деятельности учреждений Росреестра, осно-ванный на моделировании в среде ARIS, обладает ря-дом потенциальных возможностей, таких как систем-ность, целостность и однородность описания, его отно-сительная простота, открытость к изменениям, воз-можность автоматизированного анализа и т.д.

Ключевые слова

модель бизнес-процесса, комплексная модель учреждения, государственная услуга, процессный подход, методологии моделирования бизнес-процесса, business process model, integrated model of institutions, public services, process approach, methodology, business process modelling

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Левов Александр АлексеевичГосударственный университет туризма и сервиса (г. Москва)кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналомlaa1948030@yandex.ru
Морозова Любовь СеменовнаГосударственный университет туризма и сервиса (г. Москва)доктор экономических наук, зав. кафедрой экономики труда и управления персоналомlaa1948030@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Белова М.А., Каменнова М.С., Крохин В.В. Анализ и моделирование бизнес-процессов: Сб. практ. заданий. М.: Высшая школа экономики, 2005.
Каменнова М., Громов А., Ферапонтов М., Шматалюк А. Mоделирование бизнеса. Методология ARIS. Практическое руководство. М., 2001.
Менеджмент по нотам / Под ред. Л. Григорьева. М.: Альпина, 2007.
Цисарь И.Ф., Нейман В.Г. Компьютерное моделирование экономики. М.: Диалог, 2002.
 Обзор методологий моделирования бизнес-процессов предоставления государственных услуг в области кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 346.

Обзор методологий моделирования бизнес-процессов предоставления государственных услуг в области кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 346.

Полнотекстовая версия