Норманнская проблема и отечественная художественная литература | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Норманнская проблема и отечественная художественная литература

Рассматривается изменение исторического сознания современного российского общества в фокусе решения норманнской проблемы. Исследуя отражение варяжского вопроса в художественной литературе второй половины XVIII - начала XXI в., автор отмечает, что представление об участии викингов в славянской истории IX в. прочно укоренилось в массовом историческом сознании. Значительная эволюция образа норманнской проблемы в российской исторической памяти свидетельствует об устойчивой тенденции вызревания чувства адекватной национальной идентификации в современном российском обществе.

The Norman problem and Russian belles-lettres.pdf Мифотворчество является неизбежной составляю-щей развития как научного, так и художественногознания. Особенно ярко это проявляется на примеренорманнской проблемы, которая имеет глубокие идео-лого-политические обертоны в российском историче-ском сознании. Настойчивое возвращение историков,писателей, политиков и публицистов к варяжскомувопросу свидетельствует об определенной устойчиво-сти природы мифотворчества как в профессиональном,так и в общественном сознании. Обращаясь к специфи-ке данного явления в общественном историческом соз-нании, попытаемся ответить на вопрос: действительноли норманнская проблема останется «вечной» для рос-сийской общественной мысли, или наработанный куль-турный потенциал станет противоядием от созданиядеструктивных исторических мифов?При ответе на поставленный вопрос особое значе-ние имеют произведения художественной литературы,посвященные теме возникновения Древнерусского го-сударства. С учетом того, что русская культура всегдахарактеризовалась особой «литературоцентрично-стью», художественный текст можно рассматриватькак специфическую форму выражения массового соз-нания и, одновременно, как инструмент воздействия наобщественную ментальность [1. С. 26]. В поисках отве-та на варяжский вопрос отечественная историко-художественная литература прошла сложный путь,отражающий в конечном счете развитие общественнойи научной мысли в России. Попытка проследить этотпуть движения, в свою очередь, поможет историку по-нять, как трансформировались во времени образ нор-маннской проблемы и пути ее решения, что новогопривносило каждое поколение и что оставалось неиз-менным на протяжении двух с половиной веков. Сле-дует отметить, что наряду с национальными чувствамии политическими симпатиями (откровенно демонстри-руемыми или подсознательно выражаемыми) непо-средственное влияние на историческую беллетристикуоказывает степень научной разработанности норманн-ской проблемы на современном писателю этапе. В ху-дожественном тексте находят отражение, с одной сто-роны, усвоенные (и(или) переосмысленные) авторомдостижения исторической науки, с другой - уязвимыеместа господствующей научной концепции и сущест-вующие в историографии пробелы, которые писатель,размышляя над темой, пытается заполнить.Начало художественного осмысления варяжскоговопроса было положено драматургией последней чет-верти XVIII в., в которой исторические аналогии ис-пользовались как аллюзии на современность и про-зрачно выявляли ценностно-идеологические ориента-ции авторов. К примеру, в «Исторических представле-ниях в подражание Шекспиру» императрицы Екатери-ны II [2, 3] и в трагедии Я.Б. Княжнина «Вадим Новго-родский» [4] в основе сюжета находится известие Ни-коновской летописи о приходе к власти в Новгороде в862 г. Рюрика и об убийстве им в 864 г. новгородцаВадима Храброго и его советников. Полемика двухидеологических позиций (идея Екатерины - о спаси-тельной роли самодержавия в лице Рюрика и утвер-ждение Княжнина: «самодержавие - повсюду бед соде-тель» [4. С. 564]) породила противоположные трактов-ки образа Вадима (как «низкого честолюбца» и как«борца за новгородскую вольность»). Однако оба авто-ра, следуя норманнской теории, преобладающей в ис-ториографии приблизительно в течение столетия послеМ.В. Ломоносова (с 1760-х по 1860-е гг.), сходятся вдвух важных вопросах: в представлении о начале само-державия со времен Рюрика и о скандинавском проис-хождении первых русских князей [2. С. 308; 3. С. 324-325; 4. С. 548-549].Тема восстания Вадима Храброго впоследствии за-нимала значительное место в передовой общественноймысли конца XVIII - начала XIX в., особенно в творче-стве декабристов в 1810-1820-е гг., идеализировавшихэтот легендарный образ [5-7]. К 1821-1822 гг. относит-ся замысел трагедии «Вадим» А.С. Пушкина [8], а кконцу 1820-х - началу 1830-х гг. - поэм М.Ю. Лермон-това «Олег» и «Последний сын вольности» [9, 10]. Вовсех указанных произведениях, равно как и в поэзиидекабристов, под варягами понимаются скандинавы -«суровое племя Одена» [8. С. 141], а Рюрик выступаетв роли «основателя Российского государства» и «князясамовластительного» [6. С. 221]. И хотя оценка призва-ния варягов у авторов в большинстве случаев негатив-ная («До какого нас бесславия довели вражды граждан!/ Насылает Скандинавия властелинов на славян!...» [7.С. 266]), едва ли можно считать справедливыми утвер-ждения советских историков о неприятии норманнскойтеории «поколением дворянских революционеров»[11]. В этом контексте показательна оценка А.С. Пуш-кина деятельности А.-Л. Щлецера: «Смотри, чем началШлецер свои критические исследования! Он перепи-сывал летописи слово в слово, букву в букву… А на-ши!..» [12. С. 287].Таким образом, скандинавское происхождение ва-рягов и их роль в образовании Древнерусского госу-дарства не подвергались сомнению в художественнойлитературе конца XVIII - первой половины XIX в. Од-нако в 1860-е гг. возрождение в историографии анти-норманизма находит отклик и в художественном твор-честве. Литераторы, привлеченные публичным диспу-том Н.И. Костомарова и М.П. Погодина в Петербург-ском университете в 1860 г., принимают активное уча-стие в дискуссии, развернувшейся в печати [13. С. 24-33]. В 1868 г. А.К. Толстой в одном из сатирическихстихотворений обыгрывает крайности норманнскойтеории: «И стали все под стягом, и молвят: "Как намбыть? / Давай пошлем к варягам: пускай придут кня-жить…" / …И вот пришли три брата, варяги среднихлет, / Глядят - земля богата, порядка ж вовсе нет…»[14].В исторической науке второй половины XIX в. во-зобладал антинорманизм, однако демократическая об-щественность недолго была на его стороне. В послед-ние десятилетия XIX и в начале XX в. антинорманизм вмонархическом оформлении стал официальной догмой,русские школьники учились истории «по Иловайско-му», и сатирики оппозиции высмеивали теперь уже«верноподданных антинорманистов» [13. С. 33-34].Ярким свидетельством того, что антинорманизм вшкольных учебниках истории довольно быстро себядискредитировал, можно считать популярность неод-нократно переиздаваемой книги А.Е. Разина «Откудапошла русская земля и как стала быть. Русская историяв повестях» [15, 16]. В первом выпуске данных расска-зов для детей, вышедшем в 1875 г. под названием«Славяне и варяги», А.Е. Разин причисляет «могучий,но немногочисленный род русь» к варяжским родам,наряду со «свеями» и «урманами» [15. С. 49]. Авторзнакомит читателей с событиями 862 г., когда в усло-виях конфронтации славянских родов и угрозы со сто-роны «находников» состоялось призвание наемноговаряжского войска. Удачно показана в «Повестях…» ипостепенная интеграция варягов в славянское общест-во - через описание трансформации отношения первыхкнязей к своим властным прерогативам. Если Рюрик«только своим мироволил» и в Новгороде «чего тольконе было, когда Вадим варяга убил», «народу избилипропасть, а сколько ушло - не счесть», то при Олеге«правды больше», а «ближним к нему человеком сталне варяг, а славянин» [16. С. 11]. Отметим также, чтоваряги представлены как скандинавы и в знаменитойсерии для народного чтения «Книжка за книжкой», кпримеру, в повести В.Н. Крылова «Господин ВеликийНовгород» [17. С. 1-2]. Рассмотрев в общих чертахотражение норманнской проблемы в художественнойлитературе второй половины XVIII-XIX вв., вряд лиможно согласиться с тем, что антинорманизм неизмен-но являлся уделом «передовой общественной мысли вобласти науки», а норманизм - олицетворением «реак-ционных взглядов на русскую историю» [11].В советские годы отношение к варяжскому вопросубыло вновь пересмотрено историками и писателями.Норманнская теория была объявлена политическивредной, враждебной марксистскому пониманию исто-рии и стала уделом историков-белоэмигрантов. В духе«борьбы с безродным космополитизмом» выдержанатрилогия о начале Руси В.Д. Иванова, в которую вошлироманы «Повести древних лет», «Русь изначальная» и«Русь великая» [18-20]. В «Повестях древних лет» [18]писатель проводит в романе мысль об автохтонномпроисхождении государства на Руси, является сторон-ником версии нескандинавского происхождения варя-гов, отрицает какую-либо конструктивную роль нор-маннов в становлении Древнерусского государства. Вцелом вторая половина XX в. явилась для обществен-ной мысли «антинорманистским» периодом. Шестиде-сятники, возвращаясь к идеям славянофилов серединыXIX в., актуализировали представление о том, что вседостижения культуры взросли на исконно славянскойпочве. В связи с этим внимание авторов историческихроманов было обращено к Киевской Руси и удельнымкняжествам, а щекотливая тема возникновения Древ-нерусского государства «оставалась за кадром» ихтворчества. К примеру, основной акцент в художест-венно-исторической прозе Д.М. Балашова сделан наXIII-XV вв. Лишь в послесловии к своей первой повес-ти «Господин Великий Новгород» (1967) писателькратко излагает взгляды на автохтонное возникновениегосударственности у славян: «С легендарным Госто-мыслом с юга, откатываясь после аварского погрома,пришли словене, на горьком опыте своем… понявшиенеобходимость государственного единства, почему онии явились инициаторами возникшего союза» [21].Возрождение интереса к роли скандинавов в древ-нерусской истории снова, как и во второй половинеXIX в., пришло через детскую художественную лите-ратуру. В 1974 г. в печати появилась детская историко-приключенческая повесть «Необычайные приключенияКукши из Домовичей». Автор повести - скандинавист,детский писатель и переводчик Ю.П. Вронский. В «Не-обычайных приключениях…» под варягами понимают-ся норманны, а Ладогой в середине IX в. правит вы-мышленный морской конунг Орвар Стрела, который«покорил или перебил окрестных князей, пользуясь ихвзаимной враждой» [22]. Князья Аскольд и Дир, поавторскому замыслу, - это викинги Хаскульд и Тюр,захватившие власть в Киеве и ставшие предводителямирусов в нападении на Константинополь в 860 г. В об-щей достоверности исторической канвы повествованияпредставляется не столь значительной уступка совет-скому антинорманизму: «поморское» происхождениеконунга Рерика [22]. Ведь более существенно, с точкизрения историка, сходство мотивов вымышленногоскандинава Орвара Стрелы и летописного Рюрика:«Рерик сперва княжил в Ладоге, а потом ему удалосьосуществить то, о чем мечтал Орвар, - завладеть Нов-городом» [22].Сложившийся в перестроечные и постсоветские го-ды новый информационно-культурный фон создал ус-ловия для пересмотра путей решения «варяжского во-проса» в исторической науке. Все больше стало появ-ляться работ, профессионально интерпретирующихнорманнскую проблему как проблему автохтонной ис-торической почвы генезиса российского государствапри наличии фактора «пришельцев из-за моря», уско-ривших генезис и одновременно наложивших своеоб-разный этнокультурный отпечаток на характер Древне-русского государства. В то же время в художественномтворчестве 1990-х гг. сохраняется тенденция к отрица-нию всякого рода иноземных влияний на славянскуюкультуру, образуется разрыв между профессиональнымисторическим познанием и массовым историческимсознанием. В исторических романах 1990-х гг., неод-нородных по качеству и создаваемых уже в условиях«рыночных котировок» в книгоиздательском деле, на-шли отражение, как в «кривом зеркале», поиски «ком-промиссных» решений варяжского вопроса, эклектич-ное комбинирование различных научных концепций иподходов. В данном отношении показателен романГ.Ф. Петреченко «Рюрик», изданный в 1994 г. и отра-зивший отсутствие у автора целостного представленияо механизмах генезиса раннесредневековой государст-венности. В тексте присутствует, с одной стороны,стремление обосновать южнобалтийское происхожде-ние варягов, с другой - уверенность автора, историкапо специальности, в существенной роли скандинавов впроцессе становления Древнерусского государства[23]. Обилие взаимозаменяемых этнонимов и очевид-ные противоречия в тексте приводят к тому, что попрочтении романа читателю едва ли понятно, кто такиеваряги - скандинавы, прибалтийские славяне или при-вилегированная социальная группа? Однако примеча-тельна следующая оговорка автора: «Единую властьславянским племенам показали скандинавы» [23].Особый интерес представляет взвешенный и исто-рически обоснованный взгляд на норманнскую про-блему в романе Б.Л. Васильева «Вещий Олег» (1996)[24], входящем в масштабный цикл произведений авто-ра о князьях Древней Руси. «Варяги» и «викинги» вромане являются синонимичными терминами, обозна-чающими «разноплеменную вольнолюбивую ватагу»воинов-наемников, преимущественно скандинавскогопроисхождения, каждый из которых «может стать по-велителем не по рождению своему», а «опираясь насобственный меч» [24. С. 48-49]. Писатель неодно-кратно подчеркивает роль иноплеменного элемента каккатализатора процессов объединения славянских пле-мен и государствообразования, сравнивая древнегер-манское племя русов с мощной рекой, влившейся вславянское море и впоследствии оставившей напоми-нание о себе лишь в названии «Русь» [24. С. 337, 420].К безусловным историческим «находкам» писателяотносится и попытка показать в романе особенностипсихики вождей в варварском обществе. На примередеятельности как конунгов Рюрика и Олега, так и сла-вянских † шєкнязей Бстии викингов в славянской истории IX в. прочно уко-ренилось в массовом историческом сознании. 2000-е гг.характеризуются такими примечательными явлениями,как переиздание исторических книг для детей А.Е. Ра-зина и Ю.П. Вронского, признание книги «СтранствиеКукши за тридевять морей» Ю.П. Вронского лучшимпатриотическим художественным произведением2006 г., а также настойчивое присутствие скандинав-ских мотивов в таком «массовом» литературном жанре,как «славянская фэнтези». Проанализированный срезкультурного сознания, преобладающего в художест-венной среде и востребованного современной россий-ской читающей аудиторией, позволяет говорить об ус-тойчивой тенденции вызревания чувства адекватнойнациональной идентификации в современном россий-ском обществе.

Ключевые слова

миф, самосознание, нация, норманны, myth, self-consciousness, nation, Northmen

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Каратовская Вера ВалентиновнаТомский государственный университетаспирантка кафедры истории Древнего мира, Средних веков и методологии истории исторического факультетаIForya@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Сенявская Е.С. «Низкие» жанры художественной литературы как историко-психологический источник // Художественная литература как историко-психологический источник: Материалы XVI Междунар. науч. конф. СПб., 2004. С. 26-30.
Екатерина II. Историческое представление «Из жизни Рюрика» // Сочинения императрицы Екатерины II. Произведения литературные. СПб., 1893. С. 308-323.
Екатерина II. Историческое представление «Начальное управление Олега» // Сочинения императрицы Екатерины II. Произведения литературные. СПб., 1893. С. 324-345.
Княжнин Я.Б. Вадим Новгородский // Русская литература - век XVIII. Трагедия. М., 1991. С. 547-592.
Раевский В.Ф. Певец в темнице // Декабристы. Антология в двух томах. Л., 1975. Т. 1. С. 120-122.
Рылеев К.Ф. Олег Вещий // Декабристы. Антология в двух томах. Л., 1975. Т. 1. С. 221-223.
Рылеев К.Ф. Вадим // Декабристы. Антология в двух томах. Л., 1975. Т. 1. С. 265-266.
Пушкин А.С. Вадим // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 т. М., 1998. Т. 4. С. 137-142.
Лермонтов М.Ю. Олег // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1986. Т. 2. С. 429-432.
Лермонтов М.Ю. Последний сын вольности // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1986. Т. 2. С. 176-198.
Мавродин В.В. Борьба с норманизмом в русской исторической науке. 1949 // Rossica. Россия и окружающий мир. URL: http://www.rutenica.narod.ru/norman.html (дата обращения: 4.11.10).
Пушкин А.С. Заметки при чтении «Нестора» Шлецера // Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1981. Т. 7.
Клейн Л.С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. СПб., 2009.
Толстой А.К. История государства Российского от Гостомысла до Тимашева // Толстой А.К. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1963. Т. 1. С. 384-385.
Разин А.Е. Откуда пошла русская земля и как стала быть. Русская история в повестях. Вып. 1: Славяне и варяги. СПб., 1875.
Разин А.Е. Откуда пошла русская земля и как стала быть. Русская история в повестях. Вып. 2: Цареградская гроза. СПб., 1875.
Крылов В.Н. Господин Великий Новгород. «Книжка за книжкой». СПб., 1904. Кн. 112.
Иванов В.Д. Повести древних лет: Хроники IX века в четырех книгах одиннадцати частях. Л., 1985.
Иванов В.Д. Русь изначальная. Роман: В 2 т. // Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. М., 1986. Кн. 1, 2.
Иванов В.Д. Русь Великая. Роман-хроника. М., 1983.
Балашов Д.М. Господин Великий Новгород. 1967 / Литературный портал «Сайт книги». URL: http://www.bookssite.ru/scr/read_115441.html (дата обращения: 4.11.10).
Вронский Ю.П. Необычайные приключения Кукши из Домовичей. 1974 / Bookmate. Сервис для чтения и хранения электронных книг в интернете. URL: http://www.bookmate.ru/books/uzvOrfdb (дата обращения: 4.11.10).
Петреченко Г.Ф. Рюрик. 1994 / Bookmate. Сервис для чтения и хранения электронных книг в интернете. URL: http://www.bookmate. ru/books/QzFD2srq (дата обращения: 4.11.10).
Васильев Б.Л. Вещий Олег. М., 2003.
Николаева И.Ю. Проблема методологического синтеза и верификации в истории в свете современных концепций бессознательного. Томск, 2005. С. 85-142.
Профессиональное издание «Action! О кино для тех, кто его делает». 2008. URL: http://www.action-magazine.ru/athome/?curpage=1%7C91 (дата обращения: 4.11.10).
Григорьева О. Ладога. 1999 / Bookmate. Сервис для чтения и хранения электронных книг в интернете. URL: http://www.bookmate. ru/books/GIRKt9k8 (дата обращения: 4.11.10).
Александрова М. Варяг. 2001 / ЛитРес. Электронные книги. URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=165148&lform=2 (дата обращения: 4.11.10).
Никитин Ю. Ингвар и Ольха. 1995 / Bookmate. Сервис для чтения и хранения электронных книг в интернете. URL: http://www.bookmate.ru/books/TMuw4eqr (дата обращения: 4.11.10).
Семенова М., Константинов А. Знак сокола. 2000 / Книги. Электронная библиотека. URL: http://www.libbooks.ru/bookbox_141626.html (дата обращения: 4.11.10).
Тестов А. Варяги. 2009 / Bookmate. Сервис для чтения и хранения электронных книг в интернете. URL: http://www.bookmate.ru/books/JVBWf1qd (дата обращения: 4.11.10).
 Норманнская проблема и отечественная художественная литература | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Норманнская проблема и отечественная художественная литература | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Полнотекстовая версия