Старообрядчество на страницах православных периодических изданий середины XIX - начала ХХ в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Старообрядчество на страницах православных периодических изданий середины XIX - начала ХХ в.

Рассматривается роль и место православной периодики середины XIX - начала ХХ в. в изучении старообрядчества. Охарактеризованы особенности и основные направления деятельности церковных периодических изданий в деле исследования и распространения научного знания о старообрядчестве.

Orthodox periodicals on Old Belief in the middle 19th ? beginning 20th centuries.pdf Середина XIX - начало ХХ в. - время осознания ис-торической наукой и общественной мыслью того, чтостарообрядчество представляет собой сложное и про-тиворечивое явление, подлежащее самому вниматель-ному изучению. Поэтому данный период стал време-нем наиболее многостороннего и подробного научногоисследования старообрядчества. Изучение староверияокончательно перемещается в духовно-академическуюсреду. В тщательности, добросовестности и полнотеисследования церковные историки второй половиныXIX - начала ХХ в. не уступали светским ученым. Си-нодальными историками были созданы многочислен-ные исторические сочинения, весьма актуальные дляизучения истории раскола Русской православной церк-ви и в настоящее время.Ведущая роль в распространении научного знания остарообрядчестве принадлежит духовным журналам.Начало издания церковных периодических изданийотносится к первой четверти XIX в. В 1821 г. митропо-лит Санкт-Петербургский и Новгородский Григорий(Постников) основал при Санкт-Петербургской духов-ной академии один из первых в стране духовных жур-налов - «Христианское чтение», положив тем самымначало официальной духовной журналистике. Намере-ние издавать журнал преследовало цель противостоятьраспространению в обществе мистики и масонства по-средством изложения основ христианского учения.Журнал «Христианское чтение» стал первым ежеме-сячно издаваемым печатным органом православногонаучного сообщества.Духовные журналы, содержащие в себе как публи-цистические и художественные сочинения, так и серь-езные научные исследования, стали заметным явлени-ем в деле религиозного просвещения в России. Долж-ности редакторов православных журналов в то времязанимали известные церковные деятели. Если журнализдавался при духовной академии, то этот пост зани-мал ее ректор, что не могло не отразиться на высокомнаучном уровне изданий. Церковная периодика поль-зовалась большой популярностью среди читающейпублики. Поэтому очень важно определить роль, место,значение и специфику церковных периодических изда-ний в изучении старообрядчества. Также тема церков-ной периодической печати актуальна и в связи с воз-рождением в настоящее время православной журнали-стики, благодаря которому обрели вторую жизнь мно-гие дореволюционные издания (запрещенные после1917 г.) и появились новые.Процесс публикации многочисленных материалов иисследований о церковном расколе в середине XIX в.заметно активизировался в связи с необходимостьюиметь более полные систематические и основательнообработанные сведения о старообрядчестве, так как су-ществующие представления о нем были весьма противо-речивы. В 1853 г. при Санкт-Петербургской и Москов-ской духовных академиях были учреждены отделения поизучению старообрядчества для подготовки миссионеров.В 1854 г. миссионерские отделения открываются при Ка-занской духовной академии и семинарии. Кроме того, приКазанской духовной академии было решено начать изда-ние духовного журнала «с преимущественным направле-нием его против раскола в разных видах», получившегоназвание «Православный собеседник». Для занятий намиссионерских отделениях и для «основательного изго-товления статей в означенный журнал» в Казань высыла-ются собрания печатных и рукописных книг из библиотекНиловой пустыни и Соловецкого монастыря. Относи-тельно открытия миссионерских отделений при Казан-ской духовной академии и семинарии, а также изданияпри первой из них журнала «Православный собеседник»и отсылки из библиотек Ниловой пустыни и Соловецкогомонастыря в Казанскую академию старопечатных книг идревних рукописей см. Указ от 30 апреля 1854 г. [1].«Православный собеседник» издавался ежемесячно объе-мом в 8-10 печатных листов. Каждый номер делился надве части. В первой части помещались материалы по бо-гословским дисциплинам: библейской и церковной исто-рии, догматическому и нравственному богословию, апо-логетике, литургике, гомилетике. Вторая часть служиладля публикации материалов церковно-исторического ха-рактера, значительную часть которых составляли мате-риалы по истории старообрядчества.В перечне православных периодических изданий,содержащих научные исследования церковного раско-ла, присутствовали как журналы общецерковной на-правленности: «Богословский вестник» (Сергиев По-сад), «Христианское чтение» (Санкт-Петербург), «Цер-ковные вестник» (Санкт-Петербург), «Странник»(Санкт-Петербург), «Душеполезное чтение» (Москва),так и специализирующиеся непосредственно на раско-ловедении. Среди последних - журналы «Братскоеслово» (Москва), «Православный собеседник» (Ка-зань), «Православное обозрение» (Москва). Кроме то-го, материалы о староверах печатались в региональных«Епархиальных ведомостях» и в трудах духовных ака-демий. Журналы печатались значительными тиражамидля того, чтобы быть доступными широкому кругу чи-тателей, ведь, по мнению редакторов, «это именно иесть залог достигаемого изданием успеха: чем большеу него читателей, тем больше надежды, что сообщае-мые в нем сведения о расколе будут восприняты иупотреблены с пользой» [2. C. 125]. При этом подразу-мевалось условие, «чтобы характер и содержание изда-ния делали его чтение полезным» [2. С. 125].В результате исследования ряда вышеназванныхдуховных журналов нам удалось сделать следующиевыводы. Содержание каждого из журналов имело своюспецифику. К примеру, журнал «Братское слово» ак-центировал внимание на изучении белокриницкогостарообрядческого согласия. С редакцией журнала ве-ли переписку бывшие староверы, некоторые из нихофициально входили в ее штат. «Православное обозре-ние» носило преимущественно публицистический ха-рактер, кроме церковных событий в нем обсуждалисьсобытия общественной жизни в целом. В журнале«Странник» печатались литературные труды - духов-ная поэзия и проза, что обусловливало высокий спросна него. Но в каждом из журналов отводилось значи-тельное место вопросам, связанным с расколом Рус-ской православной церкви.В церковных журналах помещался список новинокправославной литературы, книги из этого списка чита-тели могли заказывать через редакцию самого журнала.Среди этих книг были и издания, посвященные иссле-дованию старообрядчества. К примеру, журнал «Брат-ское слово», издававшийся при братстве св. митропо-лита Петра под редакцией профессора кафедры исто-рии и обличения русского раскола Московской духов-ной академии Николая Ивановича Субботина, своейважнейшей задачей ставил «издание и распространениекниг, содействующих обличению и ослаблению раско-ла» [2. С. 125]. Братство прилагало усилия к распро-странению книг и журналов среди самих староверов.Публикуя материалы по истории старообрядчества,духовные журналы держали своих читателей в курсесовременных событий в жизни староверов. Так, в жур-нале «Братское слово» Н.И. Субботин вел рубрику«Летопись современного раскола», здесь же помеща-лись отчеты противораскольнического братствасв. митрополита Петра, несущие ценную информациюо жизни старообрядчества. В рубрике «Летопись цер-ковной и общественной жизни в России» журнала«Церковный вестник» помещались известия о событи-ях в среде староверов. Миссионеры и священники пи-сали и отправляли в духовные журналы свои заметки остарообрядцах, таким образом, читатель мог ознако-миться с сюжетами их повседневной жизни. Во второйполовине XIX в. как отдельное направление в изучениистароверия выделяется составление церковными исто-риками бесед со старообрядцами, в которых обсужда-лись обрядовые и догматические вопросы. И, конечноже, беседы со староверами находили место на страни-цах православных периодических изданий (например,беседы архимандрита Павла Прусского в журнале«Братское слово» (1886-1894)).Одна из важнейших заслуг духовных журналов со-стояла в публикации научных трудов синодальных ис-ториков. Во второй половине XIX - начале ХХ в. вцерковных журналах были изданы сочинения извест-нейших исследователей старообрядчества: «Расколь-нические споры о метриках» Н.И. Субботина (Душепо-лезное чтение. 1867. № 3), «О рябиновщине» (Право-славный собеседник. 1867. № 5), «О численности рас-кола» Н.И. Ивановского (Православный собеседник.1867. № 8), «Семейная жизнь в русском расколе в на-стоящее царствование» И.Ф. Нильского (Христианскоечтение. 1871. № 12), «Из истории полемики с раско-лом» П.С. Смирнова (Православное обозрение. 1889.Т. 2). Следует отметить, что синодальные историкирассматриваемого периода исследовали обширныйспектр связанных со старообрядчеством вопросов. Ис-следователи посвящали свои произведения изучениюистоков церковного раскола, истории отдельных согла-сий, истории старообрядческих центров, анализу кон-кретных пунктов старообрядческих учений.В православных периодических изданиях находилиместо и статьи, посвященные единоверию (группа рус-ских православных церквей, сохраняющих дониконов-ский богослужебный чин при каноническом разрыве состарообрядчеством). Так, в журнале «Православныйсобеседник» за 1867 г. была опубликована статья свя-щенника Николая Варушкина «О единоверии в нижне-тагильском заводе и его округе», в которой автор де-лился опытом совместного обучения в духовных учи-лищах детей единоверцев и староверов [3. С. 1-42].Помимо публикации непосредственно на страницахправославных периодических изданий редакции жур-налов издавали труды церковных историков и отдель-ными книгами. Приходно-расходная книга братствасв. митрополита Петра содержит сведения об изданииредакцией журнала «Братское слово» полемической иисторической литературы, посвященной старообрядче-ству: «Беседы к глаголемому старообрядству» митро-полита Филарета (Дроздова), «Истинно древняя и ис-тинно православная Христова церковь. Изложение вотношении к глаголемому старообрядству» митропо-лита Григория (Постникова), пастырские послания ми-трополита Платона (Левшина), сочинения Н.И. Суббо-тина: «Беседы о создании церкви», «Беседы с одним изпоповцев австрийского согласия», «Беседы о властиантихриста» и т.д. [4. Л. 14-24].К примеру, в течение 1886 г. редакцией журнала«Братское слово» были изданы: «...том "материалов" исемнадцать разных книжек и листов, в общей сложно-сти составляющих до 60 000 экземпляров… Общееколичество распространяемых частию посредствомпродажи, частию безвозмездно, разных книг и книжеквосходит до 426 000 экземпляров» [2. С. 135]. Книги остарообрядчестве рассылались по требованиям право-славных братств (Астраханского, Барнаульского, Бий-ского, Владимирского, Саратовского), духовных кон-систорий, миссионерских комитетов, а также и по тре-бованиям частных лиц.Еще одно направление деятельности духовныхжурналов - публикация источников по истории цер-ковного раскола. Публиковались источники, созданныев старообрядческой среде: например, воспоминаниястароверов, присоединившихся к единоверию или пра-вославию в «Братском слове» и «Православном собе-седнике». В связи с перенесением в Казанскую духов-ную академию рукописей Соловецкого монастыря поя-вилась возможность публикации в «Православном со-беседнике» исторических памятников, относящихся кистории старообрядчества и полемике с ним: «Проски-нитарии» Арсения Суханова (1870. № 1), «Список ис-поведания и обращения Ивана Ларионова от расколь-ников к Церкви и вере православной» (1871. № 9). Зна-чительный вклад в публикацию старообрядческихкнижных памятников внес профессор кафедры историии обличения русского раскола Казанской духовнойакадемии Николай Иванович Ивановский, активно со-трудничавший с редакцией журнала.Таким образом, церковные журналы, публикуя на-учные труды синодальных исследователей, составляя ипечатая списки новой литературы, оставили заметныйслед в распространении научного знания о старообряд-честве, «перенеся» его из духовных академий непо-средственно к читателю. Проделанная редакторамижурналов работа по изданию уникальных памятниковстарообрядческой письменности позволила сохранитьих и донести до современных исследователей. Знаком-ство с происходящими в среде староверов событиямиявлялось еще одной важнейшей функцией церковныхпериодических изданий, с которой в то время моглисправиться только они. Важно, что из периодическихизданий читатель мог узнать о жизни староверов раз-ных регионов: Центральной России, Поволжья, Урала,Сибири. Отличаясь серьезностью, основательностью,полнотой суждений и сведений, духовные журналыспособствовали знакомству читателей с исследования-ми старообрядчества и событиями из жизни старове-ров.

Ключевые слова

старообрядчество, православные периодические издания, середина XIX - начало ХХ в, Old Belief, Orthodox periodicals

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кузоро Кристина АлександровнаТомский государственный университетстарший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыclio-2002@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Св. Синода (1801-1858). СПб., 1860. Кн. 2. С. 568−572.
Отчет по Братству св. Петра митрополита за 1886 год // Братское слово. 1887. № 2. С. 125-138.
Варушкин Н. О единоверии в нижнетагильском заводе и его округе // Православный собеседник. 1867. № 5. С. 1-42.
Приходно-расходная книга 1872-1893 гг. // Центральный исторический архив Москвы. Ф. 1363. Оп. 1. Д. 1.
 Старообрядчество на страницах православных периодических изданий середины XIX - начала ХХ в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Старообрядчество на страницах православных периодических изданий середины XIX - начала ХХ в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Полнотекстовая версия