Способы и пути трансформации ритуалов в современном обществе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Способы и пути трансформации ритуалов в современном обществе

Рассматриваются основные направления трансформации ритуалов в современном обществе. Автор статьи полагает, что современные процессы трансформации ритуала связаны с изменением основных свойств и функций традиционного ритуала. Показано, что основные изменения происходят в рамках трех тенденций - возникновение «осовремененных» ритуалов, выполняющих прежние функции; возникновение ритуалов с заранее заданными функциями; индивидуализация самого ритуала.

Methods and ways of rituals transformation in modern society.pdf На каждом этапе развития общества ритуал играетодну из главных ролей в деле стабилизации общества исохранения его целостности. Ритуал присутствует вобществе во всей своей многообразной вариативностив силу самой социальной структуры общества.Под ритуалом мы будем понимать стереотипнуюпоследовательность действий, имеющую символиче-ское и экзистенциальное значение, повторяющуюся вопределенные периоды времени и выражающую в зна-ковой форме ценности группы и/или личности. На ос-новании работ ряда авторов (А. ван Геннепа, М. Элиа-де, Э. Дюркгейма, В. Тернера, А.К. Байбурина,В.Н. Топорова и др.) к основным свойствам ритуала втрадиционной культуре мы относим: символичность,самоценность, знаковую прагматичность. К второсте-пенным, вытекающим из основных, относятся: незаин-тересованное участие, стереотипичность, повторяе-мость, регламентированность.Немецкий исследователь В. Буркерт в работе«Homo Necans», рассматривая функции ритуала в ан-тичной культуре, пришел к выводу, что цель ритуаласодержится в нем самом. Поэтому является «проблема-тичным говорить о «цели» ритуала, поскольку код егопредопределен и привнесенная цель его изменить ужене может, - во всяком случае, она не может нарушитьего целостность» [1. С. 421]. Для нас эта мысль пред-ставляется весьма важной и точной. Ритуал можетиметь некие внешние цели, т.е. ритуальное действиесовершается «для того чтобы». Но даже если исполне-ние ритуала продиктовано некоторой «практической»целью, тем не менее ритуал воспроизводит внутреннеприсущую ему цель, указать на которую мы можемтолько с некоторой долей вероятности. Из сказанногоследует, что выполнение практических функций непротиворечит самоценному характеру ритуала.Одним из первых, кто описал функции ритуала втрадиционном обществе, был Э. Дюркгейм [2]. Анали-зируя ритуалы австралийских аборигенов, Дюркгеймпришел к выводу, что ритуалы имеют ряд жизненноважных функций. Дюркгейм выделяет четыре основ-ных функции ритуала, к которым он относит: функциюсоциализации, интеграции, воспроизводящую и психо-терапевтическую функции.В качестве основных функций ритуала в традици-онном обществе мы, опираясь на данные этнографиче-ских исследований, выделяем следующие функции:функцию социализации, социальной интеграции идифференциации, психотерапевтическую, функциюсохранения социальной памяти.Ритуал, выполняющий социализирующую функ-цию, готовит индивида к социальной жизни, воспиты-вает в нем качества, без которых невозможна его жизньв обществе. Будучи вовлеченным в ритуальную прак-тику, человек «принимает» на себя нормы и ценностиобщества. Функция социализации наиболее выраженновстречается в ритуалах крещения, инициации. По мне-нию одного из крупнейших отечественных этнографовД.К. Зеленина, крестьянские обряды, связанные с кре-стинами, следует рассматривать «как акт приема ново-рожденного в общину» [3. С. 323]. Крещение в древне-русской культуре восточных славян имело не толькорелигиозный, но и социальный смысл. Из сказанноговыше мы можем сделать вывод, что крестины (а такжеритуалы инициации) были направлены на формирова-ние человека социального. Таким образом, функциясоциализации ведет к новому способу бытия человека,«уже не только природно-биологического, но и куль-турно-социологического» [4. С. 46].Интегрирующая функция заключается в утвержде-нии целостности некоторого сообщества людей (про-фессионального сообщества, классового или террито-риального) и в противопоставлении другим обществам.Ритуал необходим для установления солидарности,взаимосвязанности членов коллектива. «Именно в ри-туале люди, на бессознательном уровне, чувствуютсвое единство, ими владеют общие чувства и настрое-ния - то, что отсутствует в повседневной жизни, при-чем в ритуале люди общаются не только друг с другом,но и восстанавливается связь между предками и по-томками, прошлым и настоящим» [5. С. 31]. Из этойцитаты ясно, что ритуал выполняет и функцию связипоколений. Эта функция обеспечивается за счет того,что ритуал играет важную роль в поддержании коллек-тивной памяти, поэтому функцию связи поколений мыбудем называть функцией сохранения социальной па-мяти. Соответственно, ритуалы должны время от вре-мени повторяться для актуализации в памяти индиви-дов опыта прошлых поколений.Следует иметь в виду, что ритуал не только объеди-няет людей в единое целое, но и одновременно отделя-ет от других обществ, тем самым выполняя функциюдифференциации. Утверждая свое единство внутриобщества, эти ритуалы отделяют участников от другихобществ.Психотерапевтическая функция приобретает особоезначение в кризисных ситуациях, например при смертиблизкого человека, или в тех случаях, когда под угро-зой находится единство всего коллектива (например,ситуация войны, смена политического курса и т.д.). Спомощью ритуала достигается чувство солидарности,переживания. С точки зрения А.К. Байбурина, психо-терапевтический эффект ритуала достигается за счетпринципа единообразия поведения, неизменности иобязательности для всех членов коллектива. «Жест-кость программы обеспечивает успешное прохождениенаиболее опасных точек сценария жизни - отсюда…психотерапевтический эффект ритуала [6. С. 26]. Этойже точки зрения придерживался В.В. Вересаев, кото-рый подчеркивал, что «у людей есть необоримая по-требность в торжественно-радостные и торжественно-печальные моменты своей жизни собираться вместе и вчем-то проявлять владеющие ими чувства… Вот тут-тои нужны закрепленные, твердые обряды, определенныерусла, в которые бы могла свободно и легко устре-миться владеющая человеком скорбь или радость» [7.С. 38]. Общий эмоциональный настрой ритуала спла-чивает участников, позволяя ощутить себя единым це-лым перед лицом очередного испытания.Выделение свойств и функций ритуала в традици-онной культуре является отправной точкой для пони-мания процесса трансформации ритуалов в современ-ном обществе. Нас интересует вопрос, какие измененияпроисходят с его свойствами и функциями.В качестве методологической основы для понима-ния сущности таких трансформаций были использова-ны материалы сборника Dynamics of Changing Rituals(«Динамика изменения ритуалов») [8]. В этом сборникесобраны исследования, которые иллюстрируют, какчасто ритуалы подвергаются динамическим изменени-ям. Авторы статей не просто отвечают на вопрос, когдаритуалы изменяются, но и анализируют, у кого естьвласть изменить ритуалы, кто принимает решение обизменении ритуала. Составитель сборника ДженсКрейнат (Kreinath) - доктор философии - в общих чер-тах обрисовывает аналитическую матрицу теоретиче-ских проблем по динамике изменения ритуалов.Зафиксировав тот факт, что в процессе историче-ского времени ритуалы могут меняться, Крейнат при-ходит к выводу, что изменения в ритуале происходятдвояким способом [8. С. 275]. В первом случае измене-ния касаются отдельных элементов ритуала, но приэтом ритуал сохраняет свою идентичность. Во второмслучае изменения в ритуале преобразовывают его вочто-то еще. Поэтому можно различить модификацииритуала и его преобразования. Под модификациямиритуала Крейнат понимает изменения в ритуале, кото-рые являются идентичными этому ритуалу, в то времякак преобразование - это изменение самого ритуала.Поэтому об изменении ритуала мы можем говорить впределах двух этих крайних точек.Выделение двух типов изменения ритуала пред-ставляется для нас важным шагом на пути осмыслениядинамики трансформации ритуалов в XXI в. Мы мо-жем выделить три тенденции в трансформированииритуалов в современном обществе: возникновение «но-вых» ритуалов, выполняющих прежние функции; воз-никновение сознательно сконструированных ритуалов,ориентированных на выполнение заданных функций;индивидуализация самого ритуала.Первая тенденция связана с возникновением «но-вых» ритуалов, призванных выполнять те же функции,что и ритуалы в традиционном обществе.В современном обществе складываются ритуалы,которые мы можем назвать ритуалами социальногопризнания. Под ритуалом социального признания мыпонимаем вид ритуала, главной функцией которогоявляется «вписывание» индивида в новое для него со-общество. Ритуалы социального признания являютсятрансформированными ритуалами инициации. Эти ри-туалы имеют характер перехода. Современные ритуалысоциального признания во многом сохранили чертыинициационных ритуалов. Этот ритуал разбивается вовремени на ритуалы отделения от предыдущего со-стояния, промежуточный этап, характеризующийсяопределенными испытаниями, и, наконец, включение вновое общество и закрепление за индивидом новогосоциального статуса.Специфика ритуала социального признания в со-временном обществе заключается в том, что он служит«маской», с помощью которой эмоции скорее контро-лируются и скрываются, чем выражаются. Другимисловами, в современных условиях ритуал социальногопризнания принял вид правил этикета и не более того.Однако это не дает нам права отказать в существова-нии этого типа ритуала. Он продолжает функциониро-вать как нерефлексивное выражение социального чув-ства. Примером этого ритуала является ритуал приня-тия гражданства.Как сообщает К. Монтадон в своем докладе на рус-ско-французской конференции, во Франции в 1990-х гг.сложился определенный ритуал принятия лиц вофранцузское гражданство. Выдача документов основа-на на ритуализации жестов и речей, что позволяет прилюбых обстоятельствах видеть динамику взаимодейст-вий между приглашенными и приглашающими иуправлять ею. Посредством этих актов принимающаясторона (правительство Франции) создает эмигрантамусловия для того, чтобы эти люди могли без труда ин-тегрироваться в новое для себя общество [9. С. 119].Завершение правильно организованного ритуала явля-ется гарантией социального признания субъекта в но-вом статусе. Мы видим, что данный вид ритуала при-зван выполнять те же функции, что и ритуалы тради-ционных обществ: социализации, интеграции и одно-временно дифференциации.Вторая тенденция связана с возникновением ритуа-лов, призванных выполнять определенные функции,четко прописанные их «создателями». Прежде всего,имеется в виду идеологическая функция ритуала.Идеологическая функция особенно ярко присутствует всовременных политических ритуалах. Политическийритуал представляет собой стандартизованное повто-рение политически значимых действий, идеологическисанкционированных и драматически инсценированных,с целью регулярного подтверждения и укрепления со-циально-политических порядков. Политические ритуа-лы призваны сформировать в сознаниях людей единуюсистему ценностей, обязательную для всех и охваты-вающую все сферы жизни человека. С помощью поли-тических ритуалов происходит конституирование со-циальной идентичности - формирование в сознаниииндивидов чувства со-причастности своему городу(стране). Символы организуют участников в сегмен-тарные группы, временно отделяя от другого сообще-ства (например, при проведении мероприятий, посвя-щенных Дню милиции, Дню учителя и т.д.), или же,наоборот, символы могут выполнять функцию объеди-нения всех людей, принадлежащих разным слоям вобщую группу (День Победы и др.). К политическимритуалам также принято относить шествия, демонстра-ции, инаугурации и др.Все политические ритуалы являются действиямисимволическими. Они не носят целесообразно-практический характер. В них в очень малой степениприсутствует информативность, но, тем не менее, уча-стники, как правило, знают, о чем пойдет речь. В ри-туализованных шествиях актуализируется идея единст-ва общества (государства, нации). Актуализация этойидеи происходит через отсылку к определенным сим-волам. В любом политическом ритуале важна формаего исполнения. И в ритуальных шествиях, и в риту-альной церемонии инаугурации форма проведения ри-туала присутствует как самоцель, т.е. основная задачаорганизаторов ритуала - сохранение его устоявшейсяформы. Единственное свойство ритуала, которое внаименьшей степени присутствует в политических ри-туалах, - это бескорыстие намерений. Политическийритуал в большей степени прагматичен, чем другиевиды ритуала. И речь здесь идет как о знаковой, так иоб утилитарной прагматике. Политический ритуалимеет весьма определенную прагматическую установ-ку - установку на единение нации, на выражениечувств групповой солидарности. Однако политическийритуал совершается не только с символической це-лью - объединение общества, но и с практической -навязать посредством исполнения ритуала определен-ные идеологические идеи.Исходя из вышесказанного, можно заключить, чтоособенностью современных политических ритуаловявляется их рефлексивное создание. Политические ри-туалы создаются с определенным намерением, их про-ведение подчинено определенной цели, и поэтому ониимеют характер симулякров, т.е. от ритуала как таково-го осталась только форма, а вместо подлинного содер-жания в него встроены модели, отвечающие на соци-альные запросы.Следует иметь в виду, что первые две тенденции втрансформации ритуала протекают не независимо другот друга. Они представляют собой два тесно перепле-тенных процесса, разделяемых лишь аналитически.Третья тенденция в трансформации ритуалов каса-ется изменения ритуального поведения на индивиду-альном уровне. Но и здесь трансформации являютсяреакцией на изменение социальной реальности. Спе-цифику современных ритуалов определяет спецификасовременного общества, а именно общества, основан-ного на потреблении.При рассмотрении европейского общества можноговорить о том, что привычные, повседневные дейст-вия приобретают ритуальный характер (но для от-дельного индивида). В западноевропейской традициииндивидуальный ритуал является уникальным, еди-ничным поведением. В этой культуре индивидуаль-ные ритуалы направлены на то, чтобы отделить себяот общества, показать себя Другим по отношению кданному обществу, выразить свою индивидуальность.Индивидуальные ритуалы гораздо менее сильные,менее впечатляющие, чем коллективные. Индивиду-альный ритуал «применяется» прежде всего в процес-се индивидуации, как выражение своей самости. Це-лью индивидуального ритуала в этом случае, скореевсего, является утверждение себя - своих мнений,представлений. Поэтому многие бытовые действия,например поход по магазинам, вполне можно рас-сматривать как своеобразный ритуал. Выбор времении места шопинга - символический код, который ука-зывает окружающим на социальное положение чело-века, профессиональную занятость и др. Ритуаломстановится практически любое действие из повсе-дневной жизни человека. Человек начинает непре-рывно совершать ритуалы: дома, на службе, в транс-порте. Таким образом, сама повседневность становит-ся ритуальной. Имея символическое выражение и эк-зистенциальное значение для индивида, этот ритуалобладает высокой степенью знаковой прагматичности(большей, чем в традиционной культуре). Вместе стем мы должны отметить, что этот ритуал являетсясознательно сконструированным для достижения кон-кретной цели. Поэтому говорить о его «самоценно-сти» проблематично.При анализе трансформаций ритуала в сторону егоиндивидуализации первое, на что следует обратитьвнимание, - на саму форму ритуала. Индивидуальныйритуал не подчинен таким жестким законам, как ри-туалы коллективные, имеющие значение для всего об-щества или для группы людей. Поэтому индивидуаль-ный ритуал по большей части не обладает регламенти-рованностью (со стороны традиции или обычая), он вбольшей степени, чем коллективные ритуалы, подвер-жен изменениям, а значит, и не стабилен. Исключениесоставляет так называемое гипертрофированное ритуа-лизованное поведение, связанное с психическим от-клонением. В этом случае больной выполняемые риту-альные действия расценивает как абсолютно обосно-ванные и необходимые [10. С. 105]. Можно сказать, чтов данной ситуации ритуализованные действия приоб-ретают индивидуальный характер, они имеют значениетолько для одного человека, в данном случае - психи-чески больного.Яркий пример гипертрофированной ритуализацииповедения показал Дастин Хоффман в фильме «Чело-век дождя». Герой фильма следует жестким правилам,носящим ритуальный характер: определенная еда, точ-ное время сна, одежда из конкретного магазина, обяза-тельное соблюдение всех правил и т.д. Почему эти дей-ствия мы должны расценивать как ритуал, а не как на-бор формальных правил, привычек?Очевидно, исполнение индивидуального ритуала вданном случае формирует искусственный «индивиду-альный» мир, существующий по определенным зако-нам. Так же как и законы внешнего мира, законы этого«индивидуального» мира не должны быть нарушены.Нарушение законов этого мира грозит его распадом,так как мир этот организован исключительно на жест-ких ритуализованных правилах. Искусственный мир,созданный из набора правил и ритуальных действий,заменяет человеку, имеющему подобное психическоеотклонение, мир реальный.Более того, индивидуальные ритуалы обеспечиваютадекватную защиту от постороннего вмешательства вэтот мир, которое может разрушить его целостность.Однако описанное выше поведение является крайнимслучаем «злоупотребления» индивидуальными ритуа-лами. В целом действия индивидуального ритуала со-храняют свое символическое значение, которое прояв-ляется в знаковой форме ритуала.По преимуществу современные тенденции транс-формации ритуала так или иначе связаны с модифи-кацией свойств ритуала. Изменившиеся свойства ри-туала трансформируют его в поведение, отвечающеесовременным условиям существования. Таким обра-зом, процесс трансформации ритуалов связан с еговзаимосвязью с социальной, политической и культур-ной средой, которая, в свою очередь, подвержена из-менениям (миграциям, росту численности, смене вла-стных отношений и др.). Поэтому можно сказать, чтоизменения ритуалов являются не только следствием,но и «индикатором» социальных изменений. Мы по-казали, что внешне жестко регламентированное риту-альное поведение вполне подвержено изменениям,что не противоречит природе самого ритуала. Транс-формация ритуала происходит незаметно для его уча-стников, поэтому изменения в самом ритуале практи-чески не видны и сохраняются в сознании участниковкак постоянные, стереотипные, устоявшиеся формыповедения.

Ключевые слова

ритуал, свойства и функции ритуала, ритуал социального признания, политический ритуал, индивидуальный ритуал, ritual, properties and functions of ritual, social acknowledgement ritual, political ritual, individual ritual

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хамрина Юлия АлександровнаТомский государственный университетаспирант кафедры социальной философии, онтологии и теории познания философского факультетаhamrina086@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Буркердт В. Homo Necans. Жертвоприношения в древнегреческом ритуале и мифе (перевод) // Жертвоприношение: ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней / Науч. ред. Л.И. Акимова и А.Г. Кифишин. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 405-478.
Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. Le systeme totemique en Australie // Paris: Les Presses universitaires de France, cinquieme edition. 1968. URL: http://classiques.uqac.ca/classiques/Durkheim_emile/durkheim.html (дата обращения: 15
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. 511 с.
Некрашевич Р.И. «Внекультурная» функция ритуала // Мир психологии. 2003. № 1. С. 45-54.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно семантический анализ восточно-славянских ритуалов. СПб.: Наука, 1993. 223 с.
Байбурин А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Этнознаковые функции культуры. М.: Наука,1991. С. 23-42.
Угринович Д.М. Обряды. За и против. М.: Политиздат, 1975. 175 с.
Krtinath Jens. Teoretical Afterthoughts // The dynamics of changing rituals: the transformation of religious rituals within their social and cultural context / Еd. by Jens Krtinath, Constance Hartung, Annette Deschner. N.Y., 2004. P. 267-282.
Монтадон К. 90-е годы: возникновение новых ритуалов приема в связи с ростом общественной и профессиональной мобильности принимаемых // Традиционные и современные модели гостеприимства: Материалы российско-французской конференции 7-8 октября 2002 г. М.: РГ
Ершова Г.Г. Ритуал как способ организации жизнедеятельности коллектива // Мир психологии. 2003. № 1. С. 103-110.
 Способы и пути трансформации ритуалов в современном обществе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Способы и пути трансформации ритуалов в современном обществе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Полнотекстовая версия