Критериально-функциональное содержание профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Критериально-функциональное содержание профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью

Изучение критериально-функционального содержания профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с опорой на представление об идентичности как структурном образовании, состоящем из эмоционального, когнитивного и мотивационного компонентов личности и обеспечивающем успешную адаптацию, позволяет определить социальнопсихологическую адаптацию личности в структуре профессионально-личностной идентичности как функцию, проявляющуюся в поддержании системообразующей роли эмоционального компонента, и как критерий, реализующийся через меру её интегрированности и соотнесенности содержательных характеристик.

Criteria and functional content of professional-personal identity of higher school teachers.pdf Методологический смысл категорий идентичностибыл введен в научный оборот в середине XX в. За этотпериод метапсихологические категории идентичностибыли изучены во множестве отдельных ее видов: про-фессинальной идентичности [1-3], гендерной идентич-ности [4], социальной идентичности [5-8], этническойидентичности [9], личностной идентичности [11, 15, 16].Исследования профессиональной идентичностиотечественных авторов дают нам опору на принципысистемности и структурности психических явлений,поиск генетически взаимосвязанных уровней идентич-ности, исследование формирования идентичности впроцессе освоения и выполнения профессиональнойдеятельности [1-3].В представлении З.В. Ермаковой [1] профессиональ-ная идентичность - интегральный психологический фе-номен, который может быть описан как «взаимосоответ-ствие» человека и профессии на когнитивном, эмоцио-нальном и поведенческом уровне и является конгруэнт-ностью профессионально-ментальной позиции относи-тельно компонентов образа профессии и профессио-нальной Я-концепции, обеспечивает «равновесие» меж-ду субъективным образом себя как профессионала ипредставлениями о требованиях, предъявляемых к немупрофессией. Нарушение «состояния равновесия» акти-визирует регулятивные функции в профессиональнойадаптации субъекта деятельности к компонентам про-фессиональной среды [1. С. 9]. Профессиональная иден-тичность на когнитивном уровне может быть выраженачерез совпадение представлений о себе как о профес-сионале в системе субъект - объект труда с представле-ниями о том, каким должен быть профессионал; на эмо-циональном уровне может быть представлена эмоцио-нально-оценочным отношением к себе как к «деятелю»на основе самооценки выраженности своих способно-стей, наличия и развития профессионально важных ка-честв; на поведенческом уровне отражает инструмен-тальное самоопределение, предполагающее свободноевладение определенными методами, методиками и тех-нологиями профессиональной деятельности.Согласно Е.П. Ермолаевой [2] профессиональнаяидентичность трактуется как компонент личности,обеспечивающий успешную профессиональную адап-тацию, и как доминантный фактор профессиональнойкарьеры, базирующийся на компетентности, профпри-годности, интересе к работе и их балансе со средой.Понимание профессиональной идентичности как ком-плексной характеристики психологического соответст-вия всех компонентов профессиональной структурыотражает ее статус самостоятельной ценности. В отли-чие от профессионализма как характеристики уровняили профессионализации как характеристики процессапрофессиональная идентичность выступает, преждевсего, как характеристика внутреннего соответствиясубъекта деятельности социально-профессиональнойсреде [2. С. 40].В данном подходе определяется структура профес-сиональной идентичности, в которую входят три ком-понента: инструментальный, ментальный и социаль-ный. Инструментальный компонент измеряется по кри-терию владения субъектом операциями, навыками,знаниями; ментальный - по критерию психологическо-го принятия субъектом правовых и ценностно-нравственных норм и адекватности личности этимнормам; и социальный - по критерию социальной аде-кватности профессиональных поступков. Их совпаде-ние трактуется как профессиональная идентичность. Сцелями социальной реализации профессионаловЕ.П. Ермолаева соотносит актуализацию личностно-профессиональной, функционально-деятельностной,социально-профессиональной и глобально-професси-ональной идентичностей. Личностно-профессиональ-ная идентичность - это «качественно определенная иустойчивая профессионально-ментальная позиция инеобходимый компонент личностной и социальнойидентичности. Она аккумулирует этапы и результатразвития профессионала во взаимосвязанных характе-ристиках его самотождества как субъекта деятельно-сти» [2. С. 74].Сформированная функционально-деятельностнаяидентичность обеспечивает необходимую для выпол-нения инструментальной функции профессии степеньустойчивости профессиональных навыков и универ-сальности основных способов профессиональной дея-тельности; инвариантности выполнения профессио-нальных функций социокультурной среде, условиям,средствам и информационной основе деятельности;автономности (операционной, социальной, мотиваци-онной); надежности как достижения одинакового вы-сокого профессионального результата в разных прило-жениях профессии; системности охвата профессио-нальных проблем во взаимосвязи компонентов; сбалан-сированной стабильности и гибкости профессиональ-но-деятельностных стереотипов. Социально-профес-сиональная идентичность выражается в приверженностиинтересам общего блага при выполнении социальнойфункции профессии. Глобально-профессиональнаяидентичность отражает сущность истинного профессио-нализма как явления надситуативного, наднационально-го и надкультурного [2. С. 75].Л.Б. Шнейдер [3] рассматривает профессиональнуюидентичность как психологическую категорию, котораяотносится к осознанию и оценке своей принадлежностик определённой профессии и определённому профес-сиональному сообществу [3. С. 113]. Это также ощу-щение своей профессиональной компетентности, само-стоятельности и самоэффективности, т.е. переживаниесвоей профессиональной целостности и определенно-сти [3. С. 120].Э.Ф. Зеер [10] определяет профессиональную иден-тичность как профессиональный «Я-образ», включаю-щий профессиональные стереотипы и уникальностьсобственного «Я»; осознание своей тождественности спрофессиональным образом «Я» [10. С. 167]. Авторраскрывает завершающий этап профессионального об-разования − этап идентификации, когда важное значениеприобретает формирование профессиональной иден-тичности, готовности к будущей практической деятельно-сти по получаемой специальности. Появляются новые,становящиеся все более актуальными ценности, связан-ные с материальным и семейным положением, трудо-устройством [10. С. 146].В западной психологии и социологии исследованиепроблемы личностной идентичности ведется в рамкахпонятий «Я-образ», «Я-концепция». Э. Эриксон [11]рассматривает «Я концепцию» через призму эго-иден-тичности и характеризует её как определенное сочета-ние идентификаций и возможностей индивида, а такжезнания о том, как реагируют на него окружающие.Идентичность - это социализированная часть «Я».Э. Эриксон задает идентичность как сложное личност-ное образование, имеющее многоуровневую структуру.Это связано с тремя основными уровнями анализа че-ловеческой природы: индивидным, личностным и со-циальным. Так, на первом, индивидном уровне анализаидентичность определяется им как результат осознаниячеловеком собственной временной протяженности. Этоесть представление о себе как о некоторой относитель-но неизменной данности, человеке того или иного фи-зического облика, темперамента, задатков, имеющемпринадлежащее ему прошлое и устремленном в буду-щее. Со второй, личностной, точки зрения идентич-ность определяется как ощущение человеком собст-венной неповторимости, уникальности своего жизнен-ного опыта, задающее некоторую тождественность са-мому себе. Э. Эриксон определяет эту структуру иден-тичности как результат скрытой работы Эго-синтеза,как форму интеграции Я, которое всегда есть нечтобольшее, чем простая сумма детских идентификаций.Данный элемент идентичности есть «осознанный лич-ностью опыт собственной способности интегрироватьвсе идентификации с влечениями libido, с умственнымиспособностями, приобретенными в деятельности и сблагоприятными возможностями, предлагаемыми со-циальными ролями» [11. С. 31]. Наконец, в-третьих,идентичность определяется Э. Эриксоном как тот лич-ностный конструкт, который отражает внутреннюю со-лидарность человека с социальными, групповыми идеа-лами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это те наши характеристики, благодарякоторым мы делим мир на похожих и непохожих на се-бя. Последней структуре Э. Эриксон [11] дал названиесоциальной идентичности.Н.Л. Иванова [15] понимает психологическуюструктуру социальной идентичности как единство ког-нитивных, мотивационных и ценностных компонентов,объединение которых создает определенные функцио-нальные блоки: «базисный» - узко локализованная са-моидентификация, связанная с мотивацией самозащи-ты и стремлением укрепить свои позиции на уровнеэтнической, региональной и семейной общности; «ин-дивидуально-личностный» - проявляется в мотивациисамоуважения и направленности на овладение требова-ниями культуры как узкого, так и более широкого со-общества; «профессионально-деловой» - проявляется встремлении к самореализации, расширению субъек-тивного пространства, анализу изменений, происходя-щих в обществе. Социальная идентичность выполняетряд жизненно важных функций, обеспечивающих жиз-недеятельность индивида: адаптационную, ориентиро-вочную, структурную, целевую и экзистенциальную.Согласно Т.С. Козыревой [16], профессиональнаядеятельность в особых условиях, необходимость адап-тироваться к новым требованиям действительностиопределяют изменения в содержании эмоционального,ценностно-смыслового и поведенческого компонентовпсихологической идентичности сотрудников пенитен-циарной системы, проявляясь в трансформации кон-фликтной, травмированной и кризисной идентичности.Особая роль в процессе развития кризисной идентич-ности принадлежит экстремальным факторам внешнейсреды [16. С. 427].Сравнительный методологический анализ совре-менных теорий и подходов к структуре профессио-нальной и личностной идентичности позволяет уви-деть, что она представляет собой интегральный психо-логический феномен, включающий эмоциональный,когнитивный и мотивационный компоненты личности[1-3, 10, 11, 15, 16] и обеспечивающий адаптацию кизменяющимся условиям окружающей среды [1, 2, 15].Однако на сегодняшний день проблема изучения соот-несенности структур профессионально-личностнойидентичности и социально-психологической адаптацииостается неразработанной, что определяет одновремен-но и актуальность, и цель настоящего эксперименталь-но-психологического исследования.Цель экспериментально-психологического исследова-ния состоит в изучении критериально-функциональногосодержания профессионально-личностной идентичностиу педагогов высшей школы c учетом критерия удовлетво-ренности профессиональной деятельностью.В качестве концептуальных оснований исследова-ния критериально-функционального содержания про-фессионально-личностной идентичности мы исходимиз факта наличия взаимосвязей эмоционального, ког-нитивного и мотивационного компонентов личности[1-3, 10, 11, 15, 16]. Вслед за Е.П. Ермолаевой [2] про-фессионально-личностную идентичность понимаем каккомпонент личности, обеспечивающий успешную адап-тацию к изменениям социально-профессиональногопространства. Мы предполагаем, что в структуре про-фессионально-личностной идентичности социально-психологическая адаптация выполняет системообра-зующую функцию, обеспечивая приспособление к новойсистеме взаимоотношений, а мера её интегрированностиможет рассматриваться в качестве критерия, свидетель-ствующего об эффективной профессионализации, еёсодержательные характеристики - показателей форми-рования профессионально-личностной идентичности. Вкачестве критерия эффективной профессионализациипринимаем степень удовлетворенности профессиональ-ной деятельностью [12. С. 47].Для реализации цели экспериментально-психологи-ческого исследования на базах Курского институтасоциального образования (филиал РГСУ), Курскогогосударственного университета были обследованы пе-дагоги указанных структур в количестве 89 человек ввозрасте от 24 до 72 лет, имеющих средний стаж про-фессиональной деятельности 14,31 ±11,05 лет. Града-ция выборки испытуемых осуществлялась с учетомкритерия их профессиональной успешности. При этомбыли выделены группы с высокой и средней степеньюудовлетворенности профессиональной деятельностью.Достижение цели предусматривало последова-тельную реализацию следующих задач: определениеструктуры профессионально-личностной идентично-сти; изучение критериального содержания структурыпрофессионально-личностной идентичности; выявле-ние функциональной роли социально-психологи-ческой адаптации в структуре профессионально-личностной идентичности.Пакет психодиагностических методик составилиопросники «Изучение профессиональной идентично-сти» Л.Б. Шнейдер, «Удовлетворенность избраннойпрофессией» А.А. Реана, «Самооценка качеств лич-ности» Дембо-Рубинштейна, методика Векслера,«Диагностика социально-психологической адапта-ции» К. Роджерса и Р. Даймонда. Статистическая 6527обтельностью обнаружены более выраженные способ-ности легко приспосабливаться к меняющимся усло-виям окружающей среды, более адекватное представ-ление о других, их достоинствах и недостатках, болеевыраженное стремление показать высокие результатысвоей работы и достичь эмоционального равновесия,чем у педагогов со средней степенью удовлетворен-ности.Т а б л и ц а 1Результаты значимости различий показателей социально-психологической адаптации педагоговвысшей школы с разной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностьюСредняя (1) Высокая (2) (1)-(№ п/п Показатели Хср± δ Качеств. Хср± δ Качеств. Uэмп (2) ρ1 Адаптация 0,63±0,08 Средний 0,70±0,08 Высокий 433,5* 0,0052 Самопринятие 0,67±0,12 Высокий 0,70±0,08 Высокий 567,0 0,1593 Принятие других 0,67±0,10 Высокий 0,73±0,08 Высокий 468,5* 0,0144 Эмоциональнаякомфортность 0,62±0,08 Средний 0,70±0,08 Высокий 396,0* 0,0015 Интернальность 0,58±0,10 Средний 0,61±0,11 Средний 552,0 0,1206 Стремлениек доминированию 0,71±0,11 Высокий 0,82±0,06 Высокий 318,5* 0,000Примечание. U - критерий Манна-Уитни, δ = 0,05; U*эмп

Ключевые слова

социально-психологическая адаптация, профессионально-личностная идентичность, удовлетворенность профессиональной деятельностью, критериально-функциональное содержание структуры, педагоги высшей школы, social and psychological adaptation, professional-personal identity, satisfaction in professional work, criteria and functional content of structure, higher school teachers

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Молчанова Людмила НиколаевнаКурский государственный медицинский университеткандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной работыmolchanowa.liuda@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Ермакова З.В. Профессиональная идентичность социального педагога: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 23 с.
Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М., 2008. С. 347.
Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М., 2004. С. 600.
Харламенкова Н.Е. Роль отца в дифференциации гендерной идентичности // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 3. С. 56-64.
Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности // Психологический журнал. 1996. № 4. С. 32-42.
Jaromowic M. Self-We-Others schemata and social identifications // Social identity: International perspective / Еds. by S. Worchel, J.F. Morales, D. Paez, J. Deschamps. N.Y.: Sage Publ., 1998. P. 44-52.
Jenkins R. Social identity. L.: Routledge, 1996.
Moscovici S. Notes towards a description of social representation // Europ. J. Soc. Psychol. 1988. Vol. 18. P. 211-250.
Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М.: Старый Сад, 1997. С. 97-104.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997. С. 244.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006. С. 352.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М.: Юристъ, 1998. 440 с.
Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 289-331.
Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. Ярославль, 2003. 51 с.
Козырева Т.С. Психологическая идентичность личности сотрудников учреждений пенитенциарной системы под влиянием особых условий деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 417-429.
 Критериально-функциональное содержание профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Критериально-функциональное содержание профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Полнотекстовая версия