Регулирование пространственного развития города на основе девелопмента локальных территорий | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Регулирование пространственного развития города на основе девелопмента локальных территорий

Теория пространственного развития города на современном этапе становления рыночных отношений в России нуждается в смене концептуальной основы управления: от градостроительного подхода и градорегулирования к градоустройству. Регулирование пространственного развития должно основываться на методах партнерства власти, бизнеса и населения в интересах развития городского социума. Настоящее исследование посвящено обоснованию методологического обеспечения организационно-экономического механизма управления развитием локальных городских территорий - девелопменту локальных территорий - в логике градоустройства.

Local territories development as the basis of citys spatial development regulation.pdf С развитием рынка недвижимости, включением врыночный оборот земельных участков возникает по-требность в разработке более гибких методов регули-рования пространственного развития на муниципаль-ном уровне. Сложившаяся в 30-х гг. XX в. система со-циалистического градостроительства, в основе которойлежат методы административного управления, не соот-ветствует требованиям рынка. Все это вызывает обост-рение проблем социально-экономического характера:несбалансированности изменений в материальной исоциальной среде города, в точечной застройке терри-торий, ухудшении городского ландшафта, жилищнойсегрегации, осложнении проблем транспортной дос-тупности и обеспеченности коммунальной инфра-структурой отдельных городских территорий.Внедряемые в практику муниципального управленияметоды градорегулирования связаны преимущественно срегулированием инвестиционно-строительной деятельно-сти (ИСД) и рынка недвижимости. Они основаны на ме-стных нормативно-правовых актах (правилах землеполь-зования и застройки). Это бизнес-ориентированный под-ход. Градорегулирование не учитывает интересы терри-ториальных сообществ жителей, благоустройство кото-рых должно стать главным критерием эффективностиуправления. Социально ориентированная модель управ-ления основывается на концепции градоустройства, чтотребует разработки адекватных ей методов анализа и ре-гулирования пространственной организации города. Этоопределяет актуальность темы исследования, ее теорети-ческую и практическую значимость.Цель исследования - на основе уточнения содержа-ния и специфики пространственного развития города вусловиях рыночной экономики разработать методы ана-лиза и регулирования пространственного развития врамках концепции градоустройства и соответствующейей модели социально ориентированного управления.Объектом исследования является город как про-странство жизнедеятельности городского сообщества иего территориальных единиц - локальных городскихтерриторий (ЛГТ).Предметом исследования выступают методы регу-лирования социально-экономических взаимосвязеймежду различными экономическими субъектами горо-да и его территориальных единиц.Специфика процесса пространственного развитиягорода в условиях рыночной экономики. Современныетрактовки пространственного развития города - результатдлительной эволюции взглядов представителей различ-ных научных направлений (экономистов, социологов,географов, инженеров-градостроителей, управленцев),формировавшихся на протяжении XVIII-XXI вв. Их сис-тематизация позволила выявить различия в представле-ниях о территориальном устройстве, природе и основныхсубъектах пространственного развития городов.Наиболее важные теоретические положения (с точ-ки зрения исследования природы и сущности проблемпространственного развития города) можно предста-вить в следующем виде:1) город - это целостный организм, представляю-щий единство материального и социального простран-ства жизнедеятельности городского сообщества, струк-турная неоднородность которого проявляется в видедифференциации внутригородских территорий;2) пространственное развитие - это циклический про-цесс, вызванный противоречивыми последствиями пре-образований в социокультурной или материальной среде,субъектами которого выступают население, владельцынедвижимости (включая собственников земельных участ-ков), застройщики, местные органы власти, объединен-ные интересами совместного проживания и ведения биз-неса в границах локальных городских территорий.Достижение сбалансированности материальной исоциальной среды ЛГТ требует глубокого исследованияспецифики отношений, складывающихся между инвесто-рами, застройщиками, владельцами земельных участков,населением и органами МСУ, и выбора адекватных ры-ночным условиям методов и инструментов регулиро-вания взаимоотношений основных субъектов ЛГТ.Подходы к регулированию пространственного раз-вития в муниципальном управлении имеют принципи-альные различия. Концепция административно-регулятивной роли органов местного самоуправлениязародилась в конце XIX столетия в связи с ростом кон-куренции в городском землепользовании. Регулирова-ние строительной деятельности и использования зе-мельных участков осуществлялось на основе нормстроительного права, когда «возникла неизбежностьразличных форм вмешательства публичной власти всвободную игру экономических сил» [1. С. 36]. В даль-нейшем методы административного регулированиявыстраивались в соответствии с принятой концепциейпространственного развития: градостроительство (цен-трализованная экономика) - градорегулирование (ры-ночная экономика) - градоустройство (социально орен-тированная экономика). Им соответствуют директивно-административный, бизнес-ориентированный и соци-ально-ориентированный подходы, принципиальныеразличия между которыми представлены в табл. 1.Т а б л и ц а 1Соотношение основных характеристик различных подходов к пространственному анализу, планированию и регулированиюХарактеристика подходов Директивно-админПиосдтрхаотди кв нпыройс транственнБоимзнуе асн-оалриизеун,т пилраонвианронвыайн ию и регулСиорцоиваалньинюо -ориентированныйКонцептуальная основа Градостроительство Градорегулирование ГрадоустройствоСубъекты анализа, плани-рования и регулированияразвитияИнституты государственного плани-рования; ведомственные органыпланированияТерриториальные (региональные иместные) органы власти и бизнес-структурыТерриториальные органы власти,представители бизнеса, предста-вители населенияХарактер взаимодействиясубъектов экономическойдеятельностиДирективный строго регламентиро-ванный характер взаимодействия.Экономические субъекты не само-стоятельны.Принятие решений в результатемножества согласованийСтрого не регламентированное взаимо-действие самостоятельных экономиче-ских субъектов, регулируемое право-выми нормами, общими для всех уча-стниковЧастно-государственное партнер-ство. Взаимодействие власти,бизнеса, населения по поводублагоустройства ЛГТ - социаль-ного девелопмента ЛГТСодержание анализа про-странственной организациигородаНормы государственных расходов;величина конечного потребления;уровень издержек сферы обращения;оптимальность размещения произво-дительных силИнвестиционные показатели частныхстроительных проектов; эффектив-ность использования местных ресур-сов, наиболее эффективный вариантиспользования (НЭИ) земельных уча-стков; количественные показателиэкономического ростаКачественные характеристикисоциально-экономического разви-тия ЛГТ; характеристики потреб-ностей, особенностей поведения истепени удовлетворения жителейЛГТОсновные методы регули-рованияОтраслевые, территориальные (ре-гиональные, городские) планы разви-тия.Генеральные планыственного развития, моделирования процессов освое-ния и функционирования городских территорий.Методы выделения отдельных элементов городскойсреды и отдельных городских территорий, основанные напринципах функциональной специализации предприятий,дифференциации земельной ренты и видов землепользо-вания, выделения каркаса и ткани городского пространст-ва, удобства административного управления, архитектур-но-планировочного единства объектов капитальногостроительства не отвечают задачам современных иссле-дований. Требуются разработка и внедрение новых мето-дов районирования территории города, классификациитерриторий, проведения границ территорий в соответст-вии с принципами организации социальной жизни, учетаинтересов территориальных сообществ в границах ЛГТ.В соответствии с этим должно измениться представ-ление о характере планирования городского пространст-ва. Ранее планировочная структура генплана предполага-ла стабильность функционирования территорий, «строи-тельную законченность», адекватность создаваемых ма-териальных объектов (жилых домов, учреждений, дорог,коммуникаций) внешней и внутренней среде микрорай-она на всем горизонте планирования [6. С. 26]. Однаконеобходимо учитывать, что городское пространствопредставляет собой живой организм, а не совокупностьматериальных объектов. Социуму должна отводитьсяведущая роль, поскольку появление новых социально-экономических интересов местных жителей, новых по-требностей, изменения в условиях ведения бизнеса опре-деляют в конечном итоге формы наиболее эффективногоиспользования свободных земельных участков, устарева-ние и появление новых материальных объектов.Локальная городская территория как единица про-странственного анализа и регулирования. Дифферен-циация городских территорий является результатомнеравномерности в развитии отдельных территорий какв пространственном, так и во временном отношении. Висследованиях социально-экономических закономер-ностей организации городского пространства приме-няются следующие термины: «локальное социально-территориальное образование» (ЛСТО), «территори-ально-пространственное сообщество» (ТПС), «градо-строительный район», «территориальное соседство»,«территориальное общественное самоуправление»(ТОС), «территории сообществ» и др. Мы считаем, чтов исследованиях, проводящихся в рамках концепцииградоустройства, понятию ЛГТ должно соответство-вать следующее определение:ЛГТ - это локальное территориальное сообществолюдей, объединенных интересами повседневной жизне-деятельности (трудовая миграция, коммунально-бытовоеобслуживание, приобретение потребительских товаров иуслуг по месту) и совместного проживания, характери-зующееся нижеперечисленными признаками:- ощущение местным населением принадлежности кданной территории, месту, которое люди считают своим;- наличие локальных центров - мест сосредоточенияжизнеобеспечивающих объектов обслуживания в жилойсреде, центров притяжения местных жителей;- наличием у местных жителей и маятниковых ми-грантов схожих интересов, предпочтений, привычек поповоду использования данной территории;- наличием специфических, характерных для даннойлокации проблем пространственного развития;- особой, несводимой к количественным техническими экономическим показателям ролью ИСД в изменениихарактера восприятия населением его городского окру-жения.Данные признаки указывают на возможность приме-нение различных критериев для выделения ЛГТ как объ-екта управления изменениями (девелопмента): ареалвоздействия ИСД на территорию, характер активностиинвесторов, изменения в доступности социально зна-чимых услуг и др.Границы ЛГТ могут не совпадать с кадастровымиграницами земельных участков, границами микрорай-онов, планировочных районов, административно-территориальными границами муниципалитетов, право-выми (градостроительными) зонами ПЗЗ, поскольку по-следние как главный правовой институт градорегулиро-вания опираются на функциональное зонирование ген-плана, рассматривают городское пространство как сово-купность земельных участков, не учитывают социаль-ные аспекты функционирования местных сообществ.Пространственное планирование на основе соци-ально ориентированного анализа ЛГТ связано с необ-ходимостью использования следующих критериев ихвыделения: по ареалу влияния ИСД на территорию, похарактеру активности инвесторов-застройщиков, поизменениям в доступности социально значимых услуги локализации объектов притяжения, по изменениям всоциальном составе жителей и их предпочтениях поповоду благоустройства места жительства и др.В соответствии с этим социально ориентированныеисследования пространственного развития города (ис-следования в рамках концепции градоустройства)должны проводиться с использованием следующиханализов:- картографического анализа (визуальное сравне-ние, анализ концентрации, построение изолиний, выяв-ление локальных центров) ИСД, спроса и предложенияна различных сегментах рынка жилой недвижимости(первичном и вторичном рынках), предпочтений ипривычек жителей ЛГТ по месту;- эконометрического анализа (расчет средних вели-чин и структуры данных, анализ рядов динамики, кор-реляционно-регрессионное моделирование) активностиИСД, ее влияния на социальные изменения в ареалахвлияния нового строительства и в границах ЛГТ;- социологического анализа (интервьюированиеэкспертов, анкетирование и панельное обследованиежителей ЛГТ) желательности ИСД в границах ЛГТ;- квалиметрического анализа (ранжирование ЛГТпо привлекательности покупки жилья для целей про-живания и инвестирования средств);- непосредственного наблюдения упорядоченностисуществующей застройки и нового строительства внеблагополучных локациях (в отношении эстетическо-го, архитектурно-планировочного, сегрегационноговлияния точечной застройки).В отличие от инструментария градостроительногоинженерно-технического анализа и анализа НЭИ зе-мельного участка (используемых в ходе рыночногосопровождения индивидуальных инвестиционныхпроектов), разработанный инструментарий позволяетисследовать закономерности пространственного раз-вития города с учетом асинхронности социальных иматериальных изменений на городских территориях(совокупностях освоенных и неосвоенных земельныхучастков) и выработать рекомендации по девелопмен-ту ЛГТ.Социально ориентированные исследования про-странственного развития города должны включать сле-дующие этапы анализа:1. Определение границ локальных городских терри-торий на основе выявления локальных сообществ лю-дей, объединенных интересами повседневной жизне-деятельности и совместного проживания.2. Сравнительный анализ различных ЛГТ, направ-ленный на выявление специфических потребностейнаселения и бизнеса в наличии тех или иных объектовгородских услуг и общественно значимых объектовнедвижимости.3. Определение точных характеристик местораспо-ложения желательных объектов недвижимости с помо-щью ГИС-анализа рынка недвижимости (критерием оп-тимального размещения должно выступать повышениепривлекательности всей территории для проживания).Современные тенденции пространственного раз-вития. Большинство современных исследований отме-чают неравномерность пространственного региональ-ного развития, вызываемую спецификой распределенияинвестиционных ресурсов.Лидерами инвестиций последних лет являютсякрупнейшие города и городские агломерации (Москва,Санкт-Петербург), а также наиболее экономически раз-витые субъекты РФ, среди которых выделяется Крас-нодарский край (занимающий второе место в рейтингеинвестиционной привлекательности регионов). Отме-чается высокая степень концентрации инвестиционныхресурсов во внутрирегиональном пространстве, гдеКраснодар занимает лидирующие позиции (табл. 2).Т а б л и ц а 2Удельный вес городов Краснодарского края с численностью населения свыше 100 тыс. человек в показателях ИСД в 2008 г., %Показатель ИСД Краснодар Армавир Новороссийск СочиЧисленность населения 15,2 4,0 5,5 8,0Объем работ по виду деятельности «Строительство » 35,8 0,8 8,5 25,6Ввод в действие общей площади жилых домов 31,0 3,0 5,0 11,9Инвестиции в основной капитал 36,5 1,3 6,0 15,5Примечание. Источник: Россия в цифрах / Федеральная служба государственной статистики, 2009 г.Однако концентрация инвестиционных ресурсов вадминистративном центре не является достаточнымусловием для равномерного развития региона. Данноепротиворечие возникает также во внутригородскомпространстве, что ведет к нарушению равной доступ-ности населения к основным социальным благам, на-рушению социальной среды и дисбалансу факторовразвития внутригородских территорий. Так, например,динамика инвестиций за 2006-2009 гг. показывает раз-нонаправленность и неравномерность инвестиционногопроцесса в границах административных округов, чтоявляется следствием различий в инвестиционной при-влекательности отдельных территорий и доступностисвободных земельных участков (рис. 1).Рис. 1. Объем инвестиций в основной капитал по административным районамг. Краснодара, руб. на одного местного жителяКроме того, объекты капитального строительства,возникающие в результате ИСД, составляют незначи-тельную долю по отношению к существующему фондунедвижимости. Например, ежегодный объем вводимо-го жилья даже в инвестиционно привлекательных, ак-тивно развивающихся городах не превышает в среднемот 3 до 5% от всего фонда жилья.Существующий фонд недвижимости подвержен из-менениям как под влиянием ИСД, так и факторов спросаи предложения на вторичном рынке недвижимости, ме-жду которыми существует взаимосвязь. Из проведенно-го в работе анализа следует, что в практике муници-пального управления пространственным развитием пре-обладают методы, связанные с исследованием инвести-ционного потенциала, инвестиционной привлекательно-сти, инвестиционного климата, но не учитываются из-менения, происходящие на рынке существующей не-движимости в границах локальных территорий.Исследования строительной отрасли дают толькообщую картину, не отражают особенностей пространст-венной организации, потребностей людей в границахЛГТ. Степень взаимосвязанности нового строительстваи существующего фонда недвижимости не учитывается.Строительная деятельность по-разному влияет на при-влекательность объектов недвижимости на вторичномрынке. Иллюстрацией этого служит динамика цен налокальных рынках жилья города: одновременный ростцен на первичном и вторичном рынках недвижимостисвидетельствует о повышении привлекательности тер-риторий (рис. 2).Рис. 2. Динамика средних цен на локальных рынках жилья Краснодара в 2008 г., руб. за 1 кв. м. общей площади(составлено автором на основе анализа риэлтерской базы данных агентства недвижимости «Компания ВИЛЛАН»)Проведенный анализ ситуации на локальных рын-ках недвижимости позволил выделить четыре типаЛГТ, различающихся по характеру инвестиционнойэкспансии, изменению комфортности проживания(доступности и разнообразию услуг, наличию террито-рий общего пользования и др.) (табл. 3).Т а б л и ц а 3Распределение различных ЛГТ Краснодара по категориям пространственного развитияДинамика цен на рынке жильяпо сегментКатегории ЛГТ ампервичный вторичныйНаименование ЛГТРазвивающиеся (освоение территорий под новое строи-тельство улучшает социальную ситуацию, повышает дос-тупность объектов городской среды, престижность прожи-вания в районе)Рост РостЛГТ авиагородка;ЛГТ района гидростроителей;ЛГТ улицы Российской;ЛГТ рубероидного завода;ЛГТ славянского района;ЛГТ ЭнкаУмеренно благополучные (активная инвестиционная экс-пансия на ограниченных территориях приводит к конкурен-ции объектов строительства между собой, при этом общаяпривлекательность района для проживания повышается)Падение РостЛГТ 40 лет победы;ЛГТ района политехнического университе-та;ЛГТ станицы Пашковская;ЛГТ северных пригородов;ЛГТ района ККБ и улицыВосточно-КругликовскойНеблагополучные (ИСД ведется в ущерб постоянным жи-телям ЛГТ, отвоевывает жизненное пространство у сло-жившегося местного сообщества, способствует дефицитулокальных ресурсов)Рост ПадениеЛГТ района ЗИП;ЛГТ фестивального района;ЛГТ старого центра;ЛГТ юбилейного района;ЛГТ улицы Кубанская набережнаяДепрессивные (ресурсы территории для совместного про-живания нового населения исчерпаны, новое строительствоснижает привлекательность района как для местных жите-лей, так и для потенциальных покупателей в новых домах)Падение ПадениеЛГТ нового центра;ЛГТ улицы Монтажная;ЛГТ комсомольского района;ЛГТ ЧеремушкиВажно подчеркнуть, что цена не является единствен-ным критерием выделения ЛГТ. Она служит интеграль-ным показателем, отражающим индивидуальные пред-почтения экономических субъектов по поводу ЛГТ.Авторская методика анализа пространственного раз-вития включает следующие инструменты, упорядоченныев логике последовательности их использования:1) статистические методы анализа, квалиметрии иГИС в задачах первичного классификационного деле-ния городского рынка недвижимости;2) методы сбора и первичной обработки данных орынке недвижимости - отладка мониторинга;3) пространственно-топологический анализ границЛГТ;4) ГИС анализ территориальной организации раз-личных подсистем социального, инженерного, комму-нально-бытового обслуживания и размещения общест-венно значимых объектов в ЛГТ;5) корреляционно-регрессионный анализ зависимо-сти цен и других рыночных показателей жилья от пока-зателей локального расположения различных объектовнедвижимости в границах определенной ЛГТ.Критериями выделения ЛГТ являются интенсив-ность социальных изменений, обусловленных интере-сом населения к жилой недвижимости (что сопровож-дается значительными изменениями спроса и предло-жения на рынке жилья, колебаниями цен), активностьинвестиционно-строительной деятельности на терри-тории и привлекательность первичного рынка жилья вопределенной локации для потенциальных покупате-лей. В настоящем исследовании было выделено 26 ЛГТ(26 локальных рынков жилья) Краснодара.Каждый тип ЛГТ отличается индивидуальнымиособенностями развития, определяемыми потребно-стями и платежеспособностью локального социума. Наоснове рабочей карты-схемы определяются места раз-мещения и технико-экономические параметры строи-тельства или реконструкции жилья и объектов куль-турно-бытового назначения (детских садов, школ, ма-газинов).Механизм регулирования развития городских терри-торий на основе девелопмента ЛГТ. Переход к социаль-но-ориентированному типу управления пространствен-ным развитием должен сопровождаться сменой методоврегулирования, связанных с необходимостью удовле-творения интересов местных сообществ в границах ло-кальных внутригородских территорий. Примеры ИСД вКраснодаре, связанные с различными улучшениями наотдельных земельных участках, можно отнести к деве-лопменту недвижимости как одному из многих видовдевелопмента. Можно провести следующую классифи-кацию основных существующих видов девелопмента:строительство на заказ, спекулятивная купля-продажанедвижимости, строительство для собственных нужд ит.д. Требуется введение понятия «девелопмент город-ских территорий», под которымСостав субъектов девелоперской деятельности зави-сит от степени включенности процесса девелопмента вконтекст общего развития городского пространства, отсогласованности трансформации в материальном про-странстве с изменениями в социальном пространстве.Интерес инвестора заключается в извлечении при-были. Интерес социума ЛГТ - в повышении комфорт-ности проживания, в ответственном использованиилокальных ресурсов. Преобразования с недвижимо-стью в границах ЛГТ должны рассматриваться не какинвестиционный проект развития единичного земель-ного участка, а как проект девелопмента ЛГТ, когдадостигается удобство для всех жителей ЛГТ, а не толь-ко для строительных компаний, которые часто послезавершения строительства, потеряв коммерческий ин-терес, покидают ЛГТ, и новых собственников недви-жимости, которые стремятся овладеть ограниченнымиресурсами ЛГТ в ущерб остальным жителям.Механизм регулирования девелопмента ЛГТ предпо-лагает, что девелопер как частный предпринимательдолжен представлять инвестиционный проект в органывласти местного сообщества на согласование со сле-дующими документами благоустройства ЛГТ: стратеги-ей пространственного развития ЛГТ, оперативным пла-ном пространственного развития ЛГТ, картой-схемойпланируемых изменений в ЛГТ, а при необходимости -корректировать технико-экономические параметры пла-нируемых к строительству объектов (см. рис. 3).Оперативный план будет опираться на стратегиюразвития ЛГТ, которая должна занять особое место всистеме основных типов стратегий экономическогоразвития местного сообщества (стратегий обустройстватерритории, развития человеческих ресурсов и под-держки предпринимательства). Целью стратегии ЛГТдолжно стать и улучшение ландшафта и архитектурно-го облика населенного пункта, и создание комфортныхусловий для развития человеческого капитала, и увели-чение привлекательности территории для ведения ча-стного бизнеса, привлечения инвестиций. При этомдолжно достигаться такое изменение в пространствен-ной организации ЛГТ, которое бы обеспечило наиболееширокому кругу местных жителей и внешних пользо-вателей ЛГТ равные возможности воспользоваться об-щественными благами и их равное качество.Основными принципами разработки стратегии раз-вития ЛГТ и оперативного плана развития ЛГТ явля-ются максимальное «вовлечение населения в принятиерешений», ответственность за принятые решения передбудущими поколениями, достижение жизнеспособно-сти местных сообществ.Технология регулирования пространственного раз-вития посредством девелопмента ЛГТ предполагаетопределение состава участников девелопмента ЛГТ,выяснение их интересов, распределение ролей, закреп-ление за ними меры ответственности за использованиеместных ресурсов, разработку организационно-экономического механизма управления развитием ЛГТи организационно-экономического механизма взаимо-действия участников инвестиционного проекта.Организационный механизм управления развитиемЛГТ основывается на принципе партнерства участни-ков, представляющих различные интересы (инвесто-ров, собственников земельных участков, власти, жите-лей ЛГТ).Экономический механизм предполагает соотнесе-ние в рамках оценки инвестиционного проекта егокоммерческой эффективности (оценка привлекательно-сти реализации проекта для самого инициатора проек-та) и общественной эффективности (оценка привлека-тельности реализации проекта для всех субъектовЛГТ), выявление способов поддержки общественнозначимых, но коммерчески неэффективных проектов,оценку всех возможных рисков.Регулирование поведения частных компаний пред-полагается обеспечить путем создания при обязатель-ном участии органов местной власти организационно-экономического механизма взаимодействия участниковкаждого инвестиционного проекта. Основой регулиро-вания являются оперативный план развития ЛГТ и кар-та-схема ЛГТ.Таким образом, предложенная модель механизмарегулирования пространственного развития на основеиспользования социально-ориентированного девелоп-мента позволяет преодолеть издержки градостроитель-ства и градорегулирования. Девелопмент ЛГТ принци-пиально отличается от девелопмента недвижимости,направленного на достижение коммерческой выгоды.Девелопмент ЛГТ связан с преобразованием как сво-бодных, так и застроенных участков, направлен наулучшение условий совместного проживания всех чле-нов локального сообщества: власти, бизнеса, населе-ния. В роли инициатора разработки и реализации планагородского развития может выступить любой из ука-занных субъектов.

Ключевые слова

градостроительство, градорегулирование, градоустройство, локальный рынок недвижимости, девелопмент, пространственное развитие, town planning, town-regulating, town-arrangement, local market of real estate, development, spatial development

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Евстафьев Артем ИвановичКубанский государственный университет (г. Краснодар)аспирантartemivanovich@yandex.ru
Авдеева Татьяна ТимофеевнаКубанский государственный университет (г. Краснодар)доктор экономических наук, профессор кафедры организации и планирования местного развития факультета управленияavdeeva@manag.kubsu.ru
Всего: 2

Ссылки

Загряцков М.Д. Земельная политика городского самоуправления в Германии. Т. 1: Строительное право как фактор городского землеустройства. М.: Культура, 1913.
Владимирова И.Л. Инвестиционно-строительная деятельность и социально-экономическое развитие территорий: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2010.
Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник. М.: Дело, 2011.
Трутнев Э.К. Градорегулирование: Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости. М.: Институт экономики города, 2008.
Френкель З.Г. Основы общего городского благоустройства. М.: Тип. М.К.Х. им. Ф.Я. Лаврова, 1926.
Говоренкова Т.М. Градостроительство до и после // Институт развития Москвы. 2001. № 5.
 Регулирование пространственного развития города на основе девелопмента локальных территорий | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Регулирование пространственного развития города на основе девелопмента локальных территорий | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Полнотекстовая версия