Осуществление диалога Русской православной церкви с представителями религиозных мировоззрений методами естественной теологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Осуществление диалога Русской православной церкви с представителями религиозных мировоззрений методами естественной теологии

Анализируется такое малоисследованное поле мировоззренческого диалога, как естественная теология. Православная церковь традиционно использует естественную теологию в диалоге с религиозными мировоззрениями - с христианами, иудеями и представителями небиблейских религий. Во всех этих коммуникациях перспективным видится использование Русской православной церковью, открытой диалогу, именно естественного богословия, и Русская православная церковь его активно использует.

Dialogue of Russian Orthodox Church with representatives of religious worldviews by methods of natural theology.pdf Русская православная церковь традиционно осуществ-ляет межрелигиозный диалог с представителями много-численных религиозных мировоззрений. Но во многомостаётся неисследованным перспективное поле её совре-менных мировоззренческих коммуникаций, а именно диа-лог мировоззрений, опирающийся на методы естественнойтеологии, широко используемой как философами, так итеологами с глубокой древности [1. С. 228-247]. Цельюнастоящей статьи является попытка доказательства сле-дующего тезиса: естественная теология, используемаяРусской православной церковью в межрелигиозном диало-ге, - перспективное поле для осуществления плодотворно-го диалога религиозных мировоззрений друг с другом.С философской точки зрения «естественная теологиястремится познать характеристики Бога только посредст-вом "естественного" света разума, опирающегося на "ес-тественные" данности человеческого существования и наданность природы... Естественная теология решает всетри основные тесно взаимосвязанные задачи автономногофилософского богопознания. Она призвана, во-первых,доказать или подтвердить существование Бога; во-вто-рых, определить по возможности природу Бога; в-тре-тьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром,Богом и человеком» [2. С. 178]. В этом определении за-метно желание автора противопоставить философско-метафизическую теологию и теологию Откровения.С теологической точки зрения естественная теология -метод Богопознания, заключающийся в признании бытияБога исходя из разумного устроения мира, его целесооб-разности и красоты. В отличие от философской теологиитакой метод богопознания объявляется здесь недостаточ-ным, требующим восполнения со стороны БожественногоОткровения. Необходимо отметить, что существуют двапути естественного богопознания: путь космологическогоумозаключения, когда человек через созерцание тварногокосмоса восходит к уразумению того, что видимый миримеет Творца и Промыслителя; и путь самопознания, ибо«знание о том, что Бог есть, нам от природы всеяно» (прп.Иоанн Дамаскин) [3. С. 17].На Западе принято считать, что естественная теологияутвердилась преимущественно в католической ЗападнойЕвропе в эпоху схоластики, затем она пережила новыйрасцвет в XVII-XVIII столетиях в странах протестантиз-ма и пришла в упадок в связи с секуляризацией общества[4]. Но в единой Церкви естественное умозрение возника-ет гораздо раньше - с первых веков христианства, и егоиспользование в православном диалоге с иными мировоз-зрениями освящено древней, никогда не пресекавшейсятрадицией [5]. Непростые проблемы взаимоотношенийфилософии и религии, возможности Богопознания внеОткровения исследовали отечественные теистическиефилософы XIX - начала XX в.: Н.Н. Боголюбов,Ф.А. Голубинский, А.И. Введенский, В.Д. Кудрявцев-Платонов. Теперь эти вопросы изучает философия рели-гии и философская теология. В этой сфере трудились итрудятся современные российские философы и религио-веды Е.И. Аринина, П.П. Гайденко, В.И. Гараджи,Ю.А. Кимелева, А.Н. Красникова, Л.Н. Митрохина,В.К. Шохина, Е.С. Элбакян и др.Актуальным и, тем не менее, почти не изученным яв-ляется межрелигиозный диалог, осуществляемый самойкрупной конфессией России - православием, опираю-щимся на принципы естественной теологии. Главным вмежрелигиозном диалоге для православных христианявляется свидетельство Истины инославным христианами нехристианским исповеданиям. Для Русской право-славной церкви эта идея сформулирована в «Основныхпринципах отношения православия к инославию», приня-тых на Юбилейном архиерейском соборе 2000 г. Указан-ная идея опирается на богозаповеданный императив дляправославных христиан - стремление соединения всеххристиан воедино в Единой Святой Соборной и Апо-стольской Церкви - Церкви Христовой (Ин 17:21).В чём же заключается цель диалога РПЦ с нехристи-анскими религиями? Эту цель сформулировал ещё апо-стол Петр: будьте «всегда готовы всякому, требующему увас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью иблагоговением» (1 Петр 3:15). Он же сказал в Иерусалимеиудеям ещё в 33 г. об имени Иисуса Христа: «Нет другогоимени под небом, данного человекам, которым надлежалобы нам спастись» (Деян. 4:12). Следовательно, цель диа-лога с нехристианскими религиями - двуединая: и аполо-гетическая, и полемическая. Архиерейский Собор РПЦ вфеврале 2011 г. определяет также и иные цели - болееблизкие: «Целью этого диалога является поиск ответа наобщие для всех верующих людей вызовы современности,обеспечение мирной жизни и сотрудничества людей раз-ных религий, национальностей и культур, совместноепротивостояние экстремизму и терроризму, равно как ипопыткам вытеснения религиозного мировоззрения изжизни общества» [6. С. 247-264].Определив цели межрелигиозного диалога Право-славной церкви, перейдем к рассмотрению того, какиспользуется естественная теология в этом многосто-роннем диалоге.1. Диалог РПЦ с католиками и протестантами. Схристианскими церквами РПЦ ведет диалог, который видеале должен способствовать соединению христианвсего мира. Как указывают «Основные принципы от-ношения к инославию», для РПЦ единственно прием-лемым базисом объединения является православие. Рим-ско-католическая церковь стремится к тому же, но в рам-ках католической доктрины и сохранения примата ПапыРимского над Церковью, по решению I Ватиканского Со-бора (1871 г.) [7]. Однако эти фундаментальные моментымежрелигиозного экуменического диалога христиан некасаются существа естественной теологии, в равной сте-пени присутствующей в этих церквах. Гораздо важнееопределить, о чём же христиане не спорят? О том, чтоБог - Творец и Промыслитель мира, как это следует изобщего для всех христиан Священного Писания - Биб-лии? Согласно Торонтской декларации Всемирного сове-та церквей (ВСЦ) 1950 г. Апостольский (VI в. н.э.) и Ни-кео-Цареградский (IV в. н.э.) Символы веры являются теммировоззренческим минимумом, который обеспечиваетчленство во ВСЦ вступающим христианским церквам иденоминациям, и их на сегодняшний день уже 349. Ас-самблеи ВСЦ регулярно проходят каждые семь лет, одна-ко вопрос о естественной теологии ни разу не поднимался.Он не является дискуссионным. Но это не значит, что егопотенциал раскрыт и далее не нужен. Естественное умо-зрение становится всё более актуальным не только придиалоге религий друг с другом, но и в их коммуникацияхс нерелигиозным (научным) мировоззрением.2. О диалоге Православной церкви с исламом. Визвестном споре с сарацинами философ Константин(827-869), в монашестве равноапостольный Кирилл,говорит: «Бог наш, как пучина морская - безмерной ши-роты и глубины, непостижим человеческим умом» [8.С. 332]. Анализ тысячетрёхсотлетней истории богослов-ской полемики и диалога христианства и ислама остав-ляет твёрдую уверенность в том, что в этих встречахиспользовалась преимущественно естественная теоло-гия. «Уникальность диалога с мусульманами состояла втом, что вёлся разговор в плоскости библейской историии библейских парадигм, но к самому тексту Библии какк авторитету прибегать было нельзя! Признавая прин-ципиальную богооткровенность библейских книг, исламучит, что они были искажены иудеями и христианами, ипоэтому реально существующие тексты в силу своейпостулируемой "искаженности" авторитетными для му-сульман не были… В таких условиях основной акцентполемики смещался к рациональным доказательствам,аппеляции к разуму, повседневному опыту, к тому, чтоявляется общим для каждого человека, независимо отего религиозных убеждений», - считает православныйисследователь ислама Ю.В. Максимов [9. С. 6].3. О диалоге РПЦ с иудаизмом. Апологетическийдиалог между православием и иудаизмом - подлинноискренний диалог между религиозными мировоззрения-ми, ведь речь идёт о спасении вечной души собеседника,осуществляется на пути отстаивания, а не сокрытия своихубеждений. Классический пример - «Разговор с Трифо-ном иудеем» мученика II в. Иустина Философа. Из поле-мики Трифона и Иустина следует, что взаимопониманиемежду христианами и иудеями достигается на пути обра-щения к общему наследию - писаниям библейских про-роков, среди которых первый - Моисей - сказал: «В на-чале Бог сотворил небо и землю…» (Быт 1:1). Методыестественной теологии в этих религиях помогают широкоеё использовать для естественно-научной и философскойдемонстрации богосотворённости этого мира, что и дела-ют современные апологеты христианства протоиерейА. Мень, протодиакон А. Кураев и апологеты иудаизмараввин А. Штайнзальц, А. Шредер и многие другие. Сле-довательно, христианско-иудейский диалог на основеестественного умозрения весьма перспективен.4. В диалоге РПЦ с небиблейскими религиями ес-тественная теология является, пожалуй, главным диа-логовым полем, которое начинает даже преобладатьнад ценностно-значимым полем диалога на основе эти-ки межличностных и социальных коммуникаций. Вэтом случае Православная церковь, как и другие хри-стианские конфессии, различает библейские и небиб-лейские веры. В первом случае естественное умозрениевыступает на общих основаниях всемогущества и лич-ностности Бога (с известными оговорками), а при диа-логе с нехристианскими и нетеистическими мировоз-зрениями обращаются к словам апостола Павла вафинском ареопаге: «От одной крови Он произвел весьрод человеческий для обитания по всему лицу земли,назначив предопределённые времена и пределы ихобитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его ине найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и не-которые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его ирод"» (Деян. 17:24-28). Естественная теология в дан-ном случае выполняет миссионерскую задачу, и диалогот этого не страдает, но выигрывает.Итак, естественная теология действительно присут-ствует в диалоге Русской православной церкви с ино-славными христианами и представителями нехристи-анских религий, однако её потенциал далеко не исчер-пан - например, как поле совместного диалога религи-озных людей с представителями нерелигиозного (на-учного) мировоззрения.

Ключевые слова

естественная теология, диалог мировоззрений, Русская православная церковь, natural theology, ideological dialogue

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Майоров Дмитрий НиколаевичТюменский государственный нефтегазовый университетстарший преподаватель кафедры религиоведения (философии) института гуманитарных наук, кандидат богословия Русской православной церкви (Московская духовная академия)dmitriy1967@hotbox.ru
Всего: 1

Ссылки

Месяц С.В. Понятие ΘΕΟΛΟΓΊΑ в античной философии // Философия религии. М.: Наука, 2007. С. 228-247.
Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.: Nota Bene, 1998. 424 с.
Давыденков Олег, иерей. Катихизис. Введение в догматическое богословие. М.: ПСТБИ, 2000. 232 с.
Брук Джон Хедли. Наука и религия: Историческая перспектива / Пер. с англ. М.: ББИ, 2004. 352 с.
Михайлов П.Б. Естественное богопознание в греческой патристике // Философия религии. М.: Наука, 2007. С. 247-264.
О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской православной церкви // Журнал Московской Патриархии. 2011. № 3. С. 71-72.
Петрово служение. Диалог католиков и православных / Под ред. В. Каспера. М.: ББИ, 2005. 284 с.
Димитрий, святитель Ростовский. Жизнь и труды преподобных Мефодия и Кирилла // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней. Май. День одиннадцатый. М.: Рождества Богородицы Пафнутиев Боровский Монастырь, 1997. 830 с.
Византийские сочинения об исламе (тексты переводов и комментарии) / Под ред. Ю.В. Максимова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. 230 с.
 Осуществление диалога Русской православной церкви с представителями религиозных мировоззрений методами естественной теологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Осуществление диалога Русской православной церкви с представителями религиозных мировоззрений методами естественной теологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Полнотекстовая версия