Русские праздники как датирующие элементы в летописях (по материалам новгородских летописей) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Русские праздники как датирующие элементы в летописях (по материалам новгородских летописей)

Приведен анализ использования в летописях русских праздников как датирующих элементов. Летописи дают пример практического применения месяцеслова, который на протяжении XI-XX вв. активно пополнялся русскими святыми и праздниками. о летописям мы можем отследить, какие святые были наиболее почитаемы в тот или иной период времени в разных частях Руси, когда они стали известны настолько, что их памяти стали использовать как датирующие элементы. Делается вывод о том, что уже к концу XII в. русские святые и праздники не только пополнили списки святых угодников, но и прочно утвердились в месяцесловах и стали использоваться в качестве датирующего элемента в летописях. Их анализ помогает исследователям не только установить время составления текста, но и идеологические пристрастия летописца.

Russian holidays as dating elements in chronicles (based on the materials of Novgorod chronicles).pdf Спустя непродолжительный промежуток временипосле принятия христианства Русская православнаяцерковь стала пополнять месяцеслов (церковныйкалендарь) своими (русскими) святыми и праздника-ми. Первые праздники были установлены уже вовторой половине X в.: 952 г. - освящение Софии ки-евской (память отмечается в месяцесловах 11 мая);996 г. - освящение Десятинной церкви (12 мая) [1.С. 88-89, 117].Первые упоминания русских святых в месяцесловахотносятся ко второй половине XII в. [1. С. 118]. Однакоученые продолжают спорить о времени, обстоятельст-вах канонизации русских святых, а также о статусерусских праздников (местное почитание или же обще-русское).Еще одним вкладом в решение этой проблемы мо-жет быть исследование использования русских празд-ников и памятей в летописях в качестве датирующихэлементов. Общеизвестно, что русские летописцы при-меняли месяцеслов как календарь для датирования ис-торических событий, причем они вообще могли опус-кать юлианское число, считая достаточным указатьмесяцесловную отсылку, т.е. имя святого, память кото-рого отмечалась в этот день.Памяти святым относились к непереходящим хри-стианским праздникам и ежегодно чествовались в однии те же дни. Таким образом, в летописях перед намипредстает практическое применение месяцеслова вповседневной жизни древнерусского общества. Имен-но по летописям мы можем отследить, какие святыепраздники были наиболее почитаемы в тот или инойпериод времени, когда они получили распространениенастолько, что их имена стали использовать как дати-рующие элементы.Целью нашей работы является выявление и анализрусских памятей, используемых летописцами в качест-ве датирующих элементов. В качестве материала дляисследования были выбраны новгородские летописи,представляющие, во-первых, наиболее древнюю лето-писную традицию, а во-вторых - наиболее полную. Вчастности, для работы нами привлечены: Новгородскаяпервая летопись (далее - НПЛ) старшего извода - Си-нодальный список (далее - Син.) и младшего извода -Комиссионный список [2] (далее - Ком.), Софийскаяпервая летопись старшего извода (списки М.А. Обо-ленского, Н.М. Карамзина) [3] (далее - СПЛ) и Новго-родская четвертая летопись [4] (далее - НЧЛ).Кроме того, для сравнительного анализа дополни-тельно мы использовали Лаврентьевскую летопись, пред-ставляющую еще один древнейший список (1377 г.), ноотносящуюся к другой летописной традиции.В ходе исследования было установлено, что наи-меньшее количество русских памятей содержится вдревнейшем летописном списке - Син., всего три рус-ские памяти. Это такие праздники, как: освящениехрама великомученика Георгия в Киеве, отмечается26 ноября - Юрьев день, осенний (6704 г.), 2 мая - пе-ренесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба(«Боришь» день) и Спаса Всемилостивого и ПресвятойБогородицы (Спасов день) - 1 августа (6736 г.).Память Бориса и Глеба, как датирующий элемент,употреблена в Син. дважды в 6740 и в 6767 гг. Наи-большее количество отсылок к русским праздникам исвятым содержится в Ком. - 10 раз, среди них памяти:Покров Пресвятой Богородицы - 1 октября (6907 г.);Юрьев день, осенний - 26 ноября (6704 г., 6910 г.); пе-ренесение мощей Бориса и Глеба - 2 мая или 24 июля(6740 г., 6767 г. - «канунъ Бориша дни», 6856 г.); пере-несение мощей из Мир Ликийский в Бар святителя ичудотворца Николая Мирликийского - 9 мая (6712 г.);равноапостольного великого князя Владимира - 15 ию-ля (6748 г., 6907 г.); Спаса Всемилостивого и Пресвя-той Богородицы - 1 августа (6736 г., 6848 г., 6856 г.).В СПЛ семь раз русские памяти выступают в каче-стве дат. Состав памятей в этой летописи несколькоотличается от того, что использован в НПЛ.Набор русских праздников следующий: память вчесть убиения святого благоверного князя Глеба -5 сентября (6685 г.); преставление святителя Петра,митрополита Московского и всея России чудотворца -21 декабря (6913 г.); перенесение мощей князей Борисаи Глеба - 2 мая или 24 июля (6759 г., в 6855 г. - «канунБориса и Глѣба»); перенесение мощей Николая Мир-ликийского (6748 г.); равноапостольного великого кня-зя Владимира - 15 июля (6749 г.); Спаса Всемилости-вого и Пресвятой Богородицы - 1 августа (6855 г.).В НЧЛ 6 отсылок к русским памятям. В основном ониповторяют те, что мы наблюдали в СПЛ, однако здесьнет памяти князю Владимиру (6748 г.), но есть другойрусский праздник - Юрьев день (6704 г.). В таблицеприведены все русские памяти, использованные в нов-городских летописях, с указанием исторического сю-жета, который они датируют. Рассмотрим некоторые изних более подробно.Память освящения храма великомученика Георгия вКиеве (26 ноября) была установлена в правление Яро-слава Мудрого в честь освящения храма небесного па-трона этого князя.Обстоятельства установления празднования именнов этот день еще не выяснены до конца [1. С. 95-98; 5.С. 154-163]. Видимо, праздник довольно быстро при-обрел не только общерусское значение, но и общесла-вянское, о чем свидетельствуют самые ранние упоми-нания этого праздника в старославянском Ассемание-вом Евангелии второй половины XI в. и новгородскойСлужебной Минее 1097 г., а также в новгородскомЮрьевском Евангелии 1119-1128 гг. [1. С. 96, 118; 6.Т. 2. С. 366]. В прологах он встречается не ранее вто-рой половины XIII в. [5. С. 154].Святой Георгий был одним из самых почитаемыхсвятых не только у русских, но и у южных славян, чтоподтверждается указанием этого праздника также вболгарских и сербских месяцесловах [1. С. 97, 98].Упоминание же этого праздника в одном из древней-ших из сохранившихся списков летописей - Син. под1196-1197 г. - говорит о том, что к этому моментуЮрьев день (осенний) прочно вошел в состав древне-русских месяцесловов. Интересна формулировка меся-цесловной отсылки в летописи «на Гюргевъ день,осень, Ярослава князя» [2. С. 43], и нет юлианскогочисла. Это свидетельствует о том, что, во-первых, этотпраздник четко атрибутирован к празднованию именно26 ноября, поскольку существовало еще весеннее по-миновение святого Георгия - 23 апреля.Включение в состав памяти имени князя Ярослава,установившего празднование, совпадает с «пролож-ными» формулировками и расходится с месяцеслов-ными, в которых не было упоминания имени Яросла-ва [5. С. 154, 157], что может быть еще одним под-тверждением нашей гипотезы об использовании Про-логов при написании новгородских летописей [7.С. 43-44; 8. С. 25; 9].Примечательно, что в Ком. нет упоминания о Яро-славе. Второй раз в НПЛ эта память в качестве дати-рующего элемента использована в Ком. под 6910 г. итоже без упоминания имени Ярослава (таблица).Русские памяти новгородских летописей как датирующие элементыДатаюлианскогокалендаряИмя святого /праздник№ годовот С.М. СПЛ НПЛСин.НПЛКом. НЧЛ Сюжет1 2 3 4 5 6 7 85 сентябряСвятого благовер-ного князя Глеба(5 сентября)6685 На убиение ГлебовоЕстьсюжет, нобез датыЕсть сюжет,но без датыНа убиениеГлеебовоПрозрение Мстислава и ЯрополкаРостиславичей в Смоленске вцеркви святых мучеников Борисаи Глеба на Смядине1 октября Покров ПресвятойБогородицы 6907 Нет этого года иизвестияНет этогогода1 октября наПокровъ Свя-тыя Богороди-цаЕсть известиебез датАрхиепископ новгородский Иоаннпоставил каменную церковь По-крова Богородицы в Зверинце подНовгородом и освятил ее6704 Есть только сюжетбез датНа Гюр-гевъ день,осень,ЯрославакнязяНа осенныиЮрьевъ деньНа Юрьевьдень, осен-ныиНовгородцы выгнали из городакнязя Ярослава Всеволодовича,князя Черниговского26 ноябряОсвящения храмавеликомученикаГеоргия в Киеве(Юрьев день, осен-ний) 6910 Нет этого сюжета Нет этогогодаЮрьев день,осеннийЗдесь тожеизвестие, но«отъ Лоукинадни до мар-та», в Ново-российскомсписке (БАН,№ 1107) «отъМикулина»дниВсю зиму ездили на конях черезр. Волхов от Юрьева дня до марта21 декабряПреставлениясвятителя Петрамитрополита Мос-ковского и всеяРоссии чудотвор-ца, ум. в 1326 г.(21 декабря)6913На память престав-ления нового чудо-творца и святителяпресвященногоПетра митрополитаНет этогогодаНет этогосюжетаНа памятьпреставлениянового чудо-творца исвятителяпресвящен-ного ПетрамитрополитаУмер князь Семен ДмитриевичСуздальский, до того пребывал вВятке6740 Нет этого сюжета «Боришь»деньНа памятьсвятых муче-никъ Бориса иГлѣбаНет этогосюжетаСвятослав Мстиславович с полоча-2 мая или нами взял Смоленск20 мая /24 июляПеренесение мо-щей благоверныхкнязей Бориса иГлеба 6759 Канунъ Боришу днии на Боришь деньНет этогосюжетаНет этогосюжетаНет этогосюжетаПодошли татары к Переяславлюпротив князя Андрея ЯрославичаСуздальскогоО к о н ч а н и е т а б л и ц ы1 2 3 4 5 6 7 86767 Нет этого сюжетаКанунъБоришадниКанунъ Бори-ша дниНет этогосюжетаБыл мороз сильный в новгородскойволости6855/6856 Канун Бориса иГлеба (6855)Нет этогогодаНет прямогоуказания напамять, ноесть фраза«пособиемъ исвятою муче-нику Бориса иГлѣба помо-щью» (6856)Канун Борисаи Глеба(6856)Битва на поле Жабче новгородцеви шведского короля Магнуша6712 9 мая (только юли-анская дата)9 мая(толькоюлиан-ская дата)В тот же деньсвятого отцаНашего Нико-ла принесениечестных мо-щей егоТолько сю-жет без датКрестоносцы поставили своегоцаря, латинянина, Кондо Фларендав 9 мая ЦарьградеСвятителя и чудо-творца НиколаяМирликийского,перенесение мо-щей из Мир Ли-кийских в Бар(9 мая) 6748 Николин день Нет этогосюжетаНет этогосюжетаНа Николиндень Татары взяли Киев6748/6749Святого великогокнязя Владимира,крестившего Рускуюземлю, нареченногоименем в святомкрещении Василия(6749)Нет этойпамяти,но естьпервыедве извсегокомплек-са (6748)Святого вели-кого князяВладимира,крестившегоРускую землю,нареченногоименем всвятом креще-нии Василия(без юлиан-ской даты)(6748)Только дата,причем дру-гая - 25 июля(6748)Битва Александра Невского протившведов15 июляРавноапостольноговеликого князяВладимира, восвятом крещенииВасилия (15 июля)6907 Нет этого сюжета иэтого годаНет этогогодаОт Володиме-рова дниЕсть известиео том, чтоприехал, нобез дат исроков пре-быванияКнязь Андрей Дмитриевич, братвеликого князя Василия Дмитрие-вича приехал Новгород и был тамот Володимерова дни до Семеновадни лѣтопроводца6736 Есть только сюжетбез датНа Спа-совъ деньНа СпасовъденьЕсть толькосюжет без датЕмь пришла воевать на Ладожскоеозеро. Весть об этом дошла доНовгорода «на Спасовъ день»6848 Нет этого сюжета На Спа-совъ деньНа СпасовъденьНа Спасовъ1 августа день Пожар в СмоленскеСпас Всемилости-вый и ПресвятаяБогородица6856/6855 Сп(а)совъ д(е)нь(6855)Нет этогогодаНа Спасовъдень (6856)На Спасовъдень (6856)Король Магнуш лестью взял Оре-ховецВ новгородских летописях наиболее часто исполь-зуемыми русскими праздниками являются памяти Бо-рисоглебского цикла (6740, 6759, 6767, 6855/6856 гг.),в НПЛ - три раза, в СПЛ - дважды и в НЧЛ - одинраз, причем в трех случаях их четырех день обозна-чен, как «канунъ» Бориса и Глеба («Бориша дни»), т.е.за день до праздника. Впрочем, частое применениепраздников борисоглебского цикла характерно нетолько для новгородских летописей, но и других. Так,в Лаврентьевской эти памяти применены как дати-рующие элементы пять раз.В месяцесловной традиции существует четыре дняпоминовения этих русских князей-мучеников:24 июля - память Бориса и Глеба (в день убийстваБориса); 5 сентября - память благоверного князя Гле-ба (в день его гибели) и две памяти в честь перенесе-ния мощей этим святым: 2 мая в честь события, про-изошедшего в 1115 г. - день перенесения мощей этихсвятых Владимиром Мономахом со Святоcлавичами и20 мая - перенесение их мощей в 1072 г. сыновьямиЯрослава Мудрого. Только три из четырех памятей (2,20 мая и 24 июля) могли называться «Борисовымднем». Память, отмечаемую 5 сентября, никогда такне называли, поскольку в этот день всегда поминалсятолько Глеб.Если попытаться атрибутировать каждый случайиспользования памяти князей-страстотерпцев к кон-кретному празднику, то получается следующая кар-тина.Самое ранее использование «Боришь» дня в новго-родских летописях (точнее в НПЛ) относится к 6740 г.,т.е. к началу 40-х гг. XIII в. Этой месяцесловной от-сылкой датируется взятие Смоленска СвятославомМстиславичем.Всего в статье 6740 г. упомянуто четыре хроноло-гических элемента, конкретизирующих время свер-шения событий в рамках этого года, которые вы-страиваются в следующую хронологическую после-довательность: на зиму; на память святых мучениковБориса и Глеба; 8 октября, на память мученицы Пе-лагии; 17 марта, на память святого Алексия, челове-ка Божия.В данном случае невозможно поместить все при-веденные хронологические элементы в рамки одногогода. Как видно из набора хронологических элемен-тов, какие-то события предыдущего или последующе-го года попали в рамки рассматриваемого нами года.Тем не менее соглашусь с Н.Г. Бережковым, что в6740 г. НПЛ использован мартовский календарныйстиль [9. С. 262].Отсутствие ссылки на день недели или другие болееточные хронологические ориентиры не позволяет намболее точно установить дату взятия Смоленска, по-скольку в хронологический отрезок между «на зиму» и8 октября попадает празднование всех трех «Борисо-вых дней». Поэтому потенциальными датами остаютсятри - 2 или 20 мая или 24 июля. Необходимо привле-чение дополнительных источников для окончательноговыбора между этими тремя датами.Также невозможно определить точную юлианскуюпривязку «Бориша» дня и в 6759 г. Зато две другие от-сылки к памяти Бориса и Глеба можно достаточно точноотнести к конкретному юлианскому числу. В 6767 г. это,безусловно, был день майского поминовения святыхугодников, скорее всего - 2 мая, а не 20, поскольку мо-розы, о которых идет речь в сюжете, в начале мая болеевероятны, чем в конце месяца. В 6855/6856 г. (НПЛ,НЧЛ и СПЛ расходятся здесь в годовом значении) опре-делить точную датировку помогают другие хронологи-ческие привязки, которыми сопровождается описаниеданного столкновения русских со шведами.В НПЛ нет прямого указания на память Бориса иГлеба, но фраза, используемая в ней, позволяет косвен-но датировать днем Бориса и Глеба - «пособиемъ исвятою мученику Бориса и Глѣба помощью» [2.С. 360]. Кроме указания на то, что битва новгородцев свойсками шведского короля Магнуса VII на поле Жаб-че произошла «в канунъ Бориса и Глѣба» (23 июля) поверсии СПЛ, есть еще и другие хронологические ука-зания. Далее во всех трех летописях говорится о том,что Ореховец был лестью взят шведским королем на«Сп(а)совъ д(е)нь» (1 августа), затем не получившиеподдержки великого князя новгородцы сами пошли кОреховцу, не решаясь взять его, и стояли под городомот «госпожино говенье» (после Успения Богородицы,15 августа) «до великого заговенья», штурм началитолько в понедельник «чистой» или «Федоровой неде-ли», т.е. первой недели Великого поста, которая начи-налась в 1349 г. в понедельник 23 февраля, а Пасха бы-ла 12 апреля. Наконец, взяли город новгородцы вовторник на память обретения честной главы ИоаннаПредтечи (24 февраля) [2. С. 359-361; 3. Стб. 419-428;4. С. 276-279].Наиболее цельно весь этот рассказ о борьбе заОреховец представлен в СПЛ. В НПЛ он прерываетсядвумя вставками, причем не совсем удачно выстроен-ными хронологически. Так, после взятия Ореховцашведскими войсками помещена вставка о пожаре вНовгороде «на преставление Иоанна Богослова»(26 сентября), а затем - небольшое сообщение обокончании росписи церкви святого Воскресения на«Деревяницѣ на зачатие Ивана Крестителя»(23 сентября). Как видно, здесь нарушена хронологи-ческая последовательность.Интересно отметить, что разница в годовых показа-ниях летописей не является простой ошибкой, а ре-зультатом применения разных календарных стилей.Так, НПЛ и НЧЛ, указывая 6856 г., используют мар-товский календарный стиль, а СПЛ, ссылаясь на6855 г., ориентируется на постмартовский календарныйстиль.С.В. Цыб считает, что самое позднее использованиеэтого стиля относится к 6830 г. [10. С. 216-219]. СПЛдает нам пример того, что это не так, и есть болеепоздние примеры использования этого стиля.Необходимо отметить, что в рассматриваемой ста-тье, возможно, есть еще один русский праздник «Спа-сов день» - Спаса Всемилостивого и Пресвятой Бого-родицы (1 августа). В аграрно-народном календаре су-ществует три праздника, имеющих название «Спасовдень», каждый из которых ассоциируется с конкретнымхристианским празднеством. Все они отмечаются вавгусте.Первый - медовый Спас (1 августа) и соответст-вующий ему христианский праздник - ПразднествоВсемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.О времени установления этого праздника на Русисреди исследователей нет однозначного мнения. Одна-ко они сходятся в том, что праздник был установленпосле 1164 г. русским князем Андреем Боголюбским вчесть знамений от образа Спасителя во время сраженияего войска с волжскими болгарами и мифологическогосражения греческого царя Мануила с сарацинами [11.С. 91-92].Сергий считал, что установление этого праздникапроизошло «не ранее 1167 года и не позднее 1169 года»[6. Т. 3. С. 298].Самое ранее упоминание этого праздника в рукопи-сях месяцесловов О.В. Лосева относит к началу XIII в. -в Архангельском-1 Евангелии и Троицком КондакареРГБ ТСЛ № 23 [1. С. 109]. Однако, по мнению этой ис-следовательницы, этот праздник не приобрел «офици-ального и общерусского значения, так как по сравнениюс другими праздниками, установленными Андреем Бо-голюбским… она (память об этом празднике. - Н.И.)встречается в месяцесловах крайне редко», сначала вростовских рукописях, и только с середины XIV в. этотпраздник «спорадически упоминается в месяцесловахмосковского происхождения» [1. С. 109].Самыми ранними Прологами, содержащими этотпраздник, были Прилуцкий первой четверти (начала?)XV в. и Рогожский № 511 первой трети XV в. [5.С. 244]. Сергий считал, что в Русской церкви этотпраздник отмечался уже с XII в. «при русском митро-полите Константине II», т.е. не позднее 1169 г.Второй Спас - это яблочный Спас. Он соответству-ет христианскому празднику Преображения ГосподаБога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа). НаВостоке празднование стало отмечаться не позднееV в., и этот праздник не относится к русским. В лето-писи он поминается как Преображение (например, встатье 6504 г.), однако в более поздних статьях встре-чается и как Спасов день с указанием юлианского чис-ла и слова «канун» (6907 г.).Третий Спас - Спас на полотне (16 августа). Ему соот-ветствует праздник Перенесения из Едессы в Константи-нополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа ИисусаХриста при Константине VII Багрянородном (912-959 гг.). Два последних могли также носить иное назва-ние - «Образов день», которое также встречается в НПЛ.У нас есть предположение что в статье 6855/6856новгородских летописей в качестве датирующего эле-мента использован именно русский праздник (1 авгу-ста). Это может означать, что месяцесловы, которымипользовались летописцы, содержали этот праздник,т.е. уже в 20-х гг. XIII столетия праздник Спаса Все-милостивого был известен и отмечался, по крайнеймере, в северо-русских землях. В частности, в анали-зируемой нами статье этот праздник присутствует вовсех новгородских летописях (НПЛ, СПЛ, НЧЛ).Причем это не самый ранний случай использованияэтого праздника как датирующего элемента. В статье6736 г. НПЛ (и в Син., и в Ком.) помещено известие отом, что Емь пришла воевать на Ладожское озеро.Весть об этом дошла до Новгорода «на Спасовъ день»[2. С. 65, 270].В Лаврентьевской летописи самое ранее использо-вание этого праздника как датирующего элемента от-носится к 6793 г., и речь идет о победе русских войскнад литовскими «в канунъ Спасову дни» [12. Стб. 483].Для окончательного решения этого вопроса необходи-мы привлечение дополнительного материала и прове-дение лингвистического изыскания.Есть еще одна месяцесловная отсылка, связанная скнязьями страстотерпцами. Это известие 6685 г. опрозрении Мстислава и Ярополка Ростиславичей, ос-лепленных Всеволодом в Смоленске в церкви святыхмучеников Бориса и Глеба на Смядине (на месте ги-бели князя Глеба), которое произошло «на убиениеГлебово» [3. Стб. 244].О.В. Лосева пишет о том, что самое раннее упоми-нание этого праздника в месяцесловах относится кXIII-XIV вв. (Холмское Евангелие второй половиныXIII в., Лбовский Пролог 1262/1282 г.) [1. С. 94, 118].При этом, по ее мнению, данное упоминание в лето-писи этой памяти и является приблизительным вре-менем учреждения «культа князя Глеба», появлениекоторого связано с возвышением Смядынского мона-стыря [1. С. 95]. Однако, на наш взгляд, употреблениекакой-либо памяти как датирующего элемента в лето-писях происходит уже после того, как праздник ут-вердился достаточно прочно хотя бы на какой-то тер-ритории и был внесен в месяцесловы либо календаридругих богослужебных книг (Прологи, Минеи).Контекст данной летописной статьи не позволяетговорить о том, что в данном случае произошло уста-новление какого-то нового праздника, напротив, на-водит на мысль об известности этого дня. Быть мо-жет, в данном случае мы имеем дело с остатками ме-сяцесловов, не дошедших до наших дней.Интересно отметить, что эта память является са-мым ранним случаем использования русской памяти вкачестве датирующего элемента в новгородских лето-писях.Другим еще более ранним случаем использованиярусского праздника как даты в летописях являетсястатья 6601 г. Лаврентьевского списка, причем этотоже память Борисоглебского цикла (24 июля). Вновгородских летописях ссылка на память в честьперенесения мощей святого Николая Мирликийского(9 мая) в качестве датирующего элемента использу-ется составителем Ком. летописи уже в началеXIII в. (6712 г.) при описании взятия Царьграда [2.С. 245]. В месяцесловах же впервые этот праздникначинает отмечаться лишь в середине XIII в.О.В. Лосева первое упоминание праздника 9 мая вмесяцесловах относит к середине XIII в. (ОршанскоеЕвангелие) [1. С. 102].В Минеях и Прологах эта память впервые исполь-зуется с середины XIV в. (Минея праздничная сер.XIV в. РНБ Соф. 382; Пролог сер. XIV в. РНБ F.n 47)[1. С. 118]. Получается, что в летописи эта память какдатирующий элемент применена раньше, чем в меся-цесловах. Это говорит о том, что до нас не дошли бо-гослужебные книги более раннего периода, в которыхэта память присутствовала и которыми пользовалисьлетописцы.При описании битвы Александра Невского протившведов в 6748/6749 г. кроме других месяцесловныхотсылок «память Кирика и Улиты», «в недѣлю наСборъ святых отець 630, иже в Халкидонѣ» использо-вана и русская память. В Ком. к этим двум еще добав-лена третья память «и святого князя Владимера, кре-стившаго Рускую землю» [2. С. 292]. В Син. этой ме-сяцесловной датировки еще нет. А в СПЛ к титулукнязя добавлено «великаго», далее еще имеется при-писка «нареч(е)наго ему имени въ с(вя)томъкр(е)щ(е)ньи Василия» [3. Стб. 306-307]. Причем этосамое раннее упоминание в летописях памяти князяВладимира в качестве датирующего элемента.Мы уже отмечали, что память святых 630 отцовХалкидонского собора восходит к месяцесловам Сту-дийского Устава, в котором она представлена как пе-редвижная память [8. С. 22-24; 13. С. 46]. Однако естьеще одно интересное наблюдение. Самое ранее упо-минание памяти князя Владимира в сохранившихсярусских календарях отмечено в Уставе Студийскомконца XII в. (Курский краеведческий музей № 20959)[1. С. 117].Таким образом, две из трех памятей, используемыхдля датировки битвы, имеют Студийское происхож-дение, а студийский Устав имел хождение на Руси вXII-XIV вв., т.е. либо запись была сделана в этом ин-тервале, либо использован архаичный месяцеслов.Развернутая формулировка памяти князя Владимира вСПЛ сложилась, вероятнее всего, уже в период окон-чательного укрепления Москвы.Есть еще одна интересная русская память, кото-рая использована в СПЛ и НЧЛ как датирующий эле-мент, - это память преставления святителя Петрамитрополита, первого из русских (Киевских) мос-ковских митрополитов (21 декабря). Этим числомдатирована смерть князя Семена Дмитриевича Суз-дальского в 6913 г. Как пишет Сергий, «празднова-ние святому Петру было установлено константино-польским патриархом Иоанном IV в 1339 г.» [6. Т. 3.С. 513].О.В. Лосева говорит о том, что память митрополи-та Петра была внесена в древнейшие русские спискиИерусалимского устава (ГИМ Син. 329) [1. С. 112].Петр известен как предвестник будущего величияМосквы. Использование же памяти в указанной статьеговорит о том, что уже в начале XV в. память этомусвятому была не просто внесена в месяцесловы, но ихорошо известна летописцам, которые, использовавее, продемонстрировали нам свои идеологическиепристрастия.Таким образом, к концу XII в. русские праздники нетолько пополнили списки святых угодников, но ипрочно утвердились в месяцесловах и стали использо-ваться в качестве датирующего элемента в летописях.Их анализ помогает исследователям не только устано-вить время составления текста, но и выявить идеологи-ческие пристрастия летописца.

Ключевые слова

месяцеслов, русские праздники, летопись, mesyatseslov, Russian holidays, chronicles

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Иванова Наталья ПетровнаАлтайский государственный университет (г. Барнаул)кандидат исторических наук, доцент кафедра археологии, этнографии и музеологииnatali@asu.ru
Всего: 1

Ссылки

Лосева О.В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М., 2001. 420 с.
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов // Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). М., 2000. Т. 3.
Софийская первая летопись старшего извода // ПСРЛ. Т. 6, вып. 1. М., 2000.
Новгородская четвертая летопись // ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. М., 2000.
Лосева О.В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII - первой трети XV веков. М., 2009. 472 с.
Сергий, архиеп. (Спасский). Полный месяцеслов Востока: В 3 т. 2-е изд. Владимир, 1901 (репринт: М., 1997).
Иванова Н.П. Месяцеслов Синодального списка Новгородской первой летописи // Проблемы источниковедения / Отв. ред. С.М. Каштанов. М.: Наука, 2006. Вып. 1 (12). С. 41-49.
Иванова Н.П. Анализ месяцесловных датировок исторических событий (по материалам Новгородской первой летописи) // Palaeoslavica. Vol. 17, № 2. Cambridge, Mass., 2009. P. 1-45.
Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М., 1963.
Цыб С.В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». 2-е изд., испр. СПб., 2011. 320 с.
Воронин Н.Н. Сказание о победе над болгарами 1164 г. и празднике Спаса // Проблемы общественно-политической истории России и сла- вянских стран. М., 1963. С. 88-92.
Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Т. 1, вып. 3. Л., 1928.
Иванова Н.П. Месяцеслов Синодального списка Новгородской первой летописи // Проблемы источниковедения. М., 2006. Вып. 1 (12). С. 41-43.
 Русские праздники как датирующие элементы в летописях (по материалам новгородских летописей) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Русские праздники как датирующие элементы в летописях (по материалам новгородских летописей) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Полнотекстовая версия